Право внешних сношений

План: 1. Органы внешних сношений государства: внутригосударственные и зарубежные, их основные полномочия……… 2. Дипломатические представительство: виды, состав, функции, полномочия… … 3. Консульские представительства: виды, состав, функции, полномочия… …. Задача… Список нормативных актов и литературы… 1. Органы внешних сношений государства: внутригосударственные и зарубежные, их основные полномочия.

Международное право регулирует взаимоотношения между свои¬ми субъектами – государствами, международными организациями, конфедерациями, международными органами и иными международ¬ными институциями. В процессе международного общения они ведут переговоры и заключают международные соглашения. Для этого им необходимо быть должным образом представленными управомоченными на то органами или лицами, а также не быть подчиненными правопорядку государства, на территории которого они находятся и действуют,

чтобы свободно и беспрепятственно осуществлять свои функции, т.е. пользоваться определенными иммунитетами и привиле¬гиями. Совокупность международно-правовых норм, регулирующих представительство субъектов международного права в международных от¬ношениях, участниками которых они являются, и составляет то, что следует именовать собирательно правом внешних сношений. Право внешних сношений – это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус

органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения. Право внешних сношений также это — система принципов и норм, определяющих правовой статус и функции органов внешних сношений государств. Основные принципы международного права, возглавляющие систему международного права, закреплены в таких нормоустановительных документах, как Устав ООН и Декларация ООН о принципах 1970 г. К ним относятся следующие принципы: принцип суверенного
равенства государств (принцип равноправия государств) закреплен в писаной форме в п. 1 ст. 2 Устава ООН 1945 г. Отражает основное качество международного права как права равных (par in parem not habet imperium) субъектов. Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от времени возникновения, величины территории, количества населения, чьего-то признания

или непризнания, а также от различий экономического, социального, политического и иного характера. Принцип невмешательства во внутренние дела государств (п. 7 ст. 2 Устава ООН) также тесно связан с наличием качества суверенитета и основывается на одном из его элементов — независимости государства при осуществлении его внутренней функции. Государства имеют право в соответствии с принципом самостоятельно, без вмешательства извне и какого-

либо давления устанавливать свою политическую, экономическую системы, распоряжаться естественными ресурсами, разрабатывать их самостоятельно или концессионно, вводить налоги и иные сборы, устанавливать таможенные правила, режим пребывания иностранцев на своей территории. Принцип суверенитета составляет права государства на независимую внешнюю политику: свободное, без давления извне, установление дипломатических и консульских отношений, обмен посольствами и миссиями, решение

проблем признания новых государств и правительств, вступление и выход международных организаций. Принцип территориальной целостности государств. Устав ООН запрещает применение силы против территориальной целостности государств в виде вторжения, аннексии, оккупации, любых попыток расчленения государственной территории, если это не связано с международными санкциями. Государства имеют право на целостность своей территории и ее частей; в случае нарушения своих
прав они могут применить принудительные меры, допускаемые международным правом, могут обратиться в Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности ООН, региональные организации, созданные в соответствии со ст. 52—54 Устава ООН, а также прибегнуть к индивидуальной самообороне. Принцип нерушимости государственных границ. Согласно декларации о принципах международного права 1970 г. каждое государство обязано воздерживаться от угроз силой или ее применения с целью нарушения существующих

международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в т.ч. территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств — (п. 5 ст. 2 Устава ООН). Согласно данному принципу государства, другие субъекты международного права имеют право требовать соблюдения соответствующих международному праву договоров и обычаев; получать выгоды,

вытекающие из участия в них, и защиту, необходимую для реализации заложенных в них предписаний; оказывать помощь государствам, права которых нарушены; в некоторых случаях, обусловленных международным правом, государства могут в одностороннем порядке прекратить или изменить обязательства, вытекающие из договора или обычая. Принцип запрещения применения силы или угрозы силой (п. 4 ст. 2 гл. I Устава ООН). Обязательства государств в соответствии с принципом состоят в неприменении

друг против друга первыми вооруженной силы в нарушение положений Устава ООН независимо от того, выражается ли это во вторжении на территорию государства, или ее оккупации, или бомбардировке, или нападении вооруженными силами на военные сухопутные, морские или воздушные силы вне пределов государства, в формировании и засылке вооруженных банд и т. д. Принцип уважения прав и основных свобод человека (п.
3 ст. 1 Устава ООН в 1945 г.) В соответствии с этим принципом государства и другие субъекты международного права должны уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Принцип мирного разрешения международных споров (п. 3 ст.2 Устава ООН). Все споры между государствами и другими субъектами международного права любого

характера и происхождения должны решаться исключительно мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Такими средствами являются переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Принцип сотрудничества государств является формой практической реализации всех остальных принципов

международного права. Он представляет собой не столько право, сколько обязанность всех государств сотрудничать друг с другом. Устав ООН в преамбуле и ст. 1 обязывает членов ООН «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера». Государства обязаны сотрудничать с учетом всех принципов международного права, т. е. равноправно, справедливо, без давления и попыток вмешательства в осуществление внешней

или внутренней функции государства; выгода от сотрудничества должна быть взаимной, но при этом сотрудничество должно служить благу всех государств. Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию, доверию, укреплению добрососедских отношений и всеобщего мира. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций Данный принцип сформулирован в Уставе ООН в 1945 г «Все народы имеют право на самоопределение.
В силу этого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств на существование». Основными источниками права внешних сношений являются международный обычай и международный договор . Дипломатическое право на протяжении долгого времени основывалось на обычаях. Так, институт посла появился в глубокой древности, а нормы, закрепляющие его неприкосновенность, стали

первыми обычными нормами, ставшими основой подотрасли дипломатического права. Первым многосторонним договором права внешних сношений стал Венский протокол (Венский регламент) о рангах дипломатических представителей 1815 г. с дополнением, внесенным Аахенским протоколом 1818 г. В этом документе участвовало восемь государств Европы. В настоящее время основными источниками права внешних сношений являются:

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.; Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.; Конвенция о специальных миссиях 1969 г. ; Венская конвенция о представитель¬стве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.; Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций 1980

г.; Конвенция о предотвращении преступлений и наказании за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов 1977 г.; Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г. и другие акты. Кроме универсальных источников права внешних сношений существуют и региональные соглашения (например, Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках, подписанная 20 странами
Латинской Америки в 1928 г которая действует и поныне). В числе правовых актов РФ, регулирующих вопросы дипломати¬ческих и консульских сношений с иностранными государствами, сле¬дует назвать Конституцию РФ, Федеральный закон «О международ¬ных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г Указ Президента Российской Федерации № 272, № 271 от 14 марта 1995 г. утвердившем

Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации № 375 от 12 марта 1996 года “О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации”, Указ Президента Российской

Федерации № 1371 от 15 октября 1999 года “О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов…” регламенты палат Федерального Собрания, Положение о дипломатических и консуль¬ских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г Консульский устав 1976 г. и другие акты. Дипломатическая деятельность реализуется через систему органов внешних сношений государств. Различаются внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.

Внутригосударственные органы внешних сношений – государственные органы, расположенные на территории данного государства, одной из главных задач которых является установление и поддержание официальных отношений между государствами и иными субъектами международного права, осуществление дипломатическими средствами внешней политики государства. К внутригосударственным органам внешних сношений относятся конституционные и специализированные органы. Конституционные органы внешних сношений учреждаются конституцией

государства, которая определяет их компетенцию. Для осуществления государством внешних сношений в какой-либо специальной области государства создают, как показывает международная практика, на основе международных договоров и внутреннего законодательства специальные органы. К конституционным органам внешних сношений относится глава государства, парламент, правительство. Глава государства, (коллегиальный или единоличный) осуществляет высшее представительство данного государства
в международных отношениях. Он официально назначает на должность и освобождает от нее глав дипломатических представительств в других государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем послов и посланников других стран. Ex officio (по должности) глава государства, равно как глава правительства и глава внешнеполитического ведомства, представляет свою страну по всем вопросам внешних сношений.

Главой Российской Федерации является ее президент. Конституция страны наделила его широкими полномочиями в области внешней политики и международных отношений. Президент Российской Федерации: 1) определяет основные направления внешней политики страны (п. 3 ст. 80); 2) представляет Российскую Федерацию в международных отношениях (п. 4 ст. 80); 3) осуществляет руководство внешней политикой страны (п. «а» ст.

86); 4) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации (п. «б» ст. 86); 5) подписывает ратификационные грамоты (п. «в» ст. 86); 6) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (п. «г» ст. 86); 7) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей

Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (п. «м» ст. 83). Парламент высший представительный и законодательный орган государства решает обычно вопросы войны и мира, территориальных изменений, ратификации и денонсации международных договоров, определяет расходы на внешнеполитические мероприятия. В ряде государств правительство подотчетно парламенту в области внешней политики. Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган
Российской Федерации принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира. К ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории. Правительство, высший исполнительный орган государственной

власти осуществляет общее руководство внешней политикой государства. Ex officio (по должности) глава правительства и глава внешнеполитического ведомства, также как глава государства, представляют свою страну по всем вопросам внешних сношений. Правительство Российской Федерации согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону “О Правительстве

Российской Федерации” осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации. От имени Правительства подготавливаются и заключаются международные договоры РФ, именуемые межправительственными договорами. Председатель Правительства Российской Федерации ведет переговоры и подписывает такие договоры. К компетенции Правительства относятся утверждение, принятие договоров по вопросам, относящимся к его

ведению. Оно принимает меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров. Правительство обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества, защищает граждан РФ за пределами ее территории.

К конституционным органам внешних сношений можно также отнести Совет Безопасности Российской Федерации, который осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения международной безопасности и контроль за их выполнением. Субъекты Российской Федерации также развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических
связей субъектов Российской Федерации» 1999 г. и другими законодательными актами. МИД России и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам Российской Федерации в осуществлении ими международного сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Специализированными органами внешних сношений называются государственные органы, деятельность которых

направлена исключительно на осуществление внешних сношений. Внешнеполитическое ведомство является органом правительства по оперативному осуществлению внешней политики. Внешнеполитическое ведомство непосредственно представляет и защищает интересы и права государства в международных отношениях. Оно поддерживает установленные между государствами дипломатические и консульские отношения, осуществляет связи с международными организациями, контролирует деятельность всех дипломатических,

консульских и других официальных представительств государства за границей, обрабатывает поступающую от зарубежных представительств информацию, готовит визиты делегаций на высшем и правительственном уровнях. В России, Великобритании, Франции и многих других государствах оно называется министерством иностранных дел, в США – государственным департаментом. Министерство иностранных дел (МИД) Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке

и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. МИД РФ действует на основе Положения о МИД России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 865. Руководство деятельностью МИД России осуществляет Президент Российской Федерации.
Основными задачами МИД России являются: 1) разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации; 2) реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской

Федерации; 3) обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями; 4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других се интересов на международной арене; 5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических

лиц Российской Федерации за рубежом; 6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее международных прав и обязательств;

7) координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;

8) содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом. МИД возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства России1 МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской
Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, территориальные органы – представительства МИД России на территории Российской Федерации. В систему МИД России входят: центральный аппарат; загранучреждения; территориальные органы; организации, подведомственные МИД России, которые обеспечивают его деятельность на территории

Российской Федерации. Структурными подразделениями центрального аппарата МИД России являются департаменты по основным направлениям деятельности. Также К специальным органам внешних сношений Российской Федерации относятся совет Безопасности Российской Федерации, который осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения международной безопасности и контроль за их выполнением;

Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная служба РФ, и некоторые другие органы в пределах их компетенции. Нельзя забывать о субъектах Российской Федерации, которые развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» 1999 г. и другими законодательными актами.

МИД России и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам Российской Федерации в осуществлении ими международного сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Зарубежные органы внешних сношений в зависимости от продолжительности их функционирования принято подразделять на постоянные и временные. К постоянным зарубежным органам внешних сношений относятся дипломатические
представительства государств (посольства и миссии), консульские учреждения, торговые представительства и постоянные представительства государств при международных организациях. К временным зарубежным органам внешних сношений относятся специальные миссии, направляемые в иностранные государства для участия в переговорах, церемониальных мероприятиях, в иных специальных целях; делегации и группы наблюдателей на международных конференциях, делегации для участия в работе международных органов

и др. Источниками дипломатического права в этой области являются: 1) Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.; 2) Конвенция о специальных миссиях 1969 г.; 3) Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.; 4) некоторые региональные соглашения и двусторонние договоры в указанной области сотрудничества.

2. Дипломатические представительство: виды, состав, функции, полномочия. Дипломатическое представительство – это государственный орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления официальных отношений между ними. В соответствии с международным правом дипломатические представительства имеют три уровня (вида). Уровень представительства никак не влияет на объем функций и компетенцию дипломатического представительства.

Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень представительства – посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий класс посла (Ватикан представлен нунцием). Несколько ниже уровень миссии, возглавляемой посланником (у Ватикана – интернунцием), и, наконец, миссия, возглавляемая поверенным в делах.
Следует отличать статус временного поверенного в делах и поверенного в делах. В первом случае – это дипломатический сотрудник, назначенный главой дипломатического представительства, на период своего отсутствия, например, на период болезни или отпуска. Во втором случае – постоянный руководитель дипломатической миссии. Послы и нунции, а также посланники и интернунции аккредитуются при главах государств, а поверенные

в делах – при министрах иностранных дел страны пребывания. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года «установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному согласию» (ст. 2). Решив по взаимному согласию обменяться дипломатическими представительствами, заинтересованные государства определяют категорию, к которой должны принадлежать их дипломатические

представительства. Тем самым государства осуществляет принадлежащее ему право посольства, включающее в себя право направлять посольства (активное право посольства) и право принимать (пассивное право). Поскольку существует прямая связь между категорией дипломатического представительства и классом представителя, возглавляющего дипломатическое представительство, в данном случае действует правило Венской конвенции о дипломатических сношениях: заинтересованные государства должны достичь по этому

вопросу соглашения (ст. 15). Если сначала они предпочтут учреждение миссии, а потом сочтут целесообразным повысить уровень представительства до посольства, то и в таком случае необходимо снова достичь взаимной договоренности. Это требование Венской конвенции является элементарным. Оно базируется на принципе суверенного равенства и на недопустимости навязывания своей воли. ругой момент, который необходимо учитывать при определении категории представительств это правило взаимности.
Оно заключается в том, что государства обмениваются дипломатическими представительствами одинакового уровня, открывая их взаимно в столицах друг друга. Обычно это требование соблюдается; однако могут быть обстоятельства, когда его выполнение для одной из сторон затруднено, и тогда правило не выдерживается: или представительства могут принадлежать разным категориям, или одно государство открывает его в другом, даже зная, что само оно этого не сделает.

Так, Франция имела с 1929 г. в Берне посольство, тогда как Швейцария была представлена в Париже на уровне миссии до 1957г когда она была преобразована в посольство. Это объяснялось традицией, поскольку Швейцария открывала раньше в других странах только свои миссии, хотя и принимала посольства, соглашаясь на такое отступление от принципа взаимности со ссылкой на международную вежливость. Типичен пример африканских государств, которые хотя и принимают дипломатические представительства

других стран, сами не всегда имеют возможность открыть свои представительства за рубежом. Правда, в большинстве случаев спустя некоторое время они также открывают свои посольства в соответствующих странах. Следует отметить, что государства чаще всего договариваются об обмене представительствами первого класса, т. е. посольствами, что свидетельствует об установлении между двумя государствами нормальных межгосударственных отношений. Представительства работают на постоянной основе.

Состав и функции дипломатического представительства, его внутренняя структура и должностной состав определяются законодательством аккредитующего государства. Численность персонала дипломатического представительства определяется аккредитующим государством. Однако, в соответствии с Венской конвенцией 1961 года, государства могут договориться относительно численности персонала иностранных представительств, либо государство пребывания может предложить, численность,
которую оно считает разумной и нормальной, исходя из условий государства пребывания и потребности самого представительства. Такая практика имеет место в отношениях между государствами, однако она часто приводит к ухудшению отношений между ними. В некоторых государствах внутреннее законодательство устанавливает дипломатические ранги. В Российской Федерации Указом Президента РФ №1371 от 15 октября 1999 года для дипломатических работников устанавливаются следующие

дипломатические ранги: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса, советник 1 класса, советник 2 класса, первый секретарь 1 класса, первый секретарь 2 класса, второй секретарь 1 класса, второй секретарь 2 класса, третий секретарь, атташе. В соответствии с Венской конвенцией 1961 года персонал дипломатического представительства подразделяется

на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий. К дипломатическому персоналу относятся члены дипломатического представительства, т.е. сотрудники представительства, имеющие дипломатический паспорт и дипломатическую визу. К административно-техническому персоналу относятся сотрудники представительства, исполняющие административные или технические функции. К ним относятся делопроизводители, машинистки, переводчики, шифровальщики,

заведующие канцеляриями, бухгалтеры и некоторые другие сотрудники. К обслуживающему персоналу относятся лица, обслуживающие дипломатическое представительство. Это могут быть шоферы, курьеры, швейцары, горничные, лифтеры, дворники, садовники и другие. Персонал дипломатического представительства формируется таким образом, чтобы представительство могло наиболее полно выполнять свои основные функции, закрепленные
Венской конвенцией 1961 года. В соответствии с Венской конвенцией 1961 года к основным функциям дипломатического представительства относятся: – представительская функция (выступать от имени аккредитующего государства); – защита интересов аккредитующего государства и его граждан; – ведение переговоров с правительством государства пребывания; – развитие дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания; – консульская функция; – функция информирования своего правительства о стране пребывания.

Перечень функций дипломатического представительства, приведенный в Венской конвенции, не является исчерпывающим. Положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. конкретизированы в Положении о Посольстве Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г следующим образом:

1) представительство России; 2)обеспечение национальных интересов и реализация внешнеполитического курса Российской Федерации: 3) выполнение поручений органов власти Российской Федерации; 4) сбор информации; 5) обеспечение развития сотрудничества с государством пребывания; 6) контроль за выполнением договоров с государством пребывания; 7) выполнение консульских функций и общее руководство консульскими учреждениями

Российской Федерации в стране пребывания. В дипломатическом праве существует понятие дипломатический корпус в узком и широком смысле слова. Дипломатический корпус в узком смысле — совокупность глав всех дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Дипломатический корпус в широком смысле — совокупность всех дипломатических работников зарубежных государств и членов их семей, находящихся в данном государстве.
Дипломатический корпус не является организацией и не признается юридическим лицом. Главой дипломатического корпуса является дуайен, старшина — старший по классу и по времени пребывания в данной стране глава одного из аккредитованных в ней дипломатических представительств. Внешнеполитическое ведомство государства пребывания публикует список дипломатического корпуса, его членам выдаются дипломатические карточки. Дипломатическим представительствам, их главам и сотрудникам

предоставляются определенные привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты. Под дипломатическими привилегиями понимаются особые права и преимущества, предоставляемые представительствам и их сотруд¬никам. Иммунитеты — это изъятия представительства и его сотруд¬ников из юрисдикции и принудительных действий со стороны госу¬дарства пребывания. Различают привилегии и иммунитеты дипломатических предста¬вительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников. Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями

и иммунитетами. 1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы представительства. Под помещением представительства пони¬маются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представитель¬ства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

2) Помещения представительства и находящееся в них имущест¬во, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных дей¬ствий. 3) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представи¬тельством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются
от всех налогов и пошлин страны пребывания. 4) Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломати¬ческая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновен¬ностью и подлежат особой защите со стороны государства пребыва¬ния. Аккредитующим государством или представительством может быть назначен дипломатический

курьер ad hoc. В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатическая почта может быть вверена также ко¬мандиру экипажа гражданского самолета. 5) Сотрудникам представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания. Сотрудники представительства пользуются следующими приви¬легиями и иммунитетами. 1) Личность дипломатического агента неприкосновенна.

Дипло¬мат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме. 2) Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представи¬тельства. 3) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. 4) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от граждан¬ской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме: вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу

на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства; исков, касающихся наследования, в отношении которых он высту¬пает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства; исков, относящихся к любой профессиональной или коммерчес¬кой деятельности дипломатического агента за пределами его офици¬альных функций. Назначение и отзыв глав дипломатических представительств осуществляется на основе международного и
национального права. Перед назначением аккредитующее государство запрашивает у принимающего государства согласие — агреман — на принятие конкретного лица в качестве главы дипломатического представительства. На листе бумаги с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения и послужного списка кандидата на пост главы дипломатического представительства не ставится никаких подписей или печатей. Если в течение максимум трех недель со дня передачи бумаги на представляемую кандидатуру ответа нет,

значит, принимающее государство не желает иметь данное лицо в качестве главы дипломатического представительства. Причины могут быть разные. Самая банальная из них — лицо допускало недружественные высказывания в отношении принимающего государства. Отсутствие мотивировки со стороны принимающего государства считается нормой в дипломатической практике. В этом случае аккредитующему государству необходимо позаботиться о подготовке справочных данных на новую кандидатуру главы дипломатического представительства.

После получения агремана на представленную кандидатуру, т. е. признания его persona grata (желательным лицом), глава аккредитующего государства подписывает указ (или другой документ) о назначении данного лица главой дипломатического представительства в государстве пребывания, который публикуется в печати. После этого глава аккредитующего государства подписывает верительные грамоты, завизированные главой внешнеполитического ведомства, которые адресованы главе принимающего государства.

В документе содержится просьба «