Право, мораль, обычай: характер взаимодействия

Академиятруда и социальных отношений
Алтайскийинститут труда и права
ЮридическийфакультетКурсовая работа
подисциплине: Теория государства и правана тему: Право,мораль, обычай: характер взаимодействия
Барнаул 2011

Введение
 
С момента зарождениячеловеческого общества в нем стали появляться социальные нормы, т.е.определенные необходимые правила совместного человеческого бытия. Социальныенормы вырабатывались и вырабатываются людьми, а само их появление явилосьнеобходимостью, так как любая система, стремится к саморегуляции и упорядочениюсвоей деятельности, иначе ее ждет хаос и разрушение. Процесс их появления иразвития, напрямую связанный с переходом человека к стадии общественногососуществования, который продолжается до сих пор.
Право сложилось позжедругих нормативных систем, таких как мораль, обычай и религия, главным образом,на их основе. Со временем в человеческом обществе вместо общественной властипоявилась власть публичная, чьи интересы уже не совпадали с интересами всегообщества. Для их достижения власть стала опираться на особый аппарат,призванный контролировать соблюдение определенных норм и наказывать за ихнарушение. Право стало более жестко регулировать экономические и социальныеотношения в обществе, постепенно выходя на ведущие позиции среди других социальныхнорм.
Со временем началаформироваться научная дисциплина «Теория государства и права», являющаяся внастоящее время одной из базовых дисциплин юридического профиля. Имеетсянесколько определений предмета исследования данной науки, однако все они сходятсяв том, что она изучает процесс возникновения, становления и развитиягосударства и права; их взаимосвязь; их характерные признаки, сущность, черты,формы и содержание; их место и роль в жизни общества. Теория государства иправа систематизировала знания как о государстве и праве в целом, так и об ихвзаимосвязи. Процесс развития и формирования данной науки продолжается и внастоящее время. Разумеется, одним из разделов данной дисциплины является правои другие социальные нормы.
Тема курсовой работы:«Право, мораль, обычай: характер взаимодействия». Изучение социальных норм и ихвзаимодействия между собой имеет большое значение в жизнедеятельностисовременного общества, что подтверждает актуальность данной темы. Наша жизнь регулируетсядействием социальных норм. Мы можем не знать точной формулировки понятий право,мораль, обычай, однако мы регулярно встречаемся с ними в жизни и интуитивнопонимаем их значение.
Целью данной курсовойработы является рассмотрение взаимодействия таких социальных норм как право,обычай и мораль. Таким образом, были поставлены следующие задачи:
— дать определениепонятиям право, мораль и обычай;
— обозначить существенныепризнаки данных социальных норм и те функции, которые они выполняют в жизниобщества;
— проследить взаимодействиеправа, обычая и морали;
— выявить взаимосвязьправа и обычая;
— рассмотретьспецифические особенности во взаимодействии права и морали.

1. Понятие права,морали и обычая
 
1.1  Понятие, сущность, функции и признакиправа
В современнойюридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, «право человекана жизнь», «право народов на самоопределение». Эти притязания обусловленыприродой человека и общества и считаются естественными правами.
Во-вторых, под правомпонимается система юридически норм. Это право в объективном смысле, ибо нормыправа создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.
В-третьих, названнымтермином обозначают официально признанные возможности, которыми располагаетфизическое или юридическое лицо, организация. «Граждане имеют право на труд,отдых, охрану здоровья, имущество» и т.п., организации располагают правами наимущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественнойжизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. оправе, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.
Не может остаться безвнимания и одно из последних определений понятия права, которое принадлежитС.С. Алексееву: «Право — это система норм, выраженных в законах, иныхпризнаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным,нормативно-государственным критерием правомерно дозволенного (а такжезапрещенного) поведения». Здесь правом являются лишь признанные государствомнормативные положения. В соответствии с этим определением выделяют признакиправа:
1) общеобязательнаянормативность, единые и постоянные правила поведения, имеющие всеобщее действие;
2) выражение норм в законах,иных признаваемых государством источниках, являющихся формой общеобязательнойнормативности, что придает праву качество институционного образования, т.е.явления объективированного в признаваемых государством документах.
Тем самым нормыприобретают свойство формальной определенности. Данные признаки подчеркивают,что стержнем права, его основным критерием является категория свободы,дозволения, правомерное поведение, даже, несмотря на то, что в содержание прававключены запреты, предписания и т.п. Право находиться под авторитетомгосударственной власти, способной к принуждению.
В настоящее же времяправо понимается в объективном и субъективном смыслах. Под правом в объективномсмысле понимается система юридических норм, которая выражается всоответствующих нормативных актах государства (кодексах, законах, конституциях,указах), не зависящих от отдельных индивидов. Под правом в субъективномсмысле понимается система различных прав и свобод субъектов, вытекающие изгосударственных актов или принадлежащие индивидам от рождения и зависящие от ихволи и сознания, особенно в процессе использования. Правовая наукавоспользовалась данными терминами не только для того, чтобы разграничить дватесно связанных, но не совпадающих явления, но и чтобы полнее отразить ихобщественно-юридическую природу, функциональную и социальную роль. Например,естественные права человека не зависят от государства и не направлены противнего, а существуют и реализуются при его поддержке. С другой стороны, самосуществование таких прав служит ограничителем для власти. Понятие права всубъективном и объективном смысле необходимы в юридической науке и практике,так как они выполняют важные познавательные, прикладные, операционные,аналитические, и социально-регулятивные функции.
Признаки права, характеризуют его какспецифическую систему общественных отношений.Эти признаки можноопределить следующим образом: 1) нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его сдругими формами социального регулирования – нормативностью, обычаями. Право,которым располагает каждый человек или юридическое лицо, определено всоответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве признакнормативности признается доминирующим и право определяется как системаюридических норм. При таком подходе право физического или юридического лицаоказываются всего лишь результатом действия норм. В действительности имеетместо противоположная зависимость: в результате многократного повторениякаких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знаниесложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того,как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. 2) формальнаяопределенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках.Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которыеподлежат единообразному толкованию. В праве формальная определенностьдостигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качествеобразцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычномправе она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применениеобычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.
На основе норм права и индивидуальныхюридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности,ответственность граждан и организаций. 3) иерархичность норм права, ихсоподчиненность: нормы права имеют разную юридическую силу, например,конституционные нормы обладают высшей юридической силой, им не могутпротиворечить нормы другого уровня. 4) интеллектуально-волевой характер права.Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоитв том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественныхотношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаютсяпотребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций.Формирование и функционирования права как выражение свободы, справедливости иразума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую,политическую и духовную свободу. Волевое начало права нужно рассматривать в несколькихаспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязанияотдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражаетсяих воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется черезволю компетентных государственных органов. В-третьих, регулирующее действие права,возможно, лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридическиенормы.
5) обеспеченность возможностьюгосударственного принуждения. Государственное принуждение – фактор, позволившийчетко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы.Государственное принуждение – специфический признак права, отличающий его от иныхформ социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм.Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собойнеобходимый внешний фактор существования и функционирования права. Историческиправо возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначальновыполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшейстепени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность«будущего», которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего.
Сущность права такжеможет рассматриваться с нескольких сторон. Право построено на трех китах. Этонравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственностикак отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность,гарантированность, силу; экономика – это основной предмет регулирования,первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственностьобнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство,экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальноеявление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека,до каждой организации.
Право имеетобщесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей,обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитиесоциальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъектыправа, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и онимогут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальномплане.
Общесоциальная сущностьправа конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих правчеловек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на стражеэтой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода,гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добростановится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.
Категория ценностьправа призвана раскрыть значение права для общества, конкретизировать самусущность права. Под ценностью права понимается способность права служитьсредством для удовлетворения интересов общества и отдельной личности. Ценностьправа выражается в том, что оно выступает средством: защиты существующегообщественного строя; регулирования общественных отношений; фактором прогрессаобщества; решения современных глобальных проблем (демографических,экологических); определения меры свободы личности в обществе; утверждениянравственных начал в жизни общества, инструментом воспитания населения иформирования правовой культуры.
Значение права, его рольв жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет правов процессе воздействия на общественные отношения. С помощью понятия функцияправа можно определить социальное назначение права в обществе. Создание иобеспечение правопорядка – это главное предназначение права. В этомзаинтересовано как общество, так и государство. Функция права – этоосновные каналы правового воздействия в упорядочении общественных отношений.Функции права можно рассматривать как специально-юридические (в болееузких) или как общесоциальные (в более широких рамках).
С точки зренияспециально-юридических функций выделяют две главные функции права – регулятивнуюи охранительную.
· Регулятивная- упорядочение общественных отношений путём закреплениясоответствующих общественных связей и порядков (статическая регулятивнаяфункция; например, фиксирование правомочий собственника по владению,пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех илииных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложениеобязанности уплачивать налоги). Формами осуществления этой функции выступают, кпримеру, закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, установление иизменение правового статуса субъектов права, привилегий.
· Охранительнаяфункция -установление мер юридической защиты июридической ответственности, порядка их возложения и исполнения. Реализуется спомощью правовых ограничений (наказаний, обязанностей, запретов) и имеетвторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ееобеспечивать. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей- жизни, здоровья, свободы, чести, правопорядка, безопасности
С точки зренияобщесоциальных функций можно выделить экономическую, политическую,коммуникативную, воспитательную, идеологическую, информационную и др. Правоустанавливает правила в экономической сфере, закрепляет формы собственности,упорядочивает производственные отношения; закрепляет механизм функционированиягосударства и политический строй общества; формирует у субъектов мотивыправомерного поведения. Воспитательная функция заключается в воздействии правана волю, сознание людей, воспитывая у них уважение к праву; идеологическаяфункция состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав исвобод человека, демократизма; информационная функция позволяет информироватьлюдей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности,сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, о том, какие поступкии действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречатинтересам общества
Итак, право являетсязначимым социальным регулятором, обладающим набором специфических признаков ивыполняющим в обществе важнейшие функции. Оно является неотъемлемой частьюфункционирования государства.
1.2 Мораль.Определение, особенность и функции
 
Существует несколькоопределений термина мораль, возникших в разное время и раскрывающихтермин с разных сторон.
Мораль (лат. moralis — нравственный, отmos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение), нравственность,один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе;особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральныеотношения); предмет специального изучения этики [2.5]. Мораль — социальный институт, система норм, санкций, оценок, предписаний, образцовповедения, выполняющих функции социального контроля и регулирования социальныхотношений в той или иной социальной группе, обществе [2.6].
В словаре русского языка моральопределяется как “правила нравственности и сама нравственность” [2.7], а нравственностькак “правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимыечеловеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение” [2.7].
Исходя из определений,можно считать, что мораль и нравственность являются тождественными понятиями,особенно в практическом обиходе.
Особенностью моралиявляется то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферахжизни: в быту, семейных, межличностных и других отношениях и даже впроизводственной деятельности. Более того, моральные принципы имеют всеобщеезначение, охватывают всех людей и все народности, закрепляют основы культуры ихвзаимоотношений.
Любой поступок человека,его поведение могут быть оценены по единой, моральной шкале. Мораль служитсогласованию деятельности индивидов, которая подчиняется определенным социальнымзаконам. Моральные нормы рассчитаны на добровольное исполнение. Но их нарушениевлечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осужденииповедения человека.
Выделяют несколькофункций морали: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную,воспитательную, коммуникативную. Мораль регулирует поведение отдельныхиндивидов и всего общества благодаря тому, что каждый человек стремитсяопределять свою жизненную позицию в соответствии с общепринятыми нормамиморали. В этом заключается регулятивная функция морали. Она же включает в себяоценочно-императивную функцию, которая выражается в нравственном освоении человекомокружающей среды. Познавательная функция морали подчинена оценочно-императивнойфункции. Она дает человеку не просто знание о поступках, а еще и объясняет ихсмысл. Мораль формирует у человека способность руководствоваться в своемповедении «высшими» ценностями. Можно сказать, что именно мораль «делаетчеловека человеком», в этом и заключается ее воспитательная функция.Коммуникативная функция заключается в том, что мораль обеспечивает иупорядочивает общение людей между собой. Следует отметить, что выделениеопределенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) являетсядостаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно связаны друг сдругом.
В основу формулированияморальных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведенияположены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т.п. действующие вобществе, поэтому можно сказать, что мораль определяется уровнем общественногои индивидуального сознания. Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетоми общественным мнением, сознанием субъекта о достойном или недостойном,нравственном или безнравственном.
Мораль рассматривают икак особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, икак действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека– нравственную деятельность. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты.Внутренний аспект выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я»,меру ответственности, обязанности, духовности, общественного долга. Внешнийаспект морали – формы проявления моральных качеств, которые раскрываютдействительную сущность человека. Эти два аспекта тесно связаны между собой ине могут существовать друг без друга.
Таким образом, моральявляется важным социальным регулятором, имеющим свои отличительные черты ифункции. Мораль неотделима от человека, поэтому нельзя недооценивать еезначение в различных сферах человеческой деятельности.
 
1.3 Обычаи, ихпроисхождение и значение
 
Обычай — правило поведения, сложившеесявследствие фактического его применения в течение длительного времени; основнаяформа регулирования поведения в догосударственном обществе в условиях родовыхотношений. Соблюдение обычаев обеспечивалось мерами общественного воздействия(казнь, изгнание из рода, лишение огня и воды и др.) либо одобрением мер,применявшихся к обидчику, его родными или членами рода (кровная месть).Санкционирование обычая государством осуществлялось в процессе судебной илиадминистративной деятельности, когда обычай служил основанием для решенияспора, также путем включения обычая в законодательные акты, представлявшиесобой своды обычного права, во времена рабовладельческого и феодального государства[2.9].
Обычай (лат. usus, consuetido; англ.custom) -прочно установившееся в определенной сфере социальной жизни правило,регулирующее поведение участников соответствующих общественных отношений.Обычай создается в конкретной общественной среде (этнической или социальнойгруппе, среди лиц определенной профессии и т.п.) и соблюдается в этой средеблагодаря своей давности и неоднократному применению в течение длительноговремени. В доклассовом обществе обычай был единственной нормой, регулировавшейвзаимоотношения людей; действенность обычая подкреплялась мерами принужденияили поощрения, одобряемыми членами соответствующей социальной среды [2.10].
В обширном смысле обычаемможет называться особенность жизни, повторяемая постоянно, периодически или приизвестных случаях, сознательно или бессознательно (по привычке и т. п.),группой лиц или одним лицом, как нечто неизбежное или необходимое. В этомсмысле можно говорить об обычаях племен и народов, у отдельного народа — обобычаях сословий, классов, полов, обществ, профессий; об обычаях религиозных,военных, правовых, торговых, промышленных, санитарных и т. п., соответственнотем категориям, на которые делится жизнедеятельность и быт.
В более узком смыслеобычай отличается от закона и обряда и означает такие особенности народногобыта, которые, сложившись в более отдаленные времена, переходят от поколения кпоколению, и часто продолжающие существовать, когда утрачивается сознание ихпервоначального смысла. Обычай руководит людьми, в той или иной степени, на всехступенях культуры. Мы встречаемся с ним как у дикарей и в цивилизованныхобществах. На низших стадиях культуры обычай является регулятором жизни,умеряющим произвол отдельных лиц в интересах общины. Во многих случаяхочевидно, что обычай возник ради блага общества. К примеру, в нецивилизованныхстранах вообще считается похвальным и порой даже необходимым оказыватьгостеприимство всем проходящим. У некоторых племен Австралии обычай запрещалмолодым охотникам пользоваться лучшими частями дичи, которые предоставлялисьстарикам. Это делалось для общего блага, потому что опытные старики,неспособные к охоте, могли приносить пользу племени в качестве советников.
Обычаи, имеющиенравственный характер, называются нравами [2.4, с. 321]. В нравах можно найтивыражение психологии какой-либо социальной группы. В воздействии на жизньлюдей, общества к обычаям близки традиции, т.е. сложившиеся способы поведениялюдей, социальных групп, передаваемые из поколения в поколение. Поддержкатрадиций обосновывается их полезностью для общества.
Необходимо отметить, чтос изменением условий быта и появлением новых понятий старые обычаи мало-помалуприходят в упадок, видоизменяются или заменяются новыми. С развитием праваобычай постепенно утратил свое значение регулятора общественной жизничеловеческого. Тем не менее, народ часто продолжает придерживаться различныхобычаев, находя в них завет мудрой старины и проявление национальнойсамобытности.

2. Взаимодействиеправа, морали и обычая
 
2.1 Право и обычай
 
Как уже отмечалось выше, обычайисторически был первым источником права, регулировавшим отношения в периодстановления государства. Естественно, что эта норма права, появившаяся наранних стадиях человеческого развития регулировала прежде всего, семейно- брачныеотношения, земле- и водопользование, имущественные отношения и т. д. Обычай какисточник права признавался еще римскими юристами, если при рассмотрении делаотсутствовали конкретные указания, выраженные в других формах права. В такихслучаях обычай считался обязательным и равнозначным правовому требованию.Однако не всякий обычай признавался имеющим юридическую силу. Обычай не долженбыл противоречить закону, подразумевалось, что он его дополняет; безусловнымсчиталось, что обычай не может отменять указание закона.
Обычаи передаются изпоколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями. Немало изних носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста,рамадана). Такие социальные стереотипы имеются у всех народов, они могут бытьразными у разных этносов, национальных групп. Обычаи тесно связаны с политикой,религией, моралью, культурой и другими социальными нормами. Обычаи являлисьисточником права и до сих пор право и обычай находятся в постоянном тесномвзаимодействии.
Понятие обычайсуществуети в современной юридической науке. Обычаи подразделяются на правовые(обычное право) и неправовые (общегражданские).
Правовым обычайстановится после того, как получает официальное одобрение государства. Дошедшиедо нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда)– сборники правовых обычаев. Правовой обычай появляется из необходимостисмягчения агрессивных начал в отношениях внутри родовой общины, а также междуродовыми, а позже и между соседскими общинами. Природа правового обычая, какправило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительнонебольших общественных групп. Нормы правового обычая нередко выражаются впословицах, поговорках, афоризмах. Не следует полагать, что правовые обычаи — архаичное явление, потерявшее в настоящее время всякое значение. Каксвидетельствуют новейшие исследования, правовые обычаи широко применяются при регулированииобщественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно-брачных) вгосударствах Африки, Азии, Латинской Америки. Отдельные обычаи, вошедшие вдревние законы той или иной страны, действуют без изменений до сих пор.Например, в Таиланде по сей день бытует закон, определяющий условия разводасупругов, основанный на старинном обычае. Муж и жена в присутствии свидетелейодновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свечадогорит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества.
Правовые обычаизакрепляется в юридическом праве, приобретая юридическую силу. Одни из нихпрямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логическивытекают из правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, чтоими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ч. Гражданского кодексаРоссийской Федерации (далее – ГК РФ) говорится: “Гражданин приобретает иосуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию исобственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона илинационального обычая” [1.2]. Статья 5 ГК РФ, посвященная обычаям деловогооборота, гласит: “Обычаем делового оборота признается сложившееся и широкоприменяемое в какой-либо области правоприменительной деятельности правилоповедения, не предусмотренное законодательством, независимо от того,зафиксировано оно в каком-либо документе” [1.2]. В ст. 848 ГК РФ говорится:“Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данноговида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами иприменяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договоромбанковского счета не предусмотрено иное” [1.3]. Аналогичные ссылки на обычаисодержатся в статьях 852, 853,862 и других нормах того же Кодекса. Статья 129действующего Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации гласит, чтодень и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяетсясоглашением сторон, а при отсутствии соглашения — обычаями данного порта [1.4].Другим примером может служить статья 99 Конституции Российской Федерации,которая, не употребляя слова “обычай”, тем не менее, закрепляет давносложившееся правило, согласно которому “первое заседание Государственной Думыоткрывает старейший по возрасту депутат” [1.1].
Во всех случаях правовыеобычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правовогорегулирования, а не за их границами. Они не могут противоречить действующемузаконодательству, и призваны способствовать дополнять и обогащать юридическиймеханизм. Правовой обычай является одним из источников (форм) права.
К множеству общегражданскихобычаев право относится избирательно. Одни из них право поддерживает; к другимотносится нейтрально, с третьими ведет борьбу, стремясь их вытеснить. Последнееотносится к обычаям, связанным с расовой или религиозной нетерпимостью,пьянством, неравенством полов, кровной местью и т.д. Примером обычая, которыйправо поддерживает, может служить разрешение ст. 13 Федерального закона «Оборужии» ношения холодного оружия как атрибута национального костюма [1.5]. Унекоторых народов существует обычай «похищения» невесты (в игровой форме этотобычай присущ и русским свадебным традициям). С точки зрения ст. 126 Уголовногокодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) этот поступок является противоправным,однако, если «похищение» было совершено с согласия невесты и при этом не былисовершены действия насильственного характера, то в данном случае право будетотноситься к этому обычаю снисходительно [1.6]. Но список некоторыхукоренившихся народных обычаев, чье соблюдение нарушает законодательство РФ, достаточновелик. Сюда относятся такой обычай некоторых кавказских народов устраиватьсалют из оружия по поводу каких-либо торжественных случаев, и сам обычайхранить дома оружие без специального разрешения, и страшный обычай «кровноймести». Согласно Конституции РФ Россия – светское государство и религиозныеобъединения от него отделены и равны перед законом [1.1]. Однако в Чеченскойреспублике до сих пор действует шариатский суд, пытающийся вытеснить суддействующий и контролировать все процессы, происходящие в регионе. Многие нормышариатского суда противоречат Конституции РФ и УК РФ, однако в республике досих пор есть люди их придерживающиеся [2.12].
Безусловно,общегражданские обычаи, вступающие в противоречие с правом, должны бытьискоренены, однако в этом случае присутствует следующий аспект. Соблюдениенекоторых обычаев (обрядов, церемоний, ритуалов) является для индивида неменьшим требованием, чем исполнение законодательных предписаний; боязньподвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей и коллег; нежеланиеоказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения. Вэтих случаях человеку приходится выбирать между соблюдением норм права ивозможностью уронить собственное достоинство в глазах других, выбиться изобщего ряда, боязнью бойкота с их стороны. И, часто, далеко не каждый способенв такой ситуации сделать выбор.
Итак, обычаи можноразделить на правовые и неправовые. Правовые обычаи реализуются в юридическихнормах. К остальным право относится по-разному, но в любом случае, человек впервую очередь должен руководствоваться нормами и только потом принимать вовнимание обычаи и традиции общества.

2.2 Право и мораль
 
Прежде чем говорить овзаимодействии права и морали, следует отметить, что право и мораль имеютсхожие черты и отличительные особенности. Единство права и морали проявляется вследующем:
1)  представляют собой разновидностьсоциальных норм, которые в своей совокупности составляют целостную системунормативного регулирования; у них в единая нормативная природа;
2)  право и мораль, если их рассматриватьс философских позиций, являются надстроечными категориями, в равной мереобусловленными экономическими, культурными и иными детерминирующимися факторамии причинами, что делает их социально однотипными.
3)  они опираются на единый политическийфундамент — реальное народовластие, демократизм, легитимную государственность,представляющую интересы реальных слоев и групп населения
4)  право и мораль имеют один и тот жеобъект регулирования — существующие общественные отношения.
5)  право и мораль как нормативныеявления определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служасредством гармонизации личных и общественных потребностей.
6)  они, будучи регуляторами человеческойдеятельности, основываются на свободе воли индивида, возможности выбора имвариантов поведения.
7)  право и мораль преследуют одни и теже цели и задачи — упорядочение и совершенствование общественной жизни,внесение в нее организующих начал, развитие личности, утверждение принциповсправедливости, гуманизма.
8)  как право, так и мораль выступают вкачестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального икультурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующихвозможностей [2.18]. Цель права — ” Установить совместную жизнь людей так,чтобы на столкновения, ожесточенные споры и т.д. тратилось как можно меньшедушевных сил ” [2.18]. Таковым же в сущности является и назначение нормморали.
Однако наряду срассмотренными общими чертами право и мораль обладают спецификой и имеют существенныеотличия. Для юридической науки и практики учет своеобразия этих феноменовимеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности.
Отличительные особенностирассматриваемых явлений заключаются в следующем:
1) Право и моральразличаются прежде всего по способам их установления, формирования иисточникам. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством, т.е.право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступаетособым, государственным регулятором общественных отношений. Формирование моралиимеет естественноисторическое происхождение, неотделимое от самойжизнедеятельности людей, в процессе которой ценности и идеалы закрепляются вобщественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов и нравственныхпредставлений. Субъект формирует моральные нормы. Для того чтобы нравственнаянорма получила право на существование достаточно, чтобы она была признана обществом,социальной группой, коллективом — теми, кто намерен ею руководить.
2) Право и мораль различаютсяпо методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им иобеспечивается и охраняется. В этом его принципиальное отличие не только отморали, но и от всякого иного регулятора. Исторически право потому и возникло,что в новых условиях иные регуляторы, в том числе и мораль, оказывалисьнедостаточными для обеспечения порядка [2.18]. По иному обеспечивается мораль,которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественногомнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой применения юридическихсанкций. В моральном отношении человек может быть ” последним подлецом”, но юридической ответственности он не подлежит… При этом моральноереагирование может быть не менее действенным, чем правовое, а иногда и более эффективным.
3) Право и моральразличаются по форме выражения. Если правовые нормы закрепляются в специальныхюридических актах, общественных организаций, группируются по отраслям иинститутам, систематизируются в соответствующие кодексы, сборники и уставы, тонравственные нормы не имеют подобных форм выражения, и существуют в сознаниилюдей — участников общественной жизни. То есть моральные нормы — это неписанные, документально не закрепленные правила поведения.
4) Право и моральразличаются по степени детализации. Содержание норм права характеризуетсябольшой конкретностью, как правило, заранее устанавливают санкцию за нарушение какого-либодеяния, т.е. в них выражен государственный подход к оценке конкретныхобщественных отношений. Моральные требования отличаются более широкимсодержанием, дают больший простор для толкования и применения. Моральные нормыопределяют наиболее общие требования к участникам общественных отношений и ихповедению — быть справедливым, добрым, честным и т.п.
5) Право и мораль различаютсяпо характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действиявлекут за собой реакцию государства, т.е. особую, юридическую ответственность,причем порядок ее возложения строго регламентирован законом. Иные последствиявызывает нарушение нравственности. Четкой процедуры здесь нет. Наказаниевыражается в том, что нарушитель подвергается моральному порицанию, к немуприменяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из общественнойорганизации и т.п.).
6) Право и моральразличаются по уровню требований, предъявляемых к поведению людей. Этот уровеньзначительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личностигораздо больше, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторыедействия весьма суровые санкции. Например, мораль безоговорочно осуждает любыеформы нечестности, лжи, клеветы и т.п., тогда как право пресекает наиболеекрайние и опасные их проявления. Мораль не терпит никакого антиобщественногоповедения, в чем бы оно не выражалось, в то время, как право наказывает лишьнаиболее злостные случаи такого поведения.
7) Право и моральразличаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, иих границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, алишь наиболее важные области общественной жизни, оставляя за рамками своегорегулирования такие стороны человеческих отношений, как, например, дружба,товарищество, моду, личные пристрастия и т.п. Нравственность, в отличие отправа, проникает во все поры и ячейки общества, ее оценкам поддаются в принципевсе виды и формы взаимоотношений между людьми [2.18].
8) В философскомплане различие между правом и моралью состоит в том, что последняя выступаетодной из форм общественного сознания, в то время как право не является таковым.Формой общественного сознания является не право, а правосознание, т.е. взглядына право.
Разумеется, что границы,соединяющие и разъединяющие право и мораль, изменчивы в ходе общественногоразвития. Те явления и действия, которые в одно время регулируются правом,могут стать лишь объектом морального воздействия и наоборот. Мораль и правоподдерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, положительномвлиянии на личность человека, формировании у него должной юридической инравственной культуры. Мораль и право осуждают совершение правонарушений ипреступлений, предписывают соблюдать законы. Право основано на морали и неможет быть безнравственным. Например, заповеди христианской морали, такие как«не убий», «не лжесвидетельствуй», «не укради» отражены в нормах права, онокарает за их нарушение. Право можно представить в виде юридически оформленныхнорм и принципов морали. К примеру, в 1 главе УК РФ содержатся указания напринципы справедливости и гуманизма. Они помогают друг другу в достижении общихцелей. Взаимодействие права и морали проявляется в деятельности органовправопорядка. К примеру, в тексте ст. 110 УК РФ приведено понятие«систематическое унижение человеческого достоинства», текст пункта «е» ст. 111гласит «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной илирелигиозной ненависти» и т.д. [1.6]. Правовые нормы служат проводниками морали,защищают и закрепляют нравственные устои общества. Сила законов увеличивается,если они опираются не только на власть, но и на мораль.
Следует отметить, чтопроцесс взаимодействия между правом и моралью всегда проходит гладко, безстолкновений и противоречий. Право по своей природе более консервативно, нодаже в самом совершенном законодательстве есть пробелы и недостатки. Мораль жеболее подвижна, она активнее реагирует на изменения в обществе. Право и моральразвиваются неравномерно, поэтому в обществе всегда разное правовое и моральноесостояние. Хотя мораль лежит в основе права, это не означает, что право автоматическизакрепляет все веления морали, независимо от их сути и принадлежности. Моральтребует от человека гораздо большего, чем право. К примеру, Семейный кодексрегламентирует процессы расторжения брака, раздела имущества супругов,взыскания алиментов на несовершеннолетних детей [1.7]. Вред, нанесенныйразводом, и другие моральные последствия этих действий остаются вне пределовправового поля и правом не регулируются. Иногда нравственные и правовыетребования могут не просто не согласовываться, но даже противоречить другдругу. К примеру, закон «О защите немецкой крови и немецкой чести от15.09.1935» запрещал браки между евреями и государственными подданными немецкойили родственной крови [1.8].
В жизни часто создаютсяситуации, когда закон разрешает определенные действия, а мораль запрещает, илинаоборот. К примеру, гражданин, может отказаться давать свидетельскиепоказания, руководствуясь своими моральными принципами, считая этот шаг«доносительством», однако с точки ст. 308 УК РФ, этот поступок будет наказыватьсяпо закону [1.6]. В настоящее время большое количество людей ссылается на нормырелигиозной морали, организовывая различные религиозные объединения илиучаствуя в них, однако действия многих из них, являющихся по сути тоталитарнымисектами, противоречит статье 239 УК РФ и также преследуется по закону [1.6].Гражданин, ссылающийся на нормы религиозной морали и свои религиозныеубеждения, может отказаться от прохождения воинской службы в рядах вооруженныхсил России согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации [1.1]. Однако, вэтом случае, согласно той же статьи Конституции, гражданин обязан проходитьальтернативную гражданскую службу и уклонение от ее будет наказываться позакону согласно ст. 328 УК РФ [1.6]. Действительно, мораль, как правило, «шагаетвпереди» права, но и юридические установления служат для морали ориентиром имогут оказывать на нее воздействие.
Таким образом, мыслимыситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль «запрещает» и,наоборот, закон «запрещает», а мораль «разрешает». Согласиямежду ними нет. Отсутствие же «взаимопонимания» сказывается вконечном счете на регулятивных и воспитательных возможностях этих средств.Требуется корректировка соответствующих норм.
На вопрос, что главнее,нормы права или морали, нет четкого ответа, однако следует осознавать тот факт,что каждый граждан Российской Федерации обязан в первую очередь соблюдать еезаконы. Для человека, считающего себя высокоморальным или для человека,признающего моральные нормы «выше» закона, соблюдение норм юридических должноявляться естественным. Об этом очень хорошо сказал немецкий философ ГеоргВильгельм Фридрих Гегель: «Право и мораль отличаются друг от друга. Нечтовполне позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моральюзапрещается. Право, например, разрешает мне распоряжаться своим имуществом,совершенно не определяя пределов этого распоряжения, и только мораль содержитопределения, которые его ограничивают. Может казаться, будто мораль разрешаетмного такого, чего не разрешает право. Однако мораль требует не толькособлюдения права по отношению к другим, а, напротив того, соединяет с правомумонастроение, состоящее в том, чтобы уважать право ради права. Мораль требуетдаже, чтобы, прежде всего, было соблюдено право и лишь после того, как оноисчерпано, вступали бы в действие моральные определения» [2.13].
Нельзя не отметить давнююисторию взаимодействия права и морали. Несмотря на то, что мораль и право имеютобщие черты и отличия, они являются важнейшими социальными регуляторами, служатодной цели – упорядочению жизни общества. Иногда нормы права и морали могутпротиворечить друг другу, однако это не уменьшает их роли в жизни общества.Мораль является прародителем права, однако, как и в случае с обычаем, длялюбого гражданина соблюдение правовых норм является первостепенным.

Заключение
 
В данной курсовой работебыли рассмотрены такие понятия, как право, мораль, обычай,приведены определения данных понятий; рассмотрены их признаки и исполняемые имифункции; было прослежено взаимодействие между этими социальными нормами иопределены специфические особенности этого взаимодействия.
Таким образом, можносделать следующие выводы:
Право является важнымсоциальным регулятором, который обладает набором специфических признаков ивыполняет в обществе важные функции. Оно является неотъемлемой частьюфункционирования государства.
Мораль, как и право,также является значимым социальным регулятором, имеющим свои отличительныечерты и функции. Мораль неотделима от человека и существует столько же времени,сколько существует и сам человек, поэтому нельзя недооценивать ее значение вовсех сферах человеческой жизнедеятельности.
Обычай являлся основнойформой регулирования поведения человека в догосударственном обществе в условияхродовых отношений. С развитием права обычай постепенно утратил свое значениерегулятора, тем не менее, человек часто продолжает придерживаться различныхобычаев в своей повседневной жизни.
Взаимоотношения права иобычая имеют давнюю историю. Многие обычаи, получив одобрение государства,стали нормами права. Правовые обычаи реализуются в юридических нормах. Кобычаям, находящимся вне правового поля, право относится по-разному, взависимости от того, наносят или нет эти обычаи вред государству и егогражданам. Некоторые обычаи до сих пор широко распространены, однако, в своихдействиях человек в первую очередь должен руководствоваться нормами права.
Взаимодействие права иморали также имеет давнюю историю. Мораль является прародителем права, многиенормы морали в настоящее время закреплены законодательно. Являясь важнейшимисоциальными регуляторами, они служат одной цели – упорядочению жизни общества.Мораль и право имеют как общие черты, так и отличительные особенности. Нормыправа и морали могут конфликтовать между собой и даже противоречить друг другу,однако это не умаляет их роли в жизни общества. Но для любого гражданинасоблюдение правовых норм должно являться первостепенным.
Систематическое нарушениезакона, пренебрежение нормами права или морали разрушают устои нашего общества,наносят вред государству и всем его гражданам. Признание приоритета юридическихнорм и обязательности их исполнения каждым гражданином способны изменитьситуацию к лучшему. Разумеется, эти изменения не смогут произойти в одномгновенье, они невозможны без улучшения морального состояния отдельногоиндивида и всего общества в целом, однако эта цель не является недостижимой,если каждый начнет с себя и сделает первый шаг в этом направлении.

Список источников илитературы
 
1. Список источников
Нормативно-правовые акты:
1.1 Конституция Российской Федерации (далее – РФ). Принятавсенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета (далее – РГ),25.12.1993, № 237.
1.2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от30 ноября 1994 года №51-ФЗ — Общие положения, Право собственности и другиевещные права и Общая часть обязательственного права. Принята ГосударственнойДумой 21 октября 1994 года. Введена в действие с 1 января 1995 года // www.roskodeks.ru/codecs/graz1.html
1.3 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от26 января 1996 года № 14-ФЗ — Отдельные виды обязательств. ПринятаГосударственной Думой 22 декабря 1995 года. Введена в действие с 1 марта 1996года // www.roskodeks.ru/codecs/graz2.html
1.4 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМРФ)
от 30.04.1999 N 81-ФЗ. Принят Государственной Думой 31.03.1999года // www.consultant.ru/popular/shipping/
1.5 Федеральный Закон «Об оружии» от 13.12.1996 N150-ФЗ. Принят Государственной Думой 13.11.1996 года //
www.consultant.ru/popular/weapon/
1.6 Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от13.06.1996 N 63-ФЗ. Принят Государственной Думой 24.05.1996 года // www.consultant.ru/popular/ukrf/
1.7 Семейный Кодекс Российской Федерации (СК РФ) от 29.12.1995N 223-ФЗ. Принят Государственной Думой 08.12.1995 года // www.consultant.ru/popular/family/
1.8 Закон «О защите немецкой крови и немецкой чести» от15.09.1935 // holocaust.ioso.ru/documents/03doc.htm

2. Список литературы
Учебные издания:
2.1 Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник дляюридических вузов. – М.: Новый юрист, 1998. – 624 с.
2.2 Иванов А.В. Теория государства и права:учебно-методический комплекс. – Барнаул: АИТиП (филиал) АТиСО, 2009. – 28 с.
2.3 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права:Учебник. – М.: Юристъ,2002. – 512 с.
2.4 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1998. – 475 с.
Интернет-издания:
2.5 Большая советская энциклопедия //
slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00049/50000.htm&stpar1=34.663.1
2.6 Национальная социологическая энциклопедия //
voluntary.ru/dictionary/616/word/%CC%EE%F0%E0%EB%FC
2.7 Словарь Ожегова //
www.diclib.com/cgi-bin/d1.cgi?l=ru&base=ozhegov&page=showindex
2.8 Библия // www.bible-center.ru/bibleface
2.9 Словари и энциклопедии на Академике //
dic.academic.ru/dic.nshtf/fin_enc/15918
2.10 Правотека // www.pravoteka.ru/enc/3893.html
2.11 Викизнание //
www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Главная_Страница
2.12 Является ли исламское уголовное право варварским? // www.islam.ru/vera/zakon/ug_pravo/
2.13 Георг Вильгельм Фридрих Гегель «Философскаяпропедевтика» // sophia.nau.edu.ua/library/text/geg_fpr.html
Остальные издания:
2.14 Сергеева Т.В. Обычай какисточник права // Правоведение. 1997. № 2.
2.15 Лукашева Е.А. Право, мораль,личность. М., 1986. С. 86.
2.16 Новгородцев Н. И. Право и нравственность.//Правоведение. – Спб.,1995.№6 – 103-113с.
2.17 Морозова Л. А. Основыгосударства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М.: Юристъ,2000.
2.18 Алексеев С.С. Теория права. М.,1993.