Пословицы и поговорки в речи

Федеральное Агентство По Образованию
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Волгоградский Государственный Технический Университет
Камышинский Технологический Институт (филиал)
Волгоградского Государственного Технического Университета
Кафедра «Гуманитарные науки»
Реферат
на тему:
Пословицы и поговорки в речи
Камышин, 2008
Введение
Богатство и разнообразие, оригинальностьречи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает,в чнм заключается самобытность родного языка, его богатство.
Русский язык принадлежит к числунаиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшейкнижно-письменной традицией. Много прекрасных слов о русском языке находим в произведениях,статьях, письмах, речах прогрессивных общественных и политических деятелей,выдающихся писателей и поэтов:
     Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка.
                                                                                                      (А. С.Пушкин)
Дивишсядрагоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно,как сам жемчуг и, право, иное название еще драгоценностей самой вещи.
                                                                                                       (Н.В. Гоголь)
С русским языкомможно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзябыло бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок,игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детскийшепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслейи –сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
                                                                                               (К.Г. Паустовский)
Не толькоколичество слов, их многозначность, их словообразовательные возможности,грамматические особенности, синонимия, но и фразеология свидетельствует обогатстве, оригинальности и самобытности нашего языка.
Фразеологическийсостав русского языка в широком понимании подразделяется на:
1.    фразеологизмы или фразеологические единицы;
2.    пословицы, поговорки;
3.    крылатые слова и выражения.
#
Пословицы и поговорки в речи
О богатстве речи свидетельствует наличиев ней пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки представляют собойсгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековойисторией народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл,какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — так говорил о русскихпословицах А. С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», — гласит народнаямудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть,ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности,помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговоркиприобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи,придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцуслушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.
Писатели, публицисты, ораторы частообращаюются к перлам народной мудрости. Исследователи подсчитали, что только вромане «Война и мир» Л. Н. Толстого встречается 47 пословиц и поговорок, в«Тихом Доне» М. А. Шолохова – 112.
Какую же функцию выполняют пословицы ипоговорки в речи, в чем особенность их использования?
Прежде всего народные изреченияпозволяют говорящему:
1)   Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие,состояние: Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят.Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – немы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работтать – денькоротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;
2)   Раскрыть отношения между людьми: Глупому сыну и роднойотец ума не пришьет. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу,матери крнец. Паны дернутся, у казаков чубы трясутся. Сытый голодного неразумеет.
3)     Дать совет, как поступить в той или иной ситуации, чегоследует остерегаться: На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай дасвой затевай. Назвался груздем – полезай в кузов. Две собаки грызутся, третьяне мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Друга ищи, а найдешь – береги.
Пословицы служат средствомхарактеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь снародом. Показателен в этом отношении образ Платона Каратаева, одного из героевромана «Война и мир». В его речи больше всего встречается народных изречений(из 52 пословиц в романе 16 произносит Каратаев). Он говорит о трудной жизникрестьян: Наше счастье, что вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешь– ничего нету; От сумы да от тюрьмы не отказывайся; о том, что следуетнадеятся на лучшее: Час терпеть, а век жить; об отношении к труду,людям, семье: Без снасти и вша не убьешь; Уговорец – делу родной братец;Полная рука таровата, сухая неподатлива; Какой палец ни укуси, все больно; Женадля совета, теща для привета, а нет милей родной матушки.
Как средство характеристики своихперсонажей использует пословицы М. А. Шолохов. Особенно их много в речиГригория Мелехова, главного персонажа в «Тихом Доне» — 22 пословицы, т.е. пятаячасть всех пословиц в романе.  Пословицыпридают особую колоритность его речам, особую значимость его суждениям.Например: «Помощниками Деникина нас величают… кто же мы? Выходит, что помощникии есть, ничего обижаться. Правда-матка глаза заколола…»  «Расходитесь по квартирам да языками поменьшеорудуйте, а то нынешним временам они не до Киева доводят, а аккурат дополевых судов да штрафных сотен». «Плохая воля все-таки лучше хорошей тюрьмы.Знаете, как говорят в народе: крепка тюрьма, да черт ей рад». Григорий Мелеховобращается к пословицы и поговоркам, когда хочет что-то подтвердить, сравнить,убедить слушателя, доказать свою правоту. В такой функции выступают выражения:Что с возу упало, то пропало. Отрезанную краюху не приклеишь. На бранном поледрузей не угадывают. Куда ни кинь — везде клин. Ждать да догонять – самоепостылое дело. Укатали сивку крутые горки. От жару и камень лопается.
Пословицы и поговорки оживляют высказывание,создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке излекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакциюаудитории на слова лектора.
В Узбекистанеимеется одна древняя чудесная поговорка. Она звучит примерно так: «Человек,прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти их через верхнюю»(смех, оживление в зале). В данном случае речь идет, конечно, не только о том,что прежде чем говорить, нужно подумать, но и о том, что думать нужно всегда, иособенно тогда, когда речь идет о затрате средств, принадлежащих обществу. Азачастую к этим средствам мы относим чересчур свободно, легко и не заботимся обих рациональном использовании.
Действенным приемом считается прием«нанизывания» пословиц, когда одновременно используется несколько пословиц ипоговорок. Особенно часто им пользовался А. М. Горький, в отдельных статьях,художественных произведениях которого встречается от двух до десяти рядомстоящих пословиц и поговорок. Приведем для примера рассуждение Борцова израссказа «Пастух» о том, кого называют хорошим человеком: «Ну ладно, давайсогласимся: Нужен хороший человек. А- каков он, если хорош? Скажем так:людей-жителей не грабит, милостыню подает, хозяйствует усердно – вот это будетсамый хороший. Он законы знает: чужого – не трогай, свое – береги; не всежри сам, дай кусок и псам; потеплее оденься, тогда и на Бога надейся– вот он что знает».
Н. Островский, определяя сущность жизничеловека, призывая к самоотверженному труду на благо Родины, таже используетнесколько пословиц. Он пишет: «В нашей стране быть героем – святая обязанность.У нас не талантливы только лентяи. А из ничего рождается ничего; под лежачийкамень вода не течет. Кто не горит, тот коптит. Да здравствует пламяжизни!».
Чтобы заострить внимание на пословице,несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногдапеределывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Например,пословица обещаниями сыт не будешь в газетных заголовках имеет такойвид: « Политикой сыт не будешь», «ОМОНом сыт не будешь», «Лозунгами сытне будешь». Пословица голодный сытому не товарищ послужила основой для газетныхзаголовков: «Огурец томату совсем не товарищ» (о выращивании овощей подпленкой), «Когда гусь псине товарищ» (о дружбе собаки с гусыней), «Голодныйротвейлер свинье не товарищ» (как свинья убила ротвейлера, пытавшегося отнять унее еду).
Успех употребления пословиц в речизависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хорошапословица в лад да в масть».
Сегодня в нашем распоряжении находитсязначительное количество сборников народных изречений. Среди них сборник В. И.Даля «Пословицы русского народа». Даль, по его словам, весь свой век собирал«по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». Вназванном сборнике – результате тридцатипятилетней работы – содержится болеетридцати тысяч пословиц, поговорк, изречений, прибауток и загадок. Пословицырасположены по темам: Русь – родина, народ – мир, ученье – наука, былое –будущее и т. д., — всего более ста семидесяти тем. Вот некоторяе пословицы натему «Язык – речь»: Не спеши языком торопись делом; За правое дело говорисмело (стой смело); На великое дело – великое слово; Живым словом победить;хорошую речь хорошо и слушать; Коня на вожжах удержишь, а слова с языка неворотишь.
Составленный в середине XIXв. сборникпродолжает служить и сейчас.
   Богат народными изречениями и «Толковый словарь живого великорусскогоязыка» В. И. Даля, в словарных статьях которого размещено около тридцати тысячпословиц. Например, к слову правда в словаре даны такие пословицы: Правда –свет разума; Правда – светлее солнца; Правда чаще ясного солнца; Все минется,одна правда останется; доброе дело – правду говорить смело; Кто правдой живет,тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скиньшапку да поклонись; Правда суда не боиться; На правду нет суда; Завали правдузолотом, затопчи ее в грязь – все на ружу выйдет; Правда – что шило в мешке: неутаишь; В ком правды нет, в том добра мало и др.
     Особый интерес представляют тематические сборники пословиц и поговорок.Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме. Известнысборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословиц ипоговороки о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата:Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянскомтруде. Ростов н/Д, 1985).
    В 1994 г. издательство «Школа-Пресс» выпустило учебный словарь «Русскиепословицы и поговороки». Народные изречения в нем объединены по темам:«Человек», «Жизнь», «Любовь, дружба, семья», «Достаток», «Торговля» и др.Оригинальность словаря заключается в том, что в словарной статье объединяетсяне только значение всего выражения, если оно недостаточно прозрачно, но иуточняется значение отдельных слов, объединяются устаревшие грамматическиеформы.
     Важно не только знать какое-то количество народных изречений, но ипонимать их смысл, чтобы правильно применять в речевой практике. Этой цели служит« Словарь русских пословиц и поговорок», содержащий около 1200 народныхвыражений. В словаре объясняется значение пословиц и поговорок, имеющихпереносный смысл, приводятся примеры их использования в речи. Например, «Вкамень стрелять – только стрелы терять. Заниматься чем-либо заведомо неисполнимым,значит – попусту тратить время и силы. Ср.: Воду в ступе толочь – вода ибудет».
Сестраотносилась к слабостям этого человека с полупрезрительным снисхождением; какженщина не глупая, она понимала, что в камень стрелять — только стрелы терять.(М. Горький. Варенька Олесова).
Полезен и словарь «Русские пословицы,поговороки и крылатые выражения» В. П. Фелицыной, Ю. Е. Прохорова. В немсобрано 450 наиболее употребительных в современном русском языке пословиц, поговороки крылатых выражений. Приведем образец словарной статьи «Делу время, потехечас»:
       Выражение русского царя Алексея Михайловича (1629-1676), написанное имна книге, посвященной соколиной охоте.
                  Потеха (разг.) – забава, развлерение.
 Делу должна быть посвящена большая частьвремени, а                                                    развлечениям – меньше. 
Говорится обычнрв качестве напоминания человеку, который, развлекался, забывает о деле.
Началось учение,- теперь в гости ходить нельзя… Это проводилось у нас очень строго;  делу время, потехе час. В учебное времяникаких развлечений, никаких гостей. (В. Вересаев. Воспоминания.).
Само собойразумеется, что я не против  развлечений,но по условиям нашей действительности развлечения нуждаются в ограничениях:«делу время, потехе час» (М. Горький. Об анекдотах и – еще кое о чем.).
— Ну, делувремя, потехе час! – сказал воспитатель. – Пора и за уроки браться.
Все сталиусаживаться за парты, доставать тетради и книги. (Б. Изюмский.Алые погоны.). 
Веселый взглядна мир не противоречит сочуствию и симпатии. Разумеется, по пословице —  делу время, потехе час, мы должны различать,когда и в каких вопросах уместен этот целый взгляд (Н. Акимов. О театре)