Православная педагогика как педагогика русской цивилизации

Игум. Георгий (Шестун)
Опровержение существования универсальной педагогики
Типыцивилизаций. — Взаимодействие цивилизаций. — Виды деятельности, определяющиеособенности культурно-исторических типов. — Религия как главенствующая сторонажизни русского народа.
Большинствоисториков и философов признают, что европейская цивилизация тождественнацивилизации общечеловеческой. Такой взгляд основан на гегелевской философииистории. Опираясь в своих рассуждениях на понятие «мировой дух»,Гегель обосновывал связанность, единство и всемирность исторического развитиячеловечества. По Гегелю, мировой дух воплощается не во всех народах, а тольково всемирно-исторических.
Н.Я.Данилевский в своей книге «Россия и Европа» выдвигает иную концепцию.По его мнению, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может, существуютразличные культурно-исторические типы цивилизаций. Эта точка зрения получилараспространения благодаря немецкому философу Освальду Шпенглеру, издавшему свойизвестный труд «Закат Европы» через полвека после выхода книгиДанилевского.
Данилевскийсчитал, что цивилизации не передаются от одного культурно-исторического типадругому, но происходит их воздействие друг на друга. Самый простейший способраспространения цивилизации — это пересадка с одного места на другоепосредством колонизации. Если признавать наличие общечеловеческой цивилизации,то этот способ был бы самым распространенным; он связан либо с уничтожениемнародов, не приемлющих и мешающих распространению этой цивилизации, либо слишением этих народов политической самостоятельности.
Истинноплодотворное воздействие более развитой цивилизации на вновь возникающуюпроисходит, когда сохраняются политическое и общественное устройство, быт,нравы, религиозные воззрения, когда сохраняется самобытность. При этих условияхнароды иного культурного типа могут принимать из чужого опыта то, что стоит внесферы народности, то есть результаты и методы науки, достижения промышленности,технические приемы, усовершенствования искусств. Все относящееся к познаниючеловека и общества, практическому применению этого познания, не может бытьзаимствовано, а может быть лишь принято к сведению для сравнения, ибо чуждыеобщественные начала не имеют общеприменимого значения (3. 99-101).
Чтобывыявить особенности культурно-исторического типа, необходимо определитьосновные стороны народной деятельности, выражающие разнообразие историческойжизни. Н.Я. Данилевский выделяет четыре основных, по его мнению, видадеятельности.
1.Деятельность религиозная, объемлющая собой отношения человека к Богу, понятиечеловека о своей судьбе как нравственно неотделимой от судьбы человечества ивселенной. Другими словами, речь идет о народном мировоззрении, но не кактеоретическом, доступном немногим, а о твердой вере, составляющей живую основувсей нравственной деятельности человека.
2.Деятельность культурная, в узком значении этого слова, объемлющая отношениечеловека к внешнему миру, которая проявляется в следующих направлениях:научно-теоретическом, эстетико-художественном (к внешнему миру относится и самчеловек как предмет исследования, мышления и художественного воспроизведения),техническо-промышленном (добывание и обработка предметов внешнего мира вприменении к потребностям человека в соответствии с достигнутым теоретическимпутем пониманием этих потребностей).
3.Деятельность политическая, включающая в себя отношения людей между собой какчленов одного народного целого, и отношение этого целого как единицы высшегопорядка к другим народам.
4.Деятельность общественно-экономическая, включающая в себя отношения людей междусобой не как нравственных и политических личностей, а опосредовано — как участниковтехническо-промышленной деятельности.
Всоответствии с этими видами деятельности осуществляется и передача опыта жизниот одного поколения к другому. Мы видим, что система образования и воспитаниядолжна обеспечить четыре уровня передачи этого опыта: а) духовный опыт,ценности, присущие народу (вера, традиции, семейный уклад, нравственнаядеятельность), б) творческая культурная деятельность (научно-теоретическая,эстетико-художественная), в) народная, социальная, государственная жизнь, г)опыт трудовых отношений, техническо-промышленной деятельности.
Н.ЯДанилевский обосновал, что славянские народы составляют особыйкультурно-исторический тип. На наш взгляд, следует говорить не о славянской, ао русской цивилизации. Русский — это прилагательное, а не существительное.Стать русским — значит приобщиться к особой многовековой традиции, объединяющейвсе народы в единый не только земной, но и духовный организм. В этом смыслеследует говорить о степени приобщения человека к традиции народа, в котором онвырос. Быть русским значит быть жителем не Великой России, а Святой Руси, бытьчастью русского народа. Не отказываясь от своих национальных корней, человекобретает особые добродетели, которые отличают его и выделяют как русского.Стремление уравнять все национальности и через их механическое соединениесоздать абстрактное российское общество напоминает организацию особой общности«советский народ», и это есть ни что иное, как социальная ересь,«национальный экуменизм». Русский народ представляет собой органическоесоединение многих национальностей, среди которых ведущую роль играют славяне.Так называемый «российский народ» является народом мифическим. Занего пытаются выдать нежизнеспособное механическое объединений обособившихсянациональностей.
Обращаяськ России, Данилевский рассматривал результаты и задатки культурно-историческойжизни с четырех принятых точек зрения: религии, культуры, политики иобщественно-экономического строя.
Религиясоставляла самое существенное, господствующее содержание русской жизни.Русскому народу достался исторический жребий быть вместе с греками главнымихранителями живого предания религиозной истины — православия, бытьпродолжателями великого дела, выпавшего на долю Израиля и Византии, бытьнародом богоизбранным. Религиозная сторона культурной деятельности составляетпринадлежность России.
Вывод:Каждая цивилизация, передавая опыт жизни от одного поколения к другому, имеетсвои особенности в области народной жизни. Каждая цивилизация ставит свои цели,а значит, определяет и смысл жизни человека, самобытность общественногоустройства. Эта сторона жизни не является общеприменимой ко всем цивилизациям,а значит и в области педагогического опыта и педагогических знаний мы имеемспецифические особенности. Как нет единой цивилизации, так нет и единойпедагогики.
Русская педагогика — православная по сути
Святость- идеал русского человека. — Личная история человека как часть историичеловечества. — Крестоношение как пересечение горизонтальной и вертикальнойлиний жизни. — Человек — образ и подобие Божие.
Прирождении ребенка духовная сторона его жизни не является совершенной. Онаповреждена наследуемым от прародителей первородным грехом, который проявляетсякак склонность ребенка ко греху. В.Д. Шадриков называет это повреждениеизначальным злом. «Констатация изначального зла в человеке, — пишет он, — имеет огромное прикладное значение для современной педагогики, формированиятеории воспитания. Необходимо отметить, что в настоящее время отечественнаяпедагогика такой теорией не обладает» (9. 66). Духовное исцелениесовершается в таинстве крещения — таинстве духовного рождения человека.
Святость- вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый инедостижимый. Недостижимый в своей полноте, так как святость не ограниченаобъективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с егомерой и возможностями. Святость задает особую норму жизни человека. Нормойстановится его постоянный рост, постоянное развитие, или, по словам В.П.Зинченко, «развитие как нормы» (5. 72).«Человеком нельзя быть, — заметил А.А. Ухтомский, — им можно лишь делаться» (7. 492). Показателемразвития является сам человек — то, как он меняется по сравнению с собой. Этоуже не только развитие как «организма», а личная история человека,которая вплетается в историю человечества (6. 245).
«Личнаяистория» начинается с возникновением индивидуальной психической жизни вмомент рождения человека на белый свет. Жизнь дана как индивидуальная, норазвиваться вне социума человек не может. Индивидуальная жизнь становитсячастью социальной жизни окружающих ребенка людей. По мнению Л.С. Выготского,максимальной социальностью человек обладает в младенческом возрасте. Полнаябиологическая беспомощность приводит к полной социальной опосредованностиотношений ребенка с действительностью (1. 305).
Срождения начинается объективное раздвоение жизни человека: стремление киндивидуальному бытию и невозможность обладания этим бытием вне мира. Мир дляновой жизни выступает как среда, в которой развиваются специфически человеческиесвойства; она, по Выготскому, является источником развития. В деятельности иречевом общении возникает сознание. «Сознание, — писал Э.В. Ильенков, — собственно, только и возникает там, где индивид оказывается вынужденнымсмотреть на самого себя как бы со стороны, как бы глазами другого человека,глазами всех других людей, только там, где он должен соразмерять своииндивидуальные действия с действиями другого человека, то есть только в рамкахсовместно осуществляемой деятельности» (4. 264).
Развитиечеловека в процессе его горизонтального вхождения в жизнь общества несовершается в абстрактном социуме. Каждое конкретное общество выработало своимеханизмы самосохранения против эгоистических стремлений составляющих егочленов. В развитых обществах — это механизмы не подавления индивидуальнойжизни, а механизмы, помогающие человеку в раскрытии его потенциальныхвозможностей.
Человек,попадая в замкнутый круг самосмотрения себя в другом (по Ухтомскому ситуация«двойника»), жаждет увидеть другого, жаждет свободы и свободногообщения (по Ухтомскому «заслуженного Собеседника»), жаждет не толькобыть в среде, но быть и свободным от нее. Человек всегда ищет другого,вертикального измерения жизни. Он стремится преодолеть границы своей природы,выйти за ее пределы — не разлучаясь с ней, превзойти ее. Человек не толькожелает обрести индивидуальное разумное существование, но желает обрести своелицо, жить не только личной жизнью, но жизнью личностной.«Ни общее исоциальное не может быть поставлено выше лица, — писал А.А. Ухтомский, — иботолько из лиц и ради лиц существует; ни лицо не может быть противопоставленообщему и социальному, ибо лицом человек становится поистине постольку,поскольку отдается другим лицам и их обществу» (7. 266).
Человекстремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Он предчувствует,что истинное человеческое бытие — именно на пересечении горизонтальной ивертикальной составляющих его жизни. Точка соединения — крест — есть местореальной жизни человека. В момент пересечения линий развития и духовногостановления человек совершает поступки. Соединить в себе личное и народное,земное и небесное, плотское и духовное — и есть крестная ноша каждого человека,призванного в этот мир.
Обществообязано создать условия не только для развития человека, но и для возвышенияэтой жизни в мир более высокий, мир личностного, а значит духовного, бытия.Изобрести эти условия невозможно. Они складывались на протяжении тысячелетий, ине каждое общество сумело эти условия в себе создать. Проявляются эти условия втрадициях и обычаях жизни народа, основанных на его верованиях. Традиции,обычаи и предания формируют общественную мораль общества. В какой-то мереобычай занимает место инстинкта, это социальный инстинкт общества (6. 69).Когда оно отказывается от выполнения этой функции или утрачивает свои традиции,наступает деградация общества.
«Силаобычая, — пишет В.Д. Шадриков, — в формировании человечности (под человечностьюШадриков понимает духовность — Е.Ш.) заключается в том, что человек усваиваетне нравственную норму, а способ действия, который нравственен по отношению кчленам закрытого сообщества. В обычае человек живет. Научить обычаю значитнаучить жить. Без обычая нравственность не входит интимно в сущностьчеловеческого бытия… Через обычай человек идентифицирует себя со своимнародом, вводится в свой род, ибо обычай — дух народа, его дела… Своюдуховность мы получаем от предков. Она заключена в обычаях и преданиях»(9. 44-45).
Каждыйчеловек, согласно православным представлениям, несет в себе образ и подобиеБожие, а значит, каждый человек — великая ценность в очах Божиих. В этихвзглядах коренится основа трепетного отношения людей между собой, стремление кидеализации любого другого, который встречается, может быть, первый раз в жизни.
Человек,склонный к жизни, в основе которой лежат критерии самоутверждения исамосохранения, не сможет понять того, что любовь является руководством кпознанию и к истине. «Узнает человек до тонкости лишь то, — по замечаниюА. А. Ухтомского, — что действительно и прочно любит» (8. 186). Любовь кдругому, его идеализация и покаяние в собственных грехах, видимых черездругого, — основа социального общения в православной традиции.
Высшегоединения достигал православный народ в Церкви, участвуя в таинстве СвятогоПричащения. Причащаясь Плотью и Кровью Христовой, все несли в себе единую Плотьи единую Кровь, все становились братьями и сестрами во Христе. Вот почему вправославном мире принято обращение «братья и сестры». Таинствообъединяло не только людей между собой, но и соединяло каждого и всех с самимХристом.
Главнымкритерием благоприятности условий, созданных обществом для правильного развитиячеловека в процессе его духовного становления, является душевный покойчеловека, который возможен, когда человека не обличает его совесть. Такоесостояние бывает, если человек не переступает дозволенных границ по отношению кприроде, другому человеку и к себе.
Вывод:Особенностью русского (многонационального) народа является практическоесовпадение народных и православных религиозных воззрений. Православная традицияопределяла уклад жизни человека в России даже в том случае, когда он сам себяне признавал человеком верующим. Исходя из этой особенности, присущей восновном только России, мы считаем, что традиционную педагогику русскойцивилизации следует называть православной. Православная педагогика включает всебя не только специфические особенности, но и положения являющиеся общими длявсех педагогических систем.
Образование как непрерывный процесс
Противоречия,характерные для современной системы образования. — Непрерывное образование какотражение личностного роста. — Семья как субъект образовательного процесса.
Основнымисферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процессдуховно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь ишкола. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальныеи религиозные традиции. В педагогической практике и теории достаточно полнорассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в отдельновзятых названных сферах жизнедеятельности. На практике основные противоречиявозникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этихсфер. Противоречия, приводящие к конфликтам, связаны с постановками целейобразовательного процесса, его содержания, используемых методов и так далее.
Назовемосновные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическомплане:
1.Противоречие между традиционным восприятием жизни как вечной и образовательнымобеспечением только одного, земного, этапа этой жизни как единственного исамоценного.
2.Противоречие между семейным воспитанием, основанным на традиционных воззренияхнарода, и проектированием образовательной среды без учета традиций семейноговоспитания.
3.Противоречие между идеализированными представлениями о человеческой природе, наоснове которых проектируются личностно-ориентированные образовательные модели,и православного взгляда на природу человека как на поврежденную первороднымгрехом и требующую исцеления прежде развития.
4.Противоречие между гуманистической (антропоцентрической) основойобразовательных систем, способствующих личностному развитию ребенка, итрадиционной (христоцентрической) для России основы образования и воспитания.
5.Противоречие, между процессом психофизического развития ребенка и процессомдуховного становления, возникающее при создании образовательной среды без учетаусловий, необходимых для правильного духовного становления личности.
Перечисленныепротиворечия, характерные для современной системы образования, обусловленыотсутствием теоретического обоснования процесса духовно-нравственногостановления личности как единого, неразрывно совершающегося в различных сферахжизнедеятельности. Рассматривая жизнь человека как непрестанное развитие впроцессе духовного становления (что, собственно, и обеспечивает личностный ростчеловека), назовем этот процесс «непрерывным образованием».
«Непрерывноеобразование» представляет собой систему, включающую в себя процессразвития, процесс духовного становления и те условия, в которых онисовершаются, а именно; содержательная часть процесса и присущие ему формы,целенаправленные педагогические воздействия. Основной средой, в которойсовершается процесс непрерывного образования, является семья. Она, как частьобщества, несет в себе традиции, обычаи и предания этого общества. В основероссийской традиции лежат религиозные воззрения народа. Семья вместе с Церковьюсоздает условия правильного развития и духовного становления. По мере ростаребенка образовательные учреждения помогают семье осуществлять процесснепрерывного образования в линиях семейного образования.
Внастоящее время семья практически отчуждена от школьного образовательногопроцесса, что, по нашему мнению, является одной из главных проблем современнойпедагогики и психологии. Принято считать, что только учитель и ученик являютсясубъектами образовательной деятельности школы. Ребенок, пришедший вобразовательное учреждение, является носителем национальных, религиозных,социальных, психологических, педагогических и других традиций и особенностейсемьи. Встречаясь с ребенком, школа встречается с семьей. Ученик не толькоюридически, но и духовно не отделим от семьи, она должна определять цели,смыслы, содержание образовательного процесса, она является основным хранителемнародной традиции и основным элементом ее передачи. Семья делегирует своиполномочия школе, которая не заменяет, а помогает семье создать условия дляразвития личности школьника и его духовного становления, вводит его в миркультуры, являющийся результатом духовного творчества народа, обеспечиваетрасширение социальных контактов и его самоопределение в поле профессиональныхвозможностей. Через ребенка школа влияет на семью. Учитель и школа ответственныне только перед государством за результаты свой деятельности, а в основномответственны перед семьей. Именно семья должна быть активно вовлечена всовременное образовательное пространство.
Вывод:Системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являютсярелигиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья.Семью следует считать субъектом образовательного процесса.
Основные понятия православной педагогики
Предметправославной педагогики. — Воспитание синонимично воцерковлению. — Раскрытиеобраза Божия в человеке — задача образования. — Обучение как акт покаяния.
Реальноеобращение человека к духовной жизни есть творчество и непрерывный процесс, вкотором изначально согласованы бытие человеческое и бытие Божественное, двеволи — человеческая и Божественная. Этот процесс преображения жизни человеканачинается с внутреннего нравственного самоопределения, с момента осознаниясвоего подлинного положения в мире, с сыновнего отношения к Богу, с желанияследовать воле Божией, выполнять Его заповеди. Нравственное самоопределениечеловека порождает в нем стремление к духовной жизни, к духовному рождению.Душа, открывшаяся для вечной жизни, преображается Божественной Благодатью,духовно совершенствуется. Степень преображенности и уровень духовного совершенствазависят от совершаемого человеком аскетического подвига, без которого нетпостоянного духовного развития как условия спасения и вечной жизни.
Рассматриваяпроцесс становления человеческой личности как этапы, проходящие отнравственного самоопределения к духовному рождению и духовномусовершенствованию, требующему аскетического подвига, православная педагогикаопирается на православное нравственное богословие, на учение ПравославнойЦеркви о зарождении и развитии духовной жизни человека. Процесс обретенияличностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта и являетсяпредметом православной педагогики.
Определяющеезначение для духовного становления человека имеют Церковь, семья и школа. Этисферы бытия взаимозависимы. Дух Церкви пронизывает семейную жизнь православногочеловека и способствует его духовному становлению и нравственномусамоопределению. Школа, влияя на мировоззрение человека, может способствоватьдуховному совершенствованию личности, если содержание образования направлено навхождение ученика в мир культуры, если дух школы есть дух истины и правды.Школа может быть источником конфликтов как внутренних, так и внешних, еслипытается неквалифицированно вторгаться в области духовного бытия, областьличную, а в детском возрасте — и семейную. Это часто происходит из желанияшколы, кроме знаний и социально-культурного опыта, дать учащимся и опытдуховный, опыт религиозной жизни. Школа, возлагая на себя обязанностьрелигиозного просвещения, что является одним из основных условий освоениякультурного наследия предыдущих поколения, не должна возлагать на себя задачирелигиозного воспитания. Если семья делегирует часть своих полномочий в этойсфере школе, то существующее законодательство позволяет организовать на базеучебного заведения религиозное образование.
Православнаяпедагогика как часть христианского богословия есть только средство, тольконекая совокупность знаний, долженствующая служить, по мысли В.Н. Лосского, тойцели, что превосходит всякое знание. Эта конечная цель есть соединение с Богом,или обожение. Путь православной педагогики — это путь от мышления к созерцанию,от познания к опыту.
Светскаяпедагогика понимает жизнь человека как временный период, ограниченный рамкамиземной жизни, законченный и самоценный. Православная педагогика рассматриваетбытие человека в категориях «вечности» и «бессмертия» инаправляет воспитание на конкретную личность, которая связана ответственностьюперед Богом не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие историческихи культурных традиций народа, частью которого она является, и судьба которойуходит в эсхатологическую перспективу, к которой мы все приобщаемся черезсмерть.
Декларируядуховную жизнь, секуляризованная педагогика имеет в виду лишь еепсихологическое проявление, подменяет духовное душевным, старается избегатьпризнания реальности духовного мира. Эта тенденция проявилась не только впедагогике и психологии, но и в сфере культурно-исторической.
Православнаяпедагогика признает реальность духовной основы человека и реальность духовногомира как мира духов, в том числе и духов демонических. Опыт православноговоспитания показывает, что нельзя «организовать» духовную жизнь вчеловеке через развитие его психофизических функций. Нельзя прийти к духовномуросту через развитие интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь иопосредуется этим развитием душевной периферии.
Понятиядобра и зла в светской педагогике носят относительный характер. В православнойпедагогике они абсолютны: зло нельзя оправдать и нельзя его эстетизировать.
Ещев XIX веке святитель Феофан Затворник Вышенский писал: «Воспитание,оставленное без внимания самому себе, по необходимости принимает направленияпревратные, ложные и вредные, сначала в домашнем быту, а потом во времяобучения. Но и там, где воспитание совершается не без внимания и подчиняетсяизвестным правилам, оно оказывается нередко бесплодным и уклоняющимся от целипо причине ложных идеалов и начал, на которых строится порядок его. Не тоимеется в виду, не то поставляется главным, что должно; именно неБогоугождение, не спасение души, а совсем другое, — или усовершенствование силтолько естественных, или приспособление к должностям, или годность к жизни всвете и проч. Но когда не чисто и ложно начало, по необходимости иутверждающееся на нем не может вести к добру».
Воспитаниеможет быть правильно поставлено, когда оно понимается как спасение. Только втакой постановке воспитание обретает свой смысл как подготовка к жизни ввечности уже здесь, на земле. В основе православного миросозерцания коренится мысльо невозможности спасения вне Церкви. Воцерковление личности приводит к ееспасению — это и является основной педагогической проблемой.
Воспитаниеопределяется как процесс воцерковления личности. Сразу оговоримся, чтовоцерковление мы понимаем шире религиозного воспитания. Воцерковить — значитосвятить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека, положитьв основу жизни не только цель развития личности, а цель спасения человеческойдуши от власти греха и смерти. Спасение не отрицает развития, но лишает егостихийной самоценности. Вне спасения развитие понимается как самореализация,которая, как правило, разжигает страсти и питает гордость человеческую. Врамках спасения развитие реализуется в формах служения и жертвенности.
Воцерковить- научить не только жить по-христиански, но и мыслить по-христиански, то естьобращаться за руководством не только к науке, но, прежде всего, к учениюЦеркви. Воцерковить — это значит преодолеть разлад между мыслью и чувством,плотью и духом, знанием и верой; обрести полноту бытия в мире материальном имире духовном; не исправлять и формировать, а освящать и преображать личность вДухе Истины и Любви.
Воснове понятия «образование» лежит слово «образ». СвященноеПисание свидетельствует о сотворении человека Богом по образу и подобию Своему(Быт. 1, 26-27; 5, 1-2). В Библии не уточняется, в чем именно состоят образ иподобие Божие в человеке, Святые отцы усматривали образ Божий преимущественно вдуховной природе человека, в возможности преодолевать свою чувственную природу,возвышаться над законами материального мира, во власти человека над природой, ввозможности достижения бессмертия, в разумности человека, в свободе, в совести,в творческих дарованиях, в способности человека ответить на любовь Божию своею любовьюк Нему и к Его творению, в чувстве ответственности человека за все творения.Образ Божий в людях хотя и затемняется после грехопадения, но все жесохраняется, оставляя возможным наше спасение.
Исходяиз сказанного выше, образование следует понимать как восстановление целостностичеловека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающееиерархический принцип в устроении человека.
Иерархическийпринцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог быраскрыться во всей силе, во всей полноте. В православной традиции речь идет восновном о духовном образовании — образовании Духом Святым. Бог открываетистинные знания человеку по мере подготовленности человека к получению этихзнаний. Господь открывает Себя чистому, смиренному сердцу. Духовное образование- путь стяжания Духа Святого, путь покаяния, смирения, нравственного очищения впроцессе постоянного диалога живой души с Богом живым. Это есть путьхристианской мысли, которая, опираясь на Божественное Откровение, на Церковныйразум, принимает, по словам В. В. Зеньковского, все, что родилось внехристианства, если это согласуется с началами христианства.
Человекуот младенчества свойственно тянуться к небу. Педагогическая поддержкаврожденной потребности человека к познанию Истины и к Богообщению составляетсуть обучения. Если внутренние потребности человека с детства«заземляются», если учителя и родители в процессе общения передаютдетям чувство животной самодостаточности, лишая их хлеба небесного, обучение прекращаетсяи заменяется процессом социализации и профессионализации, что можно назвать необучением, а приспособлением. В процессе приспособления не происходит изменениедуховного опыта, а именно оно служит показателем, протекает процесс обученияили нет. Православный смысл такого изменения определяется словом«покаяние». Мы склонны рассматривать обучение как частный случайпокаяния, когда человек осознает свое несовершенство, свое незнание, и нетолько осознает, но и стремится к преображению себя. С этой точки зренияпроцесс обучения можно рассматривать как помощь кающемуся, стремящемуся квысотам святости человеку.
Воснове православного подхода к обучению лежит понимание того, что знания неберутся, а обретаются в процессе обучения, когда процесс обучения направлен наготовность человека осознать, понять и вместить Богом данные знания, когдаэрудиция дополняется интуицией, живым опытом Богообщения. Образование сводитсяне к доказательству истины только силою разума, а к познанию истины какоткровения, свидетельства и описания.
Вывод
Православнаяпедагогика — направление педагогической мысли, имеющее предметом исследованиядуховно-нравственное становление личности.
Православнаяпедагогика имеет особые религиозные, антропологические и гносеологическиеосновы.
Основныепонятия педагогики«воспитание», «образование»,«обучение» «личность» приобретают особый смысл в светеправославной традиции.
Список литературы
1.Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 1984. Т. 4.
2.Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., 2000.
3.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991 г.
4.Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
5.Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара, 1999.
6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 2.
7.Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996.
8.Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. Рыбинск. 1997.
9.Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 1999.
10.Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.
11.Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. Москва-Воронеж. 1996.