Практическое применение дидактических игр на уроках английского языка

ГЛАВА 11ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
(Планы-конспекты уроков, ролевыеигры, используемые на уроках английского языка.)
Как сделать каждый урокинтересным, увлекательным и добиться того, что бы он развивал познавательныйинтерес, мыслительную творческую активность учащихся? Зажечь искорку интереса вглазах ученика, сделать учение посильным и радостным — непростая задача каждогоучителя. Как известно, школьный курс иностранного языка призван обеспечитьпрактическое овладение предметом. Эта задача требует от учителя иностранногоязыка с первых шагов обучения учить умению общаться на изучаемом языке, пустьдаже на самом элементарном уровне; заложить основу для дальнейшейкоммуникативной деятельности школьников.
Одним из эффективныхприемов в обучении общению являются ролевые игры, поскольку они приближаютречевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения,способствуют эффективной обработке языкового программного материала,обеспечивают практическую направленность обучения, помогают изложитьравнодушие, скуку, формализм из учебно-воспитательного процесса в школе.Ролевые игры в группе детей имеют неисчерпаемые возможности воссоздания самыхразличных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.
В данной работе мнехочется рассказать об использовании ролевых игр и заданий.
Ролевая игра можетиспользоваться к на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. В начальныхклассах большое внимание уделяется формированию фонетических навыковшкольников.
Однако от урока к урокуослабевает интерес школьника к данной работе. Поэтому я предлагаю им выступитьв роли учителя. В класс пришел Незнайка, и он будет изучать английский язык.Теперь ребята не только повторяют звуки, они стараются научить Незнайкуправильному произношению. Незнайка показывает детям транскрипционные знаки, иребята хором называют их. А чтобы проверить, как учащиеся запомнили эти знаки,Незнайка начинает делать ошибки. Если звук произнесен правильно, дети молчат, аесли неправильно, они дружно хлопают в ладоши.
Работа по формированиюлексических навыков осуществляется. Как правило, с помощьюситуативно-обусловленных упражнений и вызывает интерес у ребят. Так, при работенад лексикой по теме «Одежда» в классе появляется «магазин». На прилавке«магазина» разложены различные предметы одежды, которую можно купить.
Учащиеся заходят в «магазин»и покупают то, что им нужно:
P1: Goodmorning!
P2: Goodmorning!
P1: Have you ared blouse?
P2: Yes, Ihave. Here it is.
P1: Thank youvery much.
P2: Not atall.
P1: Have you awarm scarf?
P2: Sorry, butI haven’t.
P1: Good-bye.
P2: Good-bye.
При проведении ролевыхигр использую средства наглядности, Вывешивается картинка, на которойизображена определенная ситуация. Учащимся предлагается сыграть рольперсонажей, изображенных на картинке, в соответствии с ситуацией,представленной на ней.
Вот такой диалогсоставили ребята по картинке «Утро» (действующие лица — бабушка и внук):
G: Igor, getup darling. It’s already I o’clock
I: All right,Granny. I’m getting up.
G: Make yourbed, then wash your face and hands and have breakfast.
I: First, Imust do my morning exercises, Granny.
G: All right, dear.
Развитию навыкаупотребления в речи структур в Present Continuous Tense помогает игра «Разговор потелефону». Я ввела и закрепила на практике учеников такие речевые образцы:
Tell me howyou are. I am well, thank you. I hope you are well too. Will you come to my,place? I’ll come. No, I can’t. Is Ann at home? И так далее
Игра проводится в группахиз трех человек. Каждый ученик получает карточку с ролевым заданием:
1.        Позвони потелефону и пригласи подругу к себе в гости. Обязательно узнай, что она в данныймомент делает;
2.        Тебя приглашают вгости. Можешь согласиться или отказать. Если не можешь прийти, обоснуй свойотказ.
3.        Ты — мама. Звониттелефон, ты поднимаешь трубку. Просят позвать к телефону твою дочь. Вот один извариантов диалога, которые составили учащиеся:
M: Yes?
K: Goodafternoon.
M: Goodafternoon.
K: Is Olga athome?
M: Yes, sheis. Who is speaking?
K: This isKate, Olga’s friend. May I speak to her?
M: Yes, youmay.
O: Yes?
K: How areyou, Olga?
O: I am well,Thank you. And how are you?
K: I am welltoo. And what are you doing?
O: I am doingmy homework. And what are you doing?
K: I amwatching TV. By the way, what is our homework?
O: Exercise 4.
K: Thank you.Good-bye.
O: Bye-bye.
Варианты телефонныхразговоров могут быть самые разные, но ролевые задания ставят ребят переднеобходимостью употребления Present Continuous Tense в разговоре.
Для сравнения времен Present Continuous Tense и PresentIndefinite Tense используется ролевая игра, для которой берутся такиеситуации:
Ситуация 1: Алла моет пол( ученица показывает как она это делает). Звонит телефон. Алла берет трубку.
Подруга: Алла, пойдем вкино.
Алла: Не могу. Я мою пол.
Ситуация 2. Алла сидитперед зеркалом. Она собирается пойти в кино. Мама неодобрительно смотрит нагрязный пол.
Алла: Ты же знаешь, мама,что я мою полы по четвергам.
Ролевые задания подусловным названием « Помогите мне найти» успешно применяются также приразговоре с оборотом there is fave. Например: а) Тебе понадобилисьсиние носки. Ты не можешь их найти. Узнай, где они. ( Сопровождай слованеобходимыми действиями)
б) Ты — мама. Скажи, гдемогут быть эти носки.
Вот такой диалогразыграли ребята:
P: Mummy,where are my blue socks?
M: Your socksare in the wardrobe.
P: ( смотрит в шкаф) There are no socks here.
М: ( подходит к шкафу) Look, here the yare.
P: Thank you,mummy.
Ситуация на карточке описываетсяочень подробно, чтобы учащиеся увидели «часть жизни» и поверили в«микроправду». Ролевые задания — это первый шаг от репродуктивной речи кинициативной. Поскольку такие задания стимулируют школьников самостоятельнорешать речевую задачу.
Дети всегда с интересомотносятся к игровым формам работы, любят исполнять различные роли людей.Участие в игре сопровождается многообразными и сильными эмоциями, связанными спробой собственных сил, самоутверждением. В результате дети получаютудовольствие, выполняя игровые действия и общаясь со своими партнерами.
Как известно, большоезначение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Ролевая играмотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации,когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить,доказать, чем-либо поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются втом, что язык можно использовать, как средство общения.
Игра активизируетстремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенствав речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самымпреодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и долженбыть активным партнером в речевом общении.
В играх школьникиовладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее,прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением илиопровергнуть его и т.д.
Хорошим собеседникомявляется часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто можетнаиболее четко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятсяпартнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) ивыбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее характерны дляобщения. Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевуюпрактику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен.
1.   Ролевая игра «Друзья» ( Friends)
Задание первому партнеру:вы — барон Мюнхгаузен. Вы всем интересуетесь.
Задание второму партнеру:вы- ближайший друг барона. Вы во всем подражаете ему.
Упражнения в имитации:
–          I aminterested in history.
–          I aminterested in history too.
2.   Упражнения в подстановке. Ролеваяигра « Первый визит в Лондон»
Задание первому партнеру:Скажите, чтобы вы хотели увидеть в Лондоне в первую очередь?
Задание второму партнеру:Скажите, что вам хотелось бы посетить в Лондоне нечто другое.
–          I’dlike to go to the Trafalgar Square.
–          And I’dlike to go to the Westminster Abbey.
3.   Упражнение « побуждение- согласие»Ролевая игра « Приглашение на экскурсию»
Задание первому партнеру:Вы предлагаете своему другу отправиться на экскурсию.
Задание второму партнеру:Примите приглашение вашего друга.
-Would youlike to go on an excursion about Kyiv?
— Oh, goodidea. I don’t mind (With pleasure).
 4.Упражнение « сообщение- вызванныйим вопрос». Ролевая игра «В Киеве».
Задание первому партнеру:Вы в Киеве впервые и не знаете, с чего начать осмотр достопримечательностейстолицы. Выразите нерешительность.
Задание второму партнеру:Вы киевлянин. Уточните детали, чтобы дать вашему другу совет.
-I don’t knowwhat I must see first in Kyiv?
— Have youbeen to Kyiv before?
5.Ролевая игра « У кассы» (At the booking- office)
Задание первому партнеру:Вы — пассажир. Попросите в соответствующей кассе нужные Вам билеты.
Задание второму партнеру:Вы — кассир. Выясните у диспетчера есть ли билеты.
Опора в видеподстановочной таблицы для первого собеседника:
Excuse
me, can
I have…
can you
give me
a ticket
tickets for
the morning passenger train
the evening fast train
the morning flight
the evening flight
the morning bus to
Moscow
Kyiv
Odessa
Minsk
Kharkiv
Опора в видеподстановочной таблицы для второго собеседника:
Just a minute…
Here is aticket…
Here aretickets…
Oh, it’s apity. But there are no tickets for train…
6. Игра «Реклама»
Учитель:I’d like to suggest thatyou test yourselves in a very interesting profession- the profession ofbookseller. It’s the most interesting job to do. Let’s try. So you arebooksellers in a bookshop. You must try to sell as many books as possible. Manycustomers visit your shop. Every one wants to choose the most interesting book.Collect some books which you would like to sell, advertise them and persuadethe customers to buy them.
Работа проводится впарах. Учитель просит ребят встать в два ряда лицом друг к другу. В одном ряду-работники книжных магазинов, в другом- покупатели.
Приведу один из вариантовбеседы:
Customer: Goodafternoon. I’d like to buy some books. What would you advise me to buy?
Seller: Gladto see you here. We have got a lot of interesting books. But in my opinion,there’s nothing like Charles Dickens and his novel “ The Pickwick Papers”.
C: Do youthink it would interest me.
S: I think so.This book is known all over the world. I made Ch. Dickens famous.
C: What kindit book is it?
S: It’s veryoriginal and funny. And it’s a very useful novel.
C: Is it?
S: Yes, itgives knowledge of 19-th century England. The author has described theatmosphere of the time with great skill.
C: All right.You have talked me into taking it. Give me this book.
7. Приведу пример ролевойигры « Читательская конференция» по теме «Библиотека». Подготовка к игреначалась на первом же уроке по теме «Библиотека». Ребята сами предложили роли исюжет игры. Они предложили следующие роли: библиотекарь, помощникибиблиотекаря, аккуратные читатели, небрежный читатель. Библиотекарь- миссисПаркер. Важно, чтобы роли соответствовали индивидуальному опыту учащихся и былидля них привлекательны. Примечательно, что роль небрежного читателя выбрал длясебя хорошо успевающий ученик, который имел достаточно высокий статус в классе.Однако хочется отметить, что большинство ребят предпочитает положительные роли.Работа над ролью у сильных, средних и слабых учащихся протекает по-разному.Хорошо успевающие ученики, как правило, проявляют самостоятельность виноязычном оформлении речи, со слабыми обычно занимается учитель.
Для проведения ролевойигры ученики изготовили плакаты: « Люби и береги книгу», « Книги — наши лучшиедрузья» ( на английском языке). Ребята принесли портреты английских писателей ипоэтов, карту Великобритании. Столы были построены так, что образовали круг.Это способствовало более тесному общению. Согласно сюжету игры, в школепроводилась читательская конференция, на которую была приглашена библиотекарьиз г. Стратфорда-на-Эйвоне.
Роль библиотекаря былапоручена лучшей по успеваемости ученице, которая вела конференцию.
Участники конференции задавалидруг другу вопросы о писателях, книгах, журналах и газетах, обменивалисьрепликами. В заключении выступила гостья из Англии; ей были заданымногочисленные вопросы.
Приведу в качествепримера некоторые сообщения ребят в процессе игры, их инициативные и ответныереплики.
Librarian: Letme introduce my assist am Tanya. She helps us in the English and Americanliterature section.
Tanya: How doyou do boys and girls. I am fond of English and American literature. I help thereaders to choose books in this section of our library. The children like toread books by popular English and American authors. They often take bookswritten by Mark Twain.( берет со стола вырезанные картонные карточки-книги и показывает) “The Adventures of Tom Sawyer and HuckleberryFinn”, Lewis Carol’s “ Alice in Wonderland”, Rudyard Kipling’s “Just soStories”, Older schoolchildren take “ Romeo and Juliet”, by W. Shakespeare,Jack London’s “Martin Eden”, books by Ernest Hemingway.
P1: ( обращаясь к другому ученику):What are you reading now?
P2: A book ofpoems. They were written by R. Burns.
P3: Are youreading them in English?
P2: No, inRussian. They were translated by S. Marshak.
Librarian: Letme introduce Igor. He wants to say something to you.
Igor: How doyou do. I do not take care of books I don’t like reading books. I like to drawin my textbooks, I often draw at the lessons. My hobby is football, notreading.
P5: Igor youare wrong. Books are our friends.
Igor: Myfriend is my ball.
P5: You mustbe care full with the books.
P6: (assistantin the sport section) We shall give you new and interesting book about sportand football. Do you want to read them?
Igor: Yes, Ido.
P6: You musttake care of the books
Igor: Allright. Thank you.
Librarian: Youmust tidy up your textbooks.
Проведение ролевой игрыявляется значительным событием в жизни класса. Если школьникам заранееизвестно, что урок будет проводиться в нестандартной форме, то они будутизучать тему значительно серьезнее.
Роли распределяетучитель, их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы иличностных характеристик учащихся, а также от степени владения ими иностранногоязыка.
Обсуждая проведеннуюигру, оценивая в ней участие учащихся, учителю следует проявить такт особеннопри оценивании результатов ролевой игры. Отрицательная оценка деятельности ееучастников неизбежно приведет к снижению активности.
Желательно начинатьобсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем перейти кнедостаткам.
В заключении хочетсяподчеркнуть, что ролевые игры и задания- эффективный прием работы. Перечислю ихдостоинства: Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях,характерных для окружающей действительности, что способствует развитию речевойинициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока. Именнов условиях игры осуществляется в значительной степени непроизвольноезапоминание.
Ролевые игры и заданияразвивают и совершенствуют у учащихся речемыслительную деятельность. Ониспособствуют также появлению у ребят искреннего желания общаться на иностранномязыке не только на уроке, но и во внеурочное время. Иными словами, здесьуспешно формируется внутренний мотив и изучению иностранного языка. Помимоучебных целей ролевые игры помогают решать воспитательные задачи. Например, виграх с использованием телефона особое внимание уделяется выработке умениявежливо вести разговор по телефону. Кроме того, посредством ролевых игр изаданий у школьников формируются такие качества, как общительность,коллективизм, появляется чувство ответственности за своих товарищей.
Уроки с применениемролевых игр и заданий проходят живо, эмоционально, при высокой активностиучащихся в благоприятной психологической атмосфере.
Темаурока: «My Beloved Motherland Ukraine»
Учитель: Good morning! Glad tosee you! How are you? I do hope you are all right and ready for the discussionof a very important problem: Love of Motherland. So, the lesson is “He wholoves not his country, can love nothing”. These wonderful words belong to thegreat Byron, don t they
Warming- up. Разминка. Введение в иноязычную атмосферу.
Game « Echoes»
У: We are going to play a rind ofgame, O.K?
When & aska question, you can answer with the same words, answer me by repeating the key-wordwith falling intonation, like this:
T: We aregoing to play a game, О.К?
T: Are youready? Ready.
T: How arefeeling today? Fine?
T: How did youcome to school? By bus? / On foot?
T: What’s theweather like today? Good? Bad? / Bad/
T: What’ s theweather like today? Warm? Cool?
T: What’ s thefirst lesson today? Warm? Cool? Mathematics? English?
T: Are youready for your English lesson today? Beady? So let s stop.
Y: Bead Byron’swords and translate them into Russian. And what is our Motherland? Ukraine isour Motherland. And what is synonyms to the word « Motherland» do you know? Pupils:Native land? Fatherland, Homeland, native country.
T: Look at theblackboard! Repeat after me the poem:
Love your dearMotherland,
Love it withyour whole heat
Love when thedays are happy,
Love it whenthe days are dark
T: What’s themain idea of this poem? Right you are. It s love of Ukraine, our Motherland.
T: And &would like to ask you what love is.
P1: Love isthe most beautiful feeling.
P2: Love is awonderful feeling.
P3: Love is asacred feeling.
P4: Love is astrong feeling.
P5: Loveenriches our souls and hearts.
T: And whatkind of love can it be?
P: Deep,passionate, boundless, tender, eternal, etc.
T: Formadverbs.
P: Deeply,passionately, boundlessly, tenderly, eternally, etc/
Раздать учащимся карточкис вопросами и предложениями
T: And can yougive the examples of passionate love of Motherland?
P1: & dlike to mention R. Burns, a loyal son of his native land. His love was deep andpassionate. He couldn’t imagine his life without his Highlands. He was sodevoted to his land. His famous words “ My Heart’s in the Highlands” became themotto of his life if a patriot. For him, there was nothing like his homeland.
P2: The greatByron also devoted his whole life to his motherland. He enriched it withwonderful poetry which is loved by people all over the world and his lines: “Hewho loves not his country can love nothing” are topical today.
T: Tell, me,please, who wrote these lines:
Можна все насвіті вибирати, сину,
Вибрати не можнатільки Батьківщину.
P: Symonenkowrote these lines. He is our contemporary. This poet passionately lovedUkraine. He loved it so deeply as he loved his Mother. These lines prove hisdevotion to Ukraine.
T: What didYaroslav the Wise tell his sons before his death?
P: Before hisdeath he gathered his sons and said to them: “Remember, you must always loveyour motherland with your whole hearts”.
T: &’dlike to read you A. Malyshko’s words about his love of the Motherland.
Україно моя, менів світі нічого не треба,
Тільки б голоствій чути і ніжність твою берегти.
T: You see ourpeople always loved their Motherland passionately. And we also love ourMotherland. What does it mean to love Motherland?
P1: &tmeans to love our parents, to love our native village.
P2: &tmeans to love the beauty of the country’s nature/
P3: &tmeans to love the mother tongue.
P4: &tmeans to know the history of the country.
P5: &tmeans to love your people.
P6: &tmeans to prove your love of Motherland with the help of deeds but not beautifulwords about it.
T: Now weshall have a short quiz (Questions about Ukraine)
T: And now,look at the key- words and speak about Ukraine, its cities, rivers and so on.
T: Speak aboutthe political structure of Ukraine, using key-words.
T: You knowthat our country is rich in talented people. The game “Who is Who”
T: Are youinterested in history? Whom do you see in this picture? What do you know aboutZaporizhian Cossacks. What famous Zaporizhian hetmans do you know?
Раздать разрезанные предложения о Киеве
T: Now, weshall play a game.Лексическая игра.expand the sentence.( Расширьпредложение)
& give youa sentence. Cossacks struggled.
Try to add asingle element to expand it.
Thecourageous, freedom- loving Ukrainian Cossacks from Zaporizhian Such struggledbravely for the independence of free peasants of South Ukraine.
Ученики читаютпредложения по карточкам
T: Read theproverbs about love of the Motherland.
T: Tell meplease what, problems does our country have today?
P: Ukraine isa young state it’s only 12.So it has to overcome some problems on its way ofits economical development. We have such problems as unemployment, worseningconditions, of young families, growing housing problems, increasing crime rateamong youth, crisis of cultural and moral values.
T: Do you believethat Ukraine will overcome these problems.
P: Yes, &do. We shall do everything to see our country powerful and our people happy.
T: Do youagree with Byron’s words? Yes, we love everything if we love our Motherland.
T: And now agame “10 questions”. & think of a geographical place, you must guess it.
Is it a river?
Is it amountain?
Is it one ofthe largest cities in Ukraine?
Is it an oldcity?
Is in anindustrial city?
Is it in theSouth of the country?
Is there apost in the city?
Is it Odessa?
T: A Game “TheSnow Ball”. Whose word is the last?
Ukraine is mynative country.
It is verybeautiful
Ukraine is mynative country
It is verybeautiful. It is one of the largest countries in the world ( etc).
Let’s read thepoem, written on the blackboard again.
Love your dearMotherland,
Love it withyour whole heart,
Love Ukrainewhen the days are happy,
Love it whenthe days are dark.
Образцы речи учителяанглийского языка при организации и проведении ролевой игры на уроке.
-We are goingto have some fun today.
— Сегодня нам предстоиткое-что интересное.
— We are goingto practice role play.
— Мы займемся ролевойигрой.
— You’ll takethe part of different characters, for example a doctor, a patient, etc.
— Вы будете изображатьразличных людей, например, доктора, больного и т.д.
— The actiontakes place in/ at…
— Действие происходит в…
— The maincharacters in the role play are…
— Главными действующимиперсонажами в ролевой игре являются…
— You have toimagine that you are one the characters in the situation.
— Представьте, что выодин из персонажей, участвующих в происходящих событиях.
— Work ingroups. One person takes the role of… The rest of the group are…
— Работайте группами.Один член группы будет играть роль…Остальные будут…
— Before westart the role play I’ll give you a few minutes for preparation.
— До начала ролевой игрыя дам вам несколько минут на подготовку.
Конспект урокаанглийского языка
Тема урока: Английскийписатель Ш. Бронте и ее роман «Джейн Эйр»
Задача урока: развитие уучащихся навыков и умения передавать содержание прочитанного, делатьсамостоятельные сообщения, развивать навыки и умения чтения текста: находитьматериал для характеристики действующих лиц, проводить беседу по ситуациям.
Учебный материал: книгадля чтения, роман «Джейн Эйр» и другие произведения английских писателей ипоэтов.
1 Вступительное слово учителя:
At theprevious lessons we spoke about great English writers. For today you had toread the passage from the novel by Ch. Bronte “Jane Eyre”. As you know this novelis very popular in many countries and in our country too. It is translated intomany languages of the world. I hope you enjoyed reading the text. Some of youhad to do different tasks on the text. So let’s speak about it.
II. first Iwant you to speak about Ch. Bronte.
1)        Speakabout her family, her childhood.
2)        Speakabout her literary work.
Translate intoRussian:
1)        Ch.Bronte is a famous English writer
2)        Shewrote the novel “Jane Eyre”.
3)        Thenovel made her famous.
III. Open yourbooks on page 102.
Tell me, please,who are the main characters of this story?
Let’s read thetext in the brackets.
IY. Nowimagine that the main characters have come to our lesson. You want to getinformation about them as much as possible. Ask them questions.
1)        Учащаяся – Jane Eyre.
Questions:
1)        Whoare you little girl?
2)        Howold are you?
3)        Whereare your parents?
4)        Wheredo you live?
5)        IsMrs. Reed kind to you?
6)        Areyou unhappy?
Ответы на вопросы: I’m Jane Eyre. I’m ten. I’m an orphan. My parents died when I was a verylittle girl. Now I like in the family of my uncle, Mr. Reed. Mrs. Reed is notkind to me. she and her children do not love me. They often beat me. My auntdoesn’t want to see me and she is going to send me to the school for poorchildren… You are right. I’m unhappy in their family. That is why I am happy toleave them.
2)        11 учащаяся- Mrs. Reed.
1)        Mrs.Reed, is your Family big or small?
2)        Howmany children have you?
3)        Who isthis little girl?
4)        Do youlove her, don’t you?
5)        Doesshe live with you?
Ответы на вопросы: My family is big. My husband died.I live with children here. I have 3 children. My niece lives with us becauseher mother died. I don’t love her because she is not so clever and so beautifulas my children. But my children are the best ones in the world. How claver theyare. How beautiful they are.
3)        учащийся- Mr. Brocklehurst.
Questions:
1)        Mr.Brocklehurst, what are you?
2)        Whatkind of school is it?
3)        Whydid you come here?
Ответы: I’m the director of LogwoodSchool. This is a school for poor children. I came here because Mrs. Reed askedme to see Jane Eyre. She wants to send her to my school. That’s why I am here.
Y. Сценка из романа « Джейн Эйр»:
Учитель: Did you like theiracting?
Ученик: Yes, I did their actingis wonderful.
Учитель: So Mr. Brocklehurst cameto see Jane. And we know that she was taken to Logwood School. Describe theschool?
1)        Whatkind of school was it?
2)        What didthe children have for dinner?
3)        Whatdid they have for supper?
YI. Expressyour attitude to the main characters. What do you think of them?
1)        To mymind Jane is a very good and clever girl. She is very modest. But she isunhappy because she has no parents. And Mrs. Reed is very cruel to her. Isympathize with Jane and I hope she will be happy.
2)        I myopinion Mrs. Reed is a very bad woman, because she is very cruel and she is notkind to Jane. She loves only her children but she does love Jane. As for me Idon’t like such people.
3)         Asfor Mr. Brocklehurst it’s difficult to say what kind of man he is. But I thinkhe is not a good man because he cannot understand a little girl. He says Janeis a bad girl because she thinks the bible is not interesting. To my mind it’sdifficult to read the Bible for a little girl.
Чтение отрывка из романа« Джейн Эйр» глава 3, страница 11
Mr.Brocklehurst visits Logwood.
YII. We knowthat Mrs. Reed wrote a letter to Jane. You made up your own letter from hername. Reed it please. Dear Jane. Perhaps this is my last letter to you, becauseI am very ill. I know that you were not happy in my family. I was cruel to youand my children did not love you. I hated you because you were cleverer that mychildren. For give me if you can. Your aunt, Mrs. Reed.
YIII.Учитель: Who has read this novel?
Did you likeit?
Did you seethe film version of the novel?
Does anybodyknow what is the end of the novel? Has the novel a happy end?
Yes, this astory with a happy end. Jane will be happy she met a man who loved her and sheloved him too. They got married and lived a happy life.
IX. I knowthat some of you have already read this book, some of you have got interestedin it, others are going to read it.
Imagine asituation:
1). You havemet a friend who has already read this book. Talk about it.
P1: What bookis it?
P2: It’s JaneEyre.
P1: Who is theauthor?
P2: It iswritten by Ch. Bronte.
P1: Is itinteresting?
P2: Yes, Ienjoyed reading it.
P1: Will yougive it to me to read?
P2: Of course.I am sure you will enjoy reading it too.
P1: Thank you.
P2: Not atall.
2) You are inthe library .You want to take the book “Jane Eyre”.
P. Goodmorning, N.A.!
L. Goodmorning, L.! What can I do for you?
P. I’d like toread “Jane Eyre” by Ch Bront .Have you got such a book in the library?
L. Yes, wehave. Just a minute. Here you are.
P. Thank, you!
L. Not at all.I hope you’ll like the book.
2)        Speakabout your favorite writer.
P1. Who isyour favorite English writer?
P2. D. Defoe.And yours?
P1. Ch.Dickens.
P2. Well, Ilike Ch. Dickens too, especially his novel “Oliver Twist”.
P1. Yes, hisnovels are wonderful.
X. We have spokenabout the novel. Many people like to read novels. And what about poems? Do youlike to read poems? Who is your favorite Russian poet? Do you know any Englishpoems?
Ученик: Yes, I do. I’d like torecite one of the Shakespeare’s sonnets. Whom is it devoted to?
Ученица: This sonnet is devotedto a woman with dark hair and eyes. The Dark Lady of the sonnets is a mystery.But if she was a real person Shakespeare loved her.
Ученица: I am going to recite oneof the poems by R. Burns, a great Scottish poet.
Учитель: In addition I want totell you that these beautiful poems were translated into Russian by the famousSoviet poet S. Marshak. As we know all Shakespeare’s sonnets were translated byMarshak. Shakespeare wrote 154 sonnets. Once he said: “Each of the sonnets islike a piece of music”.
Я перевел Шекспировысонеты,
Пускай поэт, покинувстарый дом,
Заговорит на языкедругом.
В другие дни, в другомкраю планеты,
Соратником его мыпризнаем,
Защитником свободы.Правды, мира.
Недаром имя славноеШекспира
По-русски — значитпотрясай копьем.
Marshaktranslated works by R. Burns too. Alexander Tvardovsky valued his translationvery high. This is what he said: “Он сделал Бернса русским. Оставивего шотландцем”.Thank to translators we can read beautiful poems byShakespeare, Byron, Shelly, R. Burns and other great poets, when it isdifficult for us to read in the original.
XI.Учитель: English writers stand high in worldliterature. Their names are dear to those who love literature. What famousEnglish writers do you know?
Ученик: Д.Дефо I know the famous English writer D. Defoe. He wrote the novel “Robinson Crusoe”. It was one of the first novels in the history of Englishliterature. In this novel the writer told the true story of a sailor who livedon an island where there were no other people. R. Crusoe in Defoe’s novel livedon an island for 28 years. He worked all the time and learned to make manyuseful things. People in England and in many other countries liked the novel.
Ученик: Дж. Свифт I know many English writers. One of them is Jonathan Swift. J. Swiftwas a famous English writer. He wrote a satirical novel “Gulliver’s Travels”.In this novel he showed England of his time. People liked the book not only inEngland but in other countries too.
Ученик: Ч. ДиккенсAnd I’d like to tell you about Ch. Dickens, one of thegreatest writers of English critical realism. I read his books such as “OliverTwist”, “David Copperfield”. In his works the author raised social problems.
Ученик: В. Скотт Another famous English writer is W. Scott. He is the founder ofhistorical novel in England. I know his book “Ivanhoe”. In this book hedescribed England at the time of Richard the First, the 12-th century. RobinHood and his friends are shown in “Ivanhoe”. As we know, R. Hood was alegendary hero who helped poor people. W. Scott wrote the best pages of hisnovel about them.
XII. And nowthe boys will tell you about themselves. Guess from what books they came to us.
Ученик – Robinson Crusoe
As for me Ilive in the town of York in England. When I was a small boy I wanted to go tosea. I had a friend. His father was captain of a ship. The captain took me andmy friend on his ship. After that I went to sea many times. I became a sailor.One day when our ship was at sea there was a great storm. The ship broke. I wasin the water for a long time. But the sea carried me to shore.
Who am I?
Ученик – Gulliver
I was born ina large family of a farmer. I studied at school well and my father sent me tothe university .When I left the university I worked with a doctor and learnedthe doctor’s profession. I handed to travel and found work on a ship as theship’s doctor. One day there was a terrible storm. The ship broke into piecesand the people were drowned. I could swim very well and I has not drowned. Igot out of the water and slept on the shore for many hours. When I woke up Ifound that I was in a country, where very, very small people lived. Who am i/
XIII. Make upsentences using Active ore Passive Voice.
Look at theblackboard
Authors works
L. Carol “Alicein Wonderland”
A. L. Carolwrote “Alice in Wonderland”
P. “Alice inWonderland” was written by L. Carol.
XIY. At thenext lessons we shall speak about great English poets.
Игры, используемые науроках английского языка:
T.V. DEFINITIONS
(Телевизионныеопределения/ Поле чудес)
Уровень: любой
Оптимальный размергруппы: 10 учеников( если группа больше- см. ВАРИАНТЫ)
Цель: для продвинутыхклассов- повторить или изучить идиоматические выражения. Для начального исреднего уровня- повторить активный словарь и орфографию.
Необходимый материал:доска или проектор, несколько определений загадываемых слов.
Описание: группа делитсяна 5 команд по 2 игрока в каждой. Игрок одной команды называет букву. Которой,как ему кажется. Нет в загаданном слове. Если названной буквы в словедействительно нет, его партнер по команде называет в свою очередь букву,которая, как ему кажется, есть в заданном слове. Если это так, отгаданную буквувписывают вместо прочерка, а вся команда может попробовать угадать все слово.Если первый игрок назвал букву, которой, как он считает, нет в слове. А она таместь, ход переходит к следующей команде, и уже она может попробовать угадатьслово, не называя букв
Если буквы, которуюназывает второй игрок в этом слове нет, команда теряет возможность угадыватьслово, а ход переходит к следующей команде. Например:
Определение: What students are whenthey fall asleep in class?
Решение:_ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _
(каждое подчеркиваниеобозначает одну букву)
Группа поделена накоманды A, B, C, D, E
Игрок А1 называет букву,которой, как ему кажется, в слове нет. Он называет букву «Z». В загаданном выражении этой буквынет, тогда игрок А2 получает возможность назвать букву, которая, как емукажется, есть в этом выражении. Он называет «Е» в загаданном выражении целыхдве «Е», их вписывают вместо прочерка.
 _ _ _ Е_ _ _ Е_ _ _ _ __ _ _
Команда А, верно назвавбукву, которой нет, и букву, которая есть в выражении, получают право угадатьвсе выражение. Однако по двум буквам это слишком сложно, поэтому команда Атеряет ход.
В1 называет «Q». Ему кажется, что ее нет ввыражении. Это действительно так, поэтому В2 называет «О», которая, как емукажется, в выражении есть. Буква «О» встречается три раза, и все буквывписываются на свои места
 _ О _ Е _ О _ Е _ _ _ __ _ О _
Однако, для того, чтобыугадать слово, информации все еще недостаточно и команда В тоже пропускает ход.
Игрок С1 называет «В», нов выражении есть буква «В». Ее вписывают, а команда С теряет ход. Ход переходитк команде D
Команда D получает возможность угадывать слово, не называяпредварительных букв.
В О _ Е _ О _ Е _ _ _ _ __ О _
Но команда D решает не использовать этувозможность, потому что не уверена в своей правоте и решает назвать буквы.
Игрок D1 называет «Х», и оказывается прав.Игрок D2 называет «М», но буквы такой ввыражении нет, команда Dтеряет ход и лишается возможности назвать выражение.
Игрок Е1 верно называет «J», а игрок Е2 верно называет «U». Буква «U» вписывается на свое место.
В О _ Е _ О _ Е _ U _ _ _ _ О _
Команда Е пытаетсяугадать все выражение, но ошибается. Игрок А1 ошибочно называет «R», потому что такая буква есть. «R» вписывают, и команда В получаетвозможность угадать выражение не называя букв.
B O R E _ O _ E _ U _ _ _ _ O _
Они угадываютзашифрованное выражение «BORED OF EDUCATION» и выигрывают.
Вот еще несколькоопределений, которые я использую на своих уроках:
Refusing tosleep……………………RESISTING A REST
Afraid to eatat Colonel Sander’s……CHICKENING OUT
Alimony……………………………..THEHIGH COST OF LEAVING
Drink for asmall person……………. SHRIMP COCTAIL
What sleepydrivers do……………… THEY REST IN PIECES
Варианты: Если в игреучаствует весь класс, команды можно сделать больше, по 5-7 человек.
Советы: Я всегда пишу надоске рядом с загаданным выражением алфавит и зачеркиваю буквы по мере того,как их называют играющие. Таким образом, нельзя ошибиться и назвать буквудважды.
Для начинающих и группсреднего уровня вместо идиоматических выражений я загадываю одиночные слова сопределением типа:
It’s ananimal…………………………………
It’s alanguage………………………………..
Чтобы ученики игралиуспешнее, я сразу объясняю им, что редко встречающиеся буквы, такие как X,Q,Z,J лучше всего выбирать первому игроку,называющему букву, которой нет в слове. А второму, который называет букву,которая есть, лучше начинать с гласных. Я призываю их обсуждать с партнером покоманде, какую букву выбрать, и, конечно, вместе решать, какое слово назвать.
GUIDEWORD
(Ключевое слово)
Уровень: любой
Оптимальный размергруппы: без ограничения
Цель: закрепить умениесоставлять и правильно писать слова
Необходимый материал:карандаши, словари, копия одного зашифрованного слова.
Описание: Учительприсваивает каждой букве алфавита число. Ученикам раздаются карточки с одним итем же ключевым словом, под каждой буквой которого подписаны эти числа.Например:
G U I D E
23 10 19 16 8
Затем ученикам даютсязашифрованные числами слова, и им предлагается расшифровать эти слова,пользуясь уже известными им из ключевого слова соответствиями.
9 12 5 3 8 14 16 8 5 7 6 910 23 1
Советы: расшифровываякод, можно работать в командах ( по 2-3 человека). Лучше всего сначала написатьвесь алфавит, а потом уже подставлять к буквам расшифрованные номера ( от 1 до26). Например:
A D C D E Z
9 20 4 16 8 13
После того, как будутдекодированы все буквы, дайте список из 15-20 слов, зашифрованных тем жеспособом, и пусть ваши ученики расшифруют их. Первый ученик (команда). Которыйсправится с заданием — победитель.
FOUR— SQUARE
(квадрат)
Уровень: любой.
Оптимальный размергруппы: без ограничений.
Цель: увеличить словарныйзапас и улучшить орфографию.
Необходимый материал:словарь, ручка, листок бумаги у каждого.
Описание: Каждый учащийсячертит таблицу размером 4х4 клетки. Учитель называет любые 16 букв из алфавитавразбивку, а ученики записывают их в свою таблицу в произвольном порядке. Затемученики должны из этих букв составить как можно больше слов, причем только избукв, которые стоят рядом по вертикали, горизонтали или диагонали.
Правила: Только стоящиерядом буквы можно использовать в слове. В любом слове можно использовать каждуюбукву только один раз. Ограничение по времени – 3 минуты.
Пример: C  E  I  K  H  S  R  A  O  E  P  B  M  N  L  O
Bar Par Pair PareAre
Ark Aries HelpPerson Bars
Rise Raise ChoseChosen Home
Homes Shoe Park
Советы: дать ученикамхотя бы 5 гласных. Поскольку в каждом слове должна быть хотя бы одна гласная,ученикам придется очень нелегко, если гласных названо меньше 5. Чтобы заставитьучеников искать длинные слова, я даю дополнительные очки тем, кто сможетсоставить слова длиннее одного слога. Слова из 2-4 букв оцениваются в 1 очко,слова из 5 букв- 2 очка, из 6 букв- 3 очка и т. д. В продвинутых группах вообщене учитывать слова менее чем из 4 букв.
DICTIONARY
(словарь)
Уровень: любой
Оптимальный размергруппы: без ограничений
Цель: развить навыкпонимания определений на слух.
Необходимый материал:Снабдите своих учеников словарями, не только соответствующими их уровню знаний,но и содержащими, помимо определений слов, еще и примеры их употребления вконтексте. Мы нашли такой словарь и рекомендуем его вам: New Horizon Ladder Dictionary ofthe English Language, New American Library, New York 1970. Однако подойдет любой словарь, аучитель может сам дать определение каждому слову.
Описание: Учитель находитподходящее слово в словаре, называет часть речи ( глагол, существительное ит.д.) и первую букву этого слова, затем читает определение( а также ипредложения, в которых это слово может употребляться). Ученики пытаются угадатьэто слово. Тот, кто первым назовет верное слово. Тот, кто первым назовет верноеслово, становится водящим, сам выбирает слово и читает его определение.Например:
“My word isverb and it begins with the letter ‘t’. it means:
1.        producethoughts; form in the mild. I often_________ of home.
2.        reason;consider. He is_____ about the problem.
3.        believe;have faith in something. He______ he can do it.”
Советы: Слишкомневнимательные и легко возбудимые классы разделить на 2 команды, за каждыйневерный ответ отнимать 2 очка, за каждый верный прибавлять 5 очков. Этозаставляет учеников внимательно слушать и думать вместо того, чтобы выкрикиватьпервое пришедшее в голову слово, начинающееся с названной буквы.
WORDSCRAMBLES
(перепутанные слова)
Уровень: любой
Необходимый материал:список слов с переставленными буквами, карандаш и бумага, проектор или доска.
Описание: ученикам даетсясписок перепутанных слов на доске, проекторе или бумаге и их просятрасшифровать их. Первый, кто справится со всеми словами- побеждает. Словадолжны быть знакомыми. Например:
HYPAP POSA SIFH OAPIN MECARA
Длина списка зависит оттого, сколько времени вы можете дать на игру, а также от того, насколько играбудет интересна ученикам.
Варианты: Список можноограничить категорией значения слов, например, только профессия, или столицымира, или мебель.
Советы: Когда знакомитеучеников с этой игрой в первый раз, то обычно разбивают класс на команды по 3-5человек и устраивают соревнования между ними. Работа в команде позволяетученикам учиться друг у друга и обретать уверенность в себе.
DO
(глагол «делать»)
Уровень: любой
Оптимальный размергруппы: без ограничений
Цель: Научиться илипотренироваться задавать вопросы с DО и отличать действия в нужном времени ( Present Continuous/ Progressive, Future, Simple Past, Present Perfect)
Необходимый материал: нет
Описание: эту игру можноназвать:
What am Idoing?
What am Igoing to do?
What did I do?
What have Idone?
Название зависит от того,какое время вы будете повторять и отрабатывать.
The present continuous: показывая какое-либо действие,выполняющий это действие спрашивает: « What am I doing?». Тот, кто правильно отвечает на вопрос ( например,«You are walking») либо становится водящим, либо зарабатывает очкосебе или своей команде.
The future tense: (going to ) Ведущийготовится произнести какое-либо действие, спрашивая: «What am I going to do?». Правильным ответом может быть «You’re going to sit down».
The simple past tense: Завершив какое-либо действие, ведущий спрашивает «What did I do?». Ответ может быть « You drank some water»
The presentperfect tense: Сделав что-то ведущийспрашивает: «What have I done?» очко получает тот, кто даст ответ, например, « You have written on theblackboard».
COMMANDS
(команды)
Уровень: начинающие
Оптимальный размергруппы: 20 учеников
Цель: повторитьповелительное наклонение
Необходимый материал: нет
Описание: Классразбивается на 2 группы ( А и В). Учащиеся по очереди дают команды своимоппонентам из второй группы. Одно очко присваивается за правильно даннуюкоманду и одно за правильно выполненное действие. Трудность команды зависит отуровня знаний учеников. Например:
А1: “Touch your toes!”
В1: Performs the action.
В1: “ Point to the window!”
А1: Performs the action.
А2: “ Laugh quietly!”
В2: Performs the action.
В2: “ Untie your shoe!”
А2: Performs the action.
Советы: Команды должны,конечно, иметь смысл и быть такими, чтобы можно было их выполнить в условияхкласса. Чтобы подстегнуть творческое мышление учеников, можно давать заоригинальность 2 очка, за обычную команду – одно.
SURPRISESACK
(мешок сюрпризов)
Уровень: начинающие
Оптимальный размер группы: 20 учеников
Цель: попрактиковаться вопределении слов.
Необходимый материал:Каждый ученик приносит на урок небольшой предмет обихода: расческу, монету,носок, чашку и т.д. Можно использовать холщовый мешок.
Описани: По очередиученики описывают в деталях то, что принесли, а остальные пытаются отгадать,что же это такое. Например:
 “ My objectis about 4 inches (10 cm) long. It weighs about 6 ounces (150 g). it is oblong in shape. It is made of nylon. It is flexible, and is dull black. What is it?”
Советы: Прежде чем игратьв эту игру, нужно ознакомить учеников с лексикой. Которая понадобиться, чтобы описатьразмер, форму, цвет, материал и т.д. (size, weight, shape, color,texture, material, etc.) описываемого материала. Чтобы облегчить процесс,можно разрешить ученикам записать описание заранее своего предмета.
Было обнаружено, чтоученикам намного интереснее играть в эту игру, если предмет спрятан внепрозрачный мешок. С одной стороны, предмет, о котором идет речь, находитсяперед ними, с другой стороны, увидеть его невозможно. Это возбуждаетлюбопытство больше, чем когда предмет находится где-то в парте.
WHERE WAS I?
(Где я был,)
Уровень: начинающие
Оптимальный размергруппы: без ограничения
Цель: Попрактиковаться виспользовании глагола ТО ВЕ во времени Simple Past в вопросительных, отрицательных и повествовательныхнеотрицательных предложениях ( interrogative, affirmative and negative )
Необходимый материал:ручка, бумага
Описание: Ученик пишет,где он был в определенное время в прошлом, а весь класс отгадывает. Например:
“ Where was Iat noon yesterday?”
“ Were you atthe dentist?”
“ No, I wasn’tat the dentist.”
Варианты: Водящий можетзадавать вопросы не только о себе, но и о ком-либо другом, находящемся вклассе.
“Where wasGary last Tuesday?”
“Where wereJoan and I last Sunday?”
“Where wereyou and I last night?”
Советы: Ограничитьколичество наводящих вопросов двадцатью, или количество вопросов должно бытьравно количеству учеников, деленному пополам. Если после всех вопросов место неугадано, водящий должен его сам назвать, а новым ведущим становится другойученик.
GUESSER
(угадайка)
Уровень: начинающий
Оптимальный размергруппы: 20 игроков
Цель: Дать возможностьученикам попрактиковаться в описании детей.
Необходимый материал:Доска и мел.
Описание: Ведущий стоитспиной к доске, а учитель пишет на доске и тотчас же стирает имя какого-нибудьученика, присутствующего в этот момент в классе. Ведущий просит любых учениковиз класса описать ему того, чье имя было написано на доске. Сначала дается наиболееобщая информация, затем подробная и специфическая. Когда ведущий угадывает,можно начинать новую игру.
Советы: для того, чтобысначала давалась общая, а уже потом специфичная информация, нужно призыватьучеников сначала рассказать, какого пола этот человек, какого цвета у негоглаза и волосы, какого он роста и телосложения и т.п. Хорошо также записыватьэту информацию на доске по мере ее появления, чтобы ученики ориентировались,что уже сказано, а что нет. Также ограничивается количество подсказок ( не более10).
YES/ NO PING– PONG
(да или нет)
Уровень: начинающий
Оптимальный размергруппы: без ограничений
Цель: Попрактиковатьсязадавать и отвечать на общие вопросы.
Необходимый материал: Нет
Описание: Класс делитсяна две команды ( А И В ). Ученики по очереди задают своим оппонентам вопросы,на которые можно отвечать « Yes »или «No».
За каждый правильныйвопрос и за каждый правильный ответ- очко. Отвечая на вопрос, ученик получаетправо задать вопрос тому, кто только что спрашивал его. Например:
A1: Do youspeak English?
B1: Yes, I do.
B1: Can youride a bike?
A1: Yes, Ican.
A2: Is yoursister here?
B2: No, sheisn’t.
B2: Do youknow my name?
A2: Yes, I do.
PROFESSIONS
(профессии)
Уровень: начинающие
Оптимальный размергруппы: 10 учеников
Цель: повторить названияпрофессий
Необходимый материал: нет
Описание: Один изучеников выходит из класса, а остальные договариваются, какую профессиювыбрать. Когда он возвращается в класс, его товарищи говорят по одномупредложению, описывающему профессию, а ведущий пытается ее отгадать Например:
1-й ученик He works with manypeople
2-й ученик He talks a lot.
3-й ученик He writes a lot.
4-й ученик He gets angry alot.
5-й ученик He laughs a lot.
6-й ученик He uses a lot ofchalk.
(ответ- “teacher” )
1-й ученик He fixes things.
2-й ученик He charges a lot.
3-й ученик You call him foremergencies.
4-й ученик He comes to yourhouse.
5-й ученик He works withwater.
6-й ученик He fixes sinks andtoilets.
(ответ- “plumber” )
WHO HAS IT?
(у кого находитсяпредмет)
Уровень: начинающие
Оптимальный размергруппы: без ограничения
Цель: Закрепить навыкупотребления глагола ТО HAVEво время Simple Present (утвердительные, вопросительные и отрицательныеформы)
Необходимый материал:Небольшой предмет, например, пуговица, монетка или скрепка для бумаги.
Описание: Класс делитсяна две команды ( А и В ). Команда А выходит из класса, после этого одному изигроков команды В дают небольшой предмет. Когда команда А возвращается в класс,ее игроки начинают спрашивать по очереди игроков команды В- WHO HAS IT? Например:
А1: Do you have it, Paul?
Пол: No, I don’t have it.
А2: Does Mary have it, Robert?
Роберт: No, Mary doesn’t haveit.
А3: Does Carl have it, Linda?
Линда: No, Carl doesn’t haveit.
А4: Do you have it, Sharon?
Шарон: Yes, I have it.
Спрашивать можноограниченное количество раз. А именно- количество вопросов равно количествуигроков в команде, деленному пополам.
Если удается найти того,кто является хранителем предмета, команде А дается очко, а если нет, очкополучает команда В. Когда хранитель найден или когда количество вопросовисчерпано, команды меняются местами.
FAMILY
(семья)
Уровень: начинающий
Оптимальный размергруппы: без ограничений
Цель: повторить названияродственных отношений
Необходимый материал:ручка и карандаш у каждого.
Описание: Ученикиразбиваются по парам и опрашивают друг друга. Например:
1-й ученик: John is Louise’s uncle.Who is Louise?
2-й ученик: Louise is John’s niece.
2-й ученик: Carol is Susan’s mother.Who is Susan?
1-й ученик:Susan is Carol’sdaughter.
Подсчет очков: за каждыйверный ответ – очко.
Советы: Игра идетдинамичнее и интереснее, если вопросы записаны заранее на бумаге. Таким образомможно избежать путаницы и долгих раздумий.
TIC – TAC — BEFORE – AND – AFTER
(крестики- нолики ДО и ПОСЛЕ)
Уровень: начинающие
Оптимальный размергруппы: 20 учеников
Цель: Повторить и закрепитьтакие понятия, как BEFORE и AFTER.
Необходимый материал:Нижеприведенная таблица на доске или на проекторе.a/b  6/7  4/5  2/3  d/e  c/d  p/q  8/9  9/10
Описание: Класс делитсяна две команды ( Х и О ). Первый игрок выбирает ячейку в таблице и говорит, вкаком соотношении находятся цифры и буквы в ней. Например: “ A is before B”. “Seven is after six”
Если он правильно сказал,в ячейку вписывается символ его команды. Если неправильно, ячейка остаетсянезанятой то тех пор, пока не будет правильно названо соотношение. Чтобывыиграть, команде нужно заполнить три ячейки по вертикали, горизонтали илидиагонали.
ISPY
(я заметил)
Уровень: начинающие
Оптимальный размергруппы: 20 учеников
Цель: Повторитьпройденные слова и их написание.
Необходимый материал:нет.
Описание: Один ученик,водящий, просит группу угадать, сто именно он видит в комнате.
“I spy ( withmy little eye) something that is green. What is it?”
“Is it thechalkboard?” “Is it the wastebasket?”
“No, it isn’tthe chalkboard.” “No, it isn’t the wastebasket.”
Когда подобные наводящиевопросы задала половина присутствующих, предмет называют независимо от того,угадан он или нет, а водящий сменяется.
Варианты: Если нужноповторить написание слов, учащиеся могут произносить названия предметов побуквам. Например:
“I spysomething that begins with a ‘B’. What is it?”
“Is it aB-O-O-K?”
“No, it isn’ta B-O-O-K.”
“Is it aB-O-Y?”
“No, it isn’ta B-O-Y”.
PREPOSITIONALPICTURES
(картинки с предлогами)
Уровень: начинающий.
Оптимальный размергруппы: без ограничений.
Цель: Повторитьупотребление предлогов места.
Необходимый материал:Бумага и карандаш у каждого из учащихся.
Описание: Учительописывает классу какую-либо сцену, а ученики рисуют на слух то, чтоописывается. Например:” In the centre of the page, there is a house. There is achimney on the left side of the roof, and a window on the right side of thehouse. In the upper right hand corner of the page, there is a cloud. There istall tree to the left of the house, and a side walk in front. A small dog isstanding on the grass, to the right of the sidewalk. He has a big bone in hismouth…”
Советы: После того, как япродиктую 10-15 деталей, я делю класс на группы по 5-7 человек, и один изучеников в группе диктует две своих детали, в то время как остальные в групперисуют их. Затем каждый по очереди задает вопросы по картинке. Например: “ Where is the dog? What is in the tree?”
Таким образом, у каждогоесть возможность говорить во время игры.
WHEREISIT?
(где находится предмет?)
Уровень: начинающий
Оптимальный размергруппы: без ограничений
Цель: Закрепить навыкупотребления IT IS в вопросах, отрицаниях и утвердительных предложенияхзакрепить навык употребления предлогов.
Необходимый материал:Небольшой предмет, например монета, пуговица.
Описание: Ученик выходитиз класса, а класс в это время прячет этот маленький предмет. Когда ведущийвозвращается, он старается найти спрятанное и для этого задает ученикам вопросытипа:
Is it underthe desk, Rob?
No, it isn’tunder the desk
Is it in yourshoe, Jackie?
No, it isn’tin my shoe.
Is it behindthe door, Cary?
Yes, it isbehind the door.
Количество вопросовдолжно быть ограничено, и если предмет найти не удается, ведущему рассказывают,где был спрятан предмет, а вместо него выбирают другого ведущего.
TIC– TAK– MATH
(крестики- нолики сарифметикой)
Уровень: начинающие
Оптимальный размергруппы: без ограничений
Цель: Повторитьколичественные числительные и арифметические действия.
Необходимый материал:Нижеприведенная таблица на доске.
а
6+8 =
b
9х2 =
c
14-9 =
 d
18-6 =
e
12-9 =
f
10+6 =
g
19+9 =
h
20-4 =
i
6х7 =
Описание: Класс делитсяна две команды ( команда Х и команда Щ). Первый игрок выбирает ячейку и читаетвслух арифметическое действие, которое там написано, а затем говорит егорезультат. Например:
Space A: Six plus eight equals fourteen.
Если все выполненоправильно, его команда ставит в эту ячейку свой символ (Х или О). Если же оношибся. То ячейка остается свободной до тех пор, пока кто-то не даст правильныйответ. Команда. Которой удастся первой занять 3 ячейки по горизонтали,вертикали или диагонали – выигрывает.

WHATHAPPENED?
(Что случилось?)
Уровень: начинающий
Оптимальный размер группы:без ограничения
Цель: Повторить время Simple Past в утвердительных, вопросительных и отрицательныхпредложениях.
Необходимый материал:Карточки, на каждой из которых написано предложение в этом времени. Например:
Last night Ihad a terrible accident.
Yesterday Iscreamed at my children.
My brothersold his new car last week.
We went toJapanese restaurant for dinner.
Описание: Ученик береткарточку и читает предложение всему классу. Другие по очереди начинают задаватьему вопросы, на которые он должен придумать ответ. Например:
Where wereyou?
Who was withyou?
What time didit happen?
What did youdo?
Why did you dothat?
How did you that?
Когда лимит вопросовисчерпан, другой ученик читает свою карточку.
ODDOREVEN?
(Чет или нечет? )
Уровень: начинающие
Оптимальный размергруппы: без ограничений
Цель: Повторитьколичественные числительные.
Необходимый материал: По20 или более небольших предметов на каждого ученика
Описание: класс делитсяна пары. Один берет горсть скрепок и спрашивает оппонента: « ODD OR EVEN?». Его оппонент делает выбор и тогда они вместепересчитывают скрепки вслух. Если результат оказывается четное (или нечетное)количество скрепок, как было загадано- то второй игрок получает одно очко,первый игрок вновь водит.
Для наглядности можнозаписывать результаты в таблицу. Тот, кто заработает 10 очков — выиграл. Number  Odd/ Even  Point Nine Odd Mike Fifteen Odd Susan Twelve Even Susan Nineteen Odd Mike sixteen even Susan
RHYME MIME
(Рифмы)
Уровень: начинающие исредний
Оптимальный размергруппы: без ограничения
Цель: повторить иувеличить запас слов
Описание: Класс делитсяна 2 команды. Игрок одной из команд придумывает 2 рифмующихся слова иразыгрывает их перед своей командой. Существует ограничение времени ( 1-2минуты), за каждое угаданное слово в пределах временного лимита дается одноочко. Когда команда А заканчивает, приходит очередь команды В. Например:
SHIP – TRIP
HOT – POT
SEW – THROW
SIGN – SHINE
SNOB – SLOB
Советы: Когда команда неможет угадать одно или оба слова до того, как истекло время, другая командаможет попытаться угадать вместо нее и получить за каждое правильно угаданноеслово по одному очку. Так можно подстегнуть неактивную команду.
HANDSUP!
(руки вверх!)
Уровень: начинающие исредние
Оптимальный размер группы:10 учеников
Цель: Развить навыкиаудирования, закрепить понимание вопросительных вопросов.
Необходимый материал:Нет.
Описание: Учительзачитывает предложения. В конце каждого учащиеся поднимают руки и определяютвопросительные слова и ответы на них. Очки даются за каждое верное слово и закаждый верный ответ. Например:
Учитель – Henry speaks clearly
1-й ученик — WHO? Henry. 2 очка
HOW? Clearly. 2очка
Всего: 4 очка
Учитель – The dog barked loudlyin the back yard all night.
2-й ученик WHO? The dog. 2 очка
WHERE? In theback yard. 2 очка
HOW? Loudly. 2 очка
Всего: 6 очков
Исправленная ошибкаоценивается в двойном размере:
3-й ученик He forgot WHEN. ALL night. 4 очка.
OPPOSITES
(противоположности)
Уровень: средний
Оптимальный размергруппы: 10 человек
Цель: Повторить слова иувеличить словарный запас, особенно прилагательных, наречий, глаголов и парантонимов.
Необходимый материал:Колода карточек на которых написано по одному слову: прилагательному, наречиюили глаголу. Каждое слово должно иметь антоним (не написанный в карточке).Например:
LOUDLY HOT FATFORGET QUICKLY
WIDE CPY TOP STANDUP HEAVY LIGHT
Описание: Класс делитсяна 2 команды (А и В ). Игрок из команды А выбирает слово и загадывает егоигроку из команды В, тот должен сказать антоним и использовать его в своемпредложении. Затем игрок из команды В загадывает слово игроку из команды А. Итак далее по парам. Например:
A1: My fatheris FAT. B1: My father is THIN
B1: This bookis LIGHT. A1: This book is HEAVY.
A2: I CRY whenI’m sad. B2: I LAUGH when I’m sad.
B2: She talksLOUDLY. A2: I don’t know.
Подсчет очков: 1 очко заправильный вопрос
1 очко за правильныйответ
2 очка, если вы назоветепредложение с антонимом, которого
не знает ваш оппонент.
Если никто не знаетантонима, его называет учитель.
TIC– TAC— TENSE
(крестики-нолики свременами)
Уровень: средний
Оптимальный размергруппы: 20 учеников
Цель: Повторить временаглагола.
Необходимый материал:Проектор или сетка ( см. ниже) нарисованная на доске. today  Last  night  Next Year  Two Weeks ago  Next  month  This Morning  This evening  yesterday  Tomorrow afternoon
Описание: Класс делитсяна 2 команды ( Х и О ). Ученик из команды X выбирает ячейку и составляет предложение в том времени,показатели которого он видит в ячейке. Например:
Two weeks ago,I broke my leg.
Next year, I’mgoing to visit my cousins in Texas.
Правильное предложениепозволяет его команде занять эту ячейку своим символом. Если допущена ошибка,то ячейка остается свободной, а ход переходит другой команде. Команды поочереди пытаются занять три ячейки по горизонтали, вертикали или диагонали.Побеждает команда, сделавшая это первой.
CATEGORIES
(категории)
Уровень: средний
Оптимальный размергруппы: без ограничения
Цель: Расширить словарныйзапас
Необходимый материал:Ручка, бумага и словарь у каждого ученика. Таблица (5х5), над верхней строкой –5 букв, слева – 5 категорий существительных. Нужно составить слова, относящиесяк указанным категориям и начинающиеся на указанные над таблицей буквы.Например:
B L A C KColours Crimson Animals  Llama Foods Kohlrabi countries Burma furniture  armchair
Можно использовать другие категории, например: drink, song titles,cities, adjectives, verbs, languages, names, car parts, sports, professions,athletes.
Описание: Ученикампредлагается по таблице индивидуально ( или в командах) найти слова изпредложенных категорий, начинающихся с предложенных букв. Например, в нашейтаблице ученики должны найти названия цветок, которые бы начинались с букв В, L, A, C, K а также слова по категориямживотные, пища, страны, мебель, начинающиеся на те же буквы.
Советы: Я поощряю своихучеников не ограничиваться простыми словами, а искать более оригинальные варианты.В эту игру хорошо играть без подсчета очков. Я просто спрашиваю: “ Who has an interesting word for a colour that begins with the letter‘B’?
PAITEDLETTERS
(Парные буквы)
Уровень: средний
Оптимальный размергруппы: без ограничений
Цель: Расширить активныйсловарь, закрепить навык говорить слова по буквам.
Необходимый материал:Ручка, бумага и словарь у каждого ученика. Проектор или доска
Описание: Учащимсяпоказывают таблицу, и тот, кто составит больше всех слов с помощью данных парбукв, тот и выиграл. li  bi  ea  so  ye  at  yi  ow  ll  ki  ti  kn  ng  fe  bl  op  ck  st  ro  me  ca  in  si  ar  lo
Вот несколько таких слов,которые можно составить с помощью пар букв из таблицы:
Liar strong yellowrock know fellow
Stop star yellsill feat fear
Советы: Я обычноустанавливаю ограничение во времени- 5 минут. Когда я знакомлю класс с игрой,то разрешаю играть парами, чтобы облегчить задачу. Чтобы приободрить учеников,я даю 2 очка за каждое слово из 4 букв, 4 очка за слово из 6 букв, 8 очков заслово из 8 букв и т.д., число очков удваивается за каждые две буквы.
Чтобы создать такуютаблицу самому, просто разбейте 4,6,8 и 10-буквенные слова на пары букв иразбросайте их по таблице.
QUESTIONS ANDANSWERS
(вопросы и ответы)
Уровень: средний
Оптимальный размергруппы: без ограничения
Цель: попрактиковатьсязадавать вопросы и отвечать на них
Необходимый материал: Нет
Описание: класс делитсяна две команды ( А и В). игроки по очереди задают друг другу специальныевопросы со словами WHO, WHEN, WHERE, WHY, HOW и отвечают на них. Одно очко даетсяза грамматически правильный вопрос и одно очко дается за грамматическиправильный ответ.
Например:
А1: Where did Jack go last night? ( 1 очко)
В1: He went to the movies. ( 1 очко)
А2: How are you going to France? ( 1 очко)
В2: I’m going by ship. ( 1 очко)
А3: What did you cat for supper lastnight? ( 1 очко)
В3: I eated pizza for supper. ( нет очков)
А4: Why said you good- bye to me? ( нет очков)
В4: I said ‘good- bye’ because I wasleaving. ( 1 очко)
Советы: Оценивает игруучитель, он же дает очки. Ошибки немедленно исправляются либо самими учениками,либо учителем, если никто не может дать правильный ответ.
SENTENCERELAY
(допиши предложение)
Уровень: средний
Оптимальный размергруппы: без ограничений
Цель: научить правильностроить предложения.
Необходимый материал:Несколько кусочков мела, доска, поделенная на секции.
Описание: Класс делитсяна команды по 5-7 человек в каждой. По сигналу учителя первые игроки всехкоманд выходят к доске и записывают любое слово в своих секциях. После этогопервый игрок передает мел второму, который приписывает свое слово до или послеуже написанного. И так каждый следующий игрок добавляет по одному слову, причемпоследний должен закончить предложение (не забыв поставить знаки препинания).Совещаться нельзя. Количество слов в предложении равно количеству игроков вэтой команде. Например:
Команда А: (7 игроков)
It is very hottoday, isn’t it?
Игрок № 3 4 5 1 2 6 7
Команда В (6 игроков)
We went to themovies yesterday.
Игрок № 1 2 3 4 5 6
Команда С: (5 игроков)
I watch televisionevery night.
Игрок № 3 2 1 4 5
Команда D (6 игроков)
John visited MaryJones last week.
Игрок № 3 4 5 6 1 2
Команда Е: (7 игроков)
Did your old unclecome from Edmonton?
Игрок № 1 2 3 4 5 6 7
Советы: После того, каквсе предложения зачитываются( и, если необходимо, исправляются), новый раундначинает новый игрок, заканчивавший предложение в предыдущий раз. Такимобразом, каждый имеет возможность сыграть все роли.
TWO– WORDVERBS
(двусложные глаголы)
Уровень: средний
Оптимальный размергруппы: 10 учеников
Цель: Повторитьдвусоставные глаголы.
Необходимый материал:Карточки с двусоставными глаголами. Каждый глагол можно использовать на трехкарточках. Например:
TAKE OFF TURN ONLIFT UP PUT DOWN
Описание: Колода кладетсявверх рубашками. Учащиеся садятся вокруг и по очереди берут сверху по однойкарте. Если ученик составляет 2 правильных предложения с доставшимися емуглаголом, карточка остается у него до конца игры. Например:
I’m taking offmy shoes. I’m taking them off.
Если он допускает ошибку,карточка кладется вниз колоды. Побеждает тот, кто соберет или 3 одинаковыхкарточки, или 10 разных. Ниже приведены несколько примеров двусоставныхглаголов:
Turn off, on, back, over, down, up, away
Lift up, off
Zip up, down
Put on, down,away, off, back, out
Clean off, up,out
Give back, up,away, out
Take off, out,away, in, back, down, up
ДЕТСКИЕИГРЫВВЕЛИКОБРИТАНИИ:
Some wordswhich you may need when you play
this or thatgame
back to back                           спиной друг к другу
blindfold                       завязыватьглаза
call out                          вызывать
card                               карточка
center                            центр
circle                             круг
divide into                              делить на
drop out ofthe game     выбывать из игры
face somebody              стоять лицом
goalline-finish line        линия финиша
staring line                    линия старта
It                                   водящийв игре
Leader                           ведущий вигре
Line                               линия,ряд
Line up                          выстраиваться в ряд
Obey an order               выполнять приказание
Partner                          партнер вигре
Player                            игрок
Point                             очко
Race                              состязаниев скорости
Relay                             эстафета
Runner & chaser           убегающий и догоняющий
Score                             счеточков
To score                        набирать очки
Signal                            сигнал
At a signal                              по сигналу
To tag                           поймать играющего
Team                             команда
Win                               выигрывать
Winner                          победитель
To lose a game              проиграть
In turn                           по очереди
CAPS AND HATS
Each playerput his cap close to the wall. The caps and hats must touch one another andform the wall. Then draw a line 6 yards away from the wall.
The firstplayer throws a small ball into any cap or hat except his own. If he fails, theowner of the cap runs to his cap, picks up the ball and tries to hit anotherplayer. If he hits the player, this player puts a stone in his cap. If he doesnot hit the player, he puts a stone in his own cap.
Then thesecond player throws the ball into caps or hats.
The player whohas three stones in his cap drops out of the game. The last player in the gameis the winner.
You can playthis game with holes instead of caps and hats. Besides, you can roll the ballinstead of throwing it.
Исходя извышеперечисленного можно сделать вывод, что дидактические игры – это один изсамых эффективных приемов работы. Игры развивают и совершенствуют у школьниковречемыслительную деятельность, способствуют выявлению у ребят искреннегожелания общаться на иностранном языке не только на уроках, но и во внеурочноевремя. Уроки с применением дидактических игр проходят живо, эмоционально, привысокой активности учащихся, в благоприятной психологической атмосфере.
Дидактические игры имеютнеисчерпаемые возможности воссоздания самых различных отношений в которые людивступают в реальной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучивроль игры в процессе обучения и рассмотрев необходимость применениядидактических игр на уроках английского языка можно сделать вывод, чтовоспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается всодержании и направленности его на решении задач, поставленных педагогом. Игра– превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать науроке. После трудного устного упражнения или другого утомительного занятиявеселая игра – это идеальная возможность расслабиться.
Игры помогают снятьскованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести егок минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будетучаствовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считатьочки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление иповышает активность, именно он создает большое психологическое давление научеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивыхи отстающих.
Независимо от того,насколько динамичен учитель, всегда есть моменты, когда внимание учениковрассеивается. Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшаетвосприятие.
Игра позволяет учителюисправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не дав им глубоко закрепитьсяв памяти.
Учащиеся обычно лучшезапоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминатьглубоко и надолго.
Игры делают процессобучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию кучению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ:
1.        Английский длядетей – М., Экслибрис – 1992 № 1-5, 1993 № 1-20
2.        Бедарев Г.К.Организаторам веселого досуга – М., Сов.Россия – 1979
3.        Берн Э. Игры, вкоторые играют люди. Люди, которые играют в игры: пер. с англ. Берн Э.Л.,Лениздат – 1992
4.        Бим И.Л. Целиобучения иностранному языку в рамках базового курса. Иностранные языки в школе.– 1996 № 1 с. 48-52
5.        БогуславскаяЗ.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей – М. Просвещение, 1991
6.        Былеева Л.В.Русские народные игры: ч.11 – М., Сов.Россия – 1988
7.        Верещагина И.Н.,Притыкина Т.А. Тетрадь по английскому языку для самостоятельной работы – М.,Просвещение – 1992
8.        Возрастная ипедагогическая психология. Под ред. Петровского А.В. – М., Просвещение – 1973
9.        Воронова В.Я.Творческие игры старших дошкольников – М., Просвещение – 1981
10.      Гейперт СПереворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворны идеи – М., Педагогика — 1989
11.       Гомза С.Х.Веселый английский(1-2). Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста. – Мн.,Вышейшая школа – 1997
12.       Жуковская Р.И.Игра и ее педагогическое значение – М., педагогика – 1975
13.       Ильчинова О.Английский для маленьких мальчиков и девочек – Казань – 1993
14.       Иностранный языкдля дошкольников – МКО, МИПКРО.Центр инноваций в педагогике. М. – 1997
15.       КрасильщиковаВ.С., Грошева З.Н. Детские игры в Великобритании – М., 1992
16.       Максаков А.Н.,Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом – М.,Просвещение – 1979
17.       МенджерицкаяД.В. Воспитателю о детской игре – М., Просвещение – 1982
18.       Михайленко Н.Я.,Короткова Н.А. Как играть с ребенком – М., Педагогика – 1990
19.       Могучая Н.В.Веселый алфавит – М., Книга и бизнес – 1992
20.       Наш «взрослый»детский сад. Под.ред. Галаховой П.В.М., Просвещение – 1991
21.      Преподаваниеиностранного языка в Великобритании: методические и политические дебаты.Иностранные языки в школе – 1996, № с. 61-65
22.      Программа«Истоки». Центр «Дошкольное детство» им. Запорожца. МДО. Центр инноваций впедагогике – М., 1995, с 29-31
23.      Программа поиностранным языкам с углубленным изучением иностранного языка и гимназиейТретья и четвертая модели, М., 1996
24.       Ростовцева О.М.Английский для детей дошкольного возраста – Тула, Ясность – 1992
25.       Соркина А.И.Дидактические игры в детском саду (старшие группы) – М., Просвещение – 1982
26.       Швайко Г.С. Играи игровые упражнения для развития речи – М., Посвещение – 1988
27.       Шмаков С.А. Еевеличество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей –М., Магистр – 1992
28.       Эйкерсли К.Е.Универсальный самоучитель английского языка – С-П., Политехника – 1991 (книга !)
29.      Эльконин Д.Б.Психологические игры. М., Педагогика – 1978
30.       БольшаяСоветская Энциклопедия. Под ред. Прохорова А.М. – М., Сов. Энциклопедия – 1972т. 10 с. 31-32
31.       Психология,Словарь Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., Политиздат – 1990
32.       Современнаязападная философия. Словарь. Под ред. Малахова В.С., Филатова В.П. – М.,Политиздат – 1991
33.       ABC’s and Such, Videocoursand supplied materials. Waterford Institute, 1997
34.       AlvinSchwartz. Ten Copycats in a Boat and Other Riddles – New York. Scholastic BookServices – 1980
35.       AnimalNursery Rhymes. Dorling Kindersley, London, New York, Stuttgart – 1994
36.       Children’sPoetry – Kingfisher – 1985
37.       Cramer.L., Hammond WD and others.Words and Skills – Scott, Foresman and Co. – 1981
38.       MotherGoose Nursery Rhymes. – Pan Books Ltd. 1975
39.       Peasin a Pod. Finger Rhymes. Ed. Kate Ruttle and Richard Brown.Camr.Univ.Press.1996
40.       PlaygroundGames. Ed lulie Ashworth and John Clark. – Longman, 1996
41.       thisLittle Puffin… Ed Elizabeth Matterson/ — Penguin. 1991