Управление профессионального образования Оренбургской области ГОУ НПО ПЛ-43 Специальность: бухгалтер, счетовод, кассир. Отчет по производственной практике ( 4 курс) Выполнила: учащаяся гр 34 Попова Евгения Проверила: мастер п/о Малеева С.В. г. Ясный 2007 год План на практику: Часть 1. Тема: Учет финансовых инвестиций.
Часть 2. Тема: Учет долгосрочных и краткосрочных финансовых инвестиций. Часть 3. Тема: Учет готовой продукции. Часть 4. Тема: Виды, формы и системы оплаты труда. Часть 5. Тема: Пособия по временной безработице. Часть 6. Тема: Учет расчетов по социальному страхованию. Часть 7. Тема: Формирование уставного фонда предприятия.
Часть 8. Тема: Учет финансовых вложений и займов. Часть 9. Тема: Учет финансовых результатов, прибыли и убытки. Часть 10. Тема: Бухгалтерская отчетность. Часть 1. Тема: Учет финансовых инвестиций. Инвестиции – долгосрочные вложения частного или государственного капитала в различные отрасли национальной (внутренние инвестиции) или зарубежной (заграничные инвестиции) экономики
с целью получения прибыли. В соответствии с законом “Об инвестициях в РФ” 1991г. под инвестициями понимают денежные средства; целевые банковские вклады; пай; акции и др. ценные бумаги; технологии; машины и оборудование; лицензии; кредиты; имущественные права; интеллектуальные ценности, вкладываемые в предпринимательские и другие виды деятельности с целью получения прибыли (дохода) и социального эффекта. Такие вложения осуществляются путем приобретения экономических
активов, т.е. экономических объектов, владение или использование которых приносит и будет приносить в дальнейшем их владельцам экономическую выгоду. Ориентация на будущие доходы при вложении капитала – характерная черта, отличающая инвестиции от текущих затрат на производство товаров и услуг. В связи с этим инвестиционную деятельность можно также определить как приобретение экономических активов, способных обеспечить получение доходов в будущем.
В качестве отдачи от инвестиций принимается разность между доходами в течение срока использования инвестиционных ресурсов и затратами денежных средств в том же периоде (издержки производства, налоги и т. д.). Эта разность в итого является либо прибылью либо убытками. Инвестиции подразделяются на реальные, финансовые и интеллектуальные. Реальные (прямые) инвестиции – вложение капитала частной фирмой или государством в производство какой-
либо продукции. Финансовые инвестиции – вложения в финансовые институты, т.е. вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные частными компаниями или государством, а также в объекты тезаврации, банковские депозиты. Интеллектуальные инвестиции – подготовка специалистов на курсах, передача опыта, лицензий и ноу-хау, совместные научные разработки и др. Понятие инвестиционного менеджмента в условиях переходной экономики, как правило, относится к управлению
двумя видами инвестиций: реальными и финансовыми. По отношению к совокупности этих двух видов инвестиций на предприятиях применяют понятие инвестиционного портфеля, а инвестиции в различные виды активов, связанные единой инвестиционной политикой, называются портфельными инвестициями. В развитых странах большую часть инвестиций составляют финансовые инвестиции. По этой причине в хозяйственной практике иногда используется более узкое понятие инвестиций, охватывающее
лишь финансовые инвестиции. В частности, именно такой подход заложен в международных стандартах бухгалтерского учета. Финансовые инвестиции – вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом. Портфельные инвестиции не позволяют инвестору установить эффективный контроль над предприятием и не свидетельствуют о наличии у инвестора долговременной заинтересованности в развитии предприятия.
Целью портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий, а также в ценные бумаги, эмитируемые государственными и местными органами власти с целью получения максимального дохода на вложенные средства. Портфельные инвестиции – основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. Часть 2.
Тема: Учет долгосрочных и краткосрочных финансовых инвестиций. Финансовые инвестиции (в российской хозяйственной практике их называют финансовыми вложениями) подразделяются на текущие (краткосрочные) и долгосрочные. Согласно международным стандартам бухгалтерского учета, текущими являются финансовые инвестиции, которые по своей природе свободно реализуемы и предназначены для владения не более чем на один год. Долгосрочными инвестициями считаются вложения, осуществленные с намерением
получения доходов по ним сроком более одного года. К ним относятся также вложения в ценные бумаги, срок погашения (выкупа) которых не установлен, но имеется намерение получать доходы по ним более одного года. Реальные инвестиции представляют собой вложения средств с целью приобретения нефинансовых активов всех видов (произведенных и непроизведенных). Таким образом, инвестиции в нефинансовые активы состоят из
инвестиций в произведенные и непроизводственные активы. Инвестиции в произведенные активы включают вложения в основной капитал, в запасы материальных оборотных средств и в ценности. К инвестициям в непроизведенные активы относятся вложения с целью приобретения материальных непроизведенных активов (земли; недр с разведанными залежами полезных ископаемых; некультивируемых биологических ресурсов, таких, как естественные леса, используемые для лесозаготовок, и т.п.), а также
нематериальных непроизведенных активов (запатентованные экономические объекты и некоторые другие элементы). Итак, инвестиции представляют собой вложения в финансовые либо в нефинансовые активы. Исходя из этого, инвестиции делят на финансовые вложения и капиталовложения. Кроме того, в отдельный вид инвестиций выделяют интеллектуальные. Часть 3. Тема: Учет готовой продукции. Готовая продукция входит в состав оборотных средств предприятия
и поэтому, согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности, должна отражаться в балансе по фактической производственной себестоимости. Фактическую себестоимость готовой продукции можно рассчитать только по окончании отчетного периода (месяца). Движение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий, ежедневный учет движения готовой продукции ведется или по плановой производственной себестоимости,
или по договорным ценам предприятия, или в розничных ценах. Плановая цена единицы продукции разрабатывается предприятием и обязательно показывается в плане, составляемом на год с разбивкой по кварталам. В конце месяца плановая себестоимость должна быть доведена до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления
за месяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные предприятием, и поэтому характеризуют результаты его работы в процессе производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, и записываются спорно – экономия или обычной записью—перерасход. Процент отклонений и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца.
При использовании в учете других оценок готовой продукции (договорной, оптовой или розничной цен) суммы и проценты отклонений рассчитываются в таком же порядке. Большое значение для правильной организации учета движения готовой продукции имеет разработка ее номенклатуры — перечня наименований видов изделий, вырабатываемых данным предприятием. За основу его составления берется классификация готовых изделий по определенным признакам, позволяющим
отличать одно изделие от другого (модель, класс точности, фасон, артикул, марка, сорт). Номенклатурный номер может иметь разное количество цифр. Номенклатурой пользуются следующие службы предприятия: диспетчерская — для контроля за выполнением графика выпуска изделий; цехи — для контроля за ассортиментом выпуска и для выписки накладных при сдаче готовых изделий на склад; отдел сбыта — для контроля за возможностью выполнения договорных поставок;
бухгалтерия — для аналитического учета и составления сводок и отчетов. Предприятие разрабатывает годовой план выпуска готовой продукции и календарные квартальные, месячные, дневные и почасовые графики выпуска готовых изделий. Диспетчерские службы цехов ведут оперативный учет выполнения графиков, что необходимо для определения ритмичности работы цехов, срывов в работе и их причин.
Графики взаимосвязаны со сроками отгрузки готовой продукции и позволяют контролировать выполнение договорных обязательств перед покупателями. Выпущенная готовая продукция переходит из сферы производства в сферу обращения. Этот процесс фиксируется в первичных документах — приемо-сдаточных накладных, актах, ведомостях, планах-картах и др. Отпуск готовой продукции и ее отгрузка оформляются приказом-накладной, в который включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск
Приказ складу выписывает соответствующая служба на основании условий договора с покупателями с указанием наименования покупателя, его кода, количества и ассортимента продукции (графа/занаряжено), срока отгрузки. Материально ответственное лицо (кладовщик) комплектует продукцию по каждому приказу и передает экспедитору для отправки, записывая количество в графе «отпущено». Документ подписывается начальником службы, кладовщиком и экспедитором.
Приказ-накладная оформляется в двух экземплярах: первый передается экспедитору для указания количества отправленных мест, массы груза согласно товарно-транспортной накладной и суммы оплаченного железнодорожного тарифа за перевозку продукции до станции покупателя; второй экземпляр остается у кладовщика как основание для отпуска. По нему в карточках складского учета в графе «расход» проставляется количество отпущенной продукции, и документ передается бухгалтеру. Экспедитор сдает продукцию транспортной организации, получает
квитанцию о приеме груза. На следующий день после отгрузки продукции экспедитор обязан приказ-накладную и квитанцию транспортной организации передать в бухгалтерию предприятия для выписки платежного требования на имя покупателя. Платежное требование—приказ банку поставщика списать с расчетного счета плательщика стоимость отгруженной продукции согласно счету-фактуре. Поэтому платежное требование содержит справочные данные о местах нахождения поставщика и покупателя,
их расчетных счетах, отделениях банков, их обслуживающих, номерах договора, квитанции (накладной), виде отправки, сумме платежа. Возможны два варианта платежного требования: ассортимент, количество, продажную цену и стоимость отгруженной продукции разрешается записывать непосредственно в платежном требовании или в платежном требовании отражается только общая сумма к оплате, а в счете-фактуре — ассортимент, количество, продажная цена и стоимость отгруженной продукции (в этом случае счет-фактура должен быть
обязательным приложением к платежному требованию). В отдельной строке счета-фактуры или платежного требования указываются стоимость тары и упаковки и железнодорожный тариф, оплачиваемые покупателем. Иногда сумма оплачиваемого поставщиком железнодорожного тарифа может включаться в сумму платежа. Отдельной строкой записывается сумма НДС от суммы платежа. При заключении договора между поставщиком и покупателем дается оговорка о франко-
месте, до которого все расходы по отгрузке продукции несет поставщик. Различают следующие их виды: франко-склад поставщика, когда все расходы, связанные с отгрузкой, предприятие-поставщик включает в платежное требование (стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе, на станции железной дороги, стоимость перевозки и железнодорожный тариф); франко-станция отправления — поставщик включает в платежное требование железнодорожный тариф и стоимость погрузки продукции в вагоны; франко-
вагон станция назначения — поставщик включает в платежное требование только сумму железнодорожного тарифа; франко-станция назначения — все расходы по отгрузке, включая железнодорожный тариф, оплачивает поставщик; франко склад покупателя — кроме указанных расходов поставщик оплачивает разгрузочно-погрузочные работы на станции покупателя, на его складе и стоимость перевозки до его склада и др. Самым распространенным видом оплаты в нашей стране является франко-вагон станция отправления.
Платежные документы на отгруженную продукцию должны быть сданы в банк, на востребование платежа от покупателя, в течение трех дней с момента отгрузки. В этом случае они будут приняты в обеспечение ссуд под расчетные документы в пути, т.е. поставщик, не дожидаясь платежа от покупателя, может начать новый цикл хозяйственной деятельности (приобретать материальные ценности, рассчитываться с рабочими и служащими, заниматься ремонтом оборудования, создавать
продукцию и т. д.) за счет ссуд банка (ссуды под расчетные документы в пути). Срок ссуды равен двойному времени документооборота от банка поставщика до банка покупателя плюс время на обработку документов и акцепт. Сумма ссуды равна сумме предъявленных к оплате платежных документов минус не кредитуемые элементы (НДС и прибыль), которые перечисляются в бюджет и расходуются (прибыль) по мере поступления платежа за продукцию на расчетный счет предприятия.
По мере наступления срока погашения ссуд под расчетные документы в пути банк списывает их суммы с расчетного счета предприятия Платежные требования представляются в банк при реестре. Часть 4. Тема: Виды, формы и системы оплаты труда. Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, премии, надбавки, а также другие виды доходов устанавливаются предприятием самостоятельно.
Вопросы оплаты труда регулируются с помощью договоров (контрактов). Конституция РФ гарантирует вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда. Месячная оплата труда работника, полностью отработавшего определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже минимального
месячного размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда определяет низшую границу оплаты труда неквалифицированных работников при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные или компенсационные выплаты. Установленный минимальный размер оплаты труда применяется исключительно: для регулирования оплаты труда; для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности; для
определения размеров выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей. «Статьей 1 Федерального закона от 29.12.2004 года № 198-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 720 рублей в месяц, а с 1 сентября 2005 г. в соответствии с этим же законом минимальный размер оплаты труда будет установлен в сумме 800 рублей.» Труд работников оплачивается повременно, сдельно или по иным системам
оплаты труда. Оплата может производиться за индивидуальные и коллективные результаты работы. Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышении эффективности производства и качества работы могут вводиться системы премирования, вознаграждение по итогам работы за год, другие формы материального поощрения. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О коллективных договорах и соглашениях» в коллективный
договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам оплаты труда: • форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; • механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором. Вид, систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и других поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала,
определяют самостоятельно предприятия (организации) и фиксируют их в коллективных договорах. Премирование работников по итогам работы за квартал (год) осуществляется на основании Положений, утвержденных администрацией предприятия совместно с представителем профсоюза предприятия. Основными формами оплаты труда являются повременная и сдельная. Повременная — форма заработной платы, при которой заработная плата зависит от количества затраченного
времени (фактически отработанного) с учетом квалификации работника и условий труда. Сдельная – форма заработной платы, при которой заработок зависит от количества произведенных единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда. Бестарифная система оплаты труда ставит заработок работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива и представляет собой его долю заработанном всем коллективом фонде оплаты труда.
При этой системе не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки, а, как правило, эта доля определяется на основе присвоенного работнику коэффициента, который определяет уровень его трудового участия. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится, как правило, на основе должностных окладов. Условия о размере должностного оклада или ином виде оплаты труда относятся к числу существенных условий труда и устанавливаются индивидуально по соглашению сторон при заключении трудового договора
(контракта). При этом размеры окладов для специалистов и служащих организации устанавливают без соблюдения средних окладов по штатному расписанию и без учета соотношений численности работников различных категорий. Законами и иными нормативно-правовыми актами может быть установлен другой порядок определения размеров оплаты труда для руководителей, специалистов и служащих (в процентах от выручки, в долях от прибыли и другие) в соответствии с должностью и квалификацией работника.
Надбавки к должностному окладу устанавливаются за сложность, напряженность, высокие достижения в труде, специальный режим работы. Сложность и напряженность выполняемой работы заключаются в комплексном характере и важности решаемых вопросов, в работе по нескольким направлениям, совмещении одновременно ряда функций, значительном объеме выполняемых поручений руководителя. Высокие достижения в труде заключаются в новизне и эффективности предложенных решений, степени творческого
участия в работе, высоком коэффициенте исполнительской дисциплины. Специальный режим работы заключается в ненормированности рабочего времени, привлечении работника к выполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни. Материальное стимулирование работников. В социологии труда обосновывается закономерность, которая говорит о том, что если администрация замечает каждое проявление активности работником и его поощряет, то активность
работнике возрастает, они работают более эффективно, а организация получает большую прибыль. Повышение производительности труда, как правило, приносит дополнительную прибыль, поэтому для того, чтобы стимулировать повышение производительности труда, целесообразно установить, где это возможно, премию в виде процента от полученного дохода, от прибыли, образующейся в результате повышения производительности труда. Улучшение качества обслуживания также повышает престиж организации и также является условием
получения дополнительных прибылей. Система премирования должна убедить работника, что в организации существует четкая связь между активностью работника, результатами его деятельности и поощрениями, которые он получает, возможностями удовлетворить свои личные потребности. Под премированием следует понимать выплату работникам денежных сумм сверх основного заработка в целях поощрения достигнутых успехов, выполнения обязательств и стимулирования дальнейшего их возрастания.
Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышении эффективности производства и качества работы могут вводиться: • системы премирования; • вознаграждение по итогам работы за год; • другие формы материального поощрения. Премиальная система оплаты труда предполагает выплату премии определенному кругу лиц на основании заранее установленных конкретных показателей и условий премирования, обусловленных положениями о премировании.
На основании таких премиальных положений у работника при выполнении им показателей и условий премирования возникает право требовать выплату премии, у организации – обязанность уплатить эту премию. Именно такие премии являются составной частью сдельно-премиальной и повременно-премиальной системы оплаты труда. Часть 5. Тема: Пособия по временной безработице. Определение суммы пособий по временной нетрудоспособности (больничных листов) производится на основе
среднего заработка. В соответствии с законодательством, средний заработок для расчета оплаты больничных листов определяется за два предшествующих месяца. В начисленную оплату труда входят все виды заработка, в том числе, месячная, квартальная и годовая премии. Квартальная премия включается в размере 1/3 в каждом месяце, а годовая – в размере 1/12 в каждом месяце. По закону в средний заработок не включаются: оплата за сверхурочные работы; плата за работу по совместительству;
доплаты за работы, не связанные с основной обязанностью работника; оплата дней простоев, отпусков и компенсаций; единовременные пособия. Среднедневной заработок определяется путем деления суммы начисленной по всем основаниям заработной платы за два месяца на число рабочих дней в эти месяцы. Затем среднедневной заработок умножается на число больничных дней, приходящихся на рабочие дни. Если же у работника предприятия интервал между больничными листами меньше чем два месяца, среднедневной
заработок исчисляется по конкретному числу отработанных дней: Зд=ЗПд/Д , где ЗПд – заработная плата за Д отработанных дней Трудовое законодательство предписывает оплачивать пособия по временной нетрудоспособности с учетом непрерывного стажа работы сотрудника. Установлены следующие нормативы: а) 60% от среднего заработка при непрерывном стаже работы до 3 лет; б) 80% от среднего заработка при непрерывном стаже работы до 8 лет; в) 100% от
среднего заработка при непрерывном стаже работы свыше 8 лет. Полностью 100% оплачиваются пособия по временной нетрудоспособности сотрудникам, у которых на иждивении трое или более детей до 18 лет, инвалидам войны, инвалидам по трудовому увечью, женщинам по беременности и родам. Больничный лист оплачивается из фонда социального страхования. Поэтому бухгалтеру необходимо сначала начислить сумму больничного листа из данного фонда, получить
эту сумму из фонда на расчетный счет, затем перевести деньги в кассу и потом выдать сотруднику. В бухгалтерском учете эти операции оформляются следующими проводками: Д69/1 К70 – начислена сумма пособия из фонда соцстрахования Д51 К69/1 – получена сумма пособия из фонда на расчетный счет Д50 К51 – переведена сумма пособия в кассу Д70 К50 – выдача пособия
Где сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», сч.51 «Расчетный счет», сч.50 «Касса». Часть 6. Тема: Учет расчетов по социальному страхованию. Отдельно начисляются страховые взносы от суммы заработной платы на обязательное соц. страхование от несчастных случаев на производстве (тариф зависит от отрасли), последние тарифы установлены федеральным законом № 17 ФЗ от 22.02.01. Начисление отчислений на обязательное соц. страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний дебет счета 20 «Основное производство» кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Часть сумм, начисленных в Фонд социального страхования и в Пенсионный фонд, используется организацией для выплаты работникам соответствующих пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий на ребенка и детей и др.
Начисление работникам организации указанных пособий оформляют следующей записью: дебет счета 69 «и обеспечению» кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Остальную часть сумм отчислений по социальному страхованию перечисляют в Фонд социального страхования, отчислений в Пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования. Перечисление оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 69 «Расчеты по страхованию», субсчета 1, 2, 3, кредит счета 51 «Расчетный счет». Ежемесячно в течении года составляются и представляются в налоговые органы (инспекции МНСРФ): расчет по авансовым платежам по ЕСН (взносу) для организаций выступающих в качестве работодателей. По окончании года представляется налоговая декларация по ЕСН. Схема организации учета затрат на оплату труда и соц. нужды первичные документы по учету начисления
заработной платы наряды и др. табель учета расчетов расчеты, справки и др. расчетная ведомость ведомость распределения заработной платы и отчислений на соц. нужды по шифрам производственных затрат ведомости аналитического учета затрат на производство № 12, 15… регистры синтетического учета, ж/о № 10, 10/1 главная книга Часть 7. Тема: Формирование уставного фонда предприятия. Учет уставного капитала ведут на счете 80 “Уставный капитал”.
По кредиту отражают увеличение уставного капитала, а по дебету – уменьшение. В настоящее время уставный капитал предприятия составляет 9941 тыс. руб. Эта цифра в последние годы остается неизменной, т. к. увеличение или уменьшение уставного капитала приводят к перерегистрации предприятия, что приводит к дополнительным расходам. Дт Кт 73 80 зарегистрирован уставный капитал 50,51 75 получены денежные средства от учредителей в счет
вклада в уставный капитал 01,04, 07,43, 75 получены материальные ценности в счет вклада в уставный капитал 75 80 перерегистрация уставного капитала Учет добавочного капитала. Добавочный капитал образуется в результате хозяйственной деятельности за счет увеличения стоимости имущества. Аналитический и синтетический учет добавочного капитала ведется в журнале-ордере № 12 на основании расчетных показателей в бухгалтерских справках.
Бухгалтерский учет добавочного капитала ведут на пассивном счете 83 «Добавочный капитал». Дт Кт 01 83 образование добавочного капитала в результате дооценки внеоборотных активов 83 02 дооценка износа основных средств 83 01 использован добавочный капитал на списание уценки основных средств 02 83 использован добавочный капитал на списание уценки износа основных средств 83 84 добавочный капитал списан на покрытие убытков 83 90,91 покрыт убыток за счет собственных источников при безвозмездном выбытии
имущества. Учет резервного капитала. Резервный капитал – это, так называемый, запасной финансовый источник для возмещения возможных убытков и списания понесенных расходов при недостатке прибыли. Резервный капитал подразделяется на резервный фонд, создаваемый предприятием в обязательном порядке и необязательные резервные фонды. В организациях, в которых законодательством не предусмотрено создание резервного капитала, он может создаваться согласно учредительным документам и использоваться в соответствии
с их уставом. На предприятии в соответствии с учетной политикой резервы предстоящих расходов и платежей, а также резервы по сомнительным долгам не создают. Учет целевого финансирования ведется на счете 86 “Целевое финансирование”. Корреспонденция счетов. Дт Кт 73 86 начислены платежи, причитающиеся с родителей за содержание детей в детском саду 50,51 76
поступили платежи за детей в детском саду 86 29 списаны затраты за содержание детей в детском саду за счет средств целевого финансирования 07,01 86 поступление имущественных целевых взносов 86 20,26 списаны расходы за счет средств целевого финансирования 51 86 на расчетный счет поступили средства целевого финансирования на безвозвратной основе 86 98 отражено безвозмездное поступление 98 91 зачисление безвозмездных поступлении в счет доходов отчетного периода с целью налогообложения
Средства целевого финансирования могут поступать в качестве государственной помощи и порядок их учета отражен ПБУ 13/2000 “Учет государственных субсидии”. Учет целевого финансирования ведется в журнале-ордере № 12 по видам целевого финансирования. Часть 8. Тема: Учет финансовых вложений и займов. Предоставленные другим организациям денежные и иные займы учитывают в зависимости от срока предоставления
по дебету счетов 06 «Долгосрочные финансовые вложения», субсчет 3 «Предоставленные займы», или 58 «Краткосрочные финансовые вложения», субсчет 3 «Предоставленные займы», с кредита денежных и других счетов (счета 10 «Материалы» – на стоимость переданных материалов и т. п.). Договор займа может быть возмездным (с уплатой процентов) и безвозмездным. При договоре возмездного займа размер и порядок выплаты процентов определяются договором.
Проценты по договору займа могут выплачиваться в согласованном сторонами порядке. Если такой порядок не оговорен, то проценты выплачиваются ежемесячно до дня фактического возврата займа. При отсутствии в договоре прямых указаний о размере процентов их величина определяется существующей по местожительству либо местонахождению заимодавца банковской ставкой рефинансирования. В настоящее время в качестве такой ставки применяют единую учетную ставку
Центрального банка РФ по кредитным ресурсам, предоставляемым коммерческим банкам (ставка рефинансирования Центрального банка РФ). Начисление дивидендов по предоставленным займам отражают по дебету счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” и кредиту счета 80 “Прибыли и убытки”, а поступление дивидендов – по дебету денежных счетов и кредиту счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. Начисление и последующее получение дивидендов по займам
в форме продукции (работ, услуг) отражают вначале по дебету счета 76 и кредиту счета 80, а затем по дебету счетов 08 (на стоимость поступивших основных средств), 10 (на стоимость поступивших материалов), 12 (на стоимость поступивших МБП) и других счетов с кредита счета 76. Возврат займов отражают по дебету денежных или других соответствующих счетов и кредиту счетов 06 «Долгосрочные финансовые вложения» и 58 «Краткосрочные финансовые вложения».
Если заемщик не возвращает в срок сумму займа, то на эту сумму должны уплачиваться проценты, которые определяются исходя из учетной ставки банковского процента, существующей в месте жительства (для граждан) или в месте его нахождения (для юридического лица). Суммы начисленных штрафных санкций отражают по дебету счета 63 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 80 «Прибыли и убытки». Для целей налогообложения суммы причитающихся штрафных санкций включаются в состав
внереализационных доходов заимодавца только по мере их признания заемщиком или присуждения арбитражным судом (п. 15 Положения о составе затрат). Таким образом, при займе денежных средств заимодавец составляет следующие проводки: 1) Дебет счета 06 «Долгосрочные финансовые вложения» (58 «Краткосрочные финансовые вложения») Кредит счета 51 “Расчетный счет” (52 “Валютный счет”, 50 “Касса”) – предоставление суммы займа;
2) Дебет счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” Кредит счета 80 «Прибыли и убытки» – начислены проценты по предоставленному займу; 3) Дебет счета 51 “Расчетный счет” (52 “Валютный счет”, 50 “Касса”) Кредит счета 06 «Долгосрочные финансовые вложения» (58 «Краткосрочные финансовые вложения») – возвращены суммы займа; 4)
Дебет счета 51 “Расчетный счет” Кредит счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” – получены проценты по займу; 5) Дебет счета 63 «Расчеты по претензиям» Кредит счета 80 «Прибыли и убытки» – начислены штрафные санкции за невозвращение в срок займа; 6) Дебет счета 51 “Расчетный счет” Кредит счета 63 «Расчеты по претензиям» – поступили суммы штрафов.
Гражданский кодекс допускает возможность заключения договора целевого займа, устанавливающего условие использования полученных средств на строго определенные цели (ст. 814). По целевому займу в договоре должны быть определены: – конкретные цели использования полученного займа; – меры конкретного контроля заимодавца за целевым использованием переданных денежных средств или другого имущества (предоставление заимодавцу заемщиком определенных документов, финансовых отчетов
и т. п.). Часть 9. Тема: Учет финансовых результатов, прибыли и убытки. Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” ПБУ 4/96* от 8 февраля 1996 года регламентирует содержание отчета о прибылях и убытках. Отчет характеризует финансовые результаты деятельности организации (счет “Прибыли и убытки”) за отчетный период и должен содержать следующие числовые показатели:
Сумму выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто-выручка) Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов) Коммерческие расходы Управленческие расходы Прибыль/убыток от реализации Проценты к получению Проценты к уплате Доходы от участия в других организациях
Прочие операционные доходы Прочие операционные расходы Прибыль/убыток от финансово-хозяйственной деятельности Прочие внереализационные доходы Прочие внереализационные расходы Прибыль/убыток отчетного периода Налог на прибыль Отвлеченные средства Чистая прибыль/убыток отчетного периода Часть 10. Тема:
Бухгалтерская отчетность. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» (Принятым Государственной Думой 23 февраля 1996 года, Одобренный Советом Федерации 20 марта 1996 года с изменениями на 23 июля 1998 года N 123-ФЗ) все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета
бухгалтерскую отчетность. Состав бухгалтерской отчетности организаций, исключая отчетность бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), должен в себя включать : а) бухгалтерский баланс; б) отчет о прибылях и убытках; в) приложения к ним, предусмотренные нормативными актами; г) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность
бухгалтерской отчетности организации, в случае, если эта организация подлежит обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами; д) пояснительную записку. Исходя из требований Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 N 34н, зарегистрированного в
Министерстве юстиции Российской Федерации 27.08.98 N 1598, Министерство финансов Российской Федерации утверждает формы бухгалтерской отчетности организаций и инструкции о порядке их заполнения. В соответствии с федеральными законами право регулирования бухгалтерского учета может быть предоставлено другим органам, которые утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым
актам Министерства финансов Российской Федерации. Бухгалтерская отчетность должна давать полное и достоверное представление об имущественном и финансовом положении организации, его изменениях, а также финансовых результатах деятельности организации. В состав бухгалтерской отчетности организации должны входить показатели деятельности ее структурных подразделений – филиалов, представительств и прочих, включая выделенные на отдельные балансы. В бухгалтерской отчетности используется принцип последовательного применения от
одного отчетного периода к другому содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений. Данные по числовым показателям в бухгалтерской отчетности приводятся минимум за два года – предшествовавший отчетному и отчетный (кроме отчета, составляемого за первый отчетный год). При составлении отчетности может сложиться ситуация, когда данные за период, предшествовавший отчетному году, несопоставимы с данными за отчетный период.
В этом случае, исходя из правил, установленных нормативными правовыми актами, первые из названных данных подлежат корректировке. В пояснительной записке должна быть раскрыта каждая существенная корректировка указанием ее причин. Список литературы: 1.Конституция РФ (с изм. от 09.06.2001) принята всенародным голосованием 12.12.1993 2.Трудовой Кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.
3.Гражданский кодекс РФ часть I от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. федеральных законов от 20.02.1996 N 18-ФЗ, от 12.08.1996 N 111-ФЗ, от 08.07.1999 N 138-ФЗ, от 16.04.2001 N 45-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ). 4.Гражданский кодекс РФ часть II от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. федеральных законов от 12.08.1996 N 110-ФЗ, от 24.10.1997 N 133-ФЗ, от 17.12.1999 N 213-ФЗ).
5.Налоговый кодекс РФ часть I от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001)). 6. Налоговый кодекс РФ часть II от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 30.05.2001 N 71-ФЗ, от 07.08.2001 N 118-ФЗ). 7.Федеральный закон `О бухгалтерском учете` от 21.11.1996
N 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 23.07.1998 N 123-ФЗ). 8.Инструкция `О составе фонда заработной платы и выплат социального характера`, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 10.07.1995 N 89. 9.Постановление Минтруда России от 14.07.1993 N 135 `Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме и
Примерной формы трудового договора (контракта)`. 10. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 N 841 `О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей` (с изменениями и дополнениями от 20.05.1998 N 465). 11. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ `О государственных пособиях гражданам, имеющим детей`
(с изменениями от 24.11.1995 N 184-ФЗ, от 18.06.1996 N 76-ФЗ, от 24.11.1996 N 130-ФЗ, от 30.12.1996 N 162-ФЗ). 12. Постановление Минтруда России от 22.01.1999 N 2 `О порядке исчисления среднего заработка в 1999 году`. 13. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 (в ред. от 12.07.1999) `Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли`. 14. Инструкция Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 (в ред. от 28.04.1999) `По применению Закона Российской Федерации `О подоходном налоге с физических лиц`. 15.
Указ Президента Российской Федерации от 19.02.1996 N 209 `О проверках соблюдения законодательства об оплате труда`. 16. Постановление Правления ПФР от 11.11.1994 N 258 (в ред. от 28.08.1996) `Об утверждении Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации. 17. Постановление
ВС РФ от 08.06.1993 N 5132-1 `Об утверждении Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации`. 18. Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а `Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов,
работ в капитальном строительстве`. 19. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 `О Фонде социального страхования Российской Федерации` (с изменениями на 15.04.1996). 20. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 (в ред. от 19.06.1998) `О мерах по выполнению
Закона Российской Федерации `О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР `О медицинском страховании граждан в РСФСР` 21. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учеб. пособие / В.П. Астахов. — М.: ПРИОР, 2000. — 671 с. 22. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности:
Учеб практ. пособие / Н.Л. Вещунова, Л.Ф. Фомина. — М.: КноРус, 2000. — 684 с. 23. Гусева Т.М Шеина Т.Н. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб. пособие / Под ред. В.Г. Гетьмана. — 2-е изд доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 320 с. 24. Захарьин
В.Р.Учет расчетов с персоналом // `Консультант Бухгалтера`, N 7, 2001 25. Луговой А.В. Расчеты по оплате труда `Библиотека журнала Бухгалтерский учет`, 2001 26 Нидлз Б Андерсон, Д. Принципы бухгалтерского учета / Пер. с англ. А.В. Чмеля, Д.Н. Исламгулова; Под ред. Я.В. Соколова. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 496 с.
27. Подстригич Г.Б. Методологические и организационные основы бухгалтерского учета. — М 2000. — 33 с. 28. Рогуленко Т.М. Основы аудита (вопросы теории и практики): Учеб. пособие /Т.М. Рогуленко; Моск. экон правовой ин-т. — М 2000. 29. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит: Учеб. / Л.В. Сотникова. — М.: Финстатинформ, 2000. — 238 с.
30. Сотникова Л.В.Учет расчетов с персоналом по оплате труда // `Бухгалтерский учет`, N 9, 2001