БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ ИРАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
На тему:
«Повышение эффективности деятельности предприятия за счет
импортозамещния и совершенствования системы расчетов»
МИНСК, 2008
1. Повышение эффективности за счет импортозамещения
Так как автомобиль – это продукция материалоемкая (более 77% отсебестоимости приходится на материальные затраты), то наиболее эффективнымимероприятиями по увеличению прибыли и рентабельности будет снижениесебестоимости путем снижения материальных затрат. Одним из таких способовявляется замена дорогих импортных комплектующих на более дешевые нашиотечественные, если такие выпускаются в нашей стране, что позволит не толькоснизить себестоимость данной продукции, но и позволит снизить потребностьпредприятия в свободно конвертируемой валюте. Это позволит, во-первых, сделатьболее доступной для покупателя данную продукцию, во-вторых, позволит поддержатьотечественных производителей.
Поэтому далее рассмотрим повышение прибыли и рентабельности предприятияза счет снижения себестоимости продукции путем снижения расходов накомплектующие материалы методом импортозамещения, т.е. за счет снижениясебестоимости путем перевода сборки ECU (Engine Control Unit — прибор управления двигателем)с комплектующих фирмы «Фесто» (Россия) на комплектующие Завода средств комплекснойавтоматизации (РБ г. Минск). Исходные данные для расчета представлены втаблице 1.
Таблица 1.
Исходные данные длярасчета экономического эффектаПоказатель Ед. изм. До внедрения После внедрения 1. Количество автомобилей с измененным ECU МАЗ-МАН 642268 шт. 15 15 МАЗ-МАН 642269 шт. 10 10 Итого шт. 25 25 2. Количество ECU на 1 автомобиль МАЗ-МАН 642268 шт. 2 2 МАЗ-МАН 642269 шт. 1 1 3. Стоимость одного ECU «Фесто» ЗСКА ECU № 1 р. 607050 124006 ECU № 2 р. 815100 162174
Из стоимости одного прибора управления двигателем, представленного втаблице 1., снижение себестоимости очевидно, т.к. стоимость данного прибораотечественного производства на 80% дешевле российского. Далее рассчитаемэкономический эффект от данного импортозамещения.
Однако нужно отметить, что трудоемкость сборки привода управления дверине меняется в силу того, что меняется только ECU. Этобыло определено опытным путем в цехе, где производят сборку. Таким образом,новая технология не требует капитальных затрат. В результате внедрения этогомероприятия существенно снизиться материалоемкость изделия и, следовательно,его себестоимость.
При сопоставлении вариантов технологических процессов наиболее выгоднымможет быть признан тот, который будет иметь минимальную технологическуюсебестоимость при заданном объеме выпуска. Выбранный вариант технологическогопроцесса должен соответствовать условию (1).
C + V×N ® min , (1)
где С – сумма условно-постоянных расходов по i-му вариантутехнологического процесса, р.;
V – переменные расходы наединицу продукции по i-му технологическому варианту, р.;
N – заданная годовая программа выпуска, шт.
Годовой экономический эффект от внедрения новой технологии рассчитываетсяпо формуле (2).
Э = (С1 — С2) + N * (V1 — V2), (2)
где Э – годовой экономический эффект от внедрения новой технологииизготовления изделия;
(С1-С2) – изменение суммы постоянных издержек засчет внедрения новой технологии;
(V1-V2) – изменение суммы переменных издержек наизготовление одного изделия за счет внедрения новой технологии.
Изменение технологии не предусматривает закупку нового оборудования,изменения суммы амортизационных отчислений, затрат на содержание и ремонтоборудования и площадей. Следовательно, изменение суммы постоянных издержек засчет внедрения новой технологии будет равно нулю.
Рассмотрим изменение переменных издержек при изменении технологии. Кпеременным издержкам в данном случае отнесем (с учетом вышесказанного):
– расходы на основные материалы.
— расходы на основную и дополнительную заработную плату основныхпроизводственных рабочих.
– отчисления и налоги на заработную плату.
Внедрение новой технологии не повлечет за собой изменения среднейтрудоемкости и средней зарплаты основных производственных рабочих.Следовательно, изменение суммы переменных издержек складывается только за счетуменьшения стоимости основных материалов.
Расчет экономическогоэффекта от данного предложения, представлен в табл. 2.
Таблица 2
Расчет экономическогоэффектаПоказатель Ед. изм. До внедрения После внедрения Результат Итого р. 26362500 5341920 -21020580 МАЗ-МАН 642268 р.
10*1*815100=
= 8151000
10*1*162174=
= 1621740 -6529260 МАЗ-МАН 642269 р.
15*2*607050=
= 18211500
15*2*124006=
= 3720180 -14491320 1. Расчет стоимости затрат на сборку ECU для всей программы выпуска 2. Экономический эффект от всей программы выпуска р. 5341920-26362500= -21020580
Таким образом, при переводе сборки прибора управления двигателем скомплектующих фирмы «Фесто» (Россия) на комплектующие Завода средствкомплексной автоматизации (РБ) будет получен экономический эффект от всей программы выпуска в количестве 25 автомобилейв размере 21 млн. р. за счет снижения стоимости материалов. Причем можнорассчитать снижение себестоимости сборки одного ECU поформуле (3).
Сс = (С1 – С2) / С1 * 100, (3)
где Сс – снижение себестоимости (%);
С1 – себестоимость (по измененным статьям) изделия довнедрения нового техпроцесса, р.;
С2 – себестоимость (по измененным статьям) изделияпосле внедрения нового техпроцесса, р.
Для автомобиля МАЗ-МАН 642268
Сс = ( 607 050 * 2 – 124 006 * 2 ) / ( 607 050* 2 ) * 100 = 79,6%.
Для автомобиля МАЗ-МАН 642269
Сс = ( 815 100 – 162 174 ) / 815 100 * 100 = 80,1%.
Далее по формуле (3) можем рассчитать снижение себестоимости одногоавтомобиля МАЗ-МАН 642268 и МАЗ-МАН 642269 засчет предложенного мероприятия:
С1 – себестоимость изделия до внедрения нового техпроцесса,равная 163,6 млн. р.; 184,1 млн. р.
С2– себестоимость изделия после внедрения нового техпроцесса, равная:
С2.МАЗ-МАН 642268=163,6 — (607 050 – 124 006 ) * 2 / 1 000 000 = 162,6 млн. р.;
С2.МАЗ-МАН 642269= 184,1 — (815 100 – 162 174 ) / 1 000 000) = 183,4 млн. р.
Сс.МАЗ-МАН 642268 = (163,6 — 162,6) / 163,6 * 100 = 0,61%.
Сс.МАЗ-МАН 642269 = (184,1 — 183,4) / 184,1 * 100 = 0,38%.
Следовательно, себестоимость одного автомобиля МАЗ-МАН642268 при внедрении нового техпроцесса сборки ECU снизится на 0,61%, а автомобиля МАЗ-МАН642269 при внедрении нового техпроцесса сборки ECU снизится на 0,38%. Полученные результаты можно представить ввиде таблицы 3.
Таблица 3.
Результаты расчета экономического эффекта от внедрения нового техпроцессасборки ECUНаименование показателей Единица измерения Значение показателя МАЗ-МАН 642268 МАЗ-МАН 642269 Себестоимость до внедрения млн. р. 163,6 184,1 Себестоимость после внедрения мероприятия млн. р. 162,6 183,4 Снижение переменных издержек на одно изделие млн. р. 1 0,6 Планируемый объем производства шт. 15 10 Экономия материалов на годовую программу млн. р. 15 6 Прибыль от производства автомобиля млн. р. 16,1 17,9 Рентабельность до внедрения % 9,84 9,72 Рентабельность после внедрения % 9,90 9,76 Повышение рентабельности % 0,06 0,04 Снижение себестоимости % 0, 61 0,38
Таким образом, проанализировав табл. 3, мы видим, что себестоимостьавтомобиля МАЗ-МАН 642268 уменьшилась на0,61%, а МАЗ-МАН 642269 на 0,38% из-заменьшего расхода на комплектующие материалы.
В результате переводе сборки прибора управления двигателем скомплектующих фирмы «Фесто» (Россия) на комплектующие Завода средствкомплексной автоматизации (РБ) снижение переменных издержек на одно изделиесоставит для автомобиля МАЗ-МАН 642268 966тыс. р., а для автомобиля МАЗ-МАН 642269 — 653 тыс. р., экономия материалов на предполагаемую программу (25 штук) – 21млн. р. В результате, рентабельность продукции повысится для автомобиля МАЗ-МАН 642268 на 0,06% , а для автомобиля МАЗ-МАН 642268 на 0,04%.
Далее рассмотрим повышение прибыли отчетного периода и общейрентабельности предприятии за счет внедрения данного мероприятия, для этогорассмотрим таблицу 4.
Таблица 4.
Расчет повышения прибыли отчетного периода и общей рентабельности предприятия№ п/п Показатели Ед. изм. Значение 1. Дополнительно полученная прибыль за счет снижения стоимости материалов млн. р. 21 2.
Прибыль отчетного периода с учетом корр.
Пк.=6432+21=6453 млн. р. млн. р. 6453 3.
Уровень общей рентабельности
Роб.э.=6453/(5021,5+19864)*100=25,93% % 25,93 4.
Повышение общей рентабельности
Рп=Робщ.э-Р2005= 25,93-25,85=0,08% % 0,08
В конечном счете, данное мероприятие позволит повысить общую прибыль на21 млн. р., а общую рентабельность на 0,08%, это говорит о выгодности ицелесообразности данного мероприятия.
4. Совершенствованиесистемы расчетов с поставщиками и покупателями
Совершенствованиерасчетов с поставщиками и покупателями является актуальным в наше время, т.к.предприятие тесно сотрудничает как с одними, так и с другими, и на сколькоправильно и четко будет сформирована данная система расчетов зависит финансовоеположение предприятия и прибыльность производства.
Согласно заключенныхдоговоров с поставщиками данных комплектующий и материалов, установлена 100%предоплата, следует, что с ростом объемов готовой продукции на складахпредприятия, увеличивается не только себестоимость продукции за счет ростапостоянных издержек и снижается прибыль предприятия, но и замораживаютсяоборотные средства, которых предприятию не хватает.
Проанализировавданное положение дел, я предлагаю внедрить следующие предложения:
1. Продажа автомобилей в кредит, сусловием что 50% стоимости покупки оплачивается сразу при заключении сделки,вторую половину через год, с уплатой процентов по ставке 10% годовых наоставшуюся сумму не зависимо от ставки рефинансирования. Я предполагаю, чтотакое предложение заинтересует определенный круг покупателей и сделаетавтомобиль более доступным для автотранспортных предприятий РБ. Данное предложениепозволит повысить объем реализации продукции на 5%.
2. Предусмотреть систему скидок при приобретении трех и более автомобилейодним покупателем, т.е. при приобретении 3 автомобилей скидка – 3% от ценытовара, при приобретении более трех скидка – 4%, а также использование бонуснойскидки (или скидки за оборот), которая представляет собой снижение цены впоследующем. Это предложение позволит повысить объем реализации продукции на6%.
Данные предложения позволят не только повысить объем производства продукции,но тем самым позволят снизить себестоимость продукции и повысить прибыль ирентабельности как продукции, так и самого СП. В качестве базисного годавозьмем 2007 год, и при составлении таблицы 5 воспользуемся данными,проанализированными выше в аналитическом разделе данного дипломного проекта.
Таблица 5.
Анализ повышения прибыли за счет внедрения мероприятий посовершенствованию системы расчетов с покупателямиНаименование показателя ед. изм. Расчет Значение 1 2 3 4 1.Увеличение объема реализации 1.1. Продажа автомобилей в кредит, 5% шт. 450*5%= 23 1.2. Продажа автомобилей с предоставлением скидки 3%, увеличение на 2% шт. 450*2%= 9 Итого от мероприятий шт. 32 Планируемый объем реализации шт. 450+32= 482 2. Снижение себестоимости 2.1. Переменные затраты на единицу продукции млн. р. 20211/450 44,91 2.2. Постоянные затраты млн. р. 3969 2.3. Средняя себестоимость реализованной продукции млн. р. 24180/450= 53,73 2.4. Планируемая себестоимость реализованной продукции млн. р. 485*44,91+3969= 25750 2.5. Планируемая средняя себестоимость реализуемой продукции млн. р. 25750/485= 53,09 2.6. Снижение себестоимости единицы продукции млн. р. 53,09-53,73= -0,64
Продолжение табл. 51 2 3 4 3. Определение эффекта 3.1. Средняя цена 1 автомобиля млн. р. 31040/450= 68,98 3.1. Выручка от обычной реализации млн. р. 450*68,98= 31041 3.2. Себестоимость от обычной реализации млн. р. 450*53,09= 23890,5 3.3. Прибыль от обычной реализации млн. р. 31040-23890,5= 7149,5 3.4. Выручка от реализации продукции со скидкой 3% млн. р. 9*68,98-(9*68,98)*3%= 602,2 3.5. Себестоимость от реализации со скидкой млн. р. 9*53,09= 477,81 3.6. Прибыль от реализации со скидкой млн. р. 602,2-477,81= 124,39 3.7. Выручка от реализации автомобилей в кредит в первый год кредитования млн. р. 23*68,98*50%= 793,27 3.8. Себестоимость реализуемых автомобилей в кредит млн. р. 23*53,09= 1221,07 3.9. Убыток от предоставляемого кредита млн. р. 793,27-1221,07 -427,8 3.10. Общая выручка от реализации в 1 год млн. р. 31041+602,2+793,27= 32436,47 3.11. Себестоимость реализуемых автомобилей млн. р. 23890,5+477,81+1221,07= 25589,38 3.12. Прибыль от реализации млн. р. 32436,47-25589,38= 6847,09 3.14. Рентабельность продаж % 6847,09/32436,47= 21,11 3.15. Погашение кредита млн. р. 23*68,98*50%= 793,27 3.16. Проценты по кредиту млн. р. 793,27*10%= 79,33 3.17. Итог по доходу от предоставления кредита млн. р. 793,27+79,33= 872,60 3.18 Итог с учетом инфляции 105,62% млн. р. 872,6/105,62%= 826,17
Из данной таблицы следует, что при росте объемавыпущенной продукции на 32 автомобиля за счет предложенных мероприятий средняясебестоимость единицы продукции снизится на 1,19% или 0,64 млн. р. и составит53,09 млн. р. Выручка вырастет в первый год на 4,5% и составит 32 436,47 млн.р., прибыль от реализации в первый год увеличится на 4,73% и составит6 847,09 млн. р. и рентабельность продукции составит 21,11%, а вследующем году предприятие получит дополнительный доход от предоставленноготоварного кредита 826,17 млн. р.
Далее рассмотрим повышение прибыли отчетного периода и общейрентабельности предприятии за счет внедрения данного мероприятия, для этогорассмотрим таблицу 6.
Таблица 6.
Расчет повышения прибыли отчетного периода и общей рентабельностипредприятия№ п/п Показатели Ед. изм. Значение 1. Планируемая прибыль млн. р. 6847,09 2.
Увеличение прибыли
∆П=6847,09-6432=415,09 млн. р. млн. р. 415,09 3. Уровень общей рентабельности Роб.э.=6847,09/(5021,5+19864)*100=27,51% % 27,51 4. Повышение общей рентабельности
Рп=Робщ.э-Р2005= 27,51-25,85=1,66% % 1,66
В конечном счете, данное мероприятие позволит повысить общую прибыль на415,09 млн. р., а общую рентабельность на 1,66%, это говорит о выгодности ицелесообразности данного мероприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипова,Е. А. Новые тенденции в развитии совместных предприятий в РеспубликеБеларусь // Вестник БГУ. 2007. сер. 2. № 3. С. 40-48.
2. Грачев,Н. Н. Теоретическо-методологические основы привлечения иностранныхинвестиций РБ // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2007. № 34. С.20-32.
3. Мазоль, С. И.Совместные предприятия в становлении и развитии рыночной экономики: – Минск:БГЭУ, 2007 — 20 с.