–PAGE_BREAK–Рыночная экономика опирается прежде всего на саморегулирующуюся систему рыночных отношений. В то же время во всех высокоразвитых странах, таких как США, ФРГ, Япония, Англия, Франция и других, государство стимулирует развитие экономики, обеспечивает сохранение социально-политической стабильности общества, повышение жизненного уровня народа. Поэтому государство защищает установившиеся порядки свободного предпринимательства, принимает меры по предотвращению спада производства, кризиса хозяйственной жизни, росту и укреплению экономики на основе достижений науки, техники, новейших технологий. Используются такие рычаги как налоги, кредит, инвестиции, другие средства экономического и государственно-правового характера, Показателем экономического благополучия общества и в то же время рычагом воздействия на его хозяйственную жизнь, социальную, культурную сферы является бюджет государства, закон о котором ежегодно принимается высшим органом государственной власти.
Переход от командно-административной системы в хозяйственной жизни к рыночной экономике в Украине, других независимых государствах бывшего Союза ССР потребовал коренных изменений в формах собственности, преодоления государственной монополии на орудия и средства производства, утверждения частной собственности и свободы предпринимательской деятельности, многообразия форм собственности. Экономическая реформа, сопряженная с большими трудностями для народа, нацелена на формирование класса собственников, создание благоприятных условий для частнопредпринимательской деятельности, освобождение экономики от государственного руководства, которое не могло преодолеть в ходе так называемой «перестройки» кризис общества.
В условиях развития рыночной экономики утверждаются саморегулирующие начала хозяйственной деятельности общества, что означает повышение эффективности экономических законов и норм, но не устраняет воздействия государства и права на экономику. Об этом свидетельствует система мер, предпринимаемых в Украине в последний период. Политика приватизации, либерализации цен, бюджет, налоговая политика, плата за производственные фонды, природные ресурсы, кредитная политика, совершенствование финансовой системы — все это свидетельствует об активной роли государства и права в устройстве новой хозяйственной жизни страны. Позитивный опыт в развитии хозяйственной жизни общества, повышении благосостояния многочисленного населения накоплен в КНР, где осуществляется курс реформ на основе соединения рынка и активной роли государства.
Несомненно, что переход к рыночной экономике, преодоление отрицательных проявлений реформ, налаживание здоровых рыночных отношений и развивающейся экономики потребует значительного периода в жизни страны, больших усилий народа, государства. Этот переход к развивающейся экономике, устойчивому развитию страны, общества предполагает решительную борьбу с организованной экономической преступностью, коррупцией, за утверждение демократии и законности.
Политические нормы
Важную группу социальных норм составляют политические нормы. Они регулируют отношения социальных групп, классов, граждан с государственной властью, отношения между классами, нациями и народами. Политические нормы регулируют участие народа, классов, социальных групп в государственной власти и жизни государства, его организации, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Конституция, другие законы закрепляют и регулируют политические права и свободы граждан.
Гражданин — это политическая личность, свободный и равноправный член государственной организации общества. Ему принадлежат такие политические права, как свобода слова, собраний, уличных шествий и демонстраций, право участвовать в управлении государством, право доступа к государственной службе, право на объединение.
Политические нормы различны по объему содержания регулируемых политических отношений. Нормы, обладающие наибольшей широтой содержания, общественно-политической значимостью, называются политическими принципами. К политическим принципам относятся принцип народовластия, суверенитета народа, принцип равноправия народов, наций, равноправия государств, принцип единства государственной власти и принцип разделения властей, принцип ненасильственного, мирного разрешения международных споров и др.
Политические нормы находят выражение в различных формах: в политических декларациях, манифестах государств, в программных документах политических партий, движений, конституциях государств. Политические нормы, выраженные в юридических актах государства, приобретают в то же время значение правовых норм. Вопрос о соотношении политических норм и права не решается однозначно. В отечественной литературе высказывались противоречивые взгляды по вопросу о соотношении политики и права. Однако жизнь в государственно-организованном обществе свидетельствует о многообразных связях между правом и политикой, об определенной включенности права в политическую жизнь общества, о воздействии политики на развитие и действие права[4]. Следует различать политическую норму и политическую оценку социальной, правовой нормы. Политическая норма может быть выражена в нормативно-правовом акте государства, но она может быть выражена в политическом акте непосредственно. Юридическая норма имеет политическое значение в том смысле, что к ее оценке применяется политический подход, критерий, она устанавливается компетентным государственным органом или органами.
Конечно, политический критерий, его содержание не следует абсолютизировать и таким образом «политизировать» все нормы права. Следует иметь в виду различия, например, между нормой гражданского, семейного, трудового, т. е. нормой частного права и нормой конституционного, административного, финансового права, политический характер которой определяется ее предметом регулирования. Нормы конституционного, государственного права представляют собой политические нормы в юридической форме.
Политические нормы регулируют взаимоотношения граждан с государством, его органами. Порядок выборов, участие граждан в выборе своих представителей в органы государственной власти, других государственных должностных лиц регулируются политическими нормами, которые выражены в юридическом акте. К политическим нормам относятся также и нормы, определяющие, регулирующие отношения законодательной, исполнительной и судебной власти- Каждый закон, принимаемый государственной властью, даже если он не выражает непосредственно политических отношений, получает еще на стадии разработки экономическое, социальное и политическое обоснование, а с опубликованием — соответствующую оценку общества. Еще в Древнем Риме утверждали: «Solus populi sudivma lex» («Благо народа – высший закон»), что являлось свидетельством политического и гуманистического подхода Римского государства к оценке содержания и цели его.
В условиях переходного периода Украине развитие правовой системы требует внимательного учета многих факторов экономического, социально-политического, национального, культурного характера, что дает основания верно и последовательно выразить в законах, других правовых актах жизненные интересы народа.
Религиозные нормы Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы.[5]
Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет. Новый завет. Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).
В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран («арабский судебник») и Сунна — основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат).[6]
В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общепризнанные нормы человеческого общежития, требования содержатся, например, в Библии в заповедях Моисею, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых закона» установлена необходимость трудиться в течении шести дней и отдыхать седьмой, требование почитать детьми своих родителей, запрещается убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть.[7]
В нашей стране до Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью («каноническое право»), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.
В первые годы советской власти допускалось применение норм мусульманского права (шариат) в некоторых районах Средней Азии и Кавказа.
В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер.
Гражданину Украины предоставлено право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, его совершеннолетием, с похоронами близких, и другие, однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие документы.
Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Однако сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни.[8]
Мораль Мораль (нравственность) – вид социальных норм, охватывающий своими оценками почти все сферы общественной жизни.
Моральные нормы имеют следующие признаки:
1) Нормы морали устанавливаются в обществе на основе моральных взглядов и убеждений о том, что есть зло, а что добро, какое поведение в обществе принимается как надлежащее и желанное, а какое считается недопустимым с точки зрения большинства его членов, какие действия соответствуют интересам общества, а какие им противоречат.
2) Моральные нормы, как правило не требуют какого-либо документального оформления, в отличии от норм права, они находятся в сознании людей. Например, каждый член общества должен понимать, что недопустимо нарушать покой граждан, оскорблять их, распространять клеветнические измышления. И напротив, общепризнанным в обществе признается уважительное отношение к лицам поклонного возраста, инвалидам, детям, к своим родственникам и близким.
3) Нормы морали регулируют те отношения, которые не поддаются регулированию нормами права. Невозможно, например, достичь правового урегулирования отношений или чувства дружбы и презрения, мира и вражды, любви и ненависти, уважения, чести, достоинства, бесстыдства, подлости. Эти отношения, как правило, не имеют общегосударственного значения, и они подлежат лишь моральной оценке со стороны общества.[9]
Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношения к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.
Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.
Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютно социальном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Шершевич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относится к другим, а общество устанавливает, как один человек должен относится к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.[10]
В обобщенном виде общечеловеческое содержание морали выражено в так называемом золотом правиле, древнейшем нормативном предписании, известном еще в Древних Греции, Индии и Китае: “(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе”.
Общечеловеческие нормы и принципы морали — это нравственные ценности. Так называются достигнутые человечеством и воплощенные в общественном сознании общепризнанные нравственные идеалы, для поддержания и более полного осуществления которых общество должно предпринимать постоянные усилия, необходимость которых со стороны всех и каждого также входит в понятие нравственной ценности. Защита этих нравственных ценностей объединяет общество или по крайней мере его значительную часть.
Общечеловеческие нормы и принципы, составляющие стержень, системообразующее начало общественной морали, имеют разные модификации в соответствии с особенностями общества. Они санкционируются общественным мнением, воспитанием и помимо внешней санкции приобретают индивидуальную интеллектуально-психологическую санкцию, именуемую совестью. Кроме того, нормы общественной морали могут иметь сверхъестественную санкцию в системе религиозных взглядов; значительная часть населения большинства стран находится под влиянием различных вероисповеданий, содержащих моральные заповеди (в том числе «золотое правило»).
Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью совпадают не полностью. Правовое регулирование действий и отношений осуществимо лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость правоотношений средствами юридического процесса, возможность их охраны органами государственного надзора и принуждения. Выходя за эти пределы, право становится пустой декларацией. Сфера действия морали шире и глубже, однако мораль почти безразлична к некоторым отношениям, которые регулируются правом. Таковы, в частности, формы объединения людей, структура и виды организационных отношений.
продолжение
–PAGE_BREAK–