СОДЕРЖАНИЕ
потребительскийкредитование
Введение
1. Потребительский кредит в рыночныхусловиях
1.1. Сущность, роль и формыпотребительского кредитования
1.2. Западный опыт использованияпотребительского кредита
1.3. Проблемы потребительскогокредитования в РФ
2. Анализ кредитования населения напримере ООО «Уралкапиталбанк»
2.1. Анализ кредитных операций
2.2. Анализ условий кредитования
2.3. Риски сторон при выдачепотребительского кредита
2.4. Анализ финансовых результатовбанка
3. Совершенствование выдачи потребительскогокредита в коммерческом банке
3.1. Совершенствованиезаконодательства о потребительском кредитовании
3.2. Перспективы развитияпотребительского кредитования
3.3. Примеры ЭММ при выдачепотребительского кредита
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбраннойтемы обуславливает, что кредитование является неотъемлемой частью работы любогобанка.
Одним из видовкредитования является потребительское кредитование, или кредитование физическихлиц. Доля данного вида кредитования постоянно увеличивается, что объясняетсянеуклонным ростом благосостояния населения Российской Федерации.
Схема потребительскогокредитования в банке давно отлажена. В то же время можно отметить единственныйнедостаток: схема получения потребительского кредита очень сложна. С однойстороны это помогает обезопасить банк невозврата кредитов. С другой стороны, вбольшинстве других банков данная схема значительно упрощена.
Банковская система — однаиз важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков итоварного производства и обращения исторически шло параллельно и теснопереплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство,выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общуюэффективность производства, способствуют росту производительности общественноготруда.
Основную часть прибылибанк получает от своих ссудных операций. Этим определяется роль и значениебанковского персонала, занятого выдачей кредитов. От объема и качества икредитного портфеля в значительной степени зависит финансовый успех банкаблагосостояние его акционеров и вкладчиков.
Главная задача банка — работа с населением, живыми людьми. От того, насколько четко функционируютучреждения банка, в немалой степени зависит социальное самочувствие егоклиентов и, следовательно, общественная атмосфера.
В теории и практике оченьмало внимания уделяется тому, что вид, качество и реализация решений по выдачекредитов в большой степени связаны с личностью и культурными характеристикамислужащих банков. С помощью людей работающих в кредитном учреждении, можно«определять» риск кредитования и влиять на него. Поэтому очень важно правильностроить отношения не только с клиентами, но и между руководящими работниками ирядовыми сотрудниками. Качественный уровень кредитной деятельностиСберегательного банка характеризует то, как осуществляется сотрудничество медуразличными подразделениями, задействованными в кредитной деятельности, какпостроена взаимосвязь между филиалами и центральным аппаратом, как проводятсякредитные переговоры с клиентом и как проходит процесс принятия решений окредитовании. Именно этот пласт взаимоотношений в банке и является выражениемгосподствующей кредитной культуры.
Цифры, факты, процессы — это лишь малая, видимая, лежащая на поверхности часть кредитной деятельности.Как у айсберга, в кредитовании основные механизмы принятия решений скрыты отповерхностного рассмотрения, находятся «под поверхностью воды». Значительнаячасть этого механизма, именно то, что лежит в основе видимых процессов.остается в тайне: шкала ценностей, нормы, образцы мышления, ориентировки,власть, конфликты, престиж, страх и т.д. Именно они влияют на поведениечеловека, управляют им и в определенной степени влияют на решения, принимаемыев ходе кредитования. Но об этих движущих импульсах всего механизма кредитнойдеятельности говорится очень мало. Они неясны и пока не познаны.
Основная цель даннойработы – на примере банка России рассмотреть организацию потребительскогокредитования, выявить круг проблем, с которыми сталкивается банк показатьвозможные пути их решения.
В качестве объекта дляисследования рассматривается коммерческий банк — ООО Уралкапиталбанк.
Поставленная цельобуславливает структуру работы.
Во введении обосновываетсяактуальность выбранной темы, определена цель и структура работы.
В первой главе работыотражены теоретические аспекты рассматриваемой проблемы: рассмотрены сущность,функции и принципы кредита, роль потребительского кредитования среди всех формкредитования и дано понятие и характеристика этапов организациипотребительского кредитования в банках.
Во второй главе на основекомеерческого банка ООО Уралкапиталбанк проведен анализ кредитных операций,условий кредитования и рисков сторон при выдаче потребительского кредита.
Третья глава посвященасовершенствованию выдачи потребительского кредита в коммерческом банке.
В заключении сделанывыводы по работе.
Информационной базой дляисследования является устав банка, отчетность отдела по потребительскомукредитованию, информация по сайту банка, журнальные статьи ведущих экономистови банкиров, согласно изученной темы.
1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТВ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность, роль иформы потребительского кредитования
Потребительским кредитомявляется кредит, предоставляемый физическому лицу (потребителю) на приобретениетоваров (работ, услуг) для удовлетворения его потребительских нужд [12, с.134].
Формами потребительскогокредита являются финансовый потребительский кредит и товарный потребительскийкредит.
Финансовымпотребительским кредитом является кредит, предоставляемый потребителю в видеденежных средств для оплаты приобретенных товаров (услуг).
Организациями,предоставляющими финансовый потребительский кредит, являются банки или иныекредитные организации.
Товарным потребительскимкредитом является кредит, предоставляемый потребителю в виде рассрочки оплатыза приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.
Организациями,предоставляющими товарный потребительский кредит, являются предприятия-производителиили организации, реализующие потребительские товары (работы, услуги) [12, с.135].
Потребительский кредитпредоставляется по договору потребительского кредита (далее — договор) наусловиях платности, срочности и обеспеченности в соответствии с правиламипредоставления потребительского кредита.
Потребительский кредитпредоставляется физическим лицам, имеющим доходы от результатов своейдеятельности, пенсию и иные доходы (далее — доходы).
Потребительский кредит –«это продажа торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкойплатежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, атакже на оплату различного рода расходов личного характера (плата за обучение,медицинское обслуживание и т.п.)» [14, с. 57].
В отличие от другихкредитов, объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги.Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд,являются предметы потребления длительного пользования. Субъектами кредита, содной стороны, выступают кредиторы, в данном случае – это коммерческие банки,специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другиепредприятия, а с другой стороны – заемщики – люди. Во Франции около 1/4 всегопотребительского кредита предоставляется банками и 3/4 – специализированнымикредитными учреждениями. Но поскольку последние получают необходимые имсредства в большей мере за счёт банковских ссуд, то фактически 9/10 всей суммыпотребительского кредита предоставляется банками. Погашается потребительский кредитв разовом порядке или с расчётного платежа [13, с. 54].
1. Кредит с разовым погашением. Сюдаотносятся текущие счета, открываемые покупателем на срок 1-1,5 месяца вунивермагах и других предприятиях розничной торговли; в пределахпредоставленных кредитов они покупают товары и, по истечении установленногосрока, единовременно погашают свою задолженность. Потребительский кредит сразовым погашением включает также кредиты в виде отсрочки платежа (за услугикоммунальных предприятий, врачей и медицинских учреждений).
2. Кредит с рассрочкой платежа, основнаячасть потребительского кредита (в США – 3/4 всей его суммы) составляют кредитыс рассрочкой платежа.
Через различные формыпотребительского кредита обслуживается всё возрастающая доля розничноготоварооборота. «Особое развитие потребительский кредит получил в условияхобщего кризиса капитализма (главным образом после 2-ой мировой войны 1939-1945)в связи с резким усилением несоответствия между ростом производства иограниченностью платёжеспособного спроса трудящихся». [15, с 40].
Кредит в экономикестраны, выполняет определённые функции:
1) обличаетперераспределение капиталов между отраслями хозяйства и тем самым способствуетобразованию средней нормы прибыли;
2) стимулируетэффективность труда;
3) расширяет рыноксбыта товаров;
4) ускоряет процессреализации товаров и получения прибыли;
5) является мощныморудием централизации капитала;
6) ускоряет процесснакопления и концентрации капитала;
7) обеспечиваетсокращение издержек обращения:
– связанных собращением денег;
– связанных собращением товаров.
Кредит играет большуюроль в обеспечении сокращения издержек обращения, связанных с обращениемтоваров и металлических денег. Благодаря тому, что потребительский кредитускоряет реализацию товаров, сокращаются издержки, связанные с их упаковкой ихранением. Экономия же на издержках обращения металлических денег достигается:
– развитием системыбезналичных расчётов. На основе развития кредитов и банков создаютсявозможности производства платежей без участия наличных денег путём переводаденежных средств со счёта должника на счёт кредитора;
– увеличениемскорости обращения денег. С помощью кредита свободные денежные капиталы исбережения помещаются их владельцами в банки, а последние путём предоставленияссуд пускают их в оборот. Оборот денег ускоряется также тем, что покупкатоваров в кредит исключает необходимость предварительного накопления денег, адолг может оплачиваться немедленно после получения дохода. Таким образом,кредит и кредитная система сводят до минимума резерв денег как покупательного иплатёжного средств у каждого отдельного физического и юридического лица;
– заменойметаллических денег кредитными – банкнотами. По мере того, как с развитиемкапитализма развивается кредит и банки, металлические деньги всё большезамещаются кредитными деньгами, обеспечивая всему классу капиталистов огромнуюэкономию на издержках обращения денег. Начиная с первой мировой войны, в большинствекапиталистических стран, а с периода мирового экономического кризиса 1929-1933 г.г. во всех странах металлические деньги перестали выполнять функции средств обращения и платежа.С этого времени металлические деньги внутри страны полностью замененыкредитными деньгами и кредитными операциями.
«Кредит, преодолеваяграницы обращения полноценных наличных денег, расширяет тем самым границыразвития производства». [14,с. 57]
Потребительский кредиточень хорошо стимулирует эффективность труда. Получая заработную плату,недостаточную для покупки за наличный расчёт ряда товаров, в частностипредметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары вкредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии, деньги за эти товарыдолжны быть выплачены, поэтому каждый, взявший в кредит, старается продержатьсяна своём рабочем месте, как можно дольше, т.е. на более долгий промежутоквремени. Только так он может быть уверенным в своих силах выплатить кредит изарекомендовать себя перед кредиторами, как честное и добросовестное лицо, длядальнейших связей.
Но, как говорится в однойпословице: «Тот, кто берёт взаймы, продаёт свою свободу». И ведь действительно,потребительский кредит может оказаться «долговой ямой» так как, лишаясьзаработка в результате безработицы или по ещё какой-либо причине, можетвозникнуть такая ситуация, что люди не смогут погашать свою задолженность.Важно так же заметить, что потребительский кредит уменьшает текучесть кадровпосредством того, что вынуждает людей, как можно крепче держаться за своёрабочее место. Уменьшение текучести кадров благоприятно влияет на экономикустраны. В итоге, нужно сказать, что потребительский кредит является оченьсильным фактором подъёма народного благосостояния.
Но, как говорится, небывает плохого без хорошего, а хорошего без плохого, так и здесь. Следуетучесть, что «потребительский кредит, временно форсируя рост производства, исоздавая видимость высокой коньюктуры, в конечном счёте, может способствоватьвыходу производства за рамки платёжеспособного спроса населения, нарастанияперепроизводства и обострению экономических кризисов»[16, с.456].
Правила предоставленияпотребительского кредита устанавливаются организацией, предоставляющейпотребительский кредит в соответствии с настоящим Законом.
Правила предоставленияпотребительского кредита должны быть доступны для всеобщего ознакомления исодержать условия предоставления потребительского кредита, а также сведения оразмере кредита, сроке его предоставления, процентной ставке, графикеосуществления выплат потребителем.
Продажа товаров (работ,услуг) в кредит производится по ценам, действующим на день продажи. Последующееизменение цен на реализованные товары (работы, услуги) не влияет наобязательства сторон договора.
1.2 Западный опытиспользования потребительского кредита
В развитых странах потребительскоекредитование приносит банкам львиную долю доходов. Почти все крупные покупкисовершаются в кредит. В Европе количество пользующихся потребительскимикредитами в 50 раз превышает российские показатели, а в США и того больше — в75 раз.
Решающую роль играет ценакредита. Если взять, скажем, кредит на покупку автомобиля в Великобритании, тоцена его составляет 2-3 процента в год, в то время как у нас — до 35-50процентов годовых.
Размер кредитаопределяется доходами и кредитной историей клиента. Существуют специальныебюро, где банк может получить кредитную историю своего заемщика. У нас о нихтолько говорят. На всем постсоветском пространстве только в Армении покаудалось создать такой институт.
В любом случае, чтобыполучить заем, клиент должен иметь текущий счет в банке. В Великобритании,например, для открытия счета необходимо прожить не менее полугода, предоставить«документы подтверждения адреса» (оплаченные счета за газ, телефон,свет с вашей фамилией и адресом). При недостаточном сроке проживания банкпотребует ходатайство с места работы и попросит заплатить первоначальный взнос.Также банк может поинтересоваться совокупным годовым доходом, местом жительстваза последние три года, годом рождения и так далее.
Почти все магазиныпредоставляют возможность купить дорогостоящий товар в рассрочку от одного годадо трех лет. Выбор за клиентом. У кредитной карты более высокий процент, чемпри покупке в рассрочку, зато долг погашается в любое время, а не в строгоопределенное.
Для покупки товара в рассрочкуот клиента потребуют предоставить подтверждение адреса, а также информацию отекущих счетах. Если фирма дотошная, она может перепроверить информацию,запросив налоговую инспекцию о том, зарегистрирован ли клиент по указанномуадресу, или уточнив данные о регистрации его автомобиля. Для более крупногозайма потребуется справка о доходах за последние два-три года.
В США около 90 процентовновых автомобилей покупается в кредит. Как правило, кредитует покупателя самизготовитель. Типичные сроки — два, три или четыре года с ежемесячной выплатойот 299 до 499 долларов. Размер первого взноса зависит от стоимости машины исоставляет 5-10 процентов. Источником кредита может быть и банк, но там, какправило, процентная ставка выше.
В Великобритании оченьвыгодно брать в долг небольшие суммы денег, например, на покупку бытовойтехники. Стоимость таких кредитов не превышает 5-6 процентов годовых. Кредит напокупку машины оформляют, как правило, на три года. При этом цена автомобиляувеличивается примерно на 8-10 процентов.
Французы за кредит напокупку автомобиля платят 7-8 процентов в год, на покупку бытовой техники — около 10 процентов.
Потребительские кредиты вГермании стоят от 9 до 12 процентов годовых (при условии что кредит выдается натри года). Если человек имеет приличный вклад в каком-нибудь банке, то онссудит его деньгами под 5-6 процентов годовых. Правда, под залог этого самоговклада.
В Германиипотребительские кредиты составляют 23 процента ВВП, во Франции — 81 процент, вПольше — 31 процент, а в России пока всего 16 процентов. Один из основныхисточников кредитования — депозиты. В Германии объемы депозитов крупных банковсоставляют 96 процентов ВВП, во Франции 66 процентов, в Польше — 38 процентов,тогда как в России — лишь 23 процента.
1.3 Проблемыпотребительского кредитования в РФ
Тенденция к росту объемовпотребительского кредитования в России сохраняется уже не первый год. В прошломгоду физические лица получили в виде кредитов банков почти 300 миллиардоврублей, что почти на 50 процентов больше, чем в 2002 году. За шесть месяцевэтого года объем кредитов достиг 440 миллиардов. Однако кризис, который волнойпрокатился этим летом по коммерческим банкам, может внести свои коррективы. Вусловиях кризиса населению очень выгодно брать потребительские кредиты вбанках. Особенно в проблемных, потому что деньги можно будет не возвращать,если банк попадет под внешнее управление. По этой причине большинство банковстараются ограничить выдачу кредитов.
Все это было характернодля первого «посткризисного» месяца. Некоторые эксперты заговорили было о том,что до конца нынешнего года россияне недополучат более 112 миллиардов рублейзаймов. Но в ситуацию на рынке потребительских кредитов неожиданно активновмешались иностранцы. Они вовремя сообразили, что россияне не только охотноберут в долг, но и хорошо возвращают банкам деньги. По разным данным, невозвраткредитов сейчас составляет всего 3-6 процентов, что ниже, чем в Польше или вЧехии.
Иностранцы и раньшеприсутствовали в этом секторе рынка. По оценкам банковских аналитиков, вдесятке нынешних лидеров потребительского кредитования четыре банка синостранным участием в капитале. В отличие от российских кредитных учреждений вэтих банках не скрывают роста объемов потребительского кредитования, так в крупнейшемиз них только за июнь объем этой услуги увеличился на 40 процентов.
Но в конце лета сразу трикрупнейших иностранных оператора объявили о своих амбициозных планах. Ониприобрели солидные доли, а то и контрольные пакеты акций российских банков илиоткрыли свои дочерние банки. При этом все три новых игрока намерены статьлидерами российского рынка потребительского кредитования, увеличив его объемы вближайшее время в несколько раз.
По мнению экспертов,после выхода крупнейших иностранных операторов на российском рынкепотребкредитования может остаться всего 10 игроков, из которых 5-6 иностранныхбанков и 4-5 — отечественных. Российские игроки признают, что угроза переделарынка вполне реальна, так как опыт в области кредитования населения уиностранцев выше.
Для наших банков этоможет быть и плохо, но для частных кредиторов очень даже хорошо. Благодарявозросшей активности иностранцев потребительское кредитование существенноускорится и условия кредитования станут вполне приемлемыми для всех желающих взятьпотребительский кредит.
Труднее всегоотечественным банкам будет конкурировать с иностранными по стоимости кредитныхресурсов. Наши банки привыкли «сдирать с клиента семь шкур».
Зачастую заемщик несмотрит, какая процентная ставка указывается в кредитном договоре, который онподписывает. А банки в своей рекламе не указывают реальные ставки, по которымобходится кредит с учетом всех комиссий. В рекламе, например, говорится, чтокредит выдается на 10 месяцев, первоначальный взнос — 10 процентов от стоимоститовара, а стоимость кредита — 10 процентов. Кредитор наивно полагает, чтокредит выдается всего под 10 процентов годовых в рублях. На самом же деле онобойдется в 26 процентов годовых. Кроме того, придется ежемесячно платить 2процента от остатка ссуды.
Изначально комиссии невключаются в процентные ставки. Делается это по вполне понятным причинам: чтобывысокие проценты не отпугивали клиентов. Комиссия — российское законодательствов никак не ограничивает банк на этот счет, так что он может вводить комиссии насвое усмотрение. В итоге экспресс-кредитование считается одним из самыхприбыльных на сегодня видов бизнеса. Заработки банка превышают затраты на 40-80процентов.
Считается, что болеедешевые ресурсы позволят иностранцам демпинговать на рынке потребкредитования.Но это не совсем так. Постепенное снижение ставок по экспресс-кредитампроизойдет до уровня 18 процентов годовых в рублях, но в долгосрочнойперспективе. Сейчас использование самого популярного вида кредитованияобходится заемщику в 22-29 процентов годовых в рублях (без учета комиссий поведению счета и различных дополнительных платежей). И никаких резких сниженийставок не предвидится. На первом этапе конкуренция, вероятнее всего, скажется визменении условий кредитования, которые станут более комфортными. Будутсокращаться сроки рассмотрения заявок и выдачи кредита, продлятся часы работыклерков, расширится сеть пунктов погашения кредитов. Клиенты западных компанийсмогут получать кредит на сумму до 500 долларов по почте.
Несколько особняком отобычных потребительских кредитов стоят займы на покупку автомобилей. Егооформить трудней всего. Зарплата кредитора должна быть достаточной для того,чтобы ежемесячные платежи не превышали 50 процентов от нее. Причем, большинствобанков требуют сведения о «белой» зарплате, тогда как огромная часть россиян досих пор получает «черные» зарплаты. Машину, взятую в кредит, нужно обязательнозастраховать, зачастую в определенной компании у которой с банком есть договор.Страховка там обойдется владельцу автомобиля дороже, чем к какой-нибудь другойкомпании.
Существует верхнийвозрастной предел для получения — это 50-55 лет. Это наши банки не самивыдумали, так поступают их иностранные коллеги. Но там, за границей, в этомвозрасте люди уже выходят на пенсию, а у нас как раз достигают максимума своегоматериального уровня. Таким образом, «слепая калька» приводит к потере клиентови прибыли.
2. АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯНАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «УРАЛКАПИТАЛБАНК»
ООО «УралКапиталБанк» — универсальный коммерческий банк, успешно работающий на рынке банковских услугРеспублики Башкортостан с 1993 года.
Банк создан 30 сентября1993 года с наименованием Коммерческий Банк «Недра» с уставным капиталом вразмере 100 000 рублей. На протяжении всей своей истории Банк работалуспешно и прибыльно, практически без потерь прошел через кризис, поразивший в1998 году российскую банковскую систему. Своевременное проведение расчетов,выполнение всех обязательств перед клиентами, готовность к сотрудничествупозволили Банку не только сохранить, но и существенно упрочить достигнутыепозиции.
В октябре 2003 годусменился состав участников Банка. Уставный капитал Банка увеличился до32 000 000 рублей. В Банк пришла новая командавысококвалифицированных специалистов и менеджеров.
В клиентскую базу Банкавошли предприятия, организации и компании республики различных отраслей(строительной, нефтехимической, сельского хозяйства, торговой и других).
В связи с расширениемсфер деятельности банка было принято решение о переименовании банка. В соответствиис решением Общего собрания Участников банка наименование банка в мае 2004 годаизменено на «Общество с ограниченной ответственностью коммерческий банк«Уральский капитал», сокращенное название ООО «УралКапиталБанк».
В декабре 2005 годаУставный капитал Банка увеличился до 47 000 000 рублей, в сентябре2006 года – до 114 900 000 рублей, в марте 2007 года — до175 000 000 рублей.
В настоящее время ООО«УралКапиталБанк» является универсальным банком, предоставляющим полныйкомплекс услуг корпоративным и частным клиентам. Клиентами банка являются свыше650 юридических лиц и предпринимателей, более 6700 физических лиц.
Руководство банкавключает следующие подразделения:
Совет директоров
Председатель Советадиректоров: КамиловДамир Феликсович
Члены Совета директоров: Тажитдинов Илшат Азаматович, НовиковГеоргий Анатольевич, Шуваров Рустам Айратович, Хусаинов Урал Анасович
Правление Банка
Председатель Правления: Алексеев Роман Анатольевич Кандидатурана должность Председателя Правления выдвинута Участником БанкаНовиковым Г.А.
Заместители ПредседателяПравления: ШакироваРашида Габбасовна Халиуллин Марат Зиевич
Члены Правления: Алексеев Роман Анатольевич — Председатель Правления Шакирова Рашида Габбасовна — Заместитель ПредседателяПравления Халиуллин Марат Зиевич — Заместитель Председателя Правления БеленковаАльфира Венеровна — Главный бухгалтер Догадина Татьяна Мидхатовна — Начальникотдела экономического анализа
Головной офис ООО «УралКапиталБанк» расположен поадресу: 450071, г. Уфа, ул. Рязанская, 10, (347) 232-99-11 [email protected]
Доп. офис «Цюрупа»
Уфа, Цюрупа, 80.
(347) 273-73-90
Доп. офис «Юрюзань»
Уфа, пр. Октября, 91.
(347) 233-61-35
Доп. офис «Проспект»
Уфа, пр. Октября, 132/3.
(347) 292-69-05
Доп. офис «Инорс»
Уфа, Фронтовых бригад, 10.
(347) 239-49-16
Доп. офис «Первомайский»
Уфа, Первомайская, 29.
(347) 260-03-62
Доп. офис «Солнечный»
Стерлитамак, Коммунистическая, 90.
(3473) 22-95-42
2.1 Анализ кредитных операций
Поскольку информация побанку является закрытой, анализ кредитных операций будем проводить подополнительному офису «Первомайский».
Кредитные ресурсы,находящиеся в распоряжении д/о формируются за счет:
– средствюридических лиц, находящихся на счетах в д/о, в том числе средств, привлеченныхв виде срочных вкладов(депозитов);
– вкладовфизических лиц, привлекаемых на определенный срок и до востребования;
– иных привлеченныхсредств.
Далее на основании данныхпо кредитным ресурсам оценим динамику деятельности дополнительного офиса за2006-2007 гг.(см. табл. 1).
Таблица 1
Динамика деятельностидополнительного офиса за 2006-2007 гг. (млн.руб.)Наименование показателя 2006 год 2007 год Отклонение Абсолютное Относительное А 1 2 3 4 Доходы и прибыль банка 16,4 15,1 -1,3 92,07 Расходы и убытки 15,9 14,3 -1,6 89,94 Нераспределенная прибыль 0,5 0,2 -0,3 40,00 Капитал 0,5 0,2 -0,3 40,00 На расчетных счетах 4948 5142,4 194,4 103,93 В расчетах 75,4 76,1 0,7 100,93 Ценные бумаги 1388 1469 81 105,84 Вклады населения 3484,6 4010 525,4 115,08 Итого привлеченных средств 14134,1 11490,1 -2644 81,29 Прочие пассивы 9,4 11,3 1,9 120,21 Всего ресурсов 14143,5 11509,7 -2633,8 81,38 Кредиты юридическим лицам 6489,8 6550 60,2 100,93 Потребительские кредиты 39,4 41,7 2,3 105,84 Итого кредитные вложения 6529,7 6591,7 62 100,95 Расчетный резерв 5978,4 6579,3 600,9 110,05 Фактический резерв 67,8 65,5 -2,3 96,61 Касса 704,45 711,6 7,15 101,01 Основные средства 79,4 77,9 -1,5 98,11 Прочие активы 5,8 6,1 0,3 105,17 Всего вложений 6713,05 7387,2 674,15 110,04 Избыток/недостаток ресурсов 7430,45 4122,4 -3308,1 55,48
В отчетном 2007 годуактивность деятельности дополнительного офиса значительно снизилась – избытокресурсов на 2007 год снизился на 3308,1 млн. руб., несмотря на увеличениедоверия к банку со стороны населения и обслуживаемых юридических лиц ипредпринимателей.
Ввиду ограниченностидеятельности дополнительного офиса целесообразно рассмотреть кредитныйпортфель, формируемый головным офисом банка.
Банк предлагает широкийспектр кредитных услуг, включая комплексное кредитование развития бизнеса, дляпредприятий, работающих в различных отраслях народного хозяйства – торговле,строительстве, сфере услуг, медицине, нефтехимической, перерабатывающей и пищевойпромышленности. Приоритетным направлением для банка остается кредитованиепредприятий малого и среднего бизнеса и потребительское кредитование. Наразвитие и поддержку субъектов малого предпринимательства в 2007 году былонаправлено 0,76 млрд. рублей или 4,6% от общего объема предоставленныхкредитов, что на 1,4% превысило объем кредитов, выданных данной категориизаемщиков в 2006 году. Стабильный рост срочной ресурсной базы позволил банкуувеличить объемы инвестиционного кредитования. Так, в 2007 году рассмотрены иприняты к финансированию 100 инвестиционных проектов на общую сумму 49,9 млн.рублей.
Особое внимание в работеменеджмент банка уделяет вопросам управления рисками. В целях недопущенияснижения финансовой устойчивости в случае неблагоприятного развития ситуации,банком создаются резервы по проводимым активным операциям. В 2007 году общаясумма расходов, связанных с формированием резервов на возможные потери поссудам и прочим активам, составила 22,1 млн.руб., против 11,5 млн.руб. в 2006году, что вызвано наращиванием кредитного портфеля и ужесточением требованийБанка России по созданию резервов.
Для целей управленческогоучета банк используется следующая классификация кредитного портфеля:
– по срокамкредитования;
– по видам кредитов;
– по целямиспользования предоставленных средств;
– по наличиюобеспечения.
Комитет по управлениюактивами и пассивами банк ежеквартально устанавливает структурнымподразделениям лимиты кредитных вложений по юридическим и физическим лицам.Кроме того, филиалам банка доводятся лимиты по максимальной сумме кредитов,предоставляемых одному заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков. Директорадополнительных офисов решают вопросы выдачи кредитов, в т.ч.открытия кредитныхлиний, в пределах установленных лимитов и прав, делегированных Комитетом поуправлению активами и пассивами банка согласно доверенности, выданнойгенеральным директором банка, с соблюдением кредитно-процентной политики банка.
Настоящая кредитнаяполитика устанавливает следующие нижние пределы процентных ставок по кредитам(см. табл. 2):
Таблица 2
Пределы процентных ставокпо кредитам Процентные ставки Коммерческие кредиты юр.лицам любой формы собственности 2/5 ставки рефинансирования по ссудам в российских рублях, ставка ЛИБОР – по ссудам в иностранной валюте Кредиты на покупку векселей банка 2% годовых Кредиты физическим лицам (включая сотрудников банка) 5% годовых Инвестиционные кредиты 1/3 ставки рефинансирования
Выдача средств покредитному договору производится ежемесячно траншами в пределах свободногоостатка лимита задолженности. Освоение транша может производиться частично илиединовременно, не превышая общую сумму транша. На каждый транш открываетсяновый ссудный счет. Погашение производится любыми суммами в пределах указанногосрока без предварительного предупреждения Банка. Плата за пользование кредитомустанавливается в размере фиксированной процентной ставки.
Формирование кредитногодосье и хранение документов осуществляется в соответствии с «Регламентом поформированию досье и хранению документов по кредитным операциям в банке.Документы по выдаче и контролю по использованию кредитов хранятся в кредитномотделе в течение 2 лет, в архиве банка – 5 лет.
Приоритетным объектомвложения аккумулируемых средств в 2005 году явилось кредитование реальногосектора экономики республики. Следует отметить, что банк, привлекаядополнительные ресурсы на межбанковском рынке, сосредоточил активные операциина финансовых рынках республики Башкортостан.
Кредитная политикаявляется составной частью общей политики, определяющей бизнес-стратегию Банка.
Цели кредитной политики.В соответствии с принятой бизнес-стратегией банк ставит перед собой надолгосрочную перспективу следующие цели:
– сохранение иукрепление роли Банка на региональном кредитном рынке;
– создание крупнойдиверсифицированной клиентской базы, состоящей преимущественно изпредставителей среднего и малого бизнеса в лице юридических лиц и в меньшейстепени из представителей крупного бизнеса, частных предпринимателей и физическихлиц;
– максимальновозможное удовлетворение потребностей клиентов Банка в заемных средствах путемрасширения видов кредитных продуктов и объемов кредитных операций;
– обеспечениемаксимальной прибыльности кредитных операций;
– минимизациякредитных рисков путем финансирования только экономически перспективных ирентабельных проектов, соответствующих стратегическим целям Банка, в том числеучастие банка в региональных программах синдицированного кредитования;
– созданиевысокопрофессионального коллектива работников, обеспечивающих высокое качествокредитного портфеля Банка.
– целями кредитнойработы на ближайшую перспективу являются:
– развитиекоммерческого кредитования существующих клиентов Банка;
– осуществлениемероприятий по привлечению в банк новых клиентов, в основном, динамичноразвивающихся предприятий среднего уровня в перспективных сферах экономики;
– поддержаниетекущей ликвидности банка (межбанковское кредитование);
– предложениекредитных услуг корпоративным клиентам банка в виде банковских гарантий инепокрытых аккредитивов.
2.2 Анализ условийкредитования
ООО «УралКапиталБанк»предоставляет кредиты физическим лицам.
Условия кредита:
валюта кредита — рубли, доллары СШАили евро;
обеспечение возврата кредита (залог,поручительство);
максимальная сумма кредита зависит отуровня доходов Заемщика и обеспечения возврата кредита.
Сроки кредитования:
до 3-х лет.
В качестве обеспечения возвратакредита может рассматриваться:
поручительства граждан РФ, имеющихпостоянное место работы и стабильные доходы, в т.ч. предпринимателей;
поручительства предприятий иорганизаций;
залог (заклад) ценных бумаг;
залог недвижимости;
залог автотранспорта и прочегоимущества.
ООО «УралКапиталБанк»гарантирует индивидуальный подход к каждому заемщику, высокую скорость икачество при оформлении кредитов.
Переченьдокументов для получения кредита физическими лицами
1. Заявка на получениекредита.
2. Анкета по форме банка.
3. Заверенныеработодателем справка с места работы и справка о доходах физического лица (потребованию банка- подлинник и копия трудовой книжки).
4. Иные документы,подтверждающие доходы физического лица.
5. Паспорт, свидетельствоо постановке на налоговый учет или нотариально удостоверенную его копию.
6. Справка с местажительства о составе семьи, заверенная ЖЭУ(по требованию банка).
7. Копия свидетельства обраке (по требованию банка).
8. Иные документы потребованию банка.
9. Документы по предлагаемомуобеспечению кредита:
согласие супруга (и) опередаче в залог имущества.
При залогенедвижимости:
1) копиятехпаспорта;
2) справка из БТИ нанедвижимое имущество;
3) выписка изЕдиного Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
4) свидетельство огосударственной регистрации права на недвижимое имущество;
5) копия договоракупли- продажи (на имущество), заверенное нотариально;
6) свидетельство огосударственной регистрации права договора аренды земельного участка;
7) договор арендыземельного участка;
8) план земельногоучастка (кадастровый);
9) согласиесобственника земельного участка на его передачу в залог;
10) справкаГоркомзема о нормативной стоимости земельного участка;
11) экспертноезаключение об оценке недвижимости.
12) При залогетранспортных средств:
13) паспорттехнического средства;
14) копиятехпаспорта;
15) расписка супруга(и) (заверенная нотариально) о том, что не возражает о сдаче под залогавтомобиля (если залогодателем является физическое лицо);
16) копия паспорта,социальный номер залогодателя;
17) страховой полисот Госстраха на застрахованный автомобиль;
18) экспертноезаключение о стоимости автомобиля.
При залоге ценныхбумаг:
1) ценные бумаги;
2) оригинал выпискиреестродержателя/депозитария со счета Залогодателя (при залоге акций), датакоторой должна быть не ранее 2-х рабочих дней до даты предъявления даннойвыписки в Банк.
Примечание:
1. Принятое в залогимущество подлежит страхованию.
2. При поручительстве:
а) юридического лица:
заявление предприятия-поручителя (впроизвольной форме);
все документы на поручителя согласно п.II-IV Перечня документов для рассмотрения заявки на предоставление кредитаюридическому лицу
б) физического лица:
заявление поручителя — физическоголица (в произвольной форме);
документы (оригиналы) согласно п.п.2- 8 Перечня документов для рассмотрения заявки на предоставление кредитафизическому лицу.
В целом, если проводитьмониторинг по условиям предоставления потребительского кредита пофункционирующим банкам в РБ, то можно сделать вывод, что он стандартный. Далеебудут рассмотрены риски сторон и обоснованность предоставления стандартногоперечня документов с целью их минимизации.
2.3. Риски сторон привыдаче потребительского кредита
По родусвоей деятельности (структуре и объему операций) банк признает и оценивает напостоянной основе следующие риски:
— кредитныйриск,
— рискликвидности и платежеспособности,
— ценовойриск,
— рискизменения процентных ставок,
— базисныйриск,
— валютныйриск,
— стратегическийриск,
— технологическийриск,
— рископерационных и накладных расходов, а риск потери репутации.
Управлениекаждым видом риска имеет свои особенности и приемы, поэтому их анализ представляетбольшой практический интерес.
Наиболеесущественное влияние на повседневную деятельность банка оказывают кредитные ипроцентные риски.
Кредитный рискозначаетвозможность финансовых потерь банка вследствие невыполнения обязательствконтрагентами, в первую очередь заемщиками, и возникает как по балансовым, таки по забалансовым обязательствам контрагентов. По большей части оценка уровнякредитного риска может быть достоверно произведена только при проведении внутреннегоанализа, основанного на материалах кредитных дел заемщиков. Но публикуемаяотчетность и материалы годовых отчетов банка также содержат ряд показателей,анализ которых позволяет делать выводы относительно уровня кредитного рискабанка с высокой степенью точности. К таким показателям относятся:обеспеченность кредитных вложений резервами на возможные потери по ссудам, доляпросроченных кредитов в кредитном портфеле банка, максимальный размер риска наодного заемщика (Н6), максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7).
Одним из наиболее эффективных методов защиты от кредитного рискаявляется изучение кредитоспособности клиента. Однако всегда существует рискухудшения качества кредита и как крайний случай риск невозврата кредита ипроцентов по нему. С целью снижения влияния таких непредвиденных ситуаций настабильность функционирования банка создаются страховые резервные фонды.
Положением «О порядке формирования и использования резерва длявозмещения возможных потерь по кредитам коммерческих банков» от 27.3.98г. №122был введен в действие новый метод формирования страхового резерва.
Согласно этому положению, кредиты делят на пять видов по степеникредитного риска: стандартные, под контролем, сомнительные, безнадежные. Покаждому из этих видов определены размеры отчислений на создание резерва(стандартные — 2%, под контролем — 5%, субстандартные — 20%, сомнительные — 50%, безнадежные — 100%).
Вид кредита по степени кредитного риска определяется на основе двухкритериев: класса кредитоспособности и характера кредитной истории заемщика.
Кредитная история показывает как заемщик соблюдал требованиякредитного договора, а именно: своевременно ли погашались кредиты, были липросрочки, пролонгации, если были, то на какой срок. По кредитной истории ссудыделят на три группы:
хорошая — задолженность по кредиту выплачивалась в определенныесроки, пролонгация, если проводилась, то одноразово на срок не более 90 дней;
слабая — просроченная задолженность по кредиту и процентам по немусоставляют не более 90 дней, или задолженность по кредиту, пролонгированному насрок более 90 дней при своевременной уплате процентов;
– неудовлетворительная — просроченная задолженность по кредиту ипроцентам по нему составляет более 90 дней или задолженность попролонгированному кредиту свыше 90 дней при неуплате процентов.
Вторым критерием, определяющим степень кредитного риска по ссуде,является финансовое состояние заемщика. По этому признаку клиентов делят напять групп:
«А» — финансовая деятельность очень хорошая и дает возможностьпогашать основную сумму кредита и проценты. Одновременно можно сделать вывод,что финансовая деятельность и в дальнейшем будет осуществляться на такомвысоком уровне;
«Б» — финансовая деятельность хорошая и очень хорошая, однако нетвозможности поддерживать ее на таком высоком уровне;
«В» — финансовая деятельность удовлетворительная, однаконаблюдается тенденция к ухудшению;
«Г» — финансовая деятельность плохая и наблюдается ее четкая цикличностьна протяжении короткого периода времени;
«Д» — финансовая деятельность свидетельствует об убытках, и,очевидно, ни основной долг, ни проценты уплачены не будут.
Финансовое состояние заемщика определяется рядом объективных исубъективных факторов.
К объективным факторам относят экономические показатели развитияпредприятия:
-объем реализации;
-размер прибылей и убытков;
-рентабельность;
-ликвидность;
-движение средств на счетах заемщика;
-структура и динамика кредиторской задолженности;
-себестоимость продукции.
Среди субъективных факторов, влияющих на финансовое состояниезаемщика можно выделить: профессионализм руководства, эффективность управления,рыночная позиция заемщика, его зависимость от цикличных и структурныхизменений, наличие госзаказа и государственной поддержки, погашениекредиторской задолженности в прошлом.
В настоящее времявзаимоотношения между заемщиком и банком определяются рядом норм общегохарактера, которые содержатся в Гражданском кодексе, Федеральном законе «Обанках и банковской деятельности», Законе «О защите прав потребителей». Приэтом отсутствие специальных норм, посвященных этому вопросу, создает массурисков как для банков, так и для заемщиков.
С точки зрения банка
1) Кредитные истории
Банк также долженоперативно отсекать недобросовестных заемщиков, которые привлекали кредитыранее и не смогли их должным образом вернуть.
Правоохранительнымиорганами уже зафиксированы случаи мошенничества, связанного с получениемрозничного кредита. Мошенники используют подставных лиц или их паспорта длямногократного получения кредита, который они изначально не собираютсявозвращать. Приобретенные товары продаются, а следующий кредит берется в другойорганизации. При этом в отсутствие системы кредитных бюро банки лишенывозможности отследить таких заемщиков.
В долгосрочнойперспективе отсутствие кредитных историй в долгосрочном плане также приводит кбесконтрольному кредитованию одного заемщика в нескольких банках, что можетвызвать кризис «перекредитования». Остается надеяться, что закон о кредитныхисториях появится на свет в обозримом будущем.
2) Целевое использованиекредита
Предположим, что банквыдает заемщику кредит на получение образования в надежде, что это поможет емуповысить его доходы и своевременно вернуть кредит с процентами. Однако заемщикрасходует полученный кредит на приобретение бытовой техники. В такой ситуации банкне имеет возможности контролировать целевое использование кредита и адекватновоздействовать на заемщика.
3) Гражданский иск иуголовное преследование
Предъявление иска противпотребителя вряд ли имеет для банка большие перспективы, если учитывать потраченноевремя юристов, судебные издержки, расходы на исполнение судебного акта, которыемогут превышать размер самого кредита. Эта проблема связана как с общейнеповоротливостью судебной и исполнительной системы, так и с объективнымитрудностями судопроизводства и исполнения против физических лиц в нашей стране(в связи с низким уровнем доходов, недостаточностью имущества, отсутствиемдолжника и т.д.).
Банки в ряде случаеврешают проблему недобросовестности своих клиентов не путем возбуждениягражданского иска, а используя ресурсы собственной службы безопасности ивозможности сотрудничества с правоохранительными органами. Этот подход частооказывается действенным, поскольку перспективы уголовного преследования (ст.159 УК РФ «Мошенничество») обычно видятся заемщику малопривлекательными.
4) Залог
Несмотря на то, что залогявляется одной из наиболее популярных форм обеспечения кредитных обязательств,механизм реализации залога представляет собой достаточно сложный и неудобныйпроцесс. По действующему Гражданскому кодексу регистрация залога движимогоимущества (в том числе автомобиля) не предусмотрена. Это означает, что, отдававтомобиль в залог банку, недобросовестный заемщик может, при некоторойизворотливости, продать или повторно его заложить. К сожалению, возврата кранее действующей системе регистрации залога автотранспортных средств вближайшее будущем не ожидается.
Банк также столкнется срядом сложностей на стадии обращения взыскания и реализации предмета залога.Реализация заложенного имущества должна осуществляться на публичных торгах (ст.349 и 350 ГК РФ). Реализация предмета залога на комиссионных началах, ксожалению, не предусмотрена действующим Гражданским кодексом. Стоимостьорганизации взыскания заложенного имущества, таким образом, может быть сравнимасо стоимостью самого имущества. И даже такое эффективное средство обеспеченияобязательств, как залог, на практике оказывается для кредитора не стольудобным.
С точки зрениязаемщика
1) Переложение рисков
На данном этапе проблемусобственных юридических рисков банки решили довольно просто: они переложилисвои риски на потребителей за счет повышенных процентов за пользованиекредитом. Чем выше риски — тем выше кредитные ставки. Однако в ближайшембудущем мы ожидаем ужесточения борьбы за потребителя, что будет требовать отбанков понижения кредитных ставок.
2) Информированиезаемщика
Нередко банки прибегают ксложной системе расчетов процентов, из которой заемщик не может вычислитьреальную стоимость кредита. Впоследствии оказывается, что кредит оказалсянамного дороже, чем предполагал заемщик.
3) Некачественный товар
Товар, приобретенный вкредит, оказался некачественным. Возврат или обмен такого товара регулируетсяЗаконом «О защите прав потребителя». А что делать с кредитом? Кредитные договорыдалеко не всегда содержат ответ на этот вопрос.
3) Договорные условия длязаемщика
Договор потребительскогокредита — это договор присоединения. Банк использует разработанные им формы, вкоторых заемщику отведена сравнительно невыгодная роль. Банку выгодно получатьпроценты и невыгодна излишняя свобода заемщика. Поэтому заемщик оказываетсялишенным возможности досрочно погасить кредит или потребовать расторжениякредитного договора.
Банк стремится снизитькредитные риски проведением следующих мероприятий:
1. Контроль запрактической реализацией кредитной политики и пересмотр ее основных положений сцелью обеспечения соответствия текущей политики стратегическим планам Банка;
2. Многоступенчатаяпроцедура принятия решения и выдаче кредитов;
3. Кредитныймониторинг и контроль качества кредитного портфеля;
4. Контроль засоблюдением установленных структурным подразделениям лимитов кредитных вложенийи делегированных Правлением Банка полномочий, требований внутрибанковскихстандартов, регламентирующих проведение кредитных операций, осуществляетсяслужбой внутреннего контроля, департаментами планирования и финансов, кредитныхопераций;
5. Контроль закредитными рисками и уровнем резервов на возможные потери по ссудам;
6. Работа спроблемными кредитами.
Процентныйриск объединяет три основных вида риска: риск общего изменения процентнойставки (т. е. риск роста или падения процентных ставок на все вложения в однойили нескольких валютах, вне зависимости от их срочности и кредитного рейтинга),риск изменения структуры кривой доходности (т. е. риск изменения ставок наболее короткие вложения по сравнению с более длинными (или наоборот), несвязанный с изменением общего уровня процентных ставок), риск структуры изменениякредитных спрэдов (т. е. риск изменения ставок на вложения с определеннымикредитными рейтингами по сравнению со ставками на вложения с иными рейтингами,не связанный с изменением от уровня процентных ставок).
В целях минимизациирисков, связанных с кредитной деятельностью, структура кредитного портфеляБанка должна удовлетворять следующим требованиям:
– величинамаксимального размера риска на одного заемщика или группу взаимосвязанныхзаемщиков, определенную в соответствии с нормативными документами Банка России,не должна превышать 25% величины собственных средств банка;
– максимальныйразмер риска на одного заемщика-акционера Банка не должен быть более 20%капитала банка;
– совокупнаявеличина кредитов, выданных акционерам Банка не должна превышать 50% объемасобственных средств;
– структура кредитногопортфеля по срокам размещения должна быть достаточно сбалансирована со срокамипривлечения средств по пассивным операциям Банка.
2.4 Анализ финансовыхрезультатов банка
Одной изглавных причин банкротства российских банков является его неквалифицированноеуправление, игнорирование степени риска при проведении отдельных банковскихопераций, особенно кредитных. В итоге эти факторы непосредственно влияют наконечную эффективность работы банка и способствуют «размыванию капитала», атакже росту потерь в процессе банковской деятельности. Ориентиром банковскойдеятельности в рыночном хозяйстве должна стать максимизация прибыли от операцийпри сведении к минимуму потерь. Прибыль и убытки, полученные банком, — показатели, концентрирующие результаты различных пассивных и активных операцийбанка и отражающие влияние всех факторов, воздействующие на его деятельность.Все это обуславливает необходимость разработки методики анализа для повышенияэффективности управления акционерным коммерческим банком и усиления на этойоснове его финансовой устойчивости, которая во многом зависит от конечныхфинансовых результатов его деятельности.
Анализ иоценка финансовых результатов деятельности банка направлены на выявлениеосновных видов доходов и расходов, оказавших наибольшее влияние на формированиеконечного результата деятельности — чистой прибыли.
Потребительскоекредитование является одной доходной части деятельности банка. Однакоотсутствует выделение доходной и расходной части потребительского кредитованияв отчете о прибылях и убытках.
Посколькуинформация по банку является общей по всем допофисам, то отчетность пофинансовым результатам будем применять общую.
Дляэтого необходимо провести структурно-динамический анализ доходов и расходов(см. табл. 3).
В структуредоходов преобладают процентные доходы, полученные от операций кредитования иопераций с ценными бумагами.
Наибольшийприрост доходов обеспечен за счет поступления комиссионных (непроцентных)доходов, что в условиях тенденции снижения ставки рефинансирования являетсядостаточно значительным фактором. Общая сумма полученной комиссии по расчетным,кассовым, валютным кредитных и иным операциям составила 154,3 млн. руб., что в1,7 раза больше показателя 2006 года.
Традиционнов силу специфики портфеля активов банка, в котором преобладают кредитныевложения, наибольший удельный вес в общей сумме доходов имеют операциикредитования. Несмотря на то, что ставка рефинансирования Банка России втечение 2007 года снижалась дважды, банк обеспечил прирост доходов от кредитныхопераций за счет увеличения объема кредитного портфеля.