Содержание
Введение
Этикав православии
Православнаяэтика труда
Особенностиправославной трудовой этики
Чертыправославной этики
Православиеи этические принципы российского предпринимательства
Заключение
Введение
На протяжении тысячилет православие определяло духовную жизнь России, формирование менталитетанации. Можно сказать, что на мировоззренческом уровне влияние православияраспространялось на все сферы жизни российского общества. Что касаетсяхозяйственной сферы бытия, то здесь нельзя не отметить огромного значенияправославной трудовой этики.
Не случайно, сегоднятеме трудовой этики и той взаимосвязи, которая существует между религиознымиубеждениями и хозяйственной деятельностью, российские ученые уделяют большоевнимание в своих исследованиях. Ведь христианская этика дает ценностныеориентации направлению движения развития общества, а значит, способна ускорятьего хозяйственное развитие. На уровне же отдельного индивида она формируетценностно-мотивационное отношение к труду, богатству и накоплению, способствуяне только увеличению производительности труда, но и раскрытию творческогопотенциала личности.
Этика в православии
Само собою, разумеется,православие не знает автономной этики, которая представляет преимущественнуюобласть и своеобразный духовный дар протестантизма. Этика для православиярелигиозна, она есть образ спасения души, указуемый религиозно-аскетически.Религиозно-этический максимум здесь достигается, поэтому, в идеале монашеском,как совершенном следовании Христу в несении креста своего и самоотречения. Высшиедобродетели для монашества суть достигаемое чрез отсечение своей воли смирениеи хранение чистоты сердца. Обеты безбрачия и нестяжания являются толькосредством для этой цели, хотя и не для всех обязательным, как обязательна самаяцель. Православие не имеет разных масштабов морали, но употребляет один и тотже масштаб в применении к разным положениям в жизни. Оно не знает и разнойморали, мирской и монашеской, различие существует лишь в степени, в количестве,а не в качестве. Можно в этом прямолинейном максимализме монашеского идеалавидеть нежизненность и мироотреченность православной морали, котораяоказывается безответна пред вопросами практической жизни в ее многообразии.Поэтомуможет казаться, что преимущество оказывается здесь на стороне гибкого ипрактичного католицизма с его двумя моралями, для совершенных и несовершенных(заповеди и советы), так же как и протестантизма с его мирской этикойповседневной честности. Нельзя отрицать, что всякий максимализм труднееминимализма, и в своих неудачах и искажениях может вести к худшим последствиям.Однако негибка и максималистична сама истина, которая терпит неполноту своегоосуществления, но не мирится с умалением и полуистинами. Христианский путь естьпуть узкий, и нельзя его расширять. Поэтому в основных принципах не может бытьсделок или уступок в сторону приспособления. Однако упрек в мироотреченностиправославия должен быть отстранен. Он может бить применяем, самое большее, кодному лишь из исторических ликов православия, определившемуся под односторонними чрезмерным влиянием восточного монашества с дуалистическим ипсевдоэсхатологическим пессимизмом в отношении к миру. Но оно совершенно неможет быть применимо ко всему православию, которое полно света Преображения иВоскресения. Православие может быть определено с этической стороны как душевноездоровье и равновесие, для которого, при всей трагической серьезности,свойственной «царству не от мира сего» остается место и дляоптимистического, жизнерадостного отношения к жизни и в пределах земного существования.Монашествование есть не единственный и, во всяком случае, далеко не всегдатруднейший образ делания заповедей Христовых, я это становится очевидным, еслимы остановим внимание на составе святых, прославляемых Церковию: здесь мыимеем, наряду с героями монашеского аскетизма, и мирских деятелей — благочестивых воинов, царей и князей, благочестивых жен и матерей, и Это естьпрямое свидетельство известной равноценности разных путей. Каждый должен бытьмонахом или аскетом в сердце своем. И если можно говорить о монашествовании,как о необходимом для всякого христианина, то это относится лишь ко внутреннемусамоотречению ради Христа, которого надо возлюбить больше всего в мире и большесвоей собственной жизни. Этим отвергаетсяязыческое погружение в мир, безраздельное и безграничное, и установляетсянеобходимость аскетического ему противоборства, при котором имущие должны быть,по слову ап. Павла, как неимущие. Это есть хождение пред Богом, прохождениесвоего пути жизни с мыслью о Боге, с ответственностью пред Ним, в непрестаннойповерке своей совести. Работа над внутренним человеком называется иногда вправославной аскетике «духовным художеством», т.е. приравнивается кискусству. Любовь ко Христу является внутренним солнцем жизни, к которому онаповорачивается во всех своих проявлениях. И этим установляется особый образаскетического приятия этого мира и его жизни, аскетического труда и творчествав нем. Не осуждаются и не упраздняются никакие области жизни, как таковые:«каждый должен оставаться в том звании, в каком он призван» (Кор. 7,20), научал ап. Павел, и, однако, во всем быть христианином. Чрез этовнутреннее духовное делание создается мир христианских ценностей в государстве,в хозяйстве, в культуре, возникает то, что называется духом жизни. Православиеявляло силу свою в воспитании народов востока, — Византии, России, славянскихнародностей с их своеобразною историей, и оно, конечно, не исчерпало эти своисилы и стоит теперь пред новыми задачами (о чем ниже).
На основании сказанногоустановляется исторический релятивизм задач и средств, вообще методовправославной морали при единстве и абсолютности цели, при ее христоцентризме.Человек живет в мире и в его истории, он подвластен принудительнойнеобходимости этого мира, но он не принадлежит ему и способен возвышаться надним. Чрез это противоборство сил мира и духовных устремлений в человекеустановляется та историческая диагональ, по которой движется жизнь в ту илииную эпоху.
Своеобразную трудностьв православной этике представляет уже указанная черта, что православие имеетосновной идеал не столько этический, сколько религиозно-эстетический: видение«умной красоты», которое требует для приближения к себе особого«умного художества», творческого вдохновения. Последнее остаетсяуделом немногих, а большинство довольствуется моралью, которая сама по себе неимеет духовного вкуса, не вдохновляет, а лишь дисциплинирует. Православию,действительно, не свойствен тот морализм, который получил свой апофеоз вригористической и автономной этике Канта, философа протестантизма, как и тотпрактический пробабилизм, который составляет нередко жизненный нервкатоличества. Тем не менее нельзя отрицать, что указанный духовный эстетизмправославия исторически иногда выражается в равнодушии к требованиямпрактичности и, в особенности, к методическому воспитанию религиозной воли,которое прискорбно проявляется во времена исторических кризисов. Здесь должноиметь силу правило, что кто верен в малом, должен быть верен и во многом, иналичие высоких вдохновений не должно умалять значения повседневности. Но присравнении между православием (по крайней мере, русским) и не-православнымхристианством проявляется, обычно, та особая задушевность и сердечность,которая наиболее соответствует характеру первого. Характер православных определяется,как основными чертами, смирением и любовью. Отсюда та благожелательнаяскромность, искренность и простота, которая столь несовместима с духомпрозелитизма и властности (compelle intrate), свойственным римскомукатоличеству. Православие не убеждает и не завлекает, оно пленяет ипритягивает, это есть его образ действия в мире. На нем лежит печатьИоанновского христианства: «дети, любите друг друга!». И эта любовько всякому, даже без различия его веры, есть черта, объединяющая православныхстарцев и подвижников и светских писателей, в сознании своем даже удаляющихсяот православия, (каковы: Л. Толстой, Лесков и др.). Православие воспитываетпрежде всего сердце, и в этом состоит главное его отличие, источник как егопревосходства, так и его слабости, может быть, более всего проявляемой ввоспитании религиозной воли. Христианская этика, как она развивается в разныххристианских исповеданиях, хотя и отражает на себе вероучительные их различия,но, вместе с тем, запечатлена и особым характером разных народов, как и ихисторических судеб. Практическая мораль, христианская филантропия есть область,в которой менее всего ощущается разделение христианского мира, и на этой почвеон и легче всего объединяется (Стокгольмское движение «Life and Work»наших дней). И думается, что во взаимном общении разные христианские народы,принадлежащие к разным исповеданиям, могут и теперь взаимно поучаться друг отдруга. В частности запад может восполнить свою сухость вдохновенностьюправославия, православный же восток может многому научиться в областирелигиозного регулирования обыденной жизни у христианского запада.
Православная этикатруда
В православии этикатруда, также как и в католицизме и протестантизме, не представляет собойкакого-либо определенного кодекса законов о труде или свода предписаний. Онадает общие принципы и ориентиры, призванные по-христиански осмыслить иоблагородить человеческий труд, обратить его на служение высшим целям.Дляпонимания этики труда в православии важно уяснить учения о свободе, воле,спасении, путях достижения святости и представления о жизненном идеале.
В учении о спасенииподчеркивается необходимость наличия как Божественной, так и человеческой воли.Спасение — это не какой-то единовременный акт, а непрестанно утверждаемоесостояние, которое подтверждается деятельной любовью к Богу и ближнему«доброделанием». Доброделание подразумевает наличие подвига, аскезы вшироком смысле этого слова: самовоспитания, самосовершенствования, воздержания,смирения, и вообще, действенного устремления к добру.
Аскеза занимает важноеместо в православии. Наличие аскетического подвига означает рассмотрение земнойжизни как приготовление к жизни вечной, как ступеньку, частью вечногосуществования, а не разделения их. Каждый человек должен свергать с себя грехи,как плотские (блуд, чревоугодие и т.п.), так и душевные (страсть сребролюбия икорыстолюбия, стяжательства, гордыню и т.п.). Поэтому всякий труд, совершаемыйради богатства, стяжания, сребролюбия, славы, власти и т.д., означает отход оттребований аскезы и порицается. Православный должен совершать подвиги и добрыедела «Христа ради». «Лишь только ради Бога-человека делаемоедобро приносит плоды Духа Святого».
Особенностиправославной трудовой этики
Каковы же особенностиправославной трудовой этики, ее отличительные черты?Во-первых,на мой взгляд, нельзя не отметить свойственных ей, как впрочем, и всейроссийской хозяйственной культуре, коллективистских ценностей. Это связано восновном с тем, что, как отмечает О.Платонов «русская модель хозяйственногоразвития принадлежала к общинному типу экономики».Категориямиобщины и артели определялись условия совместного проживания и хозяйственнойдеятельности российских семей, причем не только в деревне, но и в городе.Сначала община складывается, можно сказать под давлением необходимости, так каксообща легче было выжить в суровых климатических условиях на бескрайнихпространствах. Впоследствии община защищала от угрозы завоевания соседнимиплеменами, обеспечивала безопасность в экономической, правовой иморально-этической сферах.
Православная церковь окончательно укрепляет статусобщины, ценности коллективизма в русской христианской общине воплощаются всоборности. Именно соборность становится духовной основой национальногоединства и создания великой российской державы.
Преобладание коллективизма над индивидуализмомобъясняет и тот факт, что еще до появления бригадной формы организации труда вРоссии люди трудились в артелях, кооперативах, на этих основах формировалось иразвивалось российское предпринимательство. И если западная технология пошла попути «тейлоризма», «конвейеризации», то российскиепредприниматели совершенствовали артельную форму организации труда,стимулирующую интерес к труду и способствующую развитию смекалки, знаний,умений и взаимопомощи.
Таким образом, можно сказать, что русскийколлективизм с его соборным духом способствует тому, что российское государствостановится, своего рода, большой общиной. Что касается ценностей рационализма ипрактицизма российской хозяйственной культуры, то они начинают проявлять себяне только на уровне индивидуального хозяйства, но и на уровне этой большойобщины в готовности русского предпринимательства служить общественному благу,своему Отечеству. Меняются и представления о праведном труде, если в средневековом«Домострое» они проявляют себя в нестяжательной экономикесамодостаточного хозяйства, то впоследствии идеал праведного труда воплощаетсяв активной благотворительной и меценатской деятельности во имя Великой России.Это способствует росту предпринимательской активности в XIX и в начале XX века.
Одним из первых исследователей трудовойхозяйственной этики православия является о. Сергей Булгаков, уделивший в своихработах большое внимание проблемам хозяйственной жизни в православной России.Подобно известному западному социологу М.Веберу, обратившему внимание назначение протестантской трудовой этики для экономического развития Европы,С.Н.Булгаков отмечает важность религиозного фактора, формирующегоценностно-мотивационное отношение к труду, богатству и накоплению. Затрагиваятему христианского отношения к труду, С.Булгаков пишет: «Труд имеетнезаменимое значение для человека, как средство воспитания воли, борьбы сдурными наклонностями, наконец, как возможность служения ближним»Этоопределение труда можно назвать общехристианским. Однако, говоря обисторической роли христианства, которое «подняло сознание достоинстватруда», Булгаков отмечает, прежде всего, христианские монастыри,являющиеся очагами хозяйственной культуры. Таким образом, мы видим, что с точкизрения православного человека, идеал трудового служения воплощен в образетруженика-монаха.
Действительно, положительное влияние православнойэтики труда наглядно представлено в процветающей экономики многих монастырей.Ярким примером тому, например, является Соловецкая обитель, где титаническимтрудом в жесточайших климатических условиях выращивались даже цитрусовые.Трудолюбие как добродетель в православии наиболее ярко отражено в«трудничестве» — трудовом послушание и выполнении самых тяжелыхработ, что являлось неотъемлемой частью духовного совершенствования и жизни вправославном монастыре. Однако труд в православии был далеко не единственнымспособом быть угодным Богу, как, например, в протестантской трудовой этике,более высшими по своей душеспасительной ценности являлись молитва, пост,созерцание. Кроме того, монашеский идеал полностью отрицал частнуюсобственность, труд христианина в монастыре не измерялся в денежномэквиваленте, что способствует определенному отношению к богатству. С.Булгаковговорит о том, что православие не стоит на страже частной собственности кактаковой, автор подчеркивает противоположность подхода к этому вопросукатолической церкви, видящей в частной собственности установление естественногоправа. В православном отношении к богатству, так же, как и в отношении к труду,подчеркивается первостепенное значение свободы духа, но духа подчиненногоБожественной Воле. Человек, в православном понимании, лишь управитель вещногомира, и только Бог является его полновластным собственником. Что касаетсяотношения к накоплению, то православная трудовая этика одновременно осуждаетрасточительность, и в то же время, учит употреблению своего богатства на благоближних, милосердию и благотворительности.
Черты православнойэтики
Основные принципыправославной трудовой этики способствуют формированию в российскойдореволюционной культуре следующих основных черт:
1) Обязательностьтруда для каждого, вне зависимости от его социального и имущественногоположения. Поскольку абсолютом в православии является жизнь в монастыре, тотрудовая деятельность понимается как своего рода послушание, даваемое человекуБогом. Таким образом, труд в жизни православного человека есть неотъемлемаячасть пути спасения, однако, не единственная возможность спасения.
2) Признаниеблагим того труда, который совершается во имя любви к Богу и ближнему, а не воимя удовлетворения эгоистического интереса. Этот принцип лег в основу идеаловслужения общественно-полезному делу.
3) Свободав выборе профессии и право заниматься различными видами трудовой деятельности.Это способствовало всестороннему развитию профессиональных навыков человека,универсальности его знаний. Также существованием данного принципа объясняетсяотсутствие в православной трудовой этике деления труда на престижный инепрестижный.
4) Вправославном понимании богатство дается Богом во временное пользование инакладывает на его обладателя дополнительные обязательства в части делблаготворительности и милосердия. В русском православном обществе не было культабогатых людей. Возможно, этот факт связан отчасти и с особенностямиправославной аскезы, ведь в жизни монастырей существовало относительноравномерное распределение благ.
5) Накоплениекак увеличение материального богатства не обязательно оценивается положительно,бережливость и расчетливость сами по себе не являются добродетелями. Аскетизм впотреблении главным образом, помогает в православном понимании очищениюдуховной и телесной природы человека, а вовсе не увеличению материальногобогатства и накопления.
Православие и этическиепринципы российского предпринимательства
На пороге третьеготысячелетия, как христианство, так и православие являются динамичноизменяющимися долговременными социальными факторами. С одной стороны, нельзя незаметить, что происходит упадок христианской идеологии, идеалистическойфилософии и развивается научно-материалистическая, философско-атеистическаяидеология. Данный процесс охватил как Россию, так и Запад. С другой стороны,происходит расширение сферы влияния православия в жизни России, что ставит рядсерьёзных вопросов. Способствует липравославие социальному развитию? Не станет ли оно фактором сдерживанияэкономики? Каково его отношение к частному предпринимательству? Оборотнаясторона проблемы — окажет ли экономика влияние на усиление православныхпозиций? Любое общество имеет этические идеалы и ценности как наивысшеевоплощение этического сознания. Этические идеалы отличаются по своему характеруи содержанию в разных обществах, а зачастую и у отдельных людей. Актуальнаяпроблема современного общества: является ли православный этический идеал частьюэтического идеала российского общества, доминирует ли он или существует вснятом виде? Каково его место в обществе? Как он воплощен в ценностныхориентациях различных групп населения? Православная этика находится сегодня всекуляризированном контексте. Православие не является государственной религией.Православный идеал находится в двойственном положении и по горизонтали вобласти общественных отношений, и по вертикали в области историческогоразвития. Религиозная этическая традиция имеет сильные и слабые стороны.Сильная сторона — освящение авторитетом Абсолюта, определенная системность,решение метафизических проблем бытия человека, апелляция к иррациональному. Ноесть и слабые стороны. Религиозная этика — это всегда возврат к прошлому, ктрадициям, но далеко не все традиции можно и нужно восстанавливать, далеко невсем можно следовать. Когда потерян контекст исторических форм жизни, товозвращение к прошлому — это не решение проблем, а попытка ухода от них, либосознательный увод части общества от реальности
Православная трудоваяэтика не смогла послужить интенсивным импульсом ускоренного экономическогоразвития. Когда она преобладала и официально поддерживалась мощью государства,в России не наблюдалось быстрого экономического роста, то есть, не было прямойзависимости между православной этикой труда и экономическим развитием. А впериод интенсивного экономического развития России на рубеже ХIХ — ХХ вв.,православно-церковная традиция подвергалась критике со стороны крупнейшихмыслителей того времени. Даже если в современнойРоссии православие будет поддерживаться государством, это не приведет кэкономическому росту. Идеал возврата к прошлому не сможет воплотиться вреальные факторы экономического процветания. В социальной концепции РусскойПравославной Церкви отмечается, что «труд сам по себе не являетсябезусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собойсоработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире ичеловеке. Однако труд не богоугоден, если он направлен на служениеэгоистическим интересам личности или человеческих сообществ…»
Нельзя забывать, чтоРоссия является многоконфессиональной страной. Православие распространено вРоссии в региональном плане не повсеместно. Одна из мировых религий — ислам —создает отчетливую общность народов части Кавказа и некоторых внутреннихобластей России. В Южной Сибири распространен буддизм, составляющийзначительный религиозный регион, граничащий с Монголией и Китаем, и косвенносвязанный с Тибетом как духовным центром. Каждый религиозный регион имеетспецифическую структуру духовной жизни, воздействующую на все сферыдеятельности населения. Православная этика труда не может быть принятамногомиллионной диаспорой мусульман, представителями других конфессий.
Этика труда православиясуществует в обществе как определенный миф. Скорее можно говорить о надежде,что именно православие сможет сформировать этику труда. Но реальные факторыразвития самого православия в современных условиях мешают распространениюправославной этики труда. Православие решает собственные задачи развития какиерархическая организация, отдельные деятели церкви заняты личнымиустремлениями. На данный момент нет яркой личности, которую можно было быпривести в пример как воплощение идеала трудовой этики. В силу своейметафизической устремленности и двойственного отношения к этике труда,православие не сможет стать общепризнанным идеалом в современных условиях.Значение православия как силы, которая оказывает влияние на идеал трудовойэтики, будет выражаться в экзистенциальных проблемах. Кризис культуры наиболееярко проявляется в кризисе морали. Отсутствие идеала этики труда — одно изпроявлений данного кризиса. Уход от утилитарных проблем, от всепроникающейвласти денег, от гедонизма в тех областях, где его не должно быть, возможен наоснове православной этической традиции. Религиозные этические ценностиподчинены Абсолюту, что структурирует их, делает возможным признание обществомиерархии ценностей. Религиозные ценности основаны на иррациональном уровнечеловеческого сознания, объединяют людей переживанием недоступного познанию,они обратно пропорциональны уровню объективного знания каждой эпохи о мире ичеловеке. Религиозная вера — способ восполнения дефицита информации.
Сегодняшние российскиепредприниматели — разноликая, неоднородная социальная группа с различныминравственными и гражданскими позициями. Во многих случаях предпринимательскаякультура включает в себя этические идеалы цивилизованного предпринимателя.Однако социологические исследования показывают, что на словах предпринимателитяготеют к цивилизованному бизнесу, а на деле проявляют патриархальныетрадиции. При оценке качеств российских предпринимателей населением и экспертамидавались положительные оценки деловых качеств и отрицательные характеристикиморального облика бизнесменов. В результате исследования ценностей, на которыеориентируются сами предприниматели, оказалось, что доминируют личные ценности —самореализация, материальный успех, благополучие родных. Данные показывают, чтохристианские ценности не занимают доминирующего положения, утеряна позицияпредпринимателя-патриота. В данной реальной ситуации православная этика трудавозможно и займет определенное место, но это покажет будущее.
Заключение
Проблемы трудовой этикив России сегодня особенно актуальны по причине того, что трудовая этика нужнане столько в ситуации, когда уже сложились определенные хозяйственныеструктуры, сколько тогда, когда их нет и они еще только складываются. Вконтексте вопросов трудовой этики российские ученые-исследователи отмечаютважность поддержания высокого статуса и культурной значимости труда, чтоявляется важнейшей предпосылкой успеха социально-экономической модернизации. Заслуживаютвнимания также и проблемы неправильного отношения к богатству, к сожалениюприсущие современному российскому обществу. Эти проблемы приводят к тому, чтоочень часто основной мотивацией наших предпринимателей является стремление ксобственному обогащению любыми возможными способами. Многие ученые признаютнасущную необходимость моральных критериев, основ для формированияценностно-мотивационного отношения к труду, богатству и накоплению. Некоторыенаучные умы пытаются решить поставленную задачу созданием целогорелигиозно-философского построения, аналогичного протестантскому, нооснованному однако на традиционно русском религиозном миропонимании — православном вероучении. И несмотря на то, что, по мнению многихисследователей, православная трудовая этика проигрывает протестантской,поскольку направлена на потусторонние идеалы, а значит в этой жизни менеепродуктивна, тем не менее, только она способна решить главную задачу — датьнедостающую моральную основу трудовой этике России, остановить строительство «мафиозно-коррупционногокапитализма» в нашей стране. Также, если говорить о возможностяхмодернизации российской хозяйственной культуры, то православная этикаколлективизма способна сформировать принципиально другой, в отличие отзападного тип гражданского общества — «этико-центристскую модель» сее ориентацией на общественный идеал, которая обладает более высокимсоциально-политическим потенциалом. «Православнаяэтика коллективизма — это этика индивидов, объединенная коллективныминравственными ценностями». Протестантскаяэтика западного индивидуализма, как известно, лишена этой ценности, посколькунаправлена исключительно на автономную личность.
В целом, однако, можнозаключить, что мнения большинства экономистов-теоретиков и сторонниковустроения экономики на православных началах сходятся в понимании важностиидейно-религиозных установок и перспектив трудовой этики в России, влияниягенотипа культуры на возможность выхода нашей страны на уровень мировогоразвития.
трудовойэтика православие моральный предпринимательство
Список литературы
1.Булгаков С.Н. «Православие» Киев 1991 г.
2.ВасиленкоИ.А. «Диалог цивилизаций» Москва 1999 г.
3.ПлатоновО. «Русская цивилизация» Москва 1995 г.
4.www.polemics.ruО.Сидякина «Русский путь» 2004 г.
5.www.polemics.ruС. Н. Зень «Русская вера» 2004г.
6.www.anthropology.ruН.Л. Малинина, С.М. Дударенок «Религия и нравственность в секулярном мире.Материалы научной конференции» Санкт-Петербург 2001 г.
7.Булгаков С.Н. «Православие: Очерки учения православной церкви» 2-еиздание 1989 г.\