Право природопользования 3

–PAGE_BREAK–
ГЛАВА 2. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений
2.1 Основания возникновения, изменения и прекращения землепользования
Все права на земельные участки приобретаются в конечном счете для того, чтобы использовать землю для удовлетворения хозяйственных и иных потребностей. Поэтому важнейшим институтом земельного права является право землепользования как система правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию земель. В субъективном смысле право землепользования — это совокупность прав и обязанностей субъекта в отношении приобретенного им земельного участка.
Субъектами права землепользования являются граждане и юридические лица, а его объектами — земельные участки, обособленные в результате отвода земель в натуре и его юридического оформления.
Праву землепользования присущ целевой и платный характер.
Целевое назначение земельного участка (для крестьянского хозяйства, садоводства, предпринимательской деятельности, жилищного строительства и т. д.) фиксируется в документах, удостоверяющих права на землю, и должно соблюдаться землепользователем. Законодательство устанавливает санкции за нарушение принципа целевого использования земель вплоть до изъятия земель.
Основания возникновения данного права обусловлены прежде всего видом права землепользования, которое, как и всякое право пользования природными ресурсами, может быть общим и специальным.
Право общего землепользования представляет собой возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно земельными участками для проезда, прохода, отдыха и других целей и вытекает непосредственно из закона — Конституции РФ, гражданского, земельного, водного, лесного законодательства. Например, указанное право осуществляется на землях общего пользования в городах и других населенных пунктах. Эти земли состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, дороги, проезды и др.), для удовлетворения культурно-бытовых и иных потребностей населения (парки, скверы, водоемы, пляжи, бульвары, кладбища и т. п.).
Лесное и водное законодательство устанавливает право граждан использовать земли лесного фонда в случае нахождения граждан в лесах, а также земли водного фонда при использовании водоемов общего пользования и прилегающих к ним участков для отдыха, купания и др. (ст. 86 Лесного кодекса РФ, ст. 88 Водного кодекса РФ).
Понятие права общего землепользования раскрывается также в ст. 262 Гражданского кодекса РФ, в которой сказано, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственниками соответствующих земельных участков. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Право специального землепользования в отличие от общего возникает из юридических фактов, совокупность которых образует достаточно сложный порядок приобретения земель. В настоящее время законом предусмотрено два основных способа приобретения земельных участков — гражданско-правовой и административно-правовой.
Гражданско-правовой способ означает возникновение земельных прав (права собственности, аренды, залога и др.) в результате заключения гражданско-правовых сделок и договоров — купли-продажи, мены, дарения, аренды, залога, наследования по закону и завещанию и т. д.
Совершение указанных сделок регулируется нормами гражданского законодательства: общими положениями о сделках и договорах, а также нормами, устанавливающими особенности содержания и заключения отдельных видов договоров. Наиболее подробно урегулированы вопросы заключения договоров купли-продажи и залога в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами РФ земельных участков» от 30 мая 1993 № 503, «Об утверждении Порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, и права их аренды» от 5 января 1998 № 2; Федеральный Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 и др.
Так, продажа гражданами земельных участков или их частей оформляется договором купли-продажи (купчей).
Сделка купли-продажи земельного участка возможна лишь при отсутствии земельных споров по участку и совершается его собственником. При этом ни покупатель, ни продавец не могут изменить целевое назначение и режим использования земель (санитарно-защитные зоны, земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного значения, а также право проезда по участку, технического обслуживания и ремонта зданий, сооружений, наземных и подземных коммуникаций и другие условия пользования).
Договор купли-продажи (купчая) должен быть нотариально удостоверен и зарегистрирован в районном (городском) земельном комитете. Регистрация производится после уплаты установленных налогов и пошлин. К купчей прилагается план участка, без которого купчая не подлежит регистрации. После этого покупателю выдается документ, удостоверяющий его право собственности на купленный земельный участок, а аналогичный документ продавца утрачивает силу или в него вносятся необходимые изменения.
Таким образом, сделки с землей требуют особого оформления и подлежат обязательной государственной регистрации. Право собственности и другие земельные права переходят на приобретателя лишь с момента регистрации соответствующей сделки. Регистрации подлежат все сделки с землей, включая договоры аренды, срочного (временного) пользования и установления земельных сервитутов.
Гражданам и юридическим лицам могут продаваться земельные участки под застройку на территориях городских и сельских поселений на торгах (путем выставления их на аукционы и конкурсы). В качестве продавца выступает орган государственной власти или местного самоуправления.
Административно-правовой способ приобретения земельных участков заключается в предоставлении их гражданам и юридическим лицам компетентными государственными органами в порядке отвода земель.
Органами, наделенными полномочиями по предоставлению (в собственность, постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду) и изъятию земель, являются исполнительные органы власти (местные администрации).
Порядок предоставления земель подробно урегулирован законодательством (см. Указы Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 №1767, «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 23.04.93 № 480 и др).
Документами, удостоверяющими права на землю, являются свидетельство (государственный акт) и договор.
Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяются свидетельством (государственным актом), которое выдается соответствующим земельным комитетом по решению местной администрации.
При купле-продаже земельного участка и в других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдается указанным комитетом на основании договора купли-продажи или иных документов, подтверждающих переход права собственности.
Право аренды, временного (срочного) пользования, залога, установление земельного сервитута удостоверяются договорами, которые заключаются между сторонами и регистрируются земельным комитетом.
На земельные участки, переданные в собственность членам садоводческих товариществ, дачных кооперативов, по представлению соответствующих товариществ и кооперативов выдается документ, удостоверяющий право на землю, каждому их члену, а на земли общего пользования — этим товариществам или кооперативам.
Таков же порядок оформления земельной доли коллективных собственников — работников сельскохозяйственных предприятий (реорганизованных колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий).
Основаниями прекращения права землепользования служат юридические факты, в том числе изъятие земельных участков.
Изъятие земель допускается лишь в случаях, установленных в законе, а его общий порядок в основном аналогичен процедуре предоставления земель.
Изъятие земельных участков осуществляется в рамках их перераспределения в случае отсутствия свободных земель, необходимых для предоставления каким-либо субъектам (изъятие для государственных и муниципальных нужд), а также в качестве санкции за нарушение правил рационального использования и охраны земель (неосвоение земельного участка, использование его не по целевому назначению, нарушение экологических требований и нормативов в сфере землепользования и др.).
Законом подробно регламентируется порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Изъятие земель у их собственников осуществляется путем выкупа. Законом предусмотрена необходимость заблаговременного предупреждения собственника и получения его согласия на изъятие земель (в случае несогласия вопрос решается в суде). При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Конкретные размеры возмещения в таких случаях исчисляются в соответствии с «Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 1993 № 77.
По соглашению с собственником земли (землевладельцем, землепользователем) ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Помимо изъятия земельных участков права землепользования может прекращаться на основании таких юридических фактов как истечение срока пользования, ликвидация юридического лица — природопользователя или смерть гражданина — природопользователя, отказ от использования земельного участка и др.

2.2 Основания возникновения, изменения и прекращения пользования недрами
Право пользования недрами (в объективном смысле) — это система правовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования недр, права и обязанности недропользователей. Для субъектов недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участка недр в пользование.
В зависимости от целей использования недр право недропользования может подразделяться на следующие виды:
— для геологического изучения,
— для разведки и добычи полезных ископаемых
— для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (туннелей, метрополитенов, трубопроводов, производственных объектов, хранилищ нефти и газа, захоронения отходов производства, сброса сточных вод и т. д.);
— для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);
— для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (ст. 6 Закона РФ «О недрах»).
Пользователями недр (субъектами права недропользования) могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.
Объектами права недропользования являются обособленные в установленном законом порядке участки недр, предоставляемые субъектам в пользование.
Они могут выступать в виде горного отвода — геометризированного блока недр (в случае добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов) или геологического отвода (в случае геологического изучения недр).
В границах горного отвода получивший его субъект имеет исключительное право осуществлять пользование недрами, а в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр.
Право недропользования может быть срочным и бессрочным.
Недра предоставляются в пользование:
— для геологического изучения — на срок до 5 лет;
— для добычи полезных ископаемых — на срок до 20 лет;
при совмещении, указанных видов пользования — на срок до 25 лет.
Без ограничения срока недра предоставляются в пользование для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов и др.
Основания возникновения права недропользования.
Предоставление недр в пользование осуществляется в соответствии с единым порядком выдачи лицензий, включающим информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, то есть государственной системой лицензирования.
Таким образом, основанием возникновения права недропользования является сложный юридический состав как совокупность юридических фактов, главное место среди которых занимает лицензия — специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и охраной недр.
Порядок и основания предоставления лицензий зависят от вида недропользования (целей использования недр) и подробно урегулированы Положением о порядке лицензирования пользования недрами.
По общему правилу предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется через проведение конкурсов и аукционов. Основные критерии, которые при этом учитываются, — это научно-технический уровень представляемых на конкурсы и аукционы программ по геологическому изучению и использованию недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность природоохранных мероприятий.
По результатам конкурса или аукциона принимается совместное решение органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти субъекта РФ. Данное решение служит основанием для выдачи лицензии.
На бесконкурсной основе предоставляются недра для использования:
— в целях захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ (на основании решения Правительства по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ);
— в порядке переоформления лицензий (при переходе права пользования к другому лицу, например, в случае реорганизации юридического лица);
— в целях геологического изучения недр (на основании решения органа управления фондом недр по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ).
Особенности порядка предоставления недр в пользование определяются также видами полезных ископаемых, добыча которых производится.
Действующее законодательство подразделяет все полезные ископаемые на два основных вида: общераспространенные и необщераспространенные.
Общераспространенные распределены в недрах относительно равномерно и их месторождения встречаются повсеместно (например, песок, галька, гравий, глина, мел и др.). К необщераспространенным относятся все прочие полезные ископаемые (нефть, газ, металлические руды и др.). Эта классификация имеет важное юридическое значение.
Порядок пользования общераспространенньми полезными ископаемыми устанавливается субъектами РФ.
Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению (свободно и бесплатно), в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения (ст.19 Закона РФ «О недрах»).
Таким образом, право недропользования непосредственно вытекает из права на земельный участок. Связь указанных видов прав проявляется и в других случаях: предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами или собственника земель на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. (ст. 11 Закона РФ «О недрах»). Отвод земельного участка и оформление земельных прав недропользователя производятся в общем порядке, предусмотренном земельным законодательством. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам этих земельных участков их стоимости по решению органов исполнительной власти.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Следовательно, право недропользования не создает автоматически права на земельный участок, а лицензия — лишь основание для его получения. Недропользователь выступает субъектом одновременно двух самостоятельных прав — недропользования и землепользования.
Помимо лицензии конкретные условия недропользования могут определяться договором, который заключается уполномоченным на то органом государственной власти и владельцем лицензии. Так, стороны могут заключать соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения таких соглашений, регламентируются Федеральным Законом «О соглашениях о разделе продукции».
Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются законодательством.
Сторонами соглашения являются: Российская Федерация — от ее имени выступают Правительство РФ или исполнительный орган субъекта РФ, и инвесторы — граждане РФ и иностранцы, юридические лица и объединения юридических лиц, осуществляющие вложения средств в поиски, разведку и добычу полезных ископаемых.
Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, проводимых в порядке, установленном законодательством о недрах. Законом предусмотрены случаи бесконкурсного заключения соглашений. Соглашения, заключенные без проведения конкурса или аукциона, а также связанные с недропользованием на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и на участках, отнесенных к особым государственным стратегическим интересам, должны утверждаться федеральным законом.
Соглашения о разделе продукции регулируют вопросы поисков, разведки, добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции между государством и инвестором, а также ее транспортировки, хранения, переработки, использования и реализации.
Особенности приобретения и осуществления права недропользования предусмотрены законодательством также применительно к добыче отдельных видов необщераспространенных полезных ископаемых.
В частности, государство сохраняет свою монополию на добычу радиоактивного сырья, захоронение радиоактивных отходов и токсичных веществ. В соответствии с Федеральным Законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» государству (Российской Федерации и ее субъектам) принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых драгоценных металлов и драгоценных камней в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ (п. 5). Отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете, не передаются в пользование или изъяты из пользования и включаются в Федеральный фонд резервных месторождений.
Право недропользования является платным, за исключением использования недр для общего геологического изучения, создания особо охраняемых геологических объектов, а также добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод собственниками и владельцами земельных участков для своих нужд.
Право недропользования может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если оно может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
К числу наиболее общих оснований прекращения права недропользования относятся:
— истечение установленного в лицензии срока пользования;
— отказ владельца лицензии от права пользования недрами;
— возникновение условия, указанного в лицензии, с наступлением которого прекращается право недропользования;
— переоформление лицензии с нарушением требований закона.
Право пользования может быть досрочно прекращено, а также приостановлено или ограничено в случаях:
— возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ по недропользованию;
— нарушения недропользователем существенных условий лицензии;
— систематического нарушения пользователем правил пользования недрами;
— возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и др.);
— если пользователь в течение установленного срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
— ликвидации предприятия-недропользователя;
— по инициативе владельца лицензии.
2.3 Основания возникновения, изменения и прекращения права лесопользования
Лесной фонд предоставляется гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, установленных лесным законодательством.
Право лесопользования — это система правовых норм, регулирующих порядок и условия пользования лесом, права и обязанности лесопользователей.
Право лесопользования как субъективное право представляет собой принадлежащие субъекту права и обязанности, возникающие в связи с предоставлением лесов в пользование.
Объектами права лесопользования являются обособленные участки лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд, предоставленные для использования в установленном порядке. Границы таких участков должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков или указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
Субъектами права лесопользования являются граждане и юридические лица, в том числе иностранные, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд. К числу основных субъектов права лесопользования относятся лесопромышленные предприятия, охотничьи, заготовительные, сельскохозяйственные организации и др.
Необходимо различать лесопользователей и участников лесных отношений. Круг последних значительно шире: участниками лесных отношений помимо граждан и юридических лиц являются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (от их имени выступают соответствующие государственные и муниципальные органы).
Право лесопользования классифицируется по нескольким основаниям.
Как и все виды права природопользования оно может быть общим и специальным.
Реализуя право общего лесопользования, граждане могут находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться.
Данное право возникает для граждан непосредственно из закона (ст. 86 Лесного кодекса РФ) и осуществляется свободно и бесплатно, то есть без каких-либо специальных разрешений, если это не ограничено или не запрещено (например, в национальных парках, заповедниках и др.). При этом граждане обязаны соблюдать экологические требования по охране лесов: правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников, гнезд птиц и др. Запрещаются сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ, а также в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.
Перечень видов права специального лесопользования, которое подразделяется в зависимости от целевого назначения использования лесов, предусмотрен в ст. 80 ЛК РФ:
— заготовка древесины;
— заготовка живицы;
— заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, хвойных лап, новогодних елок и др.);
— побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений, опавших листьев и др.)
— пользование для нужд охотничьего хозяйства;
— пользование для научно-исследовательских целей;
— пользование для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия.
Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.
Права пользования лесом различаются также по юридическому содержанию, объему составляющих их правомочий. Лесной кодекс РФ выделяет их следующие виды: аренда, концессия, безвозмездное пользование, краткосрочное пользование, сервитуты (ст. 22).
При этом все права лесопользования осуществляются в соответствии с принципом многофункционального значения лесов (одновременного использования различными лицами и в различных целях).
Право лесопользования может быть краткосрочным и долгосрочным.
Краткосрочное право лесопользования осуществляется на срок до 1 года. Долгосрочное право реализуется в форме аренды, концессии, безвозмездного пользования лесом на срок от 1 года до 49 лет.
Право лесопользования является платным. В соответствии с лесным законодательством система платежей за пользование лесом включает их следующие виды:
— лесные подати. Они взимаются за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с органами лесного хозяйства за единицу лесного ресурса или за гектар участка лесного фонда;
— арендная плата. Вносится арендатором при аренде участков лесного фонда и определяется на основании ставок лесных податей. Ее конкретные размеры, сроки, порядок и условия выплаты устанавливаются договором аренды.
Ряд категорий лесопользователей имеют льготы по выплате указанных платежей или освобождаются от них полностью (инвалиды, участники Великой Отечественной войны и др.).
Основания возникновения права лесопользования
В соответствии с Лесным кодексом РФ основаниями возникновения права лесопользования являются:
— акты государственных органов (лесорубочный билет (ордер) или лесной билет);
— договоры (аренды, концессии, безвозмездного пользования, установления лесного сервитута);
— судебные решения (в случае спора о праве лесопользования);
— иные (например, протокол лесного аукциона) (ст. 23 ЛК РФ).
Право лесопользования может также переходить от одних лиц к другим (кроме концессии):
— в порядке правопреемства — при реорганизации юридических лиц, наследовании собственности граждан и др.;
— по договору лесопользователя с другим лицом, не являющимся его правопреемником, в случаях и порядке, установленных законодательством и с согласия собственника лесного фонда.
Независимо от вида предоставляемых юридических прав осуществление лесопользования допускается только на основании специальных разрешительных документов — лесорубочного билета (ордера) или (и) лесного билета (ст. 42 ЛК РФ).
Лесорубочный и лесной билеты выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом (на срок до 1 года), а также ежегодно — на осуществление видов лесопользования, указанных в договорах аренды, концессии, безвозмездного пользования.
Эти документы предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда. Лесорубочный билет дает право его владельцу на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. В нем определяется место нахождения участка лесного фонда, количественная и качественная характеристика отпускаемых лесных ресурсов, их стоимость, сроки работ, условия и способы восстановления лесов и очистки мест рубок.
Лесорубочный билет выдается лесхозом, а лесорубочный ордер — лесничеством на мелкий отпуск древесины на корню и второстепенных лесных ресурсов. Лесной билет дает право на проведение побочных лесных пользований (выдается лесничеством на один сезон), а также других видов пользования, кроме предоставляемых по лесорубочному билету (выдается лесхозом).
Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета могут быть договоры аренды, концессии, безвозмездного пользования, а также протокол лесного аукциона или решение органа власти субъекта РФ.
Порядок предоставления права лесопользования
Участки лесного фонда предоставляются в пользование в порядке прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов.
Конкретные основания и порядок возникновения отдельных прав пользования участками лесного фонда обусловлены целью лесопользования, его субъектами, сроками и другими обстоятельствами, указанными в законе.
Аренда участков лесного фонда регулируется Лесным кодексом РФ (ст. 31-35), Положением об аренде участков лесного фонда РФ и другими нормативными актами.
Предоставление участков лесного фонда в аренду осуществляется на основании решений органов государственной власти субъекта РФ (принимаемых по представлению органов лесного хозяйства) или по результатам лесных конкурсов.
Без проведения лесных конкурсов (на основании решения органа государственной власти субъекта РФ) леса предоставляются в аренду на срок от 1 года до 5 лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные мощности для этого, а также гражданам. Заинтересованные граждане и юридические лица подают для этого документы (заявление и др.) в лесхоз.
На основании решения органа государственной власти или протокола о результатах лесного конкурса заключается договор аренды участка лесного фронда.
По договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от 1 года до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Добытые в соответствии с договором аренды участка лесного фонда лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора.
Субаренда, то есть передача арендатором по договору права аренды участка лесного фонда другому лицу, а также выкуп арендованных участков лесного фонда запрещаются.
Договор аренды считается заключенным с момента его государственной регистрации.
Передача участков лесного фонда в концессию осуществляется на основании договора концессии, который заключается по результатам проведения лесного конкурса или аукциона (ст. 37- 41 ЛК РФ).
Участки лесного фонда, передаваемые в концессию, выставляются на конкурс или аукцион Правительством РФ по согласованию с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.
Сторонами договора концессии являются Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые в соответствии с законодательством РФ инвесторами. По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от 1года до 49 лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда.
По договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, не освоенные, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуатацию. Поэтому в договоре концессии предусматриваются обязанности инвестора, в частности, по строительству и содержанию дорог и других объектов инфраструктуры.
Договор концессии, также как и договор аренды, считается заключенным с момента его государственной регистрации.
Порядок предоставления участков лесного фонда в безвозмездное пользование регулируется Лесным кодексом РФ и Положением о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование.
Безвозмездное пользование лесами осуществляется в соответствии с договором, по которому лесхоз обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования (ст. 36 ЛК РФ).
Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, принимаемых по представлению территориальных органов управления лесным хозяйством.
Договор безвозмездного пользования также подлежит государственной регистрации.
Следует отметить, что во всех случаях заключения рассмотренных выше договоров (аренды, концессии, безвозмездного пользования) права лесопользования возникают лишь с момента получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование (на срок до 1 года) по результатам лесного аукциона или на основании решения органа государственной власти субъекта РФ.
    продолжение
–PAGE_BREAK–