Оглавление
Введение. 2
1.Основные положения Земельного Законодательства Российской Федерации 4
1.1 Основныеположения, субъекты и объекты налогообложения. 4
1.2 Основныеэлементы налогообложения. 7
1.3 Порядокопределения размера земельного налога. 11
2.Права и обязанности субъектов, использующих земельные участки для жилищногостроительства. 16
2.1 Субъектыжилищного строительства. 16
2.2 Права иобязанности субъектов, использующих земельные участки для жилищного строительства. 21
3.Основные направления совершенствования российского законодательствао земельном налоге. 30
3.1 Повышениеответственности плательщиков земельного налога занарушение законодательства о налогах и сборах. 30
3.2 Правовоеизменение ставок земельного налога. 31
Заключение. 32
Списоклитературы… 34
Введение
Актуальность темыисследования. Одним из факторов, оказывающих определенное влияние на экономикуРоссийской Федерации, является формирование эффективных норм законодательства оналогах и сборах, что предполагает установление надлежащего правовогорегулирования налоговых отношений. Потребность в этом связана с повышением ролиналогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспеченияв процессе налогообложения имущественных интересов граждан и юридических лиц.
Земельный налогзанимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря насравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений,земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местныхбюджетов. Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговойставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков,а также наличие значительного количества необоснованных льгот не создавалостимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленныесудебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексированияставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительнойценности. Поскольку система налогообложения земли уже не отвечала существующимв стране экономическим условиям, было принято решение изменить эту систему. Темболее, что в условиях современной экономики установление размера земельногоналога должно осуществляться на основе кадастровой стоимости земельных участков[1].
Объектом предстоящегоисследования выступает правовая характеристика земельного налога.
Предметом исследованияявляются нормативные правовые акты, регулирующие установление и взиманиеземельного налога, а также правоприменительная практика по финансово-правовымаспектам налогообложения земли.
Цель и задачи курсовойработы. Целью написания работы является исследование основных теоретических ипрактических основ, касающихся установления и взимания земельного налога[2].
В связи с намеченнойцелью, поставлены следующие основные задачи исследования:
· определениепонятия и функций земельного налога;
· рассмотрениепринципов правового регулирования земельного налога;
· определениеправового статуса плательщиков земельного налога;
· изучениеправовой характеристики объекта земельного налога;
· исследованиеосновных элементов земельного налога;
· разработкапредложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге.
Методологическая база иметоды исследования. Теоретико-методологическую основу работы составляет диалектическийметод анализа, научно-познавательные возможности, которого позволяютисследовать законодательство о земельном налоге.
Используемые в работеметоды не исключают возможности в отдельных случаях простого изложения фактов вкачестве необходимой аргументации, обладающей достаточной доказательственнойсилой и выявляющей особенности исследуемого вопроса.
1. Основные положения Земельного Законодательства РоссийскойФедерации1.1 Основные положения,субъекты и объекты налогообложения
Земельный налог устанавливаетсяНалоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органовмуниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать всоответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органовмуниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этихмуниципальных образований.
В городах федеральногозначения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается Налоговым Кодексом изаконами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие ипрекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанныхсубъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанныхсубъектов Российской Федерации.
Налогоплательщикаминалога признаются организации и физические лица, обладающие земельнымиучастками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользованияили праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаютсяналогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельныхучастков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования илипереданных им по договору аренды[3].
Освобождаются отналогообложения:
1) организации иучреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РоссийскойФедерации — в отношении земельных участков, предоставленных длянепосредственного выполнения возложенных на эти организации и учрежденияфункций;
2) организации — вотношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогамиобщего пользования;
3) религиозныеорганизации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которыхрасположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительногоназначения;
4) общероссийскиеобщественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзыобщественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и ихзаконные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношенииземельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
организации, уставныйкапитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийскихобщественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидовсреди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплатытруда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемыхими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизныхтоваров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров поперечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию собщероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (заисключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения,единственными собственниками имущества которых являются указанныеобщероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельныхучастков, используемых ими для достижения образовательных, культурных,лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных ииных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказанияправовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
5) организации народныххудожественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местахтрадиционного бытования народных художественных промыслов и используемых дляпроизводства и реализации изделий народных художественных промыслов;
6) физические лица,относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего ВостокаРоссийской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельныхучастков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни,хозяйствования и промыслов;
7) организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков,расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет смомента возникновения права собственности на каждый земельный участок[4].
объектаминалогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество,прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическуюхарактеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство оналогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога[5].
Объектомналогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределахмуниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт — Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектомналогообложения:
1) земельные участки,изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки,ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации,которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РоссийскойФедерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия,историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) земельные участки,ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации,предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) земельные участки изсостава земель лесного фонда;
5) земельные участки,ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации,занятые находящимися в государственной собственности водными объектами всоставе водного фонда[6].1.2 Основные элементыналогообложения
Налоговая базаопределяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемыхобъектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК.
Кадастровая стоимостьземельного участка определяется в соответствии с земельным законодательствомРоссийской Федерации.
Определение налоговойбазы
1. Налоговая базаопределяется в отношении каждого земельного участка как его кадастроваястоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
2. Налоговая базаопределяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности наземельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разныелица либо установлены различные налоговые ставки.
3.Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно наосновании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельномучастке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного(бессрочного) пользования.
Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяютналоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых имив предпринимательской деятельности, на основании сведений государственногоземельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на правесобственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или правепожизненного наследуемого владения.
4. Если иное непредусмотрено пунктом 3, налоговая база для каждого налогоплательщика,являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основаниисведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющимиведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющимирегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органамимуниципальных образований.
5. Налоговая базауменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одногоналогоплательщика на территории одного муниципального образования (городовфедерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельногоучастка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании илипожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев СоветскогоСоюза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов, имеющихIII степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц,которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 годабез вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовойдеятельности;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов иинвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц,имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействиюрадиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подвергшихся воздействию радиациивследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросоврадиоактивных отходов в реку Теча и в соответствии с Федеральным законом от 10января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимсярадиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинскомполигоне»;
6) физических лиц,принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие виспытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установокна средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц,получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результатеиспытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок,включая ядерное оружие и космическую технику.
6). Уменьшениеналоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5,производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшениеналоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по местунахождения земельного участка[7].
Порядок и срокипредставления налогоплательщиками документов, подтверждающих право науменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актамипредставительных органов муниципальных образований (законами городовфедерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
7). Если размер необлагаемой налогом суммы, предусмотренной пунктом 5, превышает размер налоговойбазы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимаетсяравной нулю.
Особенности определенияналоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общейсобственности:
1. Налоговая база вотношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности,определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственникамиданного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевойсобственности.
2. Налоговая база вотношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности,определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственникамиданного земельного участка, в равных долях.
3. Если приприобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю(покупателю) в соответствии с законом или договором переходит правособственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью инеобходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельногоучастка для указанного лица определяется пропорционально его доле в правесобственности на данный земельный участок.
Если приобретателями(покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают нескольколиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занятанедвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяетсяпропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указаннуюнедвижимость[8].
Налоговым периодомпризнается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями,признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Приустановлении налога представительный орган муниципального образования(законодательные (представительные) органы государственной власти городов федеральногозначения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставкиустанавливаются нормативными правовыми актами представительных органовмуниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы иСанкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента вотношении земельных участков:
— отнесенных к землямсельскохозяйственного назначения или к землям в составе зонсельскохозяйственного использования в поселениях и используемых длясельскохозяйственного производства;
— занятых жилищнымфондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса(за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, неотносящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктурыжилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищногостроительства;
— предоставленных дляличного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, атакже дачного хозяйства;
2) 1,5 процента вотношении прочих земельных участков.
Допускаетсяустановление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорийземель и (или) разрешенного использования земельного участка[9]. 1.3 Порядок определенияразмера земельного налога
1. Сумма налогаисчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговойставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и16.
2.Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежейпо налогу) самостоятельно.
Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют суммуналога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношенииземельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
3. Если иное непредусмотрено пунктом 2, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу),подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами,исчисляется налоговыми органами.
4. Представительныйорган муниципального образования (законодательные (представительные) органыгосударственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт — Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течениеналогового периода не более двух авансовых платежей по налогу дляналогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог наосновании налогового уведомления.
5. Сумма налога,подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется какразница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1, и суммамиподлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
6. Налогоплательщики, вотношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммыавансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталатекущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставкипроцентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1января года, являющегося налоговым периодом.
7. В случаевозникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового(отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования,пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчислениесуммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данногоземельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого какотношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участокнаходился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненномнаследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев вналоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Приэтом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числасоответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяцвозникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных правпроизошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяцпринимается месяц прекращения указанных прав.
8. В отношенииземельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству кфизическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.
9. Представительныйорган муниципального образования (законодательные (представительные) органыгосударственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт — Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельныхкатегорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовыеплатежи по налогу в течение налогового периода.
10. Налогоплательщики,имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающиетакое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка,признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК.
11. Органы,осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы,осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество исделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии спунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.
12. Органы, осуществляющиеведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальныхобразований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязанысообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельныхучастках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389НК, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
13. Сведения, указанныев пунктах 11 и 12, представляются органами, осуществляющими ведениегосударственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственнуюрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органамимуниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансовРоссийской Федерации.
14. По результатампроведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимостьземельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежитдоведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органамиместного самоуправления (исполнительными органами государственной властигородов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 мартаэтого года.
15. В отношенииземельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическимилицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключениеминдивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммыавансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течениетрехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственнойрегистрации прав на построенный объект недвижимости.
16. В отношенииземельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами дляиндивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммыавансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течениепериода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплотьдо государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости[10].
2. Права и обязанности субъектов, использующих земельныеучастки для жилищного строительства2.1 Субъекты жилищногостроительства
Отношения, возникающиев процессе предоставления и использования земельных участков для жилищногостроительства, отличаются сложными связями между участниками и регулируютсянормами разной отраслевой принадлежности. Для определения субъективного составаправоотношений по использованию земельных участков для жилищного строительстваследует выявить виды правоотношений, возникающих в этой сфере, и какимиправовыми нормами они регулируются. Поскольку речь идет о предоставлении ииспользовании земельных участков, то, естественным образом, эти правоотношениярегулируются нормами земельного права (нередко применяются нормы лесного права,права недр, экологического права и других природоресурсных иприродоохранительных норм).
Земельные участкипредоставляются для жилищного строительства, следовательно, основной цельютакого предоставления является создания жилья, и эти отношения регулируют нормыжилищного права. Отношения по созданию жилья также регулируютсяградостроительными нормами. Кроме этого, отношения по созданию жилья частоосуществляются в форме долевого участия в инвестировании в строительство, аэтот вид деятельности регулируется нормами об инвестициях[11].
Таким образом,отношения по использованию земельных участков для жилищного строительства имеюткомплексное и сложное регулирование правовыми нормами разной отраслевойпринадлежности, соответственно, и субъективный состав участников такихправоотношений будет сложный и неоднородный. Субъектами правоотношений поиспользованию земельных участков для жилищного строительства, то естьносителями прав и обязанностей в этих правоотношениях, законодательствопризнает Российскую Федерацию, субъектов Федерации, органы государственнойвласти, органы местного самоуправления, наделенные компетенцией порегулированию земельных отношений, физических и юридических лиц.
Российская Федерация,субъекты Федерации и органы местного самоуправления могут выступать участникамиотношений по использованию земельных участков для жилищного строительства вкачестве собственников земельных участков, в сфере управления использованием иохраной земель, в сфере регулирования жилищного строительства и инвестиционнойдеятельности, в качестве заказчиков жилищного строительства. Юридические лица(в том числе и иностранные) могут обладать земельной правоспособностью, то естьправом на получение земельного участка для использования его в целях жилищногостроительства. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношенийвозникает в момент его создания и прекращается в момент завершения еголиквидации.
Субъектами отношений поиспользованию земельных участков для жилищного строительства являются гражданеРоссии, иностранные граждане и лица без гражданства. Применительно к сфережилищного строительства используются следующие наименования субъектов,использующих земельные участки. Застройщик – физическое или юридическое лицо,обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство,реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а такжевыполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для ихстроительства, реконструкции, капитального ремонта[12]. В ст.2Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевомстроительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесенииизменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее Законоб участии в долевом строительстве многоквартирных домов) закреплено иноепонятие определение «застройщика»: юридическое лицо независимо от егоорганизационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, имеющие всобственности или на праве аренды земельный участок и привлекающие денежныесредства участников долевого строительства для строительства (создания) на этомземельном участке многоквартирных домов на основании полученного разрешения настроительство.
Градостроительныйкодекс в п.3, ст.47 определяет термин «заказчик» следующим образом: юридическоеили физическое лицо, уполномоченное инвестором (или само являющееся инвестором)осуществлять реализацию инвестиционных проектов по строительству. Заказчикзаключает в пределах предоставленных ему прав договор подряда на строительствос подрядной организацией (подрядчиком). Заказчиками могут быть инвесторы, атакже любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором(инвесторами) осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь приэтом в предпринимательскую и иную деятельность других участниковинвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом)между ними.
В случае если заказчикне является инвестором, он наделяется правами владения, пользования ираспоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленныхуказанным договором, и в соответствии с действующим на территории РоссийскойФедерации законодательством. Лицами, осуществляющими строительство, могутявляться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основаниидоговора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям,предусмотренными Градостроительным кодексом. На практике чаще всеговзаимоотношения между застройщиком и заказчиком строятся следующим образом.
Если инвестор (илизастройщик) не имеет соответствующей лицензии (для осуществления строительства,для проектирования, для инженерных изысканий), то функции по организациистроительного процесса и контролю за качеством работ он поручаетспециализированной организации – заказчику, что предусмотрено законом«Обинвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в формекапитальных вложений»от и не противоречит ст.4 Закона «Об участии вдолевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и овнесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», гдеговорится о том, что застройщик строит дом самостоятельно либо с привлечениемсторонних организаций. В Разделе II, п. 2Приказа Минфина РФ N 167 «Обутверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) накапитальное строительство» дано понятие «подрядчик»: юридическое лицо,выполняющее подрядные работы для застройщика по договору на строительство.
Подрядчики — юридическое или физическое лицо, выполняющее подрядные работы, принимающее насебя обязательства по строительству объектов или совершению определенныхпроектно-изыскательских и строительных работ, необходимых для выполнениястроительства, и по сдаче объекта по плану и в срок в соответствии спроектно-сметной документацией. Подрядчики обязаны иметь лицензию наосуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию всоответствии с федеральным законом. Существуют следующие определения«генеральный подрядчик (генподрядчик)» — один из основных участниковинвестиционного процесса в строительстве, который на основании договора подряда(или контракта), заключенного с заказчиком, полностью отвечает за осуществлениестроительства в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и вобусловленный срок, за обеспечение высокого качества выполняемых строительных имонтажных работ по объекту или комплексу строительства; «субподрядчики» –специализированные организации, которым по субподрядному договору генеральнымподрядчиком поручено выполнение отдельных видов и комплексов работ.
Имеет место следующеепонятие «инвесторы»: субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющиевложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций иобеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать:органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом илиимущественными правами; граждане, предприятия, предпринимательские объединенияи другие юридические лица; иностранные физические и юридические лица,государства и международные организации.
Допускается объединениесредств инвесторами для осуществления совместного инвестирования. Инвесторымогут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а такжевыполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности. ВФедеральном законодательстве принято следующее определение пользователейобъектов капитальных вложений: Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственныеорганы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международныеобъединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователямиобъектов капитальных вложений могут быть инвесторы.
Субъект инвестиционнойдеятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное неустановлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми междуними. Закон об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, ст.1 даетследующее определение «участники долевого строительства»: граждане июридические лица, вкладывающие (инвестирующие) свои средства для долевогостроительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости наосновании договора о долевом участии в строительстве с целью возникновенияправа собственности на объект долевого строительства. Жилищный кодекс РФ (п.1,ст.135): дает определение понятию «товарищество собственников жилья» признаетсянекоммерческая организация, объединение собственников помещений вмногоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимогоимущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса,владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряженияобщим имуществом в многоквартирном доме.
В строящихсямногоквартирных домах товарищество собственников жилья может быть созданолицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в такихдомах. Государственная регистрация товарищества собственников жилья встроящихся многоквартирных домах осуществляется в соответствии сзаконодательством о государственной регистрации юридических лиц. Как видно извышеперечисленного, круг субъектов использующих земельный участок для жилищногостроительства или оказывающих влияние на такое использование достаточно велик.И каждый из названных субъектов имеет определенные права и несет определенныеобязанности по использованию земельного участка для жилищного строительства наразличных этапах жилищного строительства. В случае, если субъекты жилищногостроительства (застройщик, заказчик, подрядчик и другие) не совпадают справообладателем земельного участка и используют земельный участок дляжилищного строительства, они должны иметь согласие титульного владельцаземельного участка на такое использование.2.2 Права и обязанностисубъектов, использующих земельные участки для жилищного строительства
При рассмотренииобязанностей лиц, использующих принадлежащий им земельный участок длястроительства, автор настоящей работы предлагает придерживаться следующейклассификации: общие обязанности лиц, характерные для всех правообладателейземельными участками; обязанности лиц, использующих принадлежащий им земельныйучасток для жилищного строительства. Общие обязанности правообладателейземельных участков. Земельное законодательство закрепляет принцип, согласнокоторому право собственности на землю порождает одновременно и обязанностисобственника. В п.2 и п.3, ст.36 Конституции РФ установлены важнейшие принципы,определяющие свободу пользования землей: владение, пользование и распоряжениеземлей и другими природными ресурсами осуществляются их собственникамисвободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав изаконных интересов иных лиц.
Условия и порядокпользования землей определяются на основе федерального закона. Таким образом,законодатель в нормативно правовом акте, имеющим высшую юридическую силу,установил следующие обязанности для лиц, использующих принадлежащий имземельный участок: не наносить ущерба окружающей природной среде; не нарушатьправ и законных интересов иных лиц; использование земельного участка не должнопротиворечить нормам и правилам, установленным соответствующим федеральнымзаконом. В ст. 42 Земельного кодекса РФ определены основные обязанностисобственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельныхучастков, по использованию земельных участков.
Установлен одинаковыйперечень обязанностей землепользователей для собственников и для лиц, неявляющихся собственниками земельных участков. Вызвано это тем, что переченьобязанностей землепользователей и их осуществление определяются в зависимостиот объекта использования — земельного участка, а не от вида права на данныйземельный участок. Собственники земельных участков и лица, не являющиесясобственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки всоответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категорииземель и разрешенным использованием способами. Соблюдение целевого назначенияземельного участка в процессе его использования — одна из основных обязанностейземлепользователя.
Земельное правопредусматривает предоставление земельного участка исключительно дляопределенного целевого использования. При этом собственники земельных участкови землепользователи не имеют права самовольно изменять целевое назначениеземельного участка. Данная деятельность находится в компетенции органовгосударственной власти субъектов РФ в отношении сельскохозяйственных земель иорганов местного самоуправления в отношении других категорий земель (ст.8Земельного кодекса РФ). Использование земельного участка не по целевомуназначению является составом правонарушения и влечет применение мер юридическойответственности; способы использования не должны наносить вред окружающейсреде, в том числе земле как природному объекту. Более детально данноеположение регулируют нормы экологического законодательства; сохранять межевые,геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках всоответствии с законодательством.
«Огеодезии и картографии» устанавливается обязанность собственников, владельцев ипользователей земельных участков, на которых размещены геодезические пункты,уведомлять федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии иего территориальные органы обо всех случаях повреждения или уничтожениягеодезических пунктов, а также предоставлять возможность подъезда (подхода) кгеодезическим пунктам при проведении геодезических и картографических работ(ст.16)[13].
В соответствии сПоложением об охранных зонах и охране геодезических пунктов на территорииРоссийской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.10.06N 1170, землепользователи, на земельных участках которых расположеныгеодезические и межевые знаки, обязаны соблюдать охранную зону геодезическогопункта. К ней относятся земельный участок, на котором расположен геодезическийпункт, и полоса земли шириной один метр, примыкающая с внешней стороны кгранице пункта. В пределах охранной зоны геодезического пункта запрещается безразрешения территориальных органов Федеральной службы геодезии и картографииРоссии осуществлять виды деятельности и производить работы, которые могутповлечь повреждение или уничтожение наружного знака, нарушить неизменностьместоположения специального центра или создать затруднения для использованиягеодезического пункта по прямому назначению и свободного доступа к нему;осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользованиялесами, водными и другими природными объектами. Эти обязанности возникают взависимости от природных объектов, расположенных на земельном участке и от видаиспользования этих объектов (в коммерческих целях или для личного пользования).
Коммерческоеиспользование предполагает получение специального разрешения; своевременноприступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоенияземельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежиза землю. Эта обязанность, порядок и сроки уплаты земельного налогаурегулированы главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далееНалоговый кодекс РФ). Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовымиактами представительных органов муниципальных образований (законами городовфедерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, установленныхНалоговым кодексом РФ; соблюдать при использовании земельных участков требованияградостроительных регламентов, строительных, экологических,санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; недопускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв наземлях соответствующих категорий.
Эти обязанностиопределены в Федеральном законе «О государственном регулировании обеспеченияплодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральном законе «Осадоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральнымизаконами. Таким образом, Земельный кодекс РФ оставляет открытым переченьобязанностей для правообладателей земельных участков. Обязанностиправообладателей, использующих земельный участок для жилищного строительства.Собственник земельного участка, реализуя свое право на застройку, обязансоблюдать требования градостроительных регламентов, строительных,экологических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В соответствии сГрадостроительным кодексом РФ обязанностью при застройке земельного участкаявляется соблюдение красных линий, которые установлены проектами планировки иобозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границытерриторий общего пользования, границы земельных участков, на которыхрасположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи,линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы,автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее- линейные объекты) Так в ст.13 Земельном кодексе РФ, определяющей содержаниеохраны земель, установлено, что в целях охраны земель собственники земельныхучастков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участковобязаны проводить: мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в томчисле биогенного загрязнения; мероприятия по ликвидации захламления земель;рекультивации нарушенных земель.
При необходимости вустановленном порядке на эти цели могут направляться средства из другихисточников финансирования в соответствии с действующим законодательством.Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующегоиспользования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего примененияплодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельныеучастки и дающими разрешение на проведение строительных работ, связанных снарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получившихположительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработкапроектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических,санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных идругих нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатическихусловий и месторасположения нарушенного участка; восстановлению плодородияпочв; своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв иих использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель; припроведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работплодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивныхземель.
Основы соблюдениясанитарных требований (санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических)установлены Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучиинаселения». Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения заключается втаком состоянии здоровья населения, при котором отсутствует вредное воздействиефакторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия егожизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населениядостигается путем выполнения санитарно-эпидемиологических мероприятий,соблюдения установленных санитарных правил при осуществлении любойдеятельности, в том числе связанной с использованием земли для строительства.Земельный кодекс предусматривает обязанность своевременно приступать киспользованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельныхучастков предусмотрены договорами.
Определение сроковначала и окончания строительства в качестве условия предоставления земельногоучастка с одной стороны выполняет функцию, связанную с упорядочением застройкив соответствии с планом застройки, согласованному в установленном порядкепроекту строительства, а с другой стороны накладывает дополнительныеобязанности на лицо, которому предоставляется земельный участок. Такое условиенепосредственно закрепляется в административно-правовом акте решениисоответствующего органа, осуществляющего предоставление земельных участков длястроительства.
Особую важность даннойобязанности подтверждает норма об ответственности ввиду ненадлежащегоиспользования земельного участка, так, если участок предназначается дляжилищного и иного строительства и не используется для этой цели в течение трехлет, он может быть изъят у собственника[14],арендатора[15],правообладателя на титуле постоянного (бессрочного) пользования[16]. В ст. 52 Градостроительногокодекса РФ предусмотрены следующие обязанности лица, осуществляющего застройкуземельного участка: выполнять требования градостроительного плана земельногоучастка; требования технических регламентов; обеспечить безопасность работ для третьихлиц; обеспечить безопасность работ для окружающей среды; выполнять требованиясохранности объектов культурного наследия.
Так, в случаеобнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, впроцессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо,осуществляющее строительство, должно приостановить строительство,реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объектаорганы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектахкультурного наследия; лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечиватьдоступ на территорию, на которой осуществляются строительство представителейорганов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимуюдокументацию; проводить строительный контроль; обеспечивать ведениеисполнительной документации; извещать представителей органов государственногостроительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжениюработ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечиватьконтроль за качеством применяемых строительных материалов.
Лицо, осуществляющеестроительство, обязано производить работы по надлежащему содержанию зданий,строений и сооружений и иных объектов недвижимости на земельных участках иблагоустройству земельных участков в соответствии с градостроительной ипроектной документацией, градостроительными нормативами и правилами,экологическими, санитарными, противопожарными и иными специальными нормативами.Необходимо также соблюдать условия режима соответствующей территориальной зоны,в составе которой находиться земельный участок, например, жилой,общественно-деловой зон и т.д.
В соответствии со ст.19Закона Российской Федерации «О недрах» должны выполнятся требованиязаконодательства Российской Федерации о недрах: собственники, владельцыземельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границахосуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезныхископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземныхсооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство иэксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, неявляющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке,устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации.
Таким образом, всоответствии с законодательством о недрах на правообладателя земельногоучастка, осуществляющего на нем строительство, накладывается обязанность недобывать на своем участке полезные ископаемые, не относящиеся кобщераспространенным и не осуществлять строительство подземных сооружений наглубину более пяти метров. Кроме вышеназванных, есть особые обязанности,характерные для определенных видов жилищного строительства. Так, в соответствиис Законом об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, застройщиквправе привлекать денежные средства участников долевого строительства длястроительства многоквартирного дома и иных объектов недвижимости только послеполучения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования иразмещения проектной декларации в соответствии с Законом и государственнойрегистрации права собственности или права аренды застройщика на земельныйучасток, предоставленный для строительства многоквартирного дома и иныхобъектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевогостроительства. К сожалению, на практике это положение часто нарушается, застройщикиприступают к строительству без оформления документов на землю надлежащимобразом.
3. Основные направления совершенствования российскогозаконодательства о земельном налоге3.1 Повышениеответственности плательщиков земельного налога за нарушение законодательства оналогах и сборах
Согласно новомуземельному налогу налогоплательщиками признаются организации и физические лица,которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.Налогоплательщики должны иметь на земельные участки правоустанавливающиедокументы, выдаваемые органами Росрегистрации, которые ведут Единыйгосударственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним[17].
Следует также отметить,что с 1 сентября 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 30.06.2006 г. №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РоссийскойФедерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельныеобъекты недвижимого имущества». Закон, который принято называть «дачнаяамнистия» и который упростил условия и порядок регистрации права собственностина земельные участки и расположенные на них строения. В законе речь идет олегализации в упрощенном порядке принадлежащих гражданам объектов жилойнедвижимости, таких как дачи, гаражи, садовые и огородные участки, а такжестроения, которые имеются на этих участках .
На практике довольночасто налогоплательщики в установленный законодательством о налогах и сборахсрок сознательно не представляют налоговую декларацию в налоговый орган поместу учета. Именно поэтому в целях усиления действенности мер за нарушениезаконодательства о налогах и сборах необходимо внести изменения в ст. 119 НК РФи увеличить размер штрафа за непредставление налогоплательщиком в установленныйзаконодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации.3.2 Правовое изменениеставок земельного налога
Практика показала, чтопредставительные органы муниципальных образований в своих решениях обустановлении ставок и льгот часто исходили из желания максимизации поступленийв местные бюджеты, зачастую, к сожалению, нарушая нормы НК РФ, с цельюувеличения его собираемости, не принимая во внимание фактическую способностьналогоплательщика к уплате налога. Как следствие этого в настоящее времяпредставительным органам муниципальных образований необходимо провести оценкуожидаемых налоговых поступлений и принять решения о снижении налоговых ставокземельного налога, в том числе имеющих обратную силу[18].
Представительнымиорганами муниципальных образований не учтены интересы и такихналогоплательщиков как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,которые нуждаются в дополнительной социальной поддержке (если земельный участоквыделен именно им и они имеют правоудостоверяющий документ на данный участок).
Скорее всего, чтопредставительным органам муниципальных образований в данном конкретном случаенеобходимо принять решение о предоставлении льготы в отношении всей суммыземельного налога для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(при наличии правоудостоверяющего документа на данный земельный участок).
Заключение
Развитие земельныхотношений – это перманентный процесс, связанный с объективными изменениямипроизводительных сил и производственных отношений в обществе. Поэтому вполнезакономерным является появление новых форм земельного налогообложения. Проблемасостоит лишь в том, чтобы эти формы земельного налогообложения находилиадекватное законодательное регулирование представительными органамимуниципальных образований Российской Федерации.
Существующее насегодняшний день состояние налоговой системы Российской Федерации обусловленопреобладающим сегодня представлением о земельном налоге как исключительнофискальном инструменте. Данное представление имеет достаточно глубокиеисторические корни, кроме того, оно поддерживается сложившейся сейчас в Россиифинансово-экономической ситуацией, которая заставляет отодвинуть на второй пландругие функциональные признаки земельного налога.
Объектами земельныхотношений согласно Земельному кодексу Российской Федерации признаются земля какприродный объект и природный ресурс, земельные участки, расположенные впределах территории Российской Федерации, и части земельных участков.
Объектами обложенияземельным налогом являются земельные участки, части земельных участков,земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок),предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение илипользование.
Наиболее важнымаспектом в теории правовой характеристики налогообложения земли является институтпринципов. Правовая характеристика налоговых отношений имеет огромное значениекак для государственных органов, принимающих тот или иной нормативный правовойакт, так и для налогоплательщиков, обязанных соблюдать нормы законодательства оналогах и сборах[19].
В связи с этимпредставляется целесообразным внести соответствующие изменения и дополнения взаконодательство о налогах и сборах.
Список литературы
1. Земельныйкодекс РФ, Глава 10 Плата за землю и оценка земли ред. от 24.07.2007.
2. НалоговыйКодекс РФ часть первая и вторая ред. от 17.05.2007.
3. ПисьмоМинфина от 16 августа 2007 г. № 03-05-07-02/81.
4. ПриказМинфина от 19 мая 2005 г. № 66н Приложение № 2.
5. ПисьмоМинфина от 9 апреля 2007 г. N 03-05-05-02/21, от 12 сентября 2006 г. N03-06-02-04/134.
6. Федеральныйзакон от 27 июля 2006 г. № 137 – ФЗ.
7. Федеральныйзакон от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ.
8. КамаловаЕ. газета «Финансовые известия» статья от 2.08.2007 г.
9. ПерцеваЕ.М. газета «Налоги» статья Земельный налог, 2006 г
10. СорокинА.В. статья «Главная книга. Конференц-зал» N 03, 2007.
11. ХристоваН.А., Верстова М.Е. газета «Налоги» статья Земельный налог в современныхусловиях. М., 2006. № 21.