МЭСИ Факультет: Прикладная информатика в юриспруденции Доклад по теме: Порядок судопроизводства в Конституционном Суде. Конституция Российской Федерации, устанавливая судебную систему РФ, констатирует, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституционный суд является одним из высших федеральных органов судебной
власти и представляет собой судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Судебный конституционный контроль – очень важный элемент системы разделения властей. В России Конституционный суд был учрежден 10 лет тому назад, решением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 19 декабря 1990 г.
Это стало началом формирования конституционной юстиции в РФ. Порядок формирования и компетенция этого судебного органа регламентировались Законом Российской Федерации о Конституционном суде от 12 июля 1991г. В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993г установившей новые положения организации и основ полномочий Конституционного суда (ст.125), в июле 1994г. был принят
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». В состав Конституционного суда РФ входит 19 судей, назначаемых на должность Советом Федераций тайным голосованием по представлению Президента РФ. Лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов
Совета Федераций, считается назначенным на должность судьи. Полномочия Конституционного Суда устанавливаются только Конституцией, федеральными законами и договорами. Закон о Конституционном Суде не предусматривает возможности применения в конституционном судопроизводстве норм гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального, административно-процессуального и уголовно-процессуального
законодательства. Согласно ст.118 Конституции конституционное судопроизводство является самостоятельным наряду с иными видами судопроизводства. Основные правила конституционного судопроизводства регламентируются на базе Конституции Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде. При этом важно соблюсти меру такой регламентации. Возникает проблема соотношения законодательной регламентации и самостоятельности
Конституционного Суда в регулировании своей внутренней деятельности посредством Регламента. Своеобразие Конституционного Суда, характер рассматриваемых им дел, порой уникальных по своему предмету, окончательность принимаемых им решений, невозможность предвидеть все ситуации, которые могут возникнуть в ходе конституционного судопроизводства, объективно предопределяют тот факт, что процедура, вопросы внутренней деятельности Конституционного суда не должны быть детально регламентированы на законодательном
уровне, жестко связывать Конституционный Суд. Он должен иметь право, опираясь на практику, самостоятельно определять правила своей внутренней деятельности. Часть 4 ст.3 о Конституционном Суде представляют ему такое право, устанавливая, что по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного Суда. (В ст.28 Закона конкретизируется предмет Регламента).
Понятие и принципы конституционного судопроизводства Конституционное судопроизводство является одним из видов судопроизводства. В ст. 118 ч.2 Конституции РФ сказано: «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Принципами конституционного судопроизводства являются общие конституционные принципы осуществления
правосудия и принципы конституционного судопроизводства (они приведены в 4 главе Закона о Конституционном Суде): • Независимость Согласно этому принципу, судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». В своей деятельности судьи
Конституционного Суда не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. Решения и другие акты Конституционного Суда должны выражать соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.
Судьи Конституционного Суда принимают решения в условиях исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ . Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность. •
Коллегиальность Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Согласно ст. 72 Закона «О Конституционном Суде РФ» решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей.
Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено законом. • Гласность Рассмотрение дел в суде проводится открыто. Согласно ст.55 Закона «О Конституционном Суде РФ» закрытые заседания проводятся, когда это необходимо
для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности (т.е. в случаях, особо предусмотренных Законом). Решения, принятые на открытых и закрытых заседаниях, провозглашаются публично. • Устность разбирательства Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный
Суд РФ заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. В заседании Конституционного Суда РФ могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу. • Непрерывность судебного заседания Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно. за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого
для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Конституционный Суд РФ до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела. Это же положение действует в отношении дел, рассматриваемых палатой.
До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании Конституционного Суда РФ, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании. • Состязательность и равноправие сторон Смысл принципа в том, что стороны должны пользоваться равными правами и возможностями по отстаиванию
своей позиции на основе состязательности в заседания Конституционного Суда РФ. Этот принцип также нашел отражение в ст. 123 Конституции РФ. Положение о равноправии сторон конкретизируется в ст. 53 закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которой стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать
свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны. Стадии конституционного судопроизводства 1. Обращение в Конституционный Суд. Обязательным условием для возможности рассмотрения дела являются специально установленные
в Законе поводы и основания (обращение в Конституционный суд в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающие следующим требованиям: наличие надлежащего субъекта обращения, соответствие обращения компетенции суда и т.д. в соответствии с Законом о Конституционном суде). Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший
в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом.
Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной. 2. Предварительное рассмотрение обращений. Обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации. Председатель Конституционного Суда РФ в порядке, установленному Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения,
которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей является обязательной стадией производства в Конституционному Суде РФ. Заключение о результатах предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании. Не более, чем через месяц после предварительного изучения обращения, Конституционный суд в пленарном заседании принимает решение о принятии к рассмотрению данного обращения,
о чем уведомляются стороны. Но существуют и установленные законом основания для отказа в принятии обращения к рассмотрению (если разрешение поступившего обращения неподведомственно Конституционному суду; если согласно конституционному закону обращение не является допустимым; если ранее Конституционным судом уже было вынесено постановление по данному обращению, сохраняющее свою силу). Производство также может быть прекращено (акт, конституциональность которого оспаривается, был отменен
или утратил свою силу к началу или в период слушания дела). Общие правила рассмотрения дел. Созыв пленарных заседаний осуществляется Председателем Конституционного суда, а заседаний палат – председательствующим в палате. В пленарных заседаниях и заседаниях палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов. Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания, однако
Конституционный суд может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета. Для подготовки