МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАВРИЧЕСКИЙЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Кафедра: Административноеправо
КУРСОВАЯ РАБОТА N 1
по дисциплине: АДМИНИСТРАТИВНАЯОТВЕТСТВЕННОСТЬ
тема: ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПОДЕЛАМ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХПРАВОНАРУШЕНИЯХ.ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХПРАВОНАРУШЕНИЯХ
.
— 2 –
ТЕМА: ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ.ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПОДЕЛАМ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХПРАВОНАРУШЕНИЯХ
П Л А Н
1.ВВЕДЕНИЕ
2.ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА, ЕГООСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
ИПРИНЦИПЫ, АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
3 1. 0АДМИНИСТРАТИВНОЕПРОИЗВОДСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
4.ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВАВ ДЕЛАМ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
5.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВ ПОАДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
.
— 3 –
1. В В Е Д Е Н И Е
Административное право занимает особоеместо в системе правового
регулирования,поскольку выступает необходимым и важным инструментов
управлениясоциальными процессами в обществе. Ему присущи соответству-
ющие границы правового регулирования — деятельностьгосударственной
исполнительнойвласти всех рангов, общественных отношений управленчес-
кого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняяоргани-
зационнаядеятельность других государственных органов, связанных с
функциейуправления, а также внешнеорганизационные отношения негосу-
дарственныхорганизаций, учреждений и предприятий.
Административное право охватывает широкийкруг общественных отно-
шений, которыевозникают в связи с реализацией ей функций управления в
процесседеятельности органов исполнительной власти.
Наиболее тесную связь административноеправо имеет с государс-
твеннымправом, которое составляет основу всехотраслей права включая
административное,и занимает ведущее место.
Административное право тесно связано также и с гражданским пра-
вом. Прежде всегопотому, что связи регулируют отношения имущественно-
го характера, приэтом необходимо указать, что нормы гражданского пра-
ва касаютсяимущественных отношений в тех случаях, когда стороны рав-
ноправны (например, договор поставки продукции). Анормы администра-
тивного права касаютсяимущественных отношений, которыебазируются на
административнойподчиненности одной стороны другой (например, если не
оплачен проезд втрамвае) определенные связи есть у административного
права с трудовымправом в сфере регулирования служебных отношений. Так
трудовое правоопределяет статус государственного служащего как участ-
ника трудовогопроцесса, а нормы государственного права регулируют го-
сударственно-служебныеотношения.
Административное право граничит сфинансовым, земельным, аграрным
и другимиотраслями права.
Таким образом, анализ взаимодействия административногоправа с
другими отраслямиправа позволяет установить, что егопредметом есть
сфера государственного управления. Другими словами административное
право регулируетобщественные отношения в сфере государственного уп-
равления.
Предложенная ниже тема — «Порядокпроизводства по делам об адми-
нистративныхправонарушениях.Постановления по делахоб административ-
ныхправонарушениях» -интересна тем, что позволяет наглядно понять и
проследитьпринципы государственного управления иконтроля сложнейшим
искусственныморганизмом, созданного людьми — ГОСУДАРСТВОМ.
— 4 –
2.ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА, ЕГООСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
ИПРИНЦИПЫ, АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
В административно-правовой науке сложилисьдве линии в оценке по-
нятия«административный процесс». Его рассматривают в узком смысле –
какпроизводство по делам обадминистративные правонарушениях и в ши-
роком — какурегулированный законодательством порядок рассмотрения ин-
дивидуально-конкретныхдел в сфере исполнительной власти.
Правовая природа процесса выражаетсяпрежде всего в его социаль-
нойнаправленности, поскольку он обеспечивает возможность реализации
нормматериального права разных отраслей. Соответственно каждый вид
процесса – это порядок последовательного совершения действий, которые
имеют цельпрактического проведения в жизнь норм материального права.
Процесс как юридическое явление характеризуется также тем, что в
ходе егоосуществления возникают административно-процессуальные отно-
шения — самостоятельный вид правовых отношений. Для возникновения ка-
ких-нибудьпроцессуальных отношений необходимы четыре обстоятельства:
нормаматериального права, норма процессуального права, правосубъект-
ность июридический факт, роль которого в данном случае сыграют матери-
ально-правовыеотношения.
В общем понятии процесс — это отображениегосударственно-властной
деятельности, хотяв ней принимает участие и другиесубъекты — гражда-
не, ихобъединения.
В узком понятии административный процессрассматривается как уре-
гулированныйнормами административно-процессуального права порядок
применениямероприятий административного принуждения и прежде всего
административныхвзысканий за совершения административных правонаруше-
ний.
В широком понимании административныйпроцесс рассматривается как
урегулированныйправом порядок рассмотрения индивидуально-конкретных
дел в сфереисполнительной деятельности органами государственного уп-
равления, а в предусмотренных законодательством случаях – и други-
ми, уполномоченнымина это органами. Это такой порядок деятельности, по
которомускладываются гражданскиеотношения, которые регулируются нор-
мамиадминистративно-процессуального права.В этом понятии отображается
связьадминистративного процесса с государственным управлением как
формой государственнойдеятельностью, подчеркнутая связь административ-
ногопроцесса с нормами материального административного права. Эта
связьпросматривается в том, что в результате осуществления администра-
тивного процессаразрешаются индивидуально-конкретные дела в сфере го-
сударственногоуправления.
— 5 –
Административно-процессуальные нормы реализуются в форме и мето-
дамиадминистративного процесса, который есть обозначенный законода-
тельством порядокосуществления последовательных действий, направленных
на достижениеопределенного юридического эффекта. Этидействия офици-
альноустанавливаются нормамиадминистративно-процессуального права и
группируются впроизводство. Следует также подчеркнуть, что администра-
тивный процесс — не только ответственная процедура применения норм ма-
териального правав сфере государственного управления, а и деятель-
ность, в ходекоторой возникают гражданские отношения, которые регулиру-
ются нормамиадминистративно-процессуального права. Отсюда можно сде-
латьвывод, что административно-процессуальное право — это самостоя-
тельная отрасльдействующего права, которую можно обозначить как сово-
купностьпроцессуальных правил, что устанавливаютпроцедуры разрешения
конкретныхадминистративных дел в сфере государственного управления
органамиисполнительной власти, административнойюрисдикции, самоуправ-
ления и другимикомпетентными субъектами.
Характерными чертами административногопроцесса являются:
а)административный процесс, связанный с государственным управле-
нием, егоюридическими видами, которые реализуются в правовых формах;
б) административный процесс, связанный сматериальными нормами ад-
министративногоправа; эта связь находит проявление в том, что в ходе
реализациизаданий административного права разрешаются индивидуальные
дела в государственном управлении и эффективноиспользуются нормы ма-
териальногоправа;
в) применение норма материального права осуществляется в юриди-
ческомпорядке, урегулированном административно-процессуальными нормами;
г) административный процесс — это нетолько применение норм мате-
риального права, аи соответствующая деятельность, в результате которой
возникаютгражданские отношения, регулирующиесянормами административ-
но-процессуальногоправа.
Таким образом, административный процесс складывается из двух час-
тей, одинаковоймерой отрегулированных нормами административно-процес-
суальногоправа: деятельности органов государственного управления по
разрешениюконкретных дел и отношений между участниками этой деятель-
ности. Поэтомуадминистративный процесс — это соответствующая процеду-
ра, происходящая врамках, установленных процессуальными правовыми нор-
мами, а их совокупность, объединенная общей функцией, составляет произ-
водство.Совокупность разных видов производства составляет администра-
тивный процесс.
Административный процесс осуществляется с соблюдением принци-
пов, использующихсяв государственном управлении. В то же время эти
принципыприобретают специфические черты, оттенки, порождают новые прин-
— 6 –
ципы. Системупринципов административного процесса составляют: закон-
ность, охранаинтересов лица и государства, равноправие сторон, нацио-
нальногоязыка, самостоятельности органа(должностного лица) при приня-
тиирешения, скорости процесса, ответственности должностных лиц за пра-
вильное ведениепроцесса, гластности.
3.АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЕГООСНОВНЫЕ ВИДЫ
Управленческие процедуры распространяютсяне только на отношения,
что регулируютсяразличными отраслями права, но реализуются через госу-
дарственнуюисполнительную деятельность. Эта особенность администра-
тивно-процессуальнойдеятельности объясняет численность административ-
ныхпроизводств, поскольку административный процесс обслуживает отрасли
права, которые неимеют своих процессуальных форм.
Выделяют такие производства: 1) пообработке и принятии норматив-
ных актов; 2) по принятии индивидуальных актовуправления; 3) по при-
менениюадминистративно-процессуальных мер и мер пресечения; 4) по де-
лам обадминистративных правонарушениях; 5) по применению дисциплинар-
ных взысканий; 6)регистрационно-разрешительное; 7) надзорно-контроль-
ное; 8) позаявлениям граждан, в том числе как особый вид производства
по жалобам; 9) делопроизводство; 10) по земельным, пенсионным, налого-
вым, бюджетно-финансовыхделах; 11) по делам по возмещению материальных
убытков и др.
Независимо от вида производстваосновным документом администра-
тивного дела является письменноезаявление(жалоба, протокол, запись об-
ращения). Кадминистративному делу относятся и другие документы, кото-
рые подаютсясторонами административно-правовых отношений и помогают в
решении дела(свидетельства очевидцев, потерпевших, экспертные заключе-
ния, другиедокументы, которые касаются дела). Орган, который занимается
производством поделу может требовать либо по собственной инициативе и
собственнымисилами получать необходимые документы.
Каждое производство осуществляетсясоответственно по определенным
стадиям ссоблюдением принципов административного процесса.
4.ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Производство по делам об административныхправонарушениях опреде-
ляется как ряд последовательных действий органовгосударственного уп-
— 7 –
равления (должностныхлиц), юрисдикционных органов, а в отдельных случа-
ях и других субъектов, которые согласно нормамадминистративного зако-
нодательстваосуществляют мероприятия, направленные на привлечение пра-
вонарушителей кответственности и на обеспечение исполнения вынесенно-
го постановления.
Задачами производства по делам обадминистративных правонарушени-
ях, в соответствиисо ст.245 КоАП Украины, являются: своевременное, всес-
тороннее, полноеи объективное выяснение обстоятельств каждого де-
ла, разрешение егов точном соответствии с законодательством, обеспече-
ниеисполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и
условий, способствующихсовершению административных правонарушений, пре-
дупреждениеправонарушений, воспитание граждан в духесоблюдения зако-
нов, укреплениязаконности.(1)
Производство по делам об административныхправонарушениях осу-
ществляется наоснове сурового придерживания принципа законности и
принципапрезумпции невиновности, который означает, что лицо, привлекаю-
щееся кадминистративной ответственности, считается невиновным до того
момента, покаобратное не будет подтверждено и зафиксировано в установ-
ленном закономпорядке.
Наряду с общими принципами, которыехарактерны для всего админист-
ративногопроцесса (законность, объективная истина, равноправие граждан
передзаконом, оперативность и томуподобное), производство по делам об
административныхправонарушениях значительной мерой больше , чем по
другимпроизводствам, собственный принципэкономичности, так как произ-
водство по деламоб административных правонарушениях (в сравнении, нап-
ример, с уголовным или гражданским судопроизводством) обходится госу-
дарствузначительно дешевле. Однако это неозначает, что дела должны
рассматриватьсяповерхностно.
Производство по делам об административныхправонарушениях состоит
из четырех стадий: возбуждение дела об административном правонаруше-
нии; рассмотрениедела и вынесения решения по делу; исполнение поста-
новления оналожении административного взыскания. Втех случаях, когда
лицо, котороепривлекается к административной ответственности (или по-
терпевший), несогласен с вынесенным в отношении него постановлени-
ем, можетвозникнуть стадия обжалования постановления по делу. Поста-
новление по делуможет опротестовать и прокурор.
Для правильного и объективного решенияпо делу важное значение
имеют мерыобеспечения производства по делах об административных пра-
вонарушениях. Онииспользуются для пресечения административных прос-
________________________
1.Кодекс Украины об административных правонарушениях /Утвержден
Законом от18.12.1984г.//ВВС Украины.- Приложение к N51.-ст.1122
— 8 –
тупков, установлениялица, составления протокола об административном
правонарушении, обеспечениясвоевременного рассмотрения дела и исполне-
ние постановленийо наложений административных взысканий.
В Кодексе Украины об административныхправонарушениях даётся (гл.
20, ст.260-267)перечень мероприятий процессуального обеспечения произ-
водства по делуоб административном правонарушении: административное
задержание, личныйдосмотр и осмотр вещей, изъятие вещей и докумен-
тов, отстранениеводителей от управления транспортными средствами, реч-
ными и маломерными судами и освидетельствование на состояние опьяне-
ния. Двамероприятия обеспечения производства по делу установлены дру-
гими главами КоАП: доставление нарушителя (ст.259) и его привод
(ст.268).(1)
Доставление нарушителя осуществляется с целью, во-первых, пресече-
нияправонарушения, во-вторых, составления протокола об административном
правонарушениии, в третьих, установления личности нарушителя. Фактичес-
кое осуществлениедоставления обеспечивается использованием психичес-
кого илифизического влияния.
Зависимо от органа, который наделен правомна доставление, его мес-
та, основания ицели возможны следующие варианты доставления:
а) работники милиции и народные дружинникиосуществляют доставле-
ниенарушителя в милицию или в штаб ДНД сцелью составления протокола
в случаеневозможности составить его на месте совершения правонаруше-
ния;
б) уполномоченные должностные лица, которыеосуществляют надзор за
соблюдениемправил использования средств транспорта (ст.222-229,236
КоАП), могутдоставлять нарушителя в милицию в случаях нарушениях ис-
пользованиясредств транспорта, правил об охране порядка и безопасности
движения, правил, направленныхна обеспечение сохранности грузов на
транспорте, правилпожарной безопасности, санитарно-гигиенических и са-
нитарно-противоэпидемическихправил на транспорте с целью установления
личностинарушителя (если у негонет документов, удостоверяющих лич-
ность, и нет свидетелей, которыемогли бы засвидетельствовать его лич-
ность);
в) уполномоченными представителями органовприродоохраны, работни-
камимилиции, народными дружинниками, общественными природоохранными
инспекторамиосуществляется доставление нарушителя в милицию или в по-
мещение сельских либо поселковых органовсамоуправления за совершение
лесопорубки, нарушениеправил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов
________________________
1.Кодекс Украины об административных правонарушениях /Утвержден
Законом от18.12.1984г.//ВВС Украины.- Приложение к N51.-ст.1122
— 9 –
и другиенарушения законодательства об охране и использовании животно-
го мира с цельюустановления его личности;
г) работники военизированной охраны могутдоставлять нарушителя в
служебноепомещение военизированной охраны или милиции за совершение
правонарушений, связанныхс посягательствами на охраняемые объекты, дру-
гоегосударственное или общественное имущество для пресечения правона-
рушения, установленияличности нарушителя и составления протокола об
административномправонарушении.
Доставление нарушителя должно бытьпроизведено как можно кратчай-
ший срок.Установленный максимальный срок нахождения нарушителя в шта-
бе ДНД илипомещении органов местного самоуправления — один час.
Подобной с рассмотренной меройобеспечения производства в деле
являетсяпривод нарушителя в случае уклонения отявки по вызову в ор-
ган внутреннихдел или суд. Это также принудительноедоставление лица
в орган внутренних дел или суд. Разница состоит в цели доставления –
приводосуществляется работниками милиции для обеспечения присутствия
правонарушителяпри рассмотрении дела. Приводдопускается лишь в слу-
чаях, прямопредусмотренных законом (ч.2 ст.268 КоАП).(1)
Административное задержание — это принудительное кратковременное
ограничениесвободы действий и передвижения лица, которое совершило ад-
министративноеправонарушение. Его имеют право осуществлять только ор-
ганы идолжностные лица, уполномоченные на это законодательными актами
(ст.262 КоАП).Административное задержание, как правило, не может пре-
вышать более трехчасов. Более длительные сроки могут быть установлены
толькозаконодательными актами ( ч.1 ст. 263 КоАП). Так на срок до
трех суток списьменным уведомлением прокурора в течение 24 часов или
с его санкции — до десяти дней можно задерживать лицо, нарушившее пог-
раничный режимили режим в пунктах пропуска через государственную гра-
ницу, если это лицо не имеет документов удостоверяющих его личность.
До рассмотрениядела могут быть задержаны лица, которые совершили
мелкоехулиганство ( рассматривается в течение суток), нарушили поря-
док организации ипроведения сборов, митингов, уличныхшествий и де-
монстраций,проявили неуважение к суду или торговали с рук в неуста-
новленных местах( в течение трех суток) и др.
С целью обеспечения законности приосуществлении административно-
го задержания обэтом составляется протокол, в котором записывается
дата и место егосоставления, сведения о личностизадержанного, время
и мотивызадержания. Задержанному предоставляется право ознакомиться с
________________________
1.Кодекс Украины об административных правонарушениях /Утвержден
Законом от18.12.1984г.//ВВС Украины.- Приложение к N51.-ст.1122
— 10 –
протоколом и подписать его ( или отказаться отподписи), уведомить о
месте своегонахождения родственников или администрацию с места работы
или учебы. О задержании несовершеннолетнего уведомлениеего родителей
или лиц которыеих заменяют являются обязательными.
Личный досмотр и досмотр вещей осуществляется с целью выявления
закрепления необходимых доказательств правонарушения и обеспечения
дальнейшегопривлечения нарушителя к ответственности. Правом на их
производствонаделены уполномоченные на это должностные лица органов
внутреннихдел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможных
учреждений ипограничных войск, а на досмотр вещей — также должностным
лицам органовлесоохраны, рыбоохраны и органов, которые осуществляют
надзор засоблюдением правил охоты. Этот списокможет быть расширен
толькозаконодательными актами (ст.264 КоАП).(1)
Личный досмотр проводиться уполномоченнымна это лицом одного по-
ла с нарушителемв присутствии двух понятых того же пола. Осмотр вещей
(ручной клади,багажа, снаряжения охоты и рыболовства, добытой продук-
ции, транспортным средств и других предметов)осуществляется в при-
сутствии ихвладельца. Если они отсутствуют, то указанные вещи могут
подлежатьдосмотру только в безотлагательныхслучаях н с обязательным
участием двухпонятых.
Проведение досмотра оформляется специальным протоколом или об
этом делаетсязапись в протоколе об административном правонарушении
либо в протоколеоб административном задержании. Изъятие вещей и доку-
ментов являющихсяорудием или непосредственным объектом правонарушения
осуществляетсядолжностными лицами, которые наделены право проводить
административноезадержание, личный досмотр и осмотр вещей с целью
сохранениядоказательств, а также в зависимости от результатов расс-
мотрениядела, обеспечения их конфискации, изъятия, уничтожения или
возвращениявладельцам.
Об изъятии вещей и документов составляетсяпротокол или произво-
дится запись впротоколе об административном правонарушении, админист-
ративномзадержании или осмотре вещей.
Статья 265 КоАП предусматриваетособенности изъятия отдельных ви-
дов вещей идокументов у определенных лиц, а также процессуального
оформленияизъятия некоторых предметов. К лицу,совершившему правона-
рушение во времяисполнения служебных обязанностей, изъятия, личный
досмотр и осмотрвещей применяются только в неотложных случаях.
Водителей, судоводителей и другиелица, которые управляют тран-
________________________
1.Кодекс Украины об административных правонарушениях /Утвержден
Законом от18.12.1984г.//ВВС Украины.- Приложение к N51.-ст.1122
— 11 –
спортнымисредствами, речными и маломерными судами в отношении которых
имеютсядостаточные основания полагать, что онинаходятся в состоянии
опьяненияподлежат отстранению от управления этими транспортными
средствами илисудами и освидетельствованию на состояние опьянения
(ст.266 КоАП).Отстранение, то есть принудительное освобождение транс-
портного средстваот лица, что им управляет, осуществляется работника-
ми органоввнутренних дел.
С целью обеспечения законностипроизводства рассмотренных мероп-
риятийст.267 Коап предусматривает возможностьих обжалования заинте-
ресованным лицомв вышестоящий орган ( вышестоящему должностному лицу)
или прокурору.
Стадия возбуждения дела обадминистративном правонарушении состо-
ит в составлениипротокола уполномоченным на это должностным лицом или
представителемобщественного формирования ( должностные лица госадми-
нистраций,органов внутренних дел, органов транспорта, дружинники, об-
щественныеинспектора охраны природы и др.). Перечень лиц, которые
имеют право составлять протокол об административномправонарушении,
приведен в ст.255Коап Украины.(1)
Какуже отмечалось, наличие протокола обадминистративном право-
нарушениисвидетельствует о возбуждении дела, причем протокол должен
бытьсоставлен уполномоченным лицом с соблюдением определенной уста-
новленной закономформы. В противном случае дело об административном
правонарушении неможет быть признано возбужденным. В протоколе должны
значиться дата иместо его составления, должность, фамилия, имя, от-
чество лица составившего протокол, сведения о личности нарушителя,
место, время исуть административного правонарушения, нормативный акт,
предусматривающийответственность за данноеправонарушение, фамилии,
адресасвидетелей, потерпевших, если они есть пояснения нарушителя и
другие сведениянеобходимые для разрешения дела.
Протокол подписывается лицом, которое его составило и лицом со-
вершившимадминистративное правонарушение. При наличии свидетелей и
потерпевшихпротокол может быть подписан также и этими лицами.
В случае отказа лица, совершившего правонарушениеот подписания
протокола в немделается запись об этом.
Лицо, совершившее правонарушение имеет право давать пояснения и
замечания ктексту протокола, который прилагается кнему, а также из-
ложить мотивысвоего отказа от его подписания.
В некоторых случаях, предусмотренныхзаконом ( ст.258 КоАП Украи-
________________________
1.Кодекс Украины об административных правонарушениях /Утвержден
Законом от18.12.1984г.//ВВС Украины.- Приложение к N51.-ст.1122
– 12 –
ны),протокол об административномправонарушении не составляется, но
еслиправонарушитель оспаривает взыскание, которое на него наложено,
протокол обадминистративном правонарушении составляется.
Первая стадия производства по делам обадминистративных правона-
рушенияхзаканчивается с момента направления протокола органу (долж-
ностному лицу)уполномоченному рассматривать дела об административных
правонарушениях.К протоколу должны прилагаться и все другие материалы
о правонарушении( пояснения свидетелей, протокол изъятия вещей и др.).
Второй является стадия рассмотрения делаоб административном пра-
вонарушении ивынесения по делу постановления. Этастадия состоит в
том, что компетентный орган (должностное лицо)осуществляет оконча-
тельноерасследование по делу и дает правовую оценку действиям лица
указанного впротоколе как правонарушителя.
Получив материалы дела, компетентный орган(должностное лицо) го-
товит их крассмотрению. При этом он решает: относится ли к его компе-
тенциирассмотрение данного дела, правильно лисоставлен протокол и
другиематериалы дела об административномправонарушении, уведомлены
ли лица, которые берут участие в рассмотрении дела овремени и месте
рассмотрения,собраны ли дополнительныематериалы, подлежат ли удов-
летворениюходатайство лица, которое привлекаетсяк административной
ответственности,потерпевшего, их законных представителейи адвокатов
если такиезаявлены.
Дело об административном правонарушении рассматривается открыто,
как правило вместе его совершения. Орган (должностноелицо) при этом
устанавливает:было ли совершено административное правонарушение, ви-
новно ли данноелицо в его совершении, подлежит ли оноадминистратив-
нойответственности или есть обстоятельства, которые смягчаютлибо
отягчаютответственность, причинен лиматериальный ущерб, имеются ли
другие основанияимеющие значения для правильного решения по делу.
По общему правилу дела об административныхправонарушениях расс-
матриваютсяв пятнадцатидневный срок со дня получения органом (долж-
ностным лицом),правомочным рассматривать дело, протокола об админист-
ративномправонарушении и других материалов дела. Есть также и сокра-
щенные срокирассмотрения дела — одни сутки, трех,пяти и семидневный
сроки. В течение суток рассматриваются дела обизготовлении, перера-
ботке или сбытурадиационно загрязненных продуктов питания либо другой
продукции,незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка,
пересылканаркотических средств либо психотропных веществ без цели
сбыта в небольшихразмерах, незаконные операции синостранной валютой
и платежнымидокументами ( если стоимость предмета незаконной операции
не превышает одного официально установленного размеразаработной пла-
— 13 –
ты), мелкоехулиганство и некоторые другие. Втрехдневный срок расс-
матриваютсядела об изготовлении и использовании безсоответствующего
разрешениярадиопередающих установок, о мелкойспекуляции, незаконной
продажи товаровили других предметов и др. В пятидневный срок рассмат-
риваются дела вотношении лиц совершивших мелкое хищение, занимающихся
изготовлениеми хранением самогонки и аппаратов для этого, нарушают
требования режимарадиационной безопасности в местности, ставшей ради-
ационнозараженной. В семидневный срок рассматриваются дела обадми-
нистративныхправонарушениях связанных с использованием газа, эксплуа-
тациигазового использующих установок безучета использованного газа,
онеподготовленности к работе резервного топливного хозяйства.
Рассмотрев дело об административном правонарушении орган (долж-
ностное лицо)выносит постановление в деле. Постановлениеместных ор-
гановгосадминистрации в делах об административныхправонарушениях
принимается вформе решения.
Это постановление также имеет определеннуюформу и включает: наи-
менование органа(должностного лица) который вынес постановление; дата
рассмотрениядела; сведения о лице в отношении которого рассматривает-
ся дело;изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;
обозначениенормативного акта, который предусматривает ответственность
за данноеадминистративное правонарушение; принятие по делу решения.
Если при решении вопроса о наложении взыскания за административ-
ноеправонарушение административными комиссиями, райгосадминистрации,
районными,городскими судами (судьями) одновременнорешается вопрос о
возмещениивиновным материального ущерба, тогда в постановлении по де-
лу указываетсяразмер ущерба, что подлежитвзысканию, порядок и срок
его возмещения.
Постановление по делу должно включать решение вопроса обизъятых
вещах и документах( если такое изъятие осуществлялось), атакже ука-
зание о порядке исроках его обжалования.
Постановление коллегиального органапринимается простым большинс-
твом голосовчленов коллегиального органа, присутствующих на заседании
и подписываетсяпредседательствующим на заседании и секретарем этого
органа.
При рассмотрении дела об административном правонарушении долж-
ностные лица кроме КоАП и других нормативных актах общего характера,
руководствуютсятакже положениями об органах, представителями которых
они являются (например, положениями об административных комиссиях
и др.) Свое решение они оформляют илипутем вынесения постановления
или делают записьо мерах взыскания на протоколе об административном
правонарушении. Такое право представлено, например, начальникурайот-
дела милиции илиего заместителю.
— 14 –
После рассмотрения дела орган (должностное лицо) выносит одно из
такихпостановлений: 1) о наложенииадминистративного взыскания; 2) о
прекращениидела; 3) о применении мер воздействия, предусмотренных
ст.24-1 КоАПУкраины.(1)
Постановление о прекращении дела выноситсяпри оглашении устного
замечания,передаче материалов на рассмотрение органов предварительно-
го следствия илидознания, а также при наличииобстоятельств, предус-
мотренныхст. 247 КоАП Украины. К этимобстоятельствам относится: от-
сутствие событияи состава административного правонарушения; недости-
жения лицом на момент совершения административного правонарушения
шестнадцатилетнеговозраста; несудимость лица, котороесовершило про-
тивоправноедействие либо бездействие, совершение действия лицом в
состоянии крайнейнеобходимости либо необходимой обороны; издание акта
об амнистии еслион устраняет административную ответственность; отмена
акта, которыйустанавливает административную ответственность; оконча-
ние на момент рассмотрения дела сроковпредусмотренных ст.38 КоАП Ук-
раины ( двухмесяцев со дня правонарушения, а придлительном правона-
рушении – двух месяцев со дня его выявления); наличие по тому самому
факту в отношениилица, которое привлекается к административной от-
ветственности,постановление компетентного органа(должностного лица)
о наложенииадминистративного взыскания или неотмененное постановление
о прекращениидела об административном правонарушении,