Экономика — область деятельности людей, в которой создаются нужные им” блага. Под благом подразумевается все то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям и устремлениям. Блага вообще подразделяются на два рода:
1) естественные — земля, леса, полезные ископаемые и все другое, созданное первозданной природой;
2) экономические — продукты, образно говоря, «второй природы», творцом которой является человек.
Значит, главная функция (назначение) экономики заключается в создании продуктов, необходимых для жизнедеятельности общества. При этом изготавливаются два вида экономических благ:
а) предметы потребления и б) средства производства (условия созидательной деятельности).
О степени экономического развития страны в первую очередь судят по объему, разнообразию и качеству предметов потребления и по степени обеспеченности ими жителей. Иллюстрацией этого положения служат статистические данные, приведенные, например в табл. 1.1.
Из табл. 1.1 наглядно видно, что наиболее развитые промышленные страны очень заметно опережают задержавшиеся в своем прогрессе государства по степени развития ряда важных средств современной материальной культуры.
Чтобы выполнять главную функцию экономики, нужно создавать блага второго вида — средства производства (хлопок, нефть, металл, древесину, станки и т. п.). Без этих средств нельзя изготовить предметы потребления. Стало быть, для каждой страны важен и другой показатель хозяйственного развития — объем выпуска разных средств производства на душу населения.
Теперь давайте посмотрим в статистическом сборнике данные о развитии какой-либо процветающей экономики за длительный период. Мы увидим последовательный ряд возрастающих по своей величине цифр. Может показаться, что национальное хозяйство поднимается вверх по прямой линии. Но если внимательно проследить действительное движение продукции в ее натуральном виде, то мы столкнемся с парадоксом, неожиданностью.
Дело в том, что экономике свойственны воспроизводственные процессы. Все создаваемые материальные блага рано или поздно исчезают при их использовании, потреблении. Из-за этого необходимо воспроизводить — непрерывно возобновлять процесс создания новых предметов потребления и средств производства взамен выбывающих.
В ходе воспроизводства экономических благ люди получают из окружающей природной среды вещества и энергоносители и, в конце концов, возвращают обратно ненужные отходы производства и потребления. Это в какой-то мере напоминает круговорот веществ в природе. Однако в экономике происходит иное круговое движение.
Экономические блага совершают движение по такому кругу: производство — распределение — обмен — потребление. Эта последовательность наглядно представлена на рис. 1.1.
Началом здесь является непосредственное производство — созидание полезных продуктов. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению человеческих потребностей (скажем, из древесины изготавливают мебель).
Производство является основой для всей экономики. Если не создан продукт, то, естественно, нечего распределять, обменивать и потреблять.
Распределение — такой отрезок кругооборота, который начинается в производстве. Чтобы создавать все многообразие полезных вещей, требуется разместить работников и орудия труда по разным видам хозяйственной деятельности. Такое разделение труда со временем все более углубляется и расширяется.
Когда распределяется доход, полученный от хозяйственной деятельности, то определяется доля каждого человека в созданном богатстве. Она зависит от количества изготовленных благ.
Обмен, прежде всего, глубоко вторгается в производство. Ведь разделение труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разных направлениях. Из-за этого возникает необходимость обмениваться знаниями и деятельностью в целях получения общего хозяйственного результата. Такое сотрудничество можно наблюдать, положим, на автомобильном заводе, продукция которого — плод совместного труда конструкторов, инженеров, технологов, рабочих разных профессий и многих других людей, включая управленческий персонал. Доставшиеся от распределения блага зачастую не нужны людям для личного потребления. Но в то же время они нуждаются в совершенно других вещах. Тогда происходит обмен продуктами труда.
Потребление также непосредственно связано с производством. На предприятиях расходуются жизненные силы и способности работников. Используется также сырье, топливо, машины и другие вещественные условия выпуска продукции, то есть совершается производительное потребление.
Вместе с тем потребление составляет особый — заключительный этап движения продукта, когда он идет на удовлетворение личных нужд людей. В это время полезные вещи известным образом исчезают в процессе непроизводительного потребления, после чего их требуется заново создавать.
Эту непреложную истину особенно остро ощущает население стран с низким уровнем национального хозяйства. Здесь невозможно решительно поднять благосостояние народа. Убедительной иллюстрацией служат данные о производстве валового внутреннего продукта (суммы стоимости товаров и услуг, созданных в стране) в расчете на душу населения. Если валовой внутренний продукт в расчете на душу населения, произведенный в США в 1993 г., принять за 100%, то этот показатель составил в Германии 76, Японии — 83,5, Канаде — 80, России — 20,4%, а в то же время в таких африканских странах, как Танзания, Мозамбик и Эфиопия, — около 2%.
Чтобы лучше разобраться во всех взаимосвязях этапов движения продукта труда, еще раз взглянем на рис. 1.1. Можно ли сказать, что движение изготавливаемого и потребляемого продукта идет по замкнутому кругу, словно топчется на месте?
Экономическая статистика говорит об обратном: в большинстве стран и в мировой экономике в целом наблюдается тенденция к росту выпуска материальных благ. Например, в 1981—1990гг. производство увеличивалось в среднем за год в промышленно развитых странах на 2,9%, а в развивающихся государствах— на 2,4%. Рост производства здесь продолжился и в 90-х годах. Стало быть, в рассмотренной нами схеме кругооборота явно недостает очень важного звена. Оно не только соединяет потребление с производством, но и как бы переводит последнее на более высокую орбиту. Что же это за звено? Речь сейчас пойдет о потребностях.
Существует много определений потребностей, из которых я приведу два:
1. Потребность вообще – это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность становится побудителем активности, направленной на устранение возникшего несоответствия.
2. Потребности — это желания людей приобрести разнообразные товары и услуги, которые доставляют им не только полезность, но и наслаждение.
Бесчисленное множество товаров подразделяются на товары. удовлетворяющие производственные потребности, или средства производства: рабочие здания и сооружения, станки, оборудование и т.д., и предметы потребления, удовлетворяющие личные, или индивидуальные, потребности. В свою очередь, предметы потребления делятся на предметы кратковременного пользования (продукты питания, одежда, предметы домашнего обихода и т.д.) и длительного пользования (жилые дома. мебель, музыкальные центры, автомобили и т.д.), а также на предметы роскоши, удовлетворяющие потребности богатых людей.
Производственные потребности включают как потребности частных предприятий, так и правительственного, или государственного, сектора. Частные предприятия хотят иметь в своем распоряжении фабричные здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все прочее, что позволяет им прибыльно производить и реализовывать производимые товары и услуги. Правительство, способствуя удовлетворению коллективных потребностей граждан страны или преследуя свои собственные цели, стремится производить так называемые общественные блага, или инфраструктуру: автострады, школы, больницы, центры досуга, или накапливать военную технику с целью обеспечения боеготовности страны.
Услуга (ремонт автомобиля, прием врача, работа преподавателя и консультация юриста и т.д.) наравне с товарами удовлетворяют наши потребности. Разница между товарами и услугами только в одном: товар сначала производится, а затем потребляется, а услуга потребляется непосредственно в момент ее производства. В современной экономике трудно определить, что важнее — товар или услуга. Зачастую они так связаны, что одно не может существовать без другого, например автомобиль без автозаправочных станций. Разница между услугой и товаром оказывается гораздо меньшей, чем это представляется на первый взгляд.
Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.
Рассмотрим подробнее последний вид потребностей. Экономические потребности — это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие?
Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.
Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь, в свою очередь, ведут к появлению новых запросов. Вот простая иллюстрация. Допустим, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у владельца возникает масса новых нужд. Машину надо застраховать, найти для нее подходящую. стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.
Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывают желание их приобрести.
В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленном на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.
В свою очередь, экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство.
Во-первых, потребности являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.
В-третьих, ведущая роль потребностей ярко проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности — от низшей ступени ко все более высоким.
Если вновь обратиться к рис. 1.1, то теперь станет ясно, что недостающим звеном в схеме кругооборота экономических благ является фаза «потребности», соединяющая «потребление» и «производство».
Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования все более высокого уровня потребностей. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:
физиологические нужды (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода);
потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);
необходимость в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);
потребности в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);
потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).
Перечисленные формы человеческих нужд можно наглядно изобразить в виде пирамиды (рис. 1.2).
Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимую 6т воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры.
Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что потребности людей все время растут безгранично. Однако на деле повышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка. Напротив, по существу безграничны запросы высшего порядка — социальные и интеллектуальные.
Вполне очевидно, что для правильной ориентации в практической хозяйственной деятельности важно знать, какие сдвиги происходят в структуре покупок населения каждой страны за определенный период. Зная это, руководители предприятий смогут определить, когда наступает предел насыщения потребностей населения в отношении определенных благ. Тогда можно своевременно переключиться на выпуск новых и более высококачественных продуктов, искать пути их продвижения на внутреннем и международном рынках.
И с теоретической, и с практической точек зрения несомненный интерес представляет вопрос, каковы варианты соотношения между потребностями, потреблением и производством в сегодняшней мировой экономике.
В масштабе всей современной мировой экономики складываются три основные тенденции в изменении количественных пропорций (соотношений) между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблением населения — с другой.
Первая тенденция возникает в тех странах и регионах, где длительный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потребления, так и потребностей. Тогда происходит попятное движение к низшему уровню человеческих нужд. Этот процесс можно уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Такое бедственное положение сейчас можно видеть, в частности, в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, примерно в 2/3 развивающихся стран за 80-е годы и первую половину 90-х годов произошло сокращение дохода общества в расчете на душу населения.
Вторая тенденция выражается в том, что выпуск сравнительно ограниченного набора продуктов растет крайне медленно. В таком случае потребности являются устойчиво традиционными и лишь понемногу расширяются.
Движение по колее «производство — распределение — обмен — потребление — потребности» напоминает замкнутый круг. Отсюда вытекает длительность общего застоя в экономике, который к тому же зачастую закрепляется сложившимися в народе примитивными обычаями, традициями. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных странах и регионах Азии и Африки.
Первая и вторая тенденции выражают ненормальные соотношения в динамике производства и потребления.
Чем объяснить неблагоприятное развитие в данных двух случаях?
Они показывают, что во многих странах возвышению потребностей сильно противодействует ряд факторов, сдерживающих социально-экономический прогресс. К ним, в частности, относятся такие обстоятельства:
низкий уровень материальной и духовной культуры общества ограничивает круг человеческих нужд их видами низшего порядка, который изменяется медленнее всего;
очень слабо развито разделение труда, что не позволяет увеличить разнообразие материальных благ и повысить уровень потребления и потребностей;
мизерные денежные доходы массы людей и высокий уровень цен препятствуют удовлетворению их даже самых элементарных запросов;
во многих случаях численность населения стран увеличивается более высокими темпами, чем расширяются материальные условия его существования.
Третья тенденция — нормальная. В данном случае производство количественно растет и качественно совершенствуется, повышается уровень потребления и потребностей. Все это можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися оборотами.
Примечательно, что в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят 24 страны — США, Япония, Великобритания, Германия, Франция и другие западные страны — среднегодовые темпы роста валового национального продукта (стоимости конечных результатов деятельности материального и нематериального производства) составили в 1971—1980гг. 3,3%, в 1981—1990 гг. — 2,9%. Личное потребление населения в среднем повышалось за год примерно на 3%. Такая же тенденция сохранилась и в 1990-х годах.
Сегодня в богатых странах проживает 1 млрд человек — так называемый «золотой миллиард». Здесь поступательный рост производства и потребления опирается в первую очередь на самую передовую технику и технологию, высокую культуру производства.
Между тем в успехах самых развитых стран есть свой «секрет». Большинство из них по основным видам минерального сырья на 70% зависит от его поставок из слаборазвитых стран. По оценке специалистов, каждый человек из «золотого миллиарда» потребляет за свою жизнь в 20—30 раз больше ресурсов планеты, чем в более бедной стране.
Все рассмотренные нами тенденции в той или иной мере выражают противоречие между потребностями и производством:
несоответствие между тем, что люди хотели бы иметь, и тем, что в действительности может дать им хозяйственная деятельность. Чтобы понять суть этого противоречия, выясним факторы и возможности, которыми располагает созидательная деятельность общества.
Потребности — безграничны, а это означает, что их полностью удовлетворить невозможно. С течением времени потребности изменяются в результате появления новых товаров и услуг. Конечная цель любой экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить эти многообразные потребности.
Ресурсы — это все то, что используется для производства и реализации товаров и услуг. Они подразделяются на:
1) материальные ресурсы — земля, природные богатства и капитал;
2) людские ресурсы — труд и предпринимательская способность.
Кратко рассмотрим их.
Земля и природные богатства. К понятию «земля» относятся все естественные ресурсы — все «даровые блага природы», которые приемлемы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы.
Капитал. Понятие «капитал» охватывает всё произведенные средства производства: инструменты, машины, оборудование, фабрично-заводские помещения, транспортные средства и сбытовая сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю.
Отметим два момента. Во-первых, инвестиционные товары, или средства производства, отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых, «капитал» не подразумевает деньги.
Деньги, как таковые, ничего не производят, следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал — инструменты, машины и другое производительное оборудование — это экономический ресурс; деньги, «ли финансовый капитал, ресурсом не являются.
Труд — это целесообразная, осознанная деятельность людей, применяемая в производстве и реализации товаров и услуг. Любые работы, выполняемые людьми разной профессии: физиком или футболистом и др., в широком смысле слова — «труд». Но экономически труд реализуется в рабочей силе — способности человека (физической и умственной) к труду.
Предпринимательская способность. В рыночной экономике необходим особый человеческий ресурс, который называется предпринимательской способностью, или предприимчивостью. Люди, обладающие такой способностью, относятся к предпринимателям.
Предприниматель — это:
1) движущая сила производства;
2) новатор, так как вводит в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации бизнеса;
3) человек, идущий на риск: или прибыли, или банкротство.
В целом экономические ресурсы часто называют факторами производства. Все они обладают одним общим признаком: ресурсы редки, или ограниченны. Экономическая теория занимается решением проблем маневрирования редкими ресурсами в производстве товаров и услуг с целью насыщения общества материальными благами и услугами.
Проблема экономии (роль потребностей)
Суть проблемы экономии заключается в эффективности использования ресурсов. Эффективность означает максимальное удовлетворение безграничных потребностей (цель производства) при минимуме ресурсов. Экономическая эффективность решает проблему «затраты — выпуск», или связь между количеством редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и количеством, а также качеством какого-либо произведенного продукта. Увеличение количества продукта от данного объема затрат означает повышение эффективности и наоборот. Меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение, эффективности.
При полной занятости используются все ресурсы. Но это одна сторона экономии. Другая — ресурсы надо распределять эффективно, чтобы они обеспечили полный объем производства. Но так как ресурсы редки, то экономика не может обеспечить неограниченный выпуск, товаров и услуг. Необходимо принимать решения о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.
Итак, редкость ресурсов означает ограниченность выпуска или производственных возможностей, т.е. вы каждый данный момент можно производить лишь вполне определенное количество того или иного товара или услуги и не более (таб.2.1)
Исходя из данных таблицы видно, что экономика одновременно может производить одну единицу масла и 9 единиц пушек. Но если экономика будет производить 3 единицы масла, то производство пушек составит 4 единицы, т.е. в любой момент времени экономика полной занятости и полного объема производства должна жертвовать частью одного продукта, чтобы получить больше другого продукта. Иначе говоря, редкость ресурсов не позволяет экономике одновременно увеличивать производство всех товаров и услуг. Чтобы лучше понять таблицу производственных возможностей, рассмотрим приведенные в ней данные в их графическом изображении (рис-2.1).
Из данного рисунка видно, что каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Ограниченность ресурсов не допускает какого-либо сочетания производства в точке W, расположенной вне кривой производственных возможностей. Именно в этом суть проблемы экономии.
Список использованной литературы
1. Носова С.С. Экономическая теория. Учебное пособие для студентов учебных заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юрист. 1997 г.
3. Лекции.