1. Право собственности на землю. Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе это одно из основных вещных прав. Право собственности на землю в объективном смысле – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю; в субъективном – совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей. Правомочие владения означает основанную на законе возможность собственника иметь
у себя имущество, содержать его в собственном хозяйстве, т.е. обладать им. Правомочие пользования – это основанная на законе возможность собственника эксплуатировать, использовать имущество путем извлечения у него полезных свойств, его потребления. Правомочие распоряжения выражается в возможности определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждения по договору, передачи по наследству).
Кроме перечисленных прав собственник обладает правами, указанными в п. 2 ст. 209 ГК РФ. Он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество
в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Передача отдельных правомочий другим лицам не приводит к прекращению собственником права собственности (например, по договору аренды, хранения, доверительного управления имуществом). Собственник должен содержать имущество и сам нести расходы на эти цели. Отношения собственности на земельные участки регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, природоресурсовым и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации. Особенностью права собственности на землю в России является то, что виды прав на землю определены в законодательстве "по субъекту". В зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.
Субъектами права собственности на землю являются: физические и юридические лица, в том числе иностранные; Россия, ее субъекты и муниципальные образования. Объектом права собственности выступает земельный участок. Гражданский кодекс РФ, довольно подробно регламентируя в гл. 17 право собственности и другие вещные права на землю, тем не менее, не содержит нормативного определения земельного участка. Он определяется в ст. 6 ЗК РФ как часть поверхности земли (в том числе почвенный
слой) в границах, которые описаны и удостоверены в установленном порядке. Несколько иное, более широкое, понятие земельного участка приведено в Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" – часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным
органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Земельное и гражданское законодательство исходит из принципа ограниченности свободы действий и усмотрения собственника по владению, пользованию и распоряжению земельной собственностью. Данный принцип основан на понимании того, что право собственности существует наряду с другими правами и интересами общества, государства, граждан и должно уравновешиваться с ними. В ст. 209 ГК РФ воспроизведено конституционное положение о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Анализ норм ЗК РФ позволяет выделить следующие общие основания приобретения права
собственности на земельный участок: – в результате разграничения государственной собственности на землю; – из федеральных законов, законов субъектов Федерации; – из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права частной собственности на землю; – приобретение по основаниям, установленным гражданским законодательством. Основания прекращения права собственности на земельный участок изложены в ст.
44 ЗК РФ: – при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам; – при отказе собственника от права собственности на земельный участок; – в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Конституция
РФ установила, что государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ (п.п. "в", "г" ст. 72). Вопрос о разграничении государственной собственности на землю в настоящее время решается в соответствии с Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Вводным законом. Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации). В п. 2 этой же статьи сформулировано чрезвычайно важное положение, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований,
являются государственной собственностью. Таким образом, законодательно закрепляется презумпция государственной собственности на землю и иные природные ресурсы. Следовательно, при отсутствии надлежащих доказательств о нахождении того или иного земельного участка в частной или муниципальной собственности автоматически презюмируется государственная собственность. От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника реализуют органы государственной власти в пределах
их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане
(ст. 125 ГК РФ). В развитие положений ГК РФ был принят Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 112-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеющий важное значение для регулирования отношений в области разграничения государственной собственности на землю, поскольку право собственности на недвижимое имущество, в том числе право собственности публичных образований на земельные участки, возникает именно с момента государственной регистрации данного права в учреждении юстиции. Правовому регулированию вопросов, касающихся государственной собственности на землю, посвящены и нормы Земельного кодекса РФ. Согласно ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью на землю являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Земельный кодекс содержит также перечень земельных участков, которые ограничены в обороте и могут находиться
в государственной – федеральной или субъектов РФ – или муниципальной собственности (п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Исходя из этого можно выделить три категории земельных участков, находящихся в государственной собственности: 1) земельные участки, находящиеся только в федеральной собственности, которые не могут быть отчуждены ни в каком случае; 2) земельные участки, которые могут находиться в собственности РФ, ее субъектов и отчуждаться в рамках указанных субъектов;
3) земельные участки, которые могут отчуждаться из государственной собственности не только муниципальным образованиям, но и в частную собственность. В ст. 17 ЗК РФ также установлены основания возникновения федеральной собственности на землю. Помимо разграничения к таковым относятся: – приобретение Российской Федерацией земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством
(Российская Федерация вправе приобретать земельные участки у граждан, юридических лиц, субъектов РФ, муниципальных образований; может получить их в собственность от граждан в порядке наследования, выкупить для государственных нужд и др.); – признание федеральными законами нахождения отдельных земельных участков в федеральной собственности. Например, согласно ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" земли, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности; согласно ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится
под охраной государства. Момент возникновения права собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований связан с моментом государственной регистрации права собственности на земельные участки. В соответствии со ст. 30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная
регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении должно быть указано основание возникновения права собственности
Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок. Общий принцип разграничения земель в настоящее время таков. При разграничении государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: – земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; – земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; – иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. К собственности субъектов Российской Федерации относятся: – земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов
Российской Федерации; – земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; – иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. К собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
– земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; – земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; – иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов
Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли. Исключение из общего порядка установлено для двух субъектов Федерации: городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В этих городах в целях сохранения единства городского хозяйства установлен особый порядок: на них распространяются основания внесения в перечень земельных участков, на которые у них возникает право собственности, установленные и для субъектов РФ, и для муниципальных образований. По общему правилу право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, оставлено за органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В то же время теперь закреплено два исключения из этого правила.
Они касаются, во-первых, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации. Распоряжение названными земельными участками осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами
государственной власти субъектов РФ. Административными центрами субъектов РФ признаются, как правило, города, исторически сформировавшиеся в качестве центров жизнедеятельности соответствующих регионов, центров их промышленного, торгового, культурного развития. Их территория служит местом нахождения органов государственной власти субъекта РФ (в том числе высших органов государственной власти субъекта
РФ), территориальных органов федеральных государственных органов, компетенция которых распространяется на всю территорию субъекта РФ. В некоторых субъектах РФ (главным образом в республиках) их административные центры именуются столицами. Статус административного центра субъекта РФ в большинстве регионов России определяется специальным законом и в первую очередь предполагает особенности регулирования отношений на соответствующей территории, обусловленные функционированием ее в качестве регионального центра, включая перспективное планирование развития поселения, взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления в связи с предоставлением земельных участков, зданий, необходимых для размещения государственных органов, взаимное согласование интересов указанных органов в процессе нормотворческой деятельности и т.д. Градостроительный кодекс РФ определил города – центры субъектов
РФ в качестве объектов градостроительной деятельности особого регулирования . Муниципальная собственность представляет собой форму собственности, существующую параллельно с государственной. По своему характеру и юридической природе она находится в одном ряду с правом государственной собственности. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки, то в отличие от государственной собственности она может возникать в порядке, установленном ст.
225 ГК РФ, и на бесхозные земельные участки, от которых отказались собственники. При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого образования. Однако муниципальное образование может приобрести, например, купить земельный участок, находящийся за пределами территории муниципального образования.
Точно так же субъект Российской Федерации или непосредственно Российская Федерация согласно п. 3 комментируемой статьи могут передать безвозмездно в собственность муниципального образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ, для обеспечения развития территории этого муниципального образования. Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельным участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю. Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Современное законодательство позволяет назвать несколько видов частной собственности на землю: –
собственность физического лица, при которой земельные участки предоставляются в собственность для ведения огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и т.д. Собственниками земельных участков могут выступать граждане РФ, граждане иностранных государств и лица без гражданства, которые на основании ст. 36 Конституции РФ вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им земельными участками,
использовать для бытовых, предпринимательских и иных целей, совершать различные сделки, в том числе и по отчуждению, но в пределах, предусмотренных законодательством, т.е. если это не наносит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в силу закона не может принадлежать гражданам и юридическим
лицам. В Земельном кодексе установлен перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность (кроме случаев, установленных федеральным законом); – собственность юридического лица, при которой собственниками земли могут быть все коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственниками учреждений. Земельные участки могут быть как переданы в собственность юридического лица в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), так и приобретены этим юридическим лицом по иным основаниям. Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей права собственности юридических лиц на земельные участки. Оно подчинено общим нормам гражданского законодательства. По действующему законодательству иностранные юридические лица также являются субъектами права частной
собственности на землю. Однако согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать земельными участками на праве собственности, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях
РФ в соответствии с федеральными законами. Следовательно, по общему правилу на всех остальных территориях, кроме перечисленных в статье, указанные лица могут приобретать земельные участки в собственность. Это, однако, не касается участков земли из земель сельскохозяйственного назначения, которыми иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более
чем 50%, в соответствии со ст. 3 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", могут обладать только на праве аренды. Субъекты общей собственности на земельные участки, как и любые другие, обладают правомочиями и несут юридическую ответственность (например, участники крестьянского (фермерского) хозяйства). Отличительная черта этого вида собственности – ее субъектами выступают несколько граждан или юридических лиц. Выделяют: а) общую долевую собственность; б) общую совместную собственность. В первом случае определяются доли каждого из собственников в праве собственности, во втором – владение, пользование и распоряжение земельным участком осуществляются без определения таких долей. Каждый участник (субъект) права общей собственности называется сособственником, а весь коллектив в целом – собственником. Субъектами права общей собственности на землю выступают семья, супруги, группа, коллектив лиц. Объектом права общей собственности является общий, единый земельный участок, не разделенный
на доли в натуре. Например, в совместной собственности крестьянской семьи может быть общий земельный участок – по их совместному желанию и решению. Земельный участок может находиться в совместной собственности супругов. По желанию супругов (закрепленному в брачном договоре) их земельные участки могут остаться в индивидуальной собственности. При распоряжении земельными участками, находящимися в общей собственности, должны соблюдаться нормы ГК РФ, устанавливающие правовой режим недвижимого имущества, находящегося
в общей собственности. Согласно ст. 246 ГК РФ установлен различный порядок распоряжения имуществом, находящимся в долевой собственности, и долей в праве собственности на это имущество. В первом случае необходимо соглашение всех участников общей собственности, во втором – участник долевой собственности вправе распорядиться своей долей по своему усмотрению, например продать, подарить, завещать, отдать в залог и т.д. При возмездном отчуждении действует преимущественное право покупки доли участниками
долевой собственности (ст. 250 ГК РФ). Владение и пользование имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляются сособственниками сообща и не зависят от размера вклада каждого из них в создание общего имущества. Соглашением между участниками совместной собственности может быть предусмотрено раздельное владение и пользование общим имуществом. Однако при несоразмерности имущества, предоставленного во владение и пользование, вкладу сособственника в создание общего имущества он в отличие от участника долевой собственности не вправе требовать от других сособственников соответствующей компенсации. С правом собственности на земельный участок связано и право использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы. Согласно ч. 2 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право собственности на: 1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы
от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование; 2) расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ. Право собственности на такие объекты является производным от права собственности на земельный участок. Плоды, продукция и доходы представляют собой различные виды приращения основной
вещи, т.е. земельного участка. Речь идет в данном случае о приращении либо органическом, которое подразумевает все, что представляют собой в широком смысле плоды (урожай на принадлежащем лицу поле, приплод скота или птицы), либо техническом (производимая расположенным на земельном участке предприятием продукция), либо экономическом (доходы, полученные от осуществления соответствующей деятельности, например передачи земельного участка в аренду). Лесное законодательство также устанавливает право собственности граждан
и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению (ст. 20 Лесного кодекса РФ). К обязанностям собственника в соответствии со ст. 42 ЗК РФ относятся следующие. 1. Обязанность использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель, разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В соответствии с ЗК РФ все земли по целевому назначению подразделяются на различные категории. Разграничение земель по категориям служит целям установления определенного вида использования земельного
участка, попавшего в ту или иную категорию. Использование земельного участка в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием предполагает фактическое использование участка в целях, установленных при его предоставлении (например, для строительства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота). 2. Обязанность сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на
земельном участке. 3. Обязанность осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами. Отношения в области использования и охраны земель, лесов, объектов водного фонда регулируются лесным, водным и земельным законодательством. 4. Обязанность своевременно приступить к использованию земельного участка в случаях, если сроки освоения предусмотрены договором. Сроки освоения земельных участков могут быть установлены в договоре (например,
купли-продажи, аренды, безвозмездного срочного пользования) и в законе. В случае если в соответствующем договоре срок не установлен, применяются сроки, установленные законом. Статья 284 ГК РФ устанавливает трехлетний срок, по истечении которого земельный участок, предоставленный для целей сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, может быть изъят у собственника. Неиспользование земельного участка в сроки, установленные в законе, является одним из оснований прекращения соответствующего права на землю. 5. Обязанность своевременно производить платежи за землю. ЗК РФ в ст. 65 определяет формы платежей за землю – земельный налог и арендная плата. Земельный налог как один из видов местных налогов регулируется Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
(в Москве и Санкт-Петербурге – законами этих субъектов Российской Федерации). Арендная плата – это плата за пользование имуществом. Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде: Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды (п. 2 ст. 614 ГК РФ).
Задача 1. Глава крестьянского хозяйства Реутов ведет на выделенном ему земельном участке разработку щебня и песка. Реутов полагает, что полезные ископаемые в границах его участка принадлежат ему на правах собственника, также как и часть реки, протекающая по территории его хозяйства. Объясните, какие права на природные ресурсы имеет крестьянское хозяйство. В соответствии с действующим законодательством, вместе с правом собственности на земельный участок,
собственник имеет право использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы. Согласно ст. 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (с изм. от 26 июня, 25 декабря 1992 г 1 июля 1994 г 3 марта 1995 г 10 февраля 1999 г 2 января 2000 г 14 мая, 8 августа 2001 г 29 мая 2002 г 6 июня 2003 г 29 июня,
22 августа 2004 г.) владельцы земельных участков вправе осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Пресные подземные водные объекты могут быть использованы путем откачки воды посредством устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, с последующим возникновением права собственности на полученную воду. Кроме того, собственник земельного участка имеет право проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими
и иными специальными требованиями. Также согласно ч. 2 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право собственности на: 1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;
2) расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ. Право собственности на такие объекты является производным от права собственности на земельный участок Задача 2. В редакцию газеты обратился гражданин с вопросом: может ли одинокий пенсионер, имеющий на правах личной собственности дом с приусадебным участком, продать (подарить, завещать, сдать в аренду) часть приусадебного участка? Может ли наследник этой части участка продать (подарит) его?
Подготовьте ответ. Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество, в объективном смысле – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю; в субъективном – совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей. Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба
окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Задача 3. При подготовке к рассмотрению материалов о предоставлении земельных участков для строительства железной дороги выяснилось, что два сельскохозяйственных предприятия, через земли которых должна быть проложена дорога не дают согласие на изъятие у них земельных участков. В связи с этим управлению дороги было отказано в предоставлении земель и предложено пересмотреть проект
строительства дороги. Управление дороги обжаловало это решение. Какой орган вправе решить этот спор и в каком порядке? Какое решение может быть принято по существу спора? Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о
выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Рассмотрением вопроса о предоставлении земельного участка для строительства железной дороги должна заниматься администрация муниципального района, на территории которой, расположен земельный участок. В случае отказа в предоставлении участка земли под строительство дороги, управление железной дороги вправе обжаловать данный отказ в арбитражный суд. По существу спора, считаю, что необходимо согласование границ земельного участка с сельхопредприятиями, кому принадлежат данные участки, возможно также изъятие земельных участков, с возмещением стоимость данного участка или предоставлением равного по стоимости участка (п. 5 ст. 27, ст. 53 ЗК РФ). Список использованной литературы.
1.Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. от 01.01.2008) от 03.06.2006 N 74-ФЗ// СПС «Консультант+» 2.Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. От 01.12.2007) // СПС «Консультант+» 3.Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997. № 112-ФЗ // СПС «Консультант+» 4.Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ
// СПС «Консультант+» 5.Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ (в ред. от 05.02.2007) // СПС «Консультант+» 6.Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 № 112-ФЗ // СПС «Консультант+» 7.Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 10.05.2007) № 33-ФЗ (в ред. от 10.05.2007) // СПС «Консультант+» 8.Федеральный закон « О крестьянском (фермерском) хозяйстве) от 11.06.2003. № 74-ФЗ. (в ред. от 04.12.2006) //
СПС «Консультант+» 9.Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединения граждан» от 15.04.1998. № 66-ФЗ // СПС «Консультант+» 10.Закон Российской Федерации «О недрах» от 01.12.2007. № 2395-1 // СПС «Консультант+» 11.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. М.: Юрайт-Издат. 2005. 12.Булаевский Б.А. и др. Наследственное право / Под ред. К.Б. Ярошенко. М.: Волтерс Клувер. 2008. 13.Ельникова Е.Е. Приватизация земельных участков собственниками расположенных на них строений. // Юрист. 2007. № 6. 14.Калинин С.П. Административно-территориальное устройство субъекта
Российской Федерации. Омск: ИПК "Омскбланкиздат". 2001. 15.Краснова И.О. Земельное право России. М.: Норма. 2008. 16.Тархов В.А Рыбаков В.А. Собственность и право собственности. Уфа. 2007. 17.Суханов Е.А. Гражданское право. М.: БЕК. 2005.