Право в системе социальных норм 2

–PAGE_BREAK–Рыночная экономика опирается прежде всего на саморегули­рующуюся систему рыночных отношений. В то же время во всех высокоразвитых странах, таких как США, ФРГ, Япония, Англия, Франция и других, государство стимулирует развитие экономики, обеспечивает сохранение социально-политической стабильности общества, повышение жизненного уровня народа. Поэтому государ­ство защищает установившиеся порядки свободного предпринима­тельства, принимает меры по предотвращению спада производст­ва, кризиса хозяйственной жизни, росту и укреплению экономики на основе достижений науки, техники, новейших технологий. Ис­пользуются такие рычаги как налоги, кредит, инвестиции, другие средства экономического и государственно-правового характера, Показателем экономического благополучия общества и в то же вре­мя рычагом воздействия на его хозяйственную жизнь, социальную, культурную сферы является бюджет государства, закон о котором ежегодно принимается высшим органом государственной власти.
Переход от командно-административной системы в хозяйст­венной жизни к рыночной экономике в Украине, других независи­мых государствах бывшего Союза ССР потребовал коренных изме­нений в формах собственности, преодоления государственной мо­нополии на орудия и средства производства, утверждения частной собственности и свободы предпринимательской деятельности, мно­гообразия форм собственности. Экономическая реформа, сопряжен­ная с большими трудностями для народа, нацелена на формирова­ние класса собственников, создание благоприятных условий для ча­стнопредпринимательской деятельности, освобождение экономики от государственного руководства, которое не могло преодолеть в ходе так называемой «перестройки» кризис общества.
В условиях развития рыночной экономики утверждаются са­морегулирующие начала хозяйственной деятельности общества, что означает повышение эффективности экономических законов и норм, но не устраняет воздействия государства и права на экономику. Об этом свидетельствует система мер, предпринимаемых в Украине в последний период. Политика приватизации, либерализации цен, бюджет, налоговая политика, плата за производственные фонды, природные ресурсы, кредитная политика, совершенствование фи­нансовой системы — все это свидетельствует об активной роли го­сударства и права в устройстве новой хозяйственной жизни стра­ны. Позитивный опыт в развитии хозяйственной жизни общества, повышении благосостояния многочисленного населения накоплен в КНР, где осуществляется курс реформ на основе соединения рынка и активной роли государства.
Несомненно, что переход к рыночной экономике, преодоление отрицательных проявлений реформ, налаживание здоровых рыноч­ных отношений и развивающейся экономики потребует значитель­ного периода в жизни страны, больших усилий народа, государст­ва. Этот переход к развивающейся экономике, устойчивому разви­тию страны, общества предполагает решительную борьбу с органи­зованной экономической преступностью, коррупцией, за утвержде­ние демократии и законности.
Политические нормы
Важную группу социальных норм составляют политические нормы. Они регулируют отношения социальных групп, классов, гра­ждан с государственной властью, отношения между классами, на­циями и народами. Политические нормы регулируют участие наро­да, классов, социальных групп в государственной власти и жизни государства, его организации, взаимоотношения государства с дру­гими организациями политической системы общества. Конституция, другие законы закрепляют и регулируют политические права и свободы граждан.
Гражданин — это политическая личность, свободный и равно­правный член государственной организации общества. Ему принад­лежат такие политические права, как свобода слова, собраний, улич­ных шествий и демонстраций, право участвовать в управлении го­сударством, право доступа к государственной службе, право на объ­единение.
Политические нормы различны по объему содержания регу­лируемых политических отношений. Нормы, обладающие наибольшей широтой содержания, общественно-политической значимостью, называются политическими принципами. К политическим принци­пам относятся принцип народовластия, суверенитета народа, прин­цип равноправия народов, наций, равноправия государств, прин­цип единства государственной власти и принцип разделения вла­стей, принцип ненасильственного, мирного разрешения междуна­родных споров и др.
Политические нормы находят выражение в различных фор­мах: в политических декларациях, манифестах государств, в про­граммных документах политических партий, движений, конститу­циях государств. Политические нормы, выраженные в юридиче­ских актах государства, приобретают в то же время значение пра­вовых норм. Вопрос о соотношении политических норм и права не решается однозначно. В отечественной литературе высказывались противоречивые взгляды по вопросу о соотношении политики и права. Однако жизнь в государственно-организованном обществе свидетельствует о многообразных связях между правом и полити­кой, об определенной включенности права в политическую жизнь общества, о воздействии политики на развитие и действие права[4]. Следует различать политическую норму и политическую оценку социальной, правовой нормы. Политическая норма может быть вы­ражена в нормативно-правовом акте государства, но она может быть выражена в политическом акте непосредственно. Юридическая нор­ма имеет политическое значение в том смысле, что к ее оценке применяется политический подход, критерий, она устанавливается компетентным государственным органом или органами.
Конечно, политический критерий, его содержание не следует абсолютизировать и таким образом «политизировать» все нормы права. Следует иметь в виду различия, например, между нормой гражданского, семейного, трудового, т. е. нормой частного права и нормой конституционного, административного, финансового права, политический характер которой определяется ее предметом регу­лирования. Нормы конституционного, государственного права пред­ставляют собой политические нормы в юридической форме.
Политические нормы регулируют взаимоотношения граждан с государством, его органами. Порядок выборов, участие граждан в выборе своих представителей в органы государственной власти, других государственных должностных лиц регулируются полити­ческими нормами, которые выражены в юридическом акте. К поли­тическим нормам относятся также и нормы, определяющие, регу­лирующие отношения законодательной, исполнительной и судеб­ной власти- Каждый закон, принимаемый государственной властью, даже если он не выражает непосредственно политических отноше­ний, получает еще на стадии разработки экономическое, социаль­ное и политическое обоснование, а с опубликованием — соответствующую оценку общества. Еще в Древнем Риме утверждали: «Solus populi sudivma lex» («Благо народа – высший закон»), что являлось свидетельством политического и гуманистического подхода Римского государства к оценке содержания и цели его.
В условиях переходного периода Украине развитие правовой системы требует внимательного учета многих факторов экономического, социально-политического, национального, культурного характера, что дает основания верно и последовательно выразить в законах, других правовых актах жизненные интересы народа.
Религиозные нормы Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете),  Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны  континентальной Европы.[5]
Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет. Новый завет. Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).
В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессу­альные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современ­ных исламских стран Коран («арабский судебник») и Сунна — основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат).[6]
         В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общепризнанные нормы человеческого общежития, требования содержатся, например, в Библии в заповедях Моисею, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых закона» установлена необходимость трудиться в течении шести дней и отдыхать седьмой, требование почитать детьми своих родителей, запрещается убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть.[7]
В нашей стране до Октябрьского (1917 г.) вооруженного вос­стания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признава­емых и установленных православной церковью («каноническое право»), был составной частью правовой системы. После отделе­ния церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.
В первые годы советской власти допускалось применение норм мусульманского права (шариат) в некоторых районах Сред­ней Азии и Кавказа.
В настоящее время нормы, установленные религиозными ор­ганизациями, соприкасаются с действующим правом в ряде от­ношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или со­вместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответ­ствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер.
Гражданину Украины предоставлено право за­менять военную службу выполнением альтернативной граждан­ской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, его совершеннолетием, с похоронами близких, и другие, однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов граждан­ского состояния либо других государственных органах, правомоч­ных выдавать такие документы.
Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Однако сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни.[8]
Мораль          Мораль (нравственность) – вид социальных норм, охватывающий своими оценками почти все сферы общественной жизни.
         Моральные нормы имеют следующие признаки:
1)    Нормы морали устанавливаются в обществе на основе моральных взглядов и убеждений о том, что есть зло, а что добро, какое поведение в обществе принимается как надлежащее и желанное, а какое считается недопустимым с точки зрения большинства его членов, какие действия соответствуют интересам общества, а какие им противоречат.
2)    Моральные нормы, как правило не требуют какого-либо документального оформления, в отличии от норм права, они находятся в сознании людей. Например, каждый член общества должен понимать, что недопустимо нарушать покой граждан, оскорблять их, распространять клеветнические измышления. И напротив, общепризнанным в обществе признается уважительное отношение к лицам поклонного возраста, инвалидам, детям, к своим родственникам и близким.
3)    Нормы морали регулируют те отношения, которые не поддаются регулированию нормами права. Невозможно, например, достичь правового урегулирования отношений или чувства дружбы и презрения, мира и вражды, любви и ненависти, уважения, чести, достоинства, бесстыдства, подлости. Эти отношения, как правило, не имеют общегосударственного значения, и они подлежат лишь моральной оценке со стороны общества.[9]
         Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношения к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.
         Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.
         Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютно социальном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Шершевич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относится к другим, а общество устанавливает, как один человек должен относится к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.[10]
В обобщенном виде общечеловеческое содержание морали выражено в так называемом золотом правиле, древнейшем нор­мативном предписании, известном еще в Древних Греции, Индии и Китае: “(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе”.
Общечеловеческие нормы и принципы морали — это нравст­венные ценности. Так называются достигнутые человечеством и воплощенные в общественном сознании общепризнанные нрав­ственные идеалы, для поддержания и более полного осуществле­ния которых общество должно предпринимать постоянные уси­лия, необходимость которых со стороны всех и каждого также входит в понятие нравственной ценности. Защита этих нравст­венных ценностей объединяет общество или по крайней мере его значительную часть.
Общечеловеческие нормы и принципы, составляющие стер­жень, системообразующее начало общественной морали, имеют разные модификации в соответствии с особенностями общества. Они санкционируются общественным мнением, воспитанием и помимо внешней санкции приобретают индивидуальную интел­лектуально-психологическую санкцию, именуемую совестью. Кроме того, нормы общественной морали могут иметь сверхъестественную санкцию в системе религиозных взглядов; значитель­ная часть населения большинства стран находится под влиянием различных вероисповеданий, содержащих моральные заповеди (в том числе «золотое правило»).
Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью совпадают не полностью. Правовое регулирование дей­ствий и отношений осуществимо лишь там, где объективно су­ществуют доказуемость и исполнимость правоотношений средст­вами юридического процесса, возможность их охраны органами государственного надзора и принуждения. Выходя за эти пределы, право становится пустой декларацией. Сфера действия морали шире и глубже, однако мораль почти безразлична к некоторым отношениям, которые регулируются правом. Таковы, в частности, формы объединения людей, структура и виды организационных отношений.
    продолжение
–PAGE_BREAK–