ТЕМА 3.ПОТРЕБНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВО
1. ПОНЯТИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ ИПРОИЗВОДСТВА
2. КЛАСИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
3. ЭКОНОМИЧЕНСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИУДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
4. ЗАДАНИЕ № 3.
В таблице представленыразличные ситуации на рынке фасоли:
/>
/> ЦЕНА ОБЪЕМСПРОСА ОБЪЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
/>/> 8 70 10
/>/>/> 16 60 30
/>/> 24 50 50
32 40 70
/> 40 30 90
а) изобразите кривуюспроса и кривую предложения по данным таблицы.
б) если рыночная цена набанку фасоли равна 8 единицам, что характерно для данного рынка — излишки илидефицит? Каков их объем?
в) если равновесная ценана банку составляет 32 единицы, что характерно для данного рынка — излишки илидефицит? Каков их объем?
1. ПОНЯТИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ПРОИЗВОДСТВА
Теория потребленияизучает принципы рационального поведения покупателя на рынке потребительскихтоваров и услуг и объясняет, как осуществляется выбор рыночных благ,необходимых для удовлетворения его потребностей. Изучение теориипотребительского выбора позволяет понять процесс формирования спроса наконкретные товары и услуги.
Конечной целью любогообщественного производства является удовлетворение потребностей. Потребностиможно определить как всякое состояние неудовлетворенности, испытываемоечеловеком, из которого он стремится выйти, или как некое состояниеудовлетворенности, которое человек желает продлить.
Теория производствараскрывает его экономическую сущность, методы и роль в системе воспроизводстваи общества в целом. Согласно экономической теории, целью производства являетсясоздание продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей людей.В рыночной экономике в центре теории производства на микроуровне находятсяфирма и ее поведение, индивидуальное и рыночное предложения.
При определении стратегиифирмы изучаются производственные возможности и осуществляется экономическийвыбор: что производить и какие ресурсы производства использовать. В качествересурсов выступают земля, труд, капитал и предпринимательская деятельность.Соединение факторов производства предполагает формирование капитала,коммерческую деятельность предприятий (фирм).
2.КЛАСИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Потребности весьмамногообразны (рис. 1). Выделим из общей классификации потребностей те из них,которые связаны с формированием спроса и фактическим удовлетворениемпотребностей — потреблением. Эта взаимосвязь особенно четко прослеживается вделении потребностей на абсолютные, действительные, подлежащие удовлетворению ифактически удовлетворяемые.
Абсолютные потребностиопределяются максимальным объемом освоенных производством благ, которые моглибы быть потреблены обществом, если бы они были в наличии.
Действительныепотребности — это потребности, которые могут быть удовлетворены в условияхдостигнутого уровня производства, оптимальном ходе производства. Соотношениеабсолютных и действительных потребностей характеризует степень удовлетворенияобществом своих максимальных потребностей при данном уровне развития иэффективности производства. Подлежащие удовлетворению потребности — этопотребности, которые могут быть удовлетворены при фактическом состояниивоспроизводства с учетом отклонений от оптимума. Другими словами, подлежащиеудовлетворению потребности — это платежеспособный спрос — совокупность денежныхдоходов и ресурсов, предъявляемых на рынок.
В зависимости от роли ввоспроизводстве рабочей силы человека потребности подразделяются наматериальные (в пище, одежде, жилище и т. п.), социальные (в общении и т. п.) идуховные (в образовании, искусстве, развлечениях и т. п.). В современнойэкономической литературе они чаще всего называются первичными, самыми насущнымипотребностями человека, и вторичными, связанными преимущественно с духовной,интеллектуальной деятельностью человека. Их особенность по отношению к спросусостоит в том, что первичные потребности не могут быть замещены одни другими,удовлетворяется каждая в отдельности. Вторичные потребности могут быть замененыодна другой, от некоторых из них можно временно воздержаться. Отсюда ещепроисходит разделение потребностей на эластичные и неэластичные. Первые быстросменяются всякий раз, как только появляются средства, необходимые для ихудовлетворения (например. Потребность в питании). Вторые изменяются в течениеболее продолжительного времени.
Потребности бывают такжеэкономические и неэкономические. Экономические — это те потребности, дляудовлетворения которых необходимо производство. Неэкономические — потребности,которые могут быть удовлетворены без приложения труда (например, потребность ввоздухе, чтобы дышать). Почти все потребности современного человека выступаюткак экономические.
/>
Рис. 1.
3.ЭКОНОМИЧЕНСКИЕВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Как ясно, главная задачаэкономики (хозяйства) состоит в использовании экономических ресурсов (земля,труд, капитал, знания) в целях получения экономического продукта (продукция,товары, работы, услуги). Экономический продукт необходим человеку, семье,социальным группам, народу, обществу, государству для удовлетворения ихмногочисленных потребностей, нужд, интересов.
Потребности обладаютпечальной особенностью: в целом они не ограничены, не насыщаемы и к тому женепрерывно возрастают в количественном и в качественном отношении. Конечно,некоторые потребности отдельного потребителя вполне можно удовлетворитьполностью, насытить. Потребность человека в операции аппендицита вполнеудовлетворяются одной операцией. Даже самому большому любителю пива достаточнодесятка бутылок для насыщения. Вряд ли семье понадобится больше треххолодильников в квартире. Но индивидуальные желания в отношении богатства,денег не имеют явно выраженного предела. То же самое касается стремления людейприобрести те ценности, которых у них просто нет. Если же говорить отколлективных, общественных, государственных потребностях, то они воистину вомногом, если не во всем, практически беспредельны в том смысле, что трудноназвать четкие, конкретные пределы, уровни их полного удовлетворения.
Итак, люди, население,страны нуждаются, желали бы потреблять весьма значительное, практическинеограниченное количество конечного экономического продукта в видепотребительских товаров и услуг. Для их производства необходимо еще большееколичество и разнообразие промежуточных продуктов (факторов производства),получение которых требует изначального использования экономических ресурсов:природных, трудовых, основных и оборотных средств, информации. И вот здесь — товозникает неизбежное противоречие между желаемым и возможным, междупотребностями и ресурсами.
Дело в том, что все видыэкономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельныхстран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественномотношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческихпотребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.
ТЕМА 33.СОВОКУПНЫЙ СПРОС
1. ПОНЯТИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА. ФАКТОРЫ,ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР КРИВОЙ СОВОКУПНОСТИ СПРОСА
2. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА
3. ЗАДАНИЕ № 33
Допустим, номинальный ВНПувеличился с 480 миллиардов рублей до 600 миллиардов рублей, а дефлятор ВНП — с120% до 150%. При таких условиях величена реального ВНП: 1) не изменится; 2)увеличится; 3) уменьшится; 4) не может быть рассчитана на основе этих данных.
Аргументируйте выбранныйвами ответ.
1. ПОНЯТИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР КРИВОЙСОВОКУПНОСТИ СПРОСА
Спрос — магическое дляэкономиста слово, ибо в нем могут скрываться опасность и радость, эффективностьи катастрофа. Действительно, неудовлетворенный спрос может стимулировать ростпроизводства, а может спровоцировать и рост цен; уменьшение спроса можетвызвать структурные изменения в экономике, а может — кризис перепроизводства.Словом, спрос — поистине «душа» экономики. Он вечно загадочен и непредсказуем,ибо отражает не только объективные потребности, но и субъективные устремления,не только рациональные решения, но и эмоциональные поступки. Тем удивительнеедостижения экономистов в анализе спроса.
В принципе спрос — этозапрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретениетовара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги.Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах илиуслугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и,с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам.
Надо различатьиндивидуальные кривые спроса, отражающие реакцию индивидуального покупателя нацены, рыночные кривые, характеризующие объем спроса на данный товар всехпокупателей рынка, и функцию совокупного спроса, отражающую интегрированныйспрос в масштабах хозяйства страны, то есть всех покупателей на все товары (этомакроэкономическая зависимость).
Совокупный спрос — экономический агрегат, суммирующий величины локальных спросов на все товары иуслуги, в силу чего в идеальной модели макроэкономики он должен быть равенреальному объему национального производства, который может быть куплен приреальном уровне цен.
Факторы, определяющиехарактер кривой совокупности спроса, то есть совокупный спрос состоит из:
1) совокупного спроса домохозяйств;
2) инвестиционного спроса со стороныпроизводителя;
3) спроса на товары и услуги со стороныгосударства;
4) чистого экспорта (разница междуспросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом наиностранные товары).
Таким образом, модельсовокупного спроса графически представляется в виде кривой с отрицательнымнаклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемогореального ВНП и уровнем цен.
2. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА
Рассмотрим влияниенекоторых наиболее значимых неценовых факторов на изменение совокупного спроса.
Изменение в социальнойструктуре населения. Как пример можно привести следующий факт: увеличение вобществе числа пенсионеров вызывает увелечен6ие спроса на медицинские препараты,медицинские услуги и т. п.
Ожидания покупателей.Надежды покупателей на изменение их доходов и товарных цен существенно влияютна потребительское поведение. Ожидание увеличения доходов или увеличениятоварных цен будет сопровождаться увеличением покупательского спроса, инаоборот.
Экономическая политикаправительства. Если, например, правительство осуществляет политику денежныхсубсидий определенным слоям населения, то покупательский спрос последних,естественно, возрастет.
Уровень процентных ставокпо вкладам. Если происходит повышение процентных ставок по вкладам в большейстепени, чем повышение индекса цен, то вполне вероятна ситуация временногоснижение спроса, в частности на товары длительного пользования, в настоящемпериоде, так как накопления могут осуществляться с целью последующей покупкидорогостоящих товаров. Складывающаяся в таком случае ситуация носит характеротложенного спроса.
Число покупателей нарынке. Чем больше покупателей имеется на рынке, тем больший совокупный спросони предъявляют.
Кроме перечисленныхфакторов можно назвать и такие, как половозрастной состав покупателей, качествотовара, работа маркетинговой службы, сезонность продаж, прямые и косвенныеналоги, ситуация на рынке факторов производства, состояние валютных курсов, стабильностьэкономического положения в стране и др.
ЗАДАНИЕ №3. РЕШЕНИЕ
/>Р/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/>40
/>32
/>24
/>16
/>/>/>/>/>/>/>/>8
/> Д
10 20 30 40 50 60 70 Q
рис. 1.1 Кривая спроса
/> S
/>90
80
/>/>/>70
60
/>/>/>/>/>/>/>50
40
30
20
/>/>/>/>/>/>10
8 16 24 32 40
рис. 1.2. Криваяпредложения
б) если рыночная цена набанку фасоли равна 8 единиц, то для рынка характерно на данный вид товара будетдефицит, так как при данной цене желающих приобрести фасоль будет большим, апродавать производитель будет не согласен. Как мы видим из данных графиков 1.1.и 1.2.
в) если равновесная ценана банку фасоли составляет 32 единицы, то для данного рынка характерно, чтоколичество покупателей уменьшится, а количество производителей увеличиться, иприблизится к точке равновесия, как видно их графиков 1.1. и 1.2.
ЗАДАНИЕ №33. РЕШЕНИЕ
Из условия задачиизвестно, что номинальный ВНП увеличился с 480 миллиардов рублей до 600миллиардов рублей, таким образом
600 — 480 / 480 * 100% =0,25 %
Далее дефлятор ВНПувеличился со 120 % до 150 %, таким образом
150 — 120 / 120 * 100 % =0,25 %
Из вышеизложенногорешения следует, при данном увеличении номинального ВНП и дефлятора ВНП — реальный ВНП не изменится.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Иванов Г.Г. Экономика торговогопредприятия. — Мн.,1997.
2) Кемпбелл Р. Макконнелл, Сэнли Л. Брю.Экономикс.Т1. — М.: Республика,1992.
3) Латфуллин Г.Р. Развитиесамоуправления хозяйственных организаций. — М., ГАУ. 1995, с. 102.
4) Самуэльсон П. Экономика: Вводныйкурс. — М.: Республика,1994.
5) Торговое дело: экономика иорганизация: Учебник / Под. общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. — М.: ИНФРА-М,1997.-265с.
6) Экономика: Учебник под ред. А.С.Булатова. М.,1994.
7) Экономика / Под. ред. В.Д. Камаева. — М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана,1993.