ВЕДЕНИЕ Основным в работе проводника пассажирских ваго¬нов является обслуживание пассажиров. Проводник яв¬ляется представителем железнодорожного транспорта, который непосредственно соприкасается с пассажира¬ми и обеспечивает их право совершать поезду с необ¬ходимым уровнем удобств и услуг, а также отвечает за их безопасность. Кроме того, проводник работает с техническими устройствами вагона: отоплением, вен¬тиляцией, водоснабжением, электроснабжением. На проводника возлагается и работа по санитарному
со¬держанию вагона. Проводник должен иметь достаточно высокий уро¬вень культурного и политического развития, быть ак¬тивным сторонником перестройки, про-ходящей в на¬шей стране. Внимательность, предупредительность, вежливость, готовность в любой момент выслушать пассажира, помочь в решении возникших недоразуме¬ний и вопросов — все это важнейшие профессиональ¬ные качества проводника пассажирского вагона. В слу¬чае невозможности удовлетворить требования пасса¬жиров или разрешить возникшие
недоразумения следует пригласить начальника поезда. Проводник имеет вполне определенные служебные обязанности в пассажирском вагоне, который он об¬служивает, в том числе по предрейсовой его подготов¬ке и экипировке, при посадке пассажиров в вагон, во время рей-са и после окончания его. Работа проводни¬ка регулируется Правилами технической эксплуата¬ции железных дорог
РФ, должностной инструкцией, Правилами перевозок пассажиров, приказами и указа¬ниями ОАО «РЖД». Проводник должен эти документы знать и неукоснительно выпол¬нять их требования. Во всех ситуациях, когда возни¬кает угроза безопасности движе-ния или жизни пассажиров, проводник должен быть готовым действовать решительно и грамотно. 2. ОПИСАНИЕ 1. Обязанности проводника по подготовке и экипировке вагона перед рейсом
Каждый пассажирский вагон перед рейсом прохо¬дит техническую и санитарную подготовку. Проводник, принимая вагон, должен убедиться, что по санитарно-техническому состоянию он соответствует требованиям, правилам и инструкциям. Технический осмотр и ре¬монт вагонов, как по ходовым частям, так и по внут¬реннему оборудованию вагона, осуществляют специ¬альные бригады пункта технического обслуживания. Уборку, чистку и мойку внутри вагона производят в пункте формирования поезда специальные бригады полностью,
бригады с участием проводников вагонов и сами проводники. В пунктах формирования и оборота с помощью вагономоечных машин или вручную проводится наружная обмывка поверхности кузова, оконных стекол и ходовых частей. Обмывка производится горячей или холодной водой и специальными моющими растворами. При этом должны удаляться загрязнения внешней поверхности вагона, но без повреждения окраски.
Как правило, наружную обмывку делают перед каждым рейсом. Внутри вагонов промывают и протирают оконные рамы, стены, полки, диваны, рундуки, полы, моют горячей водой с применением моющих средств тамбуры, трубы отопления и помещения туалетов, производят дезинфекци-онную обработку туалетов и мусорных ящи¬ков. Не реже одного раза в месяц следует проводить дезинсекционную обработку вагонов с применением инсектицидов с целью предотвращения появлений в вагонах насекомых (кло-
пов, тараканов и др.). Уборка внутренних помещений вагонов производится после дезобработки и ремонтных работ. После дезинсекци¬онной обработки ремонт и уборка могут быть начаты не ранее чем через 2 ч, а после дезин-фекционной об¬работки — через 30 мин. Бригада, производящая санитарную подготовку пассажирского вагона, должна быть обеспечена спец¬одеждой, моющими средствами, ветошью, швабрами для мытья полов и горячей водой. Инвентарь для внутренней мой-ки вагона должен быть помечен надпися¬ми: «для туалета»,
«для пола», «для полок». Ведро «для полок» используют и для мытья стен. Инвентарь, применяемый для уборки внутри вагона, по окончании работы обеззаражи-вают 3%-ным раствором хлора¬мина или 5 %-ным раствором лизола с выдержкой 1 ч, после чего ополаскивают водой. После окончания подготовки в пункте формирова¬ния или оборота все пассажирские составы подверга¬ются санитарному осмотру, который про-водят работ¬ники санитарно-контрольного пункта совместно с ра¬ботниками
пассажирского хозяйства и с участием проводников. Все предписания са-нитарного надзора обязательны для исполнения, и отправление пасса¬жирского состава может быть задержано до устране¬ния всех недостатков, выявленных при санитарном осмотре, а пассажирский вагон по требованию пред¬ставителя санитарной службы может быть отцеплен от поезда. Экипировку пассажирских вагонов необходимым внутренним оборудованием и продуктами для чая обеспечивают базы обслуживания пассажирских по¬ездов,
База производит стирку белья, химическую чистку, ремонт и дезинфекцию постельных принадлеж¬ностей. Подготовка и выдача имущества в экипируе¬мые составы производится по графику снабжения по¬ездов, составленному в соответствии с расписанием их отправления. Во вновь сформированный поезд в соответствии с установленной для каждого вагона нормой выдают¬ся матрацы, подушки, одеяла, занавески, салфетки и другой инвентарь по числу спальных мест. Количе¬ство постельного белья, выдаваемого в рейс, опреде¬ляется по длительности
рейса, количеству спальных мест в вагоне и предполагаемой населенности ваго¬нов. Постельное белье и другой спальный инвентарь подвозят к каждому вагону и передают проводникам. Постельные принадлежности пассажира состоят из матраца, подушки, одеяла, чехлов на матрац, подушки и комплекта постельного белья. В ком-плект постель¬ного белья входят две простыни, наволочка закрытого типа, полотенце, в вагонах СВ — вместо одной прос¬тыни пододеяльник.
Комплект постельного белья по¬мещают в опломбированный или прошитый матерча¬тый конверт либо прошитый или термически заклеенный пакет из синтетической пленки. Постельное белье расфасовывают в специальные мешки по 15 комплек¬тов, которые пломбируют и пронумеровывают. Прос¬тыни, наволочки и полотенца должны иметь штамп предприятия с годом ввода в эксплуатацию. Часть простыней и наволочек изготавливается из хлопчато¬бумажной ткани с нанесенными знаками
ОАО «РЖД» в виде сплошного орнамента. Количество и качество внутреннего инвентаря, вы¬даваемого в пассажирские вагоны разной категории: международные, фирменные, скорые, местного сооб¬щения, СВ, купейные, плацкартные, — установлено перечнем, утверждаемым приказом ОАО «РЖД», а также По¬ложением о фирменном поезде. В состав внутреннего инвентаря могут входить шторы и занавески, ковро¬вые дорожки, коврики коридорные
и купейные, по¬крышки для коридорных дорожек, салфетки для окон¬ных столиков, диванные чехлы, подстаканники, стака¬ны, чайные ложки, тарелки, ножи и вилки, чайники для заварки чая и для кипятка, полотенца для посуды, настольные игры, щетки одежные и сапожные, бумага и мыло туалетное, а также инвентарь для сани¬тарного содержания вагона, пылесос, огнетушители, посадочные номера, маршрутные доски и другой инвентарь. Проводник несет материальную ответственность за сохранность внутреннего инвентаря, он лично прини¬мает
его и сдает. При повреждении или утере инвен¬таря пассажиром проводник принимает меры по воз¬мещению его стоимости для железных дорог. С пасса¬жира удерживается стоимость поврежденного или 1 утраченного предмета согласно расценочной ведомо¬сти, утвержденной приказом ОАО «РЖД». Продукты для чайной торговли, чайную и другую посуду экипировочная бригада (или поездная) полу¬чает на базе обслуживания пассажиров и развозит по вагонам.
Она подвозит также древесный уголь или торфяные брикеты для кипятильников. Вагоны снабжаются мылом, туалетной бумагой, моющими средствами для посуды (содой, моющим средством «Прогресс»). В каждый вагон выдается ин¬вентарь для уборки помещений: пылесос, веники, со¬вок для мусора, моющие и дезинфицирующие средст¬ва, тряпки и ветошь, маркированные ведра (для полов, для полок, для туалетов). В каждом вагоне должен быть бачок с дезраствором и ершом.
Аптечки текуще¬го пользования и аварийные комплектуются медика¬ментами. В пассажирском составе должно быть двое носилок. 2.2. Снабжение водой и углем пассажирских вагонов в пунктах формирования, оборота и в пути следования В начальном и конечном пунктах и в период рейса пассажирские вагоны снабжаются водой, а в зимний отопительный сезон — и углем. В пути следования пас¬сажирского поезда снабжение углем и водой осуще¬ствляется на
станциях со стоянкой, по времени доста¬точной для этой операции, через каждые 8—12 ч движения поезда. Для снабжения вагона водой заправ¬щики подключают его водозаправочные патрубки к имеющимся на станции водо-разборным колонкам шлангами. Проводник открывает запорные вентили шщ наливных трубах и следит за заправкой вагона, не до¬пуская перелива воды на рельсовый путь. Проводник должен обращать внимание на то, как заправля-ют вагон.
Категорически запрещается перетаскивать за¬правочные шланги головками по земле. Головки водозаправочных рукавов в период между за-правками должны помещаться в специальные устройства, пре¬дотвращающие их загрязнение. На всех пунктах во¬доснабжения с водоразводящей сетью как капиталь¬ного, так и временного типа периодически проверяют соответствие качества воды требованиям ГОСТа. Проводник вагона обязан следить, чтобы головки водоналивных патрубков вагонов также были защище¬ны
от загрязнения. В целях предупреждения замерза¬ния головки наливных труб оборудованы водяными или электрическими обогревателями. Наиболее надеж¬ным средством является обогрев наливных труб горя¬чей водой. Водяной обогреватель состоит из сварного цилиндрического корпуса на концевой части наливной трубы. К обогревателю подается и отводится от него по трубам горячая вода Корпус обогревателя на ощупь всегда должен быть горячим.
Разобщительные краны и вентили на подводящих и отводящих трубах обогревателя зимой постоянно открыты. После заправ¬ки вентили на водоналивных трубах закрывают. Начинают отопление пассажирских вагонов при температуре наружного воздуха +10°С и ниже. В на¬чале отопительного сезона, еще при плюсовых темпе¬ратурах воздуха, снабжение углем производится толь¬ко в пунктах формирования и оборота поездов. В зим¬нее время все пассажирские поезда, имеющие оборот
более суток, снабжаются углем в пунктах формиро¬вания, оборота и на промежуточных станциях, указан¬ных в расписании движения поезда. Нормы снабжения углем определенных марок уста¬новлены ОАО «РЖД» для конкретных железных дорог (табл. 1). Количество угля на одни сутки (в килограм- Таблица 1. Температура наружного воздуха, 0С Норма выдачи натурального топлива на один вагон, кг/сут
Донецкие антрациты крупных и средних клас-сов, силезский, кузнец-кий, печорский, забай-кальский угли Кизеловский, караган-динский, черемховский угли Хакасский, райчихин-ский, приморский угли +10…+5 +5…0 0…-5 -5…-10 -10…-15 -15…-20 -20…-25 -25…-30 -30…-35 -35 и ниже 21 35 55 76 95 116 136 156 177 198 26 43 68 94 117 143 168 193 219 245 37 63 99 136 171 208 244 280 318 256 Выдача топлива на рас-топку 14 17 25 мах) рассчитывается в зависимости от температуры наружного воздуха и марки угля, имеющегося в пунк¬те снабжения. Уголь подвозят к поездам на электро¬карах, тракторах с
прицепами и грузовых автомаши¬нах расфасованным в металлические ящики емкостью по 15 кг. Проводники высыпают уголь из ящиков в мес¬та хранения его в вагоне, а ящики возвращают. В пунк¬тах формирования и оборота в зимнее время пасса¬жирские вагоны должны снабжаться до полной их вместимости. Поезда, следующие на комбинированном отопле¬нии, могут отапливаться как электроэнергией, так и углем и поэтому снабжаются в пунктах формиро¬вания по полной норме, а на промежуточных станци¬ях
— только в аварийном случае, когда по какой-либо причине не работает электроотопление и уголь выда¬ется по требованию начальника пассажирского по¬езда. 2.3. Посадка и размещение пассажиров в вагоне Основная задача проводника вагона — обеспечение необходимых удобств и услуг пассажирам в пути сле¬дования. Важнейшими моментами в работе проводни¬ка являются посадка пассажиров и размещение их в вагоне, обеспечение нормального отопления, венти¬ляции и освещения в вагоне,
пре-доставление постель¬ных принадлежностей, чая, настольных игр, необходи¬мой информации. Посадка пассажиров в начальном пункте отправле¬ния поезда начинает-ся немедленно после объявления ее по громкоговорящей сети вокзала, а в пути следо¬вания — после прибытия поезда и высадки пассажи¬ров. Любая за-держка в посадке неприятно действует на пассажиров, поэтому проводник обязан подгото¬виться к ней заранее. Во время посадки проводник встречает пассажиров перед входом в вагон, а если плохая погода
— в тамбуре у от-крытой двери вагона. Посадка в вагон производится через открытые там¬бурные двери рабочей (котловой) стороны вагона с по¬садочной платформы. При посадке проводник обязан тщательно прове¬рить проездные документы пассажиров: установить, правильно ли оформлены проездные документы, соот¬ветствуют ли номер поезда, направление, дата посад¬ки и отправления, а также категория и номер вагона и места тем, что указаны в документах.
В случае не¬обходимости он может также попросить пассажира предъявить документы, дающие право на приобрете¬ние льготного билета. Если при посадке проводник обнаружил, что кас¬сой продано два или более билетов на одно место, он разрешает пассажиру войти в вагон, и про-сит его по¬дождать решения вопроса о предоставлении ему места. Начальник поезда сам или с помощью работников вокзала выделяет место пассажиру здесь или перево¬дит его в другой вагон. Следует принести извинения пассажиру за ошибку, допущенную работниками
же¬лезной дороги. Находящиеся в алкогольном опьянении пассажиры к посадке на поезд не допускаются. Если пьяный пас¬сажир обнаружен проводником во время поездки, то его удаляет из вагона начальник поезда или работни¬ки милиции. При этом составляется акт, который под¬писывают кроме проводника или начальника поезда еще два свидетеля. Пассажиру, находящемуся в алко¬гольном опьянении, делается соответствующая отмет¬ка в билете или билет погашается, и таким образом он лишается возможности использовать или сдать
этот билет. Запрещается посадка в вагон пассажиров с ручной кладью, общий вес которой превышает установлен¬ную норму (36 кг на один взрослый или детский би¬лет) или она загромождает проходы или купе. Из¬лишний вес руч-ной клади пассажиру предлагают опла¬тить по действующему тарифу через кассу вокзала или непосредственно начальнику поезда. Только пос¬ле этого разрешается посадка. Так как на вокзалах отсутствуют весы для определения точного веса руч¬ной клади, его устанавливают
приблизительно, пу¬тем внеш-него осмотра. В пассажирских вагонах запрещается провозить при себе легкогорю-чие, взрывчатые и токсичные веще¬ства. При обнаружении их в ручной клади пассажира ему может быть отказано в посадке на поезд или его удаляют из поезда. Поездка может быть разрешена только после того, как пассажир удалит опасные гру¬зы из своей ручной клади. В случае отказа пассажиру в поездке из-за наличия в его вещах легкогорючих, взрывчатых и токсичных грузов его проездные доку¬менты годности не теряют.
Проводник обязан предупреждать пассажиров, что¬бы они не забывали билеты у провожающих. За 5 мин до отправления поезда начальник поезда предупреж¬дает об этом пассажиров по поездной громкоговоря¬щей сети. За 2 мин до отправления начальник поезда по громкоговорящей сети, а проводники — в вагонах предлагают провожающим покинуть вагоны. Пассажиры, которым билеты были оформлены без указания места, имеют право войти в вагон. При на¬личии свободных мест после отправления поезда они им предоставляются, а при отсутствии
мест их перево¬дят в другие вагоны или предлагают подождать, пока освободятся места. Пассажирам приятно видеть при посадке приветли¬вого и вежливого проводника. Он должен оказывать помощь престарелым пассажирам, инва-лидам и пасса¬жирам с детьми. Если при посадке в вагон возникли какие-либо недоразумения или пассажир обратился с просьбой к проводнику, тот предлагает ему подо¬ждать конца посадки, а если у пассажира проездные документы оформлены на этот
поезд или в этот вагон, то он просит его войти в вагон. После окончания по¬садки и отправления поезда проводник сам или с по¬мощью начальника поезда разрешает возникшие не¬доразумения или удов-летворяет просьбу пассажира. Если пойти ему навстречу нет возможности, нужно в вежливой форме объяснить причину. После отправления пассажирского поезда со стан¬ции проводник про-ходит по вагону, еще раз проверяет
проездные документы и соответствие их местам, заня¬тым пассажирами, в плацкартных, купейных и мягких вагонах, забирает у пассажиров проездные документы и раскладывает их в соответ-ствий с номерами мест в вагоне в карманы для хранения билетов. Билеты при этом погашаются путем складывания и надрыва. Нельзя погашать билеты транзитных пассажиров, ко¬торые будут делать пересадку на другой поезд, и тех пассажиров, которые заявили, что будут делать раз¬решенную
Правилами перевозок остановку в пути сле¬дования. Пассажирам, желающим получить постель¬ное белье, проводник приносит и выдает комплекты белья непосред-ственно у занимаемых ими мест. Если поезд отправился с начального пункта и в ва¬гоне два проводника, то они с целью сокращения времени обслуживают пассажиров вдвоем: один со¬бирает билеты, второй раздает постельное белье. За¬тем дежурный проводник заполняет бланк населенно¬сти и расхода постельного белья фор-мы
ЛУ-72: отме¬чает станции посадки и высадки пассажиров, номера занимаемых ими мест и делает отметку о выдаче белья. По обоюдному согласию двое пассажиров могут об¬меняться местами, поставив об этом в известность проводника вагона. Если пассажир обратился к провод¬нику с просьбой предоставить ему нижнее место вза¬мен верхнего или заменить место в одном купе на более удобное для него место в другом купе, провод¬ник разрешает это только с согласия остальных пас¬сажиров. При этом проводнику следует быть предель¬но вежливым.
О просьбах пассажиров о переводе их в другой вагон или в вагон более высокой категории проводник сообщает начальнику поезда, который и принимает решение. Во всех случаях, когда кассой ошибочно проданы билеты на одни и те же места двум и более пассажи¬рам, проводник разрешает занять это место одному из них. В первую очередь предоставляется место инва¬лидам, больным, престарелым, ветеранам войны, пас¬сажирам с детьми или тем, кто пришел на посадку раньше. Второго пассажира начальник поезда сам или с помощью
работников вокзала размещает на свободное место в этом или дру-гом вагоне в соответ¬ствии с Правилами перевозок. Ручную кладь пассажиры размещают на предна¬значенных для этого местах. Проводник обязан разъ¬яснить пассажирам, что рундуки под нижними пол¬ками служат для хранения постельных принадлежно¬стей и что только при пустых рундуках пассажиры, имеющие спальные места как на нижних, так и на верхних полках, могут поместить туда свои вещи.
В пассажирских вагонах ниже уровня пола имеется емкость для хранения использованного белья. За-пре¬щается помещать туда какие-либо вещи пассажиров. Как было сказано выше, пассажир должен начи¬нать свою поездку с того пункта, который указан в би¬лете. Если при отправлении поезда место оказалось свободным, начальник поезда размещает на нем пас¬сажира или от-дает его в продажу, поэтому пассажир, совершающий посадку в поезд уже в пути следования, теряет
право на то место, которое отмечено в его би¬лете на начальном пункте отправления. В междуна¬родных поездах действует порядок, согласно которо¬му место, не занятое пассажиром в течение 30 мин после отправления поезда, считается свободным и мо¬жет быть предоставлено другому пассажиру или пе¬редано в продажу. Если при посадке в поезд пассажиров с мелкими жи¬вотными или птицей (хотя это и разрешено Правилами перевозок) соседи по купе возра-жают против сов¬местного проезда с ними, проводник
может урегулиро¬вать этот конфликт сам или с помощью начальника поезда. Если пассажир в купе международного вагона возражает против перевозки животных, то владельцу животных предоставляется место в другом купе. При несогласии его оп-латить стоимость проезда и плацкар¬ты в отдельном купе, ему отказывается в перевозке. Пассажиры разного пола могут ехать вместе в спальных вагонах международного поезда только с обоюдного согласия. В противном случае начальник поезда обязан перевести их в другое
купе. Проводники должны предупреждать пассажиров своего вагона о подъезде к их станции назначения. Проводники спальных вагонов несут ответственность за проезд пассажирами станций назначения и пересад¬ки, указанных в билете. В случае проезда пассажиром станции высадки составляется акт за подписью на¬чальника поезда, проводника и самого пассажира. Акт заверяется на станции и дает право пассажиру возвратиться, на станцию назначения, которую он про¬ехал, без оплаты проезда.
Если установлено, что пассажир отстал от поезда, проводник сообщает об этом начальнику поезда. За¬тем с участием двух пассажиров как свиде-телей со¬ставляют акт, в котором указывают вид и количество вещей, принадлежащих отставшему пассажиру. Акт подписывают начальник поезда, проводники вагона и оба пассажира-свидетеля. Проводник обязан обеспе¬чить сохранность вещей и по указанию начальника по¬езда передать их на станцию по пути следования или в пункте назначения.
Если в вагоне проводник обна¬ружил забытые или утерянные вещи, он должен обра¬щаться с ними как с находкой. Эти вещи могут быть возвращены во время рейса пассажиру, заявившему о потере, в том случае, если он может точно описать их. Факт возвращения вещей пассажир должен под¬твердить проводнику в любой форме — письменно или устно. Если владелец утерянных вещей не обнаружи¬вается, их сдают в камеру забытых вещей на вокзале станции на-значения. 2.4. Обслуживание пассажиров в пути следования
Выполняемая проводником работа в пути разнооб¬разна, и главная цель ее — обеспечить пассажирам комфортные, санитарно-гигиенические и безопасные. условия проезда. В обязанности проводника входит; предоставление пассажирам необходимых услуг, управ¬ление техническими устройствами вагона – отоплени¬ем, вентиляцией, кондиционированием воздуха и др санитарное содержание вагона, обеспечение выполне¬ния правил проезда пассажирами, поддержание обще¬ственного порядка в вагоне,
учет и передача свободных мест, оказание необходимой помощи Пассажирам в случае болезни, сообщение пассажиру необходимой ему информации о расписании движения поезда. Не менее двух раз в сутки проводник обязан де¬лать влажную уборку в вагоне. Четыре раза в сутки, а если необходимо, то и чаще должны убираться туалеты с обязательным мытьем полов. В купейных, мягких и вагонах СВ дважды в сутки пылесосят до¬рожки в купе и коридоре.
Перед остановками поезда на больших станциях, при следовании через санитар¬ные зоны городов и курортных мест, перед мостами и тоннелями туалеты следует закрывать, а пассажи¬рам разъяснить, что это требуется санитарными правилами. Мусор пассажиры сбрасывают в специальный ящик в малом коридоре вагона (со стороны нерабочего там¬бура). На стене вагона вывешивается надпись с ука¬зывающей стрелкой «Для мусора». Скапливающийся в пути мусор проводник сжигает в топке котла или ч удаляет в специальные мусо-росборники
на станциях, которые указаны в книжке расписаний. Выбрасывать мусор на перегонах и станциях запрещается как пас¬сажирам, так и персоналу поезда. Пассажирские поезда в нашей стране за один рейс могут проследовать через несколько климатических зон, с севера на юг, с запада на восток и наоборот, по¬этому одной из важнейших обязанностей проводника является поддержание необходимого теплового режи¬ма в вагоне. Это возможно при правильной эксплуа¬тации системы отопления и вентиляции.
При температуре наружного воздуха до —40 °С температуру в вагоне поддерживают при угольном отоплении не ниже 18 °С, при электрическом комбини¬рованном—в пределах 18—20°С. Перед подачей на посадку вагон должен быть достаточно прогрет. В пу¬ти следования проводник вагона обя-зан топить котел водяного отопления, следить за работой и состоянием отопительной системы. В вагонах с электрическим или комбинированным (электрическим или угольным) отоплением
она должна постоянно работать в автома¬тическом режиме и на ручное управление отоплением переходят с разрешения начальника поезда или поезд¬ного электромеханика только при неисправности эле¬ментов автоматики или при нарушении нормального тем-пературного режима. Пассажирские вагоны оборудованы устройствами для естественной и принудительной вентиляции. Про¬водник вагона должен хорошо знать их работу и пра¬вильно применять эти знания на практике.
Необходи¬мо обеспечивать в вагоне нормальны! воздухообмен, чтобы при длительном пребывании значительного ко¬личества пассажиров в нем не повышались влажность и температура воздуха и содержание в составе возду¬ха вредных для жизнедеятельности организма веществ не превышало допустимой нормы. Температура в ва¬гоне регулируется с помощью вентиляционных устройств, особенно системы кондиционирования воздуха. Как правило, пассажиры хорошо чувствуют себя при температуре воздуха внутри вагона 18— 20 °С
и влажности 30—70 %. Максимально допустимое “содержание углекислого газа в воздухе 0,1 % от объ¬ема, пыли — не более 1 мг/м3. С увеличением скорости движения пассажирских поездов до 160 км/ч и выше попадание пыли в вагон при закрытых окнах, дверях и рефлекторах резко воз¬растает в результате подсоса через не плотности, по¬этому система вентиляции должна создавать необхо¬димый подпор воздуха изнутри вагона, чтобы обеспе¬чить обмен воздуха и исключить попадание пыли.
Во время рейса проводник должен постоянно кон¬тролировать температуру в вагоне и состояние венти¬ляции, не только полагаясь на свои ощущения, но и следя за показаниями приборов. Следует также прислушиваться к мнению пассажиров. Занимаясь своей работой или находясь в служебном помещении, проводник может не ощущать духоты и повышенной температуры в вагоне. Принудительная вентиляция обеспечивает в зим¬нем режиме дополнительное поступление
тепла для обогрева вагона, так как воздух подогревается кало¬рифером, летом с ее помощью происходит воздухооб¬мен и охлаждение воздуха внутри вагона. Установка принудительной вентиляции пассажирского вагона действует на трех режимах, или ступенях, работы. Первая ступень с малым объемом подаваемого возду¬ха применяется зимой. Вторая ступень с подачей сред¬него объема воздуха в вагон используется весной, осенью или летом при
малой населенности вагона и при сравнительно невысокой температуре наружно¬го воздуха. Третью ступень с подачей большого объ¬ема воздуха применяют летом. Наиболее комфортные условия для пассажи¬ров созданы в вагонах, обо-рудованных устройствами кондиционирования воздуха. В этих установках воз¬дух, подаваемый в вагон летом, охлаждается, а зимой подогревается, что позволяет в более широких диапазонах изменять температуру, влажность и другие па¬раметры воздуха внутри
вагона. Кондиционирование воздуха позволяет создавать в вагоне нормальные условия проезда при температуре наружного воздуха от+ 32°С до —40 °С. В настоящее время установками |для кондиционирования оборудованы вагоны СВ, вагоны-рестораны и часть купейных вагонов. В этих ва¬гонах окна в купе не открывающиеся, а окна в коридоре вагона открываются через одно. Естественная вентиляция вагона осуществляется через потолочные дефлекторы и открываемые окна.
Проводник с помощью устройств отопле-ния и вентиляции зимой и летом регулирует температуру и воздухообмен внутри вагона. Нормальный тепловой ре¬жим в вагоне зимой, при низких тем-пературах наруж¬ного воздуха, достигается правильной работой системы водяного отопления котла и подогревом по¬ступающего из вентиляционной установки воздуха до температуры не менее 20 °С. Если в вагоне становится слишком жарко, провод¬ник должен уменьшить нагрев котла отопления и уве¬личить приток воздуха через венти-лятор.
В зимнее время при большой населенности вагонов, особенно плацкартных или с общими местами, при работающей вентиляционной установке нужно приоткрывать деф¬лекторы в пассажирском помещении для улучшения воздухообмена и удаления использованного воздуха с большой влажностью и содержанием углекислоты. Со стороны котлового конца вагона дефлекторы от¬крывают на 10—15 мм, в не котловой части вагона —на 20—25 мм. Объективным показателем плохой работы венти¬ляционной установки является запотевание окон с внутренней
стороны вагона. В этом случае провод¬ник включает более высокую подачу воздуха в вагон, а чтобы не охладить помещение, усиливает работу отопления. При выходе из строя сис-темы электроснаб¬жения вагона или неисправности самой вентиляцион¬ной установки дефлекторы открывают. Летом, при температуре наружного воздуха +20 °С и выше, вентиляционная установка вагона должна ра¬ботать непрерывно, в том числе и на остановках поез¬да. Вентилятор выключают на 10—15 мин в течение каждого
часа работы. При повышении температуры в вагоне выше + 25°С вентиляционная установка не обеспечивает снижения температуры, поэтому необ¬ходимо открыть окна с одной стороны вагона, а при температуре +30 °С и выше открыть все окна. При этом надо иметь в виду, что при движении на двухпутных участках с правой стороны по ходу поезда имеется опасность попадания пыли от встречных поездов в от¬крытые окна вагона (рис. 1). Поэтому открывать окна необходимо с правой стороны по ходу поезда.
При движении поезда со скоростью свыше 120 км/ч окна не открывают, так как через них будет попадать в ва¬гон большое количество пыли. Летом и при работаю¬щей принудительной вентиляции все дефлекторы должны быть открыты, зимой постоянно открытыми оставляются дефлекторы в туалетах. Положение «открыто» положение «закрыто Рис.1. Закрывание и открывание окон в пассажирском вагоне 1-защелка; 2-трехгранная головка; 3-нажимная рама; 4-фиксатор;
5-ручка На рис. 1 показаны устройства для закрывания и открывания вагона. При подготовке опускных окон на зиму следует запереть защелку 1. Винты с трех¬гранной головкой 2, установленные на нажимной ра¬ме 3, необходимо равномерно затянуть. В этом состо¬янии открывать окна больше нельзя. От-крывание окон с усилием приводит к повреждению фиксирующих де¬талей и самих окон. Установка кондиционирования воздуха должна ра¬ботать в автоматиче-ском режиме
и поддерживать тем¬пературу воздуха в вагоне в пределах 22—25 °С летом и 18—22 °С зимой. Работа установки автоматически отрегулиру-ется с помощью установленных в вагоне тер¬мостатов, которые регулируют на изменение температуры При неисправности Термостатов можно перейти на ручное управление. Разрешение на это дает поезд¬ной электромеханик, к которому проводник вагона обязан обращаться при любой неисправности систем кондиционирования, вентиляции, электроснабжения
Проводник обязан постоянно обеспечивать пасса¬жиров своего вагона кипяченой охлажденной водой. Для этого в вагоне имеются комбиниро-ванный кипя¬тильник непрерывного действия, охладитель питьевой воды и бачок для питьевой воды с разборным краном. Кипятильник (рис. 2) служит для обеспечения пас¬сажиров питьевой водой и для приготовления чая. Рис.2. Система питьевого водоснабжения В пункте перестоя перед подачей вагона на посадку проводник
растапливает топку кипятильника и топит ее древесным углем или топливными брикетами. Элек¬трический обогрев кипятильника включается только при движении поезда. Производительность кипятиль¬ника непрерывного действия при работе на твердом топливе 16—18 л/ч, на электрообогреве—12—14 л/ч. После приготовления достаточного количества ки¬пяченой воды (при уровне на водомерном стекле ки¬пятильника, соответствующем отметке 15 л) ее зака¬чивают ручным насосом в охладитель
питьевой воды до тех пор, пока она не покажется в смотровом стекле в верхней части охладителя. Затем на электрораспре¬делительном щите включают охладительную установ¬ку. Проверяют качество питьевой воды и ее темпе¬ратуру, которая должна быть в пределах 12—18 °С. Место для разбора питьевой воды находится в нише стенки служебного отделения, расположенного в ма¬лом коридоре котлового конца вагона. Горячая вода необходима также для умывальни¬ков в туалетах и для мойки
посуды. В котловом от¬делении вагона имеются водоподогреватели. Летом вода нагревается топкой, зимой — змеевиком с горя¬чей водой, температура которой не должна быть вы¬ше 70 °С. В служебном помещении проводника обору¬дована мойка для посуды, изготовленная в виде сталь¬ной эмалированной раковины или раковины из нержа¬веющей стали. Раковина имеет смеситель горячей и холодной воды и сливную трубу.
Горячая вода посту¬пает по специальному трубопроводу к умывальникам в туалетах, а также используется для уборки в вагоне, мойки туалетов и оттаивания унитазов в зимнее время. Система электроснабжения современных пасса¬жирских вагонов обеспечивает работу, люминесцент¬ного освещения, устройств вентиляции и кондиционирования воздуха, высоковольтного отопления вагона, а также комбинированного кипятильника и охладителя питьевой воды, преобразователей для электро¬бритв.
Проводник принимает непосредственное учас¬тие в управлении работой системы электроснабжения вагонов и контролирует действие сигнализации нагрева рельсовых букс вагона и пожарной сигнализации. Основные аппараты управления, сигнализации и защиты установлены на электрораспределительном щите, расположенном в служебном купе про-водника. С пульта электрораспределительного щита с помощью переключателей и кнопок производится управление всей системой электроснабжения вагона, а также отоп¬ления и вентиляции.
На пульте управления вагонов имеется также сигнализация (лампы) замыкания и утечки тока на массу плюсовых и минусовых цепей, включения преобразователя люминесцентного освеще¬ния, включения групп осветительных приборов, элек¬трокипятильника, охладителя питьевой воды, циркуля¬ционного насоса отопительной системы, преобразова¬теля для электробритв, хвостовых сигнальных фонарей. На пульте управления расположены сигналь¬ные лампы подачи в магистраль высоковольтного на¬пряжения
и включения отопления вагона. Кроме того, имеется сигнализация нагрева букс. При аварийном выходе из строя генератора и аккумуляторной батареи предусмотрена подача тока че¬рез низковольтную подвагонную магистраль из сосед¬него вагона и наоборот. Проводник должен знать, как управлять системой электроснабжения вагонов, уметь определить возни¬кающие неисправности. Для этого в слу-жебном купе вывешивается общая схема системы электроснабже¬ния.
Имеется спецификация составляющих схему эле¬ментов, и приведены их основные данные. Составными частями схемы являются система электроснабжения, система освещения, высоковольтное электроотопление, управление вентиляционной установкой, радиотранс¬ляционная сеть, радиоустановка (в вагонах с радио¬купе). Главный переключатель для системы электроснаб¬жения имеет три режима: дневной, вечерний и ночной. В позиции «дневной режим» включаются лампы осве¬щения котельного отделения, штепсельные розетки в коридоре,
туалетах и под вагоном, вызывная звон¬ковая сигнализация. В позиции главного переключа¬теля «вечерний режим» включаются все лампы освеще¬ния, а в позиции «ночной режим» — только лампы на¬каливания и штепсельные розетки. В установленные часы работы поездного радиоуз¬ла пассажиры получают возможность прослушать по¬следние известия, передачи очеркового, музыкально-развлекательного характера.
Особое значение имеет служебная информация, которая в каждом поезде должна передаваться не реже двух раз в сутки. Пас¬сажирам сообщаются основные положения Правил пе¬ревозок пассажиров, в том числе правила поведения пассажира на железнодорожном транспорте. Пассажи¬ров предупреждают о необходимости соблюдения пра¬вил пожарной безопасности и общественного порядка. Проводник должен не только следить за исправностью радиотрансляции в вагоне, но и предупреждать
пас¬сажиров о необходимости ‘прослушивания служебной информации. В то же время следует обращать внима¬ние на то, чтобы работа поездной радиотрансляцион¬ной сети не .раздражала пассажиров и не мешала их отдыху. Для этого периодически проверяют громкость включения репродукторов, особенно в коридоре купей¬ного и мягкого вагонов, и в случае необходимости звук уменьшают. Проводник обязан следить за соблюдением общественного порядка в вагоне, не допускать распития спиртных
напитков, курения в купе, кори-дорах, туа¬летах и тамбуре с рабочей стороны вагона, а также нахождения в вагоне посторонних лиц. Не допуска¬ются также азартные игры и спекуляция. Проезд в тамбурах, на переходной площадке и крыше вагона запрещен. В обязанность проводника входит обеспечение со¬хранности внутреннего инвентаря и самого пассажир¬ского вагона. Свободные купе должны быть закрыты на ключ, с выключенным радио, светом и закрытыми окнами.
О прибытии на станцию назначения проводник за¬ранее предупреждает пассажиров, а за 30 мин до это¬го убирает постельные принадлежности, производит расчет с пассажирами за чай и кондитерские изделия и возвращает им билеты. После полной остановки по¬езда на станции назначения проводник открывает на¬ружную тамбурную дверь, протирает поручни и начи¬нает высадку, а затем и посадку пассажиров. По прибытии поезда в пункт оборота, после высад¬ки пассажиров проводники собирают использованное постельное
белье в мешки и склады-вают их в рундуки, убирают на верхние полки и в потолочные нищи мат¬рацы, подушки и одеяла. Очищают пылесосом и свер¬тывают ковровые дорожки и купейные коврики, подме¬тают полы, вытирают пыль с диванов, полок, столиков, стен, с электроарматуры, выносят мусор из вагонов в специальные мусоросборники. За время перестоя по¬езда в пункте оборота должны быть вымыты все полы и туалеты. Это делает бригада мойщиков или сами проводники в зависимости от установленного порядка.
В пункте формирования и приписки пассажирского поезда после прибытия пересчитывают и складывают как использованное, так и чистое белье, готовя его к сдаче. Подметают пол, протирают от пыли все внутренние поверхности пассажирских помещений, коридоров, уби¬рают туалетные помещения, котельную, тамбуры. Уда¬ляют из вагонов мусор. Если бригада меняется, то она сдает внутренний инвентарь вагона другой бригаде или в кладовые.
2.5. Услуги, оказываемые пассажирам в поездах В поезде пассажирам предоставляется целый комп¬лекс бесплатных и платных услуг. В вагонах со спаль¬ными местами выдаются постельные принадлежности и комплект постельного белья в упакованном виде (две простыни, наволочка и полотенце). Плата за пользование им 1 руб но если в набор включены до¬полнительные предметы: второе полотенце, туалетное мыло и др — стоимость услуги повышается.
Пасса¬жир имеет право потре-бовать замены некачественного постельного белья без оплаты. В пути следования пас¬сажир может взять за плату новый комплект постель¬ного белья взамен использованного. Квитанции за пользование постельным бельем не выдаются. Для ко¬мандированных отчетом за пользование постелью в по¬езде служит билет на спальное место в вагоне. Проводники застилают все постели в вагонах СВ, а в купейных и плац-картных — только инвалидам и престарелым.
Постельные принадлежности забира¬ют у пассажиров не раньше чем за 30 мин до прибытия на станцию назначения. Пассажиры сами убирают свою постель, а проводник забирает ее из купе от спального места. В вагонах СВ белье убирает про¬водник. Фирменные поезда подаются под посадку с засте¬ленными постелями на верхних полках купейных вагонов. В международных поездах стоимость пользо¬вания постельными принадлежностями входит в стои¬мость плацкарты. Если международный поезд .отправ¬ляется ночью с 21 часа до 7 часов по
местному вре¬мени, спальные места должны быть застелены провод¬ником вагона в соответствии с данными картограммы о проданных местах, имею-щейся у него до подачи по¬езда к платформе, где будет производиться посадка. Если международный поезд отправляется днем, щ подготовку спальных мест с застилкой постелей про¬водник производит по желанию пас-сажиров. В туалетах во всех поездах в обязательном поряд¬ке должны быть- туалетная бумага и мыло. Все пассажирские вагоны снабжаются чаем, саха¬ром в индивидуальной упаковке,
кондитерскими изде¬лиями в мелкой расфасовке (печенье, вафли и т. д.). В вагонах пассажирских поездов всех категорий пассажирам не менее трех раз в день с 8 до 10, с 15 до 17 и с 20 до 22 часов по местному времени проводники должны предлагать чай, а в фирменных и междуна¬родных поездах — дополнительно по просьбе пасса¬жиров в любое время суток. Заваривается чай в спе¬циальном заварном чайнике кипятком из кипятиль¬ника, имеющегося в вагоне.
Совместным указанием ОАО «РЖД» и Ми-нистерства торговли РФ установлена норма закладки чая на стакан напитка — 1,25 г. Для приготовления заварки используется чай высшего и первого сортов в соотношении 1:1. На литр заварки должно расходоваться 25 г чая, на стакан чая (200 мл) — 50 мл заварки. Плата за предлагаемые пассажирам чай, кофе и кондитерские изделия взимается в следующих раз¬мерах:.
за чай (без сахара), приготовленный из весового чая, — 2 коп. за ста-кан; за чай (без сахара), для приготовления которого используется чай в мелкой расфасовке (пакетики мас-I сой 2 и 3 г), — 4 коп. за стакан; за кофе натуральный, растворимый, без сахара (пакетик 2,5 г) — 22 коп. за стакан; за сахар по 2 кусочка массой 15 г в индивидуаль¬ной упаковке или за пакетик сахара из ламинирован¬ной бумаги массой 10 г — по 2 коп. за упаковку.
Чай подается пассажиру с тем количеством саха¬ра, которое он желает, или без сахара тоже по его желанию Кондитерские изделия реализуются пас-сажи¬рам по розничным ценам 2-го пояса с наценкой 20 %, а сухари — по розничным ценам 2-го пояса. Расчет за чай и кондитерские изделия производит¬ся с согласия пассажира сразу, за день или полно¬стью по окончании поездки. Брать деньги авансом за эти услуги запрещается. В пассажирских поездах предусматривается тор¬говля
сувенирами, бы-товыми и -промышленными това¬рами, которую должны вести проводники вагонов. Эти дополнительные обязанности определены совместным приказом ОАО «РЖД» и Министерства торговли РФ от 1987 г. Торговые организации, а ими могут быть го¬родские или местные предприятия торговли, управле¬ния и отделы рабочего снабжения железных дорог, ор¬ганизуют обучение проводников торговле на основе утвержденных Министерством торговли
РФ программ и учебных планов. Затем с проводниками ваго¬нов заключается трудовой договор или их зачисляют на должность продавцов по совместительству в штаты торговых предприятий и выдают удостоверения о до¬пуске к торговле в пассажирских поездах. Проводники, производящие продажу товаров в поездах, обеспечивают-ся специальным инвентарем (пломбирами, замками, лотками, тележками), реклам¬ными проспектами, бланками, упаковочными материа¬лами с эмблемой ОАО «РЖД». Приказом
ОАО «РЖД» и Минторга РФ утвержден Примерный перечень товаров, под¬лежащих продаже в пассажирских поездах. За эту до¬полнительную работу торговое предприятие выплачи¬вает провод-нику вознаграждение в размере 5 % от вырученной суммы. Снабжать проводников товарами должны киоски или магазины, созданные в пунктах нахождения ре¬зервов проводников, в вагонных депо, участках или ДОП. На основании заявок проводников работники торгового предприятия отбирают товары в количестве, достаточном
для торговли в ва-гонах в прямом и об¬ратном рейсах. Товары отпускают проводнику по предъ¬явлении удостоверения о допуске к торговле и оформ¬ляют расходно-приходной накладной в четырех экзем¬плярах. В расходно-приходной на-кладной должны быть указаны дата, номер поезда, маршрут, время отправ¬ления, фамилия, имя, отчество продавца (проводни¬ка), номер его удостоверения, перечень и количество товаров, их розничные цены, стоимость товаров и сум¬ма по накладной,
наименование и количество выдан¬ного инвентаря. Накладную подписывают кладовщик, выдавший товар, и продавец (проводник), принявший его. Первый и третий экземпляры накладной остают¬ся у кладовщика, второй закладывается в тару с то¬варом, четвертый передается проводнику. Проводник продает выданные ему товары по государственным розничным ценам с начислением торговой накидки 5%. Продажа товаров, не указанных в расходно-при¬ходной ведомости, запрещена.
Проводники-продавцы обязаны обеспечить сохран¬ность в пути следования принятых ими товаров и де¬нежных ценностей, они несут за них материальную от¬ветственность. В случае порчи или повреждения това¬ров составляется акт в трех экземплярах за подписью начальника поезда и проводника-продавца с указанием причин порчи или боя товаров, их количества и стоимости. Первый экземпляр акта направляют в отде¬ление дороги, второй прикладывают к товарному отчету, а третий
оставляют у продавца. После окончания рейса проводник обязан сдать в кассу торгового предприятия выручку за проданные товары и не позднее 24 часов после воз-вращения из рейса доставить непроданные товары кладовщику, оформив возврат на втором и четвертом экземплярах расходно-приходной ведомости, и сдать товарный от¬чет в бухгалтерию торгового предприятия. Второй эк¬земпляр накладной, являющийся отчетным документом, сдается в бухгалте-рию, четвертый — передается кладовщику для оприходования непроданных товаров.
B пути следования пассажиров информируют через поездной радиоузел об имеющихся у проводника товарах и их ценах. В пассажирских поездах производится продажа га¬зет, журналов и книг. Существует Соглашение о по¬рядке организации продажи периодических из-даний на железнодорожном транспорте, заключенное между ОАО «РЖД» и Министерством связи РФ. Газеты, журналы и другие печатные издания проводники продают в пассажирских поездах по до¬говору
с предприятиями Роспечати. Им выдаются удостоверения на право продажи периодических и не¬периодических .изданий и для получения газет в пути следования. Руково-дит этой работой непосредственно начальник пассажирского поезда. Об имеющихся для продажи у работников поездных бригад печатных ма¬териалах он должен периодически объявлять по поезд¬ной радиосети. Проводники вагонов получают газеты и журналы в экспедициях «Роспечати», расположенных в пунк¬тах формирования
пассажирских поездов. Газеты и журналы, подготовленные для продажи в поездах, должны быть упакованы в пачки, при выдаче состав¬ляется накладная формы СП-22. Первый экземпляр накладной забирает проводник, а копия ее с подписью проводника остается в экспедиции предприятия связи. По возвращении из рейса проводники сдают в пред¬приятия «Роспечати» денежную выручку по приход¬ным ордерам, а непроданные издания — по приходным накладным, составляемым в двух экземплярах.
Кви¬танции приходных ордеров и первые экземпляры накладных выдаются проводникам пассажирских ваго¬нов. На предприятиях Роспечати на каждого провод¬ника открывают лицевые счета формы СП-9, в кото¬рых учитываются стоимость отпускаемых изданий, сда¬ваемая денежная выручка и стоимость возвращаемых изданий. Свежие газеты проводники приобретают во время рейса у экспедиторов предприятий Роспечати на же¬лезнодорожных станциях за счет денег, вырученных ими от продажи печатных материалов
или получен¬ных в экспедиции пункта формирования поезда. Ра¬ботники экспедиций Роспечати, расположенных на вокзалах, доставляют пачки с газетами непосредст¬венно к поездам и передают их проводникам за налич¬ные деньги. В накладной фор-мы СП-22 на выдаваемые газеты указывается сумма, подлежащая уплате за газеты, и сумма комиссионных вознаграждений. За реализацию печатных изданий в пассажирских поездах проводники вагонов
один раз в месяц получа¬ют комиссионное вознаграждение в размере 10% от номинальной стоимости изданий. О случаях, когда по¬лучение периодических изданий срывается по вине предприятий Роспечати, руко-водство резерва провод¬ников сообщает для принятия мер этим предприяти¬ям или в союзное или республиканское министерство связи, а в пути следования начальник поезда должен дать об этом телеграмму. Если проводники отказы¬ваются от получения газет, доставленных к вагону, предприятия
Роспечати ставят об этом в известность руководство вагонного депо, вагонного участка или резерва проводников. Согласно Правилам перевозок пассажиров во всех вагонах дальних пассажирских поездов должны быть настольные игры (домино, шашки и шахматы), кото¬рые выдаются пассажирам бесплатно. Пассажир, занимающий место на второй полке, име¬ет право получить ремни безопасности. Если верхние полки вагона не оборудованы для при-менения таких ремней, проводник должен в вежливой
форме объяс¬нить пассажиру невозможность удовлетворения его просьбы. Пассажирам бесплатно предоставляются медика¬менты, имеющиеся в поездной аптечке. В ряде фирменных поездов организованы на обще¬ственных началах бесплатные бытовые уголки, детские комнаты, справочно-информационные купе, по¬ездные библиотеки. В зависимости от организации работы и местных условий поездная бригада может оказывать пассажи¬рам
и целый ряд услуг: организацию ком-постирования билета для дальнейшей поездки или прием заказов на прямую плацкарту, вызов носильщиков, прием теле¬грамм, заказов на такси. В фир-менных поездах суще¬ствуют такие услуги пассажирам, как ремонт одежды, парикмахерская и др. В международных и ряде дру¬гих поездов для общего пользования имеются реклам¬ные издания советских железных дорог, политическая литература на русском языке и языках зарубежных стран.
К услугам пассажиров, находящихся в дли¬тельной поездке, во многих поездах организованы платные видеосалоны. Примечание В п. 2.5 указаны цены 1987 года ЗАКЛЮЧЕНИЕ Памятка для проводников пассажирских вагонов дальнего следо-вания: “О санитарных требованиях к внутренней уборки вагонов в пути следования” Для поддержки чистоты и соблюдения санитарных норм и правил в пу-ти следования, проводнику пассажирского вагона необходимо проводить регулярную уборку салона вагона, пассажирских
купе, туалетов. А также необходимо регулярно промывать посуду используемую пассажирами и про-водниками вагонов. При этом надо помнить, что посуда предназначенная для пассажира хранится в специально отведённом месте и отдельно от посуды проводников. 1.Для уборки салонов и купе используется : 1% раствор спец-актива (100 мл (пол стакана) средства на 10 литров воды). 2.Для уборки туалетов используется : 3% раствор септопола (300 мл средства (1,5 стакана) на 10 литров
воды 3.Для мытья посуды используется : 0,5 %-2 % раствор кальцинирован-ной соды (5 грамм на 1 литр воды) 6.Противоэпидемиологические мероприятия. При выявлении среди пассажиров или членов поездной бригады лиц с подозрением на инфекционное заболевание необходимо: 6.1.Сообщить через начальника поезда в медпункт, СКП или другие медицинские учреждения, ближайшие по ходу следования поезда, о наличии в составе инфекционного больного; 6.2.Изолировать больного в отдельном купе, а контактировавших с ним пассажиров перевести в
соседнее купе предварительно освободив его от пассажиров. 6.3.В плацкартном вагоне занавесить купе простынями смоченными в 1% растворе хлорной извести; 6.4.Все работы связанные с текущей дезинфекцией, а также обработка предметов ухода за больным производится в спецодежде и в резиновых перчатках. 6.5.Для больного выделяют две ёмкости необходимые для сбора выде-лений, ( находятся на штабном вагоне ). 6.6.Проводится текущая дезинфекция всей посуды имеющейся на
ва-гоне, в 1,0 % растворе хлорной извести; 6.7. Проводится дезинфекция в туалетах, в салоне, в купе, протираются все стены, полы, потолки, полки ветошью смоченной в 1,0 % растворе хлор-ной извести . 6.8.Загрязнённое выделениями больного нательное и постельное бельё собирают в клеёнчатый пакет или в наволочку предварительно смоченную в 1,0% растворехлорной извести и хранят в купе больного в одном из рундуков нижней полки, до Ж/Д станции где будет снят больной и проведена заключи-тельная дезинфекция.
6.9.Пол, стены, потолки, двери, окна, полки и рундуки в купе больного, а также места загрязнённые выделениями больного сначала обрабатываются дезсредствами а затем убирают и моют с применением дезсредств. Также проводится уборка туалетов, умывальных чаш, унитазов, салона вагона, полов, стен и потолков с применением дезсредств. 7.Мытъё чайной посуды. Стаканы, подстаканники, ложки, вилки и ножи вымыть горячей водой с добавлением кальцинированной соды, прополоскать, сложить в полоскатель для мытья посуды или
в мойку в служебном отделении проводника, залить кипятком и оставить на несколько минут (сливное отверстие мойки надо за-крыть пробкой). Проводник при приёмке вагона должен убедится в наличии пробки для закрытия сливного отверстия. Чистую вымытую посуду сушить на подносе или поставить на чистое полотенце. 8.Уборка вагона в рейсе При уборке вагона в рейсе проводнику необходимо провести следующие виды работ: 8.1.Провести уборку салона вагона, по коридору, по купе при помощи пылесоса в ночное время-промести
коридор и все тамбура веником, а также свободные купе не мешая отдыху пассажиров. 8.2.Влажной ветошью предусмотренной для уборки туалетов убрать пол в туалете и пол за унитазом, другой ветошью протереть умывальные чаши в туалетах, при необходимости обновить дезраствор в бачках с ершиком. Протереть полочку для туалетных принадлежностей, зеркало, мыльницу, кран умывальника, окна, стены и потолок в туалете. Добавить мыло и туалетную бумагу, а в “фирменных” вагонах проверить наличие бумажного
полотенца. 8.3.В тамбурах промыть полы, стены и окна ( в зимнее время-промести тамбурах и сколоть лед ). В нерабочем тамбуре прочистить и промыть пепельницы . 8.4.Протереть вентиляционные решётки в тамбурах, по коридору, в нижней части дверей купе и рециркуляционную решётку в вагонах с климатической установкой. 8.5.Протереть по коридору: кожуха батарей системы отопления, подоконники, корнизы солнцезащитных штор, поручни, рекламные полки, верхнюю часть салонных дверей,
стёкла и сами двери от следов пота пассажиров. Протереть двери купе и стены по коридору и оконные стёкла от пятен пота пассажиров. 8.6.Вымыть поддон кипятильника, он должен быть чистым без остат-ков грязи, золы, сажи и жировых пятен по всему периметру. Прочистить и промыть фильтр отстойник кипятильника. Протереть все металлические части и крышку кипятильника от грязи и пыли. Промыть и прочистить слив-ное отверстие в поддоне, а также промыть дверцы закрывающие кипятильник.
Если кипятильник отапливается твёрдым топливом то прочистить отделение для сбора золы. 8.7.Промыть и протереть раковину под краном питьевой воды и под-качать питьевую воду в водозаборный бак. 8.8.Протереть влажной ветошью предназначенной для уборки полов по коридору, полы под батареями системы отопления, полы в малом тамбуре (напротив туалета с нерабочей стороны) и полы в косом тамбуре с рабочей стороны. 8.9.В служебном помещении проводника должно быть чисто, на шкафу и в шкафу предназначенного
для хранения «чайной» посуды и кондитерских изделий для «чайной» торговли ничего не должно быть кроме кондитерских изделий полученных в рейс. Кроме того внутри шкафа должна хранится посуда для разноски чая и посуда предназначенная для пассажира. Проводнику разрешается хранить свою посуду и неиспорченные продукты питания на другой полке шкафа. На всю продукцию, которая подлежит реализации, должны быть сертификаты качества и кондитерские изделия не должны быть просрочены.
Категорический запрещается хранение в шкафу- «чайном домике» -предметов не относящихся к предметам торговли кондитерскими изделиями ,к «чайной» посуде и продуктам питания (деньги, вагонные ключи и др ) Стаканы должны быть чистые, без подтёков, без следов пищи и без жировых пятен. Вымытые и высушенные стаканы должны быть накрыты чистым полотенцем. Заварные чайники и чайники для питьевой воды, также должны быть чистые и не содержать остатков заварки
и следов пищи. В отделении для хранения ложек, вилок, ножей ничего кроме вышеперечисленного не должно хранится. 8.10.В мойке находящейся в служебном отделении проводника, кроме средств для мытья посуды ничего не должно быть. Мойка должна содержатся в чистоте не иметь жирового слоя, не должна быть засорена. 8.11.На ближайшей станции где предусмотрены ящики для сбора мусо-ра, проводник обязан освободить мусоросборник в вагоне. Категорический запрещается выброс мусора на железнодорожные пути.
9.Правила хранения постельного белья 9.1. Постельное бельё должно хранится: отдельно грязное, отдельно чистое. В виде исключения допускается (если ящик под грязное бельё уже занят грязным бельём или его вообще нет) хранение в купе отдыха проводни-ков под нижней полкой, затаренное в мешок, грязное постельное бельё. 9.2. Чистое постельное бельё должно быть затарено в мешок и хранится на вторых полках или чердачной нише. В пункте оборота грязное постельное бельё должно быть опломбировано начальником поезда.
9.3.Правила хранения некомплектного белья (посудных полотенец, салфеток, занавесок и др ) аналогичны с правилами хранения постельного белья. 9.4.Категорический Запрещается хранение грязного и чистого белья ( как комплектного так и не комплектного белья) в рундуке в служебном от-делении проводника, а также около шкафа-«чайного домика’». 10.Общие санитарные требования для проводника в пути следования.
10.1. В вагоне должно быть четыре маркированных ведра: ведро для уборки туалета-должно хранится в туалете или в котловом отделении на кот-ле, ведро для уборки полов-должно хранится под титаном, ведро для уборки столов-должно хранится в закрывающейся нише над кипятильником и ведро для мусора должно хранится на полу в котельном отделении. В вёдрах кате-горический запрещается стирать или что либо хранить. Хранение ведра в ведре не разрешается. 10.2. Веники должны хранится в малом стояке нерабочего тамбура.
10.3.Ветошь для уборки полов коридора, купе, тамбуров-хранится на полу под кожухом батарей системы отопления по коридору около кипя-тильника. Ветошь для уборки туалетов должна хранится на ведре для уборки туалетов в туалете с рабочей стороны. 10.4.У каждого проводника пассажирского вагона должно быть по два халата: один халат для уборки туалетов (хранится в большём стояке не рабочего тамбура) ,второй халат для уборки салона (хранится в служебном помещении проводника в целофановом пакете в рундуке).
10.5.Шланг от пылесоса должен хранится в туалете с рабочей стороны за унитазом ,а сам пылесос в служебном отделении проводника. 10.6.После окончания уборки вагона проводник должен поменять (при необходимости, по мере загрязнения) покрышку на ковровой дорожке. 10.7.Все работы по уборке туалетов и вагона проводятся проводником в резиновых перчатках, которые после окончания уборки надо промыть под проточной водой не снимая с рук.
Руки промыть с мылом под проточной во-дой и смазать кремом. 10.8.Уборка в салоне производится не реже трёх раз в сутки, а уборка туалетов проводится по мере необходимости, но не менее четырёх раз в сутки. 10.9.Моющие и дезсредства должны хранится в закрытой таре и должны быть подписан. Хранить их рекомендуется под умывальной чашей в туалете с рабочей стороны. 10.10.По окончании уборки уборочный инвентарь, вёдра, ветошь надо промыть и продезинфицировать.
ПРОВОДНИК ПОМНИ СОБЛЮДЕНИЕ ДАННЫХ ПРАВИЛ СОХРАНИТ ТВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЬЕ ТВОИХ ПАССАЖИРОВ И НЕ ПРИВЕДЁТ К НАРУШЕНИЮ САНИТАРНЫХ НОРМ И ТРЕБОВАНИЙ ПРЕДЪЯВ-ЛЯЕМЫХ САНИТАРНО КОНТРОЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ . ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Вагоны пассажирские магистральных железных дорог. Ин¬струкция по техническому обслуживанию оборудования.
— М.: Транспорт, 1986.— 80 с. 2. Гигиеническая подготовка проводника. — М.: Транспорт, 1977. — 26 с. 3. Егоров В. П. Эксплуатация электрооборудования пассажир¬ских вагонов. — М.: Транспорт, 1980. — 296 с. 4. Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в ваго¬нах пасса-жирских поездов. — М.: Транспорт, 1986. — 47 с. 5. Инструкция проводнику пассажирских вагонов.— М.: Транс¬порт,
1982. — 15 с. 6. Инструкция осмотрщику вагонов. — М.: Транспорт, 1983.— 93 с. 7. Инструкция начальнику (механику-бригадиру) пассажирско¬го поезда. — М.: Транспорт, 1982. — 14 с. 8. Инструкция о работе контролеров-ревизоров и ревизоров-ин¬структоров по контролю пассажирских поездов.—М 1984.— 23 с. 9. Инструкция по техническому обслуживанию отопительной установки пас-сажирского вагона.—М.:
Транспорт, 1981.— 14 с. 10. Матвеев В. И Калымулин Ю. М Дремин Л. Г. Пособие проводнику пассажирских вагонов—М.; Транспорт, 1983.—255с. 11. Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог/Под ред. М. Н. Хацкевича. — М.: Транспорт, 1983. — 394 с. 12. Основы типового технологического процесса централизован¬ного руководства продажи билетов на железных
дорогах и от¬делениях. — М.: Транспорт, 1973. — 168 с. 13. Правила выдачи бесплатных билетов для проезда по желез¬ным дорогам СССР. — М.: Транспорт, 1979. — 47 с. 14. Правила перевозки пассажиров международного сообщения и туристов, следующих в пассажирских и туристско-экскурсионных поездах по железным дорогам СССР. Сборник; основных руководящих материалов по железнодорожному транспорту. —
М.: Транспорт, 1968.— 302 с. 15. Правила перевозок пассажиров и багажа по железным до¬рогам СССР (тарифное руководство №5). — М.: Транспорт, 1978. — 168 с. 16. Правила пользования вагонами в международном пасса¬жирском и же-лезнодорожном грузовом сообщениях (ППВ). Тарифное руководство № 10/11-Г. — М.: Транспорт, 1985. -— 136 с. 17. Правила технической эксплуатации железных дорог
СССР.—М.: Транспорт, 1986.— 141 с. 18. Санитарные правила для пунктов экипировки пассажирских вагонов на железнодорожных станциях. — М.: 1986. — 17 с. 19. Сборник инструктивно-методических материалов по сани¬тарному над-зору за пассажирскими перевозками. — М.: Транс¬порт, 1974.— 117 с. 20. Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) и служебная инструкция к СМПС (тарифное руковод¬ство № 10-А и № 10-В). —
М.: Транспорт, 1978.— 141 с. 21. Соловейчик М. 3 Сотников Т. А. Организация пассажир¬ских перево-зок.—М.: Транспорт, 1983. — 223 с. 22. Справочник международных пассажирских сообщений.—М.: Транспорт, 1986. — 112 с. 23. Справочник пассажира. —М.: Транспорт, 1981. — 251 с. 24. Типовой технологический процесс работы вокзалов. —
М.: Транспорт, 1978.— 53 с. 25. Типовой технологический процесс осмотра, безотцепочного ремонта и экипировки пассажирских вагонов, — М.: Транспорт, 1975 96 с.