Потребность в подъемно-транспортном оборудовании общетоварного склада Социально-экономическая

СОДЕРЖАНИЕ
Задача 13 (1)
Задача 15 (2)
Задача 13 (1)
Определить потребность в подъемно-транспортном оборудовании общетоварного склада.
Условия задачи
1. Средние товарные запасы склада, тыс. руб.:
Товары
Средние товарные запасы, тыс. руб.
Шерстяные ткани
Хлопчатобумажные ткани
Льняные ткани
Кожаная обувь
Резиновая обувь
Текстильная обувь
2 240
900
840
640
360
240
2. Оборачиваемость товарных запасов склада – 9 раз в год.
3. Товары на склад поступают железнодорожным транспортом. Коэффициент неравномерности поступления составляет 1,5. Простой вагонов под разгрузкой допускается не более 2 часов.
4. На складе принята следующая схема движения товаров при приемке. В вагонах грузчики укладывают товары на поддоны. Масса товаров на поддоне зависит от грузоподъемности механизма с учетом коэффициента его грузоподъемности по каждой группе товаров. Поддоны с товаром с помощью электротележки типа ЭТ-1 с подъемными вилами доставляют в камеры хранения, где с помощью электроштабелера ЭШ-181-4,5 их укладывают на стеллажи.
5. Схема движения товаров при отпуске со склада такова. С помощью электроштабелера ЭШ-181-4,5 поддоны с товаром снимают со стеллажей, на электротележке ЭТ-1 транспортируют на автомобильную платформу и устанавливают в кузов автомашины.
6. Средние расстояния перемещения товаров и передвижения транспортных средств, м:
Показатели

Среднее расстояние перемещения поддонов электротележкой (при приемке и отпуске принято одинаковым)
Среднее расстояние перемещения штабелера вдоль фронта стеллажей при укладке товаров
Средняя высота укладки товаров на стеллажи
45

7

2,5
7. Технико-эксплуатационные характеристики оборудования:
Показатели
Значение и размерность показателей

ЭТ-1
ЭШ-181-4,5
Грузоподъемность
Скорость (время) подъема и опускания вил
Средняя скорость передвижения
1 т
5 с
8 км/ч
1 т
8 м/мин
6 км/ч
8. Склад работает с одним выходным днем в неделю (число рабочих дней в году – 360). Приемка товаров производится ежедневно (360 дней в году), а отпуск – только в рабочие дни в течение всей рабочей смены (продолжительность смены – 7 ч).
Решение:
1. Определим средний однодневный грузооборот склада по поступлению товаров:
/>,
где
/>— средний запас i-го товара на складе;
С – оборачиваемость товарных запасов склада в год;
/>— средняя цена 1 т i-го товара (приложение 1 к задаче 11);
tпг – количество рабочих дней склада по приемке товаров в году.
/>т
/>т
/>т
/>т
/>т
/>т
2. Рассчитаем максимальное количество поддонов, подлежащих внутрискладской переработке при поступлении товаров на склад за день:
/>,
где
р – количество групп хранимых на складе товаров;
к – коэффициент неравномерности поступления товаров;
G – грузоподъемность механизма;
ki – коэффициент использования грузоподъемности оборудования (приложение 2 к задаче 11) при транспортировке i-го товара.
/>
3. Требуемое количество электротележек для приемки товаров найдем по формуле:
/>,
где
tп – время подъема (опускания вил механизма;
S – среднее расстояние перемещения поддонов электротележкой;
V – средняя скорость передвижения механизма;
t – допустимое время простоя вагонов под разгрузкой.
/>шт.
4. Требуемое количество электроштабелеров для приемки товаров определи по формуле:
/>,
где
h – средняя высота укладки товаров на стеллажи;
Vп – скорость подъема (опускания) вил оборудования.
/>шт.
5. Рассчитаем средний однодневный грузооборот склада по отпуску товаров:
/>,
где–PAGE_BREAK–
tог — количество рабочих дней склада по отпуску товаров в году.
/>т
/>т
/>т
/>т
/>т
/>т
6. Расчет количества поддонов, подлежащих внутрискладской переработке при отпуске товаров со склада за день, произведем по формуле:
/>.
/>
7. Найдем требуемое количество электротележек для отпуска товаров:
/>,
где
tс – продолжительность одной смены по отпуску товаров.
/>шт.
8. Определим общую потребность склада в электротележках:
/>шт.
9. Рассчитаем требуемое количество электроштабелеров вычисляем по формуле:
/>шт.
10. Общую потребность склада в электроштабелерах вычисляем по формуле:
/>шт.
Таким образом, потребность склада в подъемно транспортном оборудовании общетоварного склада составляет: 1 электротележка и 1 электроштабелер.
Задача 15 (2)
Определить социально-экономическую эффективность работы продовольственного магазина самообслуживания.
I. Технологические показатели
1. Площадь магазинов, м2:
Магазин традиционного типа
Магазин самообслуживания
общая площадь магазина (Sобт)
в том числе
общая площадь магазина (Sобс)
в том числе

торговая (Sтт)
неторговая (Sнт)

торговая (Sтс)
неторговая (Sнс)
450
200
250
450
230
220
Согласно данным таблицы, при одинаковой общей площади магазина торговая площадь магазина самообслуживания больше, чем в магазине традиционного типа, что свидетельствует о возможности выставления большего количества товара.
2. Коэффициенты установочной и выставочной площадей в магазинах:
Магазин традиционного типа
Магазин самообслуживания
коэффициент установочной площади (кут)
коэффициент выставочной площади (квт)
коэффициент установочной площади (кус)
коэффициент выставочной площади (квс)
0,16
0,37
0,21
0,52
Размер установочной и выставочной площади для каждого вида магазина рассчитываются как произведение торговой площади соответствующего типа магазина на коэффициенты установочной и выставочной площади соответственно.
Магазин традиционного типа
Магазин самообслуживания
установочная площадь
выставочная площадь
установочная площадь
выставочная площадь
32
74
48
120
Данные таблицы свидетельствуют о том, что при большей установочной площади в магазине самообслуживания, выставочная площадь соответственно увеличивается, что позволяет предоставить для ознакомления покупателю большее количество товаров.
3. Количество товарных единиц, размещаемых на 1 м2 выставочной площади магазина:
Магазин традиционного типа
Магазин самообслуживания
количество товарных единиц (ктет)
количество товарных единиц (ктес)
44
96
Количество товарных единиц на всей выставочной площади определяется как произведение выставочной площади магазина соответствующего типа на количество товарных единиц, размещаемых на 1 м2 выставочной площади.
Магазин традиционного типа
Магазин самообслуживания
количество товарных единиц
количество товарных единиц
3 256
11 520
Таким образом, выставочная площадь магазина самообслуживания позволяет разместить на 8 264 товарных единиц больше, чем площадь магазина традиционного типа.
II. Социальные показатели
1. Общие затраты времени покупателей на совершение одной покупки:
Среднее время, затрачиваемое на покупку, мин.    продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–


70
70 –PAGE_BREAK–
Расходы по подработке, хранению, упаковке, содержанию холодильных установок
Расходы по рекламе
Процент за кредит
Недостача товаров в пределах норм
Расходы и потери по таре
Прочие расходы –PAGE_BREAK–
0,36
0,07
0,09
0,04
0,39

0,09
0,05
0,11
0,10
0,61
ИТОГО
117,9
6,27
118,6
5,27
Третий вариант:
Наименование статей
Магазин традиционного типа
Магазин самообслуживания

сумма (Ит)
в % к товарообороту (Иту)
сумма (Ис)
в % к товарообороту (Ису)
Расходы по перевозкам
Заработная плата
Расходы по аренде помещений
Расходы по содержанию помещений, инвентаря
Расходы по текущему ремонту
Расходы спецодежды и малоценного инвентаря
Расходы по подработке, хранению, упаковке, содержанию холодильных установок
Расходы по рекламе
Процент за кредит
Недостача товаров в пределах норм
Расходы и потери по таре
Прочие расходы
17,6
104
15,4
2,7
2,9
1,2
10,1

1,9
1,9
5,4
2,1
16,2
0,68
4,00
0,59
0,10
0,11
0,05
0,39

0,07
0,07
0,21
0,08
0,62
19,9
84,8
16,1
3,1
2,8
1,8
11,4

2,7
1,9
6,9
2,4
17,7
0,66
2,83
0,54
0,10
0,09
0,06
0,38

0,09
0,06
0,23
0,08
0,59
ИТОГО
181,4
6,98
171,5
5,72
В магазине самообслуживания доля затрат в процентах к товарообороту значительно ниже, чем в магазине традиционного типа.
8. Прибыль и рентабельность магазина.
Вариант
Магазин традиционного типа
Магазин самообслуживания

прибыль (Пт), тыс. руб.
рентабельность (Рт), %
прибыль (Пт), тыс. руб.
рентабельность (Рт), %
I
II
III
19,22
21,97
13,86
16,1
18,6
7,6
60,04
54,2
59,2
52,0
45,7
34,5
Таким образом, как прибыль, так и рентабельность магазина самообслуживания значительно выше, чем магазина традиционного типа, что свидетельствует о более высокой эффективности деятельности данного типа магазина.