1. Характеристики и структура правовой информации
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широкоприменяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся,прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом:материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, ихобсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовыхнорм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются такжематериалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массивправовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических инаучных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
В России в настоящее время нетоптимальной системы правовойинформации. Юридические и физические лица (граждане) не в состоянии получитьисчерпывающие данные о тех или иных нормативных правовых актах (федеральныхзаконах и др.)[1].
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее«автором», то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить натри большие группы: официальная правовая информация, информацияиндивидуально-правового характера и неофициальная правовая информация.
Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов,имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественныхотношений.
В свою очередь, она подразделяется на нормативную правовуюинформацию и иную официальную правовую информацию.
1) Нормативная правовая информация
Нормативная часть правовой информации, составляющее ее ядро, – этосовокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии идинамике.
Нормативный правовой акт – этописьменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной формеправотворческим органом в пределах его компетенции и направленный наустановление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актомможет быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный начетко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением тогоили иного события.
В свою очередь, под правовой нормой принято пониматьобщеобязательное государственное предписание постоянного или временногохарактера, рассчитанное на многократное применение (ПостановлениеГосударственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 №781‑II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретныйслучай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемыхкаким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определеннуюкатегорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие,типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативногохарактера следующие конкретные признаки:
1) Неоднократность применения (то есть норма права не теряет силупосле однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализациювсякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она неисчерпывается однократным применением);
2) Неперсонифицированность (то есть норма распространяет своедействие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круглиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий,пол, жительство на определенной территории и др.).
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причемпервый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражаетнаправленность нормы на регулирование определенного вида отношений,установление меры поведения.
Норма права касается:
· круга государственных органов, организаций, учреждений;
· круга должностных лиц;
· всех граждан или некоторых их категории, определяемой тем или инымобщим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отраслихозяйства и др.);
· того или иного конкретного государственного органа, учреждения,организации независимо от их персонального состава (определение общихполномочий);
· конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального ПрокурораРФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующуюдолжность.
Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство актапорождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает наместо акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенцииоргана, издавшего акт.
Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическоестроение, в соответствие с которым каждый акт занимает свою ступеньку наиерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то естьсоотношение актов характеризуется верховенством одним актом над другими. Актыобладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, егоиздавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящихорганов обладают юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаватьсяв соответствие с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В соответствие с юридической силой нормативные правовые актыподразделяются на:
· законы (законы РФ и законысубъектов РФ) – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума илизаконодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественныеотношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая Всенароднымголосованием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основазаконодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые вРФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
а) законов РФ о поправках к Конституции РФ;
б) федеральных конституционных законов;
в) федеральных законов (в том числе кодексов).
Федеральные конституционные законы не могут противоречитьКонституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только КонституцииРФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих всостав РФ, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемыезаконодательными органами субъектов РФ.
· подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во времяисполнения законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их илиустанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и непротиворечить законам.
Подзаконные акты являются средством реализации законодательныхнорм. Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов взависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, итакже имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актовРФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и немогут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые актыПрезидента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений ираспоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актамПрезидента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актамфедеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативныеправовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемыеведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только КонституцииРФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ.Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру ираспространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территориисоответствующего субъекта РФ.
· международные договоры и соглашения – нормативный правовой акт, регулирующий отношения РФ с иностраннымгосударством или международной организацией.
В соответствие с Конституцией РФ международные договоры РФявляются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФустановлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правиламеждународного договора.
· внутригосударственные договоры – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между РФ исубъектами рФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам,представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения иполномочий между РФ и субъектами рФ, совместная деятельность в экономическойобласти и т.п.).
2) Иная официальная правовая информация
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можноотнести:
– ненормативные акты общего характера;
– акты официального разъяснения;
– правоприменительные акты.
Акты общего характера, не являясь нормативными создают сериюправоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываютсяоднократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, остроительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочнымигосударственными органами.
Акты официального разъяснения действующих норм – это актытолкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъясненияПленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. Повопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений.Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, несодержащим новых норм, другие – к нормативным правовым актам. При этом неподвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспеченииединообразного применения законов в судебной практике.
Правоприменительные акты – это индивидуально-правовые акты,принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными,прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.п. Они относятся не клюбому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному,конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебныйприговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия обувольнении и т.д.).
Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.Нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений,приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовкинормативных правовых актов федеральных органов исполнительной властирегулируется действующим законодательством. В соответствие с ПостановлениемПравительства РФ от 13.08.97 N1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актовфедеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаютсятолько «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций иположений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм недопускается».
Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следуетобратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданыв форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными.Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994–1996 гг.были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей тольконормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующихматериальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибшихдепутатов. Эти законы являются индивидуально-правовыми актами и не носятнормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теорияотрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.
Информация индивидуально правового характера, имеющая юридическоезначение– отличается от официальной правовой информации тем, что исходит неот полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, неимеющих властных полномочий, – граждан, организаций.
Правовую информацию индивидуально-правового характера, имеющуююридическое значение, можно подразделить на:
· договоры (сделки);
· жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.
Общие черты этих актов:
· носят индивидуально-правовой характер;
· направлены на создание (изменение, прекращение) конкретныхправоотношений.
Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретнымиорганизациями, влечет определенные юридические последствия – устанавливаетправа и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условийдоговора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации поопределенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве ипрактике его применения, отличается от официальной правовой информации иправовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что невлечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
1) материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иныхнормативных правовых актов;
2) материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учетанормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводовзаконов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и др.);
3) материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные осостоянии преступности, правонарушениях и др.);
4) образцы деловых бумаг;
5) комментарии законодательства;
6) научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросамзаконодательства.
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной ипорождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение дляэффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых,комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как дляспециалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации,применении правовых норм.
3. Компьютеризация расследования уголовных дел
Повышение эффективности работы правоохранительных органов пораскрытию и расследованию преступлений в настоящее время невозможно безинтеграции в криминалистику новых информационных технологий, базирующихся впервую очередь на персональных компьютерах.
Использование средств компьютерной техники позволяет существенноповысить качество и результативность информационно-аналитической работыследователей и оперативных сотрудников при раскрытии и расследованиипреступлений, совершаемых организационными группами и сообществами. Они могутбыть полезными при решении самых различных аналитических задач, в первуюочередь, связанных с составлением наиболее сложных процессуальных документовпостановлений о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительных заключений,постановлений о продлении сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей.
Решение этой задачи предполагает использование не только текстовыхредакторов, но и автоматизированных информационно-поисковых систем, позволяющихформировать текст и систематизировать собранную доказательственную информациюпо эпизодам преступной деятельности, предметам преступного посягательства,лицам, привлеченным к уголовной ответственности и т.д. Нельзя не отметить, чтовремя, затрачиваемое на составление обвинительных заключений, резкосокращается.
В процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступленийприменяется как универсальное, так и специальное программное обеспечение. Вчастности, к универсальным программам общего назначения относятся:
1) системы подготовки текстов, предназначенные для набора иредактирования документов;
2) универсальные программы управления базами данных, перерабатывающиебольшое количество однотипной информации и систематизирующие ее по нужнымпризнакам;
3) электронная таблица – электронный банк, в ячейки которого можнозаносить не только текстовые символы, но и математические формулы, при этомрасчеты производятся автоматически.
В настоящее время можно выделить следующие основные направленияразработки и применения компьютерных технологий в криминалистике:
1) автоматизация системы уголовной регистрации;
2) компьютеризация процесса расследования преступлений;
3) автоматизация процесса производства экспертиз и исследований.
В системе уголовной регистрации сосредоточен значительный объеминформации, используемой правоохранительными органами в процессе раскрытия,расследования и предупреждения преступлений. В этой связи повышениеоперативности и эффективности обработки и выдачи информации находится в прямойзависимости от внедрения современных компьютерных технологий. Можноконстатировать, что данной проблеме уделяется весьма существенное внимание.
В ходе расследования могут использоваться подсистемыинформационного обеспечения работы следователей и сотрудников органов дознанияс доказательственной и ориентирующей информацией для:
1) анализа информации по одному сложному, многоэпизодному уголовномуделу, по которому к ответственности привлечено несколько человек. Здеськомпьютер группирует информацию по преступным эпизодам, объектам, лицам,времени и месту совершения посягательств, типу собранных доказательств, чтопозволяет систематизировать все имеющиеся данные и в необходимых случаяхструктурировать их;
2) анализа информации по группе уголовных дел: приостановленных заотсутствием лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; возбужденныхпо многочисленным фактам совершения преступлений, например, в условияхчрезвычайных ситуаций;
3) анализа информации о движении товарно-материальных ценностей,документов и др. Такой анализ совершенно необходим при проведениидокументальных ревизий, при расследовании многочисленных эпизодов, получениянаркотических препаратов по отдельным медицинским рецептам, при расследованиипреступлений в сфере банковской деятельности и т.д.
Расследуя посягательства, совершенные членами организованныхпреступных групп и сообществ, необходимо решать поисково-аналитические задачи,например путем составления схемы преступных связей в конкретной криминальнойгруппировке. При использовании обычных графических схем это сделать зачастую неудается ввиду особой сложности и разветвленности преступных связей, имеющихмежрегиональный, а то и международный характер. Современные компьютерныесистемы позволяют решить и эту проблемную задачу. Так, информационно-поисковаясистема «Спрут» специально ориентирована на выявление и моделирование связей ворганизованных преступных группировках. Она позволяет фиксировать также данные,отражающие качественные особенности таких связей (родственники, друзья,коррупционные отношения и др.).
Можно назвать и другие задачи, которые целесообразно решать сиспользованием компьютерной техники:
1) автоматизация деятельности следователей на стадии возбуждения ирасследования уголовных дел (АРМ следователя);
2) автоматизация учета и контроля за расследованием уголовных дел вследственном подразделении (АРМ руководителя);
3) создание автоматизированных информационно-рекомендующих систем,содержащих типовые методики расследования отдельных видов преступлений;
4) фиксация обстановки места происшествия для для его компьютернойвизуальной реконструкции с построением схем этого места;
5) автоматизация криминалистических учетов, в особенностидактилоскопических, и др.
Большинство из указанных задач наиболее эффективно решаются прииспользовании компьютеров, объединенных в локальные информационные сети,поскольку эффект системы всегда выше суммы эффектов элементов, ее составляющих.Важно отметить, что программно-технические средства обеспечивают при этомвозможность доступа к базам данных нормативно-правовой информации, коперативно-справочным, криминалистическим и иным учетам на всех стадияхследственной деятельности.
При этом, уже в начале оснащения органов предварительногорасследования Следственный комитет при МВД России пошел по путицентрализованной поставки в эти органы комплектов локальныхинформационно-вычислительных систем. Типовая локальная сеть состоит из одногофайлового сервера и пяти-шести рабочих станций. К настоящему времени болееполовины следственных органов субъектов РФ имеет такие сети, объединяющиедесятки и даже сотни компьютеров.
Список литературы
1. Консультант Плюс: Шаг за шагом (технология 3000). Руководствопользователя. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ЗАО «Консультант Плюс, 2007.
2. Гаврилов О.А. – Курс правовой информатики. Учебник для вузов,М.: Изд-во НОРМА, 2000
3. Акопов Г.Л. Правовая информатика. Учебное пособие, изд.Дашков и К, 2008.