С.В. Перевезенцев
В основе “Повести” — описание чудесного видения, случившегося 24 августа 1611 года во Владимире, записанное со слов некоей Мелании, жены Бориса Мясника. Список текста был помещен в отписке сольвычегодцев пермичам следом за “Повестью о чудесном видении в Нижнем Новгороде”. Хотя эта повесть и не имела столь большого резонанса, как нижегородская, и даже, по мнению С.Ф. Платонова чрезвычайно бедна содержанием, на самом деле ее религиозно-философское содержание более чем насыщено, ибо здесь мы встречаемся с одним из редких видений Богородицы женщине. Ниболее полная публикация текста памятника — в РИБ.
“Повесть” сообщает, что Мелании во сне явилась “жена в светлых ризах”, держащая над головой иконописный образ, который был “велик и чуден велми”. “Жена в светлых ризах”, которая прямо отождествляется с Богородицей, приказала поведать всему православному люду о том, чтобы они установили пост и молились со слезами. Мелания засомневалась — прислушаются ли к ней, ибо сама Мелания еще слишком молода. В ответ “жена в светлых ризах” пригрозила русскому народу различными карами: трехдневным жаром и нападением многочисленных змей. А чтобы убедить Меланию в серьезности предсказаний, напустила на нее множество червей и жужелиц. Кроме того, Мелании был показан “превеликий” змей, который будет поедать людей.
Символика Владимирского видения сложна и своими корнями восходит к ветхозаветным сюжетам. Особенно интересен в данном случае образ змея, пожирающего людей. Этот образ присутствует в книге пророка Иеремии, где приобретает апокалиптические черты — Господь угрожает жителям Иерусалима напустить на них подобное существо за их грехи, что будет свидетельством конца света. И вообще змей всегда символизировал собой силы тьмы, орудие дьявола.
В древнерусской религиозно-философской мысли образ змея тоже трактовался, как символ зла (вспомним хотя бы древнюю легенду, вошедшую в древнерусскую литературу в качестве повести “Чудо Георгия о змие”). Между прочим, авторы начала XVII века вообще часто пользовались образом змея, особенно при характеристике Бориса Годунова, Лжедмитрия I, поляков и др. А в многочисленных в апокрифах присутствует и образ змея, пожиравшего людей. Так, змей поедающий грешников, был известен русским читателям по очень популярному на Руси апокрифу “Хождение Богородицы по мукам”.
Апокрифический элемент присутствует и в самом Владимирском видении, ибо оно отходит от сложившихся канонов. Так, видение было дано простой молодой женщине, причем в тексте видения даже не оговаривалось ее благочестие. Сама Богородица выступала не роли заступницы и просительницы за род человеческий, а как грозный судья, способный покарать за грехи. Таким образом Богородице присуще в большей степени черты Самого Господа. Да и апокалиптические образы видения должны были подчеркнуть связь с ветхозаветной, а не новозаветной традицией.
Тем не менее, Владимирское видение было с готовностью принято современниками. Ведь видение оказалось на благодатной почве — сознание людей давно уже ожидало чудесного избавления от многочисленных бед и страданий, поразивших Россию в Смутное время. После того, как Мелания рассказала об увиденном ею чуде, во Владимире был установлен очистительный пост. А затем, известия о видении стали рассылаться по другим городам.