Постклассическая философия XIX–начала XX веков

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии и психологии
Контрольнаяработа
подисциплинеФилософия
Тема 6: Постклассическаяфилософия XIX – начала XXвеков
Работу выполнил:
студент 2 курса ФКИМ
группа 23 з/о.
Егорова Элина Дмитриевна
Проверил:
Проф. Заклинский П.А.
Москва 2010

Содержание:
Введение
Философия марксизма
Классический позитивизм
Иррационализм и «философия жизни». А.Шопенгауэр, Ф. Ницше
Заключение
Список использованной литературы

Введение
постклассическаяфилософия позитивизм прагматизм
К постклассическойфилософии относят ряд философских учений XIX — начала XX в., в которыхпереосмысливаются центральные положения классической философии и закладываютсяосновные принципы философствования XX в. Постклассическая философияпредставляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну, однако,несмотря на «переходность», не следует преуменьшать ценностипостклассических философских концепций. Представителями этой«переходной» философии являются Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор,Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер,Огюст Конт, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др. Основными школами постклассическойфилософии считаются философия воли и философия жизни, неокантиантство,марксизм, позитивизм и прагматизм. Общей характеристикой философских ученийэтого периода (пожалуй, за исключением марксизма) является иррационализм,связанный с переосмыслением категории бытия. Бытие перестает отождествляться сразумом и предстает в виде воли, жизни, практики, опыта и т. п. Постепеннопроисходит трансформация взглядов на природу человека, который более нерассматривается как существо, главной характеристикой которого является разумность,и предстает во всем богатстве своих жизненных воплощений. Постклассическаяфилософия предлагает также новый взгляд на историю, отказываясь от квалификацииее как однозначно линейного процесса или переосмысливая исторический процесс наматериалистических началах.
В данной работе мы болееподробно рассмотрим философию марксизма, классический позитивизм, ирроционализми «философию жизни»

Философия марксизма
 
Марксистская философиябыла создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) иФридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения– марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику(политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма далаответы на многие вопросы того времени. Она получила широкое распространение(вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большуюпопулярность в конце XIX –первой половине ХХ вв.
В ряде стран (СССР, социалистическиестраны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена вранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.
Основой философского марксизма являются произведения егооснователей, такие как:
«Тезисы о Фейербахе» К.Маркса;
«Капитал» К. Маркса;
«Экономическо-философскиерукописи 1844 г.» К. Маркса;
«МанифестКоммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса;
«Святое семейство» и«Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса;
«Диалектика природы» Ф.Энгельса;
«Анти-Дюринг» Ф.Энгельса;
«Роль труда в процессепревращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса;
«Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельса.
Предшествующая философиимарксизма материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английскихматериалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка,французских просветителей XVIIIв., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербахасередины XIX в.); бурный рост открытий в науке итехнике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч.Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретениепроволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии,многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда); крушениеидеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеифранцузского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни; нарастаниесоциально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция,войны, Парижская коммуна 1871 г.); кризис традиционных буржуазных ценностей(превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризисбуржуазного брака и нравственности) – все это способствовало развитию и распространениюфилософии марксизма и самому марксизму.
Историческоезначение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масслюдей — пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта общественнаятеория. Вместо всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитиемпролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе историипоявляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества;меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В нашевремя наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно,социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом историиразвивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть.
Высшая цельмарксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенногочеловечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства,унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процессареализуется в философии посредством изучения, анализ исследования, с однойстороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой — всеобщегодуховного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысльМаркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-историческогоподхода к интерпретации действительности. Этот подход — по необходимости весьмаобобщенный, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутнойпрактики.
Сердцевину,суть философии марксизма образуют исследования фундаментальных классическихпроблем, концентрирующих вокруг отношений человека к миру и мира к человеку,отношений людей между собой и природы (или сущности) человека вообще. Это —мировоззренческое «ядро» любой философии. На решении этих проблем вмарксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (озаконах истории, о значении материального производства в жизни общества, оклассовой борьбе и социальной революции и т. д.), которые уже более тесносвязаны с экономической и исторической науками, выработкой программпрактических действий в политике, общественной жизни, культуре.
В перспективедальнейшего развития человечества философские решения кардинальныхмировоззренческих проблем, предложенные марксизмом и очищенные от различныхдогматических и вульгарных наслоений и истолкований, должны стать несравнимоболее значимыми и действенными, чем в предшествующий период истории. Связаноэто с тем, что задачи, которые Маркс называл «всемирно-историческими», а в нашевремя называют общечеловеческими, планетарными, глобальными, только-тольковыходят на передний план исторического процесса (да и то, к сожалению, больше ввиде угрозы и опасности самоуничтожения — в форме «зла»). Между теммарксистская философия была и остается ориентированной преимущественно нарешение именно общечеловеческих, всемирно-исторических задач.
Чем дальшечеловечество будет выходить из состояния господства архаических и современныхвидов частной собственности и отчужденного труда, чем прочнее будут симптомы игарантии приближения к концу его «предыстории», как называл Маркс общество, гдесохраняется необходимость материального производства в его современной дляXIX—XX веков форме, тем очевиднее будет становиться для людей историческаяперспективность, значимость философии марксизма.
Главное в марксизме –учение о всемирно – исторической миссии пролетариата, о диктатуре пролетариата.Историческая миссия пролетариата, обусловленная его решающей ролью в системекрупного промышленного производства, которое порождено развитием капитализма,заключается в разрушении буржуазного строя, в создании бесклассовогокоммунистического общества. Освободительное движение рабочего класса снеизбежностью ведет к социалистической революции и установлению диктатурыпролетариата – необходимого условия для построения социализма. Основоположникинаучной идеологии пролетариата Маркс и Энгельс показали, что рабочий класссущественно отличается от всех предшествующих и современных ему эксплуатируемыхклассов. Учение Маркса о социалистической миссии пролетариата было необходимымвыводом из всего предшествующего исторического опыта и анализа развитияобщественной мысли, достижения которой были критически переработаныосновоположниками марксизма.
Маркс никогда не закрывалглаза на реальное состояние, в каком находились пролетарии его времени.Достаточно вспомнить его знаменитую отповедь «болванам» из эмигрантских кружков50-х годов, задававшимся вопросом, кто дал ему право выступать от лицапролетариата, ежели он сам — не рабочий. Маркс ответил, что право это он взялсам и доказано оно исключительно ненавистью, которую к нему питают правящиеклассы. Гордое «Я никогда не льстил пролетариям» — убедительное свидетельствотому, что приход Маркса в пролетарское движение был вызван не эмоциями илирасчетами, а глубоким пониманием хода истории, собственной исторической роли ибеспрекословной верой в свою теорию.
Наряду с этим возникаеттакая мысль. Полное отрицание философии марксизма или же полное ей поклонениевытекает по большей степени из нежелания людей размышлять и находить за и противв различных теориях жизни человека. Кто-то, например, до сих пор считает дажеСталина полным приверженцем марксизма и продолжателем дела Ленина, хотя, помоему мнению, он по большей степени использовал это как некое прикрытие, дляпроведения своей политики: деленинизации и девестернизации страны. Кто-то женаоборот считает все это абсурдом. Но если вникнуть и углубиться в философиюмарксизма, то можно понять, что она была актуальна именно на тот период и немогла не возникнуть в головах мыслителей того времени. Сейчас философиямарксизма имеет место быть, но в более скрытой форме. Безусловно, течение времении исторические события ежедневно заставляют многих людей менять свои точкизрения, однако общая направленность мыслей Маркса и Энгельса остаются актуальнымии на данный момент.
Классическийпозитивизм
 
ПОЗИТИВИЗМ (лат.positivus — положительный) — широко разветвленное течение в буржуазнойсоциологии. Еще Ульянов (Ленин) назвал позитивизм «презренной партией серединыв социологии », поскольку все его разновидности выступают с претензиейподняться «выше» материализма и идеализма, пытаются найти «третью линию» вфилософии и социологии. Позитивисты объявляют все важнейшие проблемы, которымина протяжении столетий занималась философия (вопрос об отношении мышления кбытию и др.), надуманными, бессмысленными. По их мнению, социология и философияне должны выходить за рамки «позитивного», положительного знания, т. е. опытныхданных науки. А науке, человеческому опыту, с их точки зрения, недоступнасущность вещей. Наука может лишь описывать внешние связи между явлениями,выяснять их внешнее сходство, последовательность, но не законы, управляющие ихизменением, развитием. Таким образом, характерная черта позитивизма—агностицизм. Претендуя на научность, он стремится установить пределы научномупознанию. Под предлогом преодоления односторонностей и материализма, иидеализма позитивизм на самом деле в скрытом виде протаскивает субъективныйидеализм, в духе идеализма объясняет достижения науки. Идеалистический характервзглядов позитивистов проявляется в истолковании ими понятия опыта — одного изосновных понятий позитивистской социологии. В опыте, утверждают позитивисты,человек не может установить объективный характер предметов, явлений, проникнутьв их сущность, ибо он имеет дело только со своим внутренним миром, не выходитза пределы своих восприятий, переживаний. В рамки субъективного опыта человекапозитивизм стремится заключить все научное познание. Позитивизм возник вовторой трети 19 в. Его основателем был Конт (Франция). Большую роль вразработке позитивистских взглядов в этот период сыграли также Милль, Спенсер(Англия). Пытаясь доказать «справедливость» позитивистской точки зрения, Контвыдвинул идеалистическую схему, согласно которой познание в своем историческомразвитии проходит три стадии. На первой стадии (теологической) человек видитпричину наблюдаемых явлений в действии сверхъестественных сил; на второй стадии(метафизической) он кладет в основу этих явлений некие абстрактные сущности(напр., природу), и только на третьей стадии (позитивной) он признает опытное,практически полезное знание. Эту схему Конт кладет в основу всего историческогопроцесса. По его мнению, прогресс общества — это простое развитие духовныхспособностей человечества. Враждебны материалистическому пониманию истории быливзгляды и других представителей позитивизма. Спенсер выдвинул, например, такназываемую органическую теорию общества. Уподобляя общество биологическомуорганизму, он заявлял, что социальная жизнь стремится к равновесию сил, кгармонии классовых интересов. На этой основе социальные революции объявлялисьим «вредными». Дальнейшее развитие позитивизма связано с именами Маха иАвенариуса (кон. 19в.) — основателями эмпириокритицизма («второго»позитивизма). Если основоположники позитивизма объявляли открытым вопрос о том,существует ли материя реально, то для эмпириокритиков (махистов) материя — лишьсвязь ощущений. Третьим этапом в истории позитивизма является неопозитивизм,возникший в 20—30-е гг. 20 в. Его называют также логическим (лингвистическим)позитивизмом, т. к. объектом социологии он объявляет логическую структурунауки, ее язык. Это одно из наиболее распространенных направлений современнойзападной социологии.
По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика — астрономия — физика – химия — биология — социология.
Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин “социология”; благодаря — нему социология впервые была разработана в определенную научную систему.
Основные принципы:
1. от простого к сложному
2. от абстрактного к конкретному
3. временной
Считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание наиболее общих законов, систематизация научных знаний. Нельзя свести одну науку к другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль философии — минимизировать число этих законов.
Законы науки: Всякое знание относительно, так как опыт не завершен.
Социальная концепция: Конт придумал социологию — наука об обществе.
Человек в процессе своей жизни приспосабливается к условиям среды.
Социологическая концепция включает три раздела:
1. Социальная статика (государственные институты: семья, государство, церковь).
2. Социальная динамика.
3. Политика.
Функции семьи: преодоление природы эгоизма, воспитание.
Функции государства: порождение общественного духа.
Идеальная структура правления — соединение церкви и государства.
Социальная политика: совмещение государства с церковью (нетрадиционные религии должны уйти в сторону).
Философы и ученые — позитивные священники.
Так же Конт утверждал: основной метод науки — феноменологический (описательное обобщение) заключается в постановке эксперимента, а затем попытки обобщить. Закон подчинения воображения наблюдению. Вся информация из наблюдения, т. е. должны строиться теоретические конструкции, которые хоть не сейчас, но потом должны экспериментально подтверждаться.
В процессе дальнейшего развития позитивизма все более четко выявлялась его феноменалистическая, субъективно-идеалистическая тенденция, роднившая его с юмизмом. Из науки постепенно выбрасывалась мировоззренческая проблематика, и ослаблялось значение элементов естественнонаучного материализма. Об этом свидетельствуют философские учения крупнейших английских позитивистов XIX в.— Дж. С. Милля и Г. Спенсера, которые, существенно отличаясь в деталях от концепции О. Конта, вместе с тем в решении принципиальных философских вопросов вплотную примыкали к ней.
Таким образом, сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее, многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (О. Конт, Дж. Ст. Милль), научная картина мира (Г. Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Э. Мах, П. Дюгем), логический анализ языка науки (М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап), лингвистический анализ языка (Дж. Райл, Дж. Остин, поздний Л. Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (К. Поппер, И. Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы, прежде всего, самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки.
 
Иррационализм и«философия жизни». А. Шопенгауэр, Ф. Ницше
 
Неклассическая идеалистическая философияставила своей целью критиковатьнемецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя не новые подходы(как это делали материалисты и позитивисты), а старые. Представителинеклассической философии пытались объяснить мир, как и «классики», спозиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического(например, платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамкахстарого доклассического идеализма.
Двумяосновными направлениями неклассической идеалистической философии XIX в.являлись иррационализм и «философия жизни» ибыли, главным образом, представлены творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.
Иррационализмотвергаллогические связи в природе, восприятие окружающего мира какцелостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идеюразвития.
Основная идеяиррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, неимеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, неподконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам,воле.
Виднымпредставителем иррационализма являлся АртурШопенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал противдиалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, ауниверсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которомуглавной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.
В своей книге«Мир как воля и представление» философ выводит логический закон достаточного основания. Согласноданному закону истинная философия должна исходить не из объекта (какматериалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое являетсяфактом сознания.
В своюочередь, представления (а не объективная действительность и не познающийсубъект) делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений илежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона:
• законбытия — для пространства и времени;
• законпричинности — для материального мира;
• закон логического основания — для познания;
• закон мотивациидля действий человека.
Такимобразом, окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности,логическому основанию и мотивации.
Представлениесубъекта не имеет такой сложной структуры. Сознаниечеловекаосуществляет познавательный процесс черезпредставление субъекта путем:
•непосредственного познания;
•отвлеченного (рефлективного) познания;
• интуиции.
Центральнымпонятием философии Шопенгауэра является воля.Воля, по Шопенгауэру, — абсолютное начало, корень всего сущего,идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля такжеесть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.
Воля:
• лежит воснове сознания;
• являетсявсеобщей сущностью вещей.
Приобъяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается накантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются(аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущностьявляется неразрешенной загадкой («вещью в себе»).
Шопенгауэр использует данную теорию с позицийволюнтаризма:
• окружающиймир есть лишь мир представлений в сознании человека;
• сущность жемира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе», а воля;
• мир явленийи мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;
• точно также, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем миревсеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире,движение предметов, возникновение явлений;
• воляприсуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде«бессознательной», «дремлющей» воли;
• окружающиймир по своей сущности есть реализация воли… Помимо проблемы воли Шопенгауэррассматривает и иные
«насущные»философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностейчеловека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря нато, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит ввозможность человека господствовать не только над природой, но и надсобственной судьбой.
Судьбачеловека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняетсявсеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной волиокружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.
ФилософияШопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания,волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из егосовременников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую рольв развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма,символизма, «философии жизни») и позитивизма.
Продолжателемфилософских традиций Шопенгауэра был ФридрихНицше (1844 — 1900). Ницше считается основоположникомродственной иррационализму «философиижизни».
Стержневымпонятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту,единственная реальность, существующая для конкретного человека.
Цельфилософии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни,приспособиться к окружающему миру.
В основе какжизни, так и окружающего мира лежит воля.Ницше выделяет несколько видов воли человека:
• «воляк жизни»;
• воля внутрисамого человека («внутренний стержень»);
•неуправляемая, бессознательная воля — страсти, влечения, аффекты;
• «воляк власти».
Последнейразновидности воли — «воле к власти» — философ уделяет особоевнимание. По Ницше, «воля к власти» в большей или меньшей степениприсуща каждому человеку. По своей природе «воля к власти» близка кинстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутричеловека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека.Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно илинеосознанно стремится к расширению своего «Я» во внешнем мире,экспансии «Я».
ФилософияНицше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни,«воля к жизни», «воля к власти») была предшественницей рядасовременных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемычеловека и его жизни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др.
Впоследствии идеиШопенгауэра и Ницше будут неоднократно востребованы в различных направленияхфилософии ХХ века. Новый философский взгляд на мир, который проявляется в творчествеиррационалистов, – это иррационализация истории, выражение ощущения одиночестваи отчаяния человека в огромном мире, идеи аристократичности наполненного мифамипознания. Новое мировидение требует и нового способа его выражения – такимстановится язык неклассической иррациональной философии. Это уже неконцептуальные философские обобщения, а, скорее, «откровения» человеческогодуха, выраженные через иносказания и символы, эссеистскую литературную форму.

Заключение
 
В заключение хочется сказать, что деление философии по направлениям — этово многом условная акция. Ее можно сравнить с научным абстрагированием — временным отвлечением от целостности в аналитических целях. Философскиенаправления — это то же абстрагирование для изучения целостной философии. Ониперепекаются, входят составными частями в другие, развиваются, меняются — словом, живут. В то же время такое выделение отражает реалии современнойфилософии. Так, философия XX в. выдвинула необозримое множество частныхнаправлений философствования, размышления над отдельными, хотя и очень важными,философскими вопросами, но не породила целостных, всеобъемлющих философскихсистем, что было типично для философствования прошедших веков.
Главное же в том, что жизнь человечества не стоит на месте, и философиядолжна адекватно отражать и предвосхищать ее динамику. Сегодня жизньпринципиально плюралистична, но не факт, что это и есть стратегическая линияразвития человечества на долгую перспективу. Ведь во многих сферах жизнинаблюдаются однозначные тенденции к интеграции. Сегодня мир разделен по многимоснованиям — национальному, государственному, экономическому и др. и развитиепо пути интеграции и толерантности можно назвать дорогой к спасениючеловечества.
Этот ли разумный путь доведется отразить философии нового столетия? Или — какие-то новые возможности, найденные человечеством для своего выживания ипроцветания?
Будем надеяться на это, и будем работать для того, чтобы наши надеждыосуществились. Ведь все мы уже — люди XXI в.

Список использованной литературы:
1. Алексеев П. В.,Панин А. В. Философия: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Проспект,2006.
2. Бессонов Б. Н.Философия. История и современные задачи. Учебник для вузов. М., НОРМА, 2006.
3. Якушев А.Философия: конспект лекций
4. Философия: учебникдля вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2006.
5. Канке В. А.Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е,перераб. и доп. — М.: Логос, 2006.