Министерство образования и науки Украины
Харьковскийнациональный университет
имениВ. Н. Каразина
ПраксеологияТадеуша Котарбиньского
Выполнила:
Миньковская И.И.
Группа ЕК-21
Харьков2008
План реферата
1.Введение
2.Краткая биографияТадеуша Котарбиньского
3.История развитияпраксеологии
4.Сущность праксеологииТадеуша Котарбиньского:
4.1 Что изучаетпраксеология?
4.2 Какова задачапраксеологии?
4.3 Как мыслил своютеорию сам Тадеуш Котарбиньский?
4.4 «Парадоксы прогресса»
4.5 Народные пословицы ипоговорки в праксеологии
5.Проблематика «Трактатао хорошей работе»
6.Заключение
1.Основныеположения реферата
Так как свои праксеологическиеидеи Тадеуш Котарбиньский сформулировал только в двадцатые годы прошлого века, томне кажется, что эта тема еще не достаточно изучена и не так широко распространена,как хотелось бы; наибольший интерес праксеология вызвала в семидесятые годы, особеннов США и Польше; больше всего исследований, посвященных праксеологии, можно найтив работах теоретиков польской школы (В. Завирского, С. Виткевича, С. Лесневского). В СССР научнуюдеятельность праксеолога исследовали М. Верников, Г. Попов, И. Нарский и многиедругие. Но основное развитие после Т. Котарбиньского праксеология получила в работах Яна Зеленевского(«Организация трудовых коллективов» и др.).
§ С концапрошлого столетия, когда у людей пробудился интерес к рационализации любой работы,и до сегоднешнего дня никто из сведущих в этой области лиц не сомневается в огромнойобщественной значимости выдвигаемой идеи «хорошей работы» (то есть максимально эффективногодействия). Единственное, что меня удивило: сейчас некоторые ученые называют праксеологиютолько разделом другой науки оптимологии. Но это предположение еще нуждается в доказательстве.
§ Прочитавкнигу Тадеуша Котарбиньского «Трактат о хорошей работе», проанализировав критикуего работ, ознакомившись с основными событиями в жизни этого человека, я поймаласебя на мысли, что мне бы очень хотелось, чтобы в Украине было больше таких ученыхи просто людей, как Тадеуш Котарбиньский. Мне очень понравилась сама книга, написаннаяпонятно для любого читателя. Также я убедилась в том, что праксеологию действительноможно и нужно изучать каждому человеку, который хочет достичь чего-то в жизни. Дляменя Тадеуш Котарбиньский – это человек, в котором соединились ум, интеллигентность,порядочность, смелость и чувство юмора.
Аннотация работ
При подготовкереферата я проанализировала книгу Тадеуша Котарбиньского «Трактат о хорошей работе»,статью Г. Попова «Праксеология и теория управления», работу М. Верникова «Методологическийанализ кризиса философского идеализма» (на материалах польской философии конца 19– первой трети 20вв.), статью «Развитие праксеологии» в журнале «Польское обозрение»,Новейший философский словарь, а также использовала интернет-ресурсы.
§ Работаянад рефератом, я составила краткую биографию Тадеуша Котарбиньского. Используя вседоступные мне источники, попыталась проследить историю развития науки праксеологии.Исследуя сущность праксеологии именно Тадеуша Котарбиньского, я попыталась ответитьна вопросы, касающиеся предмета и задач праксеологии, особенностей праксеологиив понимании самого ученого, открыла для себя такое понятие как «парадоксы прогресса»,узнала о важности народных пословиц, поговорок и басен в развитии науки. Также япрочитала «Трактат о хорошей работе» и попыталась осветить все основные моменты,которые автор хотел донести до читателя.
§ Мне былоочень приятно работать с выбранной темой. Я узнала много интересного о такой наукекак праксеология, о таком выдающемся ученом как Тадеуш Котарбиньский и о его книге.Праксеология – это наука, которая действительно объединяет лучшие достижения другихнаук и искусства в области организации труда. Именно поэтому все советы и мысли,высказанные ученым в его главной книге, применимы даже в бытовой жизни, эта наукане оторвана от каждодневных потребностей людей, и это очень важно. А сам создательпраксеологии оказался не сухим, не закрывшимся книгами от всего мира ученым, а по-настоящемуинтеллигентным человеком, верным своему делу даже во время войны.
4.Праксеология Тадеуша Котарбиньского (следуя пунктам плана реферата)
Раздел 1. Введение
Двадцатый векоказался в научном отношении характерен тем, что появилась группа наук, исследующихобщие законы организации достаточно разнородных явлений. Это и кибернетика, и теориясистем, и исследование операций, и экономико-математические модели. В русле этогообщего течения и появилась праксеология.
Может быть, былобы уместным здесь сказать несколько слов о мотивах, продиктовавших необходимостьпопуляризации и развития праксеологии. Прежде всего – пробел, белое пятно в комплексенаук, отсутствие самостоятельной дисциплины, занимающейся изучением условий максимальнойэффективности действия. С другой стороны, побуждающим мотивом было также существованиепарадоксов эффективного действия. Почему, например, в схватках боксеров партнер,обладающий меньшей силой, побеждает своего значительно более сильного, но менеетехничного противника?
Существуют различныемнения относительно важности проблематики, разрабатываемой этими науками. Есть энтузиастыпраксеологии и ее универсальных рекомендаций в самой общей форме, однако находятсяи такие теории хозяйственной деятельности, которые хотели бы получить организационныедирективы максимально специализированные, пренебрегая общими рекомендациями. Темне менее, мне кажется, что сейчас заниматься праксеологией полезно всем. И былобы совсем не лишним преподавать ее в школах, а в особенности в учебных заведениях,готовящих будущих учителей, потому что, если человек имеет адекватные понятия дляописания форм и элементов исполняемой работы, он сумеет точно выразить их и научитьдругого. А всему этому и учит праксеология.
/>Краткая биография Тадеуша Котарбиньского Тадеуш Котарбиньский
(Tadeusz Kotarbiński), польский философ и логик смировым именем, представитель Львовско-Варшавской школы, родился 31 марта 1886 годав Варшаве в семье художника и композитора. Учился в Краковском университете, Высшемполитехническом училище г. Дармштадта, а позднее во Львовском университете, где его наставникомбыл К.Твардовский. Возвратившись в Варшаву, Т. Котарбиньский работает учителемгимназии. С 1919 по 1961 г. он – профессор Варшавского университета: в 1919 г. получает звание экстраординарногопрофессора Варшавского университета, а в 1929 г. – ординарного профессора.Тогда же Т. Котарбиньский стал деканом факультета гуманитарных наук. В годы Второй мировой войныэтот почти шестидесятилетнийчеловек преподавал на тайных университетских курсах в Варшаве и Радоме. После освобожденияПольши Т. Котарбиньский становится одним из главных организаторов польской науки.В 1945-1949 годах он исполнял обязанности ректора вновь созданного университетав Лодзи. В 1951-1961 – заведующий кафедрой логики Варшавского университета. ЧленПольской Академии Наук со дня ее создания, Т. Котарбиньский в 1957-1962гг. был еепрезидентом. Он – заграничный член АН СССР, академий Болгарии и Монголии.
Тадеуш Котарбиньскийнаписал более 300 научных, научно-популярных и публицистических работ. Он многозанимался философскими проблемами, вопросами логики и теории познания. В областиэтики Котарбиньский был сторонником так называемой «независимой этики», т.е. такой,которая основывается только на эмоциональных суждениях, сформулированных в процессечеловеческого общения, и которая свободна как от религии, так и от любого мировоззрения.Он постоянно открыто выступал против расизма, религиозной нетерпимости, преследованийчеловека, развил программу светской этики, что в тогдашней Польше требовало большогомужества и смелости. Исследовал Т. Котарбиньский и науковедение. Среди главных егоработ – «Элементы теории познания, формальной логики и методологии наук»(«Elementyteorii poznania, logiki formalnej i metodologii nauk», 1929, русский перевод – М.,1963); «Лекции по истории логики» («Wykłady z dziejew logiki», 1957, русский перевод –М., 1963).
«Но главной областьюнаучных интересов, исследований и достижений Тадеуша Котарбиньского, принесшей емувсемирную известность, стала праксеология, общая теория правильной деятельности,основателем и пропагандистом которой является именно он»[2, C.7]. Главной его праксеологическойкнигой является «Трактат о хорошей работе» («Traktat o dobrej robocie», 1955, русскийперевод – М., 1963). Он также наметил характеристики более общей чем праксеологиянауки: теорию сложных систем, которая позднее была независимо разработана Л. фонБерталанфи как общая теория систем.
Даже сейчас, когдапраксеологическими исследованиями занимаются многие ученые всего мира, работы Т.Котарбиньского сохраняют свое основополагающее значение. Всей своей научной деятельностьюТадеуш Котарбиньский способствовал становлению польской философской и научной мысли.Умер ученый в 1981 году, успев стать «символом прогрессивного течения польской интеллигенции»[1,C. 365].
Раздел3. История развития праксеологии
В 1890году Альфред Эспинас на страницах «Revue Philosophique de la France et de l’Etranger» писал: «Ремесленник мастерит, крестьянинпашет, моряк плавает на корабле, солдат воюет, купец торгует, профессор учит, управляющийраспоряжается. И вот слово «практика» порождает термин «праксеология» для определения науки о подобных фактах, рассматриваемых в ихединстве, науки о наиболее общих формах и принципах действия в мире живых существ». Не подлежит никакому сомнению,что Альфред Эспинас был не только создателем термина «праксеология», но также концепции создания отдельнойнаучной дисциплины – науки о формах действия, выступающихво всех областях жизни, стремящейся быть полезной, и одновременно науки о факторах,определяющих повышение эффективности действий.
Второе крещениепраксеологии произошло тридцать лет спустя, в Киеве, где Евгений Слуцкий опубликовалв 1926 году в IV томе университетского издания «Записки соціально — економiчного вiддiлу» свою работу на немецком иукраинском языках. Автор не пишет, позаимствовал ли он термин «праксеология» илисконструировал самостоятельно. Однако содержание статьи убеждает, что речь идетздесь в общих чертах о тех же самых проблемах, о какой-то теории целенаправленногодействия. Новым является трехступенчатое построение его теоретической системы. Высшаяступень — онтология, за ней следует праксеология, а на низшей ступени обобщениянаходится ее конкретизация – политэкономия. Центральное место занимает здесь понятиечего-то, что может приобретать различные формы. Это «нечто» автор называет системой.
Праксеология возродилась(на этот раз под другим названием) в работе Александра Богданова «Тектология», опубликованнойв 1922 году и вышедшей в 1924, 1926 гг. на немецком языке под названием «AllgemeineOrganisationslehre» («Всеобщая организационная наука»). Если Эспинас формулируетосновную проблематику интересующей нас дисциплины, а Слуцкий связывает ее со сферойтеории процессов и политэкономии, а также строит монолитную систему понятий длятеории эффективного действия, то в «Тектологии» читатель встречается с большим числомтезисов не развитой ими науки. Каждый из тезисов подтверждается примерами возможныхприменений во всех областях действия, начиная от примитивной физической работы,кончая сложной системой действий интеллектуального и общественного характера. Проблематика тектологическихрассуждений постоянно переходит у Александра Богданова в общую проблематику теорииэффективного действия. Таким образом, тектология практически отождествляется с праксеологией.
Затемв Польше появляетсягруппа ученых, интересующихся вопросами праксеологии. Прежде всего следует назватьизданные в 1913 году в Варшаве «Практические очерки» («Szkice praktyczne»), в которыхвпервые были подняты рассматриваемые проблемы, и обобщающую монографию «Трактато хорошей работе» («Traktat o dobrej robocie», 1 изд. — Лодзь 1955 г.) Тадеуша Котарбиньского. Его идеи былиблизки и многим другим польским ученым, таким как В. Завирский, С. Виткевич, С.Лесневский, О. Ланге и Я. Зеленевский, но не всем. К. Айдукевич и Р. Ингарден, например,очень скептически относились к концепции Т. Котарбиньского.
Со временем праксеологиясблизилась с так называемой наукой об организации и руководстве целенаправленнойдеятельностью. Оказалось, что авторы, занимающиеся проблемами организации трудаи его руководством, всегда волей-неволей обращались и к праксеологической проблематикеи разрабатывали ее по ходу дела. К этим ученым относятся Ле Шателье (Le Shatelier)Анри Луи (1850-1936), Адамецкий (Adamiecki) Кароль (1866-1933), Бернар (Bernard)Честер (1886-1961).
Также в Бельгииразвивалась очень сильная праксеологическая школа Ж. Гостеле.
Интересно, чтов современном мире науки некоторые ученые (П. Аллен и Дж. Мак Глоуд) определяютпраксеологию только как наиболее сильно развившуюся в ХХ веке ветвь или, точнее,отдел другой науки «оптимологии».
Раздел4. Сущность праксеологии Тадеуша Котарбиньского
4.1.Что изучает праксеология?
«На этот вопрос Тадеуш Котарбиньскийотвечает четко: всякую человеческую деятельность. Этим праксеология отличается отНОТ (научная организация труда), которая связана преимущественно с производственнойдеятельностью, и от кибернетики, изучающей любые процессы управления: в природе,в организме и обществе»[2, C. 8-9]. Проект изначально мыслился как носящий метатеоретическийи методологический характер. Автор предполагал три соотносимых уровня анализа: 1)типологии действий и построения системы категорий (понятий); 2) разработки эффективныхнормативных систем действия, позволяющих погружать рассматриваемую проблематикув конкретные исторические социокультурные контексты; 3) критику истории развитиячеловеческих действий с точки зрения их технических достоинств и критику методов,применяющихся в этих действиях в настоящее время. Центральное понятие праксеологии– понятие метода, что способствует превращению ее самой в общую методологию.
4.2. Каковазадача праксеологии?
И на этот вопросавтор дает четкий ответ. Надо найти общие законы всякой человеческой деятельностии вывести на этой основе наиболее общие правила такой деятельности. «Таким образом,программа праксеологии была призвана проанализировать технику и аналитически описатьэлементы и формы рациональной деятельности, создать «грамматику действия» в порядкевыработки наиболее общих норм максимальной целесообразности действий, в частности,в виде системы общетехнических рекомендаций и предостережений применительно к профессиональнойиндивидуальной и коллективной деятельности (работы)»[3, C. 516].
4.3. Как мыслилсвою теорию сам Тадеуш Котарбиньский?
«Если логика – наука об общихзаконах мышления, то праксеология – наука об общих законах работы»[2, C. 10].Своютеорию ученый представлял как синтез накопленных в истории знания праксеологическихидей (будучи известным историком философии и логики, он сам же дал и развернутыйанализ некоторых из них). Среди работ по организации труда, легших в основание праксеологии,Т. Котарбиньский называл прежде всего идеи и работы Ф.У. Тейлора, Г. Форда, А. Файоля,С. Томпсона, Ж. Гостеле и др. Ссылался он и на польскую традицию «философии действия»,прослеживаемую с середины 19 в.
Основными философскимиоснованиями праксеологии являются, по мнению Т. Котарбиньского, прагматизм (в томчисле и в версии инструментализма), «второй» позитивизм (прежде всего концепциявсеобщей организационной науки – тектологии Богданова), марксизм. Что касается марксизма,то его влияние на ученого – двойственно. Несомненно, марксизм импонировал ему акцентированиемдейственной, преобразующей позиции по отношению к действительности, из марксизмав праксеологию была заимствована сама идея практического отношения к миру, но протрактованаона была, скорее, в неомарксистском ключе.
Праксеология рассматриваетспособы деятельности (в том числе и мыслительной) с точки зрения их практическихсвойств, то есть в смысле их эффективности. Для того, чтобы быть эффективной, деятельностьдолжна являться результативной, продуктивной или плодотворной (то есть достигатьпоставленной цели), «правильной» (точной, адекватной, то есть максимально приближатьсяк задаваемому образцу – норме), «чистой» (то есть максимально избегать не предусмотренныхпоследствий и ненужных добавочных включений), «надежной» (приемы деятельности темболее надежны, чем больше объективная возможность достижения этими приемами нужногорезультата) и последовательной. Фактически, основной критерий практической «успешности»действия – его целесообразность.
В целом, согласноТ. Котарбиньскому, действие тем более рационально, чем лучше оно приспособлено ковсей сумме наличных обстоятельств. Однако это рациональность в вещественном смысле.Рациональность же должна быть понята и в методологическом смысле (когда мы признаемблагоразумным или рациональным поведение данного индивидуума, если он поступаетсоответственно имеющимся у него знаниям).
4.4. «Парадоксыпрогресса»
Особенно важнав общем контексте проблематики праксеологии актуализация инновационного потенциаладеятелей, так как в результате снимаются существовавшие ранее ограничения на конкретныедействия, и расширяется поле возможности субъектов. Однако движение в этом направленииприводит к «парадоксам прогресса». Тадеуш Котарбиньский говорит: «Вес культуры возрастаетвместе с накоплением ее элементов. Все больше приходится учиться, все больше нужнозапоминать, чтобы быть на ее уровне, а тем более, если возникает желание продвинутьсяв этой области». Этот феномен Т. Котарбиньский называет «инициативной препарацией».«Груз» культурного наследия одновременно затрудняет «овладение целым» — отсюда главноетребование прогресса в современном обществе: «освобождаться от потерявших значениеэлементов культуры»[1, C. 343].
Еще одна возникающаяпо мере «инновационного накопления» проблема –тотальность начинает довлеть над индивидуальностью,возвращая ее к выполнению специализированной частичной (пусть и на качественно иномуровне) функции. Соответственно возникает «проблема границ специализации, оптимумкоторой не обязательно равен максимализму».
Таким образом,круг проблем, поднимаемых Тадеушем Котарбиньским в связи с обсуждением праксеологии,далеко выходит за рамки ее как возможной дисциплины, затрагивая основополагающиетемы постнеоклассическойнауки и методологии как особого типа знания.
4.5. Народныепословицы и поговорки в праксеологии
Большое местосреди правил праксеологии занимают народные пословицы и поговорки типа «семь разотмерь, один раз отрежь», «поспешишь – людей насмешишь». В течение многих вековтакие пословицы, басни были своего рода народной наукой, на них учились. Поэтомуи для Тадеуша Котарбиньского они не менее интересны, чем для литераторов.
Раздел5. Проблематика «Трактата о хорошей работе»
Изучение той илииной науки немыслимо без изучения фундаментальных работ – не в изложении, а в подлиннике.И ученый, и студент всегда находят в них новые идеи, эти работы не имеют моральногоизноса, со временем изменяются только бумага и типографское оформление.
Среди организационныхи управленческих исследований к такого рода трудам принадлежит ряд монографий, посвященнымотдельным аспектам организации и управления. Это книги Ф. У. Тейлора, А. Файоля,Г. Форда, М. Вебера, А. А. Богданова, Н. Винера и многих других ученых. К фундаментальныммонографиям в этой сфере относится и книга Тадеуша Котарбиньского «Трактат о хорошейработе», посвященная проблемам, которые он объединил под названием «праксеология».Поэтому, я думаю, эта книга заслуживает особого внимания.
Работа Т. Котарбиньскогосостоит из 15 глав. Для меня стало приятной неожиданностью то, что книга написанаживым, понятным для неподготовленного читателя языком. В ней много наглядных примеров,народных пословиц и поговорок. В этом отношении Тадеуш Котарбиньский был не толькоисследователем, но и пропагандистом сделанных открытий, он сознательно ориентировалсяна массового читателя.
Начинается работас изложения задач праксеологии. Во второй главе привлекает внимание прежде всегопоиск причин действия. Ученый предлагает выделять сопутствующие, но не обязательныепричины. Формулируется понятие импульса не только как нажима, но и как прекращениядействия. Также автор подчеркивает, что виновником действия можно оказаться неосознанно,и даже имея противоположные намерения.
В третьей главеТ. Котарбиньский борется с примитивным понятием результата труда. По его мнению,понятие «результат труда» должно охватывать и результаты умственного труда.
В четвертой главеочень хорошо показана автором связь орудий с целями. Т. Котарбиньский анализируеттакже орудия и средства умственного труда.
В пятой главеученый вводит такие понятия как внутренние и внешние возможности, ситуационные и«утерянные» возможности. Интересен анализ бездействия как объективного действия.
В шестой главеТ. Котарбиньский объединяет все действия человека одним термином и комплексно иханализирует. У автора сложное действие – это не только и не столько «помноженныйпростой труд». Зависимости и связи здесь не линейные, а диалектические. Сложноедействие – это нечто качественно новое, организованное, кооперированное. Также полезноисследование понятий «подготовка», «проба», «план». План – это не только план результатов,но и план действий. Средства – это не только то, что соответствует цели, то естьвсе средства хороши только для низких, антигуманных целей. Завершает главу исследованиепонятия «творческий труд»: он и неповторим, и в то же время не может включать субъективнуюдеятельность типа «искусство ради искусства».
В седьмой главевнимание автора концентрируется на коллективном действии. Исследуется помощь, негативнаяи позитивная кооперация (соревнование). Интересен анализ понятия виновности – прямойи косвенной, непосредственной и преднамеренной.
В главе восьмойдается понятие оценки – эмоциональной и практической, градируемой и неградируемой.Вводятся понятия чистоты продукта, искусности, точности, производительности, экономичностии другие понятия, характеризующие деятельность.
В девятой главеформулируются правила рациональной работы: экономизации, препарации, инструментализации,организации. Тадеуш Котарбиньский подчеркивает необходимость личной активности,инициативы как фактора и условия реализации целей.
В десятой главерассматривается вопрос о подготовке действий. Автор исследует черты хорошего плана– непрерывность, точность, гибкость.
В одиннадцатойглаве Т. Котарбиньский пытается сформулировать ряд положений по вопросу об орудияхдеятельности. Он отмечает все большую зависимость работника от инструментов.
В двенадцатойглаве автор ищет принципы для сложной деятельности, формулирует ряд идей, которыепотом вошли в системный анализ. Формулируются принципы разделения труда, выделяетсяпроблема коммуникаций.
В тринадцатойглаве Тадеуш Котарбиньский переходит к отрицательной кооперации – борьбе. И предложенныеавтором приемы (создание трудной обстановки, нагромождение мелких препятствий накаждом шагу, расчленение сил, методика совершившихся фактов) заслуживают уважения.
В четырнадцатойглаве ставится проблема коллективного умственного труда. Завершает анализ глава,в которой излагаются соображения по применению изложенных праксеологических правил.
В заключение ябы хотела еще раз подчеркнуть значение книги Тадеуша Котарбиньского «Трактат о хорошейработе». Так как это своего рода первые навыки о правильной организации работы,поэтому как таковые они могут быть полезны и интересны любому человеку: школьнику,учителю, строителю, менеджеру, студенту – всем, кто думает о том, как лучше выполнитьсвою работу.
Заключение
Тадеуш Котарбиньскийнеоднократно предпринимал попытки придать праксеологии дисциплинарный статус – однакоосновное влияние на современное социально-философское знание праксеология оказала,скорее, своими теоретико-методологическими посылками, восприятием ее как особойобласти внефилософских междисциплинарных анализов.
Праксеологияобъединяет, такимобразом, в единую систему все, что накоплено человечеством в области организацииработы (в том числе и данные искусства, и военной стратегии, и теории шахматнойигры). При этом она синтезирует только то, что имеет всеобщий характер. Такая интегрирующаядисциплина, не отменяющая других наук и мобилизирующая их достижения для организацииработы, — несомненно, полезна.
Более того, систематизацияматериала позволяет праксеологии сформулировать моменты, которые являются отправнымипунктами для новых научных дисциплин. В анализе Тадеуша Котарбиньского есть моменты,ставшие впоследствии самостоятельными научными направлениями или важными частяминовых наук.
«В то же времяне нужно преувеличивать значение праксеологии. Без знания грамматики нельзя написатьроман, но только знания грамматики для написания романа явно недостаточно»[2, C. 10]. То есть праксеология– обязательный, но не профилирующий элемент организации и управления.
Обобщения и выводы праксеологии привлекаются, например, в этике в связис анализом поступка, морального выбора, принятия решения, нормативно-ценностныхаспектов сотрудничества и взаимодействия вообще (М. Бунге). В прикладном плане проблематикапраксеологии востребована в исследованиях по хозяйственной этике. Праксеологическиеидеи и проблемы разрабатывались в утилитаризме, прагматизме, теории организации,общей теории действия, экономической теории. С 1962 в Польше издается основанныйТадеушем Котарбиньским журнал «Praxeologia» (до 1966 — «Praxeological Notes»).
Списокиспользованной литературы
1. ВерниковМ.Н. Методологический анализ кризиса философского идеализма (На материалах польскойфилософии конца 19 – первой трети 20 в.). – К.: Наукова думка, 1978. – 405 С.
2. КотарбиньскийТ. Трактат о хорошей работе. – М.: Экономика, 1975. – 270 С.
3. Новейшийфилософский словарь. – Минск: Книжный дом, 2003. – 830 С.
Известные фразыТадеуша Котарбиньского:
· Хорошийучитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.
· Достаточнобыть космополитом, чтобы оказаться чужим в любой точке современного мира.
· Философияне дает бесценных результатов, но изучение философии дает бесценные результаты.
· Любаяреорганизация неизбежно проходит через стадию дезорганизации.
· Прошлое,хранящееся в памяти, есть часть настоящего.
· Боротьсяза свободу законным образом можно лишь в том случае, если ею уже обладаешь.
· Оценкачеловека не может зависеть от того, что от него не зависит (от цвета волос, формыноса, расы, происхождения и т.д.).
· Полнаясвобода возможна только как полное одиночество.
· Друзьяпомогают нам жить и мешают работать.
· Интеллигент- это паразит, вырабатывающий культуру.
· Войнане может быть справедливой, потому что воевать справедливо нельзя, даже если воюешьза справедливость.
· Кто непонимает логики, обычно не понимает и того, что он её не понимает.
· Большевсего беспорядка создают те, кто наводит порядок.
· Легчезапомнить то, что следует запомнить, чем забыть то, что следует забыть.
· Маршироватьв ногу вовсе не то же самое, что идти рука об руку.
· Скептик— это мыслитель, твёрдо убеждённый в ненадёжности любых убеждений.
· У гостявсегда больше времени, чем у хозяина.
· Путь отбогатства к власти менее предосудителен, чем от власти к богатству.
Словарьспециальных терминов и понятий (на русском, украинском, английском языках):
1. Препарация– подготовкачего-либо с какой-либо цельюпутем обработки соответствующим образом;
Препарація– підготовка чого-небудь з якою-небудь метою шляхом відповідної обробки;
Preparation– preparing smth with some purpose by means of treating it properly.
2. Инструментализация – спецификация процедур, необходимых приведении наблюдения: уточнение измерительных приемов или инструментария;
Інструменталізація– специфікаціяпроцедур, необхідних при спостеріганні: уточнення вимірювальних засобівабо інструментів;
Instrumentalization– the specification of procedures needed for observation: spe cification of measuringmethods and tools.
3. Прагматизм – направлениев философии,признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты;
Прагматизм– напрям у філософії, котрий визнає істиною тільки те, що приносить практичнокорисні результати;
Pragmatism– the direction in philosophy, which regards as the truth only that gives practicallyuseful results.
4. Позитивизм– философское направление, исходящее из того, что всё подлинное, «положительное» (позитивное) знание можетбыть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетическогообъединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследованиереальности, не имеет права на существование;
Позитивізм– напрям у філософії, який виходить з того, що все справжнє, позитивне знання можебути отримане тільки як результат окремих спеціальних наук або їх синтетичного об`єднанняі що філософія як особлива наука, котра претендує на самостійне дослідження реальності,на має права на існування;
Positivism– the direction in philosophy, based on the idea that all real positive knowledgecan be obtained only as a result of separate special sciences or their syntheticcombination, and that philosophy as a special science, which tends to carry outindependent research, hasn`t right to exist.
5. Утилитаризм – принцип оценки всех явленийс точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либоцели.
Утилітаризм– принцип оцінки всіх явищ з точки зору їхньої корисності, можливості бути засобомдля досягнення якої-небудь мети;
Utilitarianism– the principle of estimation of all phenomena from the point of view of their usefulness,possibility to serve as a means to achieve any purpose.
6. Марксизм – философское учение («диалектический материализм» и созданный наего основе и развивающий материалистический подход к объяснению общественных процессов— «исторический материализм»);
Марксизм– напрям у філософії («діалектичний матеріалізм» та створений на його основі «історичнийматеріалізм», котрий також розвиває матеріалістичний підхід при поясненні суспільнихпроцесів);
Marxism– a philosophical teaching («dialectical materialism» and «historical materialism», which is basedon it and develops materialistic approach to explanation of social processes).