Порядок производства по делам об административных правонарушениях. Постановления по делам об административных правонарушениях

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАВРИЧЕСКИЙЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ
                             УНИВЕРСИТЕТ
                                             Юридический факультет
    
    
                    Кафедра: Административноеправо
                        КУРСОВАЯ  РАБОТА N 1
           по дисциплине: АДМИНИСТРАТИВНАЯОТВЕТСТВЕННОСТЬ
                тема: ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПОДЕЛАМ ОБ
            АДМИНИСТРАТИВНЫХПРАВОНАРУШЕНИЯХ.ПОСТАНОВЛЕНИЯ
             ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХПРАВОНАРУШЕНИЯХ
.

                                — 2 –
       ТЕМА: ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
              ПРАВОНАРУШЕНИЯХ.ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПОДЕЛАМ ОБ
                   АДМИНИСТРАТИВНЫХПРАВОНАРУШЕНИЯХ
                               П Л А Н
                              1.ВВЕДЕНИЕ
       2.ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА, ЕГООСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
           ИПРИНЦИПЫ, АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
       3 1. 0АДМИНИСТРАТИВНОЕПРОИЗВОДСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
       4.ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВАВ ДЕЛАМ ОБ
         АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
       5.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВ ПОАДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
                             6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                     7.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
.

                                — 3 –
                         1.   В В Е Д Е Н И Е
     Административное право занимает особоеместо в системе  правового
регулирования,поскольку  выступает  необходимым и важным инструментов
управлениясоциальными процессами в обществе. Ему присущи соответству-
ющие границы  правового регулирования  — деятельностьгосударственной
исполнительнойвласти всех рангов, общественных отношений управленчес-
кого характера,  которые складываются в этой сфере, внутренняяоргани-
зационнаядеятельность других  государственных  органов, связанных  с
функциейуправления,  а  также внешнеорганизационные отношения негосу-
дарственныхорганизаций, учреждений и предприятий.
     Административное право охватывает широкийкруг общественных отно-
шений, которыевозникают в связи с реализацией ей функций управления в
процесседеятельности органов исполнительной власти.
     Наиболее тесную связь административноеправо  имеет  с государс-
твеннымправом,  которое составляет основу всехотраслей права включая
административное,и занимает ведущее место.
     Административное право  тесно связано также и с гражданским пра-
вом. Прежде всегопотому, что связи регулируют отношения имущественно-
го характера, приэтом необходимо указать, что нормы гражданского пра-
ва касаютсяимущественных отношений в тех случаях, когда стороны рав-
ноправны (например,  договор поставки продукции). Анормы администра-
тивного права касаютсяимущественных отношений,  которыебазируются на
административнойподчиненности одной стороны другой (например, если не
оплачен проезд втрамвае) определенные связи есть у административного
права с трудовымправом в сфере регулирования служебных отношений. Так
трудовое правоопределяет статус государственного служащего как участ-
ника трудовогопроцесса, а нормы государственного права регулируют го-
сударственно-служебныеотношения.
     Административное право граничит сфинансовым, земельным, аграрным
и другимиотраслями права.
     Таким образом,  анализ взаимодействия  административногоправа с
другими отраслямиправа позволяет установить,  что егопредметом  есть
сфера  государственного  управления. Другими словами административное
право регулируетобщественные отношения в сфере государственного  уп-
равления.
     Предложенная ниже тема — «Порядокпроизводства по делам об  адми-
нистративныхправонарушениях.Постановления  по делахоб административ-
ныхправонарушениях» -интересна тем, что позволяет  наглядно понять  и
проследитьпринципы  государственного управления иконтроля сложнейшим
искусственныморганизмом, созданного людьми — ГОСУДАРСТВОМ.

                                — 4 –
        2.ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА, ЕГООСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
           ИПРИНЦИПЫ, АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
     В административно-правовой науке сложилисьдве линии в оценке по-
нятия«административный процесс». Его рассматривают в узком смысле –
какпроизводство  по делам обадминистративные правонарушениях и в ши-
роком — какурегулированный законодательством порядок рассмотрения ин-
дивидуально-конкретныхдел в сфере исполнительной власти.
     Правовая природа процесса выражаетсяпрежде всего в его  социаль-
нойнаправленности, поскольку  он  обеспечивает возможность реализации
нормматериального права разных отраслей. Соответственно  каждый  вид
процесса –  это порядок последовательного совершения действий, которые
имеют цельпрактического проведения в жизнь норм материального права.
     Процесс как  юридическое явление характеризуется также тем, что в
ходе егоосуществления возникают административно-процессуальные  отно-
шения — самостоятельный вид правовых отношений. Для возникновения ка-
ких-нибудьпроцессуальных отношений необходимы четыре обстоятельства:
нормаматериального  права,  норма процессуального права, правосубъект-
ность июридический факт, роль которого в данном случае сыграют матери-
ально-правовыеотношения.
     В общем понятии процесс — это отображениегосударственно-властной
деятельности, хотяв  ней принимает участие и другиесубъекты — гражда-
не, ихобъединения.
     В узком понятии административный процессрассматривается как уре-
гулированныйнормами  административно-процессуального  права  порядок
применениямероприятий  административного  принуждения и прежде всего
административныхвзысканий за совершения административных правонаруше-
ний.
     В широком понимании административныйпроцесс рассматривается  как
урегулированныйправом  порядок  рассмотрения индивидуально-конкретных
дел в сфереисполнительной деятельности органами государственного  уп-
равления, а в  предусмотренных  законодательством  случаях –  и други-
ми, уполномоченнымина это органами. Это такой порядок деятельности, по
которомускладываются  гражданскиеотношения, которые регулируются нор-
мамиадминистративно-процессуального права.В этом понятии отображается
связьадминистративного  процесса  с государственным  управлением как
формой государственнойдеятельностью, подчеркнутая связь административ-
ногопроцесса  с  нормами материального административного права. Эта
связьпросматривается в том, что в результате осуществления администра-
тивного процессаразрешаются индивидуально-конкретные дела в сфере го-
сударственногоуправления.

                                — 5 –
     Административно-процессуальные нормы  реализуются в форме и мето-
дамиадминистративного процесса, который есть  обозначенный  законода-
тельством порядокосуществления последовательных действий, направленных
на достижениеопределенного юридического эффекта.  Этидействия офици-
альноустанавливаются  нормамиадминистративно-процессуального права и
группируются впроизводство. Следует также подчеркнуть, что администра-
тивный процесс — не только ответственная процедура применения норм ма-
териального правав сфере  государственного  управления, а и  деятель-
ность, в ходекоторой возникают гражданские отношения, которые регулиру-
ются нормамиадминистративно-процессуального права. Отсюда можно сде-
латьвывод, что административно-процессуальное право  — это самостоя-
тельная отрасльдействующего права, которую можно обозначить как сово-
купностьпроцессуальных  правил, что устанавливаютпроцедуры разрешения
конкретныхадминистративных дел в  сфере  государственного  управления
органамиисполнительной  власти, административнойюрисдикции, самоуправ-
ления и другимикомпетентными субъектами.
     Характерными чертами административногопроцесса являются:
     а)административный процесс, связанный с государственным  управле-
нием, егоюридическими видами, которые реализуются в правовых формах;
     б) административный процесс, связанный сматериальными нормами ад-
министративногоправа; эта  связь  находит проявление в том, что в ходе
реализациизаданий административного права разрешаются индивидуальные
дела в  государственном управлении и эффективноиспользуются нормы ма-
териальногоправа;
     в) применение  норма материального права осуществляется в юриди-
ческомпорядке, урегулированном административно-процессуальными нормами;
     г) административный процесс — это нетолько применение норм мате-
риального права, аи соответствующая деятельность, в результате которой
возникаютгражданские  отношения, регулирующиесянормами административ-
но-процессуальногоправа.
     Таким образом, административный  процесс складывается из двух час-
тей, одинаковоймерой отрегулированных нормами административно-процес-
суальногоправа:  деятельности  органов государственного управления по
разрешениюконкретных дел и отношений между участниками этой  деятель-
ности. Поэтомуадминистративный процесс — это соответствующая процеду-
ра, происходящая врамках, установленных процессуальными правовыми нор-
мами, а их совокупность,  объединенная общей функцией, составляет произ-
водство.Совокупность разных видов производства составляет администра-
тивный процесс.
     Административный процесс  осуществляется  с соблюдением  принци-
пов, использующихсяв  государственном  управлении. В  то же время эти
принципыприобретают специфические черты, оттенки, порождают новые прин-

                                — 6 –
ципы. Системупринципов административного процесса составляют:  закон-
ность, охранаинтересов лица  и  государства, равноправие  сторон, нацио-
нальногоязыка, самостоятельности органа(должностного лица) при приня-
тиирешения, скорости процесса, ответственности должностных лиц за  пра-
вильное ведениепроцесса, гластности.
         3.АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЕГООСНОВНЫЕ ВИДЫ
     Управленческие процедуры распространяютсяне только на отношения,
что регулируютсяразличными отраслями права, но реализуются через госу-
дарственнуюисполнительную  деятельность.  Эта особенность администра-
тивно-процессуальнойдеятельности объясняет численность административ-
ныхпроизводств, поскольку административный процесс обслуживает отрасли
права, которые неимеют своих процессуальных форм.
     Выделяют такие производства: 1) пообработке и принятии норматив-
ных актов;  2) по принятии индивидуальных актовуправления; 3) по при-
менениюадминистративно-процессуальных мер и мер пресечения; 4) по де-
лам обадминистративных правонарушениях; 5) по применению дисциплинар-
ных взысканий; 6)регистрационно-разрешительное; 7) надзорно-контроль-
ное; 8) позаявлениям граждан, в том числе как особый вид производства
по жалобам;  9) делопроизводство;  10) по земельным, пенсионным, налого-
вым, бюджетно-финансовыхделах; 11) по делам по возмещению материальных
убытков и др.
     Независимо от вида производстваосновным  документом  администра-
тивного дела  является письменноезаявление(жалоба, протокол, запись об-
ращения). Кадминистративному делу относятся и другие документы, кото-
рые подаютсясторонами административно-правовых отношений и помогают в
решении дела(свидетельства очевидцев, потерпевших, экспертные заключе-
ния, другиедокументы, которые касаются дела). Орган, который занимается
производством поделу может требовать либо по собственной инициативе и
собственнымисилами получать необходимые документы.
     Каждое производство осуществляетсясоответственно по определенным
стадиям ссоблюдением принципов административного процесса.
         4.ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ
                   АДМИНИСТРАТИВНЫХПРАВОНАРУШЕНИЯХ
     Производство по делам об административныхправонарушениях опреде-
ляется как  ряд последовательных действий органовгосударственного уп-

                                — 7 –
равления (должностныхлиц), юрисдикционных органов, а в отдельных случа-
ях и  других субъектов, которые согласно нормамадминистративного зако-
нодательстваосуществляют мероприятия, направленные на привлечение пра-
вонарушителей кответственности и на обеспечение исполнения вынесенно-
го постановления.
     Задачами производства по делам обадминистративных правонарушени-
ях, в соответствиисо ст.245 КоАП Украины, являются: своевременное, всес-
тороннее, полноеи  объективное  выяснение обстоятельств  каждого  де-
ла, разрешение егов точном соответствии с законодательством, обеспече-
ниеисполнения  вынесенного  постановления, а  также выявление причин и
условий, способствующихсовершению административных правонарушений, пре-
дупреждениеправонарушений, воспитание  граждан в духесоблюдения зако-
нов, укреплениязаконности.(1)
     Производство по  делам об  административныхправонарушениях осу-
ществляется наоснове сурового  придерживания  принципа законности  и
принципапрезумпции невиновности, который означает, что лицо, привлекаю-
щееся кадминистративной ответственности, считается невиновным до  того
момента, покаобратное не будет подтверждено и зафиксировано в установ-
ленном закономпорядке.
     Наряду с общими принципами, которыехарактерны для всего админист-
ративногопроцесса (законность, объективная истина, равноправие  граждан
передзаконом, оперативность  и томуподобное), производство по делам об
административныхправонарушениях  значительной мерой  больше , чем  по
другимпроизводствам, собственный  принципэкономичности, так как произ-
водство по деламоб административных правонарушениях (в сравнении, нап-
ример, с  уголовным или гражданским судопроизводством) обходится госу-
дарствузначительно дешевле.  Однако это неозначает, что  дела  должны
рассматриватьсяповерхностно.
     Производство по делам об административныхправонарушениях состоит
из четырех  стадий: возбуждение дела об административном правонаруше-
нии; рассмотрениедела и вынесения решения по делу; исполнение  поста-
новления оналожении административного взыскания.  Втех случаях, когда
лицо, котороепривлекается к административной ответственности (или  по-
терпевший), несогласен  с  вынесенным в  отношении него постановлени-
ем, можетвозникнуть стадия обжалования постановления по делу.  Поста-
новление по делуможет опротестовать и прокурор.
     Для правильного и объективного решенияпо  делу важное  значение
имеют мерыобеспечения производства по делах об административных пра-
вонарушениях. Онииспользуются для пресечения административных  прос-
     ________________________
     1.Кодекс Украины об административных  правонарушениях  /Утвержден
Законом от18.12.1984г.//ВВС Украины.- Приложение к N51.-ст.1122

                                — 8 –
тупков, установлениялица, составления   протокола  об административном
правонарушении, обеспечениясвоевременного рассмотрения дела и исполне-
ние постановленийо наложений административных взысканий.
     В Кодексе Украины об административныхправонарушениях даётся (гл.
20, ст.260-267)перечень мероприятий процессуального обеспечения произ-
водства по делуоб административном  правонарушении:  административное
задержание, личныйдосмотр  и  осмотр вещей, изъятие  вещей  и докумен-
тов, отстранениеводителей от управления транспортными средствами, реч-
ными и  маломерными судами и освидетельствование на состояние опьяне-
ния. Двамероприятия обеспечения производства по делу установлены дру-
гими главами  КоАП: доставление  нарушителя  (ст.259) и  его  привод
(ст.268).(1)
     Доставление нарушителя  осуществляется с целью, во-первых, пресече-
нияправонарушения, во-вторых, составления протокола об административном
правонарушениии, в третьих, установления личности нарушителя. Фактичес-
кое осуществлениедоставления обеспечивается использованием психичес-
кого илифизического влияния.
     Зависимо от органа, который наделен правомна доставление, его мес-
та, основания ицели возможны следующие варианты доставления:
     а) работники милиции и народные дружинникиосуществляют доставле-
ниенарушителя  в милицию или в штаб ДНД сцелью составления протокола
в случаеневозможности составить его на месте совершения правонаруше-
ния;
     б) уполномоченные должностные лица, которыеосуществляют надзор за
соблюдениемправил  использования  средств транспорта (ст.222-229,236
КоАП), могутдоставлять нарушителя в милицию в случаях нарушениях  ис-
пользованиясредств транспорта, правил об охране порядка и безопасности
движения, правил, направленныхна  обеспечение  сохранности грузов   на
транспорте, правилпожарной безопасности, санитарно-гигиенических и са-
нитарно-противоэпидемическихправил на транспорте с целью установления
личностинарушителя  (если  у  негонет документов, удостоверяющих лич-
ность, и нет свидетелей, которыемогли бы засвидетельствовать  его  лич-
ность);
     в) уполномоченными представителями органовприродоохраны, работни-
камимилиции, народными  дружинниками, общественными  природоохранными
инспекторамиосуществляется доставление нарушителя в милицию или в по-
мещение  сельских либо поселковых органовсамоуправления за совершение
лесопорубки, нарушениеправил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов
     ________________________
     1.Кодекс Украины об административных  правонарушениях  /Утвержден
Законом от18.12.1984г.//ВВС Украины.- Приложение к N51.-ст.1122

                                — 9 –
и другиенарушения законодательства об охране и использовании животно-
го мира с цельюустановления его личности;
     г) работники военизированной охраны могутдоставлять нарушителя в
служебноепомещение военизированной охраны или милиции за  совершение
правонарушений, связанныхс посягательствами на охраняемые объекты, дру-
гоегосударственное или общественное имущество для пресечения правона-
рушения, установленияличности  нарушителя  и составления протокола об
административномправонарушении.
     Доставление нарушителя должно бытьпроизведено как можно кратчай-
ший срок.Установленный максимальный срок нахождения нарушителя в шта-
бе ДНД илипомещении органов местного самоуправления — один час.
     Подобной с рассмотренной меройобеспечения  производства  в  деле
являетсяпривод  нарушителя в случае уклонения отявки по вызову в ор-
ган внутреннихдел или суд.  Это также принудительноедоставление лица
в орган  внутренних дел или суд.  Разница состоит в цели доставления –
приводосуществляется работниками милиции для обеспечения  присутствия
правонарушителяпри рассмотрении дела.  Приводдопускается лишь в слу-
чаях, прямопредусмотренных законом (ч.2 ст.268 КоАП).(1)
     Административное задержание  — это принудительное кратковременное
ограничениесвободы действий и передвижения лица, которое совершило ад-
министративноеправонарушение. Его имеют право осуществлять только ор-
ганы идолжностные лица, уполномоченные на это законодательными актами
(ст.262 КоАП).Административное задержание, как правило, не может пре-
вышать более трехчасов. Более длительные сроки могут быть установлены
толькозаконодательными  актами  ( ч.1 ст. 263 КоАП).  Так на срок до
трех суток списьменным уведомлением прокурора в течение 24 часов  или
с его санкции — до десяти дней можно задерживать лицо, нарушившее пог-
раничный режимили режим в пунктах пропуска через государственную гра-
ницу,  если это лицо не имеет документов удостоверяющих его личность.
До рассмотрениядела могут  быть  задержаны лица,  которые  совершили
мелкоехулиганство ( рассматривается в течение суток), нарушили поря-
док организации ипроведения сборов, митингов,  уличныхшествий  и  де-
монстраций,проявили  неуважение  к суду или торговали с рук в неуста-
новленных местах( в течение трех суток) и др.
     С целью обеспечения законности приосуществлении административно-
го задержания обэтом составляется протокол,  в  котором записывается
дата и место егосоставления,  сведения о личностизадержанного, время
и мотивызадержания. Задержанному предоставляется право ознакомиться с
     ________________________
     1.Кодекс Украины об административных  правонарушениях  /Утвержден
Законом от18.12.1984г.//ВВС Украины.- Приложение к N51.-ст.1122

                                — 10 –
протоколом и  подписать его ( или отказаться отподписи),  уведомить о
месте своегонахождения родственников или администрацию с места работы
или учебы.  О задержании несовершеннолетнего уведомлениеего родителей
или лиц которыеих заменяют являются обязательными.
     Личный досмотр  и досмотр вещей осуществляется с целью выявления
закрепления необходимых  доказательств правонарушения  и  обеспечения
дальнейшегопривлечения  нарушителя  к ответственности.  Правом на их
производствонаделены уполномоченные на это должностные лица  органов
внутреннихдел,  военизированной  охраны, гражданской авиации, таможных
учреждений ипограничных войск, а на досмотр вещей — также должностным
лицам органовлесоохраны,  рыбоохраны и органов,  которые осуществляют
надзор засоблюдением правил охоты.  Этот списокможет  быть  расширен
толькозаконодательными актами (ст.264 КоАП).(1)
     Личный досмотр проводиться уполномоченнымна это лицом одного по-
ла с нарушителемв присутствии двух понятых того же пола. Осмотр вещей
(ручной клади,багажа, снаряжения охоты и рыболовства, добытой продук-
ции, транспортным  средств и  других предметов)осуществляется в при-
сутствии ихвладельца.  Если они отсутствуют,  то указанные вещи могут
подлежатьдосмотру  только в безотлагательныхслучаях н с обязательным
участием двухпонятых.
     Проведение досмотра  оформляется специальным  протоколом  или об
этом делаетсязапись в протоколе  об  административном  правонарушении
либо в протоколеоб административном задержании. Изъятие вещей и доку-
ментов являющихсяорудием или непосредственным объектом правонарушения
осуществляетсядолжностными  лицами,  которые наделены право проводить
административноезадержание,  личный досмотр и осмотр  вещей с  целью
сохранениядоказательств,  а  также в зависимости от результатов расс-
мотрениядела,  обеспечения их конфискации,  изъятия, уничтожения или
возвращениявладельцам.
     Об изъятии вещей и документов составляетсяпротокол или  произво-
дится запись впротоколе об административном правонарушении, админист-
ративномзадержании или осмотре вещей.
     Статья 265 КоАП предусматриваетособенности изъятия отдельных ви-
дов вещей идокументов у определенных  лиц,  а также  процессуального
оформленияизъятия некоторых предметов.  К лицу,совершившему правона-
рушение во времяисполнения служебных  обязанностей,  изъятия, личный
досмотр и осмотрвещей применяются только в неотложных случаях.
     Водителей, судоводителей и другиелица,  которые управляют  тран-
     ________________________
     1.Кодекс Украины об административных  правонарушениях  /Утвержден
Законом от18.12.1984г.//ВВС Украины.- Приложение к N51.-ст.1122

                                — 11 –
спортнымисредствами, речными и маломерными судами в отношении которых
имеютсядостаточные основания полагать,  что онинаходятся в состоянии
опьяненияподлежат   отстранению  от управления  этими  транспортными
средствами илисудами и  освидетельствованию  на состояние  опьянения
(ст.266 КоАП).Отстранение, то есть принудительное освобождение транс-
портного средстваот лица, что им управляет, осуществляется работника-
ми органоввнутренних дел.
     С целью обеспечения законностипроизводства рассмотренных  мероп-
риятийст.267  Коап предусматривает возможностьих обжалования заинте-
ресованным лицомв вышестоящий орган ( вышестоящему должностному лицу)
или прокурору.
     Стадия возбуждения дела обадминистративном правонарушении состо-
ит в составлениипротокола уполномоченным на это должностным лицом или
представителемобщественного формирования ( должностные лица госадми-
нистраций,органов внутренних дел, органов транспорта, дружинники, об-
щественныеинспектора охраны природы и  др.).  Перечень лиц,  которые
имеют право  составлять протокол  об административномправонарушении,
приведен в ст.255Коап Украины.(1)
     Какуже отмечалось,  наличие протокола обадминистративном право-
нарушениисвидетельствует о возбуждении дела, причем протокол  должен
бытьсоставлен  уполномоченным  лицом с соблюдением определенной уста-
новленной закономформы.  В противном случае дело об  административном
правонарушении неможет быть признано возбужденным. В протоколе должны
значиться дата иместо его составления,  должность,  фамилия, имя, от-
чество лица  составившего протокол,  сведения  о личности нарушителя,
место, время исуть административного правонарушения, нормативный акт,
предусматривающийответственность  за данноеправонарушение,  фамилии,
адресасвидетелей,  потерпевших,  если они есть пояснения нарушителя и
другие сведениянеобходимые для разрешения дела.
     Протокол подписывается лицом,  которое его составило и лицом  со-
вершившимадминистративное  правонарушение.  При наличии свидетелей и
потерпевшихпротокол может быть подписан также и этими лицами.
     В случае отказа лица,  совершившего правонарушениеот подписания
протокола в немделается запись об этом.
     Лицо, совершившее  правонарушение  имеет право давать пояснения и
замечания ктексту протокола,  который прилагается кнему, а также из-
ложить мотивысвоего отказа от его подписания.
     В некоторых случаях, предусмотренныхзаконом ( ст.258 КоАП Украи-
     ________________________
     1.Кодекс Украины об административных  правонарушениях  /Утвержден
Законом от18.12.1984г.//ВВС Украины.- Приложение к N51.-ст.1122

                                – 12 –
ны),протокол  об административномправонарушении не составляется,  но
еслиправонарушитель оспаривает взыскание, которое на него  наложено,
протокол обадминистративном правонарушении составляется.
     Первая стадия производства по делам обадминистративных  правона-
рушенияхзаканчивается  с  момента направления протокола органу (долж-
ностному лицу)уполномоченному рассматривать дела об административных
правонарушениях.К протоколу должны прилагаться и все другие материалы
о правонарушении( пояснения свидетелей, протокол изъятия вещей и др.).
     Второй является стадия рассмотрения делаоб административном пра-
вонарушении ивынесения по делу постановления.  Этастадия  состоит  в
том, что  компетентный орган  (должностное лицо)осуществляет оконча-
тельноерасследование по делу и дает правовую оценку  действиям  лица
указанного впротоколе как правонарушителя.
     Получив материалы дела, компетентный орган(должностное лицо) го-
товит их крассмотрению. При этом он решает: относится ли к его компе-
тенциирассмотрение данного дела,  правильно лисоставлен  протокол  и
другиематериалы  дела об административномправонарушении,  уведомлены
ли лица,  которые берут участие в рассмотрении дела овремени и  месте
рассмотрения,собраны  ли дополнительныематериалы,  подлежат ли удов-
летворениюходатайство лица,  которое привлекаетсяк  административной
ответственности,потерпевшего,  их законных представителейи адвокатов
если такиезаявлены.
     Дело об административном правонарушении рассматривается открыто,
как правило вместе его совершения.  Орган (должностноелицо) при этом
устанавливает:было ли совершено административное правонарушение,  ви-
новно ли данноелицо в его совершении,  подлежит ли оноадминистратив-
нойответственности  или  есть обстоятельства,  которые смягчаютлибо
отягчаютответственность,  причинен лиматериальный ущерб,  имеются ли
другие основанияимеющие значения для правильного решения по делу.
     По общему правилу дела об административныхправонарушениях  расс-
матриваютсяв  пятнадцатидневный  срок со дня получения органом (долж-
ностным лицом),правомочным рассматривать дело, протокола об админист-
ративномправонарушении и других материалов дела. Есть также и сокра-
щенные срокирассмотрения дела — одни сутки,  трех,пяти и семидневный
сроки. В  течение суток рассматриваются дела обизготовлении,  перера-
ботке или сбытурадиационно загрязненных продуктов питания либо другой
продукции,незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка,
пересылканаркотических средств либо психотропных  веществ  без цели
сбыта в небольшихразмерах,  незаконные операции синостранной валютой
и платежнымидокументами ( если стоимость предмета незаконной операции
не превышает  одного официально установленного размеразаработной пла-

                                — 13 –
ты), мелкоехулиганство и некоторые другие.  Втрехдневный срок  расс-
матриваютсядела  об изготовлении и использовании безсоответствующего
разрешениярадиопередающих установок,  о мелкойспекуляции, незаконной
продажи товаровили других предметов и др. В пятидневный срок рассмат-
риваются дела вотношении лиц совершивших мелкое хищение, занимающихся
изготовлениеми  хранением  самогонки и аппаратов для этого,  нарушают
требования режимарадиационной безопасности в местности, ставшей ради-
ационнозараженной.  В  семидневный срок рассматриваются дела обадми-
нистративныхправонарушениях связанных с использованием газа, эксплуа-
тациигазового  использующих установок безучета использованного газа,
онеподготовленности к работе резервного топливного хозяйства.
     Рассмотрев дело  об административном правонарушении орган (долж-
ностное лицо)выносит постановление в деле.  Постановлениеместных ор-
гановгосадминистрации  в  делах об  административныхправонарушениях
принимается вформе решения.
     Это постановление также имеет определеннуюформу и включает: наи-
менование органа(должностного лица) который вынес постановление; дата
рассмотрениядела; сведения о лице в отношении которого рассматривает-
ся дело;изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;
обозначениенормативного акта, который предусматривает ответственность
за данноеадминистративное правонарушение; принятие по делу решения.
     Если при решении вопроса о наложении взыскания за административ-
ноеправонарушение административными комиссиями, райгосадминистрации,
районными,городскими  судами (судьями) одновременнорешается вопрос о
возмещениивиновным материального ущерба, тогда в постановлении по де-
лу указываетсяразмер ущерба,  что подлежитвзысканию,  порядок и срок
его возмещения.
     Постановление по  делу должно включать решение вопроса обизъятых
вещах и документах( если такое изъятие осуществлялось),  атакже ука-
зание о порядке исроках его обжалования.
     Постановление коллегиального органапринимается простым большинс-
твом голосовчленов коллегиального органа, присутствующих на заседании
и подписываетсяпредседательствующим на заседании и секретарем  этого
органа.
     При рассмотрении дела об  административном  правонарушении  долж-
ностные лица  кроме КоАП и других нормативных актах общего характера,
руководствуютсятакже положениями об органах, представителями которых
они являются (например, положениями об административных комиссиях
и  др.) Свое  решение они оформляют илипутем вынесения постановления
или делают записьо мерах взыскания на протоколе  об  административном
правонарушении.  Такое право представлено, например, начальникурайот-
дела милиции илиего заместителю.

                                — 14 –
     После рассмотрения дела орган (должностное лицо) выносит одно из
такихпостановлений:  1) о наложенииадминистративного взыскания; 2) о
прекращениидела;  3) о применении  мер воздействия,  предусмотренных
ст.24-1 КоАПУкраины.(1)
     Постановление о прекращении дела выноситсяпри оглашении  устного
замечания,передаче материалов на рассмотрение органов предварительно-
го следствия илидознания,  а также при наличииобстоятельств, предус-
мотренныхст.  247 КоАП Украины. К этимобстоятельствам относится: от-
сутствие событияи состава административного правонарушения; недости-
жения лицом  на момент  совершения  административного  правонарушения
шестнадцатилетнеговозраста;  несудимость лица, котороесовершило про-
тивоправноедействие  либо  бездействие, совершение  действия лицом в
состоянии крайнейнеобходимости либо необходимой обороны; издание акта
об амнистии еслион устраняет административную ответственность; отмена
акта, которыйустанавливает административную ответственность; оконча-
ние на  момент рассмотрения дела сроковпредусмотренных ст.38 КоАП Ук-
раины ( двухмесяцев со дня правонарушения,  а придлительном правона-
рушении –  двух месяцев со дня его выявления);  наличие по тому самому
факту в отношениилица,  которое привлекается к  административной  от-
ветственности,постановление  компетентного органа(должностного лица)
о наложенииадминистративного взыскания или неотмененное постановление
о прекращениидела об административном правонарушении,