Право Российской Империи в ХІХ веке

–PAGE_BREAK–
Глава 2: Развитие права в 19 веке
§ 1. Судебные реформы XIX века. Изменение судебной структуры Изменение судоустройства, установленного Павлом I в конце XVIII в., было начато в соответствии с Указом от 9 сентября 1801 г.[17], восстановившим с малозначительными отступлениями местную судебную систему, созданную «Учреждениями о губерниях». Согласно Указу, Гражданская палата являлась средней судебной инстанцией. Она состояла из председателя, советника (оба назначались правительством), четырёх заседателей (двое из них выбирались дворянством и двое – купечеством).
Последующими указами была сужена компетенция и восстановленной Уголовной палаты. Ей вменялось в обязанность отсылать на утверждение губернатора решения по всем поступавшим к ней на ревизию уголовным и следственным делам.[18]. В случаях несогласия губернатора с решением палаты дело направлялось на ревизию Сената[19]. Уголовная палата обязывалась вносить на ревизию Правительствующего Сената (до исполнения приговоров) следующие категории дел: 1) влекущие наказания для подсудимых в виде смертной казни или лишения чести[20];2) дела по обвинению дворян и чиновников в убийстве (даже в случае признания их невиновными)[21].
Высочайшим повелением можно было отсрочить исполнение любого приговора палаты, а дело при этом передавалось в Сенат[22].
Решения Уголовной палаты по делам о порубках, пожарах, истреблении казённых лесов, ином ущербе для казны подлежали утверждению Казённой палаты. Дела по малозначительным преступлениям, влекущим наказания в виде ареста, штрафа или выговора, решались в Уголовной палате окончательно даже в тех случаях, когда была осуждена группа подсудимых, в том числе и дворян[23].
Низшие судебные инстанции, ликвидированные Павлом I не были восстановлены, но их функции передавались специально введённым для этого двум заседателям от сельских жителей в каждом уездном суде[24].
Уездный суд обладал правом окончательного решения лишь следующих категорий дел: 1) о краже и мошенничестве (ценой ниже 20 руб.) даже в случае рецидива; 2) те же дела при цене до 100 руб. в тех случаях, когда они влекли за собой телесные наказания[25].
В 1801-1802 гг. были уничтожены созданные Павлом ратгаузы и восстановлены городовые магистраты, состоявшие под апелляцией палат. Городовые магистраты подразделялись на три департамента: один для уголовных дел и два для гражданских[26]. В 1805 г. Московский магистрат был увеличен ещё на один департамент, который функционировал до 1822 г[27].
Был восстановлен Совестный суд в прежнем составе[28], и подтверждена его компетенция[29].
Совестный суд обязывался до приведения приговора в исполнение по делам о дворянах или малолетних преступниках представлять своё решение на ревизию в Сенат[30].
В 1826-1828 гг. были проведены подготовительные мероприятия и введены Совестные суды на территориях белорусских и остзейских губерний.
Кроме того, общая судебная система была дополнена созданием особого суда – Коммерческого. Он состоял из председателя, четырёх членов и одного юрисконсульта (докладчик или секретарь). Члены суда избирались купечеством из своей среды. При суде состоял прокурор.
К ведению Коммерческого суда относились купеческие сделки, иски городских и иногородних купцов, а также дела лиц других сословий, но касавшиеся торговли. Ему было предоставлено право окончательного решения дел, цена иска по которым не превышала 500 руб.; остальные дела подлежали апелляции Правительствующего Сената. В суде имелась канцелярия.
В 1802 г. были восстановлены и словесные суды на прежних основаниях[31]. Тогда же вновь открылись по одному Надворному суду в столицах в качестве первой судебной инстанции. Надворные суды подразделялись на три департамента, каждый из которых состоял из председателя – надворного судьи и двух заседателей[32].
Кризис судебной системы, болезненно ощущавшийся всеми слоями общества в первой половине XIX в. и осознававшийся правящими кругами, заставил ускорить разработку нового законодательства о судоустройстве и процессе, призванного определить основные начала будущего судебного строя.
Судебная реформа 1864 г. проводилась в комплексе с другими социально-политическими реформами – крестьянской, местного самоуправления, военной, образования ( что весьма важно для успеха реформ в целом), но отличалась от них, по единодушному мнению исследователей, большей последовательностью и демократичностью.
Судебная реформа, призванная ввести буржуазно-демократические начала в действовавшее судебное право, была наиболее прогрессивной в ряду других, причём создававшиеся институты судебного права во многом опережали время.
20 ноября 1864 г. Судебные уставы были утверждены. Одновременно был подписан указ об их распубликовании во всеобщее сведение.
Действительной целью Судебных Уставов 1864 г. было создание подлинно независимой и сильной судебной власти в России, что не могло сочетаться с сохранением самодержавия. Буржуазно-демократические принципы и институты судоустройства и процесса – независимость суда от администрации, несменяемость судей, участие общественности в отправлении правосудия – не могли укорениться в государстве с сохранившимся сословным строем, остававшимся по форме правления абсолютной монархией, с политическим господством дворян-помещиков, традиционно сильным бюрократическим аппаратом управления, составной частью которого до реформы являлся суд, с ещё только нарождавшимися институтами всесословного правительства, допускавшегося лишь на местном уровне.
Судами, решающими дело по существу, приговоры которых не будучи оспоренными, вступали в силу, были окружные суды – общие суды первой инстанции. Судами второй инстанции, апелляционной, пересматривавшей вновь обстоятельства дела и постановлявшей новый приговор по существу, стали судебные палаты, разделяемые по характеру дел на уголовные и гражданские. В качестве третьей инстанции, кассационной, т.е. рассматривавшей решения и приговоры с точки зрения соответствия их закону и его правильному истолкованию, а также с точки зрения соблюдения всех установленных форм судебного производства, был призван действовать Сенат – его кассационные департаменты. Переход дела из одной инстанции в другую определялся жалобой заинтересованной стороны.
В соответствии с положениями Судебных уставов дела уголовные, поступавшие в кассационный департамент, могли касаться или отмены (кассации) приговора, или возобновления уголовного дела.
По делам гражданским поступавшие в Сенат просьбы могли быть как о кассации решения, о пересмотре его, так и от третьих лиц, не участвовавших в деле.
В соответствии с законом на Сенат была возложена обязанность высшего кассационного надзора за соблюдением форм судопроизводства и единообразным применением законов в общих и мировых судах (т.е. созданных новых параллельно действовавших судебных систем: общей и местной) всей страны. Кассационные департаменты объявлялись верховным учреждением, решения которого не подлежат никакому контролю и не могут быть обжалованы.
Компетенция кассационных департаментов значительно сузилась после издания в 1889 г. Положения о земских начальниках, передавших эту функцию правосудия в ведение созданных судебно-административных учреждений.
Значительной новацией пореформенной судебной системы было наличие в ней такой формы суда, с участием представителей общественности, как суд присяжных. Присяжные заседатели, образуя в соответствии с законом отдельную, самостоятельную и независимую коллегию, комплектуемую на основе выборов и последующего жребия, составляли в процессе скамью присяжных. В отличие от коронных судей, которых они дополняли в процессе, они решали вопросы факта и вины, не участвуя в определении меры наказания.
В соответствии с введением новых правил судебного процесса, ставшего состязательным, была реорганизована прокуратура – новый институт государственного обвинения в суде – и создана адвокатура – представитель защиты прав и интересов в суде частного лица.
§2. Развитие гражданского права Гражданские законы были помещены в т.X, XI и XII Свода законов Российской империи. Наиболее важные из них включались в первую часть (или половину) т. X и назывались Сводом законов гражданских. Он состоял из трёх книг: 1) о правах и обязанностях семейственных;2) о порядке приобретения и укрепления прав на имущества вообще; 3) о порядке приобретения и укрепления прав на имущество в особенности. Книги делились на разделы, разделы – на главы, главы – на отделения, отделения – на статьи. Всего этот источник содержал 2334 статьи.
Несмотря на обширность источника, сильно ощущалась его пробельность, т.е. многие отношения не были урегулированы; многие законы, изданные очень давно, в период господства помещичьего землевладения и крепостного права, не отвечали новым условиям, запросам торгового оборота и обмена; не была выдержана юридическая терминология, в силу чего её саму приходилось выяснять «по общему составу статьи».
Отмечались неясности и логические противоречия Свода. Так, лица, достигшие 17 лет, были в праве управлять своим имуществом. Управление имуществом немыслимо без совершения сделок. Но закон запрещал им совершение актов и сделок без попечителя. В законах гражданских имелись и предписания скорее морального, чем правового характера. Например, ст.106 представляла собой нравственную сентенцию: «Муж обязан любить жену, как собственное тело, уважать её…»
В связи с конкретными судебными делами Правительствующий Сенат давал толкование тех или иных статей Свода законов гражданских. Такие толкования также являлись источником права. Всякие изменения в гражданском законодательстве вносились в Свод.
В рассматриваемый период наметилось обособление таких отделов гражданского права, как торговое, вексельное, промышленное, морское, горное, водное, лесное право.
Отдельного Торгового уложения (кодекса) а России не существовало. Проекты его составлялись в 1814 и 1823 гг., но оба раза не были утверждены Государственным Советом. Правда, изданный в 1832 г. Устав о векселях содержал многие нормы торгового права.
Помимо законодательства, т.е. официальных норм, исходивших от самодержавного правителя, в крестьянской среде действовало право неофициальное, обычное. Некоторые исследователи приходили к выводу, что в крестьянской общине крестьяне могли свободно покупать, продавать и закладывать земельные наделы.
Все институты и нормы гражданского права были пронизаны идеей сословности, т.е. неравенства субъектов права (подданных) перед законом. Как и прежде, к привилегированным сословиям относились дворяне, духовенство и отчасти городская верхушка и купцы.
Манифестом 1807 г. Александр I отменил так называемое именитое гражданство, предусматривавшееся Жалованной грамотой городам. Вместо семи категорий именитых граждан учреждалось «первостатейное купечество». Позднее Николай I Указом от 10 апреля 1832 г. учредил «почётное гражданство».
В 1822 г. священнослужители из дворян приобрели право совершать купчие на мастеровых и крестьян. Следовательно, духовенство приобретало привилегию дворянского сословия.
В гражданских правах ограничивались евреи и иностранцы. Евреи, для которых была установлена черта осёдлости, не могли приобретать недвижимость за пределами этой черты. Правда, какая-то часть евреев, обладавших капиталом и образованием, обитала и вне черты. В 1835 г. устанавливалось, что нанявшиеся к евреям на работы христиане обязаны жить отдельно от хозяев.
Применительно к сфере вещного права особое внимание с 1864 г. уделялось укреплению российского землевладения в западных губерниях. Рядом принятых в этот период нормативных актов (узаконений) была ограничена правоспособность иностранцев в области совершения сделок с недвижимостями. Именной указ Правительствующему Сенату от 14 марта 1887 г. установил на этот счёт особые правила. Согласно этим правилам, в десяти западных губерниях страны исключалось приобретение недвижимости иностранцами на праве собственности. Равным образом не допускались сделки, посредством которых устанавливались права иностранцев на владение и пользование недвижимыми имуществами в этих губерниях.
Стремлением государства оказывать покровительство русским предпринимателям, русской промышленности и русской торговле проявилось и в определённых ограничениях в выборе места жительства в западном крае. 14 марта 1892 г. было издано Высочайшее повеление «О прекращении иностранной колонизации в Волынской губернии». В соответствии с этим актом было запрещено селиться вне городов даже тем иностранцам, которые приняли русское подданство.
Гражданскому праву дореволюционной России были известны все основные критерии классификации вещей, применяемые со времён Рима; в частности, деление их на движимые и недвижимые, потребляемые и непотребляемые, и т.д.
Деление вещей на оборотоспособные и изъятые из оборота связывалось в русском праве с установлением перечня тех видов имущества, которые не были предметом частного обладания. К ним относились:
1)     Межевые полосы (межи и межники).
2)     Воды и водные пути сообщений.
3)     Дороги.
4)     Гавани, порты, крепости, церковные строения (кроме домашних церквей), монастыри, публичные памятники, общественные кладбища и т.п.
Имущества подразделялись также по признаку ограничения частного обладания в зависимости от характера имущества или категорий собственников либо владельцев. Особым ограничениям подчинялся такой особый вид вещей, как иконы. Иконы рассматривались и как вещь, и как произведение искусства, но с учётом религиозных представлений и религиозного почитания таких вещей.
В сферу вещного права входили право собственности, владение и право на чужую вещь (сервитут). В ст. 420 Свода законов гражданских давалось определение права собственности как права «исключительного и независимого от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно».
О праве собственности неполном речь шла тогда, когда «лицо постороннее» в какой-то мере ограничивало собственника в пользовании, владении и распоряжении вещью, например угодьями.
Указ от 22 февраля 1805 г. определил, что пожалованные имения следует считать благоприобретённым имуществом, а не родовым, как прежде: «считать пожалованные имения в равном достоинстве с благоприобретёнными».
Любое лицо могло стать собственником в силу давности или давностного владения. Владение вещью, добросовестное или недобросовестное, в течение 10 лет превращало владельца в собственника.
Русское законодательство ограничивало собственника либо в интересах общества, либо в интересах определённого лица. Соответственно такие ограничения делились на две категории: право участия общего и право участия частного. В первом случае ограничения устанавливались «в пользу всех без изъятия». Наиболее серьёзные ограничения собственности касались недвижимых вещей, в первую очередь поземельной собственности как основного средства производства. Закон предписывал, чтобы владельцы земель, по которым проходят большие дороги, не препятствовали проходу и проезду по этим дорогам. Им запрещалось скашивать и уничтожать траву на большой дороге.
Под правом участия частного понималось ограничение собственников в интересах соседей. Прибрежный владелец не имел права поднимать запрудами речную воду и тем затоплять соседские луга и пашни, либо останавливать действие мельницы соседа.
В 1809 г. был издан Указ о восстановлении нарушенного кем-либо (даже и собственником) владения.
Семейно-брачные отношения продолжали регулироваться государством и церковью. В юридическом смысле брак есть договор, т.е. соглашение, союз мужчины и женщины, заключаемый в определённой форме и влекущий за собой определённые юридические последствия.
В первой части т. X Свода законов («О правах и обязанностях семейственных») речь шла о брачном возрасте для мужчин и женщин, о согласии на брак родителей, опекунов, начальства (гражданского или военного), о правовом положении жены в семье, о разделённости имущества супругов, о детях.
Вплоть до Указа от 19 июля 1830 г. брачный возраст для мужчин составлял 15 лет, а для женщин – 13 лет. Этим Указом возраст был повышен соответственно до 18 и16 лет. Подобная мера мотивировалась так: «Желая предохранить верноподданных от тех, известных по опыту, вредных последствий, кои происходят от сочинения браков между несовершеннолетними и потрясают добрые нравы, признали мы за благо повелеть, дабы воспрещено было священникам отныне впредь венчать браки, если жених и невеста не достигли ещё первый 18, а последняя 16 лет». Это предписание и вошло в Свод законов. Для природных жителей Закавказского края брачный возраст в 15 и 13 лет, восходящий к Эклоге, оставался неизменным. Не позволялось вступать в брак лицам старше 80 лет.
    продолжение
–PAGE_BREAK–От предшествующего периода сохранился так называемый «обыск», т.е. опрос священником лиц, явившихся для освидетельствования, по поводу того, нет ли законных препятствий для совершения брака. В 1802 г. при церквах были заведены особые шнуровые книги для записывания «обысков». В 1837 г. предписанием Синода была введена особая форма «обыска».
С 21 сентября 1815 г. свободная женщина, вступившая в законный брак с крепостным, не утрачивала свою свободу, т.е. не переходила в крепостное состояние[33]. Если жена до брака принадлежала к низшему сословию (по сравнению с мужем), то она приобретала положение мужа, а если к высшему, то своих сословных прав мужу не сообщала, но и не теряла их.
Суть личных отношений супругов определялась законом следующим образом: муж объявлялся главой семьи, а жена – хозяйкой дома. За женой сохранялись некоторые обязанности в отношении своих родителей. Но всё же она обязана была «преимущественным повиновением воле своего супруга».
До царствования Николая I муж был в праве наказывать жену. С этого же времени запрещалось бить, а тем более увечить жён.
В известных случаях законодательство допускало расторжение брака (развод) при жизни супругов, если физическая или нравственная цель брака становилась неосуществимой.
Русское законодательство устанавливало несколько главных поводов для развода: 1) прелюбодеяние одного из супругов; 2) лишение одного из супругов всех прав состояния по суду; 3) безвестное отсутствие супруга в течение 5 лет; 4)вступление обоих супругов, если они бездетны, в монашество.
Дети, рождённые в «законном браке, или «законнорожденные», наследовали права родителей. Дети, рождённые вне брака или «незаконные», «незаконнорожденные», никакими правами не обладали.
Родители обязаны были давать детям «пропитание, одежду и воспитание, доброе и честное по своему состоянию».
Родительская власть, или «союз родителей и детей», прекращалась в трёх случаях: 1) вследствие политической смерти и ссылки на вечную каторгу; 2) поступления в монашество; 3) замужества дочери.
К институтам семейного права, замещавшим собой кровное родство, относились усыновление, опека и попечительство. К лицу, утратившему родителей, мог был приставлен опекун или попечитель. Опекунами могли быть лица обоего пола. Опекун из числа лиц, способных к опеке, мог быть назван в завещании родителя несовершеннолетнего. По достижении опекаемыми 14 лет опекуны заменялись попечителями (до наступления опекаемому 21 года). Как и предшествующий период, существовало два порядка наследования – по завещанию и по закону. Завещание, понимаемое как объявление воли владельца, наследодателя, о его имуществе на случай смерти, именовалось духовным завещанием. От завещателя зависело, составить ли завещание в домашнем или нотариальном порядке. Домашнее завещание составлялось в присутствии трёх свидетелей. Если завещатель писал его собственноручно или если в числе свидетелей находился его духовник, то достаточно было двух свидетелей.
С 1803 г. установился упрощённый, или сокращённый, порядок составления завещания для вдов, а с 1818 г. – для лиц, выдерживающих карантин, т.е. временно изолированных по причине соприкосновения с заразными больными или перенёсшими эпидемическую болезнь. Исполнение вступившего в силу завещания было возложено и на душеприказчика, т.е. на лицо, специально назначенное в завещании. В том случае, если умершее лицо не оставило завещания, т.е. не выразило в установленной законом форме воли относительно посмертной судьбы своего имущества, наступало наследование по закону. Оно наступало в трёх случаях: 1) если умерший оставил после себя родовое имение; 2) если он не оставил распоряжения на случай смерти в отношении благоприобретённого имущества; 3) если суд признает завещательное распоряжение недействительным. Согласно т. X Свода законов ст. 1121 Законов гражданских, «ближайшее право наследования имеет линия нисходящая: в недостатке оной наследство обращается или в побочные линии, или в определённых случаях к родителям и восходящим родственникам».
§ 3. Развитие Уголовного права
Основными источниками уголовного законодательства в первой половине XIX в. были т. XV Свода законов (кн. 1) и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
Уложение о наказаниях, как и Свод законов, знало два понятия уголовно наказуемого деяния: преступление и проступок. Но в отличие от Свода законов, устанавливавшего различие между преступлением и проступком по тяжести наказания, Уложение различало их по объекту посягательства (ст.1 и 2). Исследователи Уложения 1845 г. отмечали, что в Особенной части это различие по объекту посягательства провести не удалось.
Указание в ст. 4 Уложения на нарушения не только уголовного, но и исправительного закона определило возможность включения в него и административных, и дисциплинарных правонарушений.
В первом разделе Уложения были определены виновность как необходимое основание наступления ответственности и формы вины (ст. 5, 7). Преступления и проступки делились на умышленные и неумышленные, причём последние подразделялись на случайные и неосторожные (ст. 7). Случайные наказанию не подлежали. Закон требовал установить, совершено ли умышленное преступление с заранее обдуманным намерением или с внезапно возникшим умыслом (ст. 6).
Неосторожность как форма вины не получила достаточно чёткого общего определения в ст. 7. более подробно ответственность за неосторожные преступления формулировалась в ст. 16[34].
В ст. 8-12 говорилось о стадиях предварительной преступной деятельности и о совершении преступления.
Умысел в государственных преступлениях («голый» умысел) был наказуемым по ранее действовавшим уголовным законам России. Уложение 1845 г. решало этот вопрос по-разному. В ст. 8 и 9 признаки умысла рассматривались как «изъявление на словах, или письменно, или иным каким-либо действием намерения учинить преступление»: в ст. 97 говорилось просто об умысле на преступление и его наказуемости (в случае указание на это в законе).
Под приготовлением понималось «приискание или приобретение средств» для совершения преступления. Приготовление к совершению преступления наказывалось лишь в случаях, прямо указанных в законе, или тогда, когда сам характер приготовленных действий был противозаконен.
Устанавливалась ответственность за соучастие. При этом выделялось два вида совместного участия двух или более лиц в совершении преступления: совершение преступления несколькими лицами по предварительному согласию или без него.
Под общей рубрикой о соучастии рассматривались и различные случаи прикосновенности к преступлению: попустительство, заранее не обещанное укрывательство (другой вид укрывательства — заранее обещанное – был отнесен к пособничеству), недонесение. Соучастие было хорошо известно российскому законодательству и ранее[35]. Виды соучастия определялись и Сводом законов, но Уложение сделало это значительно более точно и юридически совершенно.
В ст. 96 Уложения был сформулирован важный принцип, типичный для буржуазного уголовного права, — наказание должно быть определено не иначе как на точном основании закона.
Формулировались и другие очень важные положения, также типичные для буржуазного уголовного законодательства: доказанность преступного деяния и виновность как необходимые основания наступления уголовной ответственности.
Впервые в уголовном законодательстве России в ст. 98 Уложения давался перечень всех обстоятельств, устранявших наступление уголовной ответственности. Ненаказуемость случайного деяния давно уже была известна российскому законодательству. Статья 6 Свода законов различала деяния умышленные, неосторожные и случайные. Но формулировка Уложения была более юридически точной; так как в ней прямо указывалось на отсутствие при случайном деянии вины – необходимого основания наступления ответственности.
Уложение определяло малолетство как обстоятельство, устранявшее наступление ответственности. В ст. 100 устанавливался возраст наступления уголовной ответственности – 7 лет. Этот вопрос в российском законодательстве до Уложения достаточно четко не решался. По мнению многих юристов, и Уложение, несмотря на вопрос о возрасте наступления уголовной ответственности.
Добровольный отказ от совершения преступления был известен российскому законодательству и ранее, но в Уложении он получил четкую юридическую характеристику.
В случае, если преступление не было доведено до конца не по собственной воле подсудимого, а по не зависевшим от него обстоятельствам, были возможны два варианта ответственности: если подсудимый сделал все, что он считал нужным для приведения своего намерения в исполнение, то он должен был быть наказан как за совершенное преступление; если нет, то суд мог уменьшить меру наказания на одну две ступени.
Уложение давало право судам действовать по аналогии, т.е. приговаривать виновного к наказанию, установленному за сходное преступление.
Интересны также и другие положения уголовного законодательства. Например, наказание отменялось в случаях: смерти преступника, примирения с обиженным (по делам частного обвинения), истечения давности (ст. 160).
О первом обстоятельстве, отменяющем наказание (смерть преступника), говорилось в ст. 161. При этом устанавливалось, что иски и казенные взыскания не погашаются со смертью преступника. Они должны обращаться на его имущество.
Институт давности был известен Своду законов (ст.146), а до него – законодательству конца XVIII века.
Под давностью обычно понимался срок, по истечении которого либо не мог быть исполнен приговор по применению к виновному наказания, либо не могло быть возбуждено уголовное преследование. Уложение 1845 года под давностью понимало только давность привлечения к уголовной ответственности. Сроки давности определялись дифференцированно, в зависимости от тяжести наказания:10, 8, 5 лет, 3 года. Статья 164 распространяла общие давностные сроки и на дела, возникавшие в порядке частного обвинения, исключая лишь те, которые не могли закончиться примирением (ст.162).
Гражданские (имущественные) взыскания за причиненные преступлением вред или убытки не погашались давностью, установленной Уложением. На них распространялось положение т. Х Свода законов в части «Законов гражданских и межевых». В ст.390 этих законов определялся 10 – летний срок обращения с иском. Право на иск о возмещении убытков не утрачивалось и в случае помилования высшей властью ( ст.172).
Помилование было прерогативой императора. Последствия наказаний (правопоражение) отменялось лишь в случае, прямо предусмотренном указом о помиловании или общим указом об амнистии.
Уложение более четко определяло действие уголовного закона во времени и пространстве. В соответствии со Сводом законов (ст.60 т.I) Уложение не имело обратной силы. Закон исходил из принципа, что никто не может отговариваться «неведением закона», в случае если он был в установленном порядке обнародован.
Преступления, совершенные военнослужащими, рассматривались в Военно–уголовных судах в соответствии с Военно–уголовным кодексом (Военно-уголовный устав 1839 года). Каторжные и ссыльные на поселение в Сибирь подлежали действию Устава о ссыльных. Сельско-судебный устав 1839 года устанавливал наказания для государственных крестьян.
В общей части Уложения предусматривалось наказания уголовные и исправительные, из которых наиболее тяжкими были уголовные: лишение всех прав состояния и смертная казнь; лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы, а для людей, не изъятых от наказания телесных, публичное наказание от 30 до 100 ударов плетьми (через палачей) с наложением клейма, а также ссылка в каторжные работы с потерей всех прав состояния; лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь.
Уложение устанавливало льготы для высших сословий. Так, в ст.60 предусматривалось возможность замены для дворян и чиновников кратковременного ареста в тюрьме домашним арестом или арестом в помещении ведомства, где они служат.
Закон определял дополнительные наказания (например, поражение в правах, церковное покаяние, конфискация, воспрещение жительства в определенных местах, отдача под надзор полиции и др.), особенные наказания за преступления и поступки на службе (исключение со службы, отрешение от должности, вычет из времени службы, удаление от должности, перемещение с вышей должности на низшую, выговор, вычет из жалованья, замечание) и возможность замены одних наказаний другими (так, смертная казнь могла быть заменена императором так называемой политической смертью, когда осужденного возводили на эшафот, ставили под виселицей на публичной площади, а затем ссылали на каторгу на срок или бессрочно.
Для Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, как и для Свода законов, было характерно отсутствие достаточно четкого разграничения уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. И это закономерно, так как в России в первой половине XIX века суд не был отделен от администрации, широкие судебные полномочия имели органы полиции и политического сыска. Многие составы преступлений, вошедшие в Уложение о наказаниях, в своде законов были помещены в Полицейском уставе о предупреждении и пресечении преступлений
(т. XIV).
При всех недостатках Уложения его принятие имело большое значение для дальнейшего развития уголовного законодательства России и уголовно-правовых теорий, для подготовки и проведения в последующем судебной реформы, принятия Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Подготовка проекта Уложения и в ещё большей степени практика его применения показали несовершенство организации судебной деятельности в России.
Особенная часть Уложения, состоявшая из 2043 статей и подразделявшаяся на 11 разделов, главы и отделения, являлось крайне сложной системой. 9 разделов посвящались охране существовавшего общественно-политического строя. Как и в предыдущем законодательстве, на первом месте стояли преступления против веры. Если в своде законов их было 31, то в Уложении 1845 года – 80[36].
Богохуление и порицание веры совершалось в церкви, в публичном или многолюдном месте либо при свидетелях. По мнению А.Лохвицкого, свидетелей должно было быть не менее двух и обязательно русских-православных, чтобы хуление Христа могло произвести «соблазн».
В целях дальнейшего развития религиозного просвещения в Уложение 1845 г. были внесены положения об ответственности за воспитание детей иноверных супругов не в «христианской вере» или за приобщение их «к обрядам другого христианского вероисповедания». За это родители лишались всех прав состояния и ссылались на поселение либо заключались в тюрьму, а евреи, державшие у себе в услужении прислугу- христианку, подвергались штрафу.
Установленные Уложением наказания не всегда соответствовали тяжести содеянного и мере участия отдельных лиц в совершении преступления. Так, свидетели произнесения «дерзких», «оскорбительных» слов против государя, не препятствовавшие этому, приговаривались к аресту от 3 недель до 3 месяцев.
Разрешалось применять в качестве дополнительного наказания конфискацию всего имущества, родового и благоприобретённого.
Четвертый раздел Уложения «О преступлениях и проступках против порядка управления» содержал главы: «О сопротивлении распоряжениям правительства и неповиновении установленном от оного властям»; «Об оскорблении и явном неуважении к присутственным местам и чиновникам при отправлении должности»; «О самовольном присвоении власти и о составлении подложных указов или предписаний и других исходящих от правительства бумаг»; «О похищении бумаг или вещей из присутственных мест, сорвании печатей и уничтожении поставленных или приложенных по распоряжению правительства знаков»; «О взломе тюрем, уводе и побеге находящихся под стражей или надзором»; «О тайных обществах и запрещенных сходбищах»; «О недозволенном оставлении отечества». Даже название этих глав свидетельствует о том, что четвертый раздел объединял самые разные составы преступлений, различной значимости и опасности.
В этом же разделе содержались составы преступных деяний, препятствующих осуществлению правосудия и деятельности полицейских властей.
Глава «О сопротивлении распоряжениям правительства и неповиновении установленном от оного властям» определяла наказания за неповиновение или сопротивление властям толпой, вооруженной чем-либо или невооруженной, применившей насилие или беспорядки либо выступившей без насилия и беспорядков. Закон требовал самого жесткого наказания для главных виновных (в преступлениях, совершенных без предварительного сговора) и зачинщиков и подстрекателей заранее подготовленных выступлений.
    продолжение
–PAGE_BREAK–