Звенигородскийфинансово-экономический колледж-филиал
федеральногогосударственного образовательного
учреждениявысшего профессионального образования
«Финансоваяакадемия при Правительстве Российской Федерации»
Курсовая работапо дисциплине:
«Налоги и сборыс юридических лиц»
На тему:«Порядок исчисления и уплата акцизов при импорте товаров».
2010
Содержание
Введение.
/>/>1. Общиетребования налогового законодательства />
2. Особенностиопределения налоговой базы при перемещении подакцизных товаров через таможеннуюграницу
3. Налоговыевычеты
4. Налогооблажениеалкогольной продукции
/>5. Контрабандапри осуществлении импортных операций
6. Особенностиприменения импортных акцизов в торговле со странами СНГ
Заключение
Введение
Государственнаявласть всегда стремилась создать такую систему налогообложения, котораяпозволяла бы процесс уплаты налогов сделать как можно менее заметным дляплательщиков, а взимание налогов производить«автоматически-принудительно». Хотя более простой и исторически болееранней формой налогообложения были прямые налоги, взимаемые непосредственно сдоходов или имущества налогоплательщиков, более широкое применение получилименее заметные косвенные налоги. Пошлины — разновидность косвенных налогов — стали первыми видами денежных платежей в казну государства.
Объяснениестоль широкого распространения косвенных налогов давали многие русские изападные экономисты. Английский экономист Уильям Пети отмечал следующиепреимущества косвенных налогов перед другими налогами:
— налогвзимается с того, кто оплачивает какие-либо товары или услуги, при этом налогникому не навязывается и его легко уплатить;
— исключается двойное налогообложение за один и тот же товар, поскольку егонельзя употребить дважды;
— сборналогов дает информацию о благосостоянии государства и его граждан в конкретныймомент времени.
Кроме того,широкое распространение косвенного налогообложения было обусловлено егофискальными выгодами. Налог уплачивается незаметно для потребителя, так каквключается в цену приобретаемого товара. Подчас покупатель, совершая покупку,даже не подозревает о том, что он становится плательщиком налога.
К косвеннымналогам относятся индивидуальные акцизы, сущность и природа которых сходна сналогом на добавленную стоимость. Отличительной особенностью индивидуальныхакцизов является то, что ими облагается вся стоимость реализованных подакцизныхтоваров (либо весь объем реализованной или полученной продукции в натуральномвыражении). Причем перечень подакцизных товаров устанавливается государством.
В Россииакцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится какцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки — квас, пиво с давних временсчитались на Руси неплохим источником пополнения казны. Помимо акцизов наалкогольную продукцию в России, издавна, широко использовались акцизы на предметымассового потребления.
Таким образом,на протяжении веков акцизы играли важную роль в налоговой системе России,прежде всего как крупный фискальный источник.
1.Общие требования налогового законодательства
Акцизы являютсядополнительным налогом, взимаемым при реализации товаров, отличающихсяповышенным спросом и высокой рентабельностью.
Акцизы относятся ккосвенным налогам, т. е. сумма акциза включается в цену проданных товаров,выполненных работ или оказанных услуг. Для целей бухгалтерского учёта этоозначает, что начисление акцизов увеличивает себестоимость продаж.
Торговля подакцизнымитоварами служит препятствием к реализации прав на некоторые виды налоговыхльгот по другим налогам, а так же для применения некоторых специальныхналоговых режимов.
Объектомналогообложения является реализация товаров и другие операции с ними. При этомсущественное значение имеет отнесение соответствующих товаров к категорииподакцизных. Условно их можно разделить на четыре группы (по отраслевомупризнаку). Далеко не все товары являются подакцизными.
Освобождаются отналогообложения акцизами следующие операции:
Передача подакцизныхтоваров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельнымналогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такомуже структурному подразделению этой организации. Под подразделением следуетпонимать любое структурное подразделение налогоплательщика, осуществляющеедеятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств ихозяйств, независимо от того, обособлено ли оно территориально от организации;
Реализация подакцизныхтоваров (за исключением нефтепродуктов), помещённых под таможенный режимэкспорта, за пределы территории РФ с учётом потерь в пределах норм естественнойубыли, а также операции, являющиеся объектами налогообложения, снефтепродуктами, в дальнейшем помещёнными под таможенный режим экспорта:
Оприходование натерритории Российской Федерации организацией или индивидуальнымпредпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельнопроизведённых из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизныхнефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счёт оплаты услугпо производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. При этомоприходованием признаётся принятие к учёту в качестве готовой продукцииподакцизных нефтепродуктов, произведённых из собственного сырья и материалов (втом числе подакцизных нефтепродуктов);
Получение на территорииРФ нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющимисвидетельство. При этом получением нефтепродуктов признаются: приобретениенефтепродуктов в собственность; оприходование нефтепродуктов, полученных в счётоплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в томчисле из подакцизных нефтепродуктов); оприходование подакцизных нефтепродуктов,самостоятельно произведённых из собственного сырья и материалов (в том числеподакцизных нефтепродуктов); получение собственником сырья и материаловнефтепродуктов в качестве готовой продукции, произведённых из этого сырья иматериалов на основе договора переработки;
Передача на территорииРоссийской Федерации организацией или индивидуальным предпринимателемнефтепродуктов, произведённых из давальческого сырья и материалов (в том числеподакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющемусвидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственникаприравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику.
Освобождается отналогообложения ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, откоторых произошёл отказ в пользу государства и которые подлежат обращению вгосударственную и (или) муниципальную собственность
Перечисленные операциине подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учётаопераций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.
Налоговым периодом поакцизам является календарный месяц. Отчётные периоды не установлены.
Сроки уплаты налога:
по всем видамподакцизных товаров, кроме прямогонного бензина и денатурированного этиловогоспирта, — за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числамесяца, следующего за отчётным месяцем, и не позднее 15-го числа второгомесяца, следующего за отчётным месяцем;
по прямогонному бензинуи денатурированному этиловому спирту – не позднее 25-го числа третьего месяца,следующего за истекшим налоговым периодом.
Сроки ипорядок уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров на таможенную территориюРоссийской Федерации устанавливается таможенным законодательством.
Срок представленияналоговых деклараций:
по всем операциям совсеми видами подакцизных товаров, кроме прямогонного бензина иденатурированного этилового спирта, — в срок не позднее 25-го числа месяца,следующего за истекшим налоговым периодом;
по операциям спрямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом – не позднее 25-гочисла третьего месяца, следующего за отчётным.
2.Особенности определения налоговой базы при перемещении подакцизных товаровчерез таможенную границу
При ввозе подакцизныхтоваров в Российскую Федерацию акцизы:
уплачиваются – при ихперемещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения, приперемещении под режимы переработки для внутреннего потребления, при выпускепродуктов переработки для свободного обращения;
не уплачиваются – приих помещении под режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта[1],беспошлинной торговли, свободного склада.
При ввозе подакцизныхтоваров на территорию Российской Федерации налоговая база определяется поподакцизным товарам:
с твёрдыми(специфическими) ставками – как объём ввозимых товаров в натуральном выражении;
с адвалорными (впроцентах) ставками – как сумма их таможенной стоимости и таможенной пошлины;
с комбинированнымиставками – как объём ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении приприменении твёрдой (специфической) составляющей налоговой ставки и какрасчётная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя измаксимальных розничных цен, при применении адвалорной (в процентах)составляющей налоговой ставки.
Налоговая базаопределяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РоссийскойФедерации партии подакцизных товаров.
Если в составе однойпартии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизныхтоваров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разнымналоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждойгруппы указанных товаров. В аналогичном порядке налоговая база определяетсятакже в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территориюРоссийской Федерации подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранеевывезенные с таможенной территории Российской Федерации для переработки внетаможенной территории Российской Федерации.
3.Налоговые вычеты
Налогоплательщик имеетправо уменьшить сумму акциза по реализованным подакцизным товарам на суммуналоговых вычетов.
Вычетам подлежат суммыакциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком приприобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозеподакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных всвободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья дляпроизводства подакцизных товаров. При исчислении суммы акциза на алкогольнуюпродукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов указанныеналоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной поподакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акцизана этиловый спирт на дату приобретения подакцизного товара, использованного вкачестве сырья.
В случае безвозвратнойутери указанных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в процессеих производства, хранения, перемещения и последующей технологической обработкисуммы акциза также подлежат вычету. При этом вычету подлежит сумма акциза,относящаяся к части товаров, безвозвратно утерянных в пределах нормтехнологических потерь и (или) норм естественной убыли, утвержденныхуполномоченным федеральным органом исполнительной власти для соответствующейгруппы товаров.
Вычетам подлежат суммыакциза, уплаченные на территории Российской Федерации по спирту этиловому,произведенному из пищевого сырья, использованному для производствавиноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольнойпродукции.
Налоговые вычетыпроизводятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленныхпродавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров, либопредъявленных налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов)при его производстве, либо на основании таможенных деклараций или иныхдокументов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров на таможенную территориюРоссийской Федерации и уплату соответствующей суммы акциза.
Вычетам подлежат толькосуммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизныхтоваров либо предъявленные налогоплательщиком и уплаченные собственникомдавальческого сырья (материалов) при его производстве, либо фактическиуплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РоссийскойФедерации, выпущенных в свободное обращение.
В случае если вкачестве давальческого сырья использовались подакцизные товары, по которым натерритории Российской Федерации уже был уплачен акциз, налоговые вычетыпроизводятся при представлении налогоплательщиками копий платежных документов сотметкой банка, подтверждающих факт уплаты акциза владельцем сырья (материалов)либо факт оплаты владельцем стоимости сырья по ценам, включающим акциз.
4.Налогообложение алкогольной продукции
Производство и обороталкогольной продукции вправе осуществлять лишь организации — юридические лица.
Лицами, ответственнымиза уплату акцизов в связи с перемещением товаров через таможенную границуРоссийской Федерации, являются:
декларанты – лица,которые декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;
таможенные брокеры — топосредники, совершающие таможенные операции от имени и по поручению декларантаили иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставленоправо совершать таможенные операции;
5.Контрабанда при осуществлении импортных операций
Особое место в этойгруппе преступлений занимают деяния, связанные с незаконным ввозом иреализацией на территории страны автомобилей иностранного производства. Этотбизнес связан с деятельностью устойчивых преступных групп с распределениемфункций по скупке и перевозке машин, обеспечению растаможивания, хранению исбыту, изготовлению фиктивных документов, печатей и штампов.
Предметом контрабандныхопераций, осуществляемых физическими лицами, чаще всего выступаютавтотранспортные средства иностранного производства. К основным методам ихнезаконного импорта относятся:
обход таможенныхпостов;
изготовление ииспользование поддельных личных номерных печатей и штампов таможенных органовдля оформления товаросопроводительных документов;
проведениенеправомерного растаможивания;
перемещение немаркированныхподакцизных товаров под прикрытием части маркированных;
использование фальшивыхакцизных и специальных марок;
Предметом контрабандныхопераций, осуществляемых юридическим лицами, являются в значительной степенитовары, подлежащие обложению акцизами и таможенными пошлинами. К ним относятсяв основном потребительские товары импортного производства — алкогольныенапитки, табачные изделия, автомобили, мебель, бытовая техника, одежда.Особенно много правонарушений выявляется при ввозе таких товаров как алкоголь итабачные изделия.
По данным Министерствавнешних экономических связей РФ объем импорта алкоголя приближается к 50% отпроизводимого внутри страны, что может составить угрозу отечественномупроизводству.
Беспрецедентныхрезультатов достигли злоупотребления в процессе ввоза в Россию и реализации наее территории автомобилей иностранного производства после введения таможенныхпошлин в размере 5 ЭКЮ за 1 куб. см. объема двигателя, что по существусоставляет 100 процентов их стоимости.
К основным методам незаконногоимпорта подакцизных товаров юридическим лицами относятся:
обход таможенныхпостов;
сокрытие от таможенногодосмотра;
использование подложныхдокументов;
ввоз товаров под видомтранзита с последующей его реализацией внутри страны;
перемещение немаркированныхтоваров под прикрытием части маркированных;
использование фальшивыхакцизных и специальных марок;
незаконноеиспользование льгот, предоставляемых отдельным категориям лиц при ввозеавтомобилей.
Импортные операции,связанные с незаконным автомобильным бизнесом, осуществляются устойчивымипреступными группировками, уклоняющимися от выполнения установленных требованийпо уплате таможенных и иных платежей.
Целям обеспеченияуголовно-правовой охраны предусмотренного законом порядка и условий перемещениячерез таможенную границу РФ товаров и иных объектов и связанных с этим законныхправ и интересов государства, юридических и физических лиц служат правовыенормы.
6.Особенности применения импортных акцизов в торговле со странами СНГ
Подобно практикеприменения различных ставок импортных пошлин, механизм и ставки взиманияакцизов с ввозимых подакцизных товаров также дифференцированы в зависимости отстраны происхождения товаров.
Если импортные пошлиныв торговле со странами СНГ не применяются, то практика взимания акцизов,напротив, существует, что в принципе не противоречит принятым взаимнымдоговоренностям о зоне свободной торговле между Россией и бывшими республиками.Как указывалось выше, конкретные механизмы взаимной торговли определяются двустороннимисоглашениями, при этом национальная акцизная политика значительно различаетсяпо странам Содружества не только по величине ставок на аналогичные товары, но ипо используемой налоговой базе. К сожалению, до сих пор не выработаны единыеправила в отношении применения акцизов.
Последовательно проводяполитику импортных преференций в отношении сопредельных государств, Россия вторговле с ними не использовала механизм акцизов. Так, в первом федеральномЗаконе “Об акцизах” декларировалось, что товары, происходящие с территориигосударств бывшего СССР, при ввозе в Россию акцизами не облагаются.
В последующихнормативных актах это преимущество для указанных товаров сохранялось. Впринятом Законе РФ “О внесении изменений в закон РФ “Об акцизах” указывалось,что подакцизные товары, происходящие с территории стран-членов СНГ при ввозе натерриторию РФ акцизами не облагаются, при этом происхождение товара должно былобыть подтверждено специальным сертификатом.
Партнеры по СНГ нередков одностороннем порядке вводят меры, прямо противоположные межгосударственнымСоглашениям, и Россия вынуждена реагировать на эти меры, как например, было вотношении отмены акцизов на экспорт со стороны Украины и Казахстана.
Украина отменилавзимание акцизов с подакцизных товаров, происходящих с ее территории, при ввозев Российскую Федерацию. В целях защиты отечественных производителей и наосновании Закона Российской Федерации “Об акцизах”, а также с учетом решенийЭкономического Суда Содружества Независимых Государств о толковании положенийучредительных документов Содружества относительно статуса Украины какгосударства-участника Содружества Независимых Государств был подписан УказПрезидента РФ от “О взимании акцизов с подакцизных товаров, происходящих стерритории Украины, при ввозе на таможенную территорию РФ”. При этом импортныеакцизы на соответствующие украинские товары взимались по ставкам, установленнымдля подакцизных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации из страндальнего зарубежья. Тем не менее Кабинету Министров Украины было предложенопровести переговоры по вопросам налогообложения товаров, происходящих стерритории Украины и ввозимых на территорию Российской Федерации, а такжетоваров, происходящих с территории Российской Федерации и ввозимых на территориюУкраины. Этот Указ действовал только несколько месяцев и был отменен следующимУказом как несоответствующий новой редакции Закона “Об акцизах”.
Для реализации новогопорядка взимания акцизов с подакцизных товаров из сопредельных стран, ГТКРоссии было принято решение о том, что зачет акцизов не разрешается производитьдо выработки соответствующего порядка проведения зачета по каждой отдельнойстране.
Учитывая разногласия впроводимой национальной политике акцизов и номенклатуру основных импортныхпоставок из различных стран СНГ, дополнительно были приняты специальныенормативные акты о взимании акцизов с товаров, поступающих из разных стран СНГ,в частности с Украины и из Казахстана. Так, Указание ГТК РФ “О зачете суммакцизов” определяло, что при таможенном оформлении товаров, происходящих иввозимых с территории Украины, следует принимать к зачету суммы акцизов,уплаченные в стране происхождения.
Однако в связи сизменениями акцизной политики (в том числе уровня ставок акцизов) Украины иКазахстана, для товаров, происходящих с их территории, временно былоприостановлено действие механизма зачета акцизов при их ввозе в Россию и сейчаспри импорте подакцизных товаров из этих стран взимаются акцизы в тех жеразмерах, что и с импортируемых подакцизных товаров из третьих стран.
Особый режим существуетв отношении импортируемых товаров из Белоруссии. Россия и Белоруссия подписалиСоглашение о Таможенном союзе. Конкретный механизм таможенного оформлениятоваров, перемещаемых между Россией и Белоруссией был определен, в частности, вУказании ГТК РФ “О таможенном оформлении товаров”.
При решении вопроса онеобходимости производства таможенного оформления и проведении таможенногоконтроля в отношении товаров, ввозимых с территории Республики Беларусь и всоответствии с Указом Президента РФ “Об отмене таможенного контроля на границеРоссийской Федерации с Республикой Беларусь” и Постановлением Правительства РФот “О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации” неосуществляется таможенное оформление и не производится таможенный контроль (следовательно,импортные акцизы не взимаются) только в отношении товаров, странойпроисхождения которых является Республика Беларусь, либо выпущенных длясвободного обращения на территории Республики Беларусь.
Как следует извышеизложенного, в правовом регулировании акцизных сборов в торговле междустранами СНГ существует значительная неопределенность. В соответствии сроссийской Конституцией, нормы международных договоров имеют приоритет наднормами внутреннего законодательства. Поэтому оптимальной была бы ситуация, прикоторой внешнеторговый режим в рамках Содружества максимально полнорегулировался бы многосторонними и двусторонними международными соглашениями.На сегодняшний день формально действуют бессрочные Договоры о свободнойторговле между странами СНГ и Соглашение о Таможенном Союзе России иБелоруссии, к которому в дальнейшем присоединились Казахстан, Киргизия(Соглашения “О Таможенном союзе”). Однако нормы этих документов сформулированынедостаточно конкретно и многие из них фактически не применимы в отсутствиеунифицированного таможенного законодательства, особенно в части акцизныхсборов.
Как уже указывалосьвыше, новая редакция Закона “Об акцизах” гласит, что акцизы с импорта из странСНГ могут взиматься при условии, что акцизы на экспортируемые товары в странепроисхождения не выше чем в России. При этом величина российских акцизов должнауменьшаться на величину акцизов, уплачиваемых в стране происхождения товаров.
Стремясь способствоватьинтеграции в рамках Содружества и одновременно защитить своей внутренний рынок,Россия последние годы пыталась осуществлять дифференцированную политику поотношению к своим основным партнерам из ближнего зарубежья.
В отношениях междуРоссией и Белоруссией проблему акцизов можно было бы считать снятой, посколькумежду двумя странами нет таможенной границы. Однако на деле ситуацияосложняется тем, что через Белоруссию в Россию ввозятся значительные объемытоваров, произведенные на территории третьих стран, причем на практике их невсегда легко выделить из всего объема российского импорта из Белоруссии.Поэтому обоснованной представляется норма новой редакции закона “Об акцизах”,предписывающая взаимозачет акцизов при импортно-экспортных операциях междуРоссией и Белоруссией. Подобный порядок будет применяться и по отношению кроссийским товарам в Белоруссии.
В торговле России сКазахстаном, Киргизией и Молдавией действовал механизм взаимозачетов акцизовнесмотря на то, что первые две из названных стран являются членами Таможенного союза.Это объясняется тем, что Соглашение о таможенном союзе, как и двусторонниеСоглашения о свободной торговле, содержит лишь общую норму о невзиманииэквивалентных налогов. Поскольку налоговое законодательство, и в первуюочередь, акцизное законодательство с этими странами не унифицировано, тоотдельные государства сохраняют в этой области практически неограниченнуюсвободу действия. При этом взаимозачет акцизов периодически приостанавливаетсякак на определенный срок, так и в отношении отдельных позиций товарнойноменклатуры, обычно в случае изменения национальной акцизной политики.
Особенно ущербнаправовая база в торговле между Россией и Украиной. Как известно, членствоУкраины в СНГ носит особый характер, поскольку эта страна не присоединилась комногим важным соглашениям в рамках. Механизм взаимозачетов акцизов вроссийско-украинской торговле действовал только в короткий период.
В настоящее времяситуация такова, что субъекты внешнеэкономических связей не имеют четкихправовых ориентиров и многие выражают недовольство тем, что импортируемые вРоссию из сопредельных государств подакцизные товары могут облагаться акцизамидважды, причем законность двойного налогообложения вызывает сомнения.
Представляется, чтонакопленный (во многом отрицательный) опыт следует учесть при разработке новыхзаконодательных актов, а когда они будут приняты — провести работу подетализации и конкретизации межгосударственного торгового режима в рамках СНГ иТаможенного союза, а также максимально унифицировать внутреннее законодательствоРоссии и ее партнеров в этой области.
Уже предприняты первыешаги в направлении решения указанных проблем. Пять государств Содружества:Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписалимежправительственное соглашение о создании налоговых представительств“пятерки”, основными функциями которых станут согласование решений налоговыхслужб, организация и обмен информацией о состоянии налоговых систем и текущихизменений в налоговом законодательстве. Представительства займутся также выработкойпредложений по сближению налоговых систем и созданием правовой базывзаимодействия между налоговыми службами государств.
Заключение
В результате всеговышеизложенного мы можем сделать ряд выводов:
Во-первых, возникочевидный дисбаланс в акцизном налогообложении отечественной подакцизнойпродукции и аналогичной продукции, ввозимой в Россию из-за рубежа, посколькупри тех же налоговых ставках в отношении импортируемых товаров налоговая базаопределялась как их таможенная стоимость, не включающая акцизов. Даже придостаточно высоких таможенных пошлинах и более высокой стоимости производителятовары иностранного производства — главным образом алкогольные и табачные — вРоссии получали лучшие конкурентные условия по сравнению с российскими. Приутрате государственной монополии на эти товары и полной открытости российскогорынка произошло резкое увеличение их поставок в Россию, что нанесло огромныйущерб российскому производству. Достаточно сказать, что легальное производстволикероводочных изделий в течение нескольких лет сократилось в 3-4 раза (поданным Госкомстата), что привело и к большим бюджетным потерям.
Конечно, такиекатастрофические последствия обусловила не только акцизная политика. Взначительно большей степени сказались такие факторы как:
слабый таможенныйконтроль и возможность контрабандного ввоза в Россию подакцизных товаров впромышленных объемах;
использование схемыфиктивного экспорта для освобождения от НДС и акцизов;
открытость границы сгосударствами СНГ, особенно в условиях проведения отдельными государствами СНГпротекционистской политики в отношении экспорта (в том числе в Россию) и отказаот ранее согласованных общих на территории СНГ правил косвенногоналогообложения;
слабый контроль надлегальностью и качеством предлагаемой на рынке подакцизной продукции;
Во-вторых, в течениеряда лет отдельные государства СНГ не проводили согласованной политики вотношении акцизов. Разные государства СНГ в отношении одних и тех же товаровприменяли не только существенно отличающиеся друг от друга ставки акцизов, но ииспользовали разные правила определения налоговой базы. В последнее времяситуация не слишком изменилась. Достигнуты некоторые рамочные договоренности оединообразном применении косвенных налогов между Россией, Белоруссией, Казахстаноми Таджикистаном (что особенно важно в связи с образованием Таможенного Союзамежду этими государствами), однако при этом не удалось договориться оприменении единых ставок и правил в отношении акцизов.
Отсутствие единого врамках СНГ налогообложения импорта — особенно при открытости границ междугосударствами СНГ — предоставляет импортерам широкие возможности для выборагосударства, на территорию которого выгоднее всего ввозить свои товары дляпоследующего их распределения по всем республикам (например, легковыеавтомобили предпочтительнее ввозить через территорию Белоруссии). В еще большейстепени, чем для акцизов, эта проблема актуальна в отношении ввозных таможенныхпошлин и НДС, где разброс налоговых и таможенных льгот и преференций особенновелик. Даже переход на международные правила уплаты косвенных налогов по местуназначения не закроет всех вопросов, особенно связанных с таможеннымиплатежами. При этом особняком стоит вопрос о целесообразности перехода намеждународные правила при взаимной торговле между государствами, вошедшими вТаможенный Союз, и не контролирующими перемещение товаров через границы внутриэтого Союза.
В-третьих, адвалорныеставки акцизов, с одной стороны, позволяли использовать весьма эффективные вусловиях России способы ухода от налогообложения, и, с другой стороны,создавали дополнительные трудности для производителей подакцизной продукции вплане ее улучшения и совершенствования.
Открывающиеся способыухода от налогообложения в условиях применения адвалорных ставок основаны главнымобразом на том, чтобы основную прибыль получать не при производстве и первичнойреализации, а при перепродаже произведенных подакцизных товаров. Производителютаких товаров достаточно создать дочернюю или зависимую торговую компанию,чтобы продавать ей свою продукцию по минимально возможным ценам (и сминимальными акцизами), получая минимальную прибыль или даже убытки. За счетпоследующей торговой надбавки (не облагаемой акцизами) торговая компания можетуже довести цены на эту продукцию до рыночного уровня и получить максимальновозможные прибыли при минимальных налогах.
Отсутствие в Россиикаких-либо правил контроля над трансфертным ценообразованием при сделках междувзаимозависимыми лицами, а также пересмотра налоговыми органами величиныналоговых обязательств участников таких сделок позволяет эффективноминимизировать налоги. Особенно активно подобные механизмы использовались донедавнего времени в алкогольном производстве. Зачастую в таких схемахучаствовали и региональные органы власти.
Влияние высокихадвалорных ставок акцизов на возможности улучшения качества продукции, ееоформления, предпродажной подготовки или иного подобного улучшения особеннозаметно на товарах алкогольной группы, но, по-видимому, актуально и для другихпроизводств. Если, например, новая оригинальная бутылка или упаковка обойдетсяпроизводителю подакцизной продукции дополнительно в 1 руб., то отпускная ценапродукции, включающая акцизы, автоматически должна увеличиться на 9 — 10 руб.Зачастую покупатель не готов к такому резкому росту цен, а производитель не всостоянии покрывать подобные затраты за счет прибыли, остающейся в егораспоряжении после уплаты налогов. Такие каскадные ценовые эффекты возможнытолько при использовании адвалорных ставок.
Многие из перечисленныхпроблем отпали при замене адвалорных ставок акцизов специфическими в начале. Врезультате удалось перевести на единый режим налогообложение импорта ивнутреннего производства аналогичных подакцизных товаров. Была ликвидированавозможность ухода от акцизного налогообложения при помощи трансфертногоценообразования. У производителей появились дополнительные возможности дляулучшения своей продукции, ее дизайна и продвижения ее на рынок. Теперьдополнительные расходы на подобные улучшения и рекламу не приводят автоматическик росту акцизов, хотя могут привести к увеличению себестоимости и отпускнойцены товаров. Это позволяет производить более качественную и, соответственно,более дорогую продукцию при неизменных акцизах. Таким образом, доля акцизов вболее качественной продукции снижается, что можно рассматривать как одно изпроявлений налоговой политики, направленной на поощрение роста качества ипотребительских свойств товаров.
Учитывая тот факт, чтоважную часть поступлений акцизов в Российской Федерации составляют акцизы нанефть и газовый конденсат (до 30% поступлений от акцизов), включение их в числоисточников доходов федерального бюджета существенно увеличивает долюпоступлений от акцизов в федеральный бюджет в общем объеме поступлений отакцизов в бюджетную систему РФ.
Библиографическийсписок литературы
1. Налоговыйкодекс Российской Федерации. Часть вторая.
2. ФедеральныйЗакон от 23.10.2009 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в частьвторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другиезаконодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силунекоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РоссийскойФедерации».
3. ПриказМНС от 10 декабря 2003 г. N БГ-3-03/675 „ Об утверждении форм налоговыхдеклараций по акцизам и “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО АКЦИЗАМ ИИНСТРУКЦИЙ ПО ИХ ЗАПОЛНЕНИЮ
4. ПриказГТК РФ от 23.10.2009 г. „Инструкция о порядке применения таможенными органамиРФ акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ“.
5. ГорскийИ.В. Налоги в рыночной экономике. М.: АНКИЛ, 1996.
6. Втораячасть Налогового Кодекса РФ (хроника принятия, тексты документов, комментарии)//АКДИ «Экономика и жизнь, 2009
7. Налогии налогообложение: Учебное пособие для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н.Романова. – М.: ЮНИТИ, 2002.
8. СелезнёваН. Н. Налоги и налоговая система России. –М. Закон и право, 2000.