Право частной собственности на землю

/>Содержание
Введение
1 Право собственности на землю
2. Земля как объект вещного права
3. Наследование земельных участков
Заключение
Список литературы

Введение
Уже исполнилось десятьлет с момента принятия на всероссийском референдуме Конституции России. Однимиз основополагающих прав, которое закреплено в Конституции является правособственности на землю.
Оно закреплено в статье36, которая гласит:
«1. Граждане и ихобъединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользованиеи распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются ихсобственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и ненарушает прав и законных интересов иных лиц.
3. Условия и порядокпользования землей определяются на основе федерального закона.»
Земельный вопрос всегдастоял на повестке дня, и имел для российского общества огромное значение.
Так еще на зарестановления московского княжества появился класс помещиков, которые получализемлю – поместья за службу Великому князю московскому.
Развитие крепостногоправа также неразрывно было связано с правом собственности на землю.
Крестьянская реформа 1861года закончилась возникновением революционной ситуации из-за того чтоосвобождая крестьян, законодатель не решил земельный вопрос.
Столыпинская реформа всвоей основе имела также земельный вопрос. Основным положением этой реформыбыло создание системы, которая осуществляла через крестьянский банккредитование крестьян, которые в состоянии вести прибыльные дела, денежнымисредствами на выкуп земельных участков.
Большевики пришли квласти под лозунгом решения земельного вопроса в пользу крестьян, таким образомвызвав симпатии у большой части населения России.
Вопрос касаемый правасобственности на землю никогда не сходил с повестки дня. Можно вполне считатьего прообразом правовые институты предоставления в пожизненное пользование ипожизненное наследуемое владение земельных участков в советском гражданскомправе. Эти институты сохранились и в современном гражданском и земельном праве.
И все же правособственности на землю для России это еще не опробованный на практике правовойинститут. Многие небезосновательно опасаются злоупотреблений в этом вопросе состороны одних граждан, последствием чего будет ущемление прав других граждан.
Недаром проектдействующего Земельного кодекса РФ вызвал в Государственной Думе немало дебатови стал причиной множества политических спекуляций лидеров партий различнойнаправленности.
Тема этой работы оченьактуальна, потому что:
 Земельныеотношения всегда играли основополагающую роль в жизни общества.
 На сегодняшнийдень отношения касающиеся права собственности на землю переходят в новую фазу.Впервые граждане России получили реальную возможность иметь в собственностиземлю;
 Обладание землейна праве собственности позволяет осуществлять её эффективное использование иоборот;
 Правовойинститут права собственности на землю – неотъемлемая часть системы праваразвитого демократического государства.
Итак, цель даннойдипломной работы – исследовать договор найма жилого помещения, его объектный исубъектный состав и присущие ему особенности.
Поставленная цельрешается посредством следующих задач:
исследовать основные направления развития гражданского и земельного права всфере приобретения права собственности на землю в Российской Федерации;
рассмотреть содержание законодательной базы лежащей в основе приобретения правасобственности на землю;
проанализировать плюсы и минусы существующего института права собственности наземлю, исследовать проблематику, связанную с приобретением этого права;
выяснить тенденции развития в этой сфере;
в заключении — подвести итоги по проделанной работе, выработать пути решениявозникших проблем.

1. Право собственности на землю
С принятием в 2001 годуЗемельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (сизменениями от 30 июня 2003 г.) (далее — ЗК РФ) земельный вопрос казалсярешенным. Однако, вскоре собственники объектов недвижимости столкнулись стребованием выкупить либо взять в аренду земельные участки, принадлежащие им направе постоянного (бессрочного) пользования. Сделать это надо до 1 января 2004года. Проблема оказалась столь серьезной и многогранной, что правительствоприняло решение подготовить к сентябрю проект изменений и дополнений ЗК РФ. Вопросуходит корнями в 1992-1993 годы, когда в ходе обвальной кампанииприватизировалось большинство промышленных объектов. Продать их сразу с землейполитики не решились, в итоге правовой статус объектов раздвоился: постройки,сооружения, техника, продукция и т.д. находятся в собственностипредпринимателей, а земельный участок по-прежнему принадлежит государству либомуниципальному образованию. Такая двойственность явно не согласуется с понятиемпредприятия как целостного имущественного комплекса. Статья 132 Гражданскогокодекса РФ (далее — ГК РФ), принятого в 1994 году, предусматривает, чтопредприятие должно включать все виды имущества, в том числе земельные участки,здания, сооружения и т.д. Логично предположить — хотя в ГК РФ об этом прямо несказано — что все имущество предприятия (либо его обособленной части) должнонаходиться в собственности одного лица. Проблему, безусловно, видели и дажезакладывали определенный механизм решения. Указ Президента РФ от 14 июня 1992г. N 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизациигосударственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительномстроительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и ихобъединениям для предпринимательской деятельности» (с изменениями от 14октября 1992 г., 16 мая 1997 г., 25 января 1999 г.) (утратил силу) определилпорядок продажи земельных участков при приватизации государственных имуниципальных предприятий. Согласно Указу «обязательным условиемпроведения коммерческого, инвестиционного конкурса, аукциона по продаже приватизированногопредприятия и заключения договора купли-продажи на это предприятие являетсяправо приобретения земельного участка собственником приватизированногопредприятия» (п.6). План приватизации государственного, муниципальногопредприятия включал «ситуационный план расположения предприятия, данные ограницах, размерах, местоположении земельного участка предприятия, акт онормативной цене земельного участка приватизируемого предприятия, размерземельного налога» (п.7). При этом начальная цена предприятия,продаваемого при приватизации на коммерческом, инвестиционном конкурсе,аукционе, стоимость земельного участка не включала. Впоследствии земельныйучасток мог быть продан по цене, утвержденной в плане приватизации предприятия,то есть по нормативной цене. Нормативная цена земли определялась ПравительствомРФ и равнялась в 1992 году пятидесятикратной ставке земельного налога в рубляхза единицу площади земель. Основой для определения цены служили «ставкиземельного налога с учетом соответствующих повышающих коэффициентов».
2. Земля как объект вещного права
Для того чтобыисследовать вопросы, связанные с возникновением права собственности на землю,необходимо исследовать землю как объект вещного права, т.к. она в этом планеимеет свои особенности и специфические признаки, прежде всего связанные с еёоборотоспособностью и осуществлением права собственности.
Статья 260 ГК РФопределяет общие положения о праве собственности на землю. Пункт 1 даннойстатьи определяет полномочия собственника по распоряжению земельным участком.Специально указана возможность совершения собственником таких юридическихдействий, как купля-продажа, дарение, передача земельного участка в залог,сдача его в аренду. Допускается также возможность иных способов распоряженияземельным участком: в соответствии с п.2 ст.209 ГК собственник вправе по своемуусмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия,не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права иохраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество всобственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, прававладения, пользования, распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог иобременять его иными способами, распоряжаться им иным образом.
Однако вышеуказанныевозможности собственника ограничены случаями, когда земельный участок изъят изоборота или ограничен в нем. Возможность изъятия земельных участков из оборотаи ограничения их в обороте специально оговорена в п.3 ст.209 ГК.
В соответствии с п.3ст.129 ГК, регулирующей оборотоспособность объектов гражданских прав, земля идругие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица кдругому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами оземле и других природных ресурсах. Исходя из этого, можно сделать вывод о том,что перечень земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, долженустанавливаться ЗК. Статьей 27 ЗК определяются понятие и перечень земельныхучастков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте.
Трактовки изъятия изоборота и ограничения оборотоспособности, данные ЗК и ГК, отличаются друг отдруга.
В п.2 ст.129 ГК подобъектами, изъятыми из оборота, подразумеваются объекты гражданских прав,нахождение которых в обороте не допускается, т.е. те объекты, которые не могутсвободно отчуждаться, переходить от одного лица к другому в порядкеуниверсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица)либо иным способом (п.1 ст.129 ГК).
В соответствии с п.2 ст.27ЗК земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могутпредоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок,предусмотренных гражданским законодательством.
Таким образом, понятиеизъятых из оборота земельных участков, определяемое ЗК, предусматривает нетолько запрет перехода от одного лица к другому изъятых из оборота земельныхучастков в порядке правопреемства, но и запрет предоставления их в частнуюсобственность.
В соответствии с п.2ст.129 ГК виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте недопускается, должны быть прямо указаны в законе. Из этого следует, что переченьизъятых из оборота земельных участков, предусмотренный ЗК, носит исчерпывающийхарактер.
В соответствии с п.4ст.27 ЗК из оборота изъяты земельные участки, занятые следующими находящимися вфедеральной собственности объектами:
 государственнымиприродными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев,предусмотренных ст.95 ЗК);
 зданиями,строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельностиВооруженные Силы РФ, войска Пограничной службы РФ, другие войска, воинскиеформирования и органы;
 зданиями,строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
 объектамиорганизаций федеральной службы безопасности;
 объектамиорганизаций федеральных органов государственной охраны;
 объектамииспользования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов ирадиоактивных веществ;
 объектами, всоответствии с видами деятельности которых созданы ЗАТО;
 исправительно-трудовымиучреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Минюста Россиии МВД РФ;
 воинскими игражданскими захоронениями;
 инженерно-техническимисооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты иохраны Государственной границы РФ.
Несоответствие междупонятиями можно также установить в отношении ограничения оборотоспособностиобъектов. В соответствии с абз.2 п.2 ст.129 ГК ограниченно оборотоспособнымиявляются такие объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникамоборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальномуразрешению. В соответствии с абз.2 п.2 ст.27 ЗК земельные участки, отнесенные кземлям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, заисключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п.5ст.27 ЗК ограничиваются в обороте следующие находящиеся в государственной илимуниципальной собственности земельные участки:
 в пределах особоохраняемых природных территорий, не указанные в п.4 ст.27 ЗК;
 в пределахлесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
 занятыенаходящимися в государственной или муниципальной собственности воднымиобъектами в составе водного фонда;
 занятые особоценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами,включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками,объектами археологического наследия;
 предоставленныедля обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенныхнужд и не указанные в п.4 комментируемой статьи;
 в границах ЗАТО,не указанные в п.4 ст.27 ЗК;
 предоставленныедля нужд организаций транспорта, в т.ч. морских, речных портов, вокзалов,аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушногодвижения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонахформирования международных транспортных коридоров;
 предоставленныедля нужд связи;
 занятыеобъектами космической инфраструктуры;
 расположенныепод объектами гидротехнических сооружений;
 предоставленныедля производства ядовитых веществ, наркотических средств;
 загрязненныеопасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенномузагрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.
Абзац 2 п.2 ст.129 ГК непредусматривает необходимости установления исчерпывающего перечня ограниченныхв обороте объектов, и соответственно перечень объектов, установленный в п.5ст.27 ЗК, не является исчерпывающим. Например, как ограничение в оборотеследует рассматривать предусмотренный п.3 ст.15 ЗК запрет на приобретениеиностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическимилицами земельных участков, находящихся на приграничных территориях.
Пункт 2 статьи 260 ГКпредусматривает необходимость пользования земельным участком, отнесенным копределенной категории в соответствии с земельным законодательством.
Деление земель накатегории по целевому назначению предусматривается п.1 ст.7 ЗК. Необходимостьиспользования земельного участка в соответствии с целевым назначениямустанавливается п.1 ст.42 ЗК, в соответствии с которым собственники и лица,использующие земельные участки, обязаны использовать таковые в соответствии сих целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель иразрешенным использованием способами, которые не должны наносить вредокружающей среде, в т.ч. земле как природному объекту. Статья 285 ГКпредусматривает возможность изъятия земельного участка у его собственника в томслучае, если земельный участок используется не по целевому назначению.
Специальные последствиянецелевого использования земельного участка, предназначенного длясельскохозяйственного производства либо для жилищного или иного строительства,предусмотрены ст.284 ГК.
Статья 261 ГК РФрегламентирует статус земельного участка как объекта права собственности. Пункт1 статьи 261 ГК РФ предусматривает, что территориальные границы земельногоучастка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, наосновании документов, выдаваемых собственнику земельного участкагосударственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
Сведения отерриториальных границах земельного участка содержатся в едином государственномреестре земель (ЕГРЗ), который в соответствии со ст.14 Федерального закона от 2января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» представляетсобой документ, предназначенный для проведения государственного кадастровогоучета земельных участков. В ЕГРЗ содержатся следующие основные сведения оземельных участках: кадастровые номера, местоположение (адрес), площадь,категории земель и разрешенное использование земельных участков, описаниеграниц земельных участков и их отдельных частей, зарегистрированные вустановленном порядке вещные права и ограничения (обременения), экономическиехарактеристики, в т.ч. размер платы за землю, качественные характеристики, вт.ч. показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель,наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельнымиучастками. Моментом возникновения или моментом прекращения существованияземельного участка как объекта государственного кадастрового учета всоответствующих границах считается дата внесения соответствующей записи в ЕГРЗ.
В соответствии с п.2 ст.8Закона о земельном кадастре органы, осуществляющие деятельность по ведениюгосударственного земельного кадастра, обязаны предоставлять сведениягосударственного земельного кадастра заинтересованному лицу, предъявившемуудостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу,предъявившему документы, подтверждающие государственную регистрацию данногоюридического лица и полномочия его представителя).
В соответствии с п.1ст.17 Закона о регистрации прав на недвижимость обязательным приложением кдокументам, необходимым для государственной регистрации прав на недвижимоеимущество, является план земельного участка с указанием его кадастровогономера. В соответствии со ст.16 Закона о земельном кадастре кадастровая карта(план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовойформах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельномкадастре.
Пункт 2 статьи 261 ГКопределяет объем правомочий собственника земельного участка в отношениинаходящихся в границах этого участка поверхностного (почвенного) слоя,замкнутых водоемов и находящихся на нем леса и растений.
В соответствии со ст.34Водного кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (сизменениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г.) вРоссийской Федерации устанавливается государственная собственность на водныеобъекты. Муниципальная и частная собственность допускается только наобособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать направе собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам всоответствии с гражданским законодательством.
Статья 40 ВК допускаетвозможность нахождения в собственности граждан и юридических лиц обособленныхводных объектов (замкнутых водоемов) — небольших по площади и непроточныхискусственных водоемов, не имеющих гидравлической связи с другимиповерхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водныхобъектов определяются земельным законодательством РФ.
В соответствии со ст.19Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (сизменениями от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г.) лесной фонд ирасположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Однако в соответствии сост.11 ЛК в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включаетсядревесно-кустарниковая растительность, расположенная на: земляхсельскохозяйственного назначения, в т.ч. землях, предоставленных длясадоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосахотводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях населенныхпунктов (поселений), в т.ч. предоставленных для дачного, жилищного и иногостроительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (наполосах отвода каналов); землях иных категорий.
Статья 20 ЛКпредусматривает, что древесно-кустарниковая растительность, расположенная наземельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридическоголица, принадлежит им на праве собственности, если иное не установленофедеральным законом.
Владение, пользование ираспоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляютсясобственником в соответствии с требованиями лесного законодательства изаконодательства о растительном мире.
Древесно-кустарниковаярастительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности илиестественным образом на земельном участке после передачи его в собственностьгражданину или юридическому лицу, является их собственностью, которой онивладеют, пользуются и распоряжаются по своему усмотрению.
Пункт 3 статьи 261 ГК РФопределяет правомочия собственника в отношении использования по своемуусмотрению всего, что находится над и под поверхностью земельного участка, еслииное не предусмотрено законодательством о недрах, об использовании воздушногопространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
В соответствии со ст.19Закона Российской Федерации «О недрах» (в ред. от 3 марта 1995 г.) (сизменениями от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г.,29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г.) собственники, владельцы земельных участковимеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применениявзрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихсяна государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нуждна глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважинна первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованноговодоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органамиисполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии со ст.11Закона о недрах все иные виды использования недр осуществляются на основаниилицензии. Предоставление участка (участков) недр в пользование на условияхсоглашения о разделе продукции также оформляется лицензией на пользованиенедрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками)недр на основании соглашения, определяющего все необходимые условия пользованиянедрами в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ«О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями от 7 января 1999г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г.) и законодательством о недрах.
Лицензия — это документ,удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенныхграницах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срокапри соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными нато органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор,устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательствасторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяетправо проведения работ по геологическому изучению недр, разработкиместорождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающегопроизводства и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недрв целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особоохраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических идругих геологических коллекционных материалов.
Основные ограниченияправомочий собственника земельного участка по использованию воздушногопространства, находящегося над поверхностью его участка, регулируютсязаконодательством об охране окружающей среды (см. Федеральный закон от 04.05.99N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Таким образом можноотметить, что земля является специфическим объектом права собственности,имеющего свои специфические особенности.
 
3.Наследование земельных участков
Статья 1181 ГК РФопределяет порядок наследования земельных участков. Принадлежавшиенаследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненногонаследуемого владения земельным участком входит в состав наследства инаследуется на общих основаниях, установленных ГК. На принятие наследства, всостав которого входит указанное имущество, специальное разрешение нетребуется.
При наследованииземельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельнымучастком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельногоучастка поверхностный (почвенный) слой, замкнутые водоемы, находящиеся на немлес и растения.
В данном параграфе мырассмотрим вопросы, касающиеся наследования земельных участков, находящихся впожизненном наследуемом владении и в пожизненном пользовании, т.к. вюридической практике это имеет огромное значение, т.к. мы увидим из следующегопараграфа, что лица имеющие участки в пожизненном наследуемом владении ипожизненном пользовании, имеют право их бесплатного приобретения всобственность.
Положения этой статьи — новелла ГК, так как до недавнего времени земля не была объектом, который могпереходить по наследству.
Статья регламентируетпереход по наследству земельных участков, принадлежавших наследодателю на правесобственности либо на праве пожизненного наследуемого владения. Формулировкач.1 представляется крайне неудачной. Из нее можно сделать выводы, что,во-первых, право пожизненного наследуемого владения принадлежит на правесобственности, во-вторых, что именно это право, а не сам земельный участок,входит в состав наследства.
Итак, статья 1181 ГКрегламентирует только ситуации, когда земельный участок принадлежалнаследодателю на праве собственности или на праве пожизненного наследуемоговладения. Это положение нуждается в двух комментариях. Во-первых, правопожизненного наследуемого владения, в российском дореволюционном праве – чинш,является ограниченным вещным правом и определено ст.265-267, содержащимися вглаве 17 ГК РФ. Кроме того, глава 17 (ст.268-270 ГК) устанавливает еще одноограниченное вещное право на землю, которым может обладать физическое лицо — право постоянного пользования. Это право не предполагает переход земельногоучастка по наследству и поэтому не упоминается в статье 1181 ГК.
Во-вторых, в соответствиис Земельным кодексом, вступившим в силу 30 октября 2001 г гражданам земельныеучастки ни в пожизненное наследуемое владение, ни в постоянное пользованиепередаваться больше не будут. Положения статьи 1181 актуальны для ситуаций,когда отношения пожизненного наследуемого владения возникли до 30 октября 2001г.
Владелец земельногоучастка на праве пожизненного наследуемого владения может, как и собственник,передавать его как по завещанию, так и по закону.
При этом следует учитывать,что в силу п.2 ст.266 ГК владелец земельного участка на праве пожизненногонаследуемого владения может, если иное не вытекает из условий пользованияземельным участком, установленных законом, возводить на нем здания исооружения, приобретая на них право собственности, подобное положениеустановлено п.2 ст.269 ГК применительно к праву постоянного пользования.
Следовательно, возможнонаследование разными лицами земельного участка и строений на нем, что повлечетза собой необходимость определения правил пользования земельным участкомсобственником строения, в частности, в соответствии с п.1 ст.271 ГК.
Часть 2 статьи 1181устанавливает, что при переходе по наследству земельного участка,принадлежавшего наследодателю на праве собственности или пожизненного наследуемоговладения, переходят также находящиеся в границах этого участка поверхностныйпочвенный слой, замкнутые водоемы, лес и растения.
Наследники принимаютуказанное имущество по общим правилам установленным в ст.1152-1155 ГК,каких-либо специальных разрешений не требуется. Поскольку это правило записанов законе, мы можем сделать вывод: при наследовании положения п.3 ст.129 ГК РФсоблюдаются.
В литературе поставленыдва очень важных дискуссионных вопроса, касающиеся наследования земельныхучастков.
Во-первых, на практикеможет возникнуть ситуация, когда наследодатель, начав оформление документов попредоставлению земельного участка в собственность, умер, не получивсвидетельство о праве собственности. Учитывая существующую практику в областиприватизации жилья, в соответствии с которой наследники имеют право завершитьприватизацию, начатую наследодателем (ст.1112 ГК), так же должен решаться ивопрос наследования земельных участков. С этим можно согласиться, уточнив, чтонаследники могут претендовать на земельный участок, оформление которого всобственность не было закончено наследодателем, только если на основаниипредставленных наследодателем документов ему не могло быть отказано в полученииправа собственности на земельный участок.
Во-вторых, некоторые авторысчитают, что наследники должны получить земельный участок и тогда, когданаследодатель никаких действий для получения земли в собственность непредпринимал, а владел участком на праве постоянного пользования.Обосновывается такая позиция тем, что на земельном участке могли находитьсяпостройки, плодово-ягодные насаждения, водоемы и т.п. Поскольку наследникимогут не иметь возможности арендовать участок либо купить его в собственность,«за наследником как по завещанию, так и по закону следует признавать праволибо бесплатно приватизировать участок, которым умерший владел на правепостоянного (бессрочного) пользования, либо (исходя из общего принципа: ктовправе на большее, то вправе и на меньшее) переоформить его на себя на правепожизненного наследуемого владения».
Вопрос о необходимостивнесения соответствующих изменений в ГК представляется дискуссионным. Если этопроизойдет, будут практически сведены на нет различия между пожизненнымнаследуемым владением и постоянным пользованием. Что касается праваприватизации земельного участка, то, поскольку наследник — собственник построекв любом случае (на основании п.1 ст.271) получит определенное право пользованияземельным участком, именно он как пользователь, а не как наследник пользователяполучит возможность решать вопрос о приватизации земельного участка.
Правильное пониманиеданного положения имеет огромное практическое значение.

Заключение
Мы рассмотрели вопросы,связанные основаниями приобретения права собственности на землю. Вопрос оченьактуальный, вызывающий очень много споров как и среди теоретиков, так и средипрактиков.
Основаниями приобретенияправа собственности на земельный участок являются:
 Купля-продажа;
 Дарение;
 Получениеземельного участка в порядке наследования;
 Обращениевзыскания на земельный участок, который был предметом залога;
 Приватизацияземельного участка.
Можно отметить, чтозаконодательство, регулирующее основание приобретения права собственности имеетряд существенных недостатков. Особенно это касается приобретения всобственность земельных участков, находящихся в пожизненном наследуемомвладении и постоянном (бессрочном) пользовании, т.е. в процессе приватизации.
Во-первых, в работе нераз отражалось, что существуют противоречия в регулировании этого вопроса междугражданским и земельным кодексами, а также с Законом о приватизации.
Во-вторых, сейчас нашеобщество проходит переходный период, когда вступает в действие новоезаконодательство, а огромное количество правоотношений было установлено придействии старого законодательства, когда институт частной собственности наземлю вообще отсутствовал. Это касается участков, которыми владеют нескольколиц. С ними в очень многих случаях возникают проблемы.
Как уже отмечалось, чтоположение о том, что лица, владеющие участком, который является неделимым,должны совместно обращаться в орган исполнительной власти по вопросу егоприватизации, является спорным.
В этом отношении самымцелесообразным было бы введение в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РоссийскойФедерации» нормы приблизительно такого содержания: «При приобретении всобственность участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении и впостоянном (бессрочном) пользовании, в отношении которых имеются договора илисудебные решения об определении порядка пользования этими земельными участками,каждый субъект имеет право самостоятельного оформления в собственность долиземельного участка, которой он фактически владеет на основании указанногодоговора или решения суда». Введение данной нормы во вводный закон сняло бымногие проблемы, которые присущи переходному периоду, которое переживаетправовой институт собственности на землю. В ситуации, когда лица, фактическивладеющие долями земельного участка, являются порядочными гражданами иподдерживают между собой нормальные отношения, данная норма не имеет значения.Но как показывает практика, порядка 80% судебных дел, рассматриваемых в порядкегражданского судопроизводства, касаются именно вопроса раздела земельныхучастков и определения порядка пользования ими. Эти процессы идут годами,проходят первую, вторую и надзорные инстанции, которые отменяют решения суда иотправляют его на новое рассмотрение, сменяются лица, участвующие в процессах, из-затого, что те лица, которые начинали судебную тяжбу умирают, и их место всудебном процессе занимают их наследники.
Поэтому, предлагаемаянорма могла бы значительно разгрузить российские суды. В существующей ситуацииполучается, что многие участки не могут быть оформлены в собственность толькоиз-за того, что их владельцы не желают начинать новые судебные разбирательствауже не о порядке пользования земельными участками, а уже о выделе в натуречасти общей долевой собственности.
Так что в этом плане относительнонаписания нормы статьи 36 ЗК, предписывающей обращаться совместно висполнительный орган власти по вопросу оформления права собственности наземельный участок можно процитировать великого российского автора афоризмовВ.С. Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Имеется ввидуто, что законодатель считал при принятии этой нормы, что он тем самым разгрузитземельные комитеты, то он глубоко ошибся, т.к. разгружая земельные комитеты, онв еще большей степени загрузил суды.
А в целом, можноотметить, что, несмотря на указанные выше серьезные недостатки, можноконстатировать, что институт частной собственности на землю прочно вошел вроссийскую систему права. Со временем он, безусловно, будет совершенствоваться,и недостатки будут исправлены. Таким образом, можно с удовлетворением отметить,что в этом плане, особенно после введения в действие Земельного кодекса РФ,сделан большой шаг вперед, и право конституционное право частной собственностина землю реально начало воплощаться в жизнь, что подтверждает тот факт, чтоРоссия уверенно движется вперед по пути построения развитого демократическогообщества, в котором гарантируются права и свободы человека и гражданина./>

Списоклитературы
1. Конституция Российской Федерации. Российская газета от 25декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая,вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14,26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.). «Российская газета»от 8 декабря 1994 г., «Российская газета» от 6, 7, 8 февраля 1996 г., «Российская газета» от 28 ноября 2001 г.
3. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «Огосударственном земельном кадастре». «Российская газета» от 10января 2000 г.
4. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N167-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003г.). «Российская газета» от 23, 25 ноября 1995 г.
5. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N22-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г.).«Российская газета» от 4 февраля 1997 г.
6. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (сизменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.).«Российская газета» от 27 января 1996 г.
7. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «Осоглашениях о разделе продукции» (с изменениями от 7 января 1999 г., 18июня 2001 г., 6 июня 2003 г.). «Российская газета» от 11 января 1996г.
8. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»(с изменениями от 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г., 9 июня 2003г.). «Российская газета» от 30 июля 1997 г.
9. Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «Оразграничении государственной собственности на землю». «Российскаягазета» от 20 июля 2001 г.
10. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Обобороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изменениями от 7 июля2003 г.). «Российская газета» от 27 июля 2002 г.
11. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Обоценочной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 21декабря 2001 г., 21 марта, 14 ноября 2002 г., 10 января, 27 февраля 2003 г.).«Российская газета» от 6 августа 1998 г.
12. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «Оприватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениямиот 27 февраля 2003 г.). «Российская газета» от 26 января 2002 г.
13. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Обисполнительном производстве» (с изменениями от 24 декабря 2002 г., 10января 2003 г.). «Российская газета» от 5 августа 1997 г.
14. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Обипотеке (залоге недвижимости)» (с изменениями от 9 ноября 2001 г., 11февраля, 24 декабря 2002 г.). «Российская газета» от 22 июля 1998 г.
15. Закон Российской Федерации «О недрах» (в ред.от 3 марта 1995 г.) (с изменениями от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г.). Российская газета от 5мая 1992 г.
16. Закон РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-I «О налоге симущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (с изменениямиот 22 декабря 1992 г., 6 марта 1993 г., 27 января 1995 г., 30 декабря 2001 г.).Ведомости РФ, 1992, N 12, ст. 593
17. Указ Президента РФ от 30 апреля 1996 г. «Одополнительных мерах по реализации Федерального закона „Оветеранах“.»Российская газета” от 7 мая 1996 г.
18. Распоряжение Президента РФ от 22 февраля 1996 г. N 81-рп«О Российском фонде правовых реформ». Собрание законодательстваРоссийской Федерации от 4 марта 1996 г., N 10, ст. 882
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001г. N 16-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16Закона города Москвы „Об основах платного землепользования в городеМоскве“ в связи с жалобой гражданки Т.В.Близинской». «Российскаягазета» от 25 декабря 2001 г.
20. Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999года «По запросу Арбитражного суда г. Москвы о проверке конституционностипунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона „О банках ибанковской деятельности“. „Вестник Конституционного Суда РоссийскойФедерации“ N 2, 2000 г.
21. Информационное письмо Президиума Высшего АрбитражногоСуда РФ от 15 января 1998 г. N 26 „Обзор практики рассмотрения споров,связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодексаРоссийской Федерации о залоге“. Вестник Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации, 1998 г., N 3.
22. Андреева М.Б. Право собственности и иные вещные права наземлю в свете нового земельного законодательства // Иваново-Вознесенскийюридический вестник: Научно-практический журнал. — Иваново, 2002. 200 летМинистерству юстиции Российской Федерации. — № 10. — с.16-21
23. Вахаев М. Государственное регулирование права частнойсобственности за землю и рынка земли // Законодательство и экономика. — М.,2000. — № 5. — с.4-14
24. Волков Г.А. Вопросы приобретения права собственности наземлю по давности владения // Государство и право на рубеже веков (материалыВсероссийской конференции): Экологическое и природоресурсное право. Трудовоеправо. Предпринимательское право. — М.; Изд-во ИГиП РАН, 2001. — с.113-120
25. В. Воинов, В. Митюшев. // Приватизация земель»эж-ЮРИСТ”, N 35, август 2003 г.С 33-48
26. Галиновская Е.А. Правовое регулирование правасобственности на землю в Российской Федерации. (Некоторые тенденцииформирования) // Законодательство России в XXI веке: По материалам научно-практическойконференции. Москва, 17 октября 2000 г… — М.; Городец-издат, 2002. — с.157-168
27. Галиновская Е.А. Право собственности на землю в России //«Черные дыры» в Российском Законодательстве: Юридический журнал. — М.; «1с: Компьютерный Аудит», 2003. — № 2. — с.421-429
28. Грось Л.А. О сопоставлении понятий «гражданскоезаконодательство», «гражданское право» и «земельноезаконодательство» и вещных правах на земельные участки. «Журналроссийского права», 2002, N 9
29. Грудцына Л.Ю. Развитие права собственности на землю вроссийском законодательстве // Законодательство и экономика. — М., 2001. — №11. — с.58-63
30. Грудцына Л. Право собственности на землю и егозаконодательное закрепление и историческое развитие // Юрист. — М.; Юрист,2003. — № 3. — с.30-35
31. Дмитриев А.В. Коллизии норм Земельного кодекса РФ пригосударственной регистрации прав на землю // Юридический мир. — М.; Юрид. мирВК, 2002. — № 5. — с.4-9
32. Ельникова Е.В. Прекращение права собственности на землю// Бюллетень нотариальной практики. — М.; Юрист, 2003. — № 1. — с.7-10
33. Земельное право Российской Федерации: теория и тенденцииразвития / Иконицкая И.А… — М.; Изд-во ИГиП РАН, 1999. — 127 с.
34. Карлова Н.В. Проблемы института возникновения правасобственности на землю в силу приобретательной давности // Экологическое правоРоссии на рубеже XXI века. — М.; Зерцало, 2000. — с.200-217
35. Право собственности: пределы и ограничения / КамышанскийВ.П., Филиппов П.М… — М.; Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 303 с.
36. Право частной собственности на землю / Крассов О.И… — М.; Юристъ, 2000. — 379 с.