Поволжский экономический район
Субъекты Федерации, расположенные вдоль среднего и нижнего течения Волги, объединяются в Поволжский экономический район. Основные показатели, характеризующие Поволжский экономический район, приведены в таблице №1.
Краткая история основания района.
Поволжье – район древнего заселения. Хазарский каганат ( VII – Xвв.) и Волжская Булгария (X – XIV вв.) – первые крупные государства на этой территории. До конца XV в. район входил в состав Золотой Орды, а после её распада – в Казанское и Астраханское ханство и частично в Ногайскую Орду. В 1552 г. Казанское ханство было присоединено к Москве, а в 1556 г. войска Ивана Грозного вошли в Астрахань. Астрахань и отчасти Казань становятся для России «воротами на Восток». Чтобы расчленить остатки племенных союзов тюрков, в конце XVI в. на месте переправ через Волгу начали строиться первые русские крепости: Самара (1586г.), Царицын (1589г.), Саратов (1590г.). В XVIIв. возникают крепости Симбирск (1648г.), Сызрань (1683г.) и др. Завоевав Волгу, Россия долго не могла освоить окружающие её степи. Земли кочевников и казаков в основном удалось закрепить за Россией лишь в XVIIIв. При этом степные пространства Нижнего Поволжья осваивались значительно медленнее, чем территории Среднего Поволжья. Этот процесс длился До начала XXв. Приходилось прививать оседлость местным народам, заселять территории выходцами из других районов страны, а также колонистами из Западной Европы (в основном из Голландии и Германии). Во второй половине XIXв. сформировались крупные приволжские экономические узлы, которые вначале выполняли торговые и транспортные функции, а затем стали важными промышленными центрами, при этом ни один из них не желал уступать первенство другим. Так появилась цепь сравнительно одинаковых по уровню экономического развития центров: Казань, Самара, Саратов, Царицын. Вместе с менее крупными промышленными узлами ( Астрахань, Пенза, Симбирск, Ставрополь, ныне Тольятти, Набережные Челны ) они формируют экономический каркас района. В годы Великой Отечественной войны в районе сложился ряд отраслей военно-промышленного комплекса, после войны хозяйственный комплекс пополнился электроэнергетикой, нефтедобычей, нефтехимией.
Географическое положение.
Район протянулся с севера на юг вдоль Волги, которая является природным стержнем, объединяющим 8 субъектов района. Все они, кроме Пензенской области, пересекаются великой рекой. В Калмыкию Волга заходит небольшим 15-километровым участком. На севере район граничит с Волго-Вятским и Уральским районами, на востоке – с Уральским районом и Казахстаном, на юге – с Северо-Кавказским районом и выходит к Каспийскому морю, на западе – с Северо-Кавказским, Центрально-Чернозёмным, Центральным и Волго-Вятским районами. Крайние точки: северная – на границе Республики Татарстан и Кировской области (56⁰40’ с. ш.), южная – на границе Республики Калмыкия и Республики Дагестан (44⁰45’с. ш.), западная – на границе Волгоградской и Воронежской областей (41⁰13’в. д.), восточная – на границе Республики Татарстан и Республики Башкортостан (54⁰14’в. д.). Через Поволжский район проходит часть автомобильных и железных дорог, соединяющих Европейскую Россию с Уралом и азиатской частью страны.
Природные условия.
Меридиональная вытянутость района определила разнообразие его природных условий. Кроме того, имеются природные различия между приволжскими и заволжскими территориями. В северной части района Приволжская возвышенность, протянувшаяся вдоль правобережья Волги на 700 км. и достигающая высоты 363 м., контрастирует с низменным Заволжьем, которое только на востоке Татарстана и Самарской области переходит в предуральские возвышенности. Вся южная часть района низменная. Север района (Республика Татарстан, Ульяновская и Пензенская области) имеет более высокую долю лесопокрытой площади (20 – 25%), довольно низкие январские температуры (-13…-18⁰С), умеренно тёплое лето (19 – 20⁰С) и лучшую увлажнённость. На юге преобладают степные, полупустынные и пустынные ландшафты, январские температуры повышаются до -5…-10⁰С , а июльские – до 23 – 26⁰С , количество осадков снижается до 170 – 200 мм. в год.
Природные ресурсы.
Район имеет богатые почвенные, минеральные и водные, неплохие агроклиматические ресурсы. По площади сельхозугодий и пашни он занимает первое место среди всех экономических районов страны. По суммарному годовому речному стоку район уступает в европейской части только Северному экономическому району, а по водообеспеченности на 1 км² занимает второе место в стране после Волго–Вятского района. В Поволжье разнообразные минеральные ресурсы. Здесь расположена западная часть Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Крупнейшие месторождения нефти – в Республике Татарстан и Самарской области, природного газа – в Астраханской, Волгоградской и Саратовской областях. Имеются значительные ресурсы химического сырья: серы (Самарская и Астраханская области). В районе расположены крупные месторождения строительных материалов (стекольные пески, цементное сырьё в Самарской и Саратовской областях). Поволжский район располагает значительным количеством рекреационных объектов, большинство из которых в той или иной степени связано с Волгой. Всё среднее течение реки до Волгограда – цепь водохранилищ, над правым берегом которых возвышаются живописные кручи Приволжской возвышенности. Куйбышевское водохранилище, протянувшееся более чем на 500 км вверх по течению от Тольятти, – крупнейшее на Волге. Особенно грандиозна картина водной глади при впадении в Волгу Камы (ширина Камского плеса здесь около 40 км). Излюбленное место туристов – Самарская Лука – излучина Волги, огибающая Жигулёвский полуостров. Ниже Саратовского водохранилища (плотина ГЭС у г. Балаково) по правому берегу реки тянутся белогорья, аналогичные донским. Их начало – у Змеевых гор близ Вольска. Здесь находятся и верхние плесы следующего водохранилища – Волгоградского. Только ниже Волгограда река сохранила первоначальный облик. Здесь же от неё отходит крупнейший рукав – Ахтуба. Образуется широкая пойма – зелёный оазис среди полупустынь Астраханской области с уникальным природным ландшафтом камышовыми зарослями вдоль лабиринтов проток, птичьим и рыбным царством.
Экологическая ситуация.
Почти сплошная хозяйственная освоенность района породила массу экологических проблем. Они присущи всем субъектам района и в первую очередь территориям, примыкающим к Волге. Предприятия только шести субъектов района (без Пензенской области и Республики Калмыкии) ежегодно выбрасывают в атмосферу 1,5 млн. т. вредных веществ. Сброс сточных вод в Волгу составляет около 40% общего объёма сброса загрязнённых вод на территории России. К этому добавляются проблемы экологии волжских водохранилищ – мелководных и фактически застойных бассейнов, нарушивших естественный водообмен реки. В нижнем течении и дельте Волги накапливаются стоки со всей реки, которые формируют донные отложения этого района и северного Каспия, нанося ущерб знаменитым рыбным промыслам. Остро стоит проблема чистой пресной воды в Астраханской области и Республике Калмыкии. Население.
В Поволжском районе проживает 16,8 млн. человек (11,5 % населения России). Демографическая ситуация здесь несколько отличается от других районов Европейской России (за исключением Северо-Кавказского). Темпы снижения численность населения в Поволжье (за исключением Пензенской и Ульяновской областей) более медленные (0,6% за 1997-1999гг.). Район привлекателен для мигрантов с севера и востока страны, а также ближнего зарубежья. Плотность населения закономерно снижается к югу. В районе большое число городов (93). Только здесь и на Урале по 4 «города-миллионера». При этом 60% городов района расположены в трёх субъектах – Республике Татарстан, Волгоградской и Саратовской областях, 20 городов имеют население свыше 100тыс. Наиболее крупные города – Самара, Казань, Волгоград, Саратов, а также Тольятти, Ульяновск, Пенза, Набережные Челны, Астрахань (все свыше 500 тыс. жителей). Плотность сети городов невысока (1,73 на 10000 км²), что объясняется, в частности, большой территорией района. Поволжский район – один из самых многонациональных. Удельный вес русского населения 73%. Крупными по численности национальностями являются также татары (14%), чуваши, мордва, казахи. Характеристика специализации района.
Основные отрасли района – многоотраслевое машиностроение, электроэнергетика, химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность, а также отрасли добывающего комплекса и сельского хозяйства. Существует выражение: «Поволжье – автомобильный цех страны». Города Тольятти и Набережные Челны – крупнейшие в стране центры производства легковых (ВАЗ) и грузовых (КамАЗ) автомобилей. Кроме того, автомобили производятся в Ульяновске, троллейбусы – в г. Энгельс. Многие города района связаны с названными заводами через предприятия-смежники. Поволжье крупный район – производитель наукоёмкой аэрокосмической техники (самолёты – Самара, Ульяновск, Саратов, вертолёты – Казань и т.д.). важную роль играют тракторостроение (Волгоград), судостроение (Астрахань), станкостроение (Саратов, Самара, Ульяновск). Электроэнергетика района представлена всеми типами электростанций. Крупнейшие из них – Волжская ГЭС (г. Жигулёвск Самарской обл.), Саратовская ГЭС (г. Балаково Саратовской обл.), Волгоградская ГЭС, Нижнекамская ГЭС (г. Набережные Челны), Заинская ГРЭС (Татарстан). Сырьевая база предопределила развитие в районе отраслей по добыче и переработке нефти и газа. Поволжье – второй после Западной Сибири нефтедобывающий район страны. Основной объём добычи дают нефтепромыслы Татарстана. В Астраханской области формируется промышленный узел по добыче и переработке газа. Крупнейшие центры нефтепереработки сосредоточены в Татарстане, Самарской, Саратовской, Волгоградской областях. На основе углеводородного сырья развивается химическая промышленность района (основные центры – Самарский промышленный узел, Нижнекамск, Волгоград-Волжский, Саратов, Казань). Общероссийское значение имеет сельское хозяйство района, дающее 13 – 14% общего объёма сельхозпродукции России. Республика Татарстан, Самарская, Саратовская и Волгоградская области являются одним из основных субъектов Федерации, производящих продукцию сельского хозяйства. Район располагает крупными массивами пахотных земель (особенно Саратовская и Волгоградская области), достаточным теплом в вегетационный период, большими трудовыми ресурсами, оросительными системами, что позволяет вести производство продукции в крупных объёмах. В Нижнем Поволжье и на Каспии развита рыбная промышленность. Транспорт.
Основную роль в перевозках играют железнодорожный (широтные магистрали) и речной (Волжско-Камская система) транспорт. Широкое развитие получил в районе трубопроводный транспорт. Здесь находится узел важнейших экспортных нефтепроводов. Основные черты субъектов района.
Обращает на себя внимание существенная разница в уровне развития субъектов района. Важнейшую роль в экономике Поволжья играют Самарская область и Республика Татарстан. Республика Калмыкия
расположена на юге района, большей частью на Прикаспийской низменности. По западу проходит возвышенность Ергени (высоты до 222 м.). Южная граница в основном идёт по Кумо-Манычской впадине. На юго-востоке Калмыкия выходит к Каспийскому морю. Это самый малонаселённый и экономически наименее развитый субъект Поволжского района. Республика отличается жарким и сухим климатом, малым количеством поверхностных пресных вод, засоленностью почв, сложной экологической обстановкой. Идёт деградация пастбищ, увеличивается площадь развеваемых песков. Столица Калмыкии – Элиста – расположена в западной, более развитой части республики. Здесь производятся стройматериалы, развита пищевая промышленность. Республика Татарстан
занимает северную часть района. Реки Волга и Кама делят территорию на три части: правобережье Волги с заходящей сюда Приволжской возвышенностью (высота до 266 м.); левобережье Волги и правобережье Камы (равнины); левобережье Камы (или Закамье), повышающееся к юго-востоку (Бугульминско-Белебеевская возвышенность, высоты до 364 м.). Широколиственные и смешанные леса (16,5% территории) соседствуют в республике с лесостепями. Острая экологическая ситуация сложилась на востоке (Елабуга – Заинск – Альметьевск – Карабаш), а также вокруг Казани. В Татарстане наиболее высокий уровень развития экономики. Занимая только 13% территории района, он сосредоточил более 20% трудоспособного населения и производит более 30% промышленной и сельскохозяйственной продукции Поволжья. Столица Татарстана – Казань – один из крупнейших промышленных центров России. История города началась в XIII в. с крепости, возведённой булгарами. С 1438г. город становится столицей Казанского ханства, а с 1552г. он вошёл в состав Московского государства. Казань превращается в экономический центр Среднего Поволжья, форпост в торговых и дипломатических отношениях России со Средней Азией и Сибирью. В XIXв. в Казани начала формироваться крупная промышленность. Основные отрасли – машиностроение (авиационное, моторостроительное, ЭВМ и др.), а также химическая и нефтехимическая промышленность (ПО «Органический синтез», «Тасма» и др.). Город богат достопримечательностями. В первую очередь это Кремль с Благовещенским собором и башней Сююмбеки. На территории Закамья до XXв. единственным городом была Бугульма, известная как крупный торговый центр. После открытия месторождений нефти (начало 50-х годов) Бугульма превращается в центр нефтедобывающего района. Позднее севернее Бугульмы вырастают города Альметьевск и Лениногорск, вскоре обогнавшие её в развитии. Первым городом при движении вверх по Каме является Чистополь, долгое время бывший вторым по значению (после Казани) городом Казанской губернии. В настоящее время он известен часовым заводом и археологическими памятниками одного из крупнейших городов Волжской Болгарии – Джукетау. Выше устья Вятки расположен крупный промышленный район, в котором соседствуют города Набережные Челны, Елабуга и Нижнекамск. Построенный в Набережных Челнах Камский автомобильный завод стал основным в России производителем большегрузных автомобилей. Нижнекамск известен крупным нефтехимическим и шинным производством, Елабуга – нефтяной и автомобильной промышленностью. Астраханская область
вытянута с северо-запада на юго-восток вдоль нижнего течения Волги и занимает часть территории Прикаспийской низменности. Хозяйственная жизнь области всегда была связанна с Волгой и Каспийским морем. Территория за пределами долины Волги – полупустыни и пустыни с многочисленными солёными озёрами, крупнейшее из которых – Баскунчак – является одним из основных центров добычи поваренной соли в стране. В дельте Волги расположен старейший город Нижнего Поволжья – Астрахань, известный с XIIIв. После присоединения к России в 1556г. здесь строится крепость и город становится опорным пунктом в освоении прикаспийских земель, крупным центром торговых связей с Закавказьем, Средней Азией и Персией. Роль Астрахани возросла после открытия нефти в Закавказье: астраханский порт стал одним из крупнейших в стране. Сегодня Астрахань – важный транспортный узел, центр рыбной промышленности, судостроения и судоремонта. На базе Астраханского газоконденсатного месторождения формируется крупный промышленный комплекс. На всю страну известен архитектурный ансамбль Астраханского кремля со знаменитым Успенским собором. Уникальные природные комплексы области, в частности Астраханский заповедник, имеющий мировое значение, требуют охраны и поддержки. Волгоградская область
– крупнейший по территории субъект Поволжского района, который делится Волгой на возвышенную правобережную (высота до 358 м.) и меньшую по площади низменную левобережную части. Территория пересекается Донам и его притоками, является наиболее освоенной частью области. На полупустынных территориях Заволжья много солёных озёр (крупнейшее – Эльтон). В 1589г. на волжском острове возникла крепость Царицын (ныне Волгоград), служившая для обороны волжского пути в месте сближения Волги и Дона. После пожара крепость была вновь отстроена в 1615г. уже на правом берегу Волги. В XIXв. город становится крупным транспортным и финансовым центром Поволжья. С конца XIXв. в нём развиваются нефтепереработка, судостроение, чугунолитейное производство, крупная пищевая промышленность. В 30-е годы XXв. здесь были построены первый в стране тракторный завод, судоверфи, ГРЭС. Город прославился мужественной обороной в годы Великой Отечественной войны. В 1952г. Волга и Дон были соединены в районе Волгограда судоходным каналом, который завершил создание единой водной транспортной системы Европейской России. Современный Волгоград специализируется на машиностроении, нефтехимии, электроэнергетике. Имеются также предприятия чёрной и цветной металлургии, производство стройматериалов и т. д. Вокруг города сформировался крупный район со сложной экономической ситуацией. Пензенская область
– единственный субъект района, не имеющий выхода к Волге и соединяющий в себе черты Поволжья и Черноземья. Область полностью лежит на Приволжской возвышенности (высоты до 341м.) и является водораздельной территорией, с которой в разные стороны текут реки Сура, Мокша, Ворона, Хопёр и др. Довольно крупные лесные массивы, расположенные в основном на востоке и северо-западе, занимают почти ¼ территории области. Промышленный и административный центр области – Пенза – был основан в 1663г. как сторожевой пункт на юго-восточной окраине России. Город являлся крупным центром машиностроения (химическое, текстильное, приборостроение и т. д.). Вторым по значению промышленным центром является г. Кузнецк (приборостроение, текстильное машиностроение и т. д.). На юго-западе области расположен г. Сердобск с машиностроительными предприятиями (филиал ЗИЛа, часовой, электроламповый заводы и т. д.). В области умеренно острая экологическая ситуация, плодородные почвы. Самарская область
в основном находится в Заволжье. Равнинный рельеф на востоке переходит в возвышенности – Бугульминско-Белебеевскую (высоты до 322м.) и Общий Сырт. Западную часть области занимает излучина Волги – Самарская Лука, огибающая Жигули (высоты до 370м.). Леса, занимающие около 12% территории, находятся в западной и северо-восточной частях области. Эта область – экономически развитый субъект Федерации. Основные промышленные центры расположены вдоль Самарской Луки, то есть в районе с наиболее выгодным экономико-географическим положением. Самара первенствует в Поволжье по численности населения и экономическому потенциалу, хотя разница в показателях между ней и другими поволжскими «городами-миллионерами» невелика. По выражению Г. М. Лаппо, «Самара первенствует, но не главенствует». Закрепившись после взятия Казани и Астрахани в ключевых точках Волги, Московское государство стало укреплять середину волжского пути, и первым из трёх важнейших опорных пунктов на средней Волге стала Самара (1586г.). В 1851г. была учреждена Самарская губерния, в 1877г. через город прошла Оренбургская железная дорога, которая соединялась с Сызранско-Вяземской магистралью. Всё это укрепило положение города. К началу XXв. наряду с Саратовом Самара становится крупнейшим центром мукомольной промышленности. Она оказалась на главной транспортной оси России, что дало дополнительный импульс её развитию. В годы Великой Отечественной войны временно выполнял столичные функции. Сюда были эвакуированы правительственные учреждения, посольства, предприятия. Ускоренное экономическое развитие города привело к его чрезмерной перегрузке промышленными предприятиями. Особую роль Самара играет в производстве космической техники, самолётов, нефтедобывающего оборудования, станков, приборостроении, нефтепереработке, кондитерской промышленности и т. д. Промышленная деятельность Самарской агломерации создала сложную экологическую обстановку в регионе. Севернее Жигулей на левом берегу Волги расположен город Тольятти, который берёт начало построенной в 1738г. первой на Волге калмыцкой крепости, а затем города Ставрополя. После затопления его водами Куйбышевского водохранилища возник фактически новый город. В 1964г. он был переименован в Тольятти – в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. В 1967 – 1971гг. здесь был построен Волжский автомобильный завод – крупнейший центр производства легковых автомобилей. В городе развиты также химическая промышленность, производство стройматериалов и т. д. В Самарской агломерации выделяются также Новокуйбышевск (нефтепереработка и нефтехимия), Сызрань (нефтепереработка и др.) Чапаевск ( химическая промышленность). Степное Заволжье, расположенное южнее р. Самары, занимает почти половину области. Здесь нет крупных городов, зато значительное число крупных сёл и посёлков. Саратовская область
наряду с Волгоградской – крупнейший по территории субъект района, пересекаемый Волгой почти посередине. Как и большинство других субъектов Поволжья, область состоит из возвышенного правобережья (высоты до 370м.) и низменного левобережья (Заволжья). Большую часть её территории занимают степи. Экономический центр области – район Саратов – Балаково, где сложная экономическая ситуация. Саратов основан как укреплённый пункт на юго-восточных границах России в 1590г. В 1797г. стал губернским городом. В XVIIIв. город становится важным торгово-промышленным центром, крупным перевалочным пунктом на транспортных путях Поволжья, центром торговли рыбой и солью, а затем и зерном. В XXв. здесь возникли предприятия нефтяной и нефтехимической промышленности, машиностроения (станкостроение, электротехника, самолётостроение и т. д.). Спутником Саратова является г. Энгельс, бывший в 1924 – 1941гг. столицей Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья. Здесь находятся крупные предприятия машиностроения (Троллейбусный, приборостроительный заводы и т. д.), химической, лёгкой промышленности. На северо-востоке от основного промышленного узла области расположен второй по значению узел – Балаково – Вольск. В Балакове крупные предприятия химической промышленности и две электростанции: Саратовская и Балаковская. Вольск – один из важнейших центров цементной промышленности. В западной части области расположен Балашов, который в 1954 – 1957гг. был центром одноимённой области. Ульяновская область
– наименьшая по территории в районе, расположенная в основном на возвышенном правобережье Волги (высоты до 363м.). Здесь сохранились крупные лесные массивы (запад и северо-запад). Леса занимают ¼ территории области. Основные промышленные центры находятся в восточной части области, у Волги. Ульяновск (до 1924г. – Симбирск), как и большинство приволжских городов, был основан как крепость. Это единственный город Среднего Поволжья, расположенный на обоих берегах реки. Возникнув на крутом и возвышенном берегу Волги, город постепенно разрастался на низменности. Ведущую роль в промышленности Ульяновска играет машиностроение (автомобильный завод, станкостроение, электротехника, авиационный завод и т. д.). Промышленным центром Заволжья является Димитровград (химическое машиностроение, автоагрегатный завод и др.
Список литературы
1. Учебник « Экономическая география и регионалистика» И.А. Минаков, С.К. Неуймин.