Потенциал рекреационных ресурсов Ближнего Востока

Реферат
Потенциалрекреационных ресурсов Ближнего Востока

Основу рекреационныхресурсов Ближнего Востока составляют прибрежные районы Средиземного моря спротяженной пляжной полосой, большей частью песчаной, и мягким субтропическимклиматом. Мертвое море, представляющее собой самую глубокую впадину на земле ибогатейший источник минеральных солей, может рассматриваться как спа-курортмирового значения. Растущей популярностью, особенно у жителей Европы,пользуются побережья Персидского залива Объединенных Арабских Эмиратов, гдеблагодаря климатическим условиям «бархатный сезон» приходится именно на зимниемесяцы, когда господствует умеренно теплая погода с комфортными температурами,что и привлекает многочисленных туристов из северных стран, заинтересованных впляжном туризме.
Красивый иразнообразный подводный мир этого региона создает благоприятные возможности длязанятия морскими видами спорта, что высоко ценится многочисленными любителями.Исключительна роль и других природных факторов. Здесь существуют обширныеэкологически чистые зоны, пригодные для создания первоклассных курортов, дляпроизводства экологически чистых продуктов с целью их поставки в туристическиецентры, широкий спектр экзотических и в лечебном отношении полезных видовфруктов, овощей, морепродуктов.
Ближний Восток – одиниз древнейших очагов цивилизации. На территории государств этого региона и посей день сохранилось большое количество культурно-исторических комплексов,таких как Петра, Пальмира, Вавилон, Баальбек и другие. Только на территорииСирии расположены около 10 тыс. хорошо сохранившихся памятников древности.Наличие многочисленных исторических достопримечательностей и музеев создаетблагоприятные возможности для развития культурного и познавательного туризма.
Ближний Восток – этоцентр религиозного паломничества. В монастырях и храмах Иордании, Египта, Сириинаходятся священные реликвии, которые привлекают иудеев и христиан всего мира.Здесь расположена и священная для мусульман мечеть Аль-Акса. На территорииСаудовской Аравии находится главная мусульманская святыня – Кааба. БлижнийВосток обладает большим потенциалом для развития экотуризма, чрезвычайномодного в последние годы. В государствах Персидского залива существуют большиевозможности для охоты в пустыне.
Арабские государстваБлижнего Востока обладают широкими возможностями и для развития шоппинга ибизнес-туризма.
Согласно данным ВОТ, впоследние два десятилетия Ближний Восток был одним из динамично развивающихсятуристских центров мира и занимал прочные позиции среди регионов-реципиентовглавных туристских потоков. Основными мерами измерения мирового туризматрадиционно являются международные туристские прибытия и поступления (доходы).Число туристов, прибывающих в регион, постоянно возрастает, соответственнорастет и доля региона в общемировых показателях, что видно из нижеприведеннойтаблицы.
Таблица 1
Динамика числатуристов, прибывающих на Ближний Восток, и поступлений от них в 1990–2005 гг.Год Число туристов, млн. чел. Доля от общемирового уровня, % Поступления, млрд. долл. Доля от общемирового уровня, % 1990 7,444 1,46 5,127 1,99 1995 13,705 2,42 10,905 2,65 2000 24,183 3,50 17,567 3,65 2005 39,023 4,80 27,557 4
В 1985 г. БлижнийВосток посетили 6,2 млн. чел., что составляло 1,9% общемирового уровня. Черездвадцать лет численность прибывающих в регион достигла 39 млн. чел., чтоприблизилось к 4,8% общемирового показателя прибытий. Соответственноувеличивались и доходы от туристической отрасли в экономику региона. Зауказанный период объем поступлений возрос с 4,8 млрд. долл. до 27,6 млрд. долл.
Говоря в целом одинамичном развитии международного туризма в регионе, нельзя не отметитьнекоторую нестабильность роста показателей по странам, что связано сизменениями в политической ситуации. Тем не менее за последние годыопережающими темпами развиваются новые региональные туристские центры. Так,если в начале 70-х годов основной страной-реципиентом международного туризма наБлижнем Востоке был Ливан, в 80-х годах – Иордания, Ирак, Кувейт, то с конца80-х – начала 90-х годов началось развитие туриндустрии государств Персидскогозалива, в первую очередь ОАЭ, а также Египта. С конца 90-х годов наблюдаетсярост прибытий в Сирию, Оман и на Бахрейн. За десятилетие 1990–2000 гг.опережающими темпами возрастало количество прибывающих туристов в СаудовскуюАравию (большая их часть – паломники), ОАЭ, Кувейт, Оман, Сирию и Иорданию.Среднегодовые темпы прироста числа прибытий в этих странах за десятилетиепревышали средние по региону, составлявшие 9,6%. Прочные позиции одного изосновных турцентров региона по-прежнему занимает Египет. На его долю приходится21% всех прибытий и почти 25% всех доходов от туризма.
БлижнийВосток по основным показателям еще значительно отстает от основных мировыхрегионов-реципиентов, таких как Европа, Америка и ВАТ (Восточная Азия иТихоокеанский бассейн). Однако если за последнее десятилетие ХХ в. их доля вобщемировом числе прибытий несколько снизилась, то на Ближнем Востокенаблюдался постоянный рост этого показателя1. В 2000 г.Международной туристической организацией был составлен проект «Перспективыразвития международного туризма до 2020 г.». Согласно этим прогнозам, в первыедва десятилетия ХХI в. туризм наБлижнем Востоке будет развиваться опережающими темпами. За период 1995–2020 гг.среднегодовой прирост составит 7%. За это же время доля региона в числеприбытий увеличится в два раза, что следует из данных таблицы.
Таблица2
Международныетуристские прибытия (прогноз), млн. чел.Регион Год Прогноз Среднегодовой прирост, % Доля от общемирового уровня, % 1995 2010 2020 1995–2020 1995 2020 Весь мир 565,4 1006,4 1561,1 4,1 100,0 100,0 Африка 20,2 47,0 77,3 5,5 3,6 5,0 Америка 108,9 190,4 282,3 3,9 19,3 18,1 ВАТ 81,4 195,2 397,2 6,5 14,4 25,4 Европа 338,4 527,3 717,0 3,0 59,8 45,9 Ближний Восток 12,4 35,9 68,5 7,1 2,2 4,4 Южная Африка 4,2 10,6 18,8 6,2 0,7 1,2 Внутрирегиональный 464,1 790,9 1183,3 3,8 82,1 75,8 Из других регионов 101,3 215,5 377,9 5,4 17,9 24,2
Первоепятилетие ХХI в. подтверждаетсделанные прогнозы: в ОАЭ наблюдалось увеличение туристских прибытий на 32%, вЛиване на 14%, на Бахрейне – 14% и в Саудовской Аравии – 12%2.Однако, несмотря на бурное развитие туризма в регионе, на сегодня он вступил вфазу «умеренного роста». Значительное замедление его темпов наблюдалось в 2003г. По сравнению с 2005 г. в 2006 г. число прибытий в этот регион составиловсего 8%3. Основная причина некоторого замедления заключается вухудшении внутренней обстановки на Арабском Востоке, связанной с введением силкоалиции в Ирак в 2003 г. и дестабилизацией ситуации в этой стране, обострениемотношений между Израилем и арабскими странами, что проявилось в военныхдействиях Израиля в Ливане летом 2006 г., увеличением количестватеррористических актов в Египте, обострением ирано-американских иамерикано-сирийских отношений и наращиванием военно-морской группировки США в Персидскомзаливе. Статистика четко выявляет связь между очередным обострением ситуации врегионе и численностью иностранных туристов, уровнем финансовых поступлений оттуристических услуг. Так, война в Заливе, вызванная событиями вокруг Кувейта в1990 г., привела к тому, что численность туристов в Египте в феврале 1991 г.упала до 57 тыс. по сравнению с 208 тыс. в феврале 1990 г., т.е. до событий,потрясших регион. И лишь к 1992 г. поток иностранных туристов вновь достигсвоего пика4.
Показательна ситуация сЕгиптом в том, что касается зависимости его туристического сектора от боевыхдействий, протекающих даже не на его собственной территории, а на дальнихподступах к ней, в данном случае на территории Ирака. Перед оккупацией Ирака вЕгипте были сделаны расчеты, которые показали возможность того, что не толькотуристская отрасль, но и вся экономика может «соскользнуть» в сторону кризиса,и если война будет продолжительной, то правительству Египта придется «распечатывать»резерв в размере 14 млрд. долл. и прибегать к помощи доноров. Ведь национальнаяэкономика лишится существенных доходов по причине падения спроса на отдых вЕгипте со стороны потребителей их самых разных стран из-за угрозы не столькособственно войны, сколько возможных террористических акций, которые могут бытьобращены на туристов, как это было, например, в Луксоре, когда в 1997 г. былиубиты 58 иностранных туристов.
Отток туристов означаетогромные финансовые потери почти для любой страны, тем более для Египта. Долятуристского сектора в ВВП составляет здесь, как известно, 4,1% официально, анеофициально достигает 10%, и в нем занято 7% совокупного населения страны,достигающего 68 млн. чел.5
В 2002 г. в абсолютныхцифрах доход Египта от туризма достиг 3,4 млрд. долл., «похудев» на 900 млн.долл. в предшествовавшем году из-за событий 11 сентября в Америке. Тогдаколичество прибывших сократилось до 4,3 млн. человек по сравнению с 5,3 млн. в2000/01 году6.В Египте же одно только муссирование слухово готовящемся нападении на Ирак войск коалиции отразилось на численностижелающих посетить пределы этой страны. Более точные данные отсутствуют, но, понекоторым подсчетам египетских менеджеров по туризму, заказы на гостиницыснизились в тот период на 70%, при этом предполагается, что на 40% этопроизошло из-за опасений иракской войны, а 30% могут быть отнесены к страхамиспытать на себе каким-нибудь образом последствия палестино-израильскогоконфликта. Другими словами, иностранное сообщество воспринимает поездки вЕгипет как потенциальную угрозу жизни и здоровью своих граждан, которые нестремятся подвергать себя реальной опасности. Синдром опасности может сработатьпри любых обстоятельствах. Повторение упомянутых событий, а тем болеевозникновение войны и масштабных ее последствий, связанных с терроризмом иэкстремизмом в отношении иностранных граждан, может создать негативныйпсихологический эффект, который будет только усиливаться при умножении числаотрицательных примеров из арабской политической действительности.
По некоторымпредварительным подсчетам, которые делались до вторжения в Ирак и додестабилизации обстановки, Египет должен был потерять минимум 40% приезжих втечение года после острой фазы боевых действий. А это составило бы 1,5–2%поступлений в ВВП7.
Каккажется, предсказанные последствия для Египта не имели в действительности стольсерьезных последствий. Однако напряженность в отношении к ситуации на БлижнемВостоке всегда присутствует в расчетах людей, намеревающихся посетить эту илидругую страну региона. Другими словами, нестабильность обстановки создаетреальную возможность воздействия на количественные показатели туристическогобизнеса как в «людском», так и в финансовом исчислении и способна принестивесьма серьезные убытки государственной казне, несмотря на то, что шок отэкстремальных ситуаций проходит довольно быстро, имея в основном лишьпоследствия тактического плана для отрасли.
Несомненно,что подобные события отпугивают многих желающих посетить регион. Поэтомудальнейшие перспективы развития туризма на Ближнем Востоке в первую очередьзависят от стабилизации положения в регионе в целом и от усиления мербезопасности в каждом из его государств.
Историческитуристические потоки в страны Ближнего Востока и Северной Африки формировалисьиз промышленно развитых стран мира, прежде всего из соседней с регионом Европы.С последней Арабский Восток исторически связывали колониальные «узы». Крометого, европейцы с их относительно высоким уровнем жизни могли себе позволитьсовершать путешествия за рубеж с целью отдыха и т.п. Наряду с «европейским»потоком туристов издавна на Ближний Восток совершали ежегодно паломничествотысячи, а в конце XX в. – миллионы мусульман8. Согласно данным за2005 г., Саудовскую Аравию посетили 3 млн. паломников9, совершающиххадж.
За последние годы самоебольшое количество прибывших в ОАЭ было зарегистрировано из Великобритании иИрландии, Индии, США, России, а также стран Балтии и СНГ. Иордания в значительнойстепени пострадала от обострившихся отношений между США и Ираком. Увеличениетуристских прибытий на 9,8% в эту страну в значительной степени произошло засчет внутрирегиональных поездок, а не международных из Европы и Америки.Египет, несмотря на «11 сентября» и обострение палестино-израильскогоконфликта, сумел добиться увеличения туристских прибытий на 13%. На туристов изГермании, Италии, Великобритании и Франции (четыре основных туристских донораЕгипта) в 2002 г. приходились 40% международных прибытий. Значительный спадтуристских прибытий из США, стран Бенилюкса и Скандинавии в арабскиегосударства компенсировался увеличением прибытий из РФ и Восточной Европы,которые возросли с 8 до 13% всех международных прибытий в регион в начале ХХIв. Сирия показала неплохие результаты, хотя нельзя указать точный приросттуристских прибытий в эту страну, так как до 2002 г. в Сирии учитывались толькоте туристы, которые проживали в отелях, и не принимались во вниманиеальтернативные средства размещения. Благодаря продуманной маркетинговойкампании, направленной на туристические рынки Юго-Восточной Азии иближневосточного региона, увеличение туристских прибытий в Оман составило 7%, ав Йемен – 18%. Единственными странами, не показавшими значительных изменений вструктуре туристских потоков, остаются Кувейт и Палестина10.
В ряде ближневосточныхгосударств большинство прибытий приходится на внутрирегиональные или изсоседних с регионом государств, таких как Пакистан, Индия, Иран, Турция. Так,по данным 2001 г., из 837 тыс. туристов, посетивших Ливан, 382 тыс. прибыли изгосударств региона, в основном Саудовской Аравии. Среди туристов, посетивших в2003 г. Иорданию, 2/3 составляли прибывшие из арабских государств и Турции.Значителен процент прибывающих из Израиля. Тенденция к ростувнутрирегионального туризма в этом регионе проявилась после 11 сентября, таккак многие арабы, традиционно проводившие летние месяцы в Европе, сталивоздерживаться от таких поездок11.
С начала 90-х годов дляБлижнего Востока был характерен рост турпотоков из России, что было связано слиберализацией политической и экономической жизни в нашей стране. Так, в 1990г. арабские страны посетили 530 тыс. туристов из России, причем большая часть(331 тыс.) прибывала в ОАЭ. Эта страна привлекала россиян не тольковозможностями пляжного отдыха в зимний период, но и шопинг-турами. «В немалойстепени сказался и уровень сервиса в арабских странах. Обилие фруктов и овощей,относительная дешевизна отдыха … также в большой мере определили значительныйпоток россиян, выезжающих на Арабский Восток»12. Увеличение туристскогопотока из России происходило на фоне падения прибытия туристов из развитыхгосударств, прежде всего Европы, вследствие потрясений в регионе. Российскиетуристы оказались менее подверженными угрозе роста политической напряженности врегионе.
За прошедшеедесятилетие произошли некоторые изменения в направлениях туристских потоков изРоссии внутри региона. В первой половине 90-х годов наибольшей популярностью уроссийских туристов пользовались ОАЭ и Египет. Со второй половины 90-х годовситуация несколько изменилась. Показатель прибытия российских туристов в ОАЭснизился, хотя в целом абсолютная численность россиян в ОАЭ характеризуетсявысоким уровнем.
С начала ХХIв. наблюдалось увеличение турпотока из России в Иорданию, Ливан и Сирию, вгосударства Персидского залива. С каждым годом увеличивается количествомусульманских паломников из России, направляющихся в Саудовскую Аравию. В 2007г. Мекку посетили 18 тыс. российских паломников, что на 5 тыс. больше, чем впредыдущем году13. По-прежнему не теряет своей привлекательности дляроссиян Египет. Таким образом, можно говорить о том, что российское направлениев последние десятилетия стало одним из определяющих в формировании туристскихпотоков. Его характеризуют масштабность, стабильность, «относительная снисходительностьк качеству сервиса, что позволяет развиваться «нижним этажам» отрасли»14.Учитывая сложившиеся связи между арабскими и российскими партнерами и тенденциюв развитии международного туризма на Ближнем Востоке, можно предположить, чтоэтот регион будет пользоваться и в дальнейшем постоянным спросом у российскихтуристов.
Международныетуристские поездки совершаются с целью отдыха (62%), вызваны деловойактивностью (18%), обусловлены посещением родственников и знакомых, диктуютсянеобходимостью религиозных отправлений (паломничество), лечения, на прочие видыприходятся оставшиеся 20%.
Современнаяиндустрия туризма на Ближнем Востоке к XXI в. достигла в своем развитии такогоуровня, что она в состоянии предоставлять практически все основные виды туристическихуслуг. Несомненно, что основной формой туризма остается пляжный туризм всочетании с культурным и познавательным. Такие виды туризма наиболее широкоразвиты в Египте, Сирии, Иордании, Ливане, где в программу туров обязательновключается посещение исторических и культурных памятников.
Впоследнее десятилетие все большей популярностью пользуется экотуризм. По этойпричине 2002 г. был даже объявлен ВОТ годом экотуризма. Принимающие компаниистран Ближнего Востока быстро учли новую тенденцию и, откликнувшись на нее,включили в туристические пакеты новые программы. Это прежде всего знакомство страдициями и обычаями народов Арабского Востока. С этой целью организуются турыв пустыню – поездки в районы традиционного проживания коренного населения – бедуинов,знакомство с их сохраняющимися веками обычаями и традициями, укладом жизни.
Спортивныйтуризм, сочетающий отдых с занятиями спортом, главным образом его летнимивидами, постепенно становится также распространенной формой туризма. Всебольшее развитие, в основном среди элитарной части иностранных туристов изсеверных стран, получают такие пока экзотические виды спорта, как путешествиепо пустыне на вездеходах различных типов, охота в пустыне, в том числесоколиная и т.д.
Особенно динамично впоследние десятилетия развивается деловой или бизнес-туризм. Эта форма находитактивную поддержку со стороны деловых кругов арабских стран. В Иордании частопроводится Всемирный Экономический Форум, участники которого размещаются, какправило, в отелях на Мертвом море. В 2005 г. прошел первый ближневосточный турГран-При Формулы-1 – его принял Бахрейн. Возможно, следующая Формула-1 пройдетв Иордании.
Семейныйтуризм, т.е. посещение родственников также занимает значительное место виндустрии туризма на Ближнем Востоке.
Посути, регион Ближнего Востока к началу ХХIв. стал одним из основных мировых центров международного туризма. В последнеедесятилетие ХХ в. он лидировал по темпам прироста доходов и числа прибывающихсреди основных регионов-рецепиентов туристических потоков, что объясняетсязначительными успехами туристской индустрии, хотя в развитии туризма этогорегиона по странам наблюдались значительные спады, указывавшие на то, чтообеспечение безопасности туристов – одна из важнейших проблем для принимающих странэтого региона.
Арабский мир в началетретьего тысячелетия является сложной общественной структурой с присущей емуспецифической экономической, социальной, политической, экологической культурой.Это потенциально мощное сообщество родственных стран. Но их слабой сторонойявляется серьезная дифференциация по множеству критериев, в том числе по такимважнейшим, как различия в уровнях развития, наличие ценных полезных ископаемых,обеспеченность материальными благами, доступ на мировые рынки и по ряду других,не менее весомых параметров, определяющих позиционирование арабских стран всистеме международного разделения труда.
Развитие базымеждународного туризма для большинства капиталодефицитных арабских странпредставляет большую проблему в связи с малыми возможностями в областимобилизации как внутренних, так и внешних источников накопления. Проблема втаких странах решается, однако с большими трудностями, крайне медленно,временами переходя в застойную фазу. Процесс формирования туристскойинфраструктуры, а в равной степени и иных видов социальной и производственнойинфраструктуры не может быть волюнтаристски ускорен, поскольку предпочтительнееравномерное развитие всей сферы, обеспечивающей комфортность пребывания встране иностранных граждан на широком фронте. Но выгоды от сервисизацииэкономики, в том числе и в туристском секторе, велики. Поэтому такие арабскиестраны, чтобы активизировать возможности приема зарубежных гостей, избралитактику очагового развития туристской сферы и идут ныне по пути формированиясвоего рода анклавов в виде заповедных зон и национальных парков, расположенныхпоблизости от исторических памятников или природных объектов, обладающихповышенной привлекательностью для посетителей.
Естественно, такойподход является вынужденным по сравнению с более богатыми государствамиАрабского Востока, где туристское строительство ведется опережающими темпами.Но он также достигает цели, хотя обеспечение ускоренногосоциально-экономического прогресса в арабских странах как предпосылкидинамизации туризма в настоящих материальных условиях невозможно.
Темне менее международный туризм, являющийся сегодня важной частью экономикибольшинства стран мира, занимает значительное место в хозяйственной жизницелого ряда ближневосточных государств. По прогнозам Международного союза потуризму (WorldTravel & TourismCounsil – WTTC),доля туризма в ВВП стран Ближнего Востока достигнет в 2007 г. в Египте 8,7%, вИордании – 8,6%, в Сирии – 5,9% в Омане – 2,2%15. Эти расчетыосновываются на изучении динамики поступлений от международного туризма,которые за период 2000–2005 гг. достигли в Египте 6,85 млрд. долл., в Иорданииза этот период выросли вдвое и составляли 1,44 млрд. долл., в Сирии такжеудвоились, а в Катаре возросли почти в 6 раз – с 128 млн. долл. в 2000 г. до723 млн. долл. в 2005 г.
Развитиеиностранного туризма как самостоятельной отрасли национальных экономик встранах Ближнего Востока началось с периода вступления большинства государствна путь независимого развития (50–70-е годы ХХ в.), когда перед ними всталапроблема поиска внутренних ресурсов, необходимых для экономического развития.Особенно резко она обозначилась в тех странах региона, которые обладалиограниченными природными ресурсами, включая полезные ископаемые, фондсельскохозяйственных земель, пригодных для возделывания и т.п. Например, вЕгипте уже в 50-е годы обратили внимание на значительные возможноституристической отрасли. Это стало одним из важнейших факторов последующего ростаиндустрии иностранного туризма, значение которого не уменьшилось и в наши дни.
Длягосударств Персидского залива, активно добывающих и экспортирующих нефть,весьма актуальна проблема диверсификации национальной экономики. В этой связи,учитывая бурный рост международного туризма в мире, оценив природные возможностии приняв во внимание историко-культурные ценности региона, ряд монархий сделалставку на становление разветвленной современной системы туристических видовотдыха и адекватной ей диверсифицированной системы туристических услуг самогоразнообразного уровня с целью получения доходов от этого сектора экономики.
Можноговорить о том, что в последние 15–20 лет туристическая индустрия, особенно вОАЭ и Египте, превратилась в одну из ведущих отраслей национальной экономики. Сее развитием связаны также далеко идущие планы подъема хозяйственной жизни,формирования современной, устойчиво развивающейся за счет относительностабильных внутренних ресурсов экономики в Сирии. Диверсификация национальныхэкономик в планах экономического и социального развития и других арабскихгосударств во многом связана с перспективами туристической индустрии. Ейобоснованно придается большое значение и как сфере приложения труда, ликвидацииили смягчения такой острой социальной проблемы, как безработица.
Туризм– достаточно трудоемкая отрасль хозяйства, и его развитие требует привлечениябольшого количества как квалифицированных, так и малоквалифицированных кадров.В большинстве арабских государств, для которых характерны высокие темпыприроста населения и где в демографическом смысле преобладает молодоенаселение, потребность обеспечения занятости людских ресурсов становится мощнымфактором развития туристической отрасли. Арабский менталитет считает сферууслуг традиционно приемлемым, достойным делом. Государства Персидского залива из-задефицита трудовых ресурсов решают кадровую проблему туристического сектора засчет приглашения работающих по найму из других стран, в первую очередь Индии,Пакистана, Юго-Восточной Азии. Доля экономически активного населения, занятогов этом секторе экономики, составляет в 2007 г. в Иордании 19,1%, Сирии – 14,2%,Омане – 10,1%, Саудовской Аравии – 8,6%. А по прогнозам на 2017 г. этотпоказатель достигнет соответственно 19,8%; 16,6%; 12,2%; 10,8%16.
Поставивзадачу создания современной индустрии туризма и увеличения доли этого сектораэкономики в бюджете, в последние десятилетия правительства целого рядаближневосточных государств разработали полномасштабные программы мер дляпривлечения иностранного капитала в эту отрасль хозяйства и активизациинационального частного сектора.
Сирия, как ужеотмечалось, имеет колоссальный потенциал для организации международного туризмаи рекреации. Несколько лет тому назад премьер-министр страны и он жепредседатель Высшего совета по туризму издал постановление о выделении подиспользование для целей туризма обширных территорий, расположенных в наиболеепривлекательных районах Сирии с точки зрения использования их для отдыха,занятий спортом или лечения. В частности, в список территорий попали земли врайонах средиземноморского побережья, особенно в горных зонах, у лечебныхисточников, на побережье внутренних водоемов, а также в районе пустынь истепей, поблизости от исторических городов и памятников и т.п.
Подобнаяширокая программа действий может рассматриваться как абсолютно новое начинаниедля Сирии, которая в течение длительного времени, имея огромное количествопамятников старины на своей территории, не занималась их туристическойразработкой и не пыталась использовать их в целях пополнения государственногобюджета. Это имело под собой вполне объективные причины, связанные с состояниемвойны с Израилем и необходимостью поддерживать с ним военный паритет, которыйоценивался в размере 50% бюджета развития на каждый год. При таких расходахтуристский бизнес в стране был крайне ограничен и не имел возможностей дляразвития. В современных условиях, хотя мир с Израилем не достигнут, потенциалдля развития этой отрасли существенно вырос. Ныне страна может позволитьнаправлять бюджетные отчисления на обустройство туристических объектов. Однакоосновной упор в этом делается на привлечение иностранных инвестиций, безкоторых весь процесс окажется растянутым на длительное время и едва ли обрететте черты, которые авторы его рассчитывают увидеть по прошествии относительнонебольшого времени.
Дляпривлечения капиталов в строительство отелей и культурно-развлекательныхкомплексов, для поощрения развития ряда отраслей промышленности,непосредственно связанных с индустрией туризма, были введены определенныеналоговые льготы. Так, в начале 90-х годов в Сирии была создана близкая кмеждународной стандартной юридическая база для привлечения иностранныхинвестиций. В соответствии с законом об иностранных инвестициях владельцыгостиниц и туристических объектов первого и второго классов и функционирующих вих рамках предприятий общественного питания освобождались от налогов, пошлин исборов, но при условии, что совокупная стоимость их импорта не превышала бы 30%совокупной величины инвестиций. Кроме того, все предприятия освобождаются отуплаты 50% годового подоходного налога на чистую прибыль, образовавшуюся впроцессе эксплуатации туристического объекта»17. Особые льготы напокупку недвижимости были введены в Сирии для граждан других арабских стран.
Кроме того, государствоиздало целый ряд постановлений, регулирующих порядок финансирования ивыполнения работ по проектам. Это стало большим шагом вперед, поскольку доходыот туризма на Ближнем Востоке имеют тенденцию к росту, несмотря на всесложности обстановки в конкретных странах, и в связи с этим у правящих режимовпоявилась надежда на приток средств заинтересованных инвесторов. Во всякомслучае, имеются некоторые основания для того, чтобы полагать, что Сирия уже внедалеком будущем может стать страной, которая по привлекательностимеждународного туризма и обустройству отдыха в ее пределах не будет уступатьсвоим соседям, которые не имеют таких культурно-исторических ресурсов дляотдыха, какими располагает Сирия.
В Иордании дляобеспечения более равномерного территориального развития правительстворазделило страну на три инвестиционные зоны. Регулирование иностранныхинвестиций было направлено на их поощрение прежде всего в отсталых районах:зонах В и С. (Зона А включает экономически наиболее развитые районы).Строительство гостиниц согласно законодательству было разрешено только в зонахВ и С, где предоставлялись дополнительные льготы18.
Врезультате в большинстве ближневосточных государств с каждым годом возрастаетобъем инвестиций в туризм. Так, в 2007 г., согласно расчетам WTTC,доля капиталовложений в этот сектор экономики составит в ОАЭ 30,6%, Иордании –17,9%, Египте – 16,3%, Кувейте – 8,7%, Сирии – 7,4% от всех капиталовложений вэкономику страны19.
Вряде государств были приняты меры по либерализации валютно-финансовой системы.Например, в Сирии был отменен запрет на свободный обмен иностранной валюты ибыл введен единый курс доллара США к сирийскому фунту. Кроме того, Сирияотказалась от долларового паритета и перевела свой валютный запас в евро (чтонеобходимо учитывать при рассмотрении перспектив сотрудничества в сфере туризмас этой страной).
С1995 г. национальная денежная единица Иордании стала свободно конвертируемойвалютой в международных экономических операциях без какого-либо измененияноминала. Это решение, принятое Иорданией, было утверждено МВФ.
Помимоэкономических рычагов и стимулов, используемых в целях развития туриндустрии,для увеличения международных туристских потоков государствами регионапредпринимаются меры для упрощения визового режима.
Российскимгражданам для въезда в любую страну Ближнего Востока, кроме Египта, необходимополучить визу. Однако за последние годы большинство стран ближневосточногорегиона перешло на упрощенный режим выдачи, предполагающий получение визы припересечении границы. Так можно въехать в такие страны, как Иордания, Йемен,Катар, Оман, ОАЭ. Возможен облегченный режим получения визы в Ливан. Дляполучения визы во все остальные страны Ближнего Востока необходимо личноподавать документы в консульство.
Несколькосложнее обстоит ситуация в Саудовской Аравии. Однако в течение последних лет ив этой стране все больше внимания уделяется развитию туристического сектора.Долгое время Саудовская Аравия была закрытой страной, особенно для немусульман.Теперь ситуация изменилась. Недавно появилось официальное сообщение о том, чтоэта крупнейшая страна Аравийского полуострова начинает выдачу групповыхтуристических виз сроком на 60 дней. Женщинам, путешествующим без близкихродственников, виза выдается только с 30-летнего возраста20.
Вообще,начиная с 2000 г. имели место значительные изменения в отношении руководстваотдельных государств Ближнего Востока к туризму как таковому.
В рамках развитиятуристической отрасли в большинстве ближневосточных государств были разработаныспециальные программы, в которых основное внимание сосредоточено насовершенствовании туристского продукта, улучшении его качества, а также наподготовке квалифицированных кадров. Во многих странах стратегия диверсификациитуристского продукта включает следующие сегменты: деловой и инсентив-туризм,экотуризм, оздоровительный туризм (спа и талассотерапия), спортивный туризм,где предусматривается повышение качества услуг как самого продукта, так икадров, занятых в этой сфере экономики.
Вцелях реализации таких программ усилия были направлены на рост числакойко-мест, строительство причалов для яхт, конференц-центров и спа-центров, атакже на модернизацию инфраструктуры аэропортов, включая расширение ихпропускной способности, введение дополнительных внутренних и международныхрейсов, улучшение транспортного обслуживания внутри страны. Одним изнаправлений деятельности в этой сфере стала реконструкция историческихпамятников. Почти повсеместно вырабатывается тенденция к усилению деятельностинациональных туристских администраций.
Следуетотметить, что в большинстве стран индустрия туризма начиналась со строительстватранспортной инфраструктуры – морских портов, аэропортов, терминалов,сооружения новых дорог.
В Египте, на который в90-е годы приходилась четверть всех туристов, посещавших Ближний Восток, но гдев начале ХХI в. стало наблюдатьсясокращение темпов прироста прибывающих, для выправления положения был принятряд мер, в частности, обеспечивающих управление туризмом. В 2000 г., согласнопрезидентскому декрету, деятельность Высшего совета по туризму была подчиненапремьер-министру. Был принят план увеличения количества аэропортов с 17 до 30.Начались масштабные работы по освоению новых территорий, например, уже строитсяновый курорт Порт Галеб. С 2002 г. Египет стал активно развивать спортивный исобытийный туризм. Появление многочисленных полей для гольфа, пристаней дляяхт, дайвинг-клубов привлекло в страну новую категорию туристов-спортсменов.Эта страна выступила с инициативой создания Межарабской туристической компаниив целях развития межарабского туризма21.
За последние годыминистерство туризма Сирии содействовало увеличению вместимости отелей.Основными направлениями развития туризма в стране являются:курортно-развлекательный, экотуризм, оздоровительный, приключенческий, деловой,инсентив и спортивный туризм. Министерство также готовит специальные программыпо религиозному туризму, а также создает специальные программы для сирийскихэкспатриантов, особенно во втором и третьем поколении, включающие изучениеарабского языка и туры по основным достопримечательностям по сниженным ценам.
Рынок гостиничногобизнеса в Сирии – растущая сфера деловой активности. За последнее время встолице и других крупных сирийских городах в частном и смешанном секторахпостроено большое количество мелких и средних гостиниц трехзвездочного уровня.Одновременно возводятся и крупные отели LeMeridien, Sheraton,Hilton и т.п. Министр туризманедавно сообщил, что, учитывая 15%-й прирост количества туристов в страну запоследние годы, достигнуто соглашение с инвесторами из арабских государствПерсидского залива о строительстве отелей в крупных городах Сирии стоимостью в3,4 млрд. долл. К 2010 г. это позволит добавить 30 тыс. койко-мест к ужесуществующим 45 тыс. Согласно расчетам, к этому году доля индустрии туризма вВВП страны сможет достичь 9%22.
В 2004 г. в Иорданиибыла принята программа развития туризма, рассчитанная на шесть лет. Ее цель –привлечь в страну за период до 2010 г. до 12 млн. туристов и создать около 51 тыс.новых рабочих мест; повысить квалификацию занятых в туристической отрасликадров, реформировать законодательство, регулирующее туристическую деятельностьв стране. Ежегодный бюджет Иорданского Комитета по активизации туризма былувеличен с 5 млн. (в 2003 г.) до 8 млн. динаров23.
По данным на 2006 г., вИордании насчитывается ныне 475 отелей, семь из которых высококлассныепятизвездочные гостиницы. Открылся ряд отелей, принадлежащих международнымцепочкам, таким как Sheraton,Four Seasons,появились отели LeRoyale и LeMeridien в Аммане и Marriott и Movenpickна Мертвом море.
В стране начала работупервая частная авиакомпания Jordanaviation, специально созданнаядля перевозки туристов к курортам Красного моря. В последние годы в районеАкабы началось осуществление нескольких крупных проектов с целью превращениякрасноморского побережья к 2010 г. в «Иорданскую Ривьеру», на чтопредусматривается ассигновать 450 млн. долл. В этом же районе уже началосьосуществление проекта TalaBey Resort,предусматривающего строительство более дешевых отелей и отелей эконом-класса.Совместно с саудовской компанией ArabSupply & TraidingCorporation предполагаетсястроительство аквапарка24.
Основнаязадача Ливана состоит в восстановлении утраченных в ходе войны возможностей всфере туризма. Основной упор сделан на реконструкцию отелей и пляжных зон. В 2000г. в Бейруте после восстановительных работ был открыт крупнейший отель PhoeniciaIntercontinental. Был значительнорасширен аэропорт Бейрута и морской порт. В строительных работах принималиучастие немецкие и греческие компании.
Вапреле 2003 г. Мировой Банк санкционировал выдачу займа в размере 31,5 млн.долл. правительству Ливана на осуществление проекта «Культурное наследие игородское развитие», целью которого является реконструкция историческихпамятников в Баальбеке, Библосе, Сайде, Триполи и Тире.
Национальныйсовет по туризму Ливана не только ведет организационную деятельность внутристраны, но и имеет девять представительств в Европе, США и на Ближнем Востокедля практической работы с турагентствами. Однако за последний год, ввидуполитической нестабильности и военных действий в стране, туристической отрасли,только начавшей процесс возрождения, вновь был нанесен существенный урон.
Впланах государств Персидского залива развитию индустрии туризма уделяется самоепристальное внимание. Например, правительство Омана, поставившего цельюпревратить туризм в один из основных источников доходов государства приподдержке частного сектора, спонсировало увеличение вместимости отелей на 23%.В Маскате реставрируются исторические районы города, восстанавливаются древниекрепости в Назвахе, Аль-Хазме, Джабрине. Оман располагает семью международнымигостиницами, большинство из которых расположено в Маскате. «AZD Enterprises» –компания, принадлежащая одному из членов семьи султана, планирует созданиекрупного туристического центра в Баур аль-Джисса (участок северного побережьяОмана), где на площади более 500 тыс. кв. м будут построены нескольковысококлассных отелей, частные виллы, культурный центр, поля для гольфа, собственнаяэлектростанция и завод для опреснения воды. Предусматривается строительстводороги, соединяющей Баур аль Джисса с Маскатом. В феврале 2002 г. оманскаякомпания ZubairEnterprises объявила о намерениивложить 200 млн. долл. в туристический комплекс на берегу Оманского залива.
Вфеврале 2004 г. правительство Омана запустило самый большой проект в сферетуризма – “TheWave”. Новый курорт, оцененный в 805млн. долл., должен протянуться на 7,3 км вдоль побережья к западу от Маската.Для начала будет выделено 82 млн. долл. для освоения участка земли, развитияинфраструктуры и постройки полей для гольфа, причалов для яхт и яхт-клубов25.
Виюне 2004 г. Оман принял решение о создании нового министерства туризма, а виюле того же года стал членом ВОТ.
В Бахрейне недавнооткрылся новый курорт Ад-Дана с развитой инфраструктурой, включающей 180 шале,спа-са-лонов, ресторанов, бассейнов и пляжей, дайвинг-клубов. Была проведенареконструкция основных исторических и археологических достопримечательностей.
В последние годыправительство Саудовской Аравии также стало уделять внимание развитиюрекреационного туризма, видя в нем значительный источник иностранной валюты ивозможность создания новых рабочих мест. Недавно был построен новыйтуристический город в Аль-Бухейрате (стоимость проекта 48 млн. риалов),расположенный всего в 15 км от международного аэропорта Джидда. Он предлагаетразличные возможности для отдыха на Красном море. Другой туристический курортДуррат аль-Арус на Красном море, включает ипподром, поле для гольфа, пристаньдля яхт, а также тематический и аква-парки. В Эр-Рияде открылся новый отельмеждународной сети FourSeasons.
В других странахрегиона в большей или меньшей степени прилагаются усилия для создания индустриитуризма. Значительное место в планах ближневосточных государств уделяетсяпропаганде и рекламе национальных туристических возможностей. В рядеевропейских и азиатских государств открыты представительства национальныхдепартаментов туризма, издается специальная литература. Почти все государстваБлижнего Востока активно участвуют в международных туристических выставках,созданы специальные сайты, способствующие продвижению турпродукта. Используютсяразличные возможности для проведения маркетинговых кампаний.
Краткий анализ основныхпоказателей развития туризма на Ближнем Востоке за последние десятилетияпоказывает, что успехи, которые ныне наблюдаются в этой области, былидостигнуты благодаря целенаправленной деятельности государств этого региона.Именно в результате продуманной политики, поддержанной системой льгот ипреференций, в регионе создается серьезный туристический потенциал в специальновыделенных районах. Развитие индустрии туризма способствует и общему подъемустран, так как расширяется и совершенствуется транспортная инфраструктура, осваиваютсяновые территории, восстанавливаются и облагораживаются многочисленныеисторические памятники, разбросанные почти повсеместно. Сегодня туризм играетважную роль для Ближнего Востока как источник притока иностранной валюты,генератор занятости, средство диверсификации экономики.
Что касается будущихперспектив, то кажется бесспорным, что туризм на Ближнем Востоке будет и далеединамично развиваться. Это подтверждают национальная практика и прогнозымеждународных туристических организаций. Однако темпы роста показателей этойотрасли экономики во многом будут зависеть как от общей политической ситуации врегионе, сегодня переживающем очередной пик напряженности, так и от дальнейшихусилий государств, направленных на создание благоприятных условий для развитиятуризма и на обеспечение безопасности иностранных туристов.
туризмближний восток гостиница

Список литературы
 
1.  TourismMarket Trends, 2003 Edition – Middle East – www.world-tourism.com
2.  TourismHighlights, 2006 Edition – www.world-tourism.com
3.  ХалафМ. Индустрия туризма в арабских странах // Ближний Восток и современность. Вып.21. – М., 2004, с. 353.
4.  ХалиджТаймс, 10.11.2002
5.  ХалафМ. Индустрия туризма в арабских странах // Ближний Восток и современность. Вып.21. – М.,2004, с.354.
6.  wikitravel.org
7.  TheMiddle East & North Africa. 2005, с. 678, 776.
8.  ХалафМ. Российский туристический бизнес в арабских странах: состояние и перспективы// Востоковедный сборник. Вып. 6. – М., 2004, с. 102–103.
9.  Российскаягазета, 10.03.2007.
10. www.wttc.org
11. www.wttc.orgДоля туризма в ВВП Саудовской Аравии (учитывая паломничество) составляет 6% или14,6 млрд. долларов (95,5 млрд. С.Р.) // IranDaily, 13.06.2007.
12. ФилоникА.О., Ахмедов В.М. Сирийская Арабская Республика // Рынки Ближнего Востока(условия внешнеэкономической деятельности). – М., 1997, с. 79.
13. 18 Руденко Л.Н.Иорданское Хашимитское Королевство // Рынки Ближнего Востока (условиявнешнеэкономической деятельности). – М., 1997, с. 161.
14. РуденкоЛ.Н. Иорданское Хашимитское Королевство // Рынки Ближнего Востока (условиявнешнеэкономической деятельности). – М., 1997, с. 163.
15. 24The Middle East & North Africa. 2005, с.677.
16. The Middle East & North Africa.2005, с.915.
Размещено на Аllbest.ru/