–PAGE_BREAK–
По каждому счету кредитной карты устанавливается кредитный лимит, который может быть изменен в ту или иную сторону в зависимости от режима использования карты владельцем, так же банк может предоставить льготный период пользования средствами со счета кредитной карты, как правило, в настоящее время, такой период составляет всреднем 50 календарных дней. Банк-эмитент вправе устанавливать ограничения по операциям с кредитными картами на основании договора, например, предел (минимальный и максимальный) суммы одной операции; количество расчетных операций в течение определенного периода; предел суммы расчетных операций в течение одного дня (недели) и т.д.
Предъявляя кредитную карту, клиент подписывает счет в торговой организации или предприятии сферы услуг, которые периодически производят расчеты с учреждением — эмитентом данной кредитной карточки путем списания сумм со счета клиента. С развитием кредитных карт связано и развитие каналов расчетов по данному кредитному продукту. Например, расчеты через «терминалы» в торговых точках: банковская кредитная карта вставляется в специальное электронное устройство в магазине, и средства со счета покупателя перечисляются на счет магазина. Такие электронные устройства подключены к системе банковских ЭВМ.
Достоинства кредитных карт очевидны для всех участников. Покупатель (кредитополучатель банка) приобретает товар (получает услугу) сразу, а оплачивает через некоторое время, уже погашая кредит. Кредитные карты удобны: не требуется носить при себе большие суммы денег; не нужно тратить время, чтобы снять деньги со счета в банке или оформить кредит. При утере карты нашедшему практически невозможно воспользоваться ею, так как существует много методов защиты
Торговые предприятия (продавцы) благодаря наличию кредитных карт у населения, увеличивают объемы продаж и соответственно доходов, так как у клиента, имеющего данный продукт, нет необходимости в наличии денежных средств в момент покупки товаров или услуг; расширяется круг их покупателей; растет перечень дополнительных услуг клиента; повышается конкурентоспособность.
Выигрывают и банки, получая проценты за кредит, предоставляемый владельцам кредитных карт, и расширяя список услуг клиентам. Кредитные карты облегчают предоставление потребительского кредита и служат орудием платежа, сокращая потребность в наличных деньгах [10, с. 189].
Условия и порядок предоставления потребительского кредита.
Последовательность в принятии решений кредитором и заемщиком при подготовке и заключении кредитного договора на получение потребительского кредита представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Последовательность действий при заключении договора о редоставлении потребительского кредита
Заемщик
Кредитор (банк)
1-й этап
Запрос о кредите (как правило, в устной форме)
Предложение представить необходимую документацию
2-й этап
Составление необходимой документации, включая информацию о себе, роде занятий, доходах
Проверка представленной документации различными способами, определение
платежеспособности заемщика
3-й этап
Представление гарантий по возврату кредита (залог имущества, вклад, поручительство и др.)
Установление надежности данных гарантий
4-й этап
Подготовка плана погашения кредита
Определение приемлемости графика погашения кредита и его источников
5-й этап
Оценка условий кредитного договора
Предложения об условиях кредитного договора (сумме кредита, сроках, проценте за кредит и т.п.)
6-й этап
Заключение кредитного договора
На основании информации, предоставленной клиентом, кредиторы (банки) обязаны рассчитать, насколько в действительности велик имеющийся в его свободном распоряжении доход. Для этого работники банка используют средние данные о бюджетах семей с различной численностью, уровне цен, инфляции и т.п., проверяют полученные сведения на предмет выявления безопасности сделки с возможным кредитополучателем.
Банк вправе отказать в выдаче кредита в следующих случаях:
— если при проверке выявлены факты предоставления поддельных документов или недостоверных сведений;
— если платежеспособность заемщика не удовлетворяет установленным требованиям [15, с.211].
Анализ платежеспособности клиента предшествует заключению с ним кредитного договора и позволяет выявить факторы риска, способные привести к непогашению выданной банком ссуды в обусловленный срок, и оценить вероятность своевременного возврата ссуды.
Определение платежеспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи ссуды.
Под анализом платежеспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему ссуд, определения их вероятности своевременного возврата в соответствии с кредитным договором.
Кредитный менеджер определяет платежеспособность заемщика на основании справки о его доходах, в которой содержится полное наименование организации, выдавшей справку, ее почтовый адрес, телефон и банковские реквизиты; а также:
а) продолжительность постоянной работы заемщика в данной организации;
б) настоящая должность заемщика (кем работает);
в) среднемесячный доход за последние шесть месяцев;
г) среднемесячные удержания за последние шесть месяцев с расшифровкой по видам.
Выдача и погашение потребительского кредита.
После принятия положительного решения о выдаче кредита оформляются:
А) кредитный договор [Приложение В].;
Б) график погашения кредита [Приложение Г].
Кредитный договор – соглашение, по которому банк или другая кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней.
По законодательству РФ кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора. Структура же кредитного договора законом не регламентируется, и на практике он, как правило, имеет следующие разделы:
вводная часть;
общие положения;
предмет договора;
условия предоставления кредита;
условия и порядок расчетов;
права и обязанности сторон;
прочие условия;
юридические адреса, реквизиты и подписи сторон.
Договор считается заключенным, когда сторонами достигнуто согласие по всем его существенными условиями.
Первое условие: предмет договора. В нем фиксируется договоренность сторон о сумме кредита. Она определяется финансовыми потребностями и возможностями кредитора и заемщика.
Второе условие: сроки и цели кредита. В договоре фиксируется срок сделки, который определяет временные границы пользования кредитными средствами, погашения основной суммы кредита и процентная ставка.
Срок кредита наступает на следующий день после календарной даты с момента заключения договора.
Третье условие: ставка по кредиту. При определении ставки по кредиту надо учитывать разные факторы. Такие как: стоимость для банка привлеченных средств; надежность заемщика и степень риска, связанного с ссудой; расходы по оформлению и контролю за погашением кредита и др. [8, с.173].
Погашение кредита, уплата процентов и неустоек производится:
а) наличными деньгами, через кассу банка, либо через приемный терминал;
б) перечислением со счетов по вкладам;
в) посредством удержания из заработной платы, пенсии и т.д.;
г) переводами через сеть отделений ФГУП «Почта России» и др.
Кроме того, банк всегда оставляет за собой право на досрочное взыскание кредита.
После выдачи кредита банк продолжает вести работу с клиентом с целью обеспечения возвратности кредита.
В период действия кредитного договора банк:
1) контролирует исполнение заемщиком условий договора;
2) принимает меры к погашению просроченной задолженности;
5) оформляет изменение условий кредитного и других договоров, а также в случае нарушения заемщиком условии кредитного договора может решить вопрос о расторжении договора в одностороннем порядке;
6) вносит необходимую информацию в базу данных индивидуальных заемщиков;
7) осуществляет операции по формированию резерва на возможные потери по ссудам [13, с.231].
1.2 Законодательная база потребительского кредитования.
Правовое регулирование отношений, возникающих между кредитором и заемщиком в связи с предоставлением последнему потребительского кредита, осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «О Центральном Банке РФ», ФЗ «О Банках и банковской деятельности», ФЗ «О несостоятельности кредитных организаций», Положением ЦБ РФ «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» и другими нормативными актами [1-4].
Согласно ст. 819 ГК РФ, основанием для возникновения отношений между кредитором и заемщиком и одновременно основанием для предоставления кредита и его последующего использования служит кредитный договор, содержание и форма которого должны отвечать определенным требованиям. Несоблюдение этих требований влечет за собой недействительность кредитного договора.
По своей форме договор потребительского кредитования может быть смешанным и содержать элементы разных обязательств, например: о кредите, о банковском счете, об использовании обеспечения для исполнения обязательств, а также другие условия (ст.421 ГК РФ).
К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. В частности, такой договор должен быть заключен в простой письменной форме (ст.339, 820 ГК РФ).
В целях упрощения процедуры заключения договора между банком и клиентом, а также для соблюдения формы договора может применяться способ заключения договора, предусмотренный п.3 ст.434 ГК РФ. В данном случае клиент направляет банку предложение заключить смешанный договор, содержащий вышеуказанные элементы и все существенные условия, необходимые для каждого из элементов, а банк в ответ совершает действия по выполнению предложений клиента: открывает счет, предоставляет кредит, принимает обеспечение.
Условия договора потребительского кредитования могут быть определены в стандартных правилах, утвержденных банком. Условия, содержащиеся в таких правилах и не включенные в текст договора потребительского кредита, обязательны для клиента, если в договоре указано на применение таких правил, а сами правила изложены в одном документе с договором или на его оборотной стороне, либо приложены к нему и вручаются клиенту при заключении договора, о чем в договоре делается соответствующая запись.
Следует отметить, что договор, заключаемый вышеуказанным способом, квалифицируется как обычный договор, а не как договор присоединения. Во всех договорах, которые можно отнести к договорам потребительского кредитования, основным обязательством является денежно-кредитное обязательство. И в связи с этим важным является вопрос просрочки исполнения обязательства, а также возможность минимизировать этот риск [18, с.287].
В соответствии с п.1 ст.819 ГК РФ банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Согласно п.1 ст.810 ГК РФ заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа. Таким образом, условия и порядок возврата кредита устанавливаются по соглашению сторон и определяются договором.
Приведенные выше нормы позволяют сделать вывод о том, что порядок погашения кредита, предусмотренный договором, при котором клиент производит исполнение обязательства по частям, соответствует законодательству РФ.
В силу указанной выше ст.810 ГК РФ исполнение клиентом обязательства по возврату кредита, в том числе по частям, должно быть обусловлено определенными сроками.
На основании ст.421 ГК РФ (свобода договора) стороны вправе определить несколько способов исполнения обязательства по возврату кредита, а также право клиента использовать любой из способов по своему усмотрению. При этом способы исполнения обязательства могут отличаться между собой в зависимости от сроков, т.е. договором может быть предусмотрено, что клиент вправе исполнить обязательство через месяц либо через два, по своему выбору, и так далее.
Важно отметить, что выбор клиентом одного из способов исполнения обязательства, предусмотренного договором, не может рассматриваться как неисполнение клиентом обязательства по договору.
Банк вправе в случаях, определенных в договоре, взимать с клиента денежные средства, обусловленные выбором клиентом одного из способов исполнения обязательства.
Правовая сущность обязательства клиента по уплате банку денежных средств за выбор одного из способов исполнения обязательства аналогична обязательству клиента по уплате процентов за пользование кредитом, предусмотренному п.1 ст.819 ГК РФ.
Такой порядок позволит избежать просрочки при исполнении клиентом обязательств по погашению кредита. Для банков это выгодно с точки зрения создания резервов по ссудным задолженностям, а для клиента — отсутствием штрафных процентов.
Можно добавить, что для устранения разночтений при определении момента исполнения обязательств по возврату денежных средств заемщиком в договоре целесообразно указывать, что обязательство заемщика считается исполненным после списания банком достаточного количества денежных средств со счета клиента.
Необходимо сказать несколько слов о режиме банковского счета, открываемого банком клиенту, для предоставления потребительского кредита.
В первую очередь — это банковский счет, открываемый клиенту на основании договора, и поэтому к нему применяются все правила о банковском счете, предусмотренные главой 45 ГК РФ. Для упрощения отношений клиента и банка может быть открыт один счет, поскольку открытие нескольких счетов осложняет процедуру исполнения обязательств для клиента.
Договором может быть установлен перечень операций, совершаемых по такому счету. Клиент беспрепятственно распоряжается денежными средствами, находящимися на его счете, а также использует его для размещения на нем денежных средств в целях исполнения обязательства по возврату средств в счет погашения полученного кредита.
Существует риск, что на такой счет может быть наложен арест по неисполненным обязательствам клиента и это сделает невозможным исполнение его обязательств по возврату кредита.
При получении потребительского кредита необходимо обратить внимание на возможность и порядок досрочного исполнения обязательств клиентом по договору, а также уточнить, каким образом строятся отношения между банком и клиентом в случае наличия некачественного предмета, который приобретается с использованием потребительского кредита. В целом можно заключить, что в таких ситуациях клиент несет риск уплаты процентов за пользование кредитом за определенный срок, например, если досрочное погашение возможно не ранее чем через три месяца с момента предоставления кредита.
Для полного изучения правового вопроса предоставления кредитов необходимо ознакомиться с Рекомендациями по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов, который разработал ФАС России и ЦБ РФ (Письмо ФАС РФ и ЦБР от 26.05.2005 г. NN ИА/7235, 77-Т).
В них говорится, что кредитным организациям следует еще до заключения кредитного договора проинформировать заемщика обо всех расходах, связанных с предоставлением, использованием и возвратом потребительского кредита, а также предоставлять график платежей, сообщать о наличии платежей третьим лицам и о полной стоимости потребительского кредита (расчетной процентной ставке).
Основной принцип раскрытия информации при потребительском кредитовании предусматривает обеспечение потенциальных заемщиков достоверной и полной информацией об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита в стандартизированной форме, позволяющей потребителю сравнить (сопоставить) условия разных банков и сделать осознанный выбор [14, с.273].
В недрах законодательной власти готовится закон о потребительском кредитовании. В Госдуме готова новая редакция законопроекта о потребительском кредитовании. Кроме нового законопроекта депутаты подготовили ряд поправок в действующее банковское законодательство, которые будут регулировать потребительское кредитование. По словам Анатолия Аксакова, который является президентом Ассоциации региональных банков России, банковское сообщество поддерживает эти поправки. Впрочем, это не означает, что будет принята именно эта редакция.
История с разработкой законопроекта о потребительском кредитовании продолжается уже не один год — депутаты и чиновники никак не могли договориться о деталях документа. Еще весной 2007 года Минфин подготовил свой вариант законопроекта, а осенью депутаты Госдумы представили свою версию. Потом над документом трудились чиновники Роспотребнадзора и Федеральной антимонопольной службы, сотрудники Центробанка и представители банковского сообщества. Так что не исключено, что корректировка документа еще не закончена.
Целями Федерального закона являются защита прав и законных интересов заемщиков — физических лиц и кредиторов, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации, повышение устойчивости финансовой системы, создание условий для предотвращения недобросовестной конкуренции в сфере потребительского кредитования.
Федеральным законом устанавливаются:
а) состав, порядок и сроки предоставления информации при заключении и в течение срока действия договора потребительского кредита;
б) требования к договору потребительского кредита и сопутствующим договорам;
в) дополнительные права и обязанности сторон по договору потребительского кредита;
г) дополнительные меры по защите прав и законных интересов потребителей и кредиторов и ответственность за их нарушение;
д) меры по обеспечению возвратности потребительского кредита;
е) особенности взаимодействия кредиторов, потребителей и иных лиц при потребительском кредитовании;
ж) меры государственного контроля и надзора в сфере потребительского кредитования .
1.3 Современное состояние рынка потребительского кредитования.
Ситуация на рынке потребительского кредитования явно улучшается: впервые за последние полтора года стал расти объем выдаваемых кредитов, уровень просрочки постепенно стабилизируется. Однако оставшиеся от кризиса проблемы и дефицит качественных заемщиков не позволяют банкам выдавать кредиты на докризисных условиях и в тех же объемах.
Рынок потребительского кредитования начал демонстрировать выздоровление после кризиса. Во втором квартале 2010 года впервые с 2008-го вырос объем потребительских кредитов у 200 крупнейших российских банков. За предшествующие полтора года этот показатель упал почти на 500 млрд руб., или более чем на 13%. Просрочка же по потребительским кредитам за это время выросла более чем на 115%, что составляет почти 150 млрд.руб. И вот по итогам второго квартала 2010 года почти четверть полуторагодовых потерь отыграна. Рост рынка потребительского кредитования банкиры склонны объяснять двумя факторами. Это, во-первых, общее улучшение экономической ситуации. Во-вторых, реализация отложенного спроса: заемщики стали более уверенными в своем будущем и перестали отказывать себе в крупных покупках.
По мнению директора департамента розничного кредитования Бинбанка Олега Соколова, это только начало пути: «Наблюдаются активная разморозка банками программ потребительского кредитования и постепенное наращивание кредитных портфелей. Об этом свидетельствуют и данные Банка России: в августе выдача кредитов физлицам выросла на 2,3% против роста на 1,8% в июле. Активнее всего возобновление наблюдается в сегменте выдачи кредитов наличными относительно небольших сумм на короткие сроки, а также автокредитов. Тем самым банки утоляют накопившийся за два года кредитный голод населения. А активный рост авторынка и продолжающаяся госпрограмма поддержки продаж автомобилей отечественного производства стимулируют рост автокредитов».
Восстановление интереса заемщиков к кредитным продуктам банков не в последнюю очередь связано с постепенной либерализацией условий выдачи кредитов. «Первыми на старт вышли автокредиты и ипотечные программы, поскольку наличие ликвидного залога давало банкам дополнительные гарантии и способствовало снижению рискового уровня, а значит, появлению более лояльных условий. Что касается потребительских займов, то нецелевой характер кредитования и отсутствие залога делают их более рисковыми для банков, что напрямую сказывалось на условиях кредитования. Однако и здесь сейчас происходят изменения: рынок потребкредитов также пошел в активный рост», — рассказывает Дмитрий Демешко, глава департамента альтернативных каналов продаж Банка Сосьете Женераль Восток.[25]
продолжение
–PAGE_BREAK–