Потребитель и его права
Закон регулирует не только сферу производства, но также и сферу
потребления. Будучи потребителями, мы часто заказываем, покупаем товары,
пользуемся услугами ателье, гостиниц, прачечных или ремонтных мастерских,
надеясь на высокое качество сервиса. Юридически потребитель считается
всякий человек, который для личной пользы, а не для получения прибыли,
приобретает, заказывает или использует товары, работы и услуги и платит за
них. А тот, кто выполняет их, называется исполнителем. Действия исполнителя
также регулируются правовыми нормами.
Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести товары,
работы, услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Исполнитель – организация, независимо от её формы собственности, а также
индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги
потребителям по возмездному договору.
Рассмотрим основные права потребителя. Они записаны в Гражданском
кодексе, Законе о защите прав потребителей, Законе о рекламе, Правилах
предоставления услуг междугородной и международной телефонной связи,
Правилах бытового обслуживания населения в РФ, Правилах производства и
реализации продукции (услуг) общественного питания и прочих законодательных
актах. Права, указанные в этих документах, не распространяются на лиц, не
являющихся потребителями.
Закон установил, что все товары, работы, услуги, должны соответствовать
стандарту и санитарным нормам. Такие нормы, выработанные специалистами,
позволяют установить, какой товар является качественным и какие услуги –
надёжными. У потребителя есть право на подробную информацию о качестве,
свойствах товара, им приобретаемого. Сведения предоставляются на русском
языке. На спец. этикетках должна быть указана марка производителя с его
названием и местонахождением. Например, на плюшевом мишке помечено, что он
сделан на заводе игрушек г. Москвы, ул. Зелёная, д. 1.
В магазинах вас обслуживают продавцы, и вы имеете право знать как
называется магазин, каков его юридический адрес и режим работы, где куплен
товар.
Потребитель имеет право на безопасный и качественный товар, услуги,
результат выполненной работы. Если новый чайник самовозгорается при
включении и обжигает руку хозяина, то она – потерпевшая. Продавец или
изготовитель, по её выбору, обязаны возместить ущерб. При этом неважно, она
купила этот чайник или ей его подарили.
Если закон устанавливает права потребителей, значит гос-во обязано их
защищать. У нас в стране существует государственный орган – Федеральный
антимонопольный комитет. Он контролирует соблюдение прав потребителей.
Большую помощь в этом оказывают органы местного самоуправления. Созданы
общественные организации – союзы, ассоциации, проводящие экспертизу
товаров, защищающие рядовых граждан в суде.
Когда нарушаются права потребителей, продавцы, изготовители товаров,
исполнители услуг несут имущественную ответственность. Потребителям
выплачивается неустойка (штраф), возмещается имущественный, а также
моральный ущерб.
Изготовитель имеет право устанавливать срок службы произведённой вещи. В
течении этого периода он несёт ответственность за качества товара. На
некоторые товары устанавливается срок годности. В течении срока годности
изготовитель ручается за качество товара. И ещё один срок устанавливается
изготовителем – гарантийный. В этот период все ремонтные работы ведутся
бесплатно.
Как же защитить свои права? В первую очередь необходимо быть очень
внимательным самому, выбирая тот или иной товар, принимая определённую
услугу. Важно убедиться, что организация, куда вы обратились, хорошо
зарекомендовала себя на потребительском рынке, не нарушает законы. В
противном случае права потребителей защищаются судом. Вы можете подать в
суд иск о защите нарушенного права, и суд будет разрешать возникший
конфликт с юридической точки зрения. Закон освобождает потребителя от
уплаты государственной пошлины.