Православие и католицизм. Сравнение особенностей вероучения и культа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Курсовая

работа
По

дисциплине
: «
Религия

как

феномен

культуры
»
Тема
:«ПРАВОСЛАВИЕ

И

КАТОЛИЦИЗМ
.
СРАВНЕНИЕ

ОСОБЕННОСТЕЙ

ВЕРОУЧЕНИЯ

И

КУЛЬТА
»

Студентка IIкурса ФЭМ

Специальность 080502

Шифр с 408033

Кравец Ольга Евгеньевна

г.Серпухов 2010 г.
План.

Введение

Язычество и Древняя Русь.

Принятие христианства.

Древнерусская литература.

Заключение.

1.Введение.

IXвек в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы — рождается молодое сильное государство.
В культурологическом плане начало нового этапа следует связывать с принятием Русью христианства. Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех последующих столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое демократическое городское рыночное общество. В период наивысшего расцвета в XI веке ее население достигло 7—8 млн человек, включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Это было самое большое и населенное государство Европы.
2
.
Язычество и Древняя Русь.

Русь (Русская земля) — название государственно-политического образования восточных славян IX – XIII в. создавших древнерусское государство. Тогда, понятие «Русь» относилось не столько к названию народа, сколько к обозначению территорий — земель и княжеств. Термин «Русь» прочно закрепился за северо-восточными территориями древнерусского государства и стал основой понятия «русские». Уже в начале 12 в. под термином «Русская земля» понимались все cлавянские племена, населявшие Восточную Европу.

Культура славян была сформирована на основе трех природных факторов в число которых входили лес, река и степь. На роль хозяев Великой русской степи претендовали многие народы, но только древним русам, удалось не только закрепиться, но со временем создать одно из самых могучих из когда-либо существовавших древних государств.

Язычество составляло духовную основу Древнерусского государства более ста лет. Поскольку у каждого племени и даже рода было множество богов, идолов, множественность верований не способствовала консолидации общества, выработке общих духовных и нравственных идеалов. С 980 по 988 г. Князь Владимир Святославович предпринял попытку создать единую духовную основу для государства. Но эта попытка духовной реформы не удалась. На основе язычества, которое привязывало человека к природе, это сделать было невозможно.
3. Принятие христианства
.

Главную и широкую основу для перехода на активный, развивающийся тип жизнедеятельности, вхождения в европейское сообщество создавало, конечно, принятие христианства, которое стало важным и во многом переломным рубежом. Официальной датой христианизации Руси принято считать 988 год. Киевский князь Владимир долго упорствовал в язычестве. Однако, собравшись жениться на греческой принцессе Анне, сестре византийских императоров, он принял крещение в Корсуне (Севастополе). Вспомним также, что христианкой была его бабушка княгиня Ольга, христиане были среди дружинников князя Игоря. Вернувшись в Киев, он крестил его жителей. Такова летописная история. Затем христианство распространилось по другим городам и весям.

Смена духовных и нравственных приоритетов – это глубокая революция во всех сферах жизни. Этот процесс не мог быть простым и легким. На смену жизнелюбивому, оптимистичному язычеству шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных принципов. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни: от семейных отношений до общественных установлений. Например, язычество не возбраняло многоженство, и у великого князя Владимира в языческие времена было, по сведениям летописи, пять жен и несметное число наложниц. С принятием христианства необходимо было перейти к другим основам жизни. Семью христианская религия рассматривала как священный религиозный союз мужчины и женщины, связанных взаимными обязательствами на всю жизнь. Многоженство категорически исключалось. Дети признавались законными только в том случае, если они рождены в браке, освещенным церковью. На это примере видно, что принятие христианства не могло пройти без борьбы. Надо представлять также, что языческая культура допускала жестокость во всех сферах жизни как норму. Убийство любимой жены или наложницы после смерти хозяина было обычным делом. Умерших или погибших богатых дружинников и князей сжигали на погребальном костре вместе с женами и рабами. Христианство принесло смягчение нравов, общую гуманизацию жизни, утверждение традиций милосердия.

Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Это было ее внутреннее дело, и Русь сама делала выбор, в то время как большинство ее западных соседей приняли христианство из рук миссионеров или крестоносцев.Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между руссами и славянами, между разными племенами славян. Всех объединила духовная основа.

Принятие христианства означало включение Руси в европейский христианский мир. С этого времени Русь, а позднее и Россия, считала себя частью христианского мира, стремилась играть в нем свою определенную роль, всегда сравнивала себя с ним.

При этом следует иметь ввиду, что Древняя Русь особой религиозностью не отличалось. Древнерусское общество во многом было светским. В городах посадские люди с удовольствием участвовали в игрищах, поощряли скоморохов. Создавалась сатирическая поэзия – острое оружие в борьбе против церкви, которое старалось «воцерквить» население. Рождались идеи еретиков, которые, критиковали христианство. Отношение к еретикам было мягкое, хотя некоторые из них поднимали голос не только против церкви, но против Бога. Все это свидетельствует, что общество восприняло христианские духовные и нравственные ориентиры, но общественное сознание не было поглощено религией. С принятием христианства язычество не утратило своей перспективы. Оно органично слилось с христианством. Домовые, лесовики мирно уживались с христианскими святынями. Христианские праздники совместились с языческими. Особенно яркий пример – Масленица, празднование которой сохранилось до наших времен.
4. Древнерусская литература.

Общий подъем Руси в XI веке, создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература вызывалась к жизни также потребностями времени: нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты, поэты.

Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион. В начале 40-х годов XI века он создал свое знаменитое “Слово о законе и благодати”. В нем говорится о церкви Благовещения на Золотых воротах, построенной в 1037 году, и упоминается Ирина (Ингигерда) – жена Ярослава Мудрого, умершая в 1050 году. Слово вводит нас в борьбу религиозных и политических идей XI века. Иларион говорит в нем о крещении Руси и восхваляет Владимира, крестившего Русскую землю.

Во второй половине XI века появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения: “Память и похвала Владимира” монаха Иакова, в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются “Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси”, “Сказание о Борисе и Глебе”, святых покровителях и защитниках Русской земли.

В последней четверти XI века начинает работать над своими сочинениями монах Нестор. Летопись была его завершающей фундаментальной работой. До этого он создал знаменитое “Чтение о житии Бориса и Глеба”. В нем, как и в “Слове” Илариона, как позднее в “Повести временных лет”, звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям.

Литература XII века продолжает традиции русских сочинений XI века. Создаются новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы.

На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое “Поучение детям”, ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. Поучение рельефно рисует нам жизнь русских князей конца XI – начала XII в. Владимир Мономах рассказывает о своих походах и путешествиях.

В начале XII века один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое “Хождение игумена Даниила в святые места”.

И “Поучение”, и “Хождение” были первыми в своем роде жанрами русской литературы.

XII – начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских сочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них “Слово” и “Моление” Даниила Заточника, который побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. В “Слове” сам автор называет себя Даниилом заточником, т.е. заключенным, сосланным. Слово обращено к князю Ярославу Владимировичу. Послание (Моление) обращено к князю Ярославу Всеволодовичу.

Слово дает любопытную характеристику феодальных отношений XII века. Прежде всего бросается в глаза указание на значение личности князя как феодального государя. Слово Даниила Заточника соткано из ряда афоризмов и поучений. Эта особенность именно и создала ему большую популярность в средневековой Руси.

Интересным памятником XII века является Послание митрополита Климента. Климент Смолятич родом из Смоленска в 1147 году был избран собором русских епископов в митрополиты всея Руси без поставления патриарха, в то время как другие митрополиты поставлялись патриархом в Константинополе. “Послание написано Климентом митрополитом русскым Фоме пресвитеру, истолковано Афанасием мнихом” сохранилось в рукописи XV века. Авторству Климента приписывают только две первые части, а последнюю – монаху Афонасию. Послание дает интересный материал для характеристики образованности Киевской Руси. Автор обращается к Фоме с ответом на его послание, обличавшее Климента в гордости своими философскими познаниями, так как Климент делал в своих сочинениях ссылки на Гомера, Аристотеля и Платона. В своей “Притче о человеческой душе” (конец XII века) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души и тела. В то же время он ставит в своей “Притче” вполне злободневные для русской действительности вопросы, размышляет о взаимоотношении церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли.

Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы, сборники церковных преданий, жизнеописание святых, древнюю богословскую литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также составляло неотъемлемую часть общей русской культуры
.

Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучало в “Слове о полку Игореве. Слово о полку Игореве прекрасно рисует княжеские отношения конца XII века. В особенности выделяется могущество двух князей, которые по силе стоят наравне со Святославом Киевским или даже выше его. Это галицкий князь Ярослав Осмомысл и Всеволод Большое Гнездо.

Высокое художественное мастерство “Слова” опирается не только на народную традицию, но и известную автору русскую письменность. Нельзя не видеть, какие жемчужины отобраны автором в летописях и других известных ему произведениях! Все это ставит “Слово” рядом с величайшими памятниками русской культуры XII века.
5. Заключение.

Язычество древней Руси IX— XIIIвв – важный раздел русской средневековой культуры, без которого невозможно понять ни народную культуру деревни и городского посада, ни сложную и многогранную культуру феодальных верхов, ярким образцом которой является «Слово о полку Игореве», пронизанное народным языческим мировоззрением. Христианский выбор, сделанный древними русскими 1000 лет назад, оказал большое влияние на все стороны жизни. Появились первые русские монеты. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства. Сразу после принятия христианства при монастырях появились первые школы, в которых проходили обучение дети из разных слоев населения. Принятие новой религии помогло установить прочные не только политические, торговые, но и культурные связи со многими христианскими странами.
Список литературы:

Л.И Семенникова. Отечественная история. (учебник для вузов 9-е издание). Москва. 2008 год.

В.О. Ключевский «Русская история» Москва. 2008 г.

3. Н.М. Карамзин. «История государства Российского». Москва. 2002 г.