Поведение человека как объект наблюдения. Единицы наблюдения

МосковскийГосударственный Университет имени М.В. Ломоносова
Факультетпсихологии
Кафедраметодологии психологии
Общийпсихологический практикум
Отчёт натему:
Поведениечеловека как объект наблюдения. Единицы наблюдения
студентки II курса IIгруппы в/о
Григорьевой Анастасии Владимировны
Преподаватель:
Т.Я. Аникеева
Москва 2011

Невербальноеповедение: структура и функции
Известно, что мимика ижесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первыхвизуальных знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе. Наиболее вескимаргументом в пользу приоритета невербального языка над вербальным служатрезультаты, служащие об интернациональном характере основных эталонов мимики,поз, наборов жестов. Спонтанное невербальное поведение постепенно дополняетсятеми особенностями, которых характерны для данной культуры и невозможны безпредварительного научения.
Невербальное поведение –это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. Кэлементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные,ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственнаяорганизация. Всё многообразие явлений невербального поведения человека можетбыть представлено в виде схемы (рис. 1). Здесь показана их взаимосвязь, чтосоздаёт условия для анализа реального невербального поведения, для определенияфункциональной специфики его подструктур.
Начнём рассмотрениеневербального поведения с кинесики. Под кинесикой принято понимать зрительновоспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функциюв общении. Сюда относятся язык жестов, мимика, позы, взгляд, манера одеваться ипричёсываться, особенности обращения с предметами – хлопанье дверью,поскрипывание стулом, почерк и прочее. Захватывая систему мышц лица и всеготела, эти явления проявляются в так называемых выразительных движениях,выражающихся в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительныедвижения всего тела) и вокальной мимике (выражение эмоций в интонации и тембреголоса). Иногда все выразительные движения обозначают общим термином «жест».

Рисунок 1
/>
В сороковые годы XX столетия отечественный психолог С.Л.Рубинштейн подчеркнул основные особенности невербального поведения человека.Познакомимся с ними подробнее.
Рубинштейн полагал, чтоприродное и социальное, естественное и историческое в выразительном поведенииобразуют одно неразложимое единство. Это не просто внешнее и пустоесопровождение эмоций, а внешняя форма их существования и проявления.Выразительные движения призваны создавать образ действующего лица, так какпомимо всего прочего они в известной степени замещают речь, являясь средствомсообщения и воздействия. Выразительные движения выражают не только ужесформированное переживание, но и сами могут принимать участие в егоформировании.
Вспоминая работыамериканского психолога У. Джемса, мы встречаем аналогичные мысли относительновозникновения эмоций. Вопреки более признанным взглядам, согласно которымопределённые физиологические реакции (такие как учащение сердцебиения, плач)появляются вслед за возникновением эмоции, У. Джемс предложил альтернативноерешение. По его мнению, именно физиологические явления вызывают определённыеэмоции. Так, быстро бегущий человек, испытывающий учащение сердцебиение,повышение кровяного давления и увеличение концентрации адреналина, способенпочувствовать страх, с которым обычно и связываются эти явления. Сознательнопродолжая плакать, люди лишь увеличивают грусть, но не сама грусть заставляетих плакать.
Какова же связьневербального поведения личности и её внутренних психических процессов? В.Н.Панферов – специалист в области общей и социальной психологии так пишет поэтому поводу: «Ответ на вопрос о взаимосвязи объективных и субъективных свойствчеловека нужно искать не только и не столько по линии связи психологическихкачеств личности с конституциональными особенностями организма, сколько врамках отношения «причинно-следственные взаимосвязи человека с миром вещей илюдей». Другими словами, признаки внешности выступают как знаковая системапсихологического содержания.
Основатель советскойиндустриальной психотехники С.Г Геллерштейн и один из крупнейших специалистов впсихологии чувств и эмоций П.М. Якобсон считают, что выразительные движения,проявляющиеся в общении при различных психических состояниях, служат внешнимвыражением этих состояний, а также отношений к тем или другим лицам, предметамили явлениям действительности.
Такая функциявыразительных движений, как создание «образа действующего лица», имеет особоезначение в контексте социальной перцепции. Здесь всё внешне наблюдаемоеповедение человека рассматривается как сигнальный комплекс, информирующийдругих людей о психических процессах и состояниях их партнёров по общению. Помнению ряда учёных, биологическая целесообразность выразительных движений учеловека во многом утрачена. Остаётся их объективное значение как средстваотражения информации и сообщения о внутреннем мире человека.
Ещё одной подструктуройкинесики являются движения глаз или, как принято называть, контакт глаз.Систематическое исследование проблемы контакта глаз началось Р. Экслайном и М.Аргайлом. Этими авторами было установлено, что направление взгляда зависит отего фиксации в общении, от содержания общения, от индивидуальных различий, отхарактера взаимоотношений и от предшествовавшего развития этих взаимоотношений.
Итак, выразительныедвижения выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения,являются своеобразным языком общения. Их роль заключается в том, чтобы усилитьэмоциональную насыщенность сказанного, создать объективный фон словесногосодержания, поднять его выразительность и силу.
Невербальные коммуникациимогут выполнять все основные функции языковых знаков, то есть фактическизаменять текст. Человек в ситуации общения реализует некоторую коммуникативнуюпрограмму, накладывая на неё вербальную форму. Доктор филологических наук, одиниз крупнейших представителей отечественной психолингвистики И.Н Горелов,проанализировав множество литературных примеров, пришёл к заключению, чтовербальная часть сообщения обычно «накладывается» на предварительно развёрнутуюсхему невербальных компонентов.
Следующая системаотражения, которую мы рассмотрим, — акустическая. Известно, что многочисленныехарактеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознании егосостояний, выявлению психической индивидуальности. Сюда относятся явлениявысоты, тона, длительности, силы звука, ударения, тембра голоса. Важную рольиграет интонация – ритмико-мелодическая сторона речи. Помимо таких функций, какдополнение, замещение, предвосхищение речевого высказывания, а такжерегулирование речевого потока, акцентирования внимания на ту или иную частьвербального сообщения, интонация выполняет функцию экономии речевоговысказывания. Это в очередной раз доказывает, что невербальное поведениеличности полифункционально.
Перейдём к рассмотрениюэлементов, входящих в структуру невербального поведения, особая роль средикоторых отводится мимике. Данные экспериментальной психологии и физиологиисвидетельствуют о том, что эмоциональные проявления складываются из спонтанныхи произвольных мимических реакций. Механизм двойной регуляции внешних выраженийэмоций объясняет советский физиолог, создатель теории функциональных систем,академик П.К. Анохин: «Моторные нейроны лицевого нерва у человека находятся вдвойной зависимости. С одной стороны, они находятся под влияниемсубкортикальных связей, с другой стороны, под контролем коры. Обе формы связейлицевого нерва и определяют всё разнообразие мимических выражений».
Мимика выражается вчетырёх зонах: подбородок, ноздри носа, глаза (брови и веки), лоб. Всестороннийанализ мимических выражений даёт информацию об общей «мимической одарённости»личности, которая раскрывается через следующие характеристики:
1. сильная – слабая;неопределённая – красноречивая; беспорядочная, судорожная, гармоничная мимика;
2. разнообразиемимических картин, быстрота смены мимических формул, способность передавать нюансы;
3. мимикастереотипная, индивидуальная.
Целостность, динамичность– главные характеристики мимики как элемента невербального поведения личности.На основе этих особенностей мимики можно указать на следующую, чёткоопределённую советским лингвистом и психологом Н.И. Жинкиным: «…изменениекакого-либо компонента ансамбля следует рассматривать как изменение смысла всейструктуры». То же можно использоваться в качестве характеристики всегоневербального поведения личности.
Эксперт в областипсихологии общения, коммуникаций и психологии межличностных взаимоотношенийЛейла Лаундесс в своей книге «Как говорить с кем угодно о чём угодно» поднялапроблему широко известной «голливудской улыбки». Принцип, укоренившийся вАмерике в воспитании каждого ребёнка – это умение в любой ситуацииотреагировать широкой улыбкой. По мнению Л.Лаундес, это вносит в отношениямежду людьми неискренность и делает их неоднозначными.
За единицу анализа былпринят сложный мимический признак. На физиологическом уровне он включает рядхарактеристик: направление движения лицевых мышц, отношения между движениямимышц, интенсивность, напряжение мышц лица. Педагог и психолог П.П. Блонскийписал: «Психолог не должен игнорировать знание мускулов, но его реальнаяединица – движение сочленений, то есть то или другое движение черт лица.
Рисунок 2 нагляднодемонстрирует константные комплексы признаков для каждого состояния.
Рисунок 2Части и элементы лица Мимические признаки эмоциональных состояний Экспрессивное Я личности Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость Положение рта Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот закрыт Губы Уголки губ опущены Уголки губ приподняты Форма глаз Глаза раск­рыты или припущены Глаза сужены Глаза широко раскрыты Глаза при­щурены или раскрыты Яркость глаз Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу Подвижность лица и его частей Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо дина­мичное 133
Следующим элементомкинесической подструктуры невербального поведения является поза. Поза – этоположение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарнаяединица пространственного поведения человека. Позы меняют общение людей междусобой. Человек может принимать вызывающую позу, и это неотвратимо подействуетна поведение его собеседника. Можно описать позу агрессивного или, наоборот,расположенного к общению человека. Так, паттерн готовности к общению – это«улыбка, голова и тело повёрнуты к партнёру, туловище наклонено вперёд».
Обычно выделяют следующиетипы поз:
1. поза экспансивности –плечи расправлены, за ними расправляется всё тело;
2. поза внимания –слушающий человек немного наклонён в сторону собеседника;
3. поза ухода отвзаимодействия – человек вынужден оставаться в ситуации общения и демонстрируетотклонение внимания, теребит что-либо;
4. поза расслабленности –человек занят своими мыслями, но не предметом обсуждения.
В структуре позы выделяюттакже открытый и закрытый верхний и нижний контуры тела. Например, скрещенныеноги символизируют закрытый нижний контур тела и говорят о потребности человеказащититься, уберечься от чего-либо.
Ещё одним элементомкинесической подструктуры невербального поведения является жест. Под жестомобычно понимают движения рук или кистей кистей рук. Выделяют следующие типыжестов:
1. модальные жесты –выражают отношение человека к происходящему. Учитывается широта жеста,суетливость/размеренность, плавность/резкость;
2. описательные иизобразительные жесты – имитируют очертания описываемого предмета,интенсивность сердцебиения и прочее;
3. коммуникативные жесты– приветствие/прощание;
4. эмблематическиежесты – призваны символизировать некие эталоны (при получении «пятёрки»школьник показывается пятерню);
5. условные жесты –относящиеся к конкретной культуре, не общепринятые;
6. аутокоммуникативныежесты – жесты общения с самим собой;
7. адаптационные –жесты, помогающие приспособиться к конкретной ситуации;
8. указательныежесты.
По мнению исследователей,жест несёт информацию не столько о качестве психического состояния, сколько обинтенсивности его переживания.
Движения человеческоготела могут совершаться в вертикальных, горизонтальных, наклонных плоскостях.Все вращения тела происходят от вращения рычагов. У русских жестов – это рычагплеча или предплечья, предплечье или кисть руки.
В целом жесты, позы,интонации, выражения лица – это целостная подструктура невербального поведения,комплекс, сигнализирующий в актах общения о психологических состояниях другогочеловека.
Следующий элементкинесической подструктуры невербального поведения – это походка. Она имеет рядчерт: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. В феноменологическомплане походка обычно трактуется как «ровная», «плавная», «уверенная»,«твёрдая», «летящая» и т. д. Характер походки обычно связывается людьми сфизическим самочувствием и возрастом, с состоянием человека. Походка являетсядля индивидуума значимым признаком и входит в структуру образа о другомчеловеке.
Взаимодействия ивзаимоотношения людей определяют некоторые оптимальные расстояния между ними,называемые дистанциями общения. Можно выделить 4 такие дистанции:
— интимная дистанция (0-45 см);
— дистанциямежличностного общения (до 1,2 м);
— дистанция публичногообщения (до 4 м);
— дистанция между выступающими слушающими на конференциях (более 4 м).
Выбор дистанции общенияпрактически осуществляется неосознанно, но несмотря на это человек всегдареагирует, если реальная дистанция не соответствует норме.
Как персональный компонентобщения также изучается личностное пространство. Это пространственная сферавокруг человека, очерченная мысленной чертой, за которую другим не следуетвходить. Мерой персонального пространства является расстояние, на которое кданному человеку может приближаться другой человек. При этом личностноепространство не является кругообразным – его удалённость в разные стороны неравна. Вторжение в личностное пространство диктует человеку необходимостьконфронтации. Так, скандинавы не терпят итальянцев, так как у последних крайнеширокий диапазон жестов.
Подведём итоги. Мыустановили, что невербальное поведение личности в общении вмежличностномпознании общении полифункционально. Какие же функции оновыполняет?
Оно:
1. создаёт образпартнёра по общению;
2. выполняет функциюопережающей манифестации психологического содержания общения (относительноречи);
3. выступает вкачестве способа регуляции пространственно-временных параметров общения;
4. поддерживаетоптимальный уровень психологической близости между общающимися;
5. выступает вкачестве маскировки «Я-личности»;
6. являетсясредством идентификации партнёров по общению;
7. выполняет функциюсоциальной стратификации;
8. выступает вкачестве показателя статусно-ролевых отношений;
9. выражает качествои изменение взаимоотношений партнёров по общению, формирует эти отношения;
10. являетсяиндикатором актуальных психических состояний личности;
11. выполняет функциюэкономии речевого сообщения;
12. выступает в ролиуточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональнуюнасыщенность сказанного;
13. выполняет функциюконтроля аффекта, его нейтрализации или создания социально-значимогоэффективного отношения;
14. выполняет функциюразрядки, облегчения, регулирует процесс возбуждения;
15. является одним изпоказателей общей психомоторной активности субъекта.
Жесты, позы, интонации,мимика – это целостная подструктура невербального поведения, наделённаядинамичностью, изменчивостью и в то же время константностью, многозначностью иодновременно «ёмкой однозначностью».
Хотелось бы подчеркнуть преимуществаметода наблюдения, при помощи которого мы исследовали невербальное поведениеличности:
· Наблюдениепозволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
· Наблюдениепозволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другуили к определённым задачам, предметам и т. д.
· Наблюдениепозволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемыхсубъектов.
· Наблюдениепозволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по несколькимпараметрам — например, вербального и невербального поведения
· Оперативностьполучения информации
· Относительнаядешевизна методаНедостатки метода наблюдения
· Отхождение отцели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)
· Прошлый опытисследования влияет на последующие факты наблюдения.
Опознание невербальногоповедения – это сложный процесс, включающий когнитивные и аффективныекомпоненты. Основные способы опознания невербального поведения сводятся кследующим: эмпатия-вчувствование, сопереживание, имитирование-подражание,проецирование, опознание невербального поведения через анализ ситуации общенияили речевого поведения общающихся.
Выделены специфическиедля опознания невербального поведения характеристики процесса: опознаниеосуществляется в ходе непосредственного взаимодействия с другими людьминепроизвольно, свёрнуто.
Методика наблюдения
невербальноеповедение психический
В ходе полевогоисследования было проведено несистематическое наблюдение, объектом которогостал Н. — мужчина средних лет, для которого имелась возможность ежедневногонаблюдения.
Невключённое наблюдениепроводилось в течение двух календарных недель, результаты фиксировались вдневнике наблюдения. В ходе исследования регистрировались конкретные проявленияневербального поведения Н.: жесты, мимика, позы, интонации и так далее.
В работе учитывалсякодекс наблюдения, согласно которому:
1. Если исследованиепроводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участниковне считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться ихсогласием.
2. Психологи должныделать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования,а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
3. Психологи должнысвести к минимуму вторжение в личную жизнь.
4. Психологи нераскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.
Процедура наблюдения
Протоколированиенаблюдения осуществлялось непосредственно во время наблюдения. Испытуемый немог знать, что является объектом наблюдения, что делает результаты наблюдениянаиболее чистыми.
Результаты
Испытуемый Н. – мужчинасредних лет. Волосы седые, раньше, вероятно, были тёмно-русыми. Стрижкакороткая, не требующая укладки. Допускает небольшую щетину на подбородке ищеках. Одеваться Н. предпочитает свободно: поверх футболки рубашка, на нейпиджак; снизу джинсы и спортивные кроссовки. Варьируются в основном футболки.Из аксессуаров – трость, которую Н. использует постоянно ввиду травмы правойноги.
1. Позы испытуемого.Всё время, когда испытуемый находится в обществе других людей, он принимаетпозу ухода от взаимодействия. Он использует свою трость, когда сидит, опираясьна неё или вращая ею. Сидит зачастую прямо, не сутулится. В разговоре стояопирается на трость и тем самым наклоняется в сторону собеседника.
2. Н. ни разу недемонстрировал закрытый контур тела. В дистанциях общения он ни одного человекане подпускает на интимную дистанцию. В пределах дистанции межличностногообщения в окружении Н. ярко выделяются два человека. Все остальные люди, скоторыми он взаимодействует, оказываются на более длинных дистанциях от него.
3. Жестикуляциядостаточно бедная. В основном сводится к манипуляциям с тростью.
4. Походка Н.определяется травмой ноги: Н. хромает на правую ногу. Шаги широкие, уверенные.При ходьбе всегда использует трость. Ходит Н. прямо, немного откинувшись назад.
5. Н. не избегаетконтакта глаз, однако прибегает к нему только тогда, когда ждёт какого-либоответа или реакции от своих собеседников. Когда Н. говорит сам, его взгляд чащерассеянный или периферический.
6. Мимика Н.представляется достаточно богатой. Подбородок и ноздри его остаются почтинеподвижными, однако глаза и губы принимают самые разнообразные выражения. Н.часто сопровождает речь прищуриванием глаз или различными искривлениями губ. Налбу – выраженные горизонтальные морщины, также много мелких морщин с внешнейстороны глаз. Во время каких-либо разъяснений в разговоре часто приподнимаетвнутренние уголки бровей, широко раскрывает глаза. Во время раздумий, напротив,сводит брови, в результате чего между ними появляется вертикальная морщина,уголки губ опускаются, взгляд периферический.
7. Темп речи Н.плавный: не ускоренный и не замедленный. Тембр голоса – достаточно низкий.Голос хрипловатый. В речи редко встречаются паузы, в основном речь представленамонологами с преобладающей утвердительной интонацией.
Обсуждение результатов
Согласно рисунку 2, вневербальном поведении Н. наблюдается синхронизация работы отдельныхподструктур. Изменение одних влечёт за собой изменение других. Это в очереднойраз указывает на целостность всего невербального поведения личности, котороепредставлено в виде ансамбля, облик которого зависит от каждого отдельногокомпонента.
В целом, Н. производитвпечатление уверенного в себе человека. Его движения наполнены гордостью, иведёт он себя по отношению к другим людям довольно вызывающе. Однако, его образимпонирует наблюдателю, так как представляется интересным для дальнейшегоизучения и получения интерпретаций результатов наблюдения.

Выводы
Невербальное поведениеличности способно открыть наблюдателю множество особенностей её внутреннегомира, психологического и физиологического состояния. Многообразие явленийневербального поведения столь широко, что может быть описано как особая формаречи, с помощью которой личность преподносит себя. Невербальное поведениеполифункционально. В теоретическом введении были обсуждены основные егофункции, такие как формирование образа партнёра по общению, поддержаниеоптимальной дистанции общения, усиление эмоциональной насыщенности сказанного.Невербальное поведение человека представляется неотъемлемой частью общения всовременном мире. Наблюдение за невербальным поведением и учитывание егоособенностей позволяет сделать взаимодействие между людьми более эффективным.Следует признать, что учёт и регистрация определённых проявлений невербальногоповедения требуют от наблюдателя развитого внимания. Ещё структуралистыговорили о том, что людям следует стремиться к увеличению объёма внимания с 3до 6-7 элементов. И В.Вундт – основатель структуралистского подхода доказал,что это возможно.
Если мы научимся обращатьвнимание не только на то, что нам говорят, но и на то, какими невербальнымиявлениями эта речь сопровождается, возможно, мы сможем лучше понимать другдруга, и наше общение станет более эффективным и занимательным. То же относитсяи к самопознанию. Представляется важным наблюдение за собственным невербальнымповедением – исходя из описанных нами функций, познание этой области себяспособно многое открыть нам о нас самих.

Литература
1. Лабунская В.А. –Невербальное поведение; Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского Университета, 1986 г., стр. 3-35.
2. Фаст Дж. — Языктела. Как понять иностранца без слов; электронное издание;
3. Зароченцев К.Д.,Худяков А.И. – Экспериментальная психология, учеб.; М.: Издательство Проспект,2005, стр. 40-48.