Курсовая работаТема: Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации
Оглавление
Введение
Глава 1Таможенно-тарифное регулирование
1.1 Понятие, экономическаясущность и виды таможенных пошлин
1.2 Специфика применениясезонных и особых пошлин
Глава 2Практика применения сезонных пошлин в РоссийскойФедерации
2.1 Порядок применения сезонныхпошлин
2.2 Применение сезонных пошлинна сахар и рис
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Актуальность. Радикальные экономические преобразования в Россиизатронули важнейший сектор экономики страны – сектор внешней торговли. Вусловиях либерализации внешнеторговой деятельности происходят изменения ролигосударства во внешней торговле.
Оно постепенно переходит от прямого, активного участия вовнешнеторговых операциях в сторону укрепления регулирования данного процесса.Как известно, главными мерами государственного регулирования внешнеторговойдеятельности остаются таможенно-тарифные и нетарифные меры.
Одним из важных элементов таможенного тарифа является таможеннаяпошлина, ее виды и ставки.
Таможенная пошлина — обязательный платеж в федеральный бюджет,взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территориюРоссийской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иныхслучаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, вцелях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности вэкономических интересах Российской Федерации.
Основную часть таможенных пошлин практически во всем мире (иРоссия не является исключением) составляют ввозные пошлины, основной функциейкоторых является защита национальных производителей от неблагоприятноговоздействия иностранной конкуренции, рационализация структуры ввозимых товарови пополнение доходной части федерального бюджета.
Вывозная пошлина служит в основном для ограничения вывоза запределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а ужпотом – также для пополнения доходной части бюджета.
Ввозные таможенные пошлины играют первостепенную роль в реализациифискальной функции таможенно-тарифного регулирования.
В результате стремительного входа России в рыночную экономикуконкретные размеры таможенных пошлин изменяются достаточно динамично.
Кроме традиционных ввозных пошлин должны использоваться особыепошлины: специальные, антидемпинговые, компенсационные.
Цель исследования – провести анализ практики применения сезонныхпошлин в РФ.
Задачи исследования:
1. Рассмотретьпонятие, экономическая сущность и виды таможенных пошлин.
2. Обосноватьспецифику применения сезонных и особых пошлин.
3. Определитьпорядок применения сезонных пошлин.
4. Проанализироватьприменение в РФ сезонных пошлин на сахар и рис.
Объект исследования – основополагающие характеристики таможенныхпошлин. Предмет исследования — определение особенностей сезонных пошлин в РФ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы такихавторов, как: Бондаренко Н.П., Землянская Н.И., Козырин А.Н. и других.
Глава 1 Таможенно-тарифное регулирование 1.1Понятие, экономическая сущность и виды таможенных пошлин
С возникновением обмена товарами между отдельными государствамивозникла проблема: какие факторы предопределяют экономичную целесообразностьввоза и вывоза тех или иных товаров. Первоначально теория международнойторговли исходила из того, что внешняя торговля должна осуществляться в целяхнакопления в стране золота. Однако теоретически оставалось неясным, почемувыгодно накапливать золото.
А. Смит показал, что в торговле между странами выгоднее продаватьтовары, производство которых в данной стране осуществляется с более низкимизатратами, чем в другой стране, а не накапливать золото. Этот теоретическийподход развил Д. Рикардо. Он считал, что обмен товарами между странамиосуществляется таким образом, что следует вывозить товары, которые производятсяс относительно более высокой производительностью труда и ввозить товары,которые производятся в данной стране с относительно более низкойпроизводительностью труда. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо получиларазвитие в XX в. в теории избыточных производственных факторов, из которойследует, что экономически целесообразно экспортировать товары, в производствекоторых в основном используются избыточные факторы, например, вывозитькапиталоемкую или трудоемкую продукцию. Однако эта теория не получиладостаточного подтверждения на основе анализа внешней торговли различных стран[1].
Теория внешней торговли М. Портера исходит из положения, что вмеждународной торговле участвуют не страны, а фирмы, имеющие определенныеконкурентные преимущества, которые они стремятся удерживать и развивать при поддержкегосударства в производстве конкурентоспособной, прежде всего,высокотехнологичной продукции. Однако из этой теории не совсем ясно, какиетеоретические положения лежат в основе внешней торговли. Поскольку М. Портерпишет, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, необходимопонять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснитьроль страны в этом процессе[2].
Различные теории внешней торговли в определенной степени былисправедливы для своего времени и в современном мире с учетом конкретныхэкономических ситуаций. Однако главным фактором, определяющим эффективностьвнешней торговли, является экспорт высокотехнологичной продукции.Научно-технический прогресс является ведущей силой социально-экономическогоразвития. Создание и использование новых техники и технологий обеспечиваютэкономическое преимущество той или иной стране. Разработка новых машин,оборудования, технологических процессов, освоение их производства требуетбольших затрат высококвалифицированного труда. Увеличение доли такой продукциив общем объеме производства повышает трудоемкость единицы производимойпродукции, она концентрирует в себе все большее и большее количествовысококвалифицированного труда. Развитые трудодефицитные страны, как показалипроведенные ранее различными исследователями расчеты, экспортируют некапиталоемкую а трудоемкую продукцию, хотя являются капиталоизбыточными.
Экспорт трудоемкой продукции, концентрирующей в себевысококвалифицированный труд, позволяет получать определенныесоциально-экономические преимущества. В обмен на такую продукцию можно немногодешевле импортировать топливно-сырьевые товары, которые будут преобразовыватьсяв продукцию с высокой добавленной стоимостью. В отличие от сырьевых ресурсовисточники высококвалифицированного труда возобновляемы, а избыточные по сырьюстраны для повышения эффективности своей экономики вынуждены ввозитьвысокотехнологичную продукцию, и становятся технологически зависимыми от странс высоким уровнем развития. Таким образом, в современном мире страны должныстремиться экспортировать на мировые рынки товары, которые в максимальнойстепени в расчете на затраченные материальные и энергетические ресурсыконцентрируют затраты высококвалифицированного труда и ввозитьтопливно-сырьевые и другие товары с минимальными затратамивысококвалифицированного труда. Это предполагает, что таможенно-тарифноерегулирование должно способствовать формированию эффективной структурыпроизводства с постоянно возрастающей долей продукции отраслей, использующихвысококвалифицированный труд. В России существуют все предпосылки длявосстановления и развития производства современной высокотехнологическойпродукции.
Мировая торговля во все большей степени трансформируется такимобразом, что развитые страны стремятся обмениваться между собой товарами,концентрирующими высококвалифицированный труд, а в торговле с развивающими именее развитыми странами обменивать товары, концентрирующие в максимальнойстепени высококвалифицированный труд, на товары, произведенные с минимальнымизатратами высококвалифицированного труда.
Таким образом, из теории внешней торговли вытекают определенныетребования к системе таможенных пошлин, которые могут быть реализованы только втом случае, если последние будут разрабатываться исходя из научно-обоснованныхположений, что обусловливает необходимость понимания экономической сущноститаможенной пошлины. Таможенная пошлина как экономическая категория появилась наэтапе возникновения обмена результатами труда между отдельными государственнымиобразованиями, т.е. несколько позже, чем сформировались категории цены иналога. Возникновение государственных образований обусловило появление их правана часть вновь созданной стоимости, необходимой для покрытия затрат поосуществлению государственных функций. Эти затраты покрывались путем изъятиячасти вновь созданной стоимости через налоги и взимания таможенных пошлин.Таким образом, первоначально таможенные пошлины служили только фискальныминструментом государства для пополнения своих ходов, хотя они оказывали болееглубокое воздействие на экономические процессы внутри государства, что обусловливалосьих тесной связью с ценами. По мере возрастания объемов внешней торговли,усиления ее влияния на экономическое развитие возрастала роль таможенных пошлинкак регулятора экономики. Однако экономическая сущность таможенной пошлиныоставалась недостаточно изученной[3].
В настоящее время отсутствует четкое понимание экономическойсущности таможенных пошлин, что является причиной различных подходов копределению категории «таможенная пошлина». Большинство исследователей определяюттаможенную пошлину как налог. Налоговый кодекс Российской Федерации относиттаможенную пошлину к федеральным сборам и налогам. При этом в Кодексе не даетсяопределение категории налога. По существу, он трактуется только по своей форме- как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организацийи физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целяхфинансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований,По своей форме таможенная пошлина хотя и выступает как обязательный платеж, новзимается не в целях финансового обеспечения деятельности государства имуниципальных образований. По своей форме таможенная пошлина хотя и выступаеткак обязательный платеж, но взимается не в целях финансового обеспечениядеятельности государства и, естественно, не должна подпадать под этоопределение[4].
В Законе РФ «О таможенном тарифе» в редакции 1993 г. (ст. 5)таможенная пошлина определялась как обязательный взнос, взимаемый таможеннымиорганами Российской Федерации при ввозе товаров на территорию РоссийскойФедерации или вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемымусловием такого ввоза или вывоза.
Понятие «обязательный взнос» можно рассматривать как внесениеопределенных сумм за получение в последующем каких-то услуг, прав, например, наполучение товара после пересечения таможенной границы. Из этого определениясовершенно не ясно, что является экономической сущностью таможенной пошлины икак подходить к определению ее величины.
В Федеральном законе от 08.11.2005 «О внесении изменений в ЗаконРФ «О таможенном тарифе» таможенная пошлина определяется как обязательныйплатеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаровна таможенную территорию РФ или при вывозе товаров с этой территории, а также виных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целяхтаможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономическихинтересах Российской Федерации[5].
Некоторые авторы определяют таможенную пошлину как денежный сбор,взимаемый при ввозе и вывозе товара. Денежный сбор по своей экономическойсущности также является инструментом перераспределения вновь созданнойстоимости.
Следовательно, можно сказать, что в действующем законодательствесмешиваются совершенно разные экономические категории, что, конечно, имеетнегативные последствия для формирования налоговой системы и таможенного тарифа.Методология определения налогов и таможенных пошлин совершенно различна и этодолжно получить отражение в различных законодательных актах.
Налоги являются составной, объективно обусловленной частью. Ониопределяют в конечном итоге размер части вновь созданной стоимости, поступающейв доход государства, которая не должна превышать определенного предела. Изъятиечерез налоги больших сумм вновь созданной стоимости замедляет или дажеприостанавливает нормальный процесс расширенного воспроизводства, еслигосударство не осуществляет соответствующего объема инвестиций; у предприятийне хватает в этих условиях средств на поддержание процесса расширенноговоспроизводства, они увеличивают цены на свою продукцию, не осуществляетсянормальное воспроизводство рабочей силы. Это ведет к снижению платежеспособногоспроса, а, следовательно, к падению объемов производства.
Таким образом, налог служит экономическим инструментомперераспределения доходов, являющихся денежной формой вновь созданнойстоимости. Как справедливо отмечают некоторые авторы, таможенная пошлина имеетрентный характер. Отсюда очевидно, что налог и таможенная пошлина являютсяразличными экономическими категориями.
Ввозная таможенная пошлина отражает тот добавочный доход, которыйдолжен был бы получить импортер иностранного товара, приобретенного на мировомрынке по более низкой цене, чем та, по которой аналогичный товар может бытьреализован отечественным производителем. Источником этого дохода является тачасть вновь созданной стоимости, которая предназначена для удовлетворенияпотребности в этом товаре. Если товар, предназначенный для удовлетворения этойпотребности произведен отечественным производителем, то осуществляется обменвновь созданной стоимостью различных отечественных производителей. Если этапотребность удовлетворяется за счет товара, то вновь созданная стоимость,предназначенная для удовлетворения этой потребности, распределяется в пользуимпортера, у которого она изымается полностью или частично в пользу государствачерез таможенные пошлины.
Таким образом, государство аккумулирует у себя часть созданнойстоимости, которая образовалась в результате того, что потребность былаудовлетворена более дешевым иностранным товаром, а часть производственныхресурсов на удовлетворение этой потребности высвободилась. Следовательно,государство должно рационально использовать эту экономию, т.е., направить ее наускорение социально-экономического развития, а это во многом будет зависеть отквалификации высвобожденного труда и материально-вещественного состававысвобожденных ресурсов. Если эти ресурсы высвобождены из наиболее эффективныхсфер, например, отраслей высоких технологий и они, естественно, не могут быть направленыв более эффективные сферы, а будут трансформироваться в менее эффективные сферыили изыматься из общественного производства.
Иначе говоря, налог есть часть реализованной в процессеобщественного воспроизводства вновь созданной стоимости, а таможенные пошлиныесть часть нереализованной стоимости в процессе общественного воспроизводства,и здесь важное значение имеет то, насколько эффективно она может быть использована,реализована государством[6].
Например, средства, сэкономленные от импорта обуви, можнонаправить в более эффективную сферу, использующую интеллектуальный труд,предположим, в производство оборудования для обувного производителя, асредства, сэкономленные от сокращения производства оборудования нельзяиспользовать более эффективно, если их направить на производство обуви.
Накопленная в государственном бюджете экономия общественного трудав виде таможенных пошлин, может быть вообще выведена из процессавоспроизводства и направлена на цели конечного потребления, выплату внешних долгов,вложения в ценные бумаги других государств.
Если ставка установлена ниже ее экономически обоснованного уровня,то производственный капитал определенных отраслей прекращает функционирование иобесценивается, какая-то его величина в виде экономии потребителя передается вдругие сферы, а остальная направляется в государственный бюджет[7].
Таким образом, посредством регулирования ставок таможенных пошлиндостигаются определенные структурные сдвиги.
Например, при снижении ставок пошлин на импорт продукциимашиностроения капитал этой отрасли обесценивается и частично перелается в видеэкономии в отрасли — потребители этой продукции. В результате из машиностроительногокомплекса были изъяты и направлены на другие цели значительные объемыпроизводственного капитала, а импорт продукции машиностроения значительноувеличился.
Источником экспортной пошлины является мировая рента,формирующаяся за счет части вновь созданной стоимости потребителей этой продукции.Аккумулируемые через экспортные пошлины в государственном бюджете доходы должныявляться источником ускорения социально-экономического развития. Занижениеэкспортных пошлин увеличивает доходы экспортеров, стимулирует поставкипродукции на экспорт при одновременном занижении экспортных цен.
Таможенная пошлина отражает различия мировой и национальнойстоимостей. По своей форме она выступает в форме платежа, налога и может отклоняться,как и цена от своей основы.
Из определения следует, что таможенная пошлина является разницей вуровнях мировых цен и экономически обоснованных внутренних цен, т.е., приналичии отечественного производства товаров ее величина определяетсясложившимися различиями в уровнях мировых и национальных издержек производства,задачей при обосновании таможенных пошлин является объективное отражение втаможенных пошлинах этой разницы.
Ввод, отмена таможенных пошлин оказывают непосредственное влияниена экономические интересы импортеров и экспортеров, хозрасчетную эффективностьввоза и вывоза определенных групп товаров. Таможенные пошлины участвуют вформировании уровня затрат на импорт и экспорт товаров, что, в свою очередь,может проявляться на уровне цен ввозимой и вывозимой продукции. Влияние уровняставок таможенных пошлин на объемы импорта и экспорта зависит от степенивоздействия на уровень рыночных цен, которые, в свою очередь, оказывают влияниена объемы платежеспособного спроса и предложения конкретных товарных рынков.
В зависимости от характера условий внешней торговли товарамитаможенные пошлины можно подразделить на: обычные таможенные пошлины и особыевиды таможенных пошлин. Обычные таможенные пошлины используются прирегулировании внешней торговли в нормальных экономических условиях и отражаютсяв таможенном тарифе. Особые таможенные пошлины применяются при нарушенияхнормальных условий внешней торговли.
В зависимости от характера движения внешнеторговых товарныхпотоков обычные таможенные пошлины подразделяются на ввозные (импортные), вывозные(экспортные) и транзитные.
Ввозные таможенные пошлины применяются к импортным товарам при выпускеих для внутреннего потребления. Они являются преобладающей формой пошлин ииспользуются всеми странами мира для защиты национальных производителей отиностранной конкуренции.
Вывозные таможенные пошлины, применяются на экспортные товары привыпуске их за пределы таможенной территории государства. Они используютсякрайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровневнутренних цен и цен мирового рынка на отдельные товары. В России применяютсяпри экспорте энергоносителей и некоторых сырьевых товаров.
В США, например, экспортные пошлины запрещены законодательно. Вдругих развитых странах они также не применяются.
Транзитные таможенные пошлины применяются к товарам, перевозимымтранзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко ииспользуются преимущественно как средство торговой войны. В России этот видпошлин не используется. 1.2Специфика применения сезонных и особых пошлин
Следует уделить особое внимание пошлинам, которые по своей природе,безусловно, являются таможенными, поскольку взимаются таможенными органами приперемещении товаров через таможенную границу РФ, однако в буквальном смыслетаковыми рассматриваться не могут.
К таким пошлинам в соответствии с разделом II Закона «О таможенномтарифе» относятся сезонные и особые пошлины. Дело в том, что согласно п. 5 ст.5 Закона «О таможенном тарифе» пошлина — таможенная пошлина, а также иные видыпошлин, предусмотренные настоящим законом. Эти иные виды пошлин и называютсясезонными и особыми пошлинами. Более того, при установлении, например, сезонныхпошлин, ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, неприменяются (ст. 6 Закона «О таможенном тарифе»). Максимальный срок действиясезонных пошлин составляет шесть месяцев. Как отмечает Козырин А.Н.: «Сезонныепошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и другихтоваров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которымипонимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства(овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года»[8].
Специальные пошлины могут вводиться как по причинам экономическогохарактера, так и по политическим соображениям. В первом случае специальныепошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на территорию РФ вколичествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественнымпроизводителям конкурирующих товаров. Во втором случае специальная пошлинаиспользуется в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отношенииввоза российских товаров в какую-либо страну.
Сезонные пошлины, применяются для оперативного регулированиямеждународной торговли продукцией сезонного характера, прежде всегосельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применяться за пределамитарифа. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, ина этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарамприостанавливается. В отечественной практике этот вид пошлин использовался,например, при регулировании ввоза сахара-сырца, обычно применяется прирегулировании ввоза в страну овощей и фруктов.
Особые виды таможенных пошлин подразделяются на: антидемпинговые,компенсационные, специальные таможенные пошлины.
Антидемпинговые пошлины, применяются при ввозе на территориюстраны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующейстране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаровлибо препятствует организации и расширению национального производства такихтоваров.
Антидемпинговая пошлина — рассматривается как составляющаяантидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взиманияввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера — мера по противодействиюдемпинговому импорту, которая применяется посредством введения антидемпинговойпошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспертом[9].
Назначение антидемпинговых пошлин раскрывается в ст. 9 Закона «Отаможенном тарифе» и, как отмечается в литературе, связано с наличием трех обстоятельств:
1) фактом ввоза товаров на российскую таможенную территорию поцене более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся на момент ввоза товаровв стране экспорта;
2) наличием материального ущерба или угрозы его нанесения;
3) причинно-следственной связью между ввозом таких товаров, содной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального ущербаотечественным производителям подобных товаров либо препятствием организации илирасширению производства подобных товаров в РФ, с другой стороны[10].
Содержание и назначение компенсационных пошлин во многом схоже сантидемпинговыми. Разница заключается в том, что компенсационные пошлиныприменяются в случаях ввоза на территорию РФ товаров, при производстве иливывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии (ст. 10 Закона «Отаможенном тарифе»).
Компенсационные пошлины взимаются при импорте тех товаров, впроцессе производства которых прямо или косвенно использовались субсидии, еслиих импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
Компенсационная пошлина является составляющей компенсационной мерыи взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможеннойпошлины. Компенсационная мера — мера по нейтрализации воздействия специфическойсубсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасльроссийской экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том числепредварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятыхуполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранныхгосударств) или экспортером.
Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в техслучаях, когда какой-либо товар импортируется в таких количествах, чтопричиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителямконкурирующих товаров.
Специальная пошлина — пошлина, которая применяется при введенииспециальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерациинезависимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера — мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию страныпосредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числепредварительной специальной пошлины[11].
Обычно особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннемпорядке для зашиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговыхпартнеров, либо как ее ответная мера на дискриминационные и иные действия,ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествуетрасследование, проводимое по поручению правительства уполномоченным органом. Впроцессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяютсяпозиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации ипредпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введениеособой пошлины можно рассматривать как крайнее средство, которое используютстраны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласийисчерпаны.
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины,устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерахпо защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлениивнешней торговли товарами, устанавливаются на определенный срок и взимаются поправилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для взиманияввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнутодновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине[12].
Обязательным условием применения особых пошлин является наличиесущественного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинениявследствие ввоза зарубежных товаров. Ущерб оценивается на основе анализапоследствий импорта, установления причинной связи между импортом товаров инациональной отраслью промышленности.
Глава 2 Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации 2.1Порядок применения сезонных пошлин
С целью более гибкого реагирования на изменение конъюнктуры цен вотношении ряда сельскохозяйственных продуктов следую активизировать применениесезонных пошлин. Такие пошлины, как мера поддержки национальных производителейдостаточно активно используются многими зарубежными странами. Для того чтобыизбежать «закрытия» рынка отдельных товаров для импорта и вследствие этоговозможного ущерба для потребителей таких товаров, можно было бы расширитьпрактику применения сезонных пошлин на сельскохозяйственные товары с короткимисроками хранения.
Эффективная защита интересов отечественных потребителей итоваропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка предполагаетнемедленное реагирование таможенного законодательства на существенные сезонныеколебания цен на сельскохозяйственные и иные товары». То есть в конечном итогеувеличение стоимости импортируемых сельхозпродукции и иных товаров посредствомвведения сезонных пошлин, что предполагает создание более благоприятных условийдля реализации подобного рода отечественных товаров на внутреннем рынке России.
Сезонные таможенные пошлины устанавливаются ПравительствомРоссийской Федерации для оперативного регулирования ввоза отдельных видовтоваров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этойтерритории[13].
Перечень товаров, при ввозе или вывозе которых уплачивается сезоннаятаможенная пошлина, и соответствующие ставки сезонных пошлин должны бытьофициально опубликованы не позднее чем за 30 дней до начала применения такихпошлин.
Срок действия сезонных таможенных пошлин не может превышать шестимесяцев в году.
В случае применения сезонных таможенных пошлин ставки таможенныхпошлин, предусмотренные Таможенным тарифом Российской Федерации, в отношениитоваров, на которые установлены сезонные таможенные пошлины, не применяются.
Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций с помощьюсезонных пошлин носит ограниченный во времени характер. От других временных мертаможенно-тарифного регулирования (антидемпинговых, компенсационных испециальных пошлин) сезонные пошлины отличаются тем, что связаны спериодическими, сезонными (отсюда и само название пошлин) колебаниямиконъюнктуры соответствующих товарных рынков.
Механизм использования сезонных пошлин предполагает, что в периодих действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициямв таможенном тарифе, не применяются.
Полномочия по введению сезонных пошлин закреплены заПравительством РФ, что соответствует ст.12 Федерального закона «Огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности», наделяющейПравительство РФ правом принимать временные меры по защите внутреннего рынка РоссийскойФедерации[14].
Сезонные повышенные пошлины применяются в России в отношении ввозаопределенных видов овощей и фруктов. В связи с высокими темпами инфляции в видепредложения был поставлен вопрос о возможном пересмотре ставок сезонных пошлинна основные овощи, прежде всего на картофель. Но никаких конкретных обсужденийпо нему не проводилось.
В условиях присоединения России к ВТО сезонные ставки станут однимиз механизмов защиты отечественного производителя, особенно сельхозпроизводителей.
Кроме того, недавно обсуждалось предложение Федеральнойантимонопольной службы о введении сезонных пошлин на нефтепродукты. Позиция ФАСбазируется на том, что высокие ставки пошлин на нефтепродукты на период сева исбора урожая ограничат вывоз топлива, больше этих товаров будет поставляться навнутренний рынок и, соответственно, предложение превысит спрос, что приведет кснижению цен на ГСМ.
Теоретически это так, но, можно сделать и иные выводы. Нароссийском рынке нет нехватки нефтепродуктов. При этом нефтяные компании держатцену, и хотя они между собой, возможно, конкуренты, но когда у них появляютсякакие-то общие проблемы или общий вопрос, они объединяются и выступают пулом. Ине факт, что в условиях высоких экспортных пошлин на нефтепродукты в сезонныйпериод компании начнут поставлять на внутренний рынок большие объемы топлива.Основные профильные ведомства — Минэкономразвития, Минпромэнерго и МинфинРоссии — не поддержали предложение ФАС о введении сезонных пошлин нанефтепродукты. 2.2Применение сезонных пошлин на сахар и рис
Правительством РФ могут устанавливаться следующие виды пошлин:сезонные и особые виды. Сезонная пошлина применяется в целях оперативногорегулирования ввоза и вывоза отдельных товаров.
В сентябре 2007 года министерство экономического развития иторговли внесло в правительство проект постановления о введении сезонных пошлинна сахар-сырец[15].
Предполагалось, что пошлина составит $160-220 за тонну.
Начиная с декабря 2007 г. Россия ужесточила требования к импортусахара-сырца, введя сезонную пошлину в размере $220-270/т. Ранее она составляла$140/т.
В декабре сезонная пошлина была установлена в размере $220/т.Правительство объявило о том, что она будет сохранена до мая.
Как сообщала компания «ПроАгро», в соответствии с Постановлением№671 Российской федерации от 12 октября 2007 г. «О сезонных пошлинах насахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара, ввозимые на территориюРоссийской Федерации в 2007 и 2008 годах» на период с 1 декабря 2007 г. до 31мая 2008 г. в России была установлена пошлина на тростниковый сахар-сырец.
Постановление предусматривает, что сезонная пошлина будетотменена, если средняя цена на сырец за месяц на Нью-Йоркской товарно-сырьевойбирже достигнет $259,99/т.
В период подготовки резолюции, в августе-сентябре 2007 г.,стоимость сырца снизилась. За короткий период времени он подешевел с $230/т до$203/т. Международная сахарная организация сообщила о том, что в миренаблюдается избыточное производство, и что избыток сахара превысил 10 млн. тпри увеличении запасов, которые достигли 62 млн. т. В то время ожидалось, чтоцены на сахар будут и дальше снижаться.
Позже, в связи с девальвацией доллара, опасениями по поводувозможной экономической рецессии в США и ЕС и ростом стоимости энергоресурсов,резко повысилась инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных товаров,и особенно сахара, который, как считают некоторые аналитики, будет наиболеепривлекательным сырьевым товаром в ближайшие 1-2 года. В результате, попрогнозу специалистов Минсельхоза США, инвестиционная деятельность будетспособствовать подорожанию сахара.
В январе т.г. средняя цена сахара возросла до $257/т, а в концефевраля достигла $300/т.
Трейдеры заинтересованы в увеличении поставок сахара в Россию иотмене сезонной импортной пошлины, что негативно отразится на доходахроссийских производителей сахарной свеклы. В то же время, это влияние станетзаметным не сразу, поскольку до введения сезонной пошлины в стране былинакоплены значительные запасы сахара, достаточные для удовлетворения5-месячного внутреннего спроса. В результате, в кратковременной перспективедефицит сахара в России не ожидается.
По информации Росстата, в декабре прошлого года стоимость сахарасоставила 13406 руб./т, что на 2% меньше цен годичной давности. В январестоимость продукции возросла до 13670 руб./т. В то же время, это меньшепрогноза «Союзроссахара».
Если сезонная пошлина не будет сохранена, импортеры будутзаинтересованы в поставке продукции в более поздние месяцы, чем предусмотреноконтрактами на ее поставку в апреле. Заключая будущие сделки, импортеры должныбудут руководствоваться апрельскими ценами. От момента закупки и отправки сырцаиз Латинской Америки до его переработки, производства и продажи конечным потребителямв России проходит около 2 месяцев, поэтому конечная продукция поступит нароссийский рынок лишь в начале июня.
Если сезонная пошлина будет отменена раньше, чем предусмотренорезолюцией, производители сахарной свеклы и переработчики будут вынужденыускорить продажи в марте-апреле. В этом случае запасы сахара до мая резкоуменьшатся. Сахара, производимого из импортируемого сырья, будет недостаточнодля возобновления запасов, и на рынке возникнет его серьезный дефицит, которыйбудет сопровождаться ростом цен.
Согласно прогнозу «Союзроссахара», в 2010 г. себестоимостьсахарной свеклы увеличится в стране на 18%, а себестоимость производства белогосахара из сахарной свеклы возрастет до 15960 руб./т (без НДС). Это вызваноувеличением затрат при производстве свеклы (на энергию, минеральные удобрения,средства защиты растений, пошлины, зарплату, погашение кредитов). Посколькучеткого механизма определения сезонной пошлины не существует,сельхозпроизводители рассматривают возможность уменьшения площадей посевасахарной свеклы на 15%.
С учетом сложившихся обстоятельств и резких изменений на мировомрынке сахара, «Союзроссахар» считает необходимым повысить пороговое значениецены на сырец для отмены сезонной пошлины с $259,99/т до $299,99/т. Этопозволит сохранить пошлину, поддержать внутренние цены и поможет российскимсельхозпроизводителям продать свеклу по выгодным ценам в размере 15-15,5 тыс.руб./т (без НДС). Данная мера также поможет предотвратить сокращение посевовсвеклы.
Для определения размера сезонной пошлины на сахар-сырец, ввозимыйна территорию Российской Федерации в марте 2008 г., «Союзроссахар» произвелрасчет его среднемесячной цены на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже за ноябрь2007 г. — январь т.г. Среднее ее значение составило 10,69 центов за фунт или$235,62/т.
Для определения размера сезонной пошлины на сахар-сырец, ввозимыйна территорию Российской Федерации в апреле 2008 г., «Союзроссахар» произвелрасчет его среднемесячной цены на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже задекабрь 2007 года — февраль т.г. Среднее ее значение составило 11,77 центов зафунт или $259,37/т. В соответствии с этим ставка сезонной таможенной пошлины наимпорт сахара-сырца в апреле 2008 г. составит $220/т.
Действие ставок сезонных пошлин прекращается ранее установленногосрока в случае присоединения России к ВТО либо в случае, если рассчитываемаясреднемесячная цена на сахар-сырец на Нью-Йоркской товарно-сырьевой биржепревысит $259,99/т.
Сезонная пошлина на сахар-сырец будет устанавливаться поспециально разработанной шкале, которая учитывает изменения цен на мировомрынке сахара. Пошлина применялась с декабря 2007 года по май 2008 года.
20 марта 2008 года комиссия правительства РФ по защитным мерам вовнешней торговле и таможенно-тарифной политике одобрила поправки впостановлении кабинета министров по регулированию сезонных ставок на импортсахара-сырца. Было принято решение исключить верхний ценовой предел примененияданной пошлины.
Как пояснил источник в комиссии, «данная сезонная пошлина будетдействовать и в мае 2008г.». Кроме того, он сообщил, что российским участникамрынка рекомендовано принять меры по недопущению резкого роста цен на данныйтовар в мае 2008г. Зимние месяцы традиционно являются пиком ввоза в странусахара-сырца.
Согласно постановлению правительства РФ «О сезонных пошлинах насахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара, ввозимые на территориюРоссийской Федерации в 2007 и 2008гг.», верхний предел пошлины действует науровне 270 долл./т. Между тем, действие ставок сезонных пошлин, утвержденныхпостановлением, прекращается ранее установленного срока в случае присоединенияРФ к Всемирной торговой организации либо если среднемесячная цена насахар-сырец в Нью-Йорке превысит 259,99 долл./т. Текущая сезонная пошлинавведена на период с 1 декабря 2007г. по 31 мая 2008г.
Согласно постановлению, размер пошлины определяется ежемесячно вдиапазоне 220-270 долл. за тонну и зависит от средневзвешенной цены на этупродукцию на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже. Так, например, импортнаяпошлина на сахар-сырец, ввозимый в РФ, с 1 марта 2008г. установлена на уровне220 долл./т. Размер пошлины был определен по итогам мониторинга цен насахар-сырец на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже за ноябрь 2007г. — январь2008г. Согласно полученным МЭРТ РФ данным, средняя цена за сахар составила235,62 долл./т. В феврале с.г. пошлина также составляла 220 долл. за однутонну, а среднемесячная цена была определена на уровне 222,70 долл./т.
В соответствии с действующими правилами, при среднемесячной ценена сахар-сырец не менее 198,43 долл./т ввозная ставка устанавливается в размере220 долл./т; при среднемесячной цене не менее 182,99 долл./т, но не более198,42 долл./т — 235 долл./т; при среднемесячной цене не менее 99,22 долл./т,но не более 182,98 долл./т — 250 долл.
Плавающая система пошлин на импорт сахара-сырца в РФ действует ужене первый год. До декабря 2007г. ввозная пошлина составляла 140-160 долл. затонну в зависимости от торгов на сырьевой бирже в Нью-Йорке.
Между тем, как сообщалось ранее, участники сахарного рынка Россииготовы подписать соглашение о самоограничении импорта сахара-сырца под эгидойотраслевого объединения «Союзроссахар». Целью данной инициативы являетсястремление поднять внутрирыночные цены на сахар до 17 тыс. руб. за тонну. Длясравнения, средняя цена сахара в одном из сахарных субхолдингов в 2007г.составила 15,9 тыс. руб. за тонну против 17,8 тыс. руб. за тонну в 2006г. Приэтом фактором, ограничившим рост выручки переработчиков сахара, явилось болеепозднее (по сравнению с ожидаемым) ведение сезонной таможенной пошлины наимпорт сахара-сырца — с 1 декабря 2007г. При этом в целом по рынку цены насахар были ниже 15 тыс. руб. за тонну. Таким образом, инициатива правительствапо снятию верхнего предела пошлины на импорт сахара-сырца (тростникового)направлена на стабилизацию цен на внутреннем рынке и защиту отечественногопроизводителя белого (свекловичного) сахара. Глава Минсельхоза Алексей Гордеевсообщал, что площади посевов сахарной свеклы на территории России удвоились, аотечественные производители закупили дорогостоящее оборудование для ее уборки ипереработки. По данным Минсельхоза, в России в 2007г. площадь сева сахарнойсвеклы составила 1 млн га, что соответствует уровню 2006г.
Союз сахаропроизводителей России (Союзроссахар) прогнозировал в2007г. рост конечного производства сахара в РФ на 3,2% — до 6 млн т. В 2006г.этот показатель составил 5 млн 812 тыс. т. Из свекловичного сахара в 2007г.произведено 3 млн 100 тыс. т против 3 млн 182 тыс. в 2006г. Некоторое понижениеэтого показателя в Союзроссахаре связывают с не вполне благоприятнымиклиматическими условиями 2007г. Между тем, производство сахара изимпортируемого сырца составило в 2007г., по предварительным данным, 2 млн 900тыс. т против 2 млн 630 тыс. т в 2006г. «На рынке во второй половине 2007г.наблюдались спекулятивные настроения, а импортеры и ряд переработчиковстремились «снять сливки» с рынка импортного сахара в преддверии повышениясезонной пошлины 1 декабря 2007г.», — отмечали представители Россахара. Общеепотребление сахара в РФ оценивается Союзроссахаром в 5,7 млн т в год, при этомрост этого потребления стимулируется за счет спроса со стороны индустриальногосектора.
На сегодня в РФ работают 80 сахароперерабатывающих заводов, приэтом 68% производства белого сахара находится в руках шести агрохолдингов.
С середины февраля 2009 года в России действуют удвоенныетаможенные пошлины на ввоз риса, подстегнувшие рост цен на этот продукт. Рассмотримкак на такие меры российский рынок риса и потребители отреагировали в условияхкризиса.
За последние 10 лет пошлины корректировались неоднократно, в итогеони выросли примерно в 20 раз — с 5% от стоимости ввозимой продукции до 160евро за тонну риса. Каждый раз, когда государство принимало решение обизменении таможенно-тарифной политики, этому предшествовала публикацияпостановления за 30 дней до его вступления в силу. Данный регламент отвечалцивилизованным отношениям между государством и бизнесом. Импортеры имели времядля принятия решений в новых условиях регулирования импорта.
Однако в этом году постановление правительства о введении новыхпошлин на импорт риса, опубликованное 2 марта 2009 года, вступило в действие «заднимчислом», а именно, с 15 февраля. Срок, указанный в постановлении, былинтерпретирован рядом таможенных органов как основание для начислениятаможенных пошлин на уже ввезенный товар, что противоречит общим нормам права.
На волне информации о грядущем в феврале глобальном — ожидалось230 евро за тонну — повышении тарифов ряд импортеров ввез значительный объемриса еще в январе этого года, поэтому, по нашим оценкам, за первые три месяцаобъем импорта риса превышает среднеквартальные показатели за прошлый год.Согласно рыночной информации, импортировано на 20 тысяч тонн риса больше, чембыло бы оптимально для снабжения.
Себестоимость риса, импортируемого из стран с преференциальнымрежимом торговли, была увеличена примерно на 75 евро за тонну (с учетом НДС).Рис, импортируемый из ЕС и США, подорожал примерно на 100 евро. Так какодновременно произошла девальвация рубля по отношению к валютам импортныхконтрактов, рублевая себестоимость импортного риса увеличилась примерно на 30%.Отечественный рис, находясь в ценовом паритете с импортным, также вырос в цене.
Такие цены уже ставят вопрос о степени доступности риса для широкихслоев населения. К примеру, если провести параллели с гречневой крупой — второйпо значению в общей структуре потребления, то весной 2009 года цена розничнойреализации рисовой крупы оказалась в 2 раза выше гречневой. Измениласьконкурентоспособность риса и по отношению к макаронным изделиям. Апрельскиймониторинг цен зафиксировал стоимость 900-граммовой пачки риса в размере 60–70рублей, гречи аналогичного веса — 25–30 рублей, пачки макарон весом 450 грамм —25–30 рублей.
На фоне снижения покупательской способности населения выбор частоостается не в пользу риса. Пока не опубликованы точные статистические данные,но в последний месяц трейдеры и производители фасованной продукции однозначнофиксируют существенное снижение объемов реализации риса, причем как импортного,так и отечественного.
Падение спроса несет в себе наибольшую угрозу развитию рисовойотрасли, значительно большую, чем конкуренция с импортным продуктом, который,на самом деле, прямым конкурентом не является.
В России выращиваются так называемые «мягкие» сорта риса,относящиеся к короткозерному и среднезерному типам. Импортируются в основном «твердые»длиннозерные сорта. В товарной матрице розничных сетей круглозерный идлиннозерный рис относятся к разным продуктам, так как эти сорта обладаютразными потребительскими и кулинарными свойствами. Поэтому значительноесокращение импорта риса при падении спроса не исключает появления избыткакруглозерного отечественного риса. Сегодня отечественные сельхозпроизводители ипереработчики, понимая это, начинают снижать цены для того, чтобы вернутьпокупателя.
Цены на мировом рынке стабилизировались и колебания незначительны— до 10%. Мы полагаем, что данная ситуация продержится еще минимум несколькомесяцев. Долгосрочный прогноз сделать сложно. Цены будут зависеть, в частности,от природных факторов, влияющих на урожаи в главных странах-производителях.Факторы, влияющие на краткосрочную перспективу, сбалансированы: к примеру,потери части урожая в Пакистане компенсированы отличными урожаями в Латинской Америкеи т. д.
Российские производители пытаются позиционировать отечественныйрис в ценовом паритете с импортным длиннозерным рисом, несмотря на то, что намировом рынке в последнее время среднезерный рис мягких сортов стоитсущественно дороже. Проблема в отсутствии сортовой чистоты производства риса вРоссии, которая лишает отрасль экспортного потенциала.
Благодаря протекционистским мерам последних лет отрасль динамичноразвивается. Мы с пониманием и поддержкой относимся к защите государствомотечественного рисоводства. Вопрос лишь в методах и размерах поддержки с точкизрения баланса интересов сельхозпроизводителей, составляющих небольшую частьнаселения, и интересами всего населения страны. Кроме тарифного и нетарифногорегулирования, необходимо шире использовать прямое субсидирование отрасли стем, что бы рис оставался доступным продуктом для большинства людей.
А пока сегодня остается открытым вопрос: кому выгодно введениесезонной пошлины на рис?
Государственный таможенный комитет России выступает за оптимизациюставок таможенных пошлин и расширение практики применения сезонных пошлин. Обэтом говорится в материалах, представленных Государственным таможеннымкомитетом России к парламентским слушаниям «Проблемы законодательногообеспечения развития производства потребительских товаров и регулированияпотребительского рынка».
В них отмечается, что «защита отечественных товаропроизводителейявляется одним из наиболее приоритетных направлений деятельности таможенныхорганов РФ». Внимание участников слушаний обращается на то, что «применениевысоких ставок таможенных пошлин в отношении тех или иных товаров приноситопределенный эффект только в случае реализации государством жесткойпротекционистской политики, связанной с необходимостью защиты внутреннего рынка».При этом «попытки использования высоких ставок таможенных пошлин с цельюпополнения доходной части федерального бюджета практически в подавляющембольшинстве случае в среднесрочной и долгосрочной перспективах оказывалисьбезуспешными».
«Введение высоких ставок таможенных пошлин приводит или кнарушению оптимального, с точки зрения собираемости таможенных пошлин,соотношения между уровнем цен на внутреннем рынке и объемом внешнеторговогооборота, или стимулированию деятельности «черного» рынка, отмечается вматериалах ГТК. В результате объективным следствием данной ситуации становитсялибо уклонение импортеров от уплаты таможенных платежей всеми доступнымисредствами либо практическое полное свертывание торговых операций, что вконечном итоге, и в том и в другом случае, «приводит к сокращению поступленийсредств в доходную часть федерального бюджета».
При расчете ставок таможенного тарифа, по мнению ГТК, «следуетисходить из возможности получения бюджетом максимальных доходов либонепосредственно за счет таможенных пошлин, либо за счет внутренних налогов,уплачиваемых предприятиями, производящими импортозамещающие товары».
В ГТК считают необходимым «четко определить товары, в отношениикоторых должны применяться ставки таможенных пошлин, имеющих именно фискальнуюфункцию». Для этих товаров, по мнению ГТК, размер ставки таможенной пошлиныцелесообразно устанавливать в размере не более 15 процентов /за исключениемотдельных акцизных товаров/».
ГТК также выступает за создание благоприятных условий для ввоза натерриторию России отсутствующих полностью или частично на внутреннем рынкесырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых дляорганизации и успешного функционирования отечественной промышленности.
При участии в разработке предложений по уровню ставок ввозныхтаможенных пошлин ГТК, в частности, исходит из соблюдения принципа эскалациитаможенного тарифа, заключающегося в том, что ставки ввозных таможенных пошлинна большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье и комплектующиеэлементы, из которых они изготавливаются. Также ГТК исходит из необходимости «обложенияминимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического оборудования исырьевых материалов, производство которых в РФ отсутствует и в ближайшей и среднесрочнойперспективе не планируется»[16].
ГТК считает, что, «как минимум, в среднесрочной перспективе /3-5лет/, применение комбинированных ставок таможенных пошлин будет неизбежным». Всвязи с этим, основная работа, касающаяся комбинированных ставок, «должна бытьсосредоточена на обеспечении наиболее полного соответствия между адвалорными испецифическими составляющими комбинированных ставок, исходя из реального уровняцен на товары, в отношении которых данные ставки установлены».
С целью более гибкого реагирования на изменение конъюнктуры цен вотношении ряда сельскохозяйственных продуктов ГТК считает необходимым «болеешироко» применять сезонные пошлины, предусмотренные законом «О таможенномтарифе».
Большое внимание ГТК придает и разработке нормативной базы ипрактическому использованию механизма тарифных квот. По мнению ГТК, «использованиеданного механизма позволит за счет возможностей дифференцирования уровня ставкитаможенной пошлины по тому или иному товару в пределах квот, устанавливаемыхправительством РФ, значительно повысить гибкость, оперативность, целевуюнаправленную таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономическойдеятельности.
Заключение
В работе мы рассмотрели тему «Анализ практики применения сезонныхпошлин в РФ».
К настоящему времени в Российской Федерации сформировалась системазащитных пошлин, включающая:
· специальныепошлины;
· предварительныеспециальные пошлины;
· антидемпинговыепошлины;
· предварительныеантидемпинговые пошлины;
· компенсационныепошлины;
· предварительныекомпенсационные пошлины.
Определяя систему обязательных платежей-пошлин, являющихсяпредметом исследования, отметим, что некоторые из них могут использоваться нетолько в целях защиты экономических интересов Российской Федерации приосуществлении внешнеторговой деятельности, но и во внешнеполитических и дажедипломатических целях.
Такое применение особых видов пошлин санкционируется действующимроссийским законодательством. Так, согласно статье 8 Закона РФ «О таможенномтарифе» специальные пошлины могут быть применены в двух основных случаях:
1) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможеннуютерриторию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих илиугрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных илинепосредственно конкурирующих товаров;
2) в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия,ущемляющие интересы России, со стороны других государств.
Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственныхпродуктов и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, подкоторыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукциюсельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся повременам года. Сезонная дифференциация цен осуществляется с учетом различий виздержках производства и соотношения спроса и предложения на такие товары. Наранние сорта картофеля, овощей, фруктов и т.д. устанавливаются повышенныезакупочные цены, обеспечивающие возмещение дополнительных затратсельскохозяйственных производителей, связанных с производством продукции принеблагоприятных климатических условиях и ее длительным хранением. В зависимостиот сезона проводится изменение розничных цен с целью улучшения организациирозничного товарооборота на протяжении всего года и увеличения емкости рынка.
Эффективная защита интересов отечественных потребителей итоваропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка предполагаетнемедленное реагирование таможенного законодательства на существенные сезонныеколебания цен на сельскохозяйственные и иные товары.
Список использованной литературы
1. БазароваА.С. Таможенные пошлины и налоги // Бухгалтер и закон. — 2007. — № 2. — С.27-33.
2. БогомоловаА.А. Таможенное право. Конспект лекций. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2009.
3. БондаренкоН.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. – М.: ИКЦ «МарТ», Издательский центр«МарТ», 2007.
4. ГварлианиТ.Е. Налогообложение и таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономическойдеятельности. – М.: Финансы и статистика, 2007.
5. ЗавражныхМ.Л. Таможенное право России. – М.: Омега-Л, 2009.
6. ЗемлянскаяН.И. Понятие и правовая сущность таможенной пошлины // Право и экономика. — 2008. — № 1. — С. 105-107.
7. КозыринА.Н. Таможенные режимы. – М.: Статут, 2007.
8. КозыринА.Н. Толковый словарь таможенного права. – М.: Городец, 2006.
9. НовиковВ.Е Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики:Монография. –М.: РИО РТА, 2006.
10. Таможенный тарифРоссийской Федерации. Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин. – М.:Тирекс, 2007.
11. Тимошенко И.В. Таможенноеправо России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.