Возрождение как культурная эпоха XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средизем-номорья к северу, завершившееся после падения
Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира – империя и папство – переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций – Великой крестьянской войны в
Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры – расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства.
Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений. Период Средневековья (XIV – нач. XVII вв.) был отечен началом кризиса феодальных отношений и зарождением капиталистических.
Эти переходные условия потребовали от европейцев прежде всего значительных изменений во взглядах. Это не случайно, т.к. новые отношения базируются на частичной инициативе и предприимчивости людей. Но религиозный аскетизм не признает этого. Традиционные религиозные взгляды приходят в противоречие с капиталистическими отношениями. Необходимо произвести переосмысление этих отношений. Капиталистические отношения – это производство и торговля, зн. нужно обладать достоверными представлениями
о жизни и о природе. Средневековая культура опиралась на мифологию, символические представления, т.е. сама историческая действительность требует пересмотра взглядов. Стремление выработать новое мировоззрение становится массовым и приобретает форму идейного и культурного движения – деятельность самых разных людей. Она не координируется, а приобретает единство в силу того, что разные люди в личной деятельности руководствуются целью, которую определяет время.
Это и есть Возрождение. В Италии оно началось в XIV в. и будет протекать 3 века. В других странах – в XVI в. Это идейное культурное движение стало откликаться на эпоху феодализма и отправляться в Западную Европу. Но во всех западно-европейских странах развитие проходило асинхронно. Началось это культурное развитие в Италии. Этот период нового движения совпадает с эпохой Позднего Средневековья. В других странах это движение возникло и развилось на протяжении
XVI в. Это идейное культурное движение в XVI в когда оно станет общеевропейским и получит название “Возрождения” (Ренессанс). Возрождение – идейное и культурное движение, которое началось в России в XIV в. в условиях перехода от феодализма к капитализму, а в XVI в. оно приобрело общеевропейский размах. Наличие Возрождения – одна из характеристик эпохи Позднего
Средневековья. Потому эпоха Возрождения – тот исторический период, когда в той или иной стране развивалось культурное Возрождение. Эпоха Возрождения – особая культурная эпоха, которая пришла на смену культурной эпохе Средневековья. Решающее различие между ними – наличие нового и культурного Возрождения. В условиях культурной эпохи Возрождения сознание европейцев оказалось под сильным влиянием нового мировоззрения. Это новое мировоззрение развивалось и складывалось в умах представителей демократичной
городской интеллигенции, среди которых были и ученые, и любители и ценители искусства, но помимо сходного происхождения этих людей сближала такая черта: они были начитанными людьми, сосредоточившими свое внимание на небогословских знаниях (это были естественные науки (о природе), точные (математика), гуманитарные (филология, история)). В средние века все науки небогословского характера назывались одним понятием – гуманитарные (“человеческий”). Богословие – всё о
Боге, гуманитария – всё о человеке. Представители светской интеллигенции стали называть себя гуманистами. Новое мировоззрение – гуманизм, сформированный светской интеллигенции. Гуманизм. Гуманизм: в широком смысле: признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. в узком смысле: светское мировоззрение, распространившееся в
Европе в условиях перехода от феодализма к капитализму на протяжении культурной эпохи Возрождения. Новизна гуманистического мировоззрения в том, что оно: 1). Первое светское мировоззрение в новой Европе (раньше было духовное). 2). Это мировоззрение возникло как альтернатива средневековому религиозному аскетизму. Концепция мира. Гуманисты предложили собственную новую концепцию мира:
МИР – единое и гармоничное целое, а не два противопоставленных друг другу мира; гуманисты доказали, что небесный мир – продолжение земного, а между ними – гармония, созвучие. Это подтверждение гуманисты нашли в античности. Из этого представления видно, что мир земной – также важен, как и небесный. Основной закон гармонии. Человек – это свободная, самостоятельная, индивидуальная личность, ценная уже сама по себе, а не потому, что человек создан
Богом. Человек – самое совершенное творение Господа, на котором печать Господа, он создан по Его подобию, поэтому человек – венец природы, возвышающийся над природой, т.к. его Бог наградил разумом и свободной волей. Человек – тоже творец, его деятельность и творчество направляются разумом, как и деятельность Господа. А т.к. Бог творит в небесном мире, то в земном мире – человек – центр Вселенной. Человек не приходит в мир изначально, он получает от природы задатки, возможности,
от природы человек добрый, Бог создает человека добрым, но эти положительные задатки надо развивать. Как он их разовьет – зависит от человека, а потому человек сам определяет свою судьбу. Смысл жизни человека – максимум самореализации и развитие тех даров, которые бает человеку природа. Только в деятельности человек сам себя реализует и растет. Всякое мировоззрение формирует представление идеального человека как гармоничной, универсальной личности
(всесторонне развитой). В нем гармонично сочетаются физическое совершенство (красота тела), духовность (красота души) и высокий интеллект (это представление было возрождено также из античности). Этот идеал достижим для каждого. Человек может всё, т.е. возможности человека не ограничены, т.к. он центр Вселенной, т.к. он Богоподобен. Путь к совершенству, к саморазвитию определила этика, ставшая ведущей наукой. Гуманистическая этика утверждает, что для достижения гармонии человеку надо правильно
организовать свой образ жизни. Аскетизм Средневековья калечил и ломал человеческую природу. Поэтому такому аскетическому образу жизни гуманисты противопоставили свой, состоящий из трёх основных принципов: 1 – естественный образ жизни (прородосообразный); 2 – радость, ради которой стоит жить; 3 – деятельность, в которой проявляется, утверждается человек. Этика гуманизма ориентировала людей на максимально активное, творческое отношение людей к действительности.
Выводы гуманистов: •Человек – центр Вселенной и его возможности неограниченны. Он должен познать мир, вполне самостоятельно, руководствуясь разумом и делать этот мир еще лучшим. Так он тоже выступает как творец. • Деятельность человека всегда оправдана. • В усовершенствовании нуждается уклад общественной жизни. Здесь люди и должны проявлять свою мудрость. Именно гуманисты выделили три исторические эпохи:
1. Эпоха Древности (Античности). 2. Эпоха Средних веков. 3. Эпоха Возрождения. Первой и третьей они давали возвышенную оценку, а вторую считали пропастью между двумя вершинами, эпохой варварства, религиозного фанатизма. Поэтому культурную деятельность они направляли на преодоление феодальных пережитков, предрассудков Средневековья. Самыми опасными гуманисты считали аскетические взгляды, предрассудки сословного деления
и неравноправия, ведь от природы люди получили равновеликие задатки и способности. Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они соединили два равновеликих мира – Античность и Христианское средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне временное единство – духовную историю человечества.
Оставаясь христианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен. К закату Возрождения это ощущение утратится и Гамлет произнесет роковые слова: ”
Распалась связь времен “. Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой – стремление к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи
Возрождения Якоб Буркхард определил как “открытие мира человечества”. Искусство Возрождения делится на четыре этапа: 1. Проторенессанс (конец XIII – I половина XIV века); 2. Раннее Возрождение (XV век); 3. Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века); 4. Позднее
Возрождение (середина и вторая половина XVI века). В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто – XIII век, треченто XIV век, кватроченто – XVI век. Проторенессанс. На рубеже XIII и XIV столетий итальянская культура переживает блестящий подъем. Вслед за возникновением поэзии “сладостного нового стиля” появляется колоссальная новая фигура
– Данте. Культура Италии XIII-XIV веков сложна и противоречива. Многое в ней еще органически связано с общеевропейской средневековой культурой, но одновременно в ней появляются новые черты, предваряющие развитие Ренессанса. Раннее Возрождение. В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага
Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция. Флорентийская культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата. С 1439 года, со времени состоявшегося во Флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский
император Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения Византии в 1453 году, когда многие бежавшие с Востока ученые нашли прибежище во Флоренции, город этот становится одним из главных в Италии центров изучения греческого языка, а также литературы и философии Древней Греции. И все же ведущая роль в культурной жизни
Флоренции первой половины и середины XV века, бесспорно, принадлежала искусству. Высокое Возрождение. Это эпоха наивысшего расцвета и зрелости гуманистических идеалов, их распространения, они воспринимаются с доверием, не вызывают недоверия. Позднее Возрождение. В эту эпоху человеческое мировоззрение и культурное движение оказываются в состоянии кризиса. Идеи гуманизма – духовная основа расцвета искусства эпохи
Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. “Но свобода в понимании итальянского Ренессанса писал его знаток А.К.Дживелегов имела ввиду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий
ему чувствовать и думать как хочется”. Гуманизм был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь прежде всего на античное наследие. Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIV веке, яркий расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные упады в XVI веке. Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, политической идеологии,
науки, других форм общественного сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру Ренессанса. Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалось преимущественно в этике и обогащалось в самых разных областях ренессанской
культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросу социальной этики, в решении которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования
социального организма и политических порядков. Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры. Ренессанс. Особенности ренессансной культуры: 1. Ренессансная культура – принципиально светская, её идейная база – светское мировоззрение гуманистов. 2.
В отличие от средневекового искусства в ренессансном искусстве утверждалось индивидуальное авторство. На смену сословному направлению в эпоху Возрождения пришло первое эстетическое направление – ренессансный реализм. Эстетическое направление ренессансного направления: 1. Исторические рамки. Развивается на протяжении эпохи Возрождения (Италия – XIV – XVI вв остальные страны –
XVI – до начала XVII вв.). 2. Ренессансный реализм исторически обусловлен условиями перехода эпохи (от феодализма к капитализму) и идейной базой является гуманизм, утверждающий гуманистические идеалы. 3. Гуманизм определяет эстетику (науку о красоте): гармония – показатель прекрасного. Прекрасное – это сама жизнь, это реальный мир и человек во всех направлениях. Нет ничего некрасивого. То, чем наполнен мир, что в нем происходит, достойно изображения в искусстве.
Во всем этом проявляет себя замысел творца. Искусство ренессансного реализма стремиться к предельной многогранности и всесторонней жизни человека. 4. Смысл искусства: Искусство – это самовыражение личности в творчестве человек подобен Богу; Бог создал мир, а человек это повторил в творчестве. В творчестве художник абсолютно свободен, он руководствуется своим чувством прекрасного, своим разумом.
Традиции нужны, но это не догма, им нужно не подражание, а творчески развивать и осмысливать. Смысл творчества: художник показывает людям красоту и гармоничность мира. Это общий пафос искусства ренессансного реализма. Пафос наслаждения жизнью, красотой. Прославление человека, его свободы, самостоятельности. Р.Р. ориентируется на утверждение, прославление, воспевание.
5. Вместе с тем мастера Р.Р. обращаются к возможностям комического. Смех – это средство критики, борьбы против носителей средневековых традиций. Но чаще – это смех жизнерадостный, это искреннее веселье. Мастера Р.Р. не проходят мимо зла – с помощью смеха они торжествуют над злом, дискредитируют его. Мироощущение художников становиться трагическим (Шекспировские драмы).
6. Особый смысл изображения человека, особый тип героя: Понимание и изображение человека как микро-космос Вселенная. Они стремятся показать человека во всех направлениях, в разных сферах жизни. Для того чтобы реализовать гуманистическую концепцию человека, мастера активно пользуются способами художественной идеализации. Этот принцип доминирует, но наряду с этим формируется и другой принцип художественного
обобщения – принцип типизации. Существует два основных варианта героя: 1). Герой типический – человек рядовой, каких много в реальной действительности. 2). Герой идеализированный, который изображается как совершенная, титаническая личность. 7. Стиль Р.Р.: характеризуется индивидуальностью творческих манер каждого художника. Но есть закономерность, сближение всех мастеров: 1).
Все они стремятся добиться жизненного правдоподобия (т.к. сама реальность прекрасна). 2). Присутствует художественная символика (фантастика). Возникает соединение в произведениях реального и фантастического, смешного и сердитого, трагического и комического (“Дон Кихот”). Эти крайности сближаются и соединяются. 3). Широко используется принцип гротеска.