Порядок расчетов с подотчетными лицами

/>/>Введение
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организацийчасто возникает необходимость приобретения материальных ценностей, а такжеразличных работ, услуг не только по безналичному расчету, но и за наличныеденьги. В таких случаях обычно работнику выдаются наличные денежные средствапод отчет для выполнения определенных действий по поручению организации. Вподотчет выдаются деньги для предстоящих командировочных расходов, для оплатыхозяйственных расходов, на представительские цели, для покупки за наличныйрасчет продукции в других организациях или у физических лиц, для оплаты выполненныхработ, оказанных услуг, а также на иные хозяйственно-операционные цели.
Расчеты с подотчетными лицамиимеют особую актуальность. Эти расчеты позволяют увеличить оборачиваемость сырьяи материалов, а в конечном итоге и денежных средств. Не имея специальныххранилищ для длительного хранения продукции, ее приобретение за наличный расчетдает возможность вести непрерывное производство и последующую реализациюготовой продукции. Следует отметить, что некоторые фирмы продают продукциютолько за наличные денежные средства. При этом поставщик может не оставитьтовар у себя на складе. Выписка счета, перечисление средств по нему негарантирует получение товаров в срок и не продажу их третьим лицам. При возникновениипроизводственной необходимости в командировках, безналичный расчет не являетсябыстрым для осуществления таких целей, гостиницы не работают перечислением, такжекак оплата постельного белья, дополнительные расходы оплачиваются за наличныеденьги
Тема расчётов предприятий с подотчетными лицами достаточнохорошо изучена и освещена в экономической прессе и специальных изданиях. К томуже расходы на ТМЗ, командировочные и представительские расходы относятся ккатегории затрат предприятия, которые постоянно находятся под пристальнымвниманием проверяющих органов. На этом объекте учёта замыкается комплексвопросов, связанных с отражением в бухгалтерском учёте и налогообложении.
Но в то же время следует заметить, что большинство публикацийна эту тему сводится, как правило, к рассмотрению действующих нормативныхдокументов и описанию порядка оформления первичных документов. Несомненно,такие публикации имеют определённую значимость для практикующего бухгалтера,так как правильно организованный учет в значительной степени является залогомдостоверного формирования финансовой отчетности и, соответственно,налогооблагаемой базы по ряду налогов.
Однако опыт проведения аудиторских проверок предприятийпоказывает, что на практике возникает более широкий спектр проблем учёта, чемописывается в нормативных документах. Отсюда практическая значимостьработы – осветить как можно шире проблемы бухгалтерского учёта расчетов сподотчетными лицами. Все вышеперечисленноеподчеркивает актуальность выбранной темы в условиях современногофункционирования для организации.
Цель работы: рассмотреть на примере конкретного предприятия порядокучета и организации контроля расчетов с подотчетными лицами. В соответствии споставленной целью был разработан план работы, отражающий основные задачи,поставленные для реализации данной цели:
– определить сущность и значение расчетов с подотчетными лицами
– рассмотреть основы организации синтетического, аналитического учетарасчетов с подотчетными лицами, а также особенности документооборота;
– сделать выводы по данной теме.
Теоретическойи методологической основой послужили законодательные и нормативные документыПрезидента и Правительства Республики Казахстан, монографические трудыотечественных и зарубежных ученых экономистов и финансистов, статистическиематериалы, материалы периодической печати.
1. Теоретическиеосновы расчетов с подотчетными лицами 1.1Понятие и бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами
Под подотчетными лицами вбухгалтерском учете понимают работниковорганизации (в том числе и совместителей), которым выданы из кассы наличныеденьги с условием представления отчета об их использовании (отсюда и термин –«под отчет»).
Списокподотчетных лиц, а также порядок выдачи в организации наличных денег под отчетустанавливает руководитель.
Работник,получивший подотчетную сумму, должен за нее отчитаться, представив вбухгалтерию авансовый отчет (с приложением документов, подтверждающих расходы).
При этоморганизация может выдавать денежные средства подотчетным лицам на следующиецели: на хозяйственные нужды; на командировочные расходы; на оплатупредставительских расходов.
К расходам нахозяйственные нужды относят затраты по приобретению в розничной торговой сетиканцелярских или хозяйственных принадлежностей, материалов, бензина на АЗС,оплате мелкого ремонта и т.п.
Командировочныерасходы возникают вследствие оплаты расходов работнику предприятия,направленного в командировку. Командировка– это поездкаработника в другую местность для выполнения служебного поручения вне места егопостоянной работы по распоряжению работодателя. При этом служебные поездки работников, постоянная работакоторых протекает в пути или имеет разъездной характер, командировками непризнаются.
Вкомандировку может быть направлен только штатный работник организации, скоторым заключен трудовой договор. Поездка в другую местность работника, скоторым заключен гражданско-правовой договор (например, договор подряда илипоручения), командировкой не считается.
Всоответствии с действующим законодательством командированному работникуоплачиваются: расходы по найму жилого помещения; расходы по проезду к местукомандировки и обратно; суточные; другие расходы (например, оплата услуг связиили почты). На оплату таких расходов работнику перед егоотъездом в командировку выдается аванс.
Представительские расходы – это затраты организации по приему и обслуживаниюпредставителей других организаций, участвующих в переговорах для установления иподдержания сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета(правления) организации.
Полныйперечень представительских расходов приведен в статье 264 НК РФ (1).
Согласно этойстатье, к представительским расходам относятся затраты: по проведениюофициального приема (завтрака, обеда, ужина или другого аналогичногомероприятия) представителей других организаций; по транспортному обеспечениюпредставителей других организаций, связанному с их доставкой до местапроведения встречи и обратно; по буфетному обслуживанию лиц, участвующих вовстрече во время переговоров; по оплате услуг переводчиков, не состоящих вштате организации.
Этот переченьявляется исчерпывающим. Поэтому затраты на организацию развлечений и отдыха,оплату виз, а также на оплату проживания участников переговоровпредставительскими расходами не являются.
Учет порасчетам с подотчетными лицами ведется на счете 71 «Расчеты с подотчетнымилицами». Это активно-пассивный счет, сальдо которого отражает суммузадолженности подотчетных лиц предприятию или сумму возмещенного перерасхода ивновь выданные под отчет средства на основании расходных кассовых ордеров, покредиту – суммы, использованные согласно авансовым отчетам и сданные в кассу поприходным кассовым ордерам.1.2 Необходимость, назначение и порядок выдачи работникамденег в подотчет
Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемыеработникам предприятия из кассы на мелкие административно-хозяйственные иоперационные расходы, а также на расходы по командировкам.
Такие работники называются подотчётными лицами. Для этогоденьги из кассы выдаются сотрудникам под отчет. Расчеты с подотчетными лицамивозникают по суммам денежных средств, выдаваемых работникам предприятий иорганизаций на выполнение задач операционно-хозяйственного характера ивозмещение расходов на служебные командировки.
Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически накаждом предприятии и весьма разнообразны:
­ приобретение запасных частей, материалов, топлива за наличный расчет,канцелярский товаров;
­ оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств;
­ расходы на командировки по территории Республики Казахстан и за границу;
­ представительские расходы.
Подотчетные суммы авансов выдаются по необходимости впогашении расходов тем сотрудникам, на которых возложена обязанность осуществитьрасходы из подотчетных сумм, и которых направляют приказом руководителя вкомандировки.
В расчетах с подотчетными лицами следует придерживатьсяследующих основных правил:
1. Выдача денег осуществляется на основании распоряжения руководства, позаявлению работника или приказа по предприятию с оформлением расходногокассового ордера.
2. Работники, получившие денежные средства в подотчет, по сложившейсяпрактике, не позднее 3 дней по истечении срока, на который были выданы деньги,должны отчитаться об их использовании и представить в бухгалтерию авансовыйотчет с приложением оправдательных документов.
3. Откомандированные работники представляют авансовый отчет обиспользовании денег по возвращении из командировки.
4. Выдача денег в подотчет производится только при условии отсутствиязадолженности у работника по предыдущим полученным суммам. В случае, еслиработник не отчитался либо не представил оправдательные документы,задолженность удерживается из заработной платы.
5. Сроки выдачи в подотчет денежных средств устанавливаются приказомруководителя предприятия, организации.
Длительное, ничем не обоснованное нахождение денег уподотчетных лиц, может расцениваться как доход.
Предприятие имеет право удержать из суммы оплаты трудаработника не возмещенный им своевременно остаток аванса. Распоряжение обудержании подается не позднее одного месяца со дня окончания срока,установленного для возврата аванса. Пропустив этот срок. администрация теряетправо на удержание соответствующих сумм в бесспорном порядке. В этом случае (еслиработник оспаривает основание или размер удержаний) взыскание сумм производитсяв судебном порядке.
Если предприятие не имеет возможности вернутьнеиспользованные суммы с подотчетных лиц, то данные суммы являются доходом этихлиц и предприятие обязано удержать с них подоходный налог и другие необходимыеналоги, которыми облагаются доходы физических лиц.
Проверенный авансовый отчет утверждается главнымбухгалтером и руководителем предприятия. Неправильно заполненные авансовыеотчеты и приложенные к ним документы возвращаются подотчетным лицам дляпереоформления. На документах, приложенных к авансовым отчетам, проставляетсяштамп или надпись от руки «Оплачено» или «Погашено» с указанием даты (года,числа, месяца).
Перечень подотчетных лиц и правила расчетов с ними можновключить в учетную политику, определяющую правила бухгалтерского учета. Тольковключенные в перечень лица могут получать деньги под отчет. Он утверждаетсяприказом руководителя предприятия.
Все работники предприятия, получающие деньги под отчет, должнысоблюдать правила работы с наличностью. Они предусмотрены Порядком ведениякассовых операций в Республике Казахстан, утвержденным в стандартахбухгалтерского учета. Так, например, в этом документе сказано, что сотрудник,получивший деньги под отчет, обязан отчитаться об их использовании и сделатьэто в срок.
Необходимость учета расчетов с подотчетными лицамиопределяется также в Налоговом Кодексе Республики Казахстан. Определениеналогооблагаемого дохода юридических лиц исчисляется как разница междусовокупным годовым доходом и установленными вычетами. Под вычетами в налоговомзаконодательстве понимаются расходы, связанные с получением дохода отпредпринимательской деятельности. Расходы, признаваемые вычетами, должныподтверждаться документально, в противном случае неподтвержденные документамирасходы вычитать из совокупного годового дохода недопустимо. Правиламиналогообложения предусмотрен ряд расходов, которые, при отнесении их в составвычетов, нормируются, т.е. вычитаются не в полном размере, а только в пределах,предусмотренных нормативными актами. Основную часть расходов, которыебольшинство предприятий должны включать в состав нормируемых вычетов,составляют расходы на командировки, представительские расходы и т.п. Расходы наэти цели могут превышать предельно установленные нормы, однако разница,превышающая этот предел, должна осуществляться за счет чистого дохода, т.е. невключаться в состав вычетов. При этом следует учитывать, что если возмещениерасходов работнику, например по командировкам, осуществляется по фактическипроизведенным затратам, превышающим нормы, то эта разница включается всовокупный годовой доход работника с последующим начислением налогов. Всовокупный доход работника включаются только суммы суточных.
Таким образом,в связи со всем вышеперечисленным, учет расчетов с подотчетными лицами долженобеспечить следующее:
­ своевременное и правильное оформлениеприказов (распоряжения) о направлении работников в командировку;
­ назначение и фактическое использованиеавансов;
­ командировочные удостоверения сотметками о местах пребывания, согласно распоряжению администрации;
­ правильность и своевременностьсоставления и представления авансовых отчетов;
­ правильность возмещения командировочныхрасходов и затрат на операционно-хозяйственные нужды;
­ правильность составлениякорреспонденции счетов по операциям с подотчетными лицами;
­ своевременность погашения задолженностипо ранее выданным авансам;
­ наличие оправдательных документов повсем операциям.
Рассмотрим организацию учета расчетов с подотчетными лицамина материалах исследуемого предприятия ТОО «Казхром». Подотчетные лица – этовсегда материально-ответственные лица. В учетной политике ТОО «Казхром» отраженперечень должностей, которые являются материально-ответственными. При принятиина работу на должность, указанную в перечне материально-ответственных лиц, ссотрудником заключается договор о полной материальной ответственности(Приложение 1).
2.Порядок бухгалтерского учета операций с подотчетными лицами 2.1Документальное оформление расчетов сподотчетными лицами по суммам, выданным на служебные командировки, нахозяйственные нужды и представительские расходы
Командировкой считается поездка работника предприятия вдругую местность для выполнения служебных заданий на определенный срок и пораспоряжению руководителя этого предприятия. В командировку может бытьнаправлен работник, связанный с предприятием трудовым договором.
Основаниемдля направления в служебную командировку является приказ, подписанныйруководителем ТОО «Казхром». Приказ должен содержать указание на командируемогосотрудника, пункт назначения и наименование учреждения, цели и срокикомандировки. Копии приказов по командировкам и обосновывающие документынаходятся в отдельной папке.
В приказевозможно прямое указание для бухгалтерии произвести расчет суммыкомандировочных расходов. Приказ может быть оформлен в таком виде (Приложение2)
Помимо Закона Республики Казахстан «О труде в РеспубликеКазахстан» для правильного учета подотчетных сумм, выдаваемых накомандировочные расходы и другие цели, а также для составления учетной политикипо этим вопросам бухгалтерия предприятия ТОО «Казхром» основывается наследующих нормативных документах:
­ Налоговый кодекс РК от 01.01.2007 «Оналогах и других обязательных платежах в бюджет»;
­ Закон РК от 28.07.2007 года №234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;
­ Постановление правительства РК от22.09.2000 №1428 «об утверждении правил о служебных командировках в пределахРеспублики Казахстан работников государственных учреждений, содержащихся засчет средств государственного бюджета, а также депутатов парламента РК» (ред.от 28.07.2005);
­ Постановление правительства РК от24.12.2001 №1677, «об утверждении норм представительских расходов и суточных,выплачиваемых за время нахождения в командировке за пределами РеспубликиКазахстан, подлежащих вычету при определении налогооблагаемого дохода» (ред. от14.03.2005);
­ Правила о служебных командировках впределах РК работников государственных учреждений, содержащихся за счет средствгосударственного бюджета, а также депутатов Парламента РК (далее – Правила ослужебных командировках) являются действующим документом, которымруководствуются не только государственные, но и частные компании, т. к. внем описаны основные принципы оформления и ведения учета.
Наосновании приказа в бухгалтерии ТОО «Казхром» составляется предварительнаякалькуляция на командировочные расходы. При составлении калькуляции бухгалтердолжен учесть стоимость билетов туда и обратно, стоимость проживания вгостинице во время нахождения в другом городе, размер суточных за весь периодкомандировки.
Согласно ст. 93 Налогового Кодекса РеспубликиКазахстан от 01.01.2007 года, к компенсациям при служебных командировках,подлежащих вычету, относятся:
1. Фактически произведенные расходы напроезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов за бронь.
2. Фактически произведенные расходына наем жилого помещения, включая оплату расходов за бронь.
3. Суточные, выплачиваемые за время нахождения в командировке, в размере неболее трех месячных показателей в сутки в пределах Республики Казахстан.
4. Суточные, выплачиваемые за времянахождения в командировке за пределами РК, в пределах норм, установленныхПравительством РК [3].
Деньги наслужебные командировки выдаются в пределах сумм, причитающихся командированнымлицам, на оплату проезда (туда и обратно), суточных расходов и расходов понайму помещения, рассчитанных согласно сроку командировки.
Размерсуточных может устанавливаться руководителем компании в виде соответствующегоприказа, но, как правило, их величина соответствует тому размеру, который всоответствии с Налоговым кодексом разрешается относить на вычеты. В 2006 году всоответствии со ст. 93 Налогового кодекса на вычеты можно относитьсуточные в размере, не превышающем, 3 МРП, т.е. не более 3090 тенге (1030 х 3).
Руководительи главный бухгалтер ТОО «Казхром» в своих расчетах руководствуютсяпостановлением Правительства РК от 22.09.2000 г. №1428 или обосноватьпроизводственной необходимостью превышение норм. Рассчитанная бухгалтером суммавсех предполагаемых расходов по командировке утверждается руководителем.
Утвержденнаяруководителем ТОО «Казхром» смета подшивается к расходному ордеру, по которомусотруднику, направляющемуся в командировку, выдают рассчитанную суммукомандировочных расходов. При этом составляется расходный кассовый ордер (РКО).
Наосновании приказа командированному работнику перед началом командировки выдаетсякомандировочное удостоверение, подписанное руководителем. При этом заполняетсявся лицевая сторона командировочного удостоверения, а на оборотной сторонеделается отметка о выбытии сотрудника из организации в командировку. Датойвыбытия считается дата начала командировки, указанная в приказе, на которуюдолжен быть приобретен билет, по которому сотрудник выезжает в городкомандировки.
Командированныйсотрудник должен сделать на второй стороне командировочного удостоверенияотметку о прибытии в командируемый город в той организации, в которую оннаправлен, а также отметку о выбытии из этого города. Именно по отметкам вкомандировочном удостоверении о дате прибытия в пункт назначения и дате выбытияиз пункта назначения определяется фактическое время пребывания в местахкомандирования. Если работник командирован в разные населенные пункты, отметкио дате прибытия и дате выбытия делаются в каждом из них, а также отметка овозвращении в свою организацию.
Регистрацияработников, выбывших в командировку и прибывших из командировки, ведется вспециальном журнале по установленной форме. По возвращении из командировки ворганизацию в командировочном удостоверении и в графе 7 журнала учетаработников, выбывших в командировки, делаются отметки о прибытии сотрудника(Приложение 5).
Длявыполнения поручений организации в другом городе сотруднику может потребоватьсясоответствующая доверенность. Доверенность на выполнение определенных действийможет выглядеть следующим образом.
Непосредственныйучет самих командировочных расходов начинается после того, как сотрудниквозвратится из командировки и представит в бухгалтерию авансовый отчет.
Авансовыйотчет – это документ, в котором сотрудник отражает величину всех фактическипроизведенных расходов за время командировки. Фактические расходы, отражаемые вавансовом отчете, требуют документального подтверждения. Поэтому заполняетсяавансовый отчет на основании приложенных к нему первичных документов, которымимогут быть:
­ авиабилеты (экономический класс). Приэтом к авиабилету и авансовому отчету подшивается (прикладывается) распоряжениеили приказ руководителя, в котором указывается необходимость использованиявоздушного транспорта;
­ железнодорожные билеты (не выше тарифакупированного вагона);
­ другие проездные документы; квитанции обронировании билетов и места в гостинице;
­ квитанции по утвержденной форме опользовании постельными принадлежностями в поездах при проезде к местукомандировки и обратно;
­ квитанция, счет-фактура и другиедокументы, подтверждающие наем жилого помещения;
­ командировочное удостоверение сотметками о дате прибытия в командируемую организацию и убытия из нее,заверенные подписями должностных лиц и печатями этой иногородней организации, атакже с отметками нашей организации о прибытии сотрудника из командировки;
­ документы, подтверждающие прочиепонесенные расходы (квитанции о телефонных переговорах, почтовых услугах,приобретенных ценностях и т.д.).
Авансовыйотчет составляется работником в течение трех дней с момента возвращения изкомандировки. На лицевой стороне авансового отчета работник заполняет такиесведения, как:
­ наименование организации;
­ отдел, должность и фамилию, имя,отчество сотрудника, прибывшего из командировки;
­ номер и дату составления авансовогоотчета;
­ цель полученного аванса – командировочныерасходы;
­ величину полученных из кассы денежныхсредств;
­ сумму фактически произведенныхрасходов, которая соответствует итогу всех расходов, указанных на оборотнойстороне авансового отчета;
­ сумму остатка неизрасходованных денежныхсредств (превышение полученной из кассы суммы над фактически потраченнойсуммой) или перерасхода (превышение фактически потраченной суммы над полученнойиз кассы).
Преждечем заполнить последние два показателя, подотчетное лицо заполняет оборотную сторонуавансового отчета на основании имеющихся документов.
Первыми обычно отражаются проездные билеты. Кжелезнодорожному билету не нужно прикладывать счет-фактуру от железной дороги,чтобы отнести сумму НДС в зачет. При заполнении в авансовом отчете сведений орасходах на проезд и других расходах необходимо выделить отдельными строкамисумму расходов без НДС и саму сумму НДС. Это необходимо в силу того, что этисуммы по-разному отражаются на счетах бухгалтерского учета.
Документами,подтверждающими расход на проживание, являются: счет из гостиницы,счет-фактура, квитанция об оплате, фискальный чек. Встречаются случаи, когдакомандируемый сотрудник останавливается не в гостинице, а арендует квартиру участных предпринимателей, тогда помимо указанных документов следует приложить икопию свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя.
Если впериод нахождения в командировке сотрудник оплачивал какие-либо услуги (связи,почты, консультирование и т.д.), то к авансовому отчету должны бытьсоответствующие квитанции, акты выполненных работ, счета-фактуры, квитанции кприходным кассовым ордерам, фискальные чеки, оформленные на имя организации.Если производилось приобретение различных товаров, то должны быть накладные исчет-фактура. В авансовых отчетах о командировках всегда отражается расчетсуточных, которые отдельными документами не подтверждаются. Расчет производитсяисходя из фактических дней нахождения в командировке согласно отметкам вкомандировочном удостоверении. Последнюю графу «Счет» заполняет бухгалтер,проверяющий авансовый отчет и приложенные к нему документы.
Врассматриваемом случае в командировку отправлялся гл. механик ТОО «Казхром» дляподписания договоров с поставщиками.
На исследуемом предприятии ТОО «Казхром» выдача под отчетналичных денег на операционные и хозяйственные расходы, в том числе наприобретение ТМЗ производится в пределах двухдневной потребности на срок неболее трех дней. Расходовать при этом выданные подотчет можно лишь на те цели,на которые они были выданы.
Суммы на хозяйственные нужды выдаютсяматериально-ответственным лицам по распоряжению руководителя. Выдачаоформляется расходным кассовым ордером, где указанную сумму утверждаетруководитель и главный бухгалтер. В указанном расходном кассовом ордереуказывается назначение (цель использования) выданных денег.
Авансовые отчеты имеют стандартную форму, применимую в любыхситуациях: и при составлении отчета по командировочным расходам, и прихозяйственных расходах.
Обычно срок представления отчета по командировке составляет 3дня с момента возвращения. В ТОО «Казхром» установлены и сроки представленияотчетов о расходовании денежных средств на хозяйственные нужды. Эти срокидолжны быть предусмотрены в учетной политике и оформлены в виде приказа. Обычноэто 5–10 дней, но может быть иболее длительный период, однако он долженбыть ограничен одним месяцем. Это связано с тем, что не востребованные болееодного месяца суммы признаются доходом данного работника и облагаютсяподоходным, социальным налогом, производятся социальные отчисления в ГФСС иотчисления в пенсионный фонд.
Все хозяйственные операции по расходованию подотчетных сумм вобязательном порядке подтверждаются соответствующей документацией, выписываемойна юридическое лицо, т.е. на организацию, от лица которой сотрудник производитпокупки или оплату счетов.
Эти документы являются первичными учетными документами,которые фиксируют факт совершения операции или события.
При оплате работ, услуг, приобретении товаров у юридическихлиц необходимо составить авансовый отчет с приложением следующих первичныхдокументов:
­ счета-фактуры;
­ накладной;
­ товарного чека;
­ квитанции к приходному кассовому ордеру;
­ фискального чека.
Отсутствие или неправильное оформление вышеперечисленныхдокументов даже при подтверждении факта постановки на бухгалтерский учетматериальных ценностей приведет к признанию дохода подотчетного лица, которыйоблагается подоходным, социальным налогом и отчислением в пенсионный фонд.
В случае, если вся сумма расходов подтверждена документально,руководитель подписывает проверенный бухгалтером авансовый отчет. Остатокнеиспользованных средств вносится сотрудником в кассу, а в случае перерасходаиз кассы предприятия подотчетному лицу выдаются излишне потраченные суммы.
Согласно авансовому отчету приобретенные материальныеценности числятся за отчитавшимся лицом. Материально-ответственное лицо должноне только отчитаться об использовании денежных средств на приобретение тех илииных ценностей, но и передать их на склад организации. Передача на складпроисходит по внутренней накладной или приходному ордеру, который будетприведен в разделе «Товарно-материальные запасы». После того, как все документыпроверены бухгалтером и в авансовых отчетах на оборотной стороне проставленысчета, корреспондирующие со счетом 1251 «Краткосрочнаядебиторская задолженность работников: расчеты по подотчетным суммам»,обобщенные обороты по счетам операции, отраженные в авансовом отчете, подлежатотражению на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Регулярно бухгалтер компании должен производить анализдебиторской задолженности компании (инвентаризацию счетов) (таблица 1).
Таблица 1 – Типовая таблица для инвентаризации счета 1251 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников:расчеты по подотчетным суммам» на 1 апреля 2007 г.Фамилия, имя, отчество Дата возникновения задолженности Дебет Кредит Дата закрытия задолженности
Инвентаризация расчетов (подтверждение, сверказадолженности) в обязательном порядке производится к составлению финансовойотчетности. Несвоевременно погашенная задолженность влечет к ухудшениюфинансового состояния компании.
Согласноп. 2 ст. 93 Налогового кодекса к представительским расходам относятсярасходы налогоплательщика по приему и обслуживанию лиц, производимые в целяхустановления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников,прибывших на заседание совета директоров для проведения общего собранияакционеров. К представительским расходам относятся расходы по проведениюофициальных приемов вышеуказанных лиц:
­ транспортное обслуживание;
­ расходы на питание во времяпереговоров;
­ оплата услуг переводчика [3].
Предельные нормы установлены постановлением ПравительстваРК от 24.12.2001 г. №1677 «Об утверждении норм представительских расходови суточных выплачиваемых за время нахождения в командировке за пределамиРеспублики Казахстан, подлежащих вычету при определении налогооблагаемогодохода» (ред. от 14.03.2005)
Нормыпредставительских расходов, подлежащих вычету при определении налогооблагаемогодохода, представлены в таблице 2.
Таблица 2– Нормы представительских расходов, подлежащих вычету при определенииналогооблагаемого доходаНаименование представительских расходов Норма вычета Расходы по проведению официального приема лиц (из расчета на одного человека в день) до 8 МРП Расходы на питание во время переговоров (из расчета на одного человека в день, включая переводчика и сопровождающих лиц) до 1,5 МРП Оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, принимающей делегацию (в час) до 1 МРП Транспортное обслуживание (в час) до 1 МРП
Во времяпроведения официального приема лиц количество участников с принимающей стороныне должно превышать количества участников со стороны принимаемой делегации.
Присоставе делегации свыше пяти человек количество сопровождающих лиц ипереводчиков, обслуживающих делегацию, должно определяться из расчета одинпереводчик или сопровождающий не менее чем на пять членов делегации.
Дляподтверждения данных вычетов необходимо иметь следующие документы:
­ приказ о проведении приема;
­ список приглашенных лиц;
­ список лиц принимающей стороны;
­ журнал регистрации гостей;
­ смета расходов на проведение приема;
­ документы об оплате и получениифактических услуг и материалов, относящихся к представительским расходам.
Пунктом 2 ст. 93 Налогового кодекса определено, что неотносятся к «…представительским расходам и не подлежат вычету расходы поорганизации банкетов, досуга, развлечений или отдыха. Эти расходы производятсяза счет собственных средств предприятия, оставшихся после налогообложения» [3].
Дляподтверждения произведенных расходов на предприятии ТОО «Казхром» издаетсяприказ на проведение приема (Приложение 10).
Деньги наоплату расходов по приему делегаций выдаются в подотчет ответственному лицу. Вслучае превышения фактически понесенных представительских расходов надутвержденными нормами превышение расходов является косвенным доходомподотчетного лица и должно облагаться подоходным налогом по ставке п. 2ст. 145 Налогового кодекса, социальным налогом, отчислениями внакопительные пенсионные фонды. Однако в данном случае подотчетное лицо тратитденежные средства не на себя, а на гостей. Поэтому для подтверждения того, чтопонесенные расходы не являются доходом конкретного подотчетного лица, напредприятии ТОО «Казхром» составляется еще один приказ.
Все этиприказы необходимы потому, что денежными средствами ТОО «Казхром» распоряжаетсяруководитель./>2.2 Синтетический ианалитический учет расчетов с подотчетными лицами
Краткосрочная дебиторская задолженность работников ТОО«Казхром» может возникать по расчетам с командировочными и прочими подотчетнымилицами, по возмещению материального ущерба, по расчетам за товары, проданные в кредит и по предоставленным займам.
Эти расходы не всегда можнооплатить путем безналичных расчетов через учреждения банков, в силу чего для ихоплаты и осуществления других аналогичных расходов работникам выдают в подотчетсогласно расчету, утвержденному руководителем предприятия, наличные деньги.[20, с. 293]
Предприятиявыдают своим работникам в подотчет суммы, которые используются подотчетнымилицами для приобретения в магазинах канцелярских товаров, бланков, оплатыпочтовых переводов и других расходов, необходимых для хозяйственнойдеятельности предприятия, а также эти средства используют для оплатыкомандировочных расходов.
Авансовыеотчеты с приложенными к ним документами сдаются бухгалтеру, который проверяетзаконность и целесообразность произведенных расходов, их соответствиеутвержденным нормам, а также правильность оформления счетов и документов.
Учет расчетов с подотчетными лицами осуществляется наактивном счете 1250 «Краткосрочнаядебиторская задолженность работников». В Типовом плане счетов ТОО «Казхром» к этому счету открытыследующие субсчета:
– 1251 расчеты сподотчетными лицами;
– 1252 по возмещениюматериального ущерба.
– 1253 с работающими – затовары, проданные в кредит и по предоставленным займам;
Счет 1250 «Краткосрочнаядебиторская задолженность работников» используется бухгалтерской службойТОО «Казхром» в том случае, если подотчетному лицу выданы суммы в подотчет,после чего предоставлен отчет об использовании этих сумм.
В случае, когда подотчетное лицо сначала предоставляет отчетоб использовании своих собственных средств и только после этого предприятие емувозмещает произведенные расходы, используется субсчет 3392 «Краткосрочнаякредиторская задолженность по служебным командировкам» счета «Прочаякраткосрочная кредиторская задолженность».
Выдача денег из кассы в подотчет отражается корреспонденцией:Дебет счета 1251 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников:задолженность по подотчетным суммам» – Кредит счета 1010 «Денежные средства вкассе».
Любой авансовый отчет раскрывает цели использования денежныхсредств сотрудником компании. Если при выдаче денег из кассы в подотчет счет1251 «Задолженность по подотчетным суммам» дебетовался, то при рассмотренииавансового отчета счет 1251 будет кредитоваться, т.е. будет отражено, на какиецели были израсходованы подотчетные суммы. В данном случае необходимо указатьна дебет какого счета, корреспондирующего с кредитом счета 1251, будутсписываться командировочные и другие расходы.
Здесь необходимо помнить, что величина затрат без НДС напроезд, постель, бронь, проживание и суточные, т.е. непосредственные затраты покомандировке, могут относиться на следующие счета:
­ на счет 7210 «Административные расходы», если это командировкасотрудника, входящего в состав административно-управленческого аппарата, врезультате которой решаются вопросы, относящиеся ко всей деятельностиорганизации;
­ на счет 7110 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг», еслиэто командировка сотрудника, занимающегося реализацией продукции, товаров илиуслуг компании, и в ходе командировки решаются вопросы реализации;
­ на счет 8414 «Прочие накладные расходы», если это командировкасотрудников основного производства, которая связана с процессом производства.
В нашем случае в командировку отправлялся гл. механиккомпании для подписания договоров с поставщиками. Поэтому расходы покомандировке следует отнести на счет 7210 (приложение 8).
Затем подсчитывается общая сумма, списываемая на каждый изсчетов. По авансовому отчету Суркова В.А. на счет 7210 списываются:
­ стоимость проезда без НДС туда и обратно – 9023 тенге (2654 + 6369);
­ суточные – 61 800 тенге;
Итого на счет 7210 – 70 823 тенге
На счет 1420 будет относиться 1 353 тенге (398 + 955).
Всего на разные счета со счета 1251 списывается 72176 тенге(70823 + 1353).
Эти общие суммы по корреспондирующим счетам отражаютсябухгалтером на лицевой стороне авансового отчета в правом верхнем углу, иделается отметка о дате проверки авансового отчета. Затем сумма понесенныхрасходов утверждается руководителем организации. Общая израсходованная сумма(72176 тенге) сравнивается с величиной ранее полученных денежных средств вподотчет (75000 тенге). В нашем случае сотрудник фактически потратил суммуменьшую, чем было получено, и остаток неиспользованных денег в сумме 2824 тенгевнесен в кассу. Сумма 500 тенге, израсходованная Сурковым В.А. за постель,не была подтверждена документами и не была принята бухгалтером.
Если бы имела место обратная ситуация, когда сотрудникфактически потратил сумму большую, чем было получено, в этом случае суммаперерасхода должна быть выдана сотруднику из кассы. В любом случае в авансовомотчете делается соответствующая отметка, подтверждающая завершение всехвзаиморасчетов между сотрудником и организацией по данной операции. В томслучае, когда материально-ответственное лицо не может отчитаться за полученныеиз кассы денежные средства (не предоставляет документы о расходовании этихсредств), то они должны быть удержаны из его заработной платы. Однаковстречаются случаи, когда авансовый отчет не может быть составлен из-за утериподтверждающих документов, хотя определенные расходы сотрудник понес ииспользовал денежные средства по назначению.
В таком случае следует попытаться восстановить утерянныедокументы, запросив у поставщиков их копии. Если же это невозможно, сотрудникможет написать объяснительную записку о причинах утери документов, указатьвеличину произведенных расходов и обратиться к руководству компании с просьбойвозместить понесенные расходы.
К отчету по командировке Сурковым В.А. приложенаобъяснительная записка о том, что в городе Астана он вел с зарубежным партнероммеждугородные телефонные переговоры на сумму 5100 тенге, которые неподтверждены первичными документами. Бухгалтер в авансовом отчете на суммутаких неподтвержденных расходов в качестве корреспондирующего счета долженуказать счет 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда».
Корреспонденция счетов: дебет 3350 – кредит 1251 означает,что задолженность сотрудника перед организацией по подотчетным суммам будетпогашена за счет удержания из заработной платы. Если руководитель компании неудовлетворит просьбу сотрудника о возмещении понесенных, но не подтвержденныхрасходов, то на соответствующую сумму будет уменьшена заработная плата,причитающаяся сотруднику к выплате на руки.
Руководством компании было принято решение о том, чтобывозместить неподтвержденные расходы, и был издан приказ о возмещении расходов.
Возмещаемые сотруднику расходы (при отсутствии документов)считаются дополнительным доходом работника, который будет начислен ему вдополнение к основной заработной плате. При этом будет составленакорреспонденция счетов: Дебет 7210 «Административные расходы» – Кредит 3350«Краткосрочная задолженность по оплате труда». Все полученные работником доходы(заработная плата и возмещаемые расходы) подлежат налогообложению индивидуальным,социальным налогами, социальными отчислениями в ГФСС и отчислениям внакопительный пенсионный фонд.
В этом случае данные расходы относятся на расходы на счет7210, но не как расходы подотчетных лиц со счета 1251, а как дополнительныйдоход работника со счета 3350. Превышение командировочных сверх норм в сумме 5100 тенге вошло в доход Суркова В.А. за февраль 2006 года, включено врасчет по ежемесячному исчислению и удержанию индивидуального подоходногоналога и исчислению социального налога, и в расчетную ведомость.
При приобретении каких-либо материальных ценностей ихнеобходимо сначала оприходовать, т.е. показать в учете, что они поступили насклад предприятия, а затем составить акт об их использовании и списать сосклада на расходы компании. Поэтому приобретаемые подотчетным лицом канцтоварыв случае их сдачи на склад следует отразить на счете 1350 «Прочие запасы».Однако в том случае, когда канцтовары на склад не сдаются, а используются сразупосле приобретения, например, в ходе командировки, то их можно списать нарасходы на счет 7210.
Все суммы выделенного НДС по полученным от поставщиковсчетам-фактурам, билетам, квитанциям отражают на счете 1420 «Налог надобавленную стоимость». Бухгалтер проставляет корреспондирующие счета, проверяявсе приложенные первичные документы.
В таблице 3 приведена корреспонденция счетов по учетурасчетов с подотчетными лицами.
Таблица 3 – Фрагмент журнала хозяйственных операций ТОО«Казхром» – за январь-февраль 2008 года№ п/п дата Документ Д-т К-т Сумма Содержание хозяйственной операции Аналитика Д-т К-т 1 05.01 РКО №1 1251 1040 7 000,00 Выдано на хоз. расходы Исаев С.А. 2 08.01 Авансовый отчет №1 1350 1251 6 585,00 Приобретены запчасти Запчасти Исаев С.А. 3 08.01 ПКО №2 1040 1251 415,00 Возврат подотчетных сумм по авансовому отчету №1 Исаев С.А. 4 17.01 РКО №2 1251 1040 15 000,00 Выдано на хоз. расходы Исаев С.А. 5 20.01 Авансовый отчет №2 1311 1251 13 043,00 Приобретены материалы Электроматериалы Исаев С.А. 6 20.01 Авансовый отчет №2 1420 1251 1 957,00 НДС в зачет Исаев С.А. 7 21.01 РКО №3 1251 1040 130 000 Выдано в подотчет для оплаты счетов Исаев С.А. 8 04.02 РКО №4 1251 1040 44 000 Выдано в подотчет на командировочные расходы Сурков В.А. 10 21.02 Авансовый отчет №4 7210 1251 38153 Командировочные расходы Сурков В.А. 11 21.02 Авансовый отчет №4 1420 1251 1 353 НДС в зачет Сурков В.А.
Таким образом, в данном пункте была рассмотренакорреспонденция счетов по учету расчетов с подотчетными лицами в ТОО «Казхром»./>2.3 Совершенствование порядкавыдачи и учета подотчетных сумм
Практика проверок показывает,что наибольшее количество замечаний среди расчетов с дебиторами и кредиторамивызывают расчеты с подотчетными лицами. В большинстве случаев авансовые отчетыподписываются только бухгалтером, без утверждения руководителем предприятия илиорганизации. При этом суммы по предоставленным авансовым отчетам списываются сподотчетного лица на расходы или иные объекты учета. Повсеместны случаи, когдак авансовым отчетам прилагаются недействительные документы в виде товарныхчеков без отметок или штампов, фискальные чеки, не установленного образца, иличеки, не имеющие отношения к операции, отражаемой в авансовом отчете и т.п. Вдругих случаях к авансовым отчетам не прилагаются квитанции приходных кассовыхордеров или чеки при оплате стоимости товарно-материальных запасов подотчетнымлицом.
Статьей 92 Налогового кодексаРК предусмотрено отнесение произведенных расходов на вычеты только при условииподтверждения их соответствующими документами [3]. В случае отражения расходовна счетах бухгалтерского учета, не подтвержденных соответствующими документами,искажаются показатели финансовой отчетности.
Известны случаи не толькопредпринимателям, но и контролирующим органам, когда под видом выдачи денежныхсредств в подотчет, с целью избежания уплаты подоходного и социального налогов,осуществляется выплата заработной платы [16].
Особое внимание следуетобращать на расчеты с подотчетными лицами по денежным средствам, выдаваемым имна приобретение ГСМ, запасных частей, ремонтных материалов, осуществлениеремонта. Как правило, эти суммы безо всяких оправдательных документовсписываются на расходы предприятия либо расходы, согласно авансовым отчетам, многократнопревышают потребность в производстве ремонтов или приобретении запчастей.Иногда к авансовым отчетам прилагаются квитанции, товарные чеки на ремонтныематериалы или запчасти, не соответствующие по своему назначению характерупроизведенного ремонта.
Допускаются ошибки припоступлении выручки от реализации продукции или товаров через подотчетное лицо.Например, поступление выручки в учете отражается на кредите счетов 3 разделаТипового Плана счетов в корреспонденции со счетом учета денежных средств (1010–1040)и т.п.
Часто работникам предприятиявыдаются денежные средства в подотчет на приобретение проездных билетов, т.е.возмещается стоимость проезда на общественном транспорте. Предприятие вправекомпенсировать своим работникам такие расходы, но только за счет чистого доходас учетом требований налогового законодательства.
Необходимо также обратитьвнимание на правильность отнесения представительских расходов через подотчетноелицо на себестоимость продукции, работ, услуг. Обоснованность таких расходовдолжна быть подтверждена оправдательными документами, в том числе приказом оназначении ответственного лица, актом с документами, подтверждающими расходы, сперечнем участников встречи и т.д. В затраты, включаемые в состав вычетов, представительские расходы относятся в пределах официальноутвержденных норм [16].
Следует учитывать, что расчеты с подотчетными лицами,связанными с командировками за рубеж, суточные выплачиваются при проезде потерритории РК в тенге по нормам, установленным законодательством, а при проездеи за время пребывания в загранкомандировке – по нормам, утвержденным для лиц,выезжающих в командировку за границу. Со дня пересечения границы РК при выездесуточные начисляются в иностранной валюте, а при возвращении, со дняпересечения границы РК, – в тенге. В таких случаях следует учитыватьправильность учета расчетов, возмещения расходов по однодневнойзагранкомандировке и в случаях, когда работник в стране пребыванияобеспечивался бесплатным питанием и жильем. Особое внимание следует уделятьрасчету и учету курсовой разницы на день представления подотчетным лицомавансового отчета.
Необходимо еще раз обратитьвнимание на внутренний контроль документации, касающейся расходованияподотчетных сумм. Для руководителя или собственника предприятия контрольнеобходим в целях сохранности активов предприятия и обеспечения расходования ихпо целевому назначению. Система контроля преследует цель не только сохранностиимущества собственника, но и обеспечивает нормальную работу всего предприятия ивсех работающих на нем.
Рассмотрим, на первый взгляд,незначительные требования по заполнению и утверждению авансовых отчетов.Упоминалось, что нередки случаи, когда авансовые отчеты подписываются толькоглавным бухгалтером или лицом, ответственным за учет расходования подотчетныхсумм. Часто встречаются авансовые отчеты, хотя и утвержденные руководителемпредприятия, но без указания утверждаемой суммы или утверждаемая суммаобозначена в числовом выражении. Форма авансового отчета составлена такимобразом, что, предварительно проверив расчет, бухгалтерия делает в нем отметкуо фактически произведенных расходах, затем руководитель в соответствующей графеотчета утверждает сумму, указанную прописью. Случается, это условие невыполняется, и сумма указывается цифрами. Указанное обстоятельство создаетусловия для злоупотреблений со стороны лиц, причастных к оформлению авансовыхотчетов.
Предположим, что в ужеутвержденном авансовом отчете утверждаемая сумма указана в размере 2354 тенге,дописав перед обозначенной суммой единицу, получим сумму в 12354 тенге, дописавдвойку – 22354 тенге и т.п. Приложив, как это нередко случается, первыепопавшиеся чеки, квитанции к авансовому отчету, можно списать суммы,значительно превышающие фактически израсходованные. Поэтому в целяхпредупреждения таких злоупотреблений предусмотрено указание утверждаемой суммыпрописью. Если в предыдущие периоды не удалось избежать указанных в оформленииавансовых отчетов отклонений, то следует их перепроверить. Такие нарушениявыявляются относительно легко. В первую очередь следует обращать внимание наприложенные к авансовым отчетам документы, в которых отражены «круглые» суммыили числа с нулями. Допустим, сумма в авансовом отчете 753 тенге,«исправленная» изложенным способом эта сумма может быть увеличена до 1753, 2753тенге и т.д. Соответственно следует обратить внимание на квитанции, чеки и т.п.на сумму 1000, 2000 тенге и т.д. Возможны и иные способы искажений, которыетакже выявляются различными способами.
Правомерность ицелесообразность расходования подотчетных сумм на операционные и хозяйственныерасходы можно проверить сопоставлением сумм авансового отчета по видам расходов(приобретение ТМЗ, оплата услуг, работ) с документами, подтверждающимифактическое поступление ТМЗ на склад или приемку работ, получение услуг. Приэтом выясняется производственная и хозяйственная необходимость в ихприобретении, а также возможность использования повторно оправдательныхдокументов на имеющиеся излишние и неучтенные запасы. Путем сопоставлениядокументов, приложенных к авансовому отчету с данными складского учета, можноустановить случаи, скрываемые повторной оплатой ТМЗ безналичным расчетом. Вотдельных случаях оправдательные документы на приобретение ТМЗ, выписанные внескольких экземплярах, прилагаются к различным авансовым отчетам разныхподотчетных лиц.
Таким образом, рассмотренные нарушения возможны в основном напредприятиях со значительными оборотами, как денежных средств, так итоварно-материальных запасов. На предприятиях с небольшим оборотом и малымколичеством сотрудников такие факты нетипичны, т. к. руководитель,который, как правило, является и собственником предприятия, способенконтролировать деятельность предприятия самостоятельно. Крупные предприятия соструктурными подразделениями, филиалами имеют обычно в своем составе службывнутреннего аудита или ревизионную комиссию, которые в программу проверкидолжны включать и вопросы проверки использования и учета подотчетных сумм.
/>Заключение
На этапе подготовки кисследованию нами была поставлена цель курсовой работы, которая сводилась кследующему: исследовать все аспекты бухгалтерского учета расчетов сподотчетными лицами. Данная цель была реализована в процессе написания курсовойработы. При этом, ввиду многоаспектности задачи учета, невозможно обхватитьвесь объем вопросов, относящихся к учету того или иного вида задолженности.Поэтому каждый вопрос мы описали коротко, не вдаваясь в различные особенности ипроблемы учета.
В тех случаях, когда оплатуотдельных видов расходов невозможно произвести безналичным путем черезучреждения банка или наличными из кассы, допускается ее расход черезподотчетных лиц.
Расчеты с подотчетными лицамивозникают по суммам денежных средств, выдаваемых работникам предприятий иорганизаций на выполнение задач операционно-хозяйственного характера ивозмещение расходов на служебные командировки.
В результате проведенногоисследования в курсовой работе были сделаны следующие выводы:
1. Денежная наличностьподотчетным лицам выдается на следующие цели:
­ операционные расходы;
­ административно-хозяйственныерасходы;
­ служебныекомандировки.
­ Выдача наличности вподотчет производится:
­ только темсотрудникам, список которых утвержден руководителем;
­ после полного расчетасотрудника по ранее полученным подотчетным суммам;
­ не ранее наступлениядействительной надобности в расходах, размер которой утверждаетсяруководителем.
2. В установленные срокиподотчетные лица должны отчитаться об использовании полученных сумм путемпредставления авансового отчета. Расходование подотчетных сумм, указанные вавансовом отчете, должны подтверждаться оправдательными документами.Неиспользованный остаток подотчетных сумм возвращается в кассу предприятия илион может быть – удержан из суммы оплаты труда работника, если им своевременноне возмещен остаток аванса, и при этом он не оспаривает основания и размераудержания. Перерасходованные по авансовому отчету суммы выдаются работнику изкассы. Бухгалтерия проверяет авансовые отчеты подотчетных, лиц и приложенные кним документы. Авансовый отчет утверждается; руководителем ТОО «Казхром».
3. Учет расчетов с подотчетными лицами осуществляется наактивном счете 1252 «Краткосрочная дебиторскаязадолженность работников: задолженность по подотчетным суммам». Аналитический учет по данному счету ведется отдельнопо каждому работнику в журнале-ордере №7.
4. В практической работе бухгалтера, возникает ряд вопросов приучете» расчетов с сотрудниками, выезжающими в командировки как по РеспубликеКазахстан, так и другие страны. Все отношения, возникающие между работодателеми работником, направленным в служебную командировку, регулируются нормамитрудового законодательства (КЗОТ) и постановлениями Правительства РеспубликиКазахстан.
/>Список литературы
1. Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Общая часть).Комментарий (постатейный). В двух книгах. Книга 2. – 2-е изд., испр. и доп., сиспользованием судебной практики/ Под ред. М.К. Сулейменова, Ю.Г. Басина.– Алматы: Жеті жарғы, 2003. – 528 с.
2. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Закон РеспубликиКазахстан от 28 февраля 2007 г., №234–111.
3. О налогах и других обязательных платежах в бюджет. Закон РеспубликиКазахстан (Налоговый кодекс), от 31 декабря 2006 г., №209–11. – БИКО, 2007–362 с.
4. Стандарты бухгалтерского учета Республики Казахстан. ПостановлениеНациональной Комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету от 13 ноября1996 г., №3 с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министрафинансов Республики Казахстан за 2002–2003 годы, «Юрист», 2005 г. – 340 с.
5. Типовой план счетов по НСФО: Приказ МФ РК от 23.05.2007 №185
6. Нормы представительских расходов, утвержденные постановлениемПравительстваРК от 24 декабря 2001 №1677:
7. Правила о служебных командировках в пределах Республики Казахстанработников государственных учреждений, содержащихся за счет средствгосударственного бюджета, утвержденные постановлением Правительства РК от 22сентября 2000 года №1428.
8. Постановление Правительства РК от 29.09.98 г. №967 «О нормахвозмещения командировочных расходов в иностранной валюте» №94 от 31.10. 2000.
9. Постановление Кабинета Министров РК от 29.10.93 г. №1080 «О мерахпо упорядочению расходования валютных средств на заграничные командировки» (сизменениями от 1.09.94 г. №981).
10.  ПостановлениеКабинета Министров РК от 31.05.94 г. №577 «Об утверждении правил обусловиях труда работников РК за границей».
11.  ПриказМинистра финансов РК от 16.11.98 г. №534 «О возмещении командировочныхрасходов в иностранной валюте».
12.  Китебаева А.К. Учебно-методическийкомплекс для дистанционного обучения по дисциплине: Принципы учета 1,2,Караганда 2005 г.
13.  Мычкина О.В.МСФО: Рекомендации по применению рабочего плана счетов: Практическое пособие –Центральный дом бухгалтера, 2006 – 104 с.
14.  Нургалиева Р.Н. Промежуточныйфинансовый учет. – Караганда, 2003
15.  Нурсеитов Э.О. Бухгалтерскийучет в организациях / Учебное пособие. 2006. — 472 с.
16.  Платова О.В. Международныестандарты финансовой отчетности. Краткий перекрестный конспект-комментарий //Вопросы учета и налогообложения. – 2006, №4. – с. 7–19
17.  Попова Л.А. Бухгалтерскийучет на предприятии, Учебное пособие – Караганда: «Арко», 2005, 257 с.
18.  Радостовец В.К. Финансовыйи управленческий учет на предприятии – НАН «Центраудит», 1997 г.