Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов

Уральскаягосударственная юридическая академия
Региональныйфакультет
Пермскоепредставительство
Кафедра земельногои экологического права
Контрольнаяработа
По предмету «Экологическоеправо»
Выполнилстудент гр. В-05
Писцов Д. В.
Пермь 2006

1. Право природопользования и правовыеформы использования природных ресурсов
Садовод Григорьев с цельюсбора воды для полива садовых культур изменил русло горного ручья, протекавшегопо его земельному участку. Правление коллективного сада сочло данные действиянезаконными и объявило о введении для Григорьева водного сервитута. Садоводобратился в суд за защитой своих интересов.
Решите дело.
Воды как часть окружающейприродной среды — незаменимый компонент биосферы Земли, который обеспечиваетестественные условия жизни на планете, существование животного и растительногомира, являются основой жизнедеятельности людей, экономического, социального иэкологического благополучия общества.
Предметом правовогорегулирования являются водные отношения, то есть отношения в областииспользования и охраны водных объектов.
Водным объектомпризнается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо внедрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
Водные объекты, правовойрежим которых регулируется водным законодательством, подразделяются нанесколько видов в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и другихпризнаков.
В соответствии сКонституцией РФ в Российской Федерации признаются государственная,муниципальная и частная формы собственности на природные ресурсы.
Все водные объекты натерритории страны являются государственной собственностью.
Муниципальная и частнаясобственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленныйводный объект (замкнутый водоем) — это небольшой по площади и непроточныйискусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностнымиводными объектами. Предельные размеры этих объектов определяются земельнымзаконодательством.
От имени РоссийскойФедерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы общей испециальной компетенции — органы исполнительной власти субъектов РФ и органыуправления использованием и охраной водного фонда — Министерство природныхресурсов РФ и его территориальные органы.
Право распоряженияводными объектами существенно ограничено. Продажа, залог и совершение другихсделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, недопускаются. От одного лица к другому могут переходить только права пользованияводными объектами в случаях и в порядке, установленных законом. В гражданскомобороте могут участвовать лишь обособленные водные объекты как принадлежностьземельных участков, на которых они находятся.
Лица, не являющиесясобственниками водных объектов, могут иметь следующие виды прав на водныеобъекты (ст. 41 ВК РФ):
— право долгосрочногопользования;
— право краткосрочногопользования;
— право ограниченногопользования (водный сервитут).
В краткосрочное идолгосрочное пользование предоставляются водные объекты, находящиеся вгосударственной собственности.
Водный сервитут — этоправо ограниченного пользования водным объектом для определенной цели: забораводы без применения технических сооружений, водопоя и прогона скота,использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок идругих маломерных плавательных средств и др. (ст. 43, 44 ВК РФ).
Водные сервитуты могутбыть публичными и частными.
Публичный сервитутозначает, что любое лицо может пользоваться общедоступными водными объектами.Если же права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное иликраткосрочное пользование, ограничены в пользу иных заинтересованных лиц, тоимеет место частный водный сервитут.
Публичный водный сервитутвозникает непосредственно из закона (Водного кодекса РФ) и по существу являетсяправом общего природопользования, реализуемым по отношению к водным объектам.
Право водопользования какважнейший институт водного права представляет собой совокупность правовых норм,регулирующих порядок и условия использования водных объектов, права иобязанности водопользователей.
В субъективном смыслеправо водопользования — это совокупность конкретных правомочий субъекта поотношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.
Субъектами прававодопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.
Объектом прававодопользования являются водные объекты или их части (ст. 7 ВК РФ).
Применительно к способампользования водными объектами различаются общее и специальное водопользование.Общее водопользование осуществляется без применения сооружений, техническихсредств и устройств, влияющих на состояние вод, а специальное — с применениемтаких сооружений и устройств.
Типичными случаями общеговодопользования являются забор воды отдельными гражданами для питьевых илибытовых нужд, использование водоемов для отдыха и купания, водопоя скота,плавания на маломерных плавательных средствах, любительское рыболовство и др.Такое водопользование не требует предварительного разрешения компетентныхгосударственных органов и осуществляется, как правило, свободно и бесплатно.
Общее водопользованиепроизводится в первую очередь на водоемах общего пользования. Водные объектыобщего пользования — это объекты, находящиеся в общедоступном, открытомпользовании. К ним относятся водные объекты, которые являются государственнойили муниципальной собственностью (ст. 20 ВК РФ).
Согласно ст. 92 ВК РФводопользователи имеют право:
— осуществлятьводопользование в соответствии с водным законодательством;
— получать информацию осостоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
— осуществлять другиеправа, предусмотренные водным законодательством.
Вместе с темводопользователи обязаны:
— рациональноиспользовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные влицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;
— не допускать нарушенияправ других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей,окружающей природной среде;
— не допускать ухудшениякачества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного ирастительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;
— содержать в исправномсостоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения;
— информировать вустановленном порядке соответствующие органы об аварийных и других чрезвычайныхситуациях, влияющих на состояние водных объектов; своевременно осуществлятьмероприятия по их предупреждению и устранению;
— выполнять правилаохраны жизни людей на водных объектах;
— вести в установленномпорядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количествазагрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за воднымиобъектами;
— своевременно вноситьплатежи, связанные с пользованием водными объектами;
— соблюдать установленныйрежим использования водоохранных зон;
— выполнять другиеобязанности, предусмотренные водным законодательством.
Водный сервитутустанавливается водным законодательством РФ (публичный сервитут) или договором,а в случае спора — на основании решения суда (частный водный сервитут). Дляосуществления водных сервитутов не требуется получения лицензии наводопользование.
Использование отдельныхводных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено илизапрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороныстраны и безопасности государства, охраны здоровья населения, прав и законныхинтересов других лиц.
Обеспечение,приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливаетсяправительством РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ попредставлению органа управления водным фондом, согласованному сзаинтересованными ведомствами и организациями.
Защита нарушенных илиоспоренных прав пользования водными объектами, а также разрешение споров по любымвопросам использования и охраны водных объектов осуществляются в судебномпорядке.
Защита прав пользованияводными объектами в административном порядке осуществляется лишь в случаях,предусмотренных законом, а решения, принятые в таком порядке, могут бытьобжалованы в суд.
Характерной особенностьюправового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различныхвредных воздействий.
Правовая охрана вод — этосистема закрепленных законом мер, направленных на предотвращение ихзагрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорением водноезаконодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водныеобъекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либопредметов или взвешенных частиц (засорение). Истощение вод — устойчивоесокращение их объема.
Вместе с тем водноезаконодательство устанавливает целый ряд специальных мер, требований и запретовно охране вод.
Граждане и юридическиелица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояниеводных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорениеи истощение водных объектов и вредное воздействие вод.
В случае нарушениязакрепленных законом правил рационального использования вод, невыполненияустановленных мер по их охране наступает юридическая ответственность — административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.
Нормы Водного кодекса РФне содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст.130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несутадминистративную и уголовную ответственность в соответствии с законодательствомРФ.
Административнаяответственность в виде штрафа наступает по нормам Кодекса РФ обадминистративных правонарушениях.
Штрафы налагаются должностнымилицами специально уполномоченного государственного органа управленияиспользованием и охраной водного фонда.
Привлечение к уголовнойили административной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанностивозмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданскимзаконодательством.
Согласно ст. 131 ВК РФграждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают егодобровольно или по решению суда либо арбитражного суда в соответствии соспециальными методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а приих отсутствии — по фактическим затратам на восстановление водных объектов сучетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
/>Что касается решения конкретно поставленной задачи, следуетсказать следующие:
Из задачи видно,правление установило частный сервитут. Статья 43 ВК РФ устанавливает правоограниченного пользования водным объектом (водный сервитут) Водный сервитут — новелладействующего водного законодательства и, прежде всего, ВК РФ 1995 г. Необходимость в нем возникла с введением многообразия форм собственности на природные ресурсыи, прежде всего, на водные объекты. Сервитут есть право одного лицапользоваться в установленном объеме недвижимым имуществом, находящимся всобственности другого лица (ст. 274-277 ГК РФ). При этом в гражданскомзаконодательстве речь идет преимущественно о такой недвижимости, как земля,здания, сооружения. По водному законодательству, сервитут означает ограниченноеправо пользования водным объектом без получения лицензии. В водномзаконодательстве право сервитута распространяется на водные объекты, внезависимости от того, являются ли они обособленными (замкнутыми) водоемами.Между тем, согласно ВК РФ, только обособленные водные объекты и есть недвижимоеимущество. Частный сервитут возникает на основании договора с«договорным» пользователем водного объекта или на основании судебногорешения. А поскольку ручей не является обособленным водоемом, соответственно нем. б. и введен частный сервитут. В ВК РФ различаются публичные и частные водныесервитуты. Публичный сервитут возникает непосредственно на основаниифедерального закона. Для его возникновения не требуется заключения договорапользования водным объектом. Каждый может пользоваться водными объектами общегопользования и иными водными объектами, если иное не предусмотренозаконодательством РФ (публичный водный сервитут). Так, например, каждыйгражданин имеет право пользоваться водным объектом для любительского рыболовства,плавания на маломерных плавательных средствах и т.п. Статья 44 ВК РФ определяетпринцип различий между частным и публичным сервитутом. Публичный сервитутустанавливается не для удовлетворения интересов отдельного водопользователя,как это бывает с частным институтом, а для обеспечения интересов государства(государственных служб), местного самоуправления или местного населения. Приустановлении частного водного сервитута взимается плата на основании договора,заключаемого между владельцем водного объекта и другими лицами. При публичномводном сервитуте ничего этого не требуется. Однако, если при осуществлениипубличного водного сервитута будут причинены убытки основному водопользователю,они подлежат возмещению по нормам ГК РФ. В связи с этим, потерпевшая сторонавправе обратиться в суд за защитой своих имущественных прав. И, наконец, ещеодно различие. Публичный водный сервитут устанавливается на основании актовфедерального законодательства, о чем прямо указывается в части 2 ст. 43 ВК РФ.Частный водный сервитут может возникать на основании договоренности сторон,судебного решения, сложившегося обычая водопользования в данном регионе. Такимобразом, в данной ситуации частный сервитут установлен быть не может, но и действияГригорьева по изменению русла также являются противоправными, и он на основанииВК РФ должен добровольно все восстановить, а также понести ответственность пост. 8.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ за нарушение правил водопользования.
При этом следует указать,что Федеральный закон от3 июня 2006 г. N 73-ФЗ «О введении в действие Водногокодекса Российской Федерации» в ст. 1 вводит в действие новый Водныйкодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ с 1 января 2007 года, в ст. 3 со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерациипризнается утратившим силуВодный кодекс Российской Федерации(Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47,ст. 4471), на основании которого было сделано решение, при этом в новомВодном кодексе понятие водного сервитута отсутствует, также нет данного понятияи в других источниках законодательства.
 
2. Экологическиетребования в отдельных отраслях хозяйственной и иной деятельности
Администрацией районапринято решение построить птицеводческий комплекс на 300 тыс. кур в 50 м от окраины села «Зеленый бор». Узнав об этом, жители села потребовали собрать сельский сход. Ноадминистрация, отказавшись принять участие в сходе и не дав никаких поясненийселянам, начала строительство комплекса.
Правомерно ли решениеадминистрации? Какие экологические нормы нарушены? Какую ответственность должныпонести должностные лица?
Кодексом обадминистративных нарушениях РФ, Главой 8 установлена ответственность за административныеправонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.В данном случае виновные в нарушении экологических норм будут нестиответственность по />Статье 8.1Кодекса за несоблюдение экологических требований при планировании,технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении,строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий,сооружений или иных объектов.
Цель данной статьи -обеспечение соблюдения технологического порядка производства работ, связанных спроектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию иэксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, поскольку онимогут быть опасными для окружающей среды. Перечисленные в статье работы посвоему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинениянеконтролируемого вреда окружающей среде. В связи с этим статья подкрепляеттребование обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых всоответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшениепотенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологическихпоследствий. Сфера действия статьи затрагивает многие отрасли народногохозяйства и занятых в них лиц. Общие экологические требования при размещении,проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе изнее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы вст. 34-39 главы VII «Требования в области охраны окружающей среды приосуществлении хозяйственной и иной деятельности» Федерального закона от 10января 2002 г. «Об охране окружающей среды», а требования котдельным объектам по отраслям народного хозяйства — в ст. 40-49;требования к отдельным видам воздействия и т.п. — в последующих статьях этойглавы. Для ответственности за данное правонарушение наступления последствий нетребуется. Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушенийэкологических требований на любом из перечисленных в норме этаповпроизводственной деятельности. Дела об административных правонарушенияхрассматривают должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов, атакже должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов (всоответствии с распределением компетенции указанных федеральных служб)(ст. 23.39 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушенияхсоставляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Теперь рассмотрим, какиеименно нормы были нарушены администрацией при осуществлении началастроительства птицеводческого комплекса.
Так Федеральным законом от10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениямиот 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.) Главой VII устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлениихозяйственной и иной деятельности. В данной главе />Статьей 34 установлены общие требования в области охраныокружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений,сооружений и иных объектов. Частью 1 данной статьиустановлено, что в частности … строительство… зданий, строений, сооружений ииных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие наокружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраныокружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охранеокружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию ивоспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.Частью 2 установлено, что нарушение требований в области охраны окружающейсреды влечет за собой приостановление по решению суда … строительства… зданий,строений, сооружений и иных объектов. При этом часть 3статьи определяет порядок прекращения в полном объеме… строительства… зданий,строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраныокружающей среды на основании решения суда и (или) арбитражного суда.Требования к экологическому обоснованию впредпроектной и проектной документации на строительство объектов хозяйственнойи иной деятельности определены Инструкцией, утвержденной приказом МинприродыРоссии от 29 декабря 1995 г. N 539.
Статья 37 данного закона определяет требованияв области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий,строений, сооружений и иных объектов. Ею устанавливается, что 1.Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектовдолжны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительныезаключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований вобласти охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований,норм и правил.
Далее данный закон в статье42 устанавливает требования в области охраны окружающей среды при эксплуатацииобъектов сельскохозяйственного назначения, к которым следует отнести и объект остроительстве которого говорится в задаче. Данная статья в части 3 определяет, что объекты сельскохозяйственного назначениядолжны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения,исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборныхплощадей и атмосферного воздуха.
Сельскоехозяйство — это активная сфера взаимодействия общества и природы, где процессыиспользования природных ресурсов сочетаются с мерами по охране окружающейсреды. В сельское хозяйство включаются следующие основные подотрасли:растениеводство, животноводство и обслуживание сельского хозяйства.
Сфера животноводстваподразделяется на:
— мясное и молочное скотоводство;
— свиноводство;
— овцеводство икозоводство;
— птицеводство, в томчисле: птицеводство яичное и мясное, птице объединения (мясо-яичные);инкубаторно-птицеводческие станции.
Землисельскохозяйственного назначения делятся на два основных вида. Основную ихчасть составляют сельскохозяйственные угодья, т.е. земли, используемые каксредство производства. Другая разновидность этих земель — земли, которыеиспользуются как территориальный базис для размещения внутрихозяйственныхдорог, коммуникаций. На этих землях могут быть расположены замкнутые водоемы,постройки и сооружения, используемые для производства, хранения и первичнойпереработки сельскохозяйственной продукции, т.е. объекты недвижимости,непосредственно обслуживающие нужды сельского хозяйства. Сельскохозяйственныеугодья в зависимости от их естественных природных свойств и экономическойцелесообразности использования в целях растениеводства или животноводстваподразделяются на следующие виды угодий: пашня, сенокосы, пастбища, земли, занятыемноголетними насаждениями, и залежи. Кроме того, в составе этихсельскохозяйственных угодий выделяются также особо ценные для данного регионапродуктивные земли, в том числе опытные поля (участки) научно-исследовательскихучреждений и учебных заведений.
Для размещения,проектирования, строительства и эксплуатации объектов сельского хозяйства,являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека,устанавливаются требования в области охраны окружающей среды.
Для объектов сельскогохозяйства, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровьечеловека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера иколичества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемогошума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетомпредусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на средуобитания и здоровье человека, в соответствии с санитарной классификациейустанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон.
Класс I — санитарно-защитная зона 1000 м.
Класс II — санитарно-защитная зона 500 м.
Класс III — санитарно-защитная зона 300 м.
Класс IV — санитарно-защитная зона 100 м.
Класс V — санитарно-защитная зона 50 м.
Данное зонирование на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения огосударственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденногопостановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, установлено санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий,сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», утвержденными Главнымгосударственным санитарным врачом Российской Федерации от 15 марта 2003 года, с15 июня 2003 г.
Данным постановлениемопределено, что для предприятий, зданий и сооружений с технологическимипроцессами, являющимися источниками выделения производственных воздействий(химических, физических, биологических) на среду обитания и здоровье населения,следует предусматривать санитарно-защитные зоны в соответствии с разделами 2 и 3настоящих норм в зависимости от санитарной классификации.
При этом согласно п. 2.1. установленные этим постановлением требованияраспространяются на … строительство … зданий и сооружений … сельскогохозяйства… и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания издоровье человека.
В части IV постановленияопределена санитарная классификация предприятий и производств, тепловых электрическихстанций, складских зданий и сооружений и размеры минимальных санитарно-защитныхзон для них
В разделе 4.3, которого сельскохозяйственныепроизводства и объекты, а именно Фермы птицеводческие от 100 тыс. до 400 тыс.кур-несушек и от 1 до 3 млн. бройлеров в год отнесены ко второму классу, такимобразом, санитарно-защитная зона должна составлять минимум 500 м. в поставленном в нашем случае задании данная зона уменьшена в 10 раз, что безусловно, являетсянарушением, и подпадает под ответственность по КоАП РФ, описанную выше.
При этом согласно статье56 закона «Об охране окружающей среды» к данным нарушителям м. б.приняты меры воздействия за нарушение природоохранных требований. Такимобразом, при нарушении предусмотренных … природоохранных требованийдеятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может бытьограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации.
3. Правоприродопользования и правовые формы использования природных ресурсов
 
На территории заповедникабратья Серовы раскопали выводковую нору барсука, а также с целью отлова бобровразрушили их плотину. Работники заповедника задержали нарушителей.
Какие требованияэкологического законодательства нарушены, какое наказание должны понестиСеровы?
СогласноЛесному кодексу Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 21 июля, 31 декабря 2005 г.) статье 125 использование, охрана,защита и воспроизводство лесов на территориях государственных природныхзаповедников осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом изаконодательством Российской Федерации об особо охраняемых природныхтерриториях. Аналогичная позиция содержится в Федеральном законе от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г.) в статье 23, устанавливающей, что на территориях государственныхприродных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемыхприродных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляетсяв соответствии с режимом особой охраны данных территорий, которыйустанавливается Федеральным законом «Об особо охраняемых природныхтерриториях».
В свою очередь Федеральныйзакон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природныхтерриториях» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) в статье 9 определяет режимособой охраны территорий государственных природных заповедников, а пункт 5 данной статьи пребывание на территории государственныхприродных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников,или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которыхнаходятся данные заповедники, допускает только при наличии разрешений этихорганов или дирекций государственных природных заповедников.
Как видно из поставленнойзадачи такого разрешения у братьев Серовых не было, при этом они производили наособо охраняемой природной территории действия, которые режим этих территорийне допускает. А согласно названному закону, статье 36 ч. />2 законодательствомРоссийской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушениережима особо охраняемых природных территорий. А в свою очередь часть 3 даннойстатьи предписывает вред, причиненный природным объектам и комплексам вграницах особо охраняемых природных территорий, возместить в соответствии сутвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размераущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.
Таким образом, братьяСеровы будут привлечены к ответственности по Статье 262 УК РФ за нарушениережима особо охраняемых природных территорий и природных объектов с возмещениемущерба согласно Методики оценки вреда и исчисления размера ущерба отуничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания (утв.Госкомэкологией РФ 28 апреля 2000 г.)
При этом в частностиРешением Исполнительного комитета Пермского областного Совета народныхдепутатов от 15 декабря 1988 г. N 294 «О правилах охоты в Пермскойобласти» (с изменениями от 26 декабря 2003 г., 12 сентября 2005 г., действующими в настоящий момент, в главе XII, п. 90 устанавливается, что браконьерством считается:…в т. ч. охотав запрещенных местах (заповедниках, республиканских заказниках). Таким образом,при задержании братьев в Пермском крае в одном из заповедников они будутквалифицированы, как браконьеры.

Литература
1.  Водный кодексРоссийской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (ВК РФ) (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.)
2.  Комментарий кКодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. — 5-е изд.,перераб. и доп./под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. — ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г.
3.  Комментарий кЗемельному кодексу Российской Федерации (Крассов О.И.) — Юристъ, 2002
4.  Научно-практическийправовой постатейный комментарий к Водному кодексу Российской Федерации (подред. Боголюбова С.А.)
5.  Водный кодексРоссийской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (не вступил в силу)
6.  Правилапредоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственнойсобственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачилицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденныеПостановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 № 383.
7.  Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21,22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня 2006 г.)
8.  Земельный кодекс РоссийскойФедерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ) (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3 июня 2006 г.)
9.  Федеральный законот 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. идоп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.)
10.     Приказ МинприродыРоссии от 29 декабря 1995 г. N 539 «Об утверждении „Инструкции поэкологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности“
11.     ПостановлениеФедерального арбитражного суда Уральского округа от 26 января 2006 г. N Ф09-4566/05-С5
12.     Абанина Е.Н.,Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ „Об охране окружающей среды“ — Система ГАРАНТ, 2005 г.
13.     Комментарий кКодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (под ред.Ю.М.Козлова) — Юристъ, 2002.
14.     Уголовный кодексРФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.)
15.     Конвенция озащите окружающей среды посредством уголовного законодательства ETS N 172(Страсбург, 4 ноября 1998 г.) (неофициальный перевод)
16.     ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 „О практике применения судами законодательства об ответственности за экологическиеправонарушения“
17.     ПостановлениеФедерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июля 2004 г. N Ф09-2626/04АК
18.     Наумов А.В.Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарийсудебной практики и доктринальное толкование. — Волтерс Клувер, 2005 г.
19.     Комментарий кУголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный)/В.К. Дуюнов и др.,отв. ред. Л.Л. Кругликов. – Волтерс Клувер, 2005 г.
20.     Комментарий кУголовному кодексу Российской Федерации/Отв. ред. В.М. Лебедев. — 3-еизд., доп. и испр. — М.: Юрайт-Издат, 2004
21.     Комментарий кУголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.И. Рарог). — »Проспект”, 2004 г.
22.     ПостановлениеГлавного государственного санитарного врача РФ от 10 апреля 2003 г. N 38 «О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03»
23.     Абанина Е.Н.,Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» — Система ГАРАНТ, 2005 г.
24.     Логика из первыхуст (О. Овчинникова, «Практическая бухгалтерия», N 3, март 2006 г.)
25.     Предоставлениеземельных участков для строительства из земель, находящихся в государственнойили муниципальной собственности (С.В. Беляева, «Законодательство иэкономика», N 10, октябрь 2005 г.)
26.     Порядокустановления и функционирования санитарно-защитных зон промышленных предприятий(А.Е. Толстая, «Законодательство и экономика», N 10, октябрь 2004 г.)
27.     Применениесанитарных норм при использовании земельного участка (А.Е. Фокин,«Законодательство и экономика», N 3, март 2004 г.)
28.     Признание судомправа собственности на самовольную постройку (Н. Толчеев, «Российскаяюстиция», N 5, май 2003 г.)
29.     Федеральный законот 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 30декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.)
30.     ПостановлениеПравительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 «Об утверждении Положения огосударственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации иПоложения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (сизменениями от 6 февраля, 17 ноября 2004 г., 15 сентября 2005 г.)
31.     Борисов А.Н. Административныеправонарушения. — Система ГАРАНТ, 2005 г.
32.     Земельныйучасток: вопросы и ответы (под ред. Боголюбова С.А.) (3-е изд., перераб. идоп.). — Юстицинформ, 2006 г.
33.     Толкушкин А.В.Комментарий (постатейный) к Федеральным законам от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и от 22июля 2005 г. N 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательныеакты в связи с принятием Федерального закона „Об особых экономическихзонах в Российской Федерации“. — Система ГАРАНТ, 2005 г.
34.     Семьянова А.Ю.Экологическое право. Курс лекций. — ЗАО Юстицинформ, 2005 г.
35.     Комментарий кГрадостроительному кодексу РФ (под ред. С.А. Боголюбова) — Система ГАРАНТ, 2005 г.
36.     Комментарий к ФЗ»Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” — Издательство — Система ГАРАНТ, 2005 г.
37.     Юмаев М.М.Платежи за пользование природными ресурсами. — «Статус-Кво 97», 2005 г.
38.     Волков Г.А.Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственногоназначения». — «Волтерс Клувер», 2004 г.
39.     Закон субъектаРоссийской Федерации «Об охране окружающей среды»: опыт правовогомоделирования (М.И. Васильева, «Законодательство и экономика», N 11,ноябрь 2005 г.)
40.     «Своевоздействие рассчитывайте сами» (интервью с А.П. Клименко, начальникомУправления контроля и надзора в области охраны окружающей среды (ГосэкоконтроляРоссии), к.э.н.) (Я. Колпаков, «Консультант», N 11, июнь 2005 г.)
41.     Экологическаяинформация: правовое регулирование доступа и предоставления (А.А. Попов,«Законодательство и экономика», N 6, июнь 2005 г.)
42.     Право граждан иобщественных организаций на доступ к экологической информации и еепредоставление: законодательство и судебная практика (А.А. Попов,«Законодательство и экономика», N 5, май 2005 г.)
43.     Возмещениеэкологического вреда, причиненного жизни и здоровью (В.М. Кособродов,«Адвокат», N 4, апрель 2005 г.)
44.     Экологическаяполитика России и административная реформа (М.В. Пономарев,«Законодательство и экономика», N 4, апрель 2005 г.)
45.     Глобализация иразвитие экологического законодательства (С.А. Боголюбов, «Журналроссийского права», N 5, май 2004 г.)
46.     Экологическаябезопасность как форма реализации права граждан на благоприятные условияжизнедеятельности (З.В. Каменева, «Законодательство и экономика», N1, январь 2004 г.)
47.     Систематизацияэкологического законодательства: современные проблемы и практические подходы(И.А. Игнатьева, «Журнал российского права», N 12, декабрь 2003 г.)
48.     Понятийныйаппарат экологического права: шаг вперед, два шага назад (А.С. Кабанков,«Журнал российского права», N 12, декабрь 2003 г.)
49.     Конституционныеосновы охраны окружающей среды (С.А. Боголюбов, «Журнал российскогоправа», N 11, ноябрь 2003 г.)