Право на информацию
1.Права и свободы потребителей в области оборота информации
Основыправ и свобод в области оборота информации были заложены следующимимеждународными нормативными актами.
Всеобщаядекларация прав человека, которая была принята и провозглашена резолюцией 217 А(III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года.
1.Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашеннымиДекларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цветакожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального илисоциального происхождения, имущественного, сословного или иного положения(статья 2).
2. Каждый человек, обвиняемый всовершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока еговиновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебногоразбирательства (статья 11).
3. Никто не может подвергатьсяпроизвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольнымпосягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции илина его честь и репутацию (статья 12).
4. Каждый человек имеет право на свободуубеждений и на свободное выражение их. Это право включает свободубеспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получатьраспространять информацию и идеи любыми средствами и независимо отгосударственных границ (статья 19).
5. Каждый человек имеет право свободноучаствовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать внаучном прогрессе и пользоваться его благами. Каждый человек имеет право назащиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных,литературных или художественных трудов, автором которых он является (статья27).
Декларациейустанавливается гласность судебного разбирательства; объявляется онеприкосновенности личной и семейной жизни, тайна корреспонденции; объектомзащиты становятся честь и репутация; устанавливаются права на свободу убежденийи свободу их выражения, свободу поиска, получения и распространения информации,причем беспрепятственно минуя границы государств; свободное участие винтеллектуальной деятельности с гарантией защиты моральных и материальныхинтересов.
КонвенцияСовета Европы о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950года) развивает положения, закрепляющие информационные права и свободы.
1. Каждому арестованному незамедлительносообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое емуобвинение (статья 5).
2. Каждый имеет право на уважение еголичной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускаетсявмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, заисключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимов демократическом обществе в интересах национальной безопасности иобщественного порядка, экономического благосостояния страны, в целяхпредотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья илинравственности или защиты прав и свобод других лиц (статья 8).
3. Каждый имеет право на свободу мысли,совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убежденияи свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так исообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, обучении,отправлении религиозных и культовых обрядов (статья 9).
4. Каждый имеет право свободно выражатьсвое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободуполучать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства состороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящаястатья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных,телевизионных или кинематографических предприятий. Осуществление этих свобод,налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определеннымиформальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотренызаконом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальнойбезопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целяхпредотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья инравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращенияразглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитетаи беспристрастности правосудия (статья 10).
Конвенциейустанавливается обязательность информирования арестованного о причинахзадержания; подтверждается неприкосновенность личной и семейной жизни, тайнакорреспонденции, вмешательство может быть осуществлено лишь на основе закона;подтверждается право на свободу мысли, совести, религии, выражать свое мнение;лицензирование государством деятельности радиовещательных, телевизионных иликинематографических предприятий не является ограничением свободы в областиоборота информации.
Международныйпакт о гражданских и политических правах принят резолюцией 2200 А (XXI)Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года.
1.Каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста и в срочномпорядке сообщается любое предъявленное ему обвинение (статья 9).
2. Каждый имеет право при рассмотрениилюбого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав иобязанностей в каком-либо гражданском процессе, на справедливое и публичноеразбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом,созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на всесудебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественногопорядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когдатого требуют интересы частной жизни сторон, или – в той мере, в какой это, помнению суда, строго необходимо, – при особых обстоятельствах, когда публичностьнарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление поуголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением техслучаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда делокасается матримониальных споров или опеки над детьми (статья 14).
3. Подсудимый не может быть принуждаемымк даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным (статья 14).
4. Никто не может подвергатьсяпроизвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь,произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилищаили тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь ирепутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательстваили таких посягательств (статья 17).
5. Каждый человек имеет право на свободумысли, совести и религии (статья 18).
6. Каждый человек имеет правобеспрепятственно придерживаться своих мнений. Каждый человек имеет право насвободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получатьи распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственныхграниц, устно, письменно или посредством печати или художественных формвыражения, или иными способами по своему выбору. Пользование перечисленнымиправами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может бытьсопряжено с ограничениями, установленными законом (статья 19).
7. Всякая пропаганда войны должна бытьзапрещена законом. Всякое выступление в пользу национальной, расовой илирелигиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации,вражде или насилию, должно быть запрещено законом (статья 20).
Пакт,подтверждая положения ранее принятых международных актов, устанавливает новыеправила в области информационного права, а именно: возможность закрытыхсудебных разбирательств по строго установленным причинам; запрет к дачепоказаний против самого себя или к признанию себя виновным; пропаганду войны,национальной, расовой или религиозной ненависти.
Существуетвозможность приостановки действий положений пакта на территории государства,присоединившемуся к этому акту. Государство обязано информировать другиегосударства, участвующие в пакте, о причинах, побудивших к такому решению,должна быть предоставлена информация о дате, когда отступления прекращают своедействие.
Положениямеждународных актов нашли свое отражение в основном законе Российской Федерации– Конституции России, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
1. Любые нормативные правовые акты,затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могутприменяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (статья15).
2. Каждый имеет право нанеприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести идоброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров,почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускаетсятолько на основании судебного решения (статья 23).
3. Сбор, хранение, использование ираспространение информации о частной жизни лица без его согласия недопускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, ихдолжностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления сдокументами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы,если иное не предусмотрено законом (статья 24).
4. Каждому гарантируется свобода мысли ислова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную,расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещаетсяпропаганда социального, расового, национального, религиозного или языковогопревосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений иубеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать,передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральнымзаконом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (статья29).
5. Граждане РФ имею право обращатьсялично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения вгосударственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).
6. Сокрытие должностными лицами фактов иобстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собойответственность в соответствии с федеральным законом (статья 41).
7. Каждый имеет право на благоприятнуюокружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья42).
8. Каждому гарантируется свободалитературного, художественного, научного, технического и других видовтворчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениямикультуры, на доступ к культурным ценностям (статья 44).
ПоложенияКонституции были детализированы другими нормативными актами, которымиподтверждалось право на получение информации гражданами и организациями в любыхформах и из любых источников при условии соблюдения требованийзаконодательства, в том числе и от государственных органов, органов местногосамоуправления, их должностных лиц в установленном порядке. Особо следуетотметить право гражданина на получение информации, непосредственнозатрагивающей его права и свободы.
Установленперечень информации, доступ к которой не может быть ограничен:
– нормативным правовым актам,затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а такжеустанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственныхорганов, органов местного самоуправления;
– информации о состоянии окружающейсреды;
– информации о деятельностигосударственных органов и органов местного самоуправления, а также обиспользовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющихгосударственную или служебную тайну);
– информации, накапливаемой в открытыхфондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных ииных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспеченияграждан и организаций такой информацией9.
2. Документированнаяинформация как объект информационных правоотношений
информационныйзаконодательный правовой государственный
Согласнофедеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защитеинформации» документированная информация – это зафиксированная наматериальном носителе путем документирования информация с реквизитами,позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательствомРоссийской Федерации случаях ее материальный носитель.
Законодательствомили соглашением сторон могут быть установлены требования к документированиюинформации. Примером могут служить следующие нормативные акты: приказМинкультуры РФ 8.11.2005 №536 «О типовой инструкции по делопроизводству вфедеральных органах исполнительной власти», приказ Генпрокуратуры РФ05.06.2008 №107 «О введении в действие инструкции по делопроизводству ворганах Прокуратуры Российской Федерации и их учреждениях» и томуподобное. В аналогичных документах, принятых организациями, регламентируютсявопросы приема, регистрации, распределения, учета, хранения, оформления,передачи, размножения и копирования информации; перечисляются виды документов;устанавливаются формы бланков; реквизиты документов, например, наименованиеорганизации, справочные данные об организации, дата и регистрационный номердокумента, гриф ограничения доступа к документу, подпись документа.Установленные правила должны соблюдаться при подготовке документа на бумажномносителе.
Приобороте документов, организованных на электронных носителях, учитываетсяспецифика носителя. Электронное сообщение, подписанное электронной цифровойподписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электроннымдокументом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью. Входе заключения договоров при обмене электронными сообщениями, оформленными всоответствии с законодательством, такие сообщения рассматриваются как обменлегитимными документами. Следует отметить, что право собственности и иныевещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию,устанавливаются гражданским законодательством.
Электроннаяцифровая подпись – реквизит электронного документа, предназначенный для защитыданного электронного документа от подделки, полученный в результатекриптографического преобразования информации с использованием закрытого ключаэлектронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельцасертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации вэлектронном документе.
Дляиспользования технологии электронной цифровой подписи создаются удостоверяющиецентры, которые создают ключи электронных цифровых подписей по обращениюучастников информационной системы с гарантией сохранения в тайне закрытогоключа; изготавливают и выдают сертификаты ключей подписей, ведут реестрсертификатов. Лицо, осуществляющее передачу документа, должно обладать закрытымключом электронной цифровой подписи – уникальной последовательностью символов,известной владельцу сертификата ключа подписи и предназначенной для создания вэлектронных документах электронной цифровой подписи с использованием средствэлектронной цифровой подписи. Принимающая сторона при приеме документаиспользует открытый ключ электронной цифровой подписи – уникальнуюпоследовательность символов, соответствующую закрытому ключу электроннойцифровой подписи, доступную любому пользователю информационной системы ипредназначенную для подтверждения с использованием средств электронной цифровойподписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе.Закрытый ключ электронной цифровой подписи уникален и существует в единственномэкземпляре, количество открытых ключей, соответствующих закрытому ключу, неограничено. Владельцем закрытого ключа электронной цифровой подписи может бытьтолько физическое лицо, причем одно физическое лицо может иметь несколькозакрытых ключей электронной цифровой подписи. Электронные ключи выдаются наопределенный срок, который может продлеваться по заявлению владельца.
Винформационном праве существует понятие обязательного экземпляра документов –это экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащиебезвозмездной передаче производителями в соответствующие организации в порядкеи количестве, установленных законом12. Цели формирования системыобязательного экземпляра является комплектование полного национальногобиблиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации как частимирового культурного наследия.
В составобязательного экземпляра входят следующие виды документов: печатные издания,такие как текстовые, нотные, картографические, изоиздания; издания для слепых ислабовидящих; официальные документы; аудиовизуальная продукция, такие каккино-, видео-, фоно-, фотопродукция и ее комбинации, созданные ивоспроизведенные на любых видах носителей; электронные издания; документы,содержащие результаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской итехнологической работы, например, диссертации; патентные документы; программыдля электронных вычислительных машин и базы данных на материальном носителе. Вотношении каждого из перечисленных объектов установлен адресат и порядок ихдоставки. Адресатами могут выступать: Парламентская библиотека РоссийскойФедерации, Российская книжная палата, Российская государственная библиотека, Государственныйфонд телевизионных и радиопрограмм,
Государственныйфонд кинофильмов Российской Федерации, Российский государственный архивкинофотодокументов и другие. За недоставку, несвоевременную и неполную доставкуобязательного экземпляра производители документов несут ответственность всоответствии с законодательством Российской Федерации об административныхправонарушениях.
Техническуюбазу обеспечения процесса оборота информации составляют средства связи, а такжесредства вычислительной техники. Деятельность в области связи регулируетсяфедеральными законами «О связи», «О почтовой связи»13.Различают следующие типы связи:
– сеть связи общего пользования –предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователюуслугами связи на территории Российской Федерации, в том числе дляраспространения программ телевизионного вещания и радиовещания. Сеть связиобщего пользования имеет присоединение к сетям связи общего пользованияиностранных государств;
– выделенные сети связи – сетиэлектросвязи, предназначенные для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченномукругу пользователей или группам таких пользователей;
– технологические сети связи –предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управлениятехнологическими процессами в производстве;
– сети связи специального назначения –предназначены для нужд государственного управления, обороны страны,безопасности государства и обеспечения правопорядка;
– сеть почтовой связи – представляетсобой совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторовпочтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку(вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводовденежных средств.
Деятельностьпо предоставлению услуг связи лицензируется. Все средства связи подлежатобязательной сертификации на соответствие установленным стандартам.
Тайнапереписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иныхсообщений гарантируется положениями Конституции Российской Федерации.
3.Законодательство о рекламе
СогласноФедеральному закону «О рекламе», реклама – информация,распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любыхсредств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечениевнимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к немуи его продвижение на рынке14. Целями названного закона являютсяразвитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принциповдобросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единстваэкономического пространства, реализация права потребителей на получениедобросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательстваРоссийской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Реклама должнабыть добросовестной и достоверной. Недобросовестной признается реклама,которая:
1) содержит некорректные сравнениярекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведеныдругими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) порочит честь, достоинство или деловуюрепутацию лица, в том числе конкурента;
3) представляет собой рекламу товара,реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте,если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак илизнак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарнымзнаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установленысоответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламыизготовителя или продавца такого товара;
4) является актом недобросовестнойконкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Недостовернойпризнается реклама, которая содержит не соответствующие действительностисведения:
1) о преимуществах рекламируемого товараперед находящимися в обороте товарами, которые произведены другимиизготовителями или реализуются другими продавцами;
2) о любых характеристиках товара, в томчисле о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении,потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте егопроисхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии,знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годноститовара;
3) об ассортименте и о комплектациитоваров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или втечение определенного срока;
4) о стоимости или цене товара, порядкеего оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
5) об условиях доставки, обмена, ремонтаи обслуживания товара;
6) о гарантийных обязательствахизготовителя или продавца товара;
7) об исключительных правах нарезультаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средстваиндивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
8) об официальном или общественномпризнании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
9) о рекомендациях физических илиюридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрениифизическими или юридическими лицами;
10)о результатахисследований и испытаний;
11)о фактическомразмере спроса на рекламируемый или иной товар;
12)об изготовителеили о продавце рекламируемого товара.
Законодательствомутвержден список товаров, реклама которых не допускается, это:
– товаров, производство и (или)реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;
– наркотических средств, психотропныхвеществ и их прекурсоров;
– взрывчатых веществ и материалов, заисключением пиротехнических изделий;
– органов и (или) тканей человека вкачестве объектов купли-продажи;
– товаров, подлежащих обязательнойсертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиямтехнических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации илиподтверждения такого соответствия;
– товаров, на производство и (или)реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальныхразрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Впоследнее время получила развитие электронная торговля. В рекламе товаров придистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце такихтоваров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номерзаписи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основнойгосударственный регистрационный номер записи о государственной регистрациифизического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Рекламныематериалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а такжедоговоры на производство, размещение и распространение рекламы должны хранитьсяв течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончаниясроков действия таких договоров. Это дает возможность государственным органамосуществлять контроль законодательства о рекламе.
Законодательствомустановлены особенности отдельных способов распространения рекламы, к нимотносятся: реклама в телепрограммах и телепередачах, в радиопрограммах ирадиопередачах, в периодических печатных изданиях, распространяемая при кино- ивидеообслуживании, распространяемая по сетям электросвязи, наружная реклама иустановка рекламных конструкций, реклама на транспортных средствах и с ихиспользованием. Законом о рекламе установлены особенности рекламы отдельныхвидов товаров: алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на егооснове, реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей,лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения имедицинских услуг, в том числе методов лечения, реклама биологически активныхдобавок и пищевых добавок, продуктов детского питания, продукции военногоназначения и оружия, реклама основанных на риске игр, пари, финансовых услуг,ценных бумаг, услуг по заключению договоров ренты, в том числе договорапожизненного содержания с иждивением.
Контрольза соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе осуществляетФедеральная антимонопольная служба.