«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

« Повесть о Петре и Февронии Муромских»( материал для беседы в 7 классе при изучении темы « Герой древнерусской литературы»)Цели: познакомить с особенностями жанра древнерусской повести, определить близость повести к фольклорным произведениям.Считается, что повесть написана в 16 веке писателем и публицистом Ермолаем – Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом ( настоятелем) дворцового собора Спаса-на- Бору в Москве, а потом монахом. Это не единственное его сочинение, но «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была особенно популярна у русских читателей того времени. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов. До сих пор точно неизвестно, кого можно назвать прототипами князя Петра и благочестивой княгини Февронии. Есть предположение, что прототипы – Петр и Феврония – исторические лица, княжившие в Муроме в начале 13 века и умершие в 1228 году. В то же время, в повести использована местная легенда о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солотча, откуда родом была Феврония.Жанровые признаки «Повести …»Черты житийного жанра:Петр и Феврония именуются «благоверными», «блаженными».Именно в церкви Петр узнает о существовании Агрикова меча.Собранные Февронией крошки превращаются в ладани и фимиам.Почитания героями Библии.Постоянное обращение героев к Богу.Но, в отличие от канонов жития, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения ( герой рождается в благоверной среде, с детства проявляет интерес к церкви, рано понимает свое призвание и отходит от земных дел, до самой смерти является религиозным подвижником).Черты фольклорных жанров:мотивы древних легенд, былин о герое – змееборцемудрые речи Февронии, присуще бытовым сказкам ( о мудрой деве), жанр загадокчудеса, характерные для волшебных сказокЧерты бытовых повестей:детали ( Феврония собирает со стола крошки, обматывает нитку вокруг иглы)на первый план выдвигается личность крестьянкитема социального неравенстваС развитием сжета образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых, а уж финал повести – классический образец житийной литературы. Признаки сказки Черты жития Сказочный зачинПервая часть похода на волшебную сказку о змее – искусителе, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.Сказочный герой – змей-искуситель.Добро побеждает зло: Петр побеждает злого змея ( первая часть повести)Волшебные помощники: Агриков меч.Загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок.Хитроумные задания – испытания ( задания Петра сшить рубашку из пучка льна и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена).Постоянные эпитеты ( «лукавый змей», «мудрая дева». Прославление святых, создание идеальных образов. ( Восхваляющие эпитеты: Петр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, преблаженная, блаженная)Есть похвальное слово святым.Любовь героев к Богу, жизнь по «заповедям Христа»Чудеса, которые творит герой (например, Феврония исцеляет больных)Необычная смерть и посмертные чудеса