Повышение эффективности функционирования региональной экономики н

–PAGE_BREAK–Результаты диссертационного исследования приняты к внедрению Министерством экономического развития и торговли РА, а также используются в учебном процессе Майкопского государственного технологического университета, что подтверждено соответствующими справками о внедрении.
Публикации. Основное содержание диссертации и результаты проведенных исследований опубликованы в 4 работах общим объемом 1,7 п.л.
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих 10 разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы диссертации, констатирована степень разработанности проблемы в отечественной литературе, сформулированы цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования, изложены положения, выносимые на защиту, научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость. Здесь же рассмотрены методологические и инструментарно-методические основы исследования и его эмпирическая база, а также апробация результатов.
В первой главе «Теоретико-методологические основы управления региональной экономикой на основе повышения эффективности использования природно-ресурсной базы региона» проведен анализ принципов и подходов к повышению эффективности использованияприродно-ресурсного потенциала региона, рассмотрены концептуальные основы формирования системы управления развитием региональной экономики и определены направления повышения эффективности использования природно-ресурсной базы региона.
Современное состояние регионального управления не в полной мере обеспечивает реализацию главных целей развития экономики, а значит и эффективность функционирования всей региональной совокупности социально-экономических объектов, что связано, прежде всего, со слабой научной составляющей в общей характеристике процессов управления экономикой.
Научный подход к совершенствованию регионального управления предполагает реализацию принципов системности, комплексности, разработку аналитических и нормативных моделей управления социально-экономическими системами. Рациональность построения процесса управления определяет эффективность использования человеческих, материальных, финансовых и природных ресурсов региона.
Интенсификация процессов перехода к социально-рыночному типу региональной политики, ориентированному на ускорение темпов и повышение качества экономического роста приводят к тому, что основной региональной стратегии является саморазвитие, т.е. механизмы обеспечения эффективного использования собственного природно-ресурсного, производственного и бюджетно-финансового потенциала.
Необходимость внешнего (инициируемого на уровне системы управления) воздействия обусловлена тем, что рыночные отношения не могут выполнять функции развития взаимоотношений общества и окружающей среды. Отношение общества к использованию природных ресурсов должно строиться на основе признания идеи устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов.
Рыночные механизмы, с одной стороны, служат наиболее эффективным известным на сегодняшний день способом регулирования экономических процессов, но, с другой стороны – не обеспечивают оптимальности режима использования ресурсов, стратегически важными из которых являются природные.
Оба аспекта рыночных отношений реализуются на региональном уровне. Основу рыночного механизма саморегулирования составляет конкуренция, проявляющаяся во взаимодействии на локальных территориях. Территориальный аспект существенен также и относительно природных ресурсов.
Необходимость обеспечения продолжительности функционирования региональных систем требует включения в воспроизводственные процессы природных ресурсов, производственно-технологический комплекс, аллокационную подсистему, определяющие количественные характеристики эффектов от хозяйственной деятельности и способ их распределения (рис. 1).
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рис. 1. Место региональной политики в процессах регулирования развития региона

Процесс производства материальных благ (товаров, услуг) представлен взаимосвязью природно-ресурсного потенциала, производственно-технологического комплекса и аллокационной подсистемой (1,2), сопровождаемый использованием природно-ресурсного потенциала (в широком смысле: природные, рекреационные ресурсы, климатические условия, ассимиляционный потенциал территории и пр.) (1) и производством, в результате чего формируется результат хозяйственной деятельности (2).
Аллокационная подсистема определяет сложившуюся структуру хозяйственной деятельности и способы распределения ее результатов. Часть из них формирует бюджетно-финансовые ресурсы (4 – непосредственно производители, 3 – косвенные платежи; 7 – финансовые ресурсы, расходуемые на восстановление природной среды, природоохранные мероприятия и пр.; 6 – промежуточное потребление, товары и услуги, обеспечивающие воспроизводство (станки, транспорт)).
Анализируя сложившуюся систему взаимосвязей, следует отметить неэффективность управления финансовыми ресурсами, расходуемыми на восстановление природной среды, природоохранные мероприятия и пр. (7). Вследствие чего возникает необходимость замены либо компенсации существующей связи на аналогичную (3-5-8), что позволит совершенствовать управление финансовыми ресурсами, особенно по части, процедуры планирования. Необходимым условием поддержки совместной скоординированной деятельности производственно-технологического комплекса и аллокационной подсистемы является использование разнообразных способов интеграции с другими отраслями, комплексами региона, привлечение инвестиции и т.д.
Доминирующей функцией управления социально-экономическим развитием региона в данных условиях является активизация деятельности региональных хозяйственных комплексов, обеспечивающих развитие природно-ресурсного потенциала региона при поддержке бюджетно-финансовой подсистемы и подсистемы планирования процессов управления региона.
Рассматривая экономическую сущность понятия природно-ресурсный потенциал, целесообразно учитывать следующие позиции, характеризующие его как: природное явление, элемент экономической и правовой сферы и элемент региональной экономической системы.
В рамках конкретного региона, входе эксплуатации природных ресурсов, формируется рынок продукции, характеризующийся своими территориальными параметрами спроса и предложения, обусловленными особенностями в региональных запасах сырья, их качеством, удаленностью от потребителей и уровнем развития региональной природно-ресурсной базы.
Современное состояние экономики страны, реорганизация всей структуры управления, связанная с переходом к рыночной экономике, требует переосмысления подходов к управлению процессом воспроизводства природных ресурсов и их потребления на региональном уровне. Воспроизводство природных ресурсов является важной проблемой, на базе которой решаются многие проблемы экономической науки.
Результативный аспект экономической оценки природно-ресурсного потенциала заключается в определении дохода от всех компонентов региональной экосистемы на основе рыночных цен на продукцию и услуги в регионе.
В основу определения экономической ценности региональной экосистемы следует положить применение экономико-математической модели. Такой подход позволит более обоснованно и оперативно определять стоимость природных ресурсов и обеспечит информацией для совершенствования вопросов организации и пересмотра оценки в соответствии с экономической обстановкой в регионе.
Одним из основных составляющих природно-ресурсной базы Республики Адыгея являются лесные ресурсы.
Переход рыночной экономике обнаружил новые весьма существенные недостатки и диспропорции в развитии лесного сектора экономики региона. В силу волевого принятия управленческих решений и отсутствия экономических рычагов роста эффективности функционирования лесного комплекса региона, неуклонно ухудшалось качество лесных ресурсов. Основные мощности по переработке древесины крайне нерационально размещены относительно сырьевых ресурсов, что приводит к высоким транспортным издержкам. Освоение неиспользуемых древесных ресурсов крайне затруднено ввиду отсутствия лесозаготовительной техники, отвечающей лесоводственным требованиям.
Древесина, ее породный состав и возраст определяют экономическую ценность лесных участков региона. Благодаря тому, что параметры древостоев поддаются точному измерению и учету, существует возможность проведения достоверной экономической оценки этого регионального лесного ресурса. Наличие такой связи между древесными ресурсами и выполнением лесом других полезных функций позволяет дать характеристику ресурсного потенциала лесов региона, исходя из породно-возрастных показателей и размеров запасов древесины относительно занимаемых лесами площадей.
В настоящее время возникает проблема рационального использования природных ресурсов, в том числе, недревесной продукции леса региона. Использование недревесной продукции леса может дать высокий доход, соизмеримый с заготовкой древесины.
Для повышения эффективности функционирования региональной экономики предложены различные инструментарно-методические подходы к рациональному использованию природно-ресурсного потенциала.
Во второй главе «Развитие инструментарно-методического обеспечения использования ресурсного потенциала региональной экономики» предложена модель формирования регионального рентного дохода, исследованы модели оптимизации, прогнозирования и принятия решений в сфере использования природно-ресурсной базы региона и методы экономической оценки природно-ресурсного потенциала региона.
Ни одно из решений в области использования и воспроизводства лесов нельзя принять квалифицированно без исчисления регионального рентного дохода. На базе рентного дохода должна быть построена и система платежей за пользование лесными ресурсами региона, отвечающая принципам рыночных отношений, поскольку в системе экономических отношений трансформируется в лесной рентный доход, принадлежащий собственнику лесного фонда (в Российской Федерации — государству). Для определения региональной лесной ренты (лесного рентного дохода) необходимо решить следующие задачи:
— обосновать выбор продукции, которая вырабатывается из лесных ресурсов региона (древесины на корню);
— установить состав затрат, возникающих по всем переделам работ, превращающих древесину на корню в выбранную продукцию;
— уточнить, какие затраты (фактические или нормативные) должны составлять базу для расчетов рентного дохода;
— обосновать нижний предел эффективности использования древесных ресурсов через минимально возможный уровень регионального рентного дохода.
В связи с переходом страны к рыночной экономике тенденции развития технологии и оборудования для региональных лесных предприятий претерпели существенные изменения. Прежде всего, наблюдается деконцентрация производства за счет снижения объемов поставки сырья, уменьшения объемов переработки на крупных и средних предприятиях региона. Следует ожидать дальнейшего увеличения числа небольших предприятий. Поэтому предприятия, производящие машины и оборудование для лесных отраслей, должны учитывать, прежде всего, разнообразие запросов их потребителей.
Эффективность лесопользования в лесном фонде Республики Адыгея необходимо оценивать на основе моделирования технико-экономических показателей работы предприятий лесопромышленного комплекса. Для анализа были использованы такие лесные ресурсы как древесина и продукты ее переработки, недревесная продукция.
Каждый сектор регионального лесного рынка характеризуется набором различных параметров: издержки производства, цена, прибыль, товарный выпуск, объем реализации и т.д.
В результате задача поиска наиболее эффективной стратегии маркетинга на региональном рынке сводится к поиску решения задачи оптимального вовлечения лесоресурсов в хозяйственный оборот в условиях сравнения альтернатив по целой группе показателей, имеющих различную экономическую природу, диапазон и единицы измерения и обладающих свойством противоречивости (улучшение одних показателей неизбежно ведет к ухудшению значений других).
Все сферы многоцелевого лесопользования базируются на общем природном ресурсе, которым можно считать лесные земли и запасы лесного сырья древесного и недревесного типа, запасы лесоперерабатывающей отрасли. Ограничивающими факторами по объемам производства продукции являются возможности предприятий Республики Адыгея, которые включают производственно-технические, финансовые ресурсы и экологические ограничения.
В силу ограниченных производственных возможностей необходим поиск оптимального варианта хозяйственного освоения лесных ресурсов многоцелевого назначения в регионе.
Формальная запись задачи оптимизации использования лесных ресурсов состоит в следующем. Требуется найти максимум целевой функции – максимум прибыли:

При ограничениях:
– ограничение по лимитам ресурсов:

— ограничение по потребности:

и условии неотрицательности переменных:

Обозначение искомых переменных:
— объемы древесного продукта;
— средние договорные (рыночные) цены за 1 м3 древесины, оплачиваемые потребителями;
— средние затраты на выработку 1 м3 древесины;
— общий запас древесного продукта в регионе;
— нормы расхода 1 м3древесины на производство единицы продукции.
— потребность в продукте.
Основная цель статистического изучения динамики их деятельности состоит в выявлении и измерении закономерностей развития во времени. Это достигается посредством построения и анализа статистических рядов динамики. В каждом ряду динамики имеются два основных элемента: показатель времени t и соответствующие ему уровни развития изучаемого явления. В качестве показателей времени в рядах динамики выступают отдельные периоды (недели, месяцы, кварталы, годы).
Основным содержанием метода аналитического выравнивания в рядах динамики является то, что тенденция развития yt рассчитывается как функция времени:
Yti = f ( ti ).
Определение теоретических (расчетных) уровней yti производится на основе адекватной математической функции, которая наилучшим образом отображает основную тенденцию развития ряда динамики. Подбор адекватной функции осуществляется методом наименьших квадратов.
Предложенная модель позволит оптимизировать процесс вовлечения лесоресурсов в хозяйственный оборот региона, а также определить параметры зависимости прибыли от реализации продукции лесопромышленного комплекса и величины налоговых поступлений в региональный бюджет от деятельности субъектов лесопромышленного комплекса.
Оптимизация кредитной системы всегда ставит главной целью выбор всесторонне проработанных и надежно обоснованных, лучших проектов.
Анализ инвестиционных проектов на основе экономико-математических методов должен проходить в итеративном режиме. Это связано с тем, что ограничения задачи, как правило, являются достаточно известными только для начальных периодов. В связи с этим необходимо результаты постоянно пересматривать по мере поступления новой информации.
Одним из наиболее эффективных способов совершенствования региональной инвестиционной политики является применение одноступенчатой динамической модели синхронного инвестиционно-финансового планирования. В качестве цели принимается максимизация общей стоимости капитала инвестиционной и финансовой программ. При этом, для всех учитываемых моментов планового периода с помощью условий ликвидности гарантируется финансовое равновесие.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Значимым является то обстоятельство, что осуществляется учет значений стоимости капитала, т.к. при формировании целевой функции предопределяется реалистичность условий модели стоимости капитала. К числу дополнительных ограничений относятся следующие:
— все инвестиционные объекты (ИО) и объекты финансирования (ОФ) произвольно делимы и до указанной верхней границы могут быть осуществлены многократно;
— платежный ряд единицы и, вместе с тем, стоимость капитала на единицу при всех ИО и ОФ не зависят от числа реализуемых единиц;
— количество видов продукции, производимой определенным ИО, а также максимальный объем сбыта продукции конкретного вида однозначно можно отнести к определенному периоду или моменту времени;
— рассмотрению подлежат только те альтернативы, которые можно реализовать к началу планового периода времени.
Экономико-математическая модель выглядит следующим образом:
Целевая функция

 

                         +                               ® max,
где xj – количество единиц инвестиционного объекта, j=1,J; yi – объем использования объектов финансирования (руб.) для I=1,I; cj(vi) – стоимость капитала на единицу инвестиционного объекта.
Платежный ряд ИО и ОФ с параметрами ajv и div здесь представляется в форме отрицательного сальдо платежей. В задаче вводится ограничение, что количество всех ИОj, а также использование всех ОФi (руб.) не должно быть отрицательным или превышать верхней границы.
Рассмотрим экономико-математическую модель применительно к условиям Республики Адыгея. Экспериментальные расчеты для поиска оптимального решения произведены симплекс-методом с помощью пакета прикладных программ LP-PC. Модель применима при отборе наиболее эффективных инвестиционных проектов.
В качестве ограничения задачи принимается условие:
ликвидность для момента времени t=0, t=1

Так как расчетная процентная ставка одинакова для всех периодов, то стоимость капитала (СК) на начало планового периода (t=0) определяется по формуле

где t – индекс времени; Т – последний момент времени, в который осуществляются платежи; et (at) – поступления (выплаты) в момент времени t: g-1 – коэффициент дисконтирования на момент времени t.
Применение традиционных моделей оценки эффективности инвестиционных проектов имеют обобщенный характер и учитывают только финансовую сторону проблемы, чего нельзя сказать об одноступенчатой динамической модели при синхронном инвестиционно-финансовом планировании, которая имеет высокую степень реалистичности и учитывает как производственную систему, так и финансовую сторону проблемы.
В третьей главе «Реализация комплексного инструментария управления лесопромышленного комплекса Республики Адыгея» проведен комплексный анализ воспроизводственных процессов природно-ресурсного потенциала Российской Федерации, выявлены приоритетные направления развития лесопромышленного комплекса Республики Адыгея на основе исследования процессов его функционирования, разработаны экономико-математическая модель оптимизации и прогнозирования лесного ресурсного потенциала региона и одноступенчатая динамическая модель оптимизации принятия инвестиционно-финансовых региональных програмных решений в условиях определенности ситуаций.
Российская Федерация обладает огромным лесосырьевым потенциалом, леса произрастают на площади 770 млн. га с общим запасом древесины 82 млрд. м3.
Доля лесопромышленного комплекса в создании валового общественного продукта страны не превышает 2,5 %.
В лесном секторе стран с рыночной экономикой в настоящее время наблюдается подъем спроса на все лесные товары. Что касается России, то объем производства в лесном секторе находится на чрезвычайно низком уровне. Активность отрасли тормозит сложное социально-экономическое положение страны, высокий уровень инфляции, техническая отсталость, недостаток финансирования.
Общими проблемами, характерными для лесозаготовительных и лесопромышленных предприятий республики являются:
·                   крайне низкое использование мощностей по объемам вывозки древесины из-за нестабильной сырьевой базы, а также нестабильность в производстве деловой древесины и пиломатериалов;
·                   отсутствие существенных инвестиций в лесозаготовительные и деревоперерабатывающие предприятия;
·                   отсталая техническая база лесной промышленности, не отвечающая требованиям рыночной экономики.
Регионы страны, находясь в общей системе российской социально-экономической политики, не могут действовать изолировано, абстрагируясь от госрегулирования в рамках всего общества. Тем не менее, в регионах стратегия государственного регулирования и поддержки бизнеса имеет свои черты, особенности, возможности и каналы реализации.
После финансового кризиса 1998 года наблюдается повсеместное оживление производства, которое наиболее заметно в регионах, допустивших в 1992-1998 гг. наибольшее падение производства. Адыгея относится к числу таких регионов (см. табл. 1).
Таблица 1. Основные показатели, характеризующие экономическое положение Республики Адыгея (в % к предыдущему году)[1]
1999 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
Объем производства промышленной продукции
148,2
120,7
107,2
92,0
110,2
Объем производства продукции сельского хозяйства
89,7
101,2
106,0
82,8
93,2
Грузооборот предприятий автомобильного транспорта
103,8
91,9
97,8
149,4
69,9
Инвестиции в основной капитал
142,4
100,4
102,2
113,4
70,8
Среднесписочная численность занятых в народном хозяйстве
99,0
100,4
96,8
98,0
95,8
За период с 1999 г. по 2005 г. республика вошла в полосу умеренного роста промышленного производства с сохранением определенной неустойчивости.
Следует отметить заметное снижение удельного веса лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, что явилось следствием дальнейшего уменьшения ее доли в структуре промышленного производства (см. табл. 2).

Таблица 2. Структура промышленного производства в Республике Адыгея
2001 г.
2005 г.
Абс. откл.(+/-)
Промышленность
100,0
100,0
0,0
в том числе:
Электроэнергетика
4,2
6,2
+ 2,0
Машиностроение и металлообработка
9,8
15,3
+5,5
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
22,5
19,6
-2,9
Производство строительных материалов
4,7
9,0
+4,3
Легкая
0,7
1,2
+0,5
Пищевая
54,8
43,2
-11,6
Прочие
3,3
5,5
+2,2
В отраслевом разрезе в структуре ВРП Республики Адыгея наибольший удельный вес (на уровне 15% по итогам 2005 года) занимает торговля и общепит, промышленность, сельское хозяйство и значительную долю занимает ЛПК – 9,0 % (рис. 2).
\s
Рисунок 2. Место лесопромышленного комплекса (ЛПК) в отраслевой структуре ВРП Республики Адыгея за 2005 год (в % к итогу)
Развитие лесопромышленного комплекса республики сопряжено с особенностями ее географического положения, удаленностью от рынков сбыта. В этих условиях увеличение переработки продукции в местах концентрации лесоперерабатывающих мощностей становится приоритетной задачей отрасли (см. табл. 3).
Подавляющая часть продукции лесопромышленного комплекса региона выпускается на крупных и средних предприятиях, сосредоточенных в разных районах республики (около 91,7% всего объема производства). В то же время доля крупных и средних предприятий Адыгеи, занятых в лесопромышленном комплексе, составляла в 2005 г. 67,3%. Обеспечение же работой на малых предприятиях лесопромышленного комплекса является социально значимой проблемой.
Таким образом, стратегически важным приоритетным и перспективным направлением промышленной политики в лесной сфере является создание относительно крупных холдинговых компаний вокруг предприятий, которые занимаются переработкой древесины, с включением малых высокоэффективных предприятий, работающих на локальный рынок, особенно в районах, удаленных от железнодорожных транспортных магистралей.
Таблица 3. Объёмы производства основных видов продукции
Номенклатура работ и продукции
Ед. изм.
2002
2003
2004
2005
Заготовка и вывоз древесины по рубкам главного пользования
тыс. м3
40,51
43,35
49,20
37,3
Заготовка и вывоз древесины по рубкам ухода
тыс. м3
123,6
109,2
89,6
Деловая древесина
тыс. м3
36,02
46,16
27,10
24,40
Пиломатериалы
тыс. м3
20,81
14,44
12,7
10,6
В т.ч.
Паркет
тыс. м3
161,9
159,5
123,0
118,0
Картон
тыс. тонн
38,7
47,9
50,3
51,7
Ящики картонные
млн. м2
52,6
67,7
71,9
63,9
Стулья
штук
34950
59653
38947
19819
Шкафы
штук
1085
1575
540
627
Фанера
м3
1595
3157
2455
3244
Строганый шпон
тыс. м2
470,6
495,1
166

Доля инвестиций в лесопромышленный за период 2003-2005 гг. увеличилась с 4,9% до 5,8%. Значительная часть мелких предприятий занимается лесозаготовкой древесины и в меньшей степени обработкой, что влияет в целом на эффективность отрасли.
Основные усилия должны быть направлены на инвестиционную поддержку бюджетообразующих предприятий лесопромышленного комплекса региона, доказавших свою экономическую, управленческую и технологическую самостоятельность, и продукция которых имеет высокую добавленную стоимость и устойчивый сбыт (например, гофрокартон и продукция деревообработки), а также безубыточных производств всех форм собственности, которые имеют возможность платить заработную плату. В свою же очередь, органам власти республики необходимо четко определить объемы финансовой помощи и пути обеспечения уровня экономической самодостаточности предприятий.
Серьезной проблемой является проведение реструктуризации множества убыточных деревообрабатывающих предприятий регионального лесопромышленного комплекса, что может включать ликвидацию или перепрофилирование неперспективных предприятий либо консолидацию их акций в рамках новой управляющей компании.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность имеет не только внутриреспубликанское, но и межрегиональное значение и способна экспортировать продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья. Учитывая, что в настоящее время экспорт леса идет на невыгодных для республики условиях, промышленная политика должна предусматривать государственное регулирование этого процесса, т.е. осуществлять контроль над множеством мелких поставщиков и создавать государственные лесоэкспортные компании.
Таким образом, анализ ситуации в лесопромышленном комплексе Республики Адыгея показал, что у предприятий отрасли наблюдается нехватка финансовых и сырьевых ресурсов, несовершенный менеджмент.
В настоящее время существует диспропорция между использованием недревесных ресурсов (мед, сено, плоды и др.) и переработкой лесных ресурсов (деловая и дровяная древесина). В основном перерабатываются древесные лесосырьевые ресурсы, что сужает формирующийся рынок лесопродукции. Слабо развит маркетинг недревесных ресурсов.
В соответствии с полученными результатами оптимального размера лесопользования на территории перечисленных лесных хозяйств и некоторых лесоперерабатывающих предприятий Республики Адыгея для целей стратегического планирования устойчивого развития лесного сектора экономики региона на основе представленной в работе экономико-математической модели оптимизации параметров и прогнозирования развития лесопромышленного комплекса в рыночных условиях, были выполнены оптимизационные расчеты по параметрам заготовки древесины, недревесной продукции леса и продукции лесоперерабатывающих предприятий республики.
Результаты проведенных экспериментальных расчетов представлены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4. Оптимальные объемы заготовки древесины в Республике Адыгея

Таблица 5. Оптимальные объемы продукции, изготавливаемой на лесоперерабатывающих предприятиях Республики Адыгея
Решение задачи прогноза основных видов продукции предприятий лесоперерабатывающего комплекса Республики Адыгея произведено на основе использования регрессионного анализа.
В диссертационной работе построены прогнозные полиномиальные модели по производству древесины деловой и дровяной, картона, паркета, фрезы, шпона строганного и фанеры, а также заготовки сена, меда, лесных плодов и плодов лесных деревьев. Прогнозные значения представлены в таблице 6.
Таблица 6. Прогнозные значения объемов заготовки древесины, недревесной продукции и производства продукции лесоперерабатывающего комплекса в Республике Адыгея на 2007 г.
Виды древесины
Модель
Результат
прогноза
1.Древесина деловая, тыс. м3

36,27
2.Древесина дровяная, тыс. м3

34,77
3.Лесные плоды, тыс. кг.

71,26
4.Плодовые деревья, тыс. кг

138,22
5.Сено, тыс. кг

716,76
6.Мед, тыс. кг

10,94
7. Картон, тонн

40762,7
8. Паркет, тыс. м2

141,67
9. Фреза, тыс. м2

435,79
10. Шпон строган-
Ный, тыс. м2

164,37
11. Фанера, м3

3406,9
    продолжение
–PAGE_BREAK–