Задача 1
Индивидуальный предприниматель В. Обратился в Арбитражный судПриморского края с заявлением об оспаривании распоряжения Территориального управленияФедерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю(далее — Управление Госимущества) о предоставлении в бессрочное (постоянное) пользованиефедеральному государственному образовательному учреждению среднего профессиональногообразования «Дальневосточный гидромелиоративный колледж» земельного участкаплощадью 2165 кв. м.
Как следует из материалов дела, предприниматель В. Является собственникомнежилых помещений в г. Уссурийске и обратился в Администрацию г. Уссурийска с заявлениемо выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения административно-производственнойпристройки к части здания. Однако предпринимателю В. отказано в согласовании местаразмещения объекта и представлении в аренду земельного участка в связи с тем, чтоиспрашиваемый земельный участок уже находится в пользовании колледжа.
При этом оспариваемым решением Управления Госимущества земельныйучасток общей площадью 2165 кв. м. был предоставлен на праве постоянного (бессрочного)пользования ФГОУ СПО «Дальневосточный гидромелиоративный колледж». Решениебыло принято на основании того, что земельный участок по улице Советской угол Октябрьской,квартал 44, площадью 2000 кв. м. предоставлен в 1965г. Главному управлению по мелиорацииземель и строительству совхозов под строительство мелиоративного политехническоготехникума и общежития (в настоящее время — ФГОУ СПО «Дальневосточный гидромелиоративныйколледж»), что подтверждается архивными материалами. Однако, учитывая, чтоколледж в 1999г. начал строительство учебно-тренировочного центра, для дальнейшегоего расширения и создания учебно-тренировочного полигона Управление на основаниипредставленного кадастрового плана предоставило участок уже площадью 2165 кв. м.
Каков порядок предоставления земельных участков для строительства?
Решите дело.
Земельным участком является частьземной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
1. Предоставление земельных участковдля строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласованиямест размещения объектов;
2) с предварительным согласованиеммест размещения объектов. (ст.30 ЗК).
В состав процедуры предоставленияземельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещенияобъекта включаются следующие стадии. На первой стадии осуществляется выбор земельногоучастка для размещения объекта и принимается решение о предварительном согласованииместа его размещения. На второй стадии проводятся работы по формированию земельногоучастка. На третьей — земельному участку присваивается кадастровый номер. И, наконец,на четвертой стадии принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке,установленном ст.32 ЗК.
В п.11 ст.30 ЗК указаны случаи, когдане должно проводиться предварительное согласование места размещения. Согласованиене проводится при размещении объектов в городских и сельских поселениях в соответствиис градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки,т.е. территориальным зонированием. Не требуется эта процедура и при предоставленииземельных участков для сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства,а также гражданам для индивидуального жилищного строительства и личного подсобногохозяйства.
Правовое значение выполнения указанныхпроцедур предоставления земельных участков заключается в том, что предоставлениеучастка в собственность без предварительного согласования места размещения объектапроводится исключительно на торгах, а предоставление участка с предварительным согласованием- только в аренду или постоянное бессрочное пользование. Решение о предоставленииземельного участка либо протокол о результатах торгов являются основаниями для государственнойрегистрации права постоянного (бессрочного) пользования, либо для заключения договоракупли-продажи земельного участка и государственной регистрации права собственностипокупателя на землю или для заключения договора аренды земельного участка и егогосударственной регистрации.
Решение о предоставленииземельного участка или об отказе выдается заявителю в семидневный срок с моментаего принятия. Допускается обжалование решения об отказе в предоставлении участкав суд. Если суд признает решение об отказе недействительным, то в своем решениион должен обязать соответствующий орган предоставить участок. При этом в решениидолжны быть указаны срок и условия предоставления земельного участка.
В Земельном Кодексепорядок предоставления земель для строительства регулируется следующими статьями:
Статья 30. Порядок предоставленияземельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной илимуниципальной собственности
1. Предоставление земельных участковдля строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласованиямест размещения объектов;
2) с предварительным согласованиеммест размещения объектов.
1.1 Органы государственной властисубъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставлениенаходящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, атакже земельных участков, государственная собственность на которые не разграниченаи которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться,осуществляется исключительно на торгах.
1.2 Органы местного самоуправлениявправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальнойсобственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственностьна которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательствомони имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
2. Предоставление земельных участковдля строительства в собственность без предварительного согласования мест размещенияобъектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствиисо статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом2.1 настоящей статьи.
2.1 Земельный участок, находящийсяв муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственностьна который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владениегражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроеннойтерритории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торговлицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительнойдеятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанныйземельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроеннойтерритории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер аренднойплаты за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленногозаконодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.
Орган местного самоуправления илив случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствиис федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта РоссийскойФедерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственнаясобственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировкезастроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основаниизаявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящегопункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитиизастроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетяминженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставленииуказанного земельного участка.
Решение о предоставлении земельногоучастка, указанное в абзаце втором настоящего пункта, является основанием установленияв соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправлениядоговор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельногоучастка и проведения его государственного кадастрового учета.
2.2 Предоставление пользователю недрземельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами,из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в арендуосуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размераарендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством РоссийскойФедерации. (ст.30, «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 29.12.2010))
3. Предоставление земельных участковдля строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляетсяв аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, — в постоянное (бессрочное)пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооруженийрелигиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользованиена срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Статья 20.
1. В постоянное (бессрочное) пользованиеземельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казеннымпредприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекратившихисполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местногосамоуправления. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 261-ФЗ, от 13.05.2008N 68-ФЗ) (ст. 20, «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 29.12.2010)).
Следовательно, в данном деле ФГОУСПО «Дальневосточный гидромелиоративный колледж» был предоставлен земельныйучасток в постоянное (бессрочное) пользование на основании ст.20 ЗК РФ, посколькуданное учреждение относится к категории учреждений перечисленных в вышеуказаннойстатье (федеральное государственное образовательное учреждение).
Предоставление земельного участкаосуществлялось в соответствии с п.11 ст.30 ЗК, когда не должно проводиться предварительноесогласование места размещения. Согласование не проводится при размещении объектовв городских и сельских поселениях в соответствии с градостроительной документациейо застройке и правилами землепользования и застройки, т.е. территориальным зонированием(решение Управления Госимущества о предоставлении земельного участка общей площадью 2165 кв. м. на праве постоянного (бессрочного) пользования, составленное на основаниитого, что земельный участок представлен в 1965г. Главному управлению по мелиорацииземель и строительству совхозов под строительство колледжа, соответственно представленв соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользованияи застройки.
Строительство учебно-тренировочногоцентра осуществлялось также в рамках ст.30 ЗК РФ (предоставляется для строительствав границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии),поскольку строительство осуществлялось для расширения и создания учебно-тренировочногополигона для дальнейшего расширения.
Порядок предоставления участка длястроительства учебно-тренировочного полигона регулируется ст.30 ЗК РФ:
Орган местного самоуправления илив случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствиис федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта РоссийскойФедерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственнаясобственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировкезастроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основаниизаявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящегопункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитиизастроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетяминженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решениео предоставлении указанного земельного участка.
процедура предоставление земельный участок
Задача 2
ООО «Эко-Арис» в 2000г. приватизировало овощехранилище.Земельный участок с инженерной и транспортной инфраструктурой овощехранилища — дорогами,открытыми площадками для разгрузки, просушки и бункеровки (всего около 1 га) был закреплен за ООО «Эко-Арис» на праве постоянного (бессрочного) пользования. В 2002г.предприятие заключило с муниципальным образованием городским округом Т. договораренды земельного участка сроком на 9 лет. В 2006г. между ООО «Эко-Арис»и ЗАО «Производственно-инвестиционная компания „Агроимпульс“ (далееЗАО „Агроимпульс“) был заключен предварительный договор о продаже овощехранилища.При этом ЗАО „Агроимпульс“, исходя из того, что занимаемый овощехранилищемземельный участок составляет существенную часть его производственной базы, согласилосьвыкупить овощехранилище по обусловленной цене при условии предварительно приобретенияООО „Эко-Арис“ данного участка в собственность. Однако в апреле 2007г.администрация городского округа Т. отказала в таком выкупе на основании того, чтодействующий договор аренды не закрепляет право арендатора требовать такого выкупа.
ООО „Эко-Арис“ обратилось в Арбитражный суд с заявлениемоб обжаловании неправомерного действия (бездействия) администрации городского округаТ.
Каков порядок переоформления прав на землю?
Решите дело.
Данный участок является землями сельскохозяйственного назначения,что предусматривает особый порядок регулирования.
Землями сельскохозяйственного назначенияпризнаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленныедля нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
2. В составе земель сельскохозяйственногоназначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственнымидорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечениязащиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенныхявлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемымидля производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.(ст.77, „Земельный кодекс Российской Федерации“ от 25.10.2001 N 136-ФЗ(принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 29.12.2010))
Условия предоставления земельныхучастков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществами обществам устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственногоназначения. (ст.82, „Земельный кодекс Российской Федерации“ от 25.10.2001N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 29.12.2010))
Переданный в аренду гражданину илиюридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственностьпо рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленнойзаконом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключениядоговора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельногоучастка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должнобыть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления вписьменной форме в исполнительный орган государственной власти субъекта РоссийскойФедерации или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующихземельных участков в пределах их компетенции (в ред. Федерального закона от 18.07.2005N 87-ФЗ) (ст.10, Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010)»Обобороте земель сельскохозяйственного назначения” (принят ГД ФС РФ 26.06.2002)).
В данном деле администрация отказалав выкупе на основании того, что действующий договор не закрепляет право арендаторатребовать такого выкупа, однако действия администрации в данном случае неправомерны.
Арендатор, в соответствии со ст.10,Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010)«Об обороте земельсельскохозяйственного назначения» имеет право приобрести земельный участокв собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене,установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с моментазаключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельногоучастка.
В данном деле, земельный участокнаходился в условиях надлежащего использования и трехлетний срок к апрелю 2007г.уже истек (договор заключен в 2000г.).
Следовательно, ООО «Арис»имеет право требовать выкупа земельного участка. Для выкупа необходимо подать заявлениев письменной форме в исполнительный орган государственной власти субъекта РоссийскойФедерации или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующихземельных участков.
Задача 3
Администрация Муниципального образованияШиринкинский район Республики Хакасия обратилась в Арбитражный суд с заявлениемо признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентствапо управлению государственным имуществом Российской Федерации по Республике Хакасия(далее — управление Госимущества) по определению границ заповедника на озере Белебез учета государственного акта на землю и материалов по уточнению границ, разработанныхмежведомственной комиссией в соответствии с приказом Управления Министерства природныхресурсов России по Республике Хакасия.
Для восстановления своих прав заявительтребует, чтобы Управление Госимущества привело землеустроительное дело на данныйземельный участок в соответствие с вышеназванными актами и зарегистрировало соответствующиеизменения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Каков порядок согласования границземельных участков?
Решите дело.
Федеральный закон от 24.07.2007N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009)«О государственном кадастре недвижимости»предусматривает следующий порядок согласования границ земельных участков:
Статья 39. Порядок согласования местоположенияграниц земельных участков
1. Местоположение границ земельныхучастков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательномусогласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указаннымив части 3 настоящей статьи (далее — заинтересованные лица), в случае, если в результатекадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношениикоторого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположениеграниц смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственныйкадастр недвижимости.
2. Предметом указанного вчасти 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровыхработ является определение местоположения границы такогоземельного участка,одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованномулицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возраженияотносительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границпринадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ навозмездной основе.
3. Согласование местоположенияграниц проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками направе:
1) собственности (за исключениемслучаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной илимуниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение,постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственнымиили муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное)пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования(за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственнымили муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной властиили органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельныеучастки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующийдоговор аренды заключен на срок более чем пять лет).
4. От имени указанных в части 3 настоящейстатьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители,действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности,указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органаили органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границот имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещенийв многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленномфедеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (еслисоответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанныхсобственников), представитель собственников долей в праве общей собственности наземельный участок из земель сельскохозяйственного назначения — решением общего собраниясобственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входитв состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности болеечем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачногонекоммерческого объединения граждан — решением общего собрания членов данного некоммерческогообъединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения(если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территорииданного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования).
5. Согласование местоположенияграниц проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельныхучастков на местности или без установления границ земельных участков на местности.
Заинтересованное лицо вправе потребоватьсогласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случаетакое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности,за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.
6. Согласование местоположения границпроводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованныхлиц в случае, если:
1) земельные участки, местоположениеграниц которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участкамив составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составеземель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционногоприродопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего ВостокаРоссийской Федерации;
2) подлежащее согласованию местоположениеграниц земельных участков определено посредством указания на природные объекты илиобъекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которыхсодержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащеесогласованию местоположение границ таких земельных участков;
3) подлежащее согласованию местоположениеграниц земельных участков определено местоположением на одном из таких земельныхучастков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.
7. Согласование местоположения границпо выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованныхлиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласованиеместоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установленияграниц земельных участков на местности осуществляется на территории населенногопункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или которыйявляется ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельныхучастков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию сзаинтересованными лицами.
8. В случае согласования местоположенияграниц посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведениисобрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителямпод расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправленияс уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровымисведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федеральногозакона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленномдля официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информациисоответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведениисобрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
1) в государственном кадастре недвижимостиотсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или полученоизвещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленноезаинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможностиего вручения;
2) смежный земельный участок расположенв пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческогообъединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земельсельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц,либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирномдоме.
9. В извещении о проведении собранияо согласовании местоположения границ должны быть указаны:
1) сведения о заказчике соответствующихкадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
2) сведения о кадастровом инженере,выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес,адрес электронной почты и номер контактного телефона;
3) кадастровый номер и адрес земельногоучастка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровыеномера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываютсясведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастровогоквартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
4) порядок ознакомления с проектоммежевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения,направления или опубликования извещения;
5) место, дата и время проведениясобрания о согласовании местоположения границ;
6) сроки и почтовый адрес для врученияили направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположенияграниц с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованныхвозражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектоммежевого плана.
10. Извещение о проведении собранияо согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликованов срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанныйв пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцатьдней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примернаяформа извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сферекадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведениисобрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещеннымо проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границземельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядкеизвещения заинтересованных лиц не применяются. (в ред. Федерального закона от 21.12.2009N 334-ФЗ)
11. При проведении согласования местоположенияграниц кадастровый инженер обязан:
1) проверить полномочия заинтересованныхлиц или их представителей;
2) обеспечить возможность ознакомлениязаинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого планаи дать необходимые разъяснения относительно его содержания;
3) указать заинтересованным лицамили их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участковна местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением наместности).
12. При проведении согласования местоположенияграниц заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженерудокументы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителейзаинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лицна соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированномправе заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в государственномкадастре недвижимости).
В данном деле предметом спора являетсяземельный участок, относящийся к особо охраняемым природным территориям (заповедникна озере Бел).
В соответствии с п.5. ст.39 Федеральныйзакон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009)«О государственном кадастренедвижимости» Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположенияграниц с их установлением на местности.
Однако, в соответствии п.6 ст.39вышеуказанного ФЗ согласование местоположения границ проводится без их установленияна местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:
1) земельные участки, местоположениеграниц которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участкамив составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составеземель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционногоприродопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего ВостокаРоссийской Федерации (указанный земельный участок попадает под вышеперечисленныекатегории земель, а именно особо охраняемая природная территория).
Таким образом, согласование местоположенияграниц проводится без их установления на местности.
При проведении согласования местоположенияграниц кадастровый инженер обязан:
1) проверить полномочия заинтересованныхлиц или их представителей;
2) обеспечить возможность ознакомлениязаинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого планаи дать необходимые разъяснения относительно его содержания;
Указание заинтересованным лицам илиих представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участковна местности в данном деле не производится.
Список использованной литературы
1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ(принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 29.12.2010)
2. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010)«Об оборотеземель сельскохозяйственного назначения» (принят ГД ФС РФ 26.06.2002)
3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009)«О государственномкадастре недвижимости»
4. Комментарий к Земельному кодексу РФ / Под ред. Г.Е. Быстрова, Б.Д. Клюкина.Инфра-М. — М., 2002.
5. Постатейный комментарий к Земельному кодексу РФ и Федеральному закону«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». ИНФРА-М. — М., 2002.
6. Комментарий к Земельному кодексу (из книги «Комментарий к земельномузаконодательству Российской Федерации». — М.: Юрайт-Издат, 2002. — 615 с.- (Профессиональные комментарии)).