Постмодернизм. Современная религиозная философия

ВСЕРОССИЙСКИЙЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольнаяработа по философии на тему: Постмодернизм. Современная религиозная философия
Студентки II курса ФНО
Кашолиной Марии Семёновны
Факультет: финансово-кредитный
Специальность: финансы икредит
Личный номер: 07ФФД11820
Калуга 2007 г.

Содержание:
1. Введение.
2. Основныеположения и принципы постмодернизма.
3. Главныенаправления современной религиозной философии.
4. Выразите своёотношение к философии постмодернизма. Дайте свою оценку высказыванию К. Маркса:«Религия есть опиум народа».
5. Заключение.
6. Списоклитературы.

1. Введение
Западная философия конца XIX-XX вв. обусловлена особенностями развития в это время культуры,науки, техники и всей человеческой деятельности. Рассматриваемый этапчеловеческой деятельности – это предельно противоречивое время, когдапроисходят революционные изменения в самых различных областях жизни людей:
· возникновениеединого мирового рынка, транснациональных объединений и вместе с тем глубокаясоциально-экономическая дифференциация как между странами, так и внутри них;
· пониманиенедопустимости и разрушительности мировых войн и их развязывание;
· интернационализациякультуры и культурной жизни и вместе с тем межнациональные имежконфессиональные конфликты;
· демонстрация силыи мощи человеческого разума, сумевшего проникнуть в микро- и мегамиры, инеспособность его справиться с плодами своей собственной деятельности.
Философия этого периодапредставлена разнообразными философскими направлениями, концепциями и школами:материалистическими и идеалистическими, рационалистическими ииррационалистическими, религиозными и атеистическими и т.д.
В это время в философиипоявляются новые концепции и теории: философия жизни, философия культуры,философия политики, философия техники, философия науки и многие другие.
С конца XIX-XX вв. начинается переход от классической философии,стремящейся опереться на разум, и в своем высшем развитии представленнойГегелем Марксом, к неклассической философии.

2. Основные положенияи принципы постмодернизма
Понятие «постмодернизм»(или «постмодерн») обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада,сложившуюся в конце XX столетия.Дословно этот термин означает «послесовременность». Однако нужно иметь в виду,что само понятие «современность» («модерн») является при этом не совсемопределенным. Одни обозначают им духовную ситуацию Нового времени, утвердившегобезграничную веру в силу человеческого разума и написавшего на своем духовномзнамени знаменитое декартовское «мыслю, следовательно, существую»; другие —этап «современности» связывают с эпохой Просвещения, апофеозом которого явилисьнаука, разум и социальный прогресс.
В общеми целом эпоха модернизма стремилась к открытию всеобщих научных законовразвития природы и общества и их использованию в деятельности человечества. Еепредставителей объединяла вера в социальный и научный прогресс и установлениена этой основе господства человека над природой, социальной справедливости игуманизма.
Начиная со второйполовины XIX в. этот тип мышления иобщекультурная парадигма были подвергнуты критике со стороны неклассическойфилософии, которая и привела в конечном итоге к возникновениюпостмодернистского мышления.
Вкачестве теоретического понятия «постмодернизм» начинает употребляться лишь в80-е годы, благодаря прежде всего работам Ж. Ф. Лиотара. Именно в это времяпостмодернизм приобрел свою концептуальную оформленность и самостоятельность.Если же иметь в виду его содержательную сторону, то наибольшее и самоенепосредственное влияние на возникновение «ситуации постмодерна» оказалофилософское направление, связанное с анализом языка, которое совершенносознательно причисляет себя к постмодернизму. Исторически становление этогостиля мышления связано с исследованиями таких мыслителей, как Фердинанд деСоссюр, Людвиг Витгенштейн, Мартин Хай-деггер, Мишель Фуко.
Яркийпредставитель постструктрализма и постмодернизма — Жак Деррида, которыйотбросил всякую возможность установить для текста какой-либо единственный иустойчивый смысл. С его именем связан способ прочтения и осмысления текстов,который он назвал деконструкцией и которая выступает у него основным методоманализа и критики предшествующей метафизики и модернизма. Сущностьдеконструкции связана с тем, что любой текст создается на основе других, ужесозданных текстов. Поэтому вся культура рассматривается как совокупностьтекстов, с одной стороны, берущих начало в ранее созданных текстах, а с другой,— генерирующих новые тексты.
Культураявляется не чем иным, как системой текстов, которые имеют уже самодовлеющее значение,которые живут своей жизнью и выступают в качестве демиургов реальности. Болеетого, тексты приобретают самостоятельный смысл, отличный от того, который имелв виду автор. Но при этом и сам автор теряется где-то в далеком прошлом. Такчто текст становится в сущности не только автономным, но и анонимным, бесхозным.Необходимо также отметить, что деконструкция как способ исследования текстасвязана с поиском одного текста внутри другого и встраивания одного текста вдругой. При этом исследователю невозможно находится вне текста и всякаяинтерпретация и критика считается несостоятельной, если она допускает «выход»исследователя из текста.
ПомимоЖ. Лиотара, М. Фуко и Ж. Дерриды видными представителями постмодернизма сегодняявляются такие авторы, как Ж. Бодрийар, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Р. Рорти. Всехих объединяет стиль мышления, в рамках которого отдается предпочтение непостоянству знания, а его нестабильности; ценятся не абстрактные, а конкретныерезультаты опыта; утверждается, что действительность сама по себе, т.е.кантовская «вещь в себе», недоступна для нашего познания; делается акцент не наабсолютность истины, а на ее относительность. Поэтому никто не можетпретендовать на окончательную истину, ибо всякое понимание являетсячеловеческим истолкованием, которое не бывает окончательным. Кроме того, нанего оказывают существенное влияние такие факты, как социально-классовая,этническая, расовая, родовая и т.д. принадлежность индивида.
Такимобразом, мир не существует отдельно от интерпретатора и интерпретации, ипредставление о нем реализуется через беспрерывную цепь интерпретаций. Объект исубъект познания оказываются нераздельными. При этом объект познания мывоспринимаем таким, каким он уже дан нам в интерпретации предшествующихпознающих субъектов. И любой объект познания уже изначально оказываетсявключенным в определенный до нас истолкованный контекст.
В философии(также, как и в науке, искусстве, религии) эпохи постмодерна не существует и неможет существовать какая-либо объективная основа, ибо нет объективной истины, тойточки зрения, которая могла бы служить основанием для «истинного»мировоззрения. Отсутствие опорных пунктов и устойчивых принципов познания,размытость границ между объектом и субъектом познания, социокультурнаяобособленность, историческая относительность и неопределенность любого знания —все это и характеризует «ситуацию постмодернизма» в современной культуре вообщеи философии в частности. В «состоянии постмодерна» человек оказался лишеннымкаких-либо философских, научных, религиозных или нравственных опор и устоев иостался один на один с миром, в котором безраздельно властвует гераклитовское «всетечет».
Характернаячерта постмодернизма — негативизм, «апофеоз беспочвенности» (Л. Шестов). Все,что до постмодернизма считалось устоявшимся, надежным и определенным: человек,разум, философия, культура, наука, прогресс — все было объявленонесостоятельным и неопределенным, все превратилось в слова, рассуждения итексты, которые можно интерпретировать, понимать и «деконструировать», но накоторые нельзя опереться в человеческом познании, существовании и деятельности.
Важнаячерта «ситуации постмодерна» в том, что он принципиально не может существоватькак какое-либо целостное и общее мировоззрение или философия. Ибо, согласно емусамому, «хаосу жизни» нельзя навязывать никакую теорию. Так как в основе этоймыслительной парадигмы лежит утверждение плюралистичности, локальности,временности и децентрации бытия, то постмодернизм выступает разрушителем всех ивсяческих философских и мировоззренческих течений, школ и направлений.Пессимизм, отчаяние и недоверие к действительности — также характерные чертыэтого мышления.
Этоприводит к тому, что теория разрушает и отрицает сама себя, исходя изсобственных постулатов. Действительно, с одной стороны, постмодернизмпретендует на определенный концептуальный смысл, на утверждение своих заслугперед классическими концепциями. Чувство превосходства постмодерна над теориямимодерна вытекает прежде всего из осознания того, что человек бессилен объяснитьмир, что человеческий разум не способен добраться до сути вещей и не можетпретендовать на «истину». Но, с другой стороны, постмодернизм тем самым отрицаети самого себя, свою собственную «истинность» и лишает других доверия к своимсобственным рассуждениям, словам и текстам.
Представителипостмодерна, таким образом, загоняют себя в логическую ловушку, которую онисами себе устроили: они пытаются оспорить эпистемологическую способностьразума, обращаясь для этого к самому разуму. Проблема, следовательно, состоит втом, как можно при помощи логики и разума доказать «неспособность разума» кдоказательству, к познанию вообще.
В итоге отпостмодернизма остается лишь критическое сознание, которое вместе с темявляется и самокритическим сознанием. И это последнее само по себе ужеобнадеживает и вызывает оптимизм. Ибо, применив «деконструкцию» к самому себе,постмодернизм необходимо должен будет признать историческую относительность ипреходящее значение своих собственных «истин», утверждений и текстов иохарактеризовать себя как один из возможных«локально-темпоральных-децентрированных-антитоталитарных» и т.д. взглядов. Иэто совсем не означает, что завтра не появится новая философская парадигма, ибоместо для нее уже расчищено, благодаря в том числе и постмодернизму. И в этом,возможно, заключается его самое большое значение в истории философской мысли.
Постмодернизмспособствовал утверждению не только критического мышления, но и социальнойкритики западноевропейской истории и общества. Многие, в том числепредставители научного сообщества, были вовлечены в «деконструкцию»традиционного восхваления капитализма.
3. Главные направлениясовременной религиозной философии
В годы догматизации марксизма всякая религиозная философия в связис воинствующим атеизмом рассматривалась как реакционная. Критики марксизма состороны представителей этой философии не оставались в долгу и наряду собоснованными претензиями к диалектическому и историческому материализмудопускали искажения и вульгаризацию, хотя уже в те времена наметился и диалогмарксизма с религиозными философами. Сейчас настало время по возможностинепредвзятого изложения и оценки религиозно-философских школ.
Неотомизм – это наиболее разработанная философская доктринакатолической церкви, ядро неосхоластики. Ее виднейшие представители: Э.Жильсон, Ж. Маритен, Ю. Бохеньский, Г. Веттер, К. Войтыта (папа Римский Павел)и др.
По инициативе папы в Римесоздается Академия св. Фомы, в Лувене — Высший философский институт, которыйстал международным центром неотомизма.
Неотомизм становитсятеологической формой современного объективного идеализма.Объективно-идеалистической философией признается независимый от субъектавнешний мир. Неотомизм претендует на то, что он является “третьим путем” вфилософии, стоящим выше идеализма и материализма. С точки зрения неотомизмабыть объективно-реальным совсем не значит быть материальным, объективносуществовать, значит, нечто большее, чем существовать чувственно. Именнореально-нематериальное бытие и является, по мнению неотомистов, первичным.Материя же, будучи реальной, но лишенной характера субстанции (т.е.самостоятельного бытия), охватывается нематериальным бытием.
Как-то общее, что имеетсяв материальных и нематериальных предметах, бытие составляет единство мира. Законкретными же материальными и нематериальными предметами лежит “чистое бытие”,духовная основа всего — Бог. Он бытие всех вещей, но не в смысле существования,а как причина их частного бытия. Существование есть воплощение сущности вдействительность, а все сущности содержатся изначально в божественном разумекак отражение его природы. Вопрос о соотношении Бога и сотворенного бытия вещейдля неотомизма довольно труден. Ведь признать у них единую природу — допустить“кощунство”, если же утверждать, что их природа разная, то на основе знания обобъективном мире нельзя ничего заключить о бытии Бога, доказать егосуществование. Решение этой проблемы неотомисты видят в существовании“аналогии” между Богом и миром конкретных предметов.
Значительное место внеотомизме занимает истолкование современных естественнонаучных теорий. Начинаяс начала XX века неотомизм переходит к признанию эволюционной теории приусловии ее телеологизации. Отождествляя понятие “информация” с формой вещей, содной стороны, и с сообщением, действием цели — с другой, современные телеологиутверждают, что наука сама, оказывается, возвращается к Аристотелю и Аквинату,открыв, что организация, структура вещей есть информация. Рассуждения овсеобщих циклах регуляции, обратных связях в самом фундаменте материиопределяется как “кибернетическое доказательство бытия Бога”. Неосхоласты видятв “синтропических процессах”, связанных с уменьшением энтропии, обратномтечении времени при распаде элементарных частиц и в морфогенезе организмов проявлениебожественной целенаправленности в природе.
Сомнение в познаваемостимира, с точки зрения неотомизма, недопустимо, оно расшатывает основы философиии знания. Мы познаем не только явления, но и реальность как таковую. Однакообъектом познания оказывается не сама материальная вещь, а ее имматериальнаяформа. В процессе ощущения внешние вещи входят в соприкосновение с душой истановятся действительными объектами познания, но уже как лишенные материи.Активность мышления есть проявление проникающего в человеческий разум“божественного света”. Этот свет мышление передает естественным путем образам“чувственных объектов”, освещая теперь уже своим “активным светом” общее исущественное.
Философия — мост, которыйдолжен, по мысли неотомистов, соединить науки с теологией. Если теология сходитс небес на землю, то философия от земного поднимается к божественному, и вконце концов придет к тем же выводам, что и теология.
В протестантстве в отличие от католицизма нет официальнойфилософской доктрины. В начале XX в.,после Первой мировой войны, возникло течение неоортодоксального протестантства какреакция на «либеральное протестантство» XIX в., отличавшегося оптимистическими взглядами начеловека, на его исторические перспективы, на общественный прогресс.
Для философии неопротестантства характернасоциально-этическая проблематика. Обсуждаются проблемы смысла бытия человека вего отношениях с миром и Богом. Главные представители неоортодоксализма: К.Барт, Э. Бруннер, Рейнгольд и Ричард Нибуры, П. Тиллих, Р. Бультман и др. Онипретендуют на возрождение подлинного наследия Реформации.
Либеральное протестантство критикуется неоортодоксами за ничемне обоснованный оптимизм. Они не считают возможным общественный прогресс уже всилу отсутствия какого-либо его критерия. К. Барт отвергает понимание человекакак автономного индивида, способного преобразовать мир и создать в конечномитоге идеальный мировой порядок.
Многие проблемы, рассматриваемые неоортодоксами по-своему,являются заимствованиями из концепций экзистенциализма, особенно из философииМ. Хайдеггера. Это проблемы свободы и отчуждения, подлинного и не подлинногосуществования, вины, тревоги, совести. Человеческое бытие разбивается на двавида: социально ориентированное и бытие с полной отдачей на милость Бога. Всясфера исторического, социального бытия оказывается отчужденной отходом от Бога,выражением греховности. П. Тиллих утверждает, что любые действия людей остаютсяв области гражданской справедливости, моральных и правовых норм, гдепринципиально невозможно спасение. Человек способен к достижениям вполитической организации общества, в научной деятельности, он можетсамосовершенствоваться и т.п., но это нисколько не приближает его к«подлинности», не уменьшает его разрыва с Богом. Тиллих считает даже, что всеэти достижения только увеличивают отчуждение и греховность.
У религиозного человека всегда присутствует неустранимоечувство вины за свою ограниченность и греховность. И это чувство, по мнениюнеоортодоксов, побуждает к критике любых человеческих достижений. За религиейзакрепляется функция духовного критицизма, поскольку она является самымбеспощадным критиком общества, признавая один высший потусторонний идеал,стоящий над историей. Религиозный человек постоянно в тревоге, так как,осознавая свою греховность, он в то же время не знает никаких объективныхкритериев правильности или неправильности своих поступков. Воля Бога абсолютносвободна и всякий раз иная в момент ее проявления. У человека нет и критериядля ее познания.
В XX в. впротестантстве оформилась и так называемая радикальная, или новая теология. Уее истоков — лютеранский пастор Д. Банхоффер. Он отвергает основной тезистрадиционного христианства о противоположности и несовместимости земногогреховного и святого сверхестественного. Такое противопоставление искажает подлинныйсмысл христианства, так как Христос, будучи богочеловеком, воплощает в себеединство этих двух миров. Назначение религии — не в том, чтобы обращаться снадеждой к потустороннему миру, а в том, чтобы повернуть человека лицом к миру,в котором он живет.
В отличие от католической христианской философии, котораяразвивалась, не выходя за рамки теологии, исламская философия была вотносительной независимости от религиозной догматики. Именно там зародилась теориядвойственной истины, перешедшая затем от Аверроэса в европейскую схоластику. Висламской философии большое распространение получил взгляд, что истины,найденные разумом, не находятся в противоречии с истинами Священного Писания,если те и другие правильно понимаются. Трактовка Аллаха как безличностного Богавсе больше приобретает сторонников среди богословов, стремящихся придать исламурелигиозно-философский характер.
В современном исламе существует два направления: традиционноеи модернистское. Там, где наиболее сильны остатки феодализма, преобладает традиционализм,выступающий против всяких новшеств и использования современной философии.Утверждается, что только Коран и Шариат могут обеспечить социальный прогресс.
Модернизм появился еще в XIX в.Наиболее известные его представители Мухамед Акбал из Индии и Мухамед Абдо изЕгипта, пытавшийся использовать учение Р. Декарта. Картезианский дуализмсоответствует стремлению модернистов установить равновесие между разумом иверой, а также «западной» и «восточной» культурами. Модернисты утверждаютединство Бога и отвергают какое-либо подобие между ним и сотворенными вещами.Они подчеркивают неограниченные возможности человеческого разума, а такжесвободу человека и, следовательно, его ответственность за свои поступки, задобро и зло в мире. Известны попытки модернизировать ислам, используя ученияэкзистенциалистов и персоналистов. Но, как отмечено в Новейшей Британскойэнциклопедии, история современной исламской философии должна быть еще написана.
Буддизм представляет собой философское толкование основныхположений религии буддизма. Так же, как христианство и ислам, буддизм являетсямировой религией. Он возник в VI в.до н. э. в Индии, а затем распространился на многие страны Востока и Запада.Провести какую-либо четкую линию между религиозными и философскими доктринами вбуддизме труднее, чем во всех других индийских школах. Он включает в себя дваучения: о природе вещей и о пути познания.
В основании учения о природе лежит концепция «драхм», «элементов»,или «частиц» мира, составляющих субстанцию физического и психического миров,которые каждое мгновение вспыхивают и потухают. Каждое потухание означаетпоявление нового вспыхивания и нового потухания. Мир является вечноизменяющимся и перерождающимся. Буддисты в основном отвергают отдельносуществующую душу, или атман, вне пяти групп элементов, образующих человеческуюличность. Это сознание, представления, чувства, кармические силы, т.е. силы,которые определяют следующее перерождение личности, хорошее или плохое, иматериальную оболочку личности. Видимое бытие представляет собой мириллюзорный. Истинным миром является нирвана, или «пустота». О нирване мудрецничего не может сказать, кроме того, что она существует. В этом буддизмоказывается агностицизмом. Существует также множество сознательных духовныхличностей, которые постоянно перерождаются. Основатель буддизма БуддаШакья-Муни вспоминал о сотнях своих прежних перерождений. Окончаниеперерождений означает слияние с нирваной.

4. Выразите своеотношение к философии постмодернизма. Дайте свою оценку высказыванию К. Маркса:«Религия опиум народа»
Я считаю, что, как и вовсяком философском движении, в постмодернизме есть свои крайности. С однойстороны, он культивируется в форме малоосмысленного философского авангардизма,вполне заслуженно подвергаемого критике. Другой стороны, постмодернизм частовыступает как вполне умеренная реакция на многочисленные новации теперешнейжизни. Такая чуткость, надо полагать, заслуживает поддержки. Сейчас время,когда идеология становится метафизикой, философия – идеологией, искусство –повседневностью, сама же повседневность, не желая оставаться собой, мечтаетстать религиозным кредо и даже – сделать людей счастливыми.
В своем высказывании«Религия опиум народа» К. Маркс отвергает религию. он считает, что религиязапутывает человека, и сколько бы человек не верил в Бога, как бы несовершенствовался, это нисколько не уменьшает его разрыва с Богом. П Тиллихутверждает, что любые действия людей остаются в области гражданскойсправедливости, моральных и правовых норм, где принципиально невозможноспасение.

5. Заключение
Послепостмодернизма уже, видимо, нельзя отрицать равноправную многозначностьобъективной реальности, человеческого духа и человеческого опыта. Пониманиевсеми этого равноправного многообразия мира создает предпосылки для егоинтеграции и синтеза в единую систему. И если человечество не осознает техвозможностей и импульсов, которые содержатся в этой интегративной тенденции,если оно не вырабатывает для себя объединяющих идей, то в XXI веке оно столкнется уже не с«деконструкцией», а с «деструкцией», причем не в теоретическом, а практическом«контексте».
Исторические фактысвидетельствуют, что религия оказывала и на личность, и на обществодвойственное влияние – как подавляющее, регрессивное, так и освобождающее,гуманное, прогрессивное. Эта двойственность присуща не только религияммистического склада, устремленным к созданию некоего сверхчувственного единствачеловека и божества (например, индуизм и буддизм), но и религиям профетическим,зародившимся на Ближнем Востоке, — иудаизму, христианству и исламу. В наши дниположение в религиозной жизни характеризуется одновременным конфликтнымсосуществованием разновременных парадигм в рамках различных церквей ивероисповеданий.

6. Список литературы
 
1. Философия:Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3изд. – М.: 2004
2. Ницше Ф.Сочинения: В 2 т. М.: 1990
3. Философия:Энциклопедический словарь. – М.: 2004
4. Философия: Справочникстудента/Под ред. доцента Г.Г. Кириленко, проф. Е.В. Шевцов – М.: 2002