Правосознание и его роль в жизни общества

Содержание
Введение
1 Сущность правосознания
1.1 Понятие и функции правосознания
1.2 Виды и структура правосознания
2 Правосознание и общество
2.1 Роль правосознания в жизниобщества
2.2 Роль правосознания вправотворческой деятельности государства
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
Приложения

Введение
Длясовременной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностейотдельных людей и социальных групп, соответственно и различное отношение людейк общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Однисознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие — так илииначе (умышленно или неумышленно) — допускают отступление от них. Инымисловами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение кюридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям итак далее), то есть у них разное правосознание.
Формированиеправосознания становится в XIX — XXI вв. процессом, продвигающим эволюциюобщественного сознания к новому уровню коллективного разума. Ибо если вообщеэволюция Homo sapiens (человека разумного) имеет своим предназначением развитиедуховного начала в природе или самоорганизуется для этого, то нынешний всплескправосознания в общественном сознании — один из этапов этого развития.
Отмифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому — такможно определить основной вектор в продвижении общественного сознания кдальнейшим рубежам и высотам.
Правосознание,имея длительную историю становления и развития, на определенных этапах знает своивзлеты и падения, эволюционные и революционные периоды. Оно было отличительнойчертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римскоеправо. Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось господствующим,охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную.Языческие боги римлян — это герои многих произведений искусства: они судятся,спорят, помогают или вредят людям. Они символы тех или иных правовых течений,процессов, оценок, идеалов.
Принципысвободы, равенства, справедливости, гуманизма обретали все более многообразныеи совершенные формы выражения в правосознании, праве разных народов игосударств. Для буржуазного общества характерной чертой является юридическоемировоззрение, которое рассматривает право как первооснову, фундаментобщественной жизни. Юридическому мировоззрению присущ формальный подход канализу жизненных отношений и институтов.
Вразвитых государствах реализуются принципы концепции «правовогогосударства», «верховенства права», осуществляются правачеловека, получившие выражение и закрепление в ряде актов международногосообщества, и прежде всего во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.),Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.),Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.).
Чемдальше забирается человечество в неисповедимые глубины прогресса, тем ярчепроявляет себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапнаязадача — следовать многим положениям, раскрытым теорией права вправосознательной сфере человеческого общежития.
Правосознание- это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающихотношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности,правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).

1 Сущность правосознания
 
1.1Понятие и функции правосознания
 
Правосознание- это одна из форм, видов общественного сознания. Специфика правосознания посравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным,нравственным) в том, что в нем выражается отношение к юридическойдействительности, и, что характерно для правосознания, это отношение передаетсячерез термины «права» и «обязанности». Прежде всего, какойдолжна быть мера правовой свободы, хорошо ли защищены субъективные права,какими они должны быть, какими должны быть юридические обязанности, т.е. вправовом долженствовании с акцентом на меру юридических прав и обязанностей.Поэтому правосознание можно определить как одну из форм, видов общественногосознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности,к правовой материи.
Вотечественной юридической литературе часто правосознание определяют как«отражение юридической действительности»[1], а в некоторых учебниках поюриспруденции даже просто как «отражение норм права,законодательства». Правосознание характеризуется отношением людей нетолько к праву как совокупности официальных правил поведения, закрепленныхгосударством, но и отношением к реальному состоянию правопорядка, ко всемюридически значимым действиям, к тому, что происходит в правоприменительной иправоохранительной деятельности: как правоохранительные органы и судебнаявласть реагируют на правонарушения и преступность, т.е. отношением ко всейюридической материи права, не только к какому-то одному ее компоненту, но и ковсем юридическим явлениям.
Отношениек юридической действительности выражается и в других формах общественногосознания, так как все они взаимосвязаны и взаимодействуют. Взаимодействуя другс другом, формы общественного сознания определяют цели и стандарты поведения, всоответствии с которыми субъекты отношений должны соизмерять свои поступки.Особенно тесно взаимодействуют правосознание и нравственное сознание.Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости пронизываютсодержание правовых взглядов и во многих случаях лежат в основе ихформирования. Правосознание также связано с политическим и религиознымсознанием. Те, кто настроен статически, особо подчеркивают взаимосвязьправосознания с политическим сознанием, рассматривая право как результатполитической воли, другие — с религиозным сознанием. Например, известный русскийрелигиозный философ и юрист И. Ильин считал, что правосознание больше всегосвязано с религиозным сознанием. Он писал, что «эстетический вкус сам посебе не может претендовать на верховенство в вопросах правосознания; научноемышление само по себе не в состоянии направлять государственного деятеля; идаже совесть может оставить в некоторой беспомощности того, кто ведет борьбу заправо. Одна религия оказывается здесь в исключительном положении» [2].
Извышесказанного можно сделать вывод, что правосознание теснейшим образом связанос самой идеей права. Правовые идеи о свободе личности, о социальном равенстве исправедливости всегда служили мерилом человеческого поведения, и потом ониполучали законодательное признание цивилизованных государств. Правовое сознаниегенетически и исторически предшествует всякому позитивному праву,законотворческому процессу. Осознание социальной ценности личности, егоиндивидуальных прав, их естественного характера — уже говорит о том, чтозаконодательство каждого государства, считающего себя демократическим, обязанопризнавать, соблюдать и гарантировать всеобщие основные права и свободычеловека и гражданина.
Правосознаниехарактеризуется преемственностью. Из поколения в поколение могут передаватьсяидеи, взгляды, представления о праве. Возможно восприятие правовых идей,взглядов, выработанных другими народами. Примером этого служит рецепция(заимствование) римского права в Западной Европе, которая сыграла здесьчрезвычайно важную роль в развитии правовых систем. Римское частное право с егоразвитыми институтами и высокой школой юридического мышления стало многовековымориентиром для правовых систем западных государств, которые стремились обеспечитьиндивидуальную свободу каждого гражданина. Широкое распространение оно получилоблагодаря тем естественно-правовым принципам, которые были заложены в основуданной системы права. На новейшие законодательные акты многих европейскихгосударств наложили отпечаток романские правовые традиции. Они имеют черты,которые были свойственны римскому частному праву: индивидуализм, светскийхарактер, высокий уровень юридической техники. Римскому частному правупосвящено огромное количество научных трудов. Оно преподается в качествеобязательной дисциплины в юридических вузах.
Правосознаниеоказывает обратное воздействие на общественные отношения, выступает какактивная сила, способная влиять на процессы социальных изменений, ускорять илитормозить их. Например, в первые годы советской власти революционеры считали,что с прошлым покончено навсегда. Значит, всякие юридические традиции и всепрошлое в области юриспруденции было перечеркнуто, в том числе и старые законы.Была выдвинута теория, что революционное правосознание масс способно понятьсоциальные потребности гораздо лучше, чем кто-либо другой. А жизнь показала,что это не так: долгие годы в нашей стране царили произвол и беззаконие. Инаоборот, те страны, в которых есть богатые правовые традиции, высокий уровеньправосознания и правовой культуры, могут служит примером развитого механизмаправового регулирования, стабильности общества, уважения человека и егодостоинства.
Правосознаниеиграет очень важную роль в механизме правового регулирования общественных отношений,в обеспечении законности и правопорядка. Различные авторы по-разному выделяют ианализируют функции правосознания в механизме действия права[3]. Можно указать на следующие основныефункции правосознания — познавательная (гносеологическая), оценочная ирегулятивная.
Познавательнаяфункция правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительноместа и роли права в жизни общества и каждой личности. Сумма теоретических ипрактических знаний, выработанных человечеством в области юриспруденции, даетоснование глубже понять сущность и социальную природу права, более основательноизучить правовую действительность. Познавая юридическую действительность,граждане проявляют определенное отношение к ней (оценочная функцияправосознания).
Важнымпоказателем или критерием оценочного характера правосознания является тот факт,что права и свободы личности находятся в центре правовой идеологии государства.В первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий дляосуществления прав человека и гражданина. Идея уважения прав и свобод человекаи гражданина является конституционным принципом и получает всеобщую поддержкусо стороны населения.
Содержаниеправосознания обусловлено его оценочным характером. Оно определяет преждевсего, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит ихс реально существующими общественными отношениями, интересами личности, еенравственными представлениями. Далее правосознание устанавливает, являются лидействующие нормы права должными нормами, то есть отвечают ли они тем или инымтребованиям. И наконец, оно вырабатывает определенное отношение к соблюдениюили несоблюдению действующих норм права. Результат оценки субъектом своихдействий в дальнейшем выступает как мотив его поведения. Правосознаниевоплощает взгляды, представления, убеждения относительно сущности и характераправовых институтов в обществе.
Регулятивнаяроль правосознания осуществляется и в процессе правотворческой деятельности, ив процессе реализации права. При правотворческой деятельности компетентныхорганов правосознание, будучи непосредственным источником права, находит своевыражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результатыэтой деятельности. В процессе реализации права значительная часть людейдобросовестно и сознательно, в силу своего внутреннего убеждения, исполняютпредписания правовых норм, что как раз и свидетельствует о регулирующей ролиправосознания. Чем выше уровень правосознания, тем больше обеспеченностьзаконности и правопорядка.
Правосознаниепредставляет собой основу и органическую составную часть правовой жизниорганизованного в государство общества. Оно возникло и формируется напротяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из формобщественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов:социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые. Ононе только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическимсознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.
Такимобразом, можно определить основные функции правосознания::
1.Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний.
2.Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам иявлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения кправу и законодательству, к правовому поведению окружающих, кправоохранительным органам, к своему правовому поведению.
3.Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок иценностно-правовых ориентаций.
1.2Структура и основные виды правосознания
Структураправосознания — это его внутреннее строение, его составные элементы. В немможно выделить правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология — это совокупность идей, теорий, концепций, в которых выражено отношение к праву.Примером теоретических концепций, являющихся ее составными частями, могутслужить: теория о сущности и социальной ценности права, учение обиндивидуальных правах личности, теория разделения властей и т.д.
Вотличие от правовой идеологии, правовая психология складывается стихийно, ввиде настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к действующемуправу (например, неприятие беззакония, чувства справедливости, страха передуголовным наказанием и т.п.). Существование правовой психологии связано сприсущей человеческой психике способностью эмоционально реагировать на внешниеявления. Правовая психология личности связана с внутренней мотивациейповедения.
Правовыечувства, эмоции в значительной мере формируются под влиянием общения с другимилюдьми. Находясь в том или ином окружении, человек подчас думает и чувствуетиначе, чем если бы он был изолирован от других людей. Поэтому определениесоциально-ценностных ориентаций соответствующих групп (коллективов) имеетбольшое значение для выявления уровня правосознания конкретных индивидов.
Вправовой психологии есть более и менее стойкие компоненты. Первые из нихреализуются через соблюдение обычаев, традиций и всего, что вошло в привычкулюдей. Например, сложившиеся в обществе нравственные ценности служат ориентиромповедения. Подвижной частью правовой психологии можно считать настроения. Онивсегда активны, одобряют или, напротив, отрицают что-либо. Но настроениямиможно сознательно руководить, поскольку они поддаются идейному воздействию.
Важнейшеезвено правовой психологии — самооценка личности, то есть умение критическиоценивать свое поведение с точки зрения его соответствия требованиямдействующего права. Самооценка может выражаться в виде чувства удовлетворениясвоими поступками или, наоборот, отрицательного отношения к ним.
Следуетособо подчеркнуть, что правовую психологию нельзя рассматривать как нечтовтороразрядное по отношению к правовой идеологии. Это — две взаимодействующиечасти правосознания, оказывающие друг на друга значительное воздействие. Отхарактера и уровня идеологической подготовки личности зависит, например, вкакой мере она стремится контролировать свои эмоции и чувства. С другойстороны, развитие правовой идеологии тесно связано с правовой психологией.Правовая психология индивида во многом предопределяет выдвигаемые им идеи, атакже отношение к существующей правовой идеологии[4].
Сучетом изложенного правосознание можно определить как совокупность настроений ичувств, представлений, взглядов и теоретических концепций относительно сущностии содержания права, а также действий по реализации правовых норм.
Сточки зрения уровня правосознания в нем можно выделить обыденное итеоретическое (научное) правосознание. Содержание обыденного правосознанияопределяется правовым опытом субъекта (имеющейся у него информацией о правовыхнормах, способах разрешения правовых ситуаций и т.д.), а также обычаями,традициями, стандартами поведения, которыми он руководствуется. Этоправосознание нельзя отождествлять с правовой психологией, так как оно включаети некоторые идеологические компоненты. Обыденное правосознание устанавливаетлишь внешние связи между правовыми явлениями, рассматривает только отдельныефакты правовой действительности, а не всю их сумму. Оно не способно проникнутьв сущность права, это своего рода здравый смысл в правовой сфере. Вместе с тем,непосредственно определяя поступки множества людей, это правосознание имеетгромадное социальное значение. В отдельных случаях оно раньше, чем юридическаятеория, поднимается до осмысления необходимости соответствующих преобразованийв сфере права. С развитием общества обыденное правосознание все болееобогащается за счет распространения теоретических знаний, повышения уровнянаучного осознания явлений правовой действительности.
Правосознаниена теоретическом уровне характеризуется, прежде всего, тем, что оноконцептуализировано, т.е. выступает в виде различных теорий и концепций.Теоретическое правосознание включает концепции о сущности права ивзаимодействии его с иными социальными явлениями, о роли механизма правовогорегулирования в обществе и т.д. Именно научное правосознание должно бытьнепосредственным источником правотворческой деятельности, служитьсовершенствованию юридической практики[5]. Теоретическое правосознаниескладывается на основе глубоких правовых исследований и обобщений, знаниязакономерностей существования и развития механизмов социально-правовойдействительности.
Ктеоретическому правосознанию можно отнести и профессиональное правосознаниеюристов, сущность и особенности которого конкретизируются в содержании правовойпсихологии и правовой идеологии этой группы населения. Профессиональнаяподготовленность для юриста имеет определяющее значение, так как от уровня егоподготовки (компетентности) во многом зависит и применение правовых норм вюридической практике, и отношение населения к правоприменительной системе.
Классификациювидов правосознания можно сделать, исходя из того, кто является носителемправосознания. Различают индивидуальное, групповое (коллективное) иобщественное правосознание. Правосознание индивида складывается как подвлиянием тех многообразных отношений, в которые он вступает, так и подвоздействием присущих ему психофизиологических особенностей. Различноесоциальное положение, разные уровни культуры, образования и т.п. предопределяюти отличия в уровне правосознания индивидов. У одних лиц оно может бытьпередовым, у других, напротив, отсталым. Групповое правосознание отражаетспецифику соответствующей социальной группы. Общность интересов всех членовданного коллектива, особое влияние в нем отдельных лиц (лидеров) обусловливаютединообразное восприятие действующих норм права, одинаковые представления одолжных нормах. В результате складывается свойственное именно данномуколлективу правосознание.
Общественноеправосознание отражает характер отношения к праву, сложившегося в обществе вцелом. Общественное правосознание рассматривает право как социальную ценность,которая должна служить и действительно служит интересам всех и каждого.
Взаимодействиеправа и правосознания имеет сложный характер. Сложившиеся правовые нормы, атакже практика их применения влияют на формирование того или иного отношения кдействующему праву. В свою очередь, тот или иной уровень правосознаниясказывается на характере правотворческой и правоприменительной деятельности.Правовые идеи, взгляды, представления являются непосредственным источником идвигателем правотворческой деятельности в обществе. Принимая юридическую норму,законодатель не только руководствуется своим правосознанием, но и учитываетналичный уровень правосознания масс, их представления о должном, справедливом,законном. Вместе с тем от уровня правосознания субъекта зависит его восприятиезаконодательства, конкретной правовой нормы (то, как он понимает ее цели,конкретные требования и т.д.). Высокий уровень правосознания граждан — гарантиятого, что цели, требования правовой нормы, законодательства в целом будутвосприняты адекватно.
2 Правосознаниеи общество
 
2.1Роль правосознания в жизни общества
 
Вжизни общества правосознание играет одну из решающих ролей. Во-первых,правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведьправовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельностиправотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах,определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов,создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствиепотребностям общественного развития неразрывно связано с правовымипредставлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полнойреализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно клюдям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевойдеятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнееисполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечиваетдобровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, пониманиеих правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости кнарушениям правопорядка. Таким образом, правосознание есть важный факторразвития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свободграждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей иправовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразныхправоотношений.
Правосознаниеоказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненныхпроцессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всехсоциальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем.Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основойкрепости государства, эффективного функционирования политической и правовойсистем. Правовые представления о справедливости, сознание прав и обязанностейчеловека, дозволений и запретов — все это воздействует на формирование мотивови установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а черезрегулирование правового поведения личности проявляется роль права,правосознания. В массовом сознании в качестве важнейшего фактора жизни обществаисторически утвердилось право собственности, которое выступает как правочастной собственности, коллективной или долевой собственности. В«Декларации прав и свобод человека и гражданина» Российской Федерацииговорится, что «каждый имеет право быть собственником, т.е. имеет правовладеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектамисобственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Правонаследования гарантируется законом» (ст. 22). Никто не может бытьпротивоправно, произвольно лишен своего имущества. Фундаментальность идеи правасобственности, стройная система перехода права собственности по закону,утверждение, что «собственность священна и неприкосновенна», не далиеще, к сожалению, возможности преодолеть такое социальное зло, какмногообразные способы произвольного лишения человека собственности. Развитие виндивидуальном и массовом правосознании уважения к «чужому праву»собственности, создание необходимых социально-экономических и административныхусловий, исключающих не только хищения, но и саму мысль о произвольномприсвоении чужого имущества, — важнейшие слагаемые по радикальномупреобразованию общественных отношений и массового сознания.
К важнейшимидеям правосознания принадлежит принцип соблюдения договоров, принятых на себяобязанностей. Еще в Древнем Риме утверждали: «Pacta sunt servanda»(Договоры нужно соблюдать). К ряду основных представлений правосознанияотносится принцип законности. Этот принцип предполагает урегулированностьобщественных отношений законами государства, строгое соблюдение законов всемисубъектами права, ответственность за нарушение законов. Резюмируется, что законсправедлив, он обладает высшей юридической силой. Закон может быть суровым, ноего необходимо соблюдать: «Dura lex, sed lex est» (лат. — суровзакон, но закон). Принцип законности имеет не только юридическое значение: вего содержание входят и политические, и нравственные элементы. Государствопредписывает всем гражданам обязанность соблюдать законы, декларирует в то жевремя равенство всех перед законом: закон есть закон для всех. Режим законностипредполагает также, что граждане, которым адресован этот закон, знают одействующем законе. Конечно, формальная презумпция знания гражданами закона,вступившего в действие, в реальной жизни порождает определенные противоречия,преодоление которых связано с совершенствованием процесса опубликованиязаконодательных актов, а также всей работы по правовому воспитанию граждан.Законы, понимание их содержания имеют особо важное значение применительно кзаконам, содержащим нормы уголовного права. Принцип «Nullum crimen, nullapoena, sine lege» (лат. — нет преступления, нет наказания без закона)выражает справедливые начала правосознания, действует во всех государствах. Вусловиях правопорядка, законности действует презумпция невиновности. Только судможет вынести решение о виновности человека в совершении преступления. Судебнаязащита нарушенных прав является важной идеей правового сознания. Защита правтребует соблюдения определенных процессуальных норм. Справедливой идеейправосознания является недопустимость злоупотребления правом. Началасостязательности в процессуальном праве, судебная защита нарушенных прав,использование необходимых доказательств — все это и в содержательном, и вэмоциональном аспекте находит выражение в известном девизе: «В борьбеобретешь ты право свое». Пользование правами, защита прав, исполнениеобязанностей предполагают развитие достоинства человека, его правовой активности.Обращение в суд за защитой нарушенного права, необходимые процессуальныедействия не являются «сутяжничеством», а предстают в развитомправосознании общества и личности как справедливые правовые действия.
2.2 Рольправосознания в правотворческой деятельности государства
Развитоемассовое правосознание, зрелое правосознание и правовая активность отдельныхграждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе,фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан — необходимаясоставная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью. Актуальноезначение имеет познание роли правосознания в правотворческой деятельностигосударства, в обеспечении правомерного поведения граждан, в применении правагосударственными органами и должностными лицами. Правовое сознание находитвыражение в юридических актах, оказывает воздействие на сам процессправотворчества. В соответствии с установками правосознания вырабатываютсясодержание и форма юридического акта, структурные особенности норм и правовогоакта в целом. Вместе с идеологической частью правовая психология служиткорректирующим началом в разработке правовых актов. Правовое сознание обязываетв доступных формах излагать юридические положения, своевременно публиковатьпринятые законы, другие правовые акты. Язык правового акта, его терминологиядолжны отвечать сложившимся в обществе правовым представлениям, уровню развитияправового сознания граждан. В разработке важнейших правовых актов большую рольиграет массовое правосознание народа, которое находит выражение в общественноммнении. В процессе правоформирования, законодательной деятельности государствасущественное значение имеет массовое обсуждение законопроектов или конкретныхправовых положений, идей, затрагивающих интересы народа, его благо.Правосознание помогает дать справедливую оценку конкретному юридическому факту,определить правомерность или противоправность действий лица, оценить содержаниеконкретного юридического документа. Всестороннее исследование обстоятельствдела, глубокое знание требований законности позволяют определить общественнуюопасность противоправного деяния, мотивы, которыми руководствовалось лицо,совершившее преступление, вести решительную борьбу за искоренение преступности.Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правосознанияграждан, формирование обоснованных, справедливых суждений, представлений оправовых требованиях, правовых отношениях, субъективных правах, обязанностях,ответственности. Активная роль норм проявляется по отношению к индивидуальномуи массовому сознанию, воздействует на нравственное сознание и политическиепредставления граждан. Воздействие норм права на общественное правосознаниепроявляется в том, что юридические акты государства придают обязательноезначение тем правовым взглядам, которые зародились в общественном сознании, ноеще не стали в нем доминирующими. Эти взгляды, идеи в процессе научнойразработки юридического акта подвергаются всесторонней оценке,конкретизируются, совершенствуются. Получив выражение в государственномправовом акте, они обретают авторитет государственной воли, что и стимулируетих активную роль в развитии правосознания.
Правовыенормы способствуют обогащению и конкретизации содержания правосознания, так какони не механически отражают тот или иной правовой взгляд, а конкретизируют его,определяют не только общие, но и специфические признаки юридического факта,варианты правомерного или неправомерного поведения субъектов правоотношений.Учитывая социально-политические, экономические, духовные факторы общественнойжизни, законодатель определяет границы правового вмешательства в регулированиеобщественных отношений, может дать правовую квалификацию тому действию, котороев общественном мнении до определенного периода рассматривалось как объектморальной оценки и не подлежало правовому воздействию. Таким образом, правовыеакты способны расширять содержание правосознания, обогащать его связи снравственностью. Значительное влияние на развитие правосознания оказывает юридическаянаука.

Заключение
 
Как явлениедуховной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуальногосознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другиеюридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические ипрактические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве наукенеобходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерениеправовой реальности, выступает категория правовое сознание.
Правовоесознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразияжизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидацииграждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества,порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к законуявляются основой крепости государства, эффективного функционированияполитической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав иобязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует наформирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизниобщества, а через регулирование правового поведения личности проявляетсяактивная роль права, правосознания.
Никакаячеловеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовойакт, ни одно юридическое отношение не реализуется вне опосредующей их правовойпсихологии и правовой идеологии.
Правовоесознание является разновидностью социального сознания, и, следовательно, к немуотносятся вековые споры материалистов и идеалистов о первичности и вторичностиматерии и сознания вообще. Не вдаваясь в подробности, отметим здесь главное:сознание, несомненно, находится под определяющим воздействием бытия, но в то жевремя само бытие является результатом воплощений и чувств людей. Индивидуальноеи коллективное сознание в обществе и государстве – локомотив историческогодвижения. Существуют различные формы общественного сознания, при помощи которыхлюди осознают окружающую их природу, общество. Выделяют политическое, моральное(нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, правовое.
Правосознаниеесть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношениелюдей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу справом и в силу этого вторично по отношению к существующим экономическимотношениям. Оно формируется под непосредственным воздействием объективнообусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп;динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов;является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе влияниефилософских, идеологических и политических воззрений. Правосознание имеетдлительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертываемую вовремени. Первобытные представления о праве — это не что иное, как представленияо порядке взаимоотношений людей, фактических, личных отношений. Правоотождествляется здесь с определенным общественным порядком и непротивопоставляется обязанности.

Глоссарий
 № п/п Понятие Определение 1 Групповое правосознание отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов 2 Индивидуальное знание о праве уровень знаний каждой отдельной личности: уровень ученого-правоведа, неспециалиста и т.д. 3 Индивидуальное правосознание личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида) 4 Корпоративное правосознание правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоев, партийное правосознание 5 Личностные ценности индивида личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления 6 Массовое правосознание правосознание обширных масс людей 7 Общественное правосознание отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за время всего существования человечества) 8 Обыденное правосознание правосознание глазами обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт 9 Правовая идеология отношение общества к праву в целом – правовая среда личности: правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом 10 Правовая психология эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений: чувства, настроения, переживания 11 Правосознание это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию). 12 Предмет отражения правосознания реальные общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере регулирования права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм 13 Профессиональное правосознание правовое знание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юрисконсульта, адвоката, дознавателя, следователя, судьи, прокурора и т.д. 14 Субъективная воля индивида способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность и неправомерность его поведения 15 Теоретическое (научное) правосознание формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере Список использованных источников
1 Международный Пакт «О гражданских и политических правах» от16.12.1966 года [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. — № 12.
2 Лазарев, В.В. Общая теория государства и права [Текст] В.В.Лазарев – М.: Юристъ. – 2001. – 520 с. – ISBN 5-7357-0123-1
3 Бабаев, В.К. Теория государства и права [Текст] В.К. Бабаев– М.: Юристъ. – 2007. – 637 с. – ISBN5-7975-0781-1
4 Ильин, И.А. О сущности правосознания [Текст] И.А. Ильин – М.:Юристъ. – 2000. – 147 с. – ISBN5-268-01394
5 Абрамов, А.И. Функции правосознания и их роль в реализациифункций права [Текст] // Правоведение. – 2006. — № 5. – 57 с.
6 Высоких, Ю.В. Генетические истоки правосознания [Текст] //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». – 2006. — № 13(68). – 49 с.
7 Высоких Ю.В. К вопросу о первоисточниках правосознания[Текст] // Социум и власть. – 2007. — № 1(13). – 70 с
8 Додонов, В.Н. Большой юридический словарь [Текст] В.Н.Додонов – М.: Инфра-М. – 2001. – 790 с. – ISBN 5-16-000169-7
9 Хайек, Ф.А. Право, законодательство и свобода: Современноепонимание либеральных принципов справедливости и политики [Текст] Ф.А. Хайек –М.: ИРИСЭН. – 2006. – 644 с. – ISBN5-91066-010-1
10 Шеяфетдинова Н.А. Деформация правосознания [Текст] Н.А. Шеяфетдинова – Омск:Омская академия МВД России. – 2003. – 243 с. – ISBN 5-88651-278-0
11 Вопленко, Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебноепособие [Текст] Н.Н. Вопленко – ВолГУ. – 2006. – 52 с. – ISBN 5-85534-311-1

Список сокращений
В. – век
Г. – год
Лат. – латинский
С. – страница
Ст. – статья
Т.д. – так далее
Т.е. – то есть
Т.п. – тому подобноеПриложенияА
/> В
/>