Правовая культура выступления

Курсовая работа по курсуРиторики
Тема: «Правоваякультура выступления»

Содержание
1. Введение
2. Основная часть
2.1 Как установитьконтакт с аудиторией
2.2 Как правильно начатьвыступление
2.3 Способы удержаниявнимания
2.4 Как правильнозавершить выступление
3. Заключение
4. Список использованнойлитературы

Введение
Красноречие — это дар, позволяющий нам овладетьумом и сердцем собеседника, способность втолковать емуили внушить ему все, что нам угодно…
Ж. Лабрюйер (французскийписатель 17 в.)
Хорошая подготовка к выступлению взначительной мере определяет его успех. Многое зависит и от того, в какойконкретной речевой ситуации окажется оратор: те ли слушатели, накоторых он рассчитывал, придут на встречу; в каких условиях при­дется выступать, прикаких обстоятельствах. Одно дело, еслиоткрываешь семинар, и иные шансы на успех, если слушателей утомилпредыдущий оратор. Важны и разме­ры зала.Реакция эмоционального заражения быстрее про­исходит, если слушатели сидят ближе друг к другу. В боль­шом зале связь между сидящими то тут, то тамлюдьми вообще не образуется. Лектор не знает, на кого ориенти­роваться, и добросовестно подготовленноевыступление может провалиться.Размеры помещения должны соответ­ствоватьчисленности слушателей. А если это не получает­ся, лучше выбратьаудиторию (зал) поменьше.
Необходимо побывать заранее на месте предстоящеговыступления. Попробовать, где лучше расположиться, что­бы видеть всех, сидящих взале, и самому быть видимым отовсюду.
Вданной работе мы рассмотрим, как установить контакт с аудиторией, как правильноначать выступление, выделим способы удержания внимания, выясним, как завершитьвыступление.

2. Основная часть
 
2.1. Как установитьконтакт с аудиторией
Чтобы почувствовать радость от общения с аудиторией,«встречный ток», удовлет­ворение от того, что сказанныеслова возымели действие, нужно не только иметь, что сказать, и знать,как строить выступление. Главное — желание общаться со слушате­лями иуверенность в том, что это получится. Тогда и речь будетдоходчивой, и глаза будут искать ответный отклик в глазах,устремленных навстречу, и доводы найдутся именно те, которые нужны вданный момент. А после выступления наступит ни с чем не сравнимоечувство удов­летворения и окрыленности.
Успех речи во многом зависит от того, удастсяли сразу же найти подход к слушателям, установить с ними контакт.
Чтобы не возник барьер установки, когда предвзятое отношение к выступающему мешает объективно воспри­ниматьего слова, желательно еще до выступления создать у слушателей благоприятное мнение о себе, положительную установку. Если вас некому представить,придется начать выступление ссаморекламы, конечно, без неумест­ногохвастовства.
Очень важно продумать свой имидж. Внешний вид,манера держаться, интонация первых фраз должны им­понироватьсобравшимся. Способствует этому соблюдение такта. В деловом красноречиинеопытный оратор порой начинает выступление решительным,безапелляционным тоном.
Чтобы слушатели воспринимали сказанное,оратор дол­жен установить с ними личностный контакт.
Понимание, доброжелательность, уважительноеотношение вызывают, как правило, ответные чувства.
Если накануне выступления произошло какое-тоиз ряда вон выходящее событие, которое расстроило или, наоборот,возбудило людей, если вы общаетесь с аудито­рией в неудачное время,например в конце напряженно­го рабочего дня, когда все устали, можетвозникнуть ба­рьеротрицательных эмоций. Понимая, что это не исключено, нужно заранееузнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слу­шателями. Возможно, вначале придется посвятить не­сколько слов произошедшему накануне событию,которое произвело такое впечатление,а может быть, поднять настроение собравшихся забавной историей. Во всякомслучае, подходить к своей теме можно лишьпосле того, как у слушателей появилось рабочее настроение.
Теперь уже от предварительной подготовкиоратора будетзависеть, не появятся ли познавательные барьеры, возникнет ли познавательный контакт, при котором только и возможноинтеллектуальное взаимодействие. Одна из причин появленияпознавательного барьера — несоответствие уровня подачи материала уровню подго­товленности слушателей. Плохи обе крайности:упрощен­ное изложение вызываетнедоумение или раздражение, пропадает желание слушать, а слишком сложноеприво­дит к непониманию и утрате контакта соратором.
Важнейшее условие возникновения познавательногоконтакта –интерес к теме выступления. Интерес неиз­менновызывает внимание и тем самым – контакт с ора­тором. Говорят, чтовнимание – ворота познания, а от­крывает ихключик по имени интерес. Чтобы его пробу­дить, начинают с продуманного заранеевведения в тему, стараясь установить личностный и эмоциональный кон­такт с аудиторией.
Задача оратора – внимательно следить за всеми сигналами обратной связи, добиваясь заинтересо­ванности, вопросов, несогласия – только бы не былорав­нодушия, скуки. Поэтому ни одно хорошее выступление не воспроизводит подготовленный текст. Онотворится на глазах у слушателей,вместе с ними. Именно ощущение сотворчества,сопереживания и дает высочайшую удовлетворенностьобеим сторонам. Главное требование – развиватьв себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры постоянно приспосаб­ливаются кслушателям.
2.2Как правильно начать выступление
Обычно у оратора есть возможность оказаться заранее в томместе, где ему предстоит выступать. Прийти заранее важно для того, чтобы оценить состояние слушателей и решить, нужно лииспользовать какой-либо способустановления эмоционального контак­тас ними или же собравшиеся готовы воспринимать информацию и будут вполне удовлетворены доброжелатель­ной интонацией.
Первая фраза всегда содержит приветствие. Ононе должно быть формальным. Если оратор рад встрече с ауди­торией,ему есть что сказать людям, это отразится во взгля­де,которым он окинет собравшихся, в улыбке, в привет­ливойинтонации. А если он не рад, то ему лучше вообще не брать слово.
После начальной паузы и приветствия обычно взале еще есть некоторое напряжение, подобное тому, которое бывает,когда в комнату входит посторонний человек.
«Первые слова лектора, — говорил выдающийсясудебный оратор А.Ф. Кони, — должны быть чрезвычайно просты, доступны,понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание)».
Первые фразы, которые произносит оратор дляпри­влечения внимания и установления контакта с аудитори­ей,называют зачином.
Парадоксальное начало — один из любимыхприемов ораторов. С неожиданного вопроса началсвой рассказ о Голлан­дии ученик Центра делового общения: «Приходилось ли вам когда-нибудь спасаться от акулы? Отправляясьв Гол­ландию, я и думать не мог, чтомне это предстоит…». Зачином можетслужить интригующее описание.
Привлекает внимание ссылка на газетныйматериал или книгу. Например, «Недавно мне посчастливилось про­читатьудивительную книгу…» или «В одном из последних номеров газеты «Аргументы и факты»появилось интерес­ное сообщение…». Хороший вариант зачина – комплимент собравшим­ся.Для привлечения внимания аудитории можно исполь­зовать предмет илинаглядное пособие. Зачином может служить и шутка или остроумное за­мечание. Беспроигрышныйвариант зачина – обращение к непосредственным интересам слушателей. Всеприведенные варианты зачинов являются приме­рами так называемого непрямого, или косвенного, нача­ла выступления. Выбор варианта зачина – увлекательная творческая задача. Он должен быть занимательным, соотноситьсяс со­держанием речи, а главное –создавать эмоциональный контакт с аудиторией.
Если оратор видит, что аудитория готова его слушать (например, по каким-то причинам давно ждет начала выступления или именно эта тема была заказана и т.п.), можно не применять специальные приемы для привлече­ния внимания слушателей, а начинать с введения втему. Такое начало выступленияназывается прямым.
2.3Способы удержания внимания
Вступление способно захватить слушателей. Но как этосделать? Прежде всего, сохранению вниманияспособствует ло­гическая организация речи (последовательность, непро­тиворечивость, обоснованность). В этом случаеоратор ведет мысль аудитории за собой. Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу котороговозника­ют вопросы, а ответы на нихрождаются в процессе со­вместногопоиска или последующего изложения. Поддер­жанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей впротивопо­ставлении.
Слушатели с напряженным вниманием следят за та­ким выступлением, прикотором в излагаемом материале все времяраскрывается новое содержание. Если выступ­ление не содержит ничегонового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателейощущение до­сады и раздражения. Поэтомуважнейшее условие под­держаниявнимания к выступлению – его содержатель­ность, то есть новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов,све­жие идеи, анализ проблемы.
Изложение должно быть доступным, что вомногом обусловлено,как уже говорилось, культурой речи орато­ра. Включение терминов, способыопределения понятий продумываются заранее. Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора – меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.
Кроме того, поддерживают вниманиеразнообразные приемы изложения, рассмотренные ранее. Они произ­носятсяс разной интонацией, и это тоже оживляет речь. Диалогизация речи,вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способныспас­ти положение, когда аудитория начинаетзасыпать.
Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой,иног­да прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызы­ваетнесогласие аудитории (а, следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместес ней приходят к конструк­тивным выводам. Поддерживает внимание сопереживание, возникаю­щее, когда оратор увлеченно описывает события,затра­гивающие чувства и интересыаудитории. В зале при этом возникаетзаинтересованная тишина. Не остаютсяравнодушными слушатели и к довери­тельности,когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями. Разговорная речь обычно сочетается с естественной,непринужденной манерой изложения,которая хоро­шо действует наслушателей, приглашает к совместному размышлениюи разговору. Манера изложения проявля­етсяв позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Экспрессия привлекаетвнимание, делает выступле­ниезрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Наконец, очень важныубежденность и эмоциональ­ность оратора.
Необходим умеренный темп речи, такой, чтобыслу­шатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усва­иватьсказанное, записывать, если есть необходимость. В речи обязательныпаузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного,появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание. Оратору, обладающему чувством юмора, не приходит­ся прибегать к специальным приемам для поддержаниявнимания. Постоянный зрительныйконтакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием.
2.4Как правильно завершить выступление
Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минутураньше, чем позже. Если лектор затяги­ваетвыступление, слушатели в Италии поглаживают под­бородок (выросла борода, пока ты говорил). В Японии есть залы, оборудованныетак, что лектора, превысившего регламент, «увозят» на транспортере вместе стрибуной или опускают под сцену.
В агитационных речах заключение несетбольшую на­грузку. Ведь надо, чтобы слушатели не только осмыслили, нои эмоционально «пережили» сказанное, чтобы это во­одушевилоих, подтолкнуло к действиям. Поэтому в убеж­дающих речах в заключение часто звучитвпечатляющий пример, подтверждающий то, в чем оратор убеждал ауди­торию. Вспоминается выступление перед выпускниками школы-интерната известного в республике писателя.Он убеждал молодых людей в том, что каждый из них, про­явив волю и настойчивость, сможет найти достойноеме­сто в обществе. В заключение писатель сообщил, что сам воспитывался в школе-интернате.
Достаточно типично для информационных речейзак­лючение, в котором подводится итог сказанному. Подготовить заключениенадо заранее, но так как ни одно выступлениене происходит точно так, какпредполагалось, ведь реакцию аудито­риив точности предсказать невозможно, то заключе­ние может отличаться от заготовленного. Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, чтоона не будет воспринята. Лучшеотказаться от нее и, быть может,ограничиться выводами и пожеланием аудито­рии.
Главное – заключение должно бытьнепосредственно связано с главной идеей выступления, бытьестественным, подчеркивать связь оратора с аудиторией, быть ма­жорным,оптимистичным по духу. Пример неудачного окончаниявыступления – неожи­данное заявление:«Ну, у меня все!».

Заключение
 
Хорошиморатором невозможно стать, лишь освоив учебник.
Самообладание,способность к импровизации, умение «читать» состояние слушателей и быстрореагировать на него, искусство отвечать на вопросы – всё это совершенствуетсяот выступления к выступлению.
И помогает в этом доскональный, по возможности объективныйсамоанализ каждого выступления. Его лучше вести в общей тетради, куда следуетзаписывать все выступления.
Анализируя иоценивая свое выступление, следует руководствоваться двумя главными критериями:
1.        былали раскрыта тема;
2.        каквоспринимали выступление слушатели.
Если ораторвладеет логикой изложения, культурой речи, психологией
общения саудиторией, — ему удается достичь цели.
 
Список использованной литературы:
1.        БаеваО. А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2003.
2.        Кони А. Ф. Советы лекторам. Об ораторском искусстве. М., 1973.