Черезвсю историю земли Московской красной нитью проходят жития святых — великихкнязей и патриархов, являющихся хранителями первопрестольной, помогавших ей всамые, казалось бы, безысходные времена не только выстоять против политическихи стихийных ненастий, но и приукрашаться не переставая.
Иностранцы,путешествующие по допетровской России с удивлением отмечали самоотверженнуюрелигиозность, набожность москвичей — их долгое стояние на службах,продолжавшихся по нескольку часов, истовость в соблюдении постов, щедрыепожертвования «на храм». Немудрено, что Русская земля со временисвоего Крещения произрастила множество духовных плодов — святых подвижников,угодивших Богу своими подвигами и благочестивой жизнью.
Вотличие от киевских святых, обязанных поклонением прежде всего своим личнымдостоинствам, безупречному поведению и силе духа (Борис и Глеб, святые Антонийи Феодосий, печерские монахи), московские святые возвышаются главным образомсвоими державными добродетелями, работе на Московское государство.
Святой благоверный князь Даниил Московский
Небесныйхозяин Москвы — так называют православные жители столицы первого МосковскогоКнязя Даниила. После кончины великого русского правителя благоверногоАлександра Невского, младший сын его — Даниил Александрович — получил в уделград Москву, тогда маленький провинциальный город. Он же первым и возвысилбудущую столицу России, украсив ее многими новыми зданиями, храмами,монастырями. После него Москва стала заметным и крепким городом, известным ужепо всей Руси Святой. Поэтому, князь Даниил может считаться не толькородоначальником князей Московских, но и зачинателем грядущего мощного Русскогогосударства.
/>Подобно своему славному отцу, князь Даниил отличался воинскойудалью и храбростью. И подобно ему удостоился святости. Гораздо чаще, чемподвигами, он восхищал народ свой умением умиротворять людей, пресекатьпагубную междоусобицу, побеждать чаще не оружием, а христианским смирением.Сыновья Александра Невского враждовали между собой, деля власть на Руси. Лишьблагодаря миротворчеству Даниила, на съезде 1295 года в Дмитрове они, наконец,помирились.
Вчесть своего небесного покровителя, святого Даниила Столпника им была сооруженана берегу Москвы деревянная церковь, вокруг которой вскоре зародился имгновенно возрос Свято-Данилов монастырь. Князь содержал первую московскуюобитель полностью за свои деньги, выделил ей луга и земли, крестьянские дворы ирыбные ловли. Здесь была собрана первая московская библиотека. КромеСвято-Данилова князь возвел Богоявленский монастырь, храм Преображения Господняна Боровицком холме, а на Крутицах — Архиерейский дом и храм Петра и Павла. Ноименно в Свято-Даниловом монастыре князь Даниил Александрович принял схимунезадолго до своей кончины.
Святитель Петр, митрополит Московский
Нелегкабыла ноша Московских правителей в эти трудные, полные лишений и опасностейгоды. Но всегда бок о бок с Московскими князьями труждались на пользу отечествудуховные отцы русского народа — Московские митрополиты. Они жили в годинытатарского ига, нашествия западных иноплеменников, иноверцев, великих междоусобныхсмут, являя нам пример любви к родине. Во многом земля российская обязана этимсамоотверженным людям, и православные жители Москвы всегда чтили и чтут их, какнебесных покровителей города Москвы и молитвенников за наше Отечество.
Первыйиз них — Святитель Петр, родителям которого еще до его рождения былапредсказана стезя святости для их сына, в 12-летнем возрасте, успешно изучивкнижные науки, поступил в монастырь, где с ревностью исполнял послушания инемало времени уделял изучению Священного Писания и иконописи.
Вскореза добродетельную подвижническую жизнь Петр был рукоположен в сан иеромонаха, испустя несколько лет подвизался в уединении на реке Рате, а впоследствии сталигуменом выросшего здесь Новодворского монастыря.
Окротком и добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределамиобители, а по кончине Владимирского митрополита Максима Бог избрал дляокормления Русской Церкви святого Петра.
Многотрудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией.В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, исвятителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Живя сначалав Киеве, потом во Владимире, митрополит часто бывал и живал подолгу в Москве,благодаря чему у него завязалась тесная дружба с Иваном Калитой. В августе 1326года Петр благословил московского князя заложить соборный храм Успения вМосковском Кремле. А в 1325 году митрополичья кафедра была перенесена изВладимира в Москву, что имело большое значение для всей Русской Земли.
Многосил потратил святитель на усмирение вражды между русскими князьями иподдержание мирных отношений с татарскими правителями. Еще в 1312 году совершилон поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русскогодуховенства. А позже Петр пророчески предсказал освобождение от татарского игаи будущее возвышение Москвы как центра всей России. Здесь же, в Москве,скончался он 21 декабря 1326 года. По его смерти у гроба святителя князьяцеловали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимыйпокровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлениигосударственных договоров, ни одно значительное государственное начинание необходилось без молитвы у гроба святителя Петра.
Святитель Феогност, митрополит Московский
ПреемникПетра Феогност также избрал Москву для митрополичьей кафедры, поселился намитрополичьем подворье в Москве, у гроба Петра. Здесь, управляя паствой, сталсоветником московских князей, стремясь укрепить город как центр единодержавияна Руси. Святитель восстановил многие храмы после страшного пожара 1343 года,опустошившего Москву, а в 1353 году скончался.
Святитель Алексий, митрополит Московский
Ещепри жизни Феогност выбрал себе преемника — Владимирского епископа Алексия — иочень благоволил ему. Будущий митрополит уже в детстве понял своюбогоизбранность, рано обнаружил склонность к духовной жизни и монашескимподвигам. К 15 годам он постригся в монастырь, руководимый замечательнымподвижником старцем Стефаном — братом Сергия Радонежского. Однако судьбаготовила ему другие подвиги — служение во имя отечества.
Этобыло тяжелое для страны время. Русская Церковь раздираема была великимираспрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. Желаяположить конец смутам, святитель Алексий отправился в Константинополь кВселенскому Патриарху. Патриарх Каллист посвятил его в архиепископа Киевского.В дальнейшем святителю пришлось принять участие в продолжительной и упорнойцерковно-политической борьбе, которая привела к прискорбному разделению Русскоймитрополии.
Несмотряна все смуты, святитель всячески заботился о своей пастве, о строительствемонастырей, о благоустройстве монашеской жизни, устроил три монастыря в Москве- Чудов, Спасский Андроников и Алексеевский.
Сыгралмитрополит и немалую роль в отношениях с Золотой Ордой. В в 1357 году онсовершил поездку в ханскую ставку Джанибека, где он чудным образом исцелилцарицу Тайдулу, страдающую слепотой. Надо сказать, что святителя с почестямивстретили в ставке хана — их владычества очень уважали наших митрополитов,почитая их и даже освобождая от всяческих пошлин. В знак благодарности Джанибекподарил митрополиту Алексию свой конюшенный двор в Московском Кремле, а такжесвятитель получил от хана ярлык с освобождением Русской церкви от даней ипоборов.
Святой благоверный князь Дмитрий Донской
/>Когда скончался великий князь Иоанн Иоаннович, митрополит взял подсвою опеку его малолетнего сына Димитрия — будущего великого правителямосковского княжества и победителя Золотой Орды Дмитрия Донского. Радея огосударстве, святой владыка немало потрудился, чтобы примирить и смиритьстроптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Димитрий Донскойпервый из великих князей московских ясно и определенно заявил о стремлении кгосударственному единодержавию.
Спустятри года после кончины митрополита войска святого благоверного князя одержалиисторическую победу на Куликовом поле, приведшую к росту могущества Московскогокняжества.
Одетстве будущего великого князя, сына Иоанна Красного и великой княгиниАлександры известно совсем немного. «Воспитан же был он в благочестии иславе, с наставлениями душеполезными, — говорится в „Слове ожитии…“ Димитрия Иоанновича, — и с младенческих лет возлюбил Бога. Ещеюн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, инепристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельнымивсегда беседовал ».
Этоне удивительно, ведь детство будущего воителя прошло под влиянием еговоспитателя, долгие годы заменявшего ему отца, благодаря чему с самого началажизни великий князь был приобщен к среде русского подвижничества, впитал в себяправославный дух русского народа. Немало сделал для юного князя и другойрусский подвижник — преподобный Сергий Радонежский, наставлявший его в духовныхи телесных подвигах.
Великийкнязь-отрок постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силыи милосердия. С его именем связано строительство целого ряда новых монастырей ихрамов, в том числе Николо-Угрешский монастырь под Москвой и церковь Всехсвятых на Кулишках в Москве, а также каменный Успенский собор Симоновамосковского монастыря.
Князьпривык действовать в уповании на единого Бога, — и потому, имея Бога своимПомощником, он оказался в силах выступить против Орды. Под влиянием Церкви вего душе сформировалась и укрепилась идея единой Русской земли. Противостояниетатарам мыслилось ему не одинокой оппозицией Московского княжества, но отпоромсо стороны союза всех русских уделов, стремившихся не только освободить своюродную землю, но и защитить веру.
Подруководством митрополита и преподобного Сергия князь постепенно приобретал туособую мудрость государственного правителя, которую современники связывали сего личностью. Москва возвышалась. Она укрепила союз и с Суздалем,завершившийся в 1366 г. браком великого князя Димитрия и суздальской княжныЕвдокии Димитриевны.
Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия
Семейнаяжизнь великокняжеской четы проходила под духовным руководством наставников — святых митрополита Алексия и Сергия Радонежского, который крестил двух сыновейДимитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий.
Святаякнягиня была строительницей храмов и монастырей в Москве и вПереяславле-Залесском, городе-резиденции Великого Князя. В Кремле она основалаВознесенский женский монастырь, а в память Куликовской битвы заложила церковьРождества Богородицы. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границыРуси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери,чудесно защитившая Русскую землю. Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня подпышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию был написанзнаменитый образ Архистратига Михаила, ставший впоследствии храмовой иконойАрхангельского собора Кремля.
Воспитавпятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), после кончины Дмитрия Ивановича,горько оплакав любимого мужа, княгиня приняла постриг в основанном ею монастырес именем Евфросиния. В молитве и подвиге свершив остаток своего жизненногопути, она, так же как и ее супруг — освободитель, удостоилась святости.
Святитель Фотий, митрополит Московский
Неуспела еще русская земля избавиться от грабительских набегов татар, когда вначале XV века юго-западные епархии Русской церкви оказались под всевозрастающим влиянием католической Польши. В то время многотрудная ношаПредстоятеля Русской Церкви лежала на святителе Фотии. 22 года подвизался он наэтом посту. В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набеговтатар он сумел высоко поднять духовное значение и благолепие храмов Московскойкафедры. Благосостояние Церкви позволяло святителю Фотию оказывать большуюпомощь оскудевшему Константинопольскому Патриархату, укреплять международноезначение Русской Православной Церкви и Русского государства. Враги Православияне раз пытались воспрепятствовать церковно-патриотическому служению Фотия: ханЕдыгей, разоривший за два года до того Русскую землю, предпринял новый поход сцелью захвата в плен самого митрополита. Но Бог сохранил праведника: наканунезахвата Владимира, не подозревая об опасности, святитель выехал в загородныйСвятоозерский монастырь.
Святитель Иона, митрополит Московский
ОднаждыФотий посетил Симонов монастырь и пожелал после молебна благословить иноков,исполнявших разные послушания. В пекарне он увидел уснувшего от многих трудовИону, бывшего иноком многие годы с 12-летнего возраста, благословил спящего ипредсказал присутствующим, что этот инок станет великим святителем РусскойЦеркви.
Предсказаниесвятителя Фотия исполнилось. Через несколько лет Иона был поставлен епископомРязанским и Муромским, а после смерти Фотия Собор русских иерархов избрал Ионумитрополитом Московским и всея Руси. Посвящение его, по благословению ПатриархаКонстантинопольского Григория III, было впервые совершено русскими архиереями вМоскве
Затруды на благо Церкви святой Иона удостоился от Бога дара чудотворений ипрозорливости. Самым значительным чудом следует считать спасение Москвы оттатар и прекращение в ней пожара по молитве угодника. В 1451 г. татарынеожиданно подступили к Москве и готовились напасть на город, но послесовершения митрополитом крестного хода по стенам города, в рядах татарпроизошло неожиданное смятение, и они в страхе и панике обратились в бегство.
Святитель Макарий, митрополит Московский
В1542 году в Русской Церкви встал вопрос об избрании на Московскую кафедрунового митрополита. Промыслом Божиим выбор пал на Новгородского владыку Макария,которому было тогда около 60 лет.
XVIвек был веком расцвета Русского государства. Россия была единственнойправославной страной, над которой не тяготело иноземное иго. И вот в 1547 годув Москве, оплоте православия, впервые в истории состоялось царское венчаниеМосковского государя — Ивана IV, которое совершил святитель Макарий. Событиеэто имело особое значение, так как оно было совершено в Москве, а не вКонстантинополе, и совершилось митрополитом, а не патриархом. Теперьправославные всего мира с надеждой и упованием взирали на единственного в миреправославного царя.
Вскоремитрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущуюпобеду и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве соборПокрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. ГлаваРусской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры.Святитель созывает в Москве два Собора, которые по праву остались в историиРусской Церкви с именем Макарьевских. На них решался вопрос прославлениярусских святых — митрополита Ионы, благоверных князей Александра Невского,Всеволода Псковского, Михаила Тверского; преподобных Пафнутия Боровского,Макария Калязинского, Александра Свирского, Никона Радонежского, СаввыСторожевского, что вызвало большой духовный подъем в русском обществе.
Вначале 1551 года митрополитом был создан Стоглав — сборник решений церковногособора — ставшего одним из памятников средневековой русской литературы. В немрассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и егоповедения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи идуховного просвещения.
СвятительМакарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности — он поставилцелью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Этоначинание получило в истории именование Великие Макарьевские Четьи Минеи.
Поего инициативе был создан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия». Святитель Макарий стал покровителемпечатного дела на Руси, при нем в Русском государстве впервые начинаетсяпечатание книг. С его благословения печатаются знаменитые «Апостол» и«Часослов» Ивана Федорова.
Овысоте его духовной жизни свидетельствуют и случаи прозорливости. Он предсказалвзятие русскими войсками Казани и Полоцка. Известно, что митрополит провиделгрядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденнаяцарем вскоре после его блаженной кончины.
Смелостьи самоотверженность митрополита также внушала уважение. Это он во времявеликого пожара в Москве в 1547 чуть не задохнулся от дыма, когда выносил изогня образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. Не раз приходилось емувступать в спор с грозным царем Иваном IV, что было не менее опасно, чем споритьс пламенем.
Блаженный Василий
/>Современником святителя Макария был удивительный святой,которого москвичи называли нагоходцем,- Василий Блаженный.
Согласноцерковному преданию, Василий Блаженный родился в декабре 1468 года на папертиподмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, гдемать его Анна горячо молилась.
В16 лет Василий пришел в Москву и начал трудный подвиг юродства: в лютый мороз ипалящий зной он ходил нагим и босым по московским улицам, обличая неправду,совершая странные для окружающих поступки — то опрокинет лоток с калачами, топрольет кувшин с квасом — и терпя за это побои. Но потом оказывалось, что икалачи испечены дурно, и квас негоден.
Многочудес совершал святой Василий. Проповедуя милосердие, помогал тем, кто стыдилсяпросить милостыню. За ним была и слава предсказателя будущего. В 1547 году онпредсказал великий пожар Москвы. Святой Василий горячо молился передВладимирской иконой Божией Матери об избавлении Москвы от нашествияиноплеменных, когда хан Гирей подступал к столице Руси.
Длянего не было лицеприятия — он осуждал тех, кто вел себя недостойнохристианского звания, и предсказывал милость от Господа тем, кто основывал своюжизнь на христианских духовных ценностях. Доставалось от него и царю ИоаннуГрозному за его неблагочестивые поступки. Тем не менее, царь очень почиталсвятого и благоволил ему. Когда Блаженный Василий скончался, его отпевал саммитрополит Макарий, а царь Иоанн Грозный нес на руках его святые останки.
Святитель Филипп, Митрополит Московский
Большоевлияние на царя Иоанна Грозного оказывал и еще один московский святой — преемник митрополита Макария — Филипп. Происходил он из знатного родаКолычевых, которым благоволил отец тогда еще отрока Иоанна, Великий князьВасилий III. Это давало ему возможность сделать карьеру на поприщегосударственного служения. Но с детства тяготившийся суетностью мирской жизни,в 30-летнем возрасте будущий святитель, в миру — Феодор, в тайне от родных ушелв Соловецкий монастырь.
Онвыполнял самые тяжелые послушания: рубил дрова, копал землю, работал намельнице, в монастырской кузнице, любил подолгу удаляться для молитвенногоуединения, а впоследствии стал игуменом обители.
НоГосподь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве осоловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы ИоаннГрозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника,духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего небудет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного,должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу,гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался емунаилучшим.
Святительдолго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви.Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царяуничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственнуюнеобходимость. Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору,чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственногоуправления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнитьего пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московскихгосударей прежние митрополиты. 25 июля 1566 года свершилось посвящение святогоФилиппа на кафедру Московских Святителей, к сонму которых предстояло ему вскореприсоединиться.
СвятительФилипп не раз решался противостать Грозному. Он не раз выступал против обилияказней, количество которых все возрастало, и беззаконий опричников. После того,как митрополит открыто стал порицать царя и его свиту, участьсвятителя-исповедника была решена. Над Митрополитом Филиппом был устроенсоборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы, потом его долго томили вподвалах московских монастырей. Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочьмонастырь. Там год спустя святитель принял мученическую кончину от руки МалютыСкуратова.
Святитель Иов, патриарх Московский
Разделавшисьс неугодным духовником, Иоанн Васильевич вскоре обратил свое благосклонноевнимание на инока Старицкого Успенского монастыря Иова, который вскоре былвозведен в сан архимандрита, а в 1587 году, уже после смерти монарха сделалсямитрополитом Московским.
Прицарствующем боярине Борисе Годунове московский митрополит Иов был возведен всан патриарха. До тех пор Русская Православная Церковь была лишь митрополией(отделением) Вселенской Константинопольской патриархии, несмотря на то, что ужепочти полторы сотни лет после падения Константинополя фактически являласьавтокефальной (самоуправляемой). Теперь же возведение русского митрополита всан патриарха повысило значимость Русской Церкви: Москва — столица самогокрупного православного государства — становится одним из столпов православия вмире.
Всмутное время Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, обличал беглого монахаГригория Отрепьева, обманщика и самозванца, выдававшего себя за убиенногоцаревича Дмитрия, а позже и предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих егоизменников. После кончины Годунова, когда в Москве вспыхнул бунт, и город былсдан самозванцу и полякам, Патриарх отказался присягнуть Лжедимитрию и былнизложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убитьпатриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой БожиейМатери. Сторонники самозванца сорвали с патриарха архиерейское облачение и недали окончить Литургию. Он претерпел множество поношений и был сослан вСтарицкий Успенский монастырь.
Священномученик Ермоген, ПатриархМосковский
Вконце дней своих святитель Иов благословил на патриаршество митрополитаЕрмогена. Патриарх происходил из донских казаков, был священником в городеКазани, после принял монашество и стал архимандритом. В 1589 г. был посвящен вархиерейский сан на казанскую кафедру и стал первым Казанским митрополитом.
ДеятельностьПатриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В 1605 годусвятой Ермоген имел мужество оказать сопротивление Лжедмитрию I по вопросу оего браке с Мариной Мнишек и за свою твердость подвергся опале. После смертиЛжедмитрия царь Василий Иванович Шуйский в 1606 году собрал в Москве соборрусских епископов, которые избрали Ермогена Казанского на патриаршую кафедру.Святитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. С особымвдохновением противостоял святитель изменникам и врагам Отечества, желавшимввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. Грамоты,рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народк освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичиподняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрепилисьв Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Ермогенас Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре. Уже из заточениясвященномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу,благословляя освободительную войну против завоевателей.
Русскиеполки очистили Москву от поляков 22 октября 1612 г. Но тот, кто подготовил этоторжество, не дожил до этой радости — в феврале того же года святейший ПатриархЕрмоген скончался мученической смертью от голода.
Святитель Филарет, Митрополит Московский иКоломенский
Прошлоболее 200 лет. Уже отгремела гроза 1812 года, отбушевали страшные Московскиепожары. Россия жила бурной жизнью XIX века. За это время Петром Первым былоотменено патриаршество, что не лучшим образом сказалось на Православной Церкви.Русское православие, оскудевшее святостью и еще более мудростью, былораздираемо всевозможными ересями, росшими в первую очередь в среде русскойинтеллигенции, которой недоставало по-настоящему просвященных пастырей. Вавгусте 1826 года в день своей коронации царь Николай I возвел в санМитрополита Московского архиепископа Филарета (Дроздова), прошедшего к этомувремени нелегкий путь от семинариста до высшего церковного иерарха. Человекэтот, помимо аскетических свойств своей натуры, достойной своих древнихпредшественников, обладал еще и незаурядным умом, высокой образованностью, атакже удивительнейшим даром красноречия. В историю нашего православногогосударства он вошел, прежде всего, как автор множества трудов по богословию,по которым и по сей день сверяют свой жизненный и духовный путь миряне исвященнослужители.
Многиеего проповеди переведены на разные языки мира. А главным его трудом был переводна русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В истории России оноставил след не только как истый поборник решения многих общецерковных вопросовтой эпохи, но и как участник подготовки манифеста об освобождении крестьян открепостной зависимости. Неоценима его роль в создании храма Христа Спасителя,на строительство которого он внес немало своих личных средств. Именно онпроизвел выбор сюжетов для горельефов, ему принадлежит идея создания главногоиконостаса в форме часовни.
Всяего долгая жизнь — пример служения своему Отечеству. Деятельность напедагогическом, научном, административном поприще, отстаивание интересов Церквиперед светской властью снискали митрополиту Филарету славу ревнителяправославной государственности в те сложные годы.
Святитель Тихон, патриарх Московский
Однакоприближалось еще более страшное время — 1917 год. Когда, казалось, не выстоитправославная вера, когда у людей исчезала последняя надежда, появляется, словноБожий посланник, Первосвятитель Тихон, чтобы святым Патриархом-мучеником.
Родившийсяв благочестивой семье священника с патриархальным укладом, Василий ИвановичБелавин был одним из лучших учеников в семинарии. Кротость, смирение,целомудрие, удивительная врожденная простота, так прежде присущая русскомународу, — все это сделало Василия любимцем товарищей-студентов, которые, шутя,однако из уважения, называли его Патриархом. В те времена не могло и в головуприйти, что это шуточное прозвище окажется пророческим. Предрек святителю еговысокий пост и сам Иоанн Кронштадтский.
В23 года ставший кандидатом богословия, будущий верховный пастырь прошел трудныйжизненный путь, — возглавлял многие епархии, повсюду завоевывая безграничнуюнародную любовь.
Вскорепосле февральской революции архиепископ Тихон был избран на Московскую кафедру,и сразу же начал подготовку Поместного Собора, которые не собирались уже более200 лет. Собор этот, после долгих дебатов постановил возродить патриаршество.«У нас больше нет Царя, которого мы любили, — говорил народ, — а потому мыхотим Патриарха».
Жребийпал на Московского митрополита Тихона. Невозможно представить сегодня всютяжесть ответственности, которая легла на плечи нового Патриарха. Он оказалсяединственным законно избранным вождем народа, и народ необыкновенно любил ичтил своего архипастыря: проводимые им службы собирали толпы народа. Дляподъема в народе религиозного чувства по его благословению устраивалисьграндиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший.Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов,укрепляя духовную паству.
Почтисразу после Октябрьской революции отношения государственной власти ипредстоятеля Русской Православной Церкви приобрели характер острого конфликта,так как уже первые декреты советской власти коренным образом ломали ицерковную, и народную жизнь.
Началисьрасстрелы духовенства. После попытки новых властей вооруженного захватаАлександро-Невской и Почаевской Лавры Патриарх Тихон выпустил послание, вкотором он выступил против осквернения святынь и гонения на церковнослужителейи простых верующих мирян. И хотя в послании речь шла лишь об отдельных«безумцах» и советская власть прямо не называлась, послание быловоспринято как анафема советской власти.
Позжепатриарх выступал против организованного Наркоматом вскрытия и ликвидации мощейво всероссийском масштабе, против закрытия монастырей, и власти обвинили его впособничестве белому движению и в контрреволюционности. Его неоднократнозаключали под домашний арест по обвинению в призывах к свержению советскойвласти.
Нопатриарх продолжал бороться. Когда был опубликован декрет об изъятии церковныхценностей, положивший начало ограблению православных храмов и монастырейРоссии, он расценил это действо, как «акт святотатства», за что и быларестован. Массовое народное сопротивление изъятию святынь повсюду былобеспощадно подавлено. Суды, открытые процессы над «церковниками»,расстрелы прокатились по всей России. Верховный архипастырь был объявленконтрреволюционером, белогвардейцем и содержался под стражей.
Черезнекоторое время ради облегчения положения Церкви патриарх подписал известное«покаянное» заявление, запомнившееся словами: “… я отнынесоветской власти не враг”. Но вопреки надеждам чекистов, любовь народная кПатриарху Тихону не только не поколебалась в связи с его«отступлением», но стала еще больше. Он уповал на доверие народа, инарод действительно верил ему. Его поддержка верующему народу многим помогла непотерять веру и укрепиться в ней. Спустя много лет его имя было прославлено всонме сотен российских исповедников и новомучеников, пострадавших в эти трудныедля России и православия годы. Большинство из них — священнослужители, на плечикоторых лег нелегкий труд пастырей в нелегкое время.
Алексий Мечев, Московский старец
Незадолгодо смерти Святитель Тихон участвовал в погребении московского старца АлексеяМечева. Простой священник, отец Алексий оказал не меньше духовной помощимосквичам, чем сам Владыка. И пользовался любовью и покровительством не толькомирян, но и высшего церковного руководства.
Ещеотец его, Алексей Иванович Мечев, регент кафедрального хора, в детстве былспасен от смерти на морозе в холодную зимнюю ночь святителем Филаретом,митрополитом Московским и Коломенским. После митрополит постоянно заботился омальчике, а в дальнейшем и о его семье. Это именно он дал сыну своего любимцаимя в честь святого Алексия, человека Божия.
РосАлексий в обстановке радушного гостеприимства и хлебосольства, выделялся средиродных мягкосердечием, тихим, миролюбивым характером. Еще в детстве занеобычайную для его возраста серьезность и благочестие его прозвали«блаженный Алешенька».
Всеминарию пошел по горячему желанию матери. Вскоре по ее окончании он былрукоположен во священника к церкви Николая Чудотворца в Кленниках, став вскоре еенастоятелем. Доставшийся ему храм был самым маленьким в округе ималопосещаемым. Зачастую служил батюшка литургии в одиночестве. Однако совершалбогослужение ежедневно, а не 2-3 раза в неделю, как обычно в московских храмах,и первым ввел обычай причащаться ежедневно, а не раз в году, Великим постом,как это было принято среди москвичей.
Работалотец Алексий не покладая рук, в очень тяжелых условиях, но каждого приходящеговстречал с любовью и безграничной добротой. Вскоре молва про доброго батюшкуразошлась по всей столице и ее окрестностям. Скорбящие, обремененные горестямижизни, опустившиеся люди потянулись в этот храм. Особенно число прихожанвыросло после 1917 года, когда отошедшие от Церкви, испытав многочисленныебеды, устремились в храмы в надежде на помощь Божию. После закрытия Кремля вхрам отца Алексия перешла часть прихожан Чудова монастыря. Появилось немаломолодежи, студентов, которые увидели, что революция вместо обещанных благпринесла новые бедствия, и теперь стремились постичь законы духовной жизни.
Надуховный подвиг отца Алексия благословил сам Иоанн Кронштадский, приезжавший вМоскву в 1902 году. Истинными духовными друзьями отца Алексия были современныеему оптинские подвижники старец Анатолий и игумен Феодосий. Отец Анатолийприезжавших к нему москвичей направлял в Кленники: «Зачем вы ездите к нам?У вас есть отец Алексий».
Даи сам святейший патриарх доверял и благоволил московскому старцу. Недаром, самприехал проводить его в последний путь.
Блаженная Матрона Московская
Втрудное время Москву всегда оберегали святые покровители. Тогда, когда,казалось бы — помощи ждать неоткуда, — Господь посылал жителям столицынебесного заступника.
/>Вот и всего через два года по смерти московского «ДоброгоПастыря» — отца Алексия Мечева, — в 1925 году здесь поселилась святаяблаженная Матрона, которая до самой смерти не оставила столицу, несмотря натрудности с жильем. Часто меняла она квартиры, приходилось жить ей наУльяновской, Пятницкой улице, в Сокольниках, в Вишняковском переулке, уНикитских ворот, в Петровско-Разумовском, гостила у племянника в СергиевомПосаде, в Царицыно, на Арбате — в Староконюшенном переулке, зачастую в плохихусловиях. Несколько раз чудом избегала ареста за то, что проживала безпрописки. Но не роптала святая, и не уезжала, — знала, что нужна здесь.
Вэтом огромном столичном городе было множество несчастных, потерянных, отпавшихот веры, духовно больных людей с отравленным сознанием. Живя около трехдесятилетий в Москве, она совершала то духовно-молитвенное служение, котороемногих отвратило от гибели и привело ко спасению.
ПодвигМатроны заключался в великом терпении, идущем от чистоты сердца и горячей любвик Богу. Именно о таком терпении, которое будет спасать христиан в последниевремена, пророчествовали святые отцы Церкви. Как настоящая подвижница,блаженная учила не словами, а всей своей жизнью. Слепая телесно, она учила ипродолжает учить истинному духовному зрению. Не имевшая возможности ходить, онаучила и учит идти по трудному пути спасения.
Массовоеотпадение людей от Церкви, воинствующее богоборчество, нарастание отчуждения излобы между людьми, отвержение миллионами традиционной веры и греховная жизньбез покаяния привели многих к тяжким духовным последствиям. Матрона это хорошопонимала и чувствовала.
Своимблизким матушка сочувствовала: «Как мне вас жаль, доживете до последнихвремен. Жизнь будет хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами положаткрест и хлеб, и скажут — выбирайте!» «Мы выберем крест, — отвечалиони, — а как же тогда можно жить будет?» «А мы помолимся, возьмемземельки, скатаем шарики, помолимся Богу, съедим и сыты будем!»
Похоже,время выбора настало. Не легче, чем во времена красного террора жить сейчасправославным людям, тяжелы посылаемые нам искушения. Беззаконие, разврат,убийства, жажда наживы становятся нормой. Но как всегда, в самые трудные дляМосквы годы Бог протягивает к нам руки, посылая благодать. Поэтому именно впоследнее десятилетие стали вновь открываться закрытые и строиться новые храмы,возрождаться монастыри. И как знать, возможно, по молитвам нашим пошлет господьнам святых помощников в нашей нелегкой, полной искушений жизни.
Матронушкачасто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигаютбедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народовисчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите,кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!». Блаженная оченьлюбила Москву, говорила, что «это святой город, сердце России».Недаром и на гербе города изображен святой Георгий Победоносец — святойпокровитель столицы. И пока охраняет он Москву, не переведутся святые землимосковской.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.testan.narod.ru/