Пожарная безопасность в детской поликлинике на рабочем месте медсестры

Тема: "Пожарная безопасность в детской поликлинике на
рабочем месте медсестры"

Содержание

Введение

1. Общие положения
пожарной безопасности

2. Общие требования безопасности при работе в медпункте

3. Действия медсестры при возникновении несчастного случая

Заключение

Список литературы

Введение

Слабые
места больниц – система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения
больных в случае пожара, укомплектованность первичными средствами пожаротушения…
Во время проверок инспекторы зачастую отмечают, что пути эвакуации загромождены
– коробками из-под лекарств, каталками, шкафами и прочей мебелью… Опасность
представляют медицинское и электрооборудование, которое находится в ветхом
состоянии. Количество подключаемого к электросети оборудования превышает
предельно допустимое. Неисправны, а то и вовсе засыпаны гидранты (внешний
пожарный водопровод), выходы на незадымляемые лестничные площадки загромождены
цветами. Иногда персонал больницы не знает, где и какие ключи от запасного
выхода. Поликлиники в этом плане более дисциплинированны (имею в виду объекты системы
здравоохранения). Они оснащены автоматической пожарной сигнализацией, подключены
к системе "дисконт" (сигнал о пожаре по мобильной связи передается
автоматически на пульт "01"), что значительно облегчает работу
пожарных.

1. Общие положения пожарной безопасности

Основной
целью осуществления программ по охране труда и технике безопасности должно
стать предотвращение пагубных последствий выполняемой работы для здоровья
человека на первичном, вторичном и третичном уровнях. Меры по первичному
предотвращению, достигаемому с помощью производственной гигиены, привели к
достижению хороших результатов в снижении риска профессиональных заболеваний.
Однако, как только уровень заболеваемости значительно снижается и достигает
допустимых показателей, эти меры становятся менее эффективными, особенно если
исходить из сравнения затрат и результатов.

Следующим
шагом в первичном предотвращении является биологический контроль, в центре
внимания которого находятся различные уровни воздействия на отдельных
работников. На этом этапе значимость приобретает также индивидуальная
восприимчивость к вредным воздействиям. Все больше внимания уделяется
определению пригодности того или иного человека для выполнения определенных
работ и разумного количества работников для выполнения той или иной операции.
На этом этапе незаменимо применение законов эргономики и различных методик
охраны психического здоровья, используемых для снижения нервного напряжения[1].

Цель
предотвращения последствий опасных воздействий на рабочем месте постепенно
вытесняется задачей укрепления здоровья людей. В конечном счете, необходимо
добиться того, чтобы работники стали сознательно относиться к вопросу охраны
своего здоровья. Организация санитарного просвещения, необходимого для
достижения этой цели, рассматривается как одна из основных обязанностей
специалистов в области охраны труда. Японское правительство приступило к
осуществлению программы укрепления здоровья под названием "План
всестороннего укрепления здоровья", важными компонентами которой являются
подготовка специалистов и финансовая поддержка мероприятий, проводимых на
каждом предприятии.

В
большинстве промышленных стран важную роль в работе по охране труда и
укреплению техники безопасности играют профсоюзные организации всех уровней –
от центра до низовых структур. Во многих европейских странах представители
профсоюзов официально являются членами комитетов, ответственных за определение
основных административных направлений осуществления программ охраны труда.

2. Общие требования безопасности при
работе в медпункте

К занятиям в кабинете допускаются
медицинские работники, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране
труда.

При работе в кабинете возможно
воздействие на присутствующих следующих опасных и вредных факторов:

– поражение электрическим током при
неисправном электрооборудовании кабинета;

– отравление микрочастицами и парами
ртути при разбивании градусника;

– заражение инфекционными
заболеваниями в случае контакта с больными учащимися.

– нарушение остроты зрения при
недостаточной освещенности в кабинете;

Учащиеся должны:

– находясь в кабинете во время урока
и на перемене, соблюдать правила поведения, предусмотренные уставом гимназии;

– в кабинете соблюдать правила
пожарной безопасности;

– при пользовании медицинским
термометром соблюдать осторожность;

– о каждом несчастном случае
пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить врачу,
дежурному администратору, директору гимназии.

Учащимся запрещается:

– приносить в медицинский кабинет
колющие, режущие, легковоспламеняющиеся предметы;

– трогать медицинские приборы и
другие предметы;

– бегать без разрешения руководителя,
открывать окна, фрамуги; толкать друг друга; кидать различные предметы друг в
друга;

Врач и медсестра должны:

– при работе в кабинете соблюдать
правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств
пожаротушения;

– обеспечить устойчивость мебели,
имеющейся в кабинете;

– о возникающих неполадках сообщить
администрации гимназии;

– проводить проветривание кабинета;

– обеспечить санитарную обработку
медицинского оборудования согласно требованиям СанПин 2.4.2.1178-02;

– исключить из пользования
непригодное оборудование; используемое оборудование должно иметь
соответствующие сертификаты государственного образца;

– организовать учет и изоляцию
больных школьников, проводить осмотры контактирующих;

– использовать спецодежду, защитные
средства для предупреждения возможности заражения;

– вымыть руки с мылом перед началом
работы;

– проводить обследование детей перед
профпрививками;

– обеспечить правильное хранение
медикаментов: хранить медикаменты необходимо в специально отведенном
недоступном для детей месте в закрытом на ключ шкафу;

– при несчастном случае немедленно
оказать первую медицинскую помощь и сообщить о происшедшем администрации
гимназии; при необходимости обеспечить транспортировку пострадавшего в
ближайшее медицинское учреждение;

– знать пути эвакуации учащихся из
гимназии на случай возникновения угрозы пожара или другой чрезвычайной
ситуации.

Работникам медпункта запрещается:

– оставлять без присмотра учащихся в
кабинете;

– оставлять без присмотра медицинские
препараты;

– ставить тяжелые предметы на
незакрепленные шкафы;

– ставить цветы на шкафы;

-оставлять включенными
электроприборы;

-использовать непроверенное
оборудование;

– закрывать дверь кабинета на ключ во
время нахождения в кабинете людей.

Целью проведения текущей дезинфекции
является создание безопасной чистой окружающей среды для учащихся и персонала,
разрушение и сведение к минимуму большинства болезнетворных микроорганизмов на
поверхности неживых предметов, снижение риска перекрестного заражения.

Для обработки необходимо иметь дезинфицирующие/моющие
растворы, уборочный инвентарь, проводить обработку необходимо 1-2 раза в день,
с использованием дезинфицирующих средств – не реже 1 раза в день, при этом
обязательно иметь защитную одежду для персонала.

Медперсонал обязан обеспечить строгое
выполнение следующей процедуры текущей уборки помещений техперсоналом:

– надеть защитную одежду;

– чистой ветошью, пропитанной
дезинфицирующим химическим моющим составом, протереть поверхности подоконников,
мебели, оборудования, приборов и затем пол[2];

-протереть полы методом «двух ведер»;

– уборочную ветошь смочить в
дезинфицирующем растворе и вымыть необработанные поверхности пола;

– ветошь прополоскать в воде, отжать;

– вновь смочить в дезинфицирующем
растворе и вымыть необработанные поверхности пола;

– дезинфицирующий раствор менять с
учетом норм расхода, а воду – по мере загрязнения;

– уборочный инвентарь после
дезинфекции обеззаразить, прополоскать, ветошь высушить и хранить в специальном
шкафу или выделенном месте;

-включить бактерицидные лампы;

– проветрить помещение.

Целью проведения генеральной уборки
помещения является сведение до минимума количества болезнетворных частиц после
полной уборки медпункта, снижение риска перекрестного заражения. Периодичность
проведения уборки – 1 раз в неделю.

Медперсонал обязан обеспечить строгое
выполнение следующей процедуры генеральной уборки помещений техперсоналом:

-надеть защитную одежду;

– провести предварительную уборку
помещения с применением растворов моющих средств;

– протирание полов провести методом
«двух ведер»;

– провести дезинфекцию чистой
ветошью, обильно смоченной дезинфицирующим химическим моющим составом,
протереть поверхности подоконников, мебели, оборудования, приборов и затем пол
(возможно орошение из распыляющей аппаратуры);

– протереть поверхности стерильной
ветошью;

– включить бактерицидные облучатели с
ультрафиолетовым светом;

– проветрить помещение;

– уборочный инвентарь после
дезинфекции обеззаразить, прополоскать, ветошь высушить и хранить в специальном
шкафу или выделенном месте[3].

Медработники, допустившие
невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к
ответственности и со всем медицинским персоналом проводится внеплановый
инструктаж по охране труда.

Работники организаций обязаны:

– соблюдать требования пожарной
безопасности, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим;

– в случае обнаружения пожара
сообщить о нем работникам службы безопасности и принять возможные меры к
спасению людей, имущества и ликвидации пожара.

Запрещается:

– загромождать проходы, коридоры,
тамбуры мебелью, шкафами, оборудованием, различными материалами, а также
забивать двери эвакуационных выходов;

– устраивать в тамбурах выходов
сушилки одежды любой конструкции, вешалки для одежды и гардеробы, хранение (в
том числе временное) любого инвентаря и материалов.

При эксплуатации электроустановок
запрещается:

– использовать электроаппараты и
приборы в условиях, не соответствующих рекомендациям (инструкциям)
предприятий-изготовителей, или имеющие неисправности, могущие привести к
пожару, а также эксплуатировать провода и кабели с поврежденной или потерявшей
защитные свойства изоляцией;

– обертывать электролампы и
светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также
эксплуатировать их со снятыми колпаками – пользоваться поврежденными розетками,
рубильниками, другими электроустановочными приборами (рассеивателями)[4];

– пользоваться электроутюгами,
электроплитами, электрочайниками и другими электронагревательными приборами;

– оставлять без присмотра включенные
в сеть электрические приборы:

 

3. Действия медсестры при
возникновении несчастного случая

Правила оказания первой медицинской
помощи необходимо знать всем работникам медицинских учреждений, т.к. правильно
и своевременно оказанная доврачебная помощь имеет большое значение для
выздоровления пострадавшего.

Неправильное или неумелое оказание
первой медицинской помощи может явиться причиной осложнений, затягивающих
выздоровление пострадавшего или даже ведущих к инвалидности, а в некоторых
случаях (ранение с большей кровопотерей, поражение электрическим током, ожоги)
может привести к смерти пострадавшего на месте травмирования.

При несчастном случае необходимо
оказать пострадавшему первую медицинскую помощь и, в зависимости от состояния
пострадавшего, немедленно сообщить о случившемся администрации гимназии,
вызвать медицинскую помощь по телефону 03 и сообщить руководству[5].

Рана – повреждение покровов тела
(кожи, слизистых оболочек). Раны, при которых повреждены только кожа и
слизистые оболочки, относятся к поверхностным. Если повреждение
распространяется на глубже расположенные ткани (мышцы, сухожилия, кости и др.),
то раны считаются глубокими. Раны, сообщающиеся с полостью (грудной клетки,
живота, головы и др.) называются проникающими.

В зависимости от характера ранящего
предмета различают резаные, колотые, рубленые, ушибленные, лоскутные, скальпированные,
размозженные и др. раны.

Обязанности и действия работников при
пожаре:

Работник при обнаружении пожара или
признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.)
обязан:

– немедленно сообщить об этом
работникам службы безопасности гимназии;

– немедленно эвакуировать учащихся
согласно, утвержденного плана эвакуации;

– принять меры по тушению пожара и
сохранности материальных ценностей;

– в случае угрозы жизни людей
немедленно организовать их спасение, используя для этого имеющиеся силы и
средства[6];

– отключить электроприборы;

-прекратить работу в помещении;

– одновременно с тушением пожара
организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей.

Заключение

20
процентов всех больниц, поликлиник, домов престарелых, детских интернатов
эксплуатируются с многочисленными нарушениями. Мало того, что эти учреждения не
имеют автоматических систем противопожарной защиты, так еще свыше трех тысяч
имеют неисправные электросети и электрооборудование. В некоторых из них
содержатся ненадлежащим образом пути эвакуации.

Проверки
показали, что во многих случаях руководство учреждений не готово в полном
объеме выполнять возложенные на них Федеральным законом "О пожарной безопасности"
обязанности. Больничный персонал зачастую своим незнанием элементарных правил
пожарной безопасности, неумением действовать в критической ситуации сводит на
нет всю профилактическую работу.

Главное –
это отношение руководителей учреждений, их персональная ответственность за тот
порядок, который они сами должны соблюдать.

Второе
– работа с персоналом. Как показали последние пожары с тяжкими последствиями,
младший медицинский персонал зачастую не знает, как вести себя при возгорании,
теряется.

В-третьих,
необходимо проводить мероприятия, связанные с пожарной безопасностью.
Оборудовать пожарную сигнализацию, организовать систему оповещения, обеспечить
нормальные эвакуационные пути, проводить соответствующие тренинги.

В-четвертых,
в больницах, домах для престарелых, инвалидов очень много нетранспортабельных
больных. Удивительное дело, но таких малоподвижных людей часто размещают на
пятых, шестых, седьмых этажах. И чтобы провести их эвакуацию в случае пожара,
необходимы соответствующие съезды, технические средства, которых нет.

Список литературы

1.Федеральный Закон «О пожарной
безопасности» от 26.12.94 г. № 69-ФЗ.

2.Федеральный Закон о внесении
изменения в ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 14.04.2004 г.
Опубликован в «Российской газете» 13 мая 2004 г.

3.Анализ деятельности медицинских
работников при пожарной ситуации. Ратникова О. Д., Друженец Р. Р., Веселова И.
Г. // Пожарная безопасность. Научно-технический журнал. – 2007. – № 4.

4.Актуальные проблемы противопожарной
защиты медицинских учреждений. Болодьян И. А. // Пожарная безопасность. – 2007.
– № 7.

5.Сидоркин В.С. Пожарная безопасность
на рабочих местах. – М., Норма, 2008. – 344 с.

6. Травкин А.К. Пожарная безопасность
в медицинских учреждениях. – М., Инфра-М, 2007. – 438 с.

7. Факиров Н.П. Правила пожарной
безопасности. – М., Норма, 2006. – 244 с.

8. Чащин М.Г. Противопожарная
безопасность. – М., Инфра-М, 2007. – 197 с.