МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.А. КУЛЕШОВА»
Факультетэкономики и права
Кафедраправоведения
Контрольная работа
похозяйственному праву
Вариант 7
Выполнил студент 4 курса
заочного отделения
группы П-023
Панюков А.А.
тел. 27-06-95
№ зач. 02092
Могилев 2006
План
1. Правовая охрана изащита предпринимательства в современных условиях
2. Порядокразрешения хозяйственных споров
Список использованных источников
1. Правовая охрана и защитапредпринимательства в современных условиях
Раскрытие содержания правового понятия«предпринимательская деятельность» (экономические, социальные и иныеаспекты этого понятия в данной статье не исследуются) следует начать с анализасоответствующих конституционных положений.
В части четвертой статьи 13 Конституцииреспублики предусмотрено, что «государство гарантирует всем равныевозможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательскойи иной не запрещенной законом экономической деятельности». В даннойконституционной норме содержится ответ на вопрос о том, в каком соотношениинаходятся использованные в ней понятия «предпринимательскаядеятельность» и «экономическая деятельность». Наличие между нимислов «и иной» является недвусмысленным указанием на то, что понятие«предпринимательская деятельность» выступает в качестве видовогопонятия по отношению к родовому понятию «экономическая деятельность».Это означает, что всякая «предпринимательская деятельность» являетсядеятельностью экономической. С другой стороны, не всякая экономическаядеятельность является предпринимательской.
Оба рассматриваемых понятия нераскрываются в Основном Законе государства. В то же время в части четвертойстатьи 13 Конституции и части третьей статьи 2 Гражданского кодексазаконодатель выделяет два ее вида — «государственную» и«частную» экономическую деятельность. Отсюда следует, чтопредпринимательская деятельность, будучи деятельностью экономической, можетбыть и государственной, и частной.
Анализ норм Конституции и гражданскогозаконодательства позволяет утверждать, что экономическая деятельностьосуществляется в стране белорусскими гражданами, иностранными гражданами илицами без гражданства, юридическими лицами Республики Беларусь, иностранными имеждународными юридическими лицами (организациями, не являющимися юридическимилицами), Республикой Беларусь, административно-территориальными единицамиРеспублики Беларусь и иностранными государствами. Она имеет место в сферепроизводства, распределения, обмена, использования материальных благ (преждевсего, товаров, работ, услуг) и осуществляется указанными субъектами в рамкахустановленного в государстве гражданского оборота.
Свобода предпринимательства, провозглашеннаяи гарантированная частями 2 и 4 статьи 13 Конституции, не является абсолютной.Основной Закон государства говорит и о случаях запрещенной закономэкономической деятельности, следовательно, и деятельности предпринимательскойкак составной части экономической деятельности. Ограничение свободыпредпринимательства, права личности на осуществление предпринимательскойдеятельности в силу части 1 статьи 23 Конституции «допускается только вслучаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности,общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свободдругих лиц».
Свобода предпринимательской деятельностиможет ограничиваться по-разному: и путем запрета на осуществление тех или иныхвидов деятельности, и посредством запрета на ее осуществление определеннымкругом (категорий) лиц. Возможен и смешанный способ ограничения права наосуществление предпринимательской деятельности, когда запрещается занятиеопределенным видом предпринимательской деятельности определенной категориейлиц.
Все указанные способы запрета наосуществление предпринимательской деятельности носят ограничительный,частичный, но не тотальный характер. Хотя не исключается использование иабсолютного запрета. Введение такого запрета преимущественно связано среализацией норм международного права в сфере обеспечения безопасности мира ичеловечества (например, запрет на производство и другую деятельность, предметомкоторой является ядерное и иное оружие массового поражения, запрещенноемеждународными договорами Республики Беларусь). Однако введение запрета наосуществление предпринимательской деятельности должно предусматриватьсоблюдение прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.
Потребность в защите прав и законных интересов субъектовпредпринимательской деятельности возникает в случае их нарушения илиоспаривания. Защита прав и законных интересов — одна из важнейших категорийпроцессуального и материального права, без определения сущности которойневозможно раскрыть характер и особенности ответственности субъектовпредпринимательской деятельности. Данная категория связана с понятием «право назащиту», которое в научной и учебной литературе получило различную юридическуюквалификацию.
Наиболее распространенной и убедительной является точказрения, согласно которой право на защиту является одним из элементов самогосубъективного права, наряду с правомочием действовать по собственномуусмотрению и правомочием требовать от другой стороны в правоотношениисоответствующего поведения.
В соответствии с другой точкой зрения право на защиту — самостоятельное субъективное право, которое появляется в момент нарушения илиоспаривания прав и законных интересов.
Защита представляет собой реализацию предусмотренных закономмер, направленных на восстановление или признание нарушенных или оспариваемыхправ и законных интересов по требованию управомоченного лица. В этом значениизащита обозначает охрану прав и законных интересов в узком смысле слова. Вшироком понимании к нему примыкает создание и реализация мер различногохарактера (экономического, организационного), направленных на созданиенеобходимых условий для осуществления субъективных прав и законных интересов вих ненарушенном состоянии.
Право на охрану, таким образом, возникает одновременно ссамим субъективным правом, вторично по отношению к нему и существует независимоот нарушения или оспаривания последнего. В связи с этим в качестве одного изэлементов субъективного права следует указывать право на охрану в широкомсмысле этого слова.
Рассмотрим охрану прав и законных интересов субъектовпредпринимательской деятельности в узком смысле слова, т. е. их защиту. Какбыло указано выше, предметом защиты выступают не только субъективные правасубъектов предпринимательской деятельности, но и их законные интересы (4, п. 2ч. 1 ст. 2). В основе любого субъективного права предпринимателя лежит интерес,который удовлетворяется посредством предоставления и реализации субъективногоправа. Интерес в этом случае формирует мотивацию реализации субъективного праваи охраняется одновременно с ним. Однако охраняемый законом интерес можетсуществовать самостоятельно и подлежать защите в случае его нарушения. Подобнаяситуация возникает, в частности, при прекращении самого субъективного права врезультате правонарушения. Например, при уничтожении объекта аренды по винеарендатора само право собственности арендодателя не может быть защищено, таккак его уже не существует. Но арендодатель может требовать защиты охраняемогозаконом интереса в восстановлении своего имущественного положения посредствомпредъявления иска о возмещении убытков.
Защита субъективных прав и законных интересов субъектовхозяйствования осуществляется посредством применения соответствующих форм,средств и способов.
Форма защиты — комплекс внутренне согласованныхорганизационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых закономинтересов. Существуют две основные формы защиты — юрисдикционная инеюрисдикционная.
Первая (юрисдикционная)представляет собойдеятельность компетентных органов по защите нарушенных или оспариваемых прав изаконных интересов. В рамках этой формы выделяют общий и специальный порядок.По общему правилу, защиту нарушенных субъективных прав и законных интересовсубъектов предпринимательской деятельности осуществляет хозяйственный суд (4, п.2 ч. 1 ст. 2). В качестве средства судебной защиты, по общему правилу,выступает иск. В отдельных случаях в качестве такого средства может бытьзаявление (например, заявление о возбуждении приказного производства (4, ст.117) или жалоба (например, жалоба на нотариальные действия или отказ в ихсовершении (4, ст. 173).
Специальным порядком защиты субъективных прав и законныхинтересов является административный порядок, который применяется только вслучаях, предусмотренных законом.
Иногда применяется административно-судебный порядок защитысубъективных прав и законных интересов. В этом случае обращению с иском в судпредшествует обращение в органы государственного управления.
Неюрисдикционнаяформа защиты представляет собой самостоятельные действия субъектовпредпринимательской деятельности по защите их субъективных прав и охраняемыхзаконом интересов без обращения в компетентный орган. Речь в данном случае идето самозащите, которая в ст. 14 ГК указана в качестве одного из способов защитысубъективных прав и законных интересов.
Следует, однако, согласиться с тем, что «самозащитагражданских прав с позиций теории — это форма их защиты, допускаемая тогда,когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия нанарушителя, не прибегая к помощи судебных или иных правоохранительных органов».К таким возможностям следует отнести, например, отказ совершить определенныедействия в интересах неисправного контрагента (отказ от оплаты, от передачивещи (2, п. 2 ст. 453) и т. п.), поручение выполнения работы, не сделаннойдолжником, другому лицу за счет должника (2, п. 3 ст. 669) и некоторые другиедействия.
Способы защиты — предусмотренные законом меры принуждения,направленные на восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав изащиту охраняемых законом интересов.
Защита гражданских прав и законных интересов субъектовпредпринимательской деятельности в соответствии со ст. 11 ГК осуществляется путем:
1) признания права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушенияправа;
3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозуего нарушения;
4) признания оспоримой сделки недействительной и примененияпоследствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки иприменения последствий ее недействительности;
5} признания недействительным акта государственного органаили органа местного управления и самоуправления;
6) самозащиты права;
7) присуждения к исполнению обязанности в натуре;
8) возмещения убытков;
9) взыскания неустойки;
10) компенсации морального вреда; 11)прекращения илиизменения правоотношения;
12) неприменения судом противоречащего законодательству актагосударственного органа или органа местного управления и
самоуправления;
13) иными способами,предусмотренными законодательством. Данный перечень не является исчерпывающим,что прямо вытекает из п. 13 ст. 11 ГК.
2. Порядок разрешения хозяйственныхспоров
В процессе хозяйственной деятельности между субъектамихозяйствования могут возникнуть разногласия.
Споры, возникающие между субъектами хозяйственного оборота впроцессе заключения, изменения, расторжения и исполнения хозяйственныхдоговоров, споры о признании недействительными актов государственных и иныхорганов, не соответствующих законодательству и затрагивающих интересы субъектовхозяйствования, а также дела о признании субъектов хозяйствования экономическинесостоятельными и банкротами разрешаются в хозяйственных судах РеспубликиБеларусь. В Республике Беларусь действуют Высший хозяйственный суд республики ихозяйственные суды областей. Они осуществляют правосудие в областиэкономических отношений между юридическими и физическими лицами независимо отформ собственности, в том числе зарубежными, которые действуют в сферехозяйственных отношений.
Возбудить дело в хозяйственном суде о защите нарушенных правили охраняемых законом интересов могут:
— юридические и физические лица — субъекты хозяйствования;
— государственные органы по охране природы;
— государственные и другие органы, обращающиеся вхозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательством РеспубликиБеларусь;
— прокуроры, обращающиеся в суд в интересах государства,юридических и физических лиц — субъектов хозяйствования, а также самхозяйственный суд по своей инициативе (4, ст.4);
— Министерство по антимонопольной политике РеспубликиБеларусь по делам, связанным с нарушениями антимонопольного законодательства(ст. 16 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитииконкуренции»);
— Государственная налоговая инспекция по делам,предусмотренным ст. 11 Закона «О Государственной налоговой инспекции РеспубликиБеларусь»;
— органы приватизации поделам о признании недействительными сделок приватизации государственныхобъектов (ч. II ст. 25 Закона «О разгосударствлениии приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»);
— органы государственного надзора за страховой деятельностьюпо делам о признании — банкротства страховых организаций, обеспечивающихвыполнение своих обязательств по выплате страховых сумм и страхового возмещения(ст. 41 Закона «О страховании»):
— заинтересованные лица, предъявляющие требования кгражданам, ранее обладавшим статусом предпринимателя, если спорноеправоотношение возникло из осуществлявшейся ими предпринимательскойдеятельности;
— отдельные граждане, когда спор связан с применением условийучредительства юридических лиц — субъектов хозяйствования.
Разрешение споров в хозяйственном суде осуществляется наначалах равенства участников процесса перед законом и судом независимо от формсобственности, места нахождения сторон, подчиненности и других обстоятельств.
При рассмотрении споров судьи независимы и подчиняются толькозакону.
Рассмотрение споров в суде открытое, за исключением случаев,когда это противоречит интересам государственной и коммерческой тайны либокогда суд удовлетворит ходатайство одной из сторон о слушании дела в закрытомсудебном заседании.
Решение хозяйственного суда должно основываться на законе ибыть обоснованным.
Хозяйственный суд в своей деятельности руководствуетсяКонституцией Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь,декретами и указами Президента Республики Беларусь, договорами и соглашениямиРеспублики Беларусь с другими государствами, иными законодательными инормативными актами.
Руководители предприятий и организаций должны знать, какиехозяйственные споры относятся к компетенции хозяйственного суда.
Согласно действующему законодательству, хозяйственному судуподведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам:
— между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями,а в случаях, предусмотренных законодательными актами, также организациями, неявляющимися юридическими лицами, и гражданами;
— между Республикой Беларусь иадминистративно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также междуадминистративно-территориальными единицами Республики Беларусь.
К хозяйственным (экономическим) спорам, рассматриваемымхозяйственным судом, в частности, относятся споры о:
— разногласиях по договору, заключение которого предусмотренозаконодательством, или о разногласиях, передача которых на разрешениехозяйственного суда согласована сторонами договора;
— измененииусловий или расторжении договора;
— неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
— признании права собственности;
— истребовании собственником или иным законным владельцемимущества из чужого незаконного владения;
— нарушении прав собственника или иного законного владельца,не связанных с лишением владения;
— возмещении убытков;
— признании недействительным (полностью или частично)ненормативного акта государственного или иного органа, не соответствующегозаконодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересыюридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
— признании не подлежащим исполнению исполнительного илииного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;
— защите деловой репутации;
— отказе в государственной регистрации либо уклонении отгосударственной регистрации в установленный срок юридического лица илииндивидуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрацияпредусмотрена законодательством Республики Беларусь;
— взыскании с юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей налогов, других обязательных платежей в бюджет игосударственные внебюджетные фонды, штрафов и иных экономических санкций-, еслизаконодательством Республики Беларусь не предусмотрено взыскание этих сумм вбесспорном порядке;
— возврате из бюджета и государственных внебюджетных фондовденежных средств, списанных в бесспорном порядке в виде экономических санкцийлибо по другим основаниям с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
— ликвидации, реорганизации юридических лиц, прекращениидеятельности индивидуальных предпринимателей;
— экономической несостоятельности (банкротстве);
— отказе в выдаче (продлении) лицензии.
Хозяйственный суд рассматривает также дела:
— об установлении фактов,имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной хозяйственной(экономической) деятельности;
— по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении.
Законодательными актами могут быть отнесены кподведомственности хозяйственного суда и другие дела.
В то же время хозяйственные суды Республики Беларусь нерассматривают споров о размерах исчисленных сумм налогов и неналоговыхплатежей; об установлении цен на продукцию и товары, а также тарифов наоказание услуг, если цены и тарифы, согласно законодательству, не могутустанавливаться соглашением сторон; о понуждении заключить договор, неоснованный на нормативном акте, а также споров, возникающих при согласованиистандартов и технических условий.
Руководители должны помнить, что Высший хозяйственный судРеспублики Беларусь рассматривает:
— хозяйственные (экономические) споры между РеспубликойБеларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, атакже между административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
— споры о признании недействительным (полностью или частично)нормативного акта республиканского органа государственного управления или иногогосударственного органа, который не соответствует законодательству РеспубликиБеларусь и нарушает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей;
— споры, связанные с государственными секретами; иные споры,отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего хозяйственного судаРеспублики Беларусь. Кроме того, Высший хозяйственный суд Республики Беларусьимеет право в пределах подведомственности дел хозяйственным судам дополнительноопределять подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любоедело (4, ст. 29).
Хозяйственные суды областей и приравненные к ним судырассматривают все хозяйственные споры, кроме споров, отнесенных к ведениюВысшего хозяйственного суда Республики Беларусь.
При обращении в суд необходимо также учитывать подсудностьхозяйственных споров.
Иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения илиместу жительства ответчика.
Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности егообособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленногоподразделения юридического лица (4, ст. 30).
Иски к ответчикам, находящимся на территории разных областей,предъявляются в хозяйственный суд по выбору истца по месту нахождения одного изответчиков.
Иск к ответчику, место нахождения которого неизвестно, можетбыть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества или поего последнему известному месту нахождения в Республике Беларусь.
Иск к ответчику о возмещении вреда, причиненного имуществуюридического лица или индивидуальному предпринимателю, может быть предъявлентакже по месту причинения вреда.
Иск к ответчику, являющемуся юридическим лицом илииндивидуальным предпринимателем Республики Беларусь и находящемуся натерритории другого государства, может быть предъявлен по месту нахождения истцаили имущества ответчика.
Иск к ответчику, вытекающий из договора, в котором указаноместо исполнения, может быть предъявлен по месту исполнения договора.
Выбор между несколькими хозяйственными судами, которымподсудно дело, принадлежит истцу (4, ст. 31).
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение всфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности,рассматриваются по месту нахождения заявителя, за исключением дел установленияфакта владения зданием, сооружением, земельным участком или другим недвижимымимуществом, эти дела рассматриваются по месту нахождения здания, сооружения,земельного участка или другого недвижимого имущества.
Дела по жалобам на нотариальные действия или отказ в ихсовершении рассматриваются хозяйственным судом по месту нахождения нотариальнойконторы или иного органа (должностного лица), которым законодательствомпредоставлено право совершать нотариальные действия (4, ст. 32).
Дела об экономической несостоятельности (банкротстве)рассматриваются по месту нахождения должника.
Иски о признании права собственности на недвижимое имущество,споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребовании из чужого незаконноговладения либо об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца,не связанные с лишением владения, предъявляются по месту нахождения недвижимогоимущества.
Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки, в томчисле, когда перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется по местунахождения перевозчика.
Встречный иск независимо от его подсудности предъявляется вхозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск.
Подсудность, установленная ст. 30, 31 ХПК РБ, может бытьизменена по соглашению сторон.
Если хозяйственный спор неподсуден данному хозяйственномусуду, то суд в пятидневный срок направляет исковой материал по подсудности.
При установлении, чтоданный спор не подведомствен хозяйственному суду, последний выносит определениеоб отказе возбуждения производства по делу либо о прекращении производства поделу.
Лица, участвующие в деле, имеют право:
— знакомиться с материалами дела, делать выписки из них;заявлять отводы;
— представлять доказательства и участвовать в ихисследовании; с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам,участвующим в деле, свидетелям и экспертам; заявлять ходатайства;
— давать письменные и устные пояснения хозяйственному суду,приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;
— возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующихв деле;
— обжаловать судебные акты;
— пользоваться иными процессуальными правами,предоставленными им ХПК РБ.
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоватьсявсеми принадлежащими им процессуальными правами.
Лица, участвующие в деле об экономической несостоятельности(банкротстве), пользуются правами и несут обязанности сторон, за изъятиями,установленными законодательными актами об экономической несостоятельности(банкротстве).
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, вслучае неисполнения которых наступают последствия, предусмотренные ХПК РБ идругими законодательными актами.
Истец вправе до принятия решения хозяйственным судом изменитьоснование или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требованийлибо отказаться от иска.
Ответчик вправе признать иск полностью или частично, а такжеизменить основания возражений против иска.
Стороны могут окончить дело мировым соглашением на любойстадии процесса.
Хозяйственный суд не принимает отказа от иска, ходатайства обуменьшении размера исковых требований, о признании иска, не утверждает мировогосоглашения сторон, если это противоречит законодательству или нарушает права изаконные интересы других лиц. В этих случаях хозяйственный суд рассматриваетспор по существу.
Организации и граждане, участвующие в рассмотрении дела вхозяйственном суде, несут определенные расходы. Эти расходы состоят изгосударственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Суммы, подлежащие выплате по инициативе сторон, вносятсяпредварительно стороной, заявившей соответствующую просьбу.
Суммы, подлежащие выплате в связи с издержками по делу,произведенными по инициативе суда, выплачиваются хозяйственным судом за счетсредств, предусматриваемых на эти цели в бюджете суда.
Исковые заявления и заявления о пересмотре решенийхозяйственного суда оплачиваются государственной пошлиной в республиканскийбюджет в пределах и размере, установленных законодательством.
Государственная пошлина может уплачиваться в свободноконвертируемой валюте. Исковое заявление и заявления о пересмотре решенийхозяйственных судов, подаваемые иностранными юридическими и физическими лицами,кроме юридических и физических лиц — субъектов хозяйствования государств,находящихся в одной валютной зоне с Республикой Беларусь, оплачиваютсягосударственной пошлиной только в свободно конвертируемой валюте по единомукурсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на деньпредъявления иска.
Государственная пошлина исчисляется исходя из цены иска или втвердой денежной сумме.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:
— суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам,переводчикам, свидетелям;
— расходы по производству осмотра на месте;
— расходы по извещению и вызову сторон в хозяйственный суд, направлениюсудебных актов и выполнению судебных поручений;
— другие расходы, признанные хозяйственным судомнеобходимыми.
Исковое заявление, подписанное истцом или его представителем,подается в хозяйственный суд в письменной форме с копиями по числу ответчиков.
В исковом заявлении должны быть указаны:
— наименование хозяйственного суда, в который подаетсязаявление;
— имя (наименование) лиц, участвующих в деле, их почтовыеадреса и банковские реквизиты;
— цена иска, если иск подлежит оценке;
— обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
— доказательства, подтверждающие основания исковыхтребований;
— расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;
— требования истца со ссылкой на акты законодательстваРеспублики Беларусь, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требованияк каждому из них;
— сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования,спора, когда это предусмотрено законодательными актами для данной категорииспоров или договором;
— иные данные, вытекающие из требований актов законодательства,необходимые для решения вопроса о принятии искового заявления;
— перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
В исковом заявлении указываются и иные сведения, если онинеобходимы для правильного разрешения спора.
В исковом заявлении могут указываться ходатайства обобеспечении иска, о совершении хозяйственным судом действий, необходимых дляподготовки дела к судебному разбирательству, и иные сведения, если онинеобходимы для правильного разрешения спора.
К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие:
— уплату государственной пошлины в установленных порядке иразмере;
— соблюдение досудебного порядка урегулирования спора сответчиком, когда это предусмотрено законодательными актами или договором;
— обстоятельства, на которых основываются исковые требования.
Хозяйственный суд прекращает производство по делу, если:
— спор не подлежит рассмотрению в хозяйственном суде в связис его неподведомственностью;
— имеется вступившее в законную силу решение общего илихозяйственного суда, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том жепредмете и по тем же основаниям, а также определение общего или хозяйственногосуда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца отиска или утверждением мирового соглашения сторон;
— имеется вступившее в законную силу решение третейскогосуда, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем жеоснованиям, за исключением случаев, когда хозяйственный суд отказал в выдачеприказа на принудительное исполнение решения третейского суда, но новоерассмотрение дела в третейском суде оказалось невозможным;
— юридическое лицо или организация, являющаяся стороной поделу, ликвидированы;
— после смертииндивидуального предпринимателя или гражданина, являющегося одной из сторон поделу, спорное правоотношение не допускает правопреемства;
— истец отказался от иска, и отказ принят хозяйственнымсудом, за исключением случаев участия в деле прокурора, государственных илииных органов;
— заключено мировое соглашение и оно утверждено хозяйственнымсудом, за исключением случаев участия в деле прокурора, государственных илииных органов.
Хозяйственный суд прекращает производство по делу также и виных случаях, предусмотренных законодательными актами (4, ст. 94).
О прекращении производства по делу хозяйственный суд выноситопределение.
В определении могут быть разрешены вопросы о распределениимежду сторонами судебных расходов, возврате государственной пошлины из бюджета.
В определении также указывается, что вторичное обращение вхозяйственный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем жеоснованиям не допускается.
Определение хозяйственного суда о прекращении производства поделу может быть обжаловано в установленном законодательными актами порядке.
Хозяйственный суд оставляет иск (заявление) без рассмотрения,если:
— в производстве общего суда, хозяйственного суда илитретейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предметеи по тем же основаниям;
— имеется соглашение сторон о передаче спора на разрешениетретейского суда и возможность обращения в третейский суд не утрачена, а такжеесли ответчик, возражающий против рассмотрения дела в хозяйственном суде, непозднее своего первого заявления по существу спора заявит ходатайство о передачеспора на разрешение третейского суда;
— иск (заявление) не подписан или подписан лицом, не имеющимполномочий подписывать его, либо лицом, должностное положение которого неуказано;
— истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спорас ответчиком, когда это предусмотрено законодательными актами или договором;
— истец (заявитель) или его представитель повторно не явилисьбез уважительных причин в судебное заседание, не заявив о рассмотрении дела безих участия, за исключением случаев, когда иск заявлен прокурором,государственным или иным органом в интересах государства и общества;
— при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющихюридическое значение, выяснится, что спор возник о праве;
— при рассмотрении заявления об отказе или уклонении отгосударственной регистрации выяснится, что спор возник о праве;
— при рассмотрении заявления на нотариальные действия илиотказ в их совершении выяснится, что спор возник о праве;
— при рассмотрении заявления об отказе в выдаче (продлениисрока действия) лицензии выяснится, что спор возник о праве;
— не представлено исковое заявление с копиями по количествуответчиков;
— при рассмотрении иска (заявления) в интересах юридическоголица или индивидуального предпринимателя, поданного прокурором, государственнымили иным органом без их просьбы или согласия;
— истцом (заявителем) подано заявление о возвращении иска(заявления), а ответчик не требует разбирательства дела по существу;
— иск (заявление) подан недееспособным лицом (4, ст. 96).
Не вступившее в законную силу решение хозяйственного судаможет быть обжаловано в кассационном порядке сторонами и другими лицами,участвующими в деле, а также лицами, не привлеченными к участию в деле, еслихозяйственный суд принял решение об их правах и обязанностях.
Прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, вправепринести кассационный протест на незаконное или необоснованное решениехозяйственного суда независимо от обжалования его сторонами и другими лицами,участвующими в деле (4, ст. 174).
Кассационные жалобы и протесты на не вступившие в законнуюсилу решения хозяйственных судов областей и приравненных к ним судоврассматриваются кассационной инстанцией хозяйственного суда области иприравненного к нему суда, назначаемой председателем соответствующего хозяйственногосуда или его заместителем в составе не менее трех судей хозяйственного суда.
Кассационная жалоба (протест) может быть подана в течениедесяти дней после принятия решения хозяйственным судом.
В кассационной жалобе (протесте) должны быть указаны:
— наименование кассационной инстанции хозяйственного суда,которой адресуется жалоба (протест);
— имя (наименование) лица, подающего жалобу (протест), и лиц,участвующих в деле;
— наименованиехозяйственного суда, принявшего решение, на которое подается жалоба (протест),номер дела и дата принятия решения, предмет спора;
— требования лица, подавшего жалобу (протест), с указанием нанарушения или неправильное применение норм материального либо процессуальногоправа;
— несоответствие изложенных в решении выводов с фактическими
обстоятельствами дела;
— перечень прилагаемых к жалобе (протесту) документов;
— будет ли подаваться дополнительная кассационная жалоба(протест) до рассмотрения ее кассационной инстанцией. Кассационная жалобаподписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем, а кассационныйпротест — прокурором.
К кассационной жалобе, подписанной представителем,прилагается доверенность либо другой документ, подтверждающий его полномочия наобжалование судебных решений, если они не были представлены при рассмотренииданного дела.
К кассационной жалобе прилагаются документы, подтверждающиеуплату государственной пошлины и направление копии жалобы другим лицам,участвующим в деле.
К кассационному протесту прилагаются документы,подтверждающие направление копии протеста другим лицам, участвующим в деле (4, ст.178).
Основанием к изменению или отмене решения хозяйственного судапервой инстанции в кассационном порядке являются:
— полная или частичная его необоснованность;
— незаконность решения, т. е. неприменение или неправильноеприменение хозяйственным судом первой инстанции норм материального либопроцессуального права;
— неправомерность процесса.
Кассационная инстанция хозяйственного суда, рассмотрев дело,вправе:
— оставить решение хозяйственного суда первой инстанции безизменения, а необоснованную кассационную жалобу (протест) — без удовлетворения;
— отменить решение хозяйственного суда первой инстанцииполностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в хозяйственныйсуд первой инстанции;
— отменить решение хозяйственного суда первой инстанцииполностью или в части и принять новое решение;
— изменить решение хозяйственного суда первой инстанции;
— отменить решение хозяйственного суда первой инстанции ипрекратить производство по делу или оставить иск (заявление) без рассмотренияполностью или в части.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы (протеста)принимается постановление, которое подписывается всеми судьями кассационнойинстанции хозяйственного суда.
При отмене или изменении решения первой инстанцииуказываются:
— мотивы, по которым кассационная инстанция не согласилась свыводами хозяйственного суда первой инстанции;
— выводы по результатам рассмотрения кассационной жалобы(протеста);
— действия, которые должны быть выполнены лицами,участвующими в деле, и хозяйственным судом, если дело передано на новоерассмотрение.
В постановлении кассационной инстанции указывается ораспределении судебных расходов между сторонами, участвующими в деле.
Постановление кассационной инстанции направляется лицам,участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением или вручается под распискув пятидневный срок со дня его принятия.
Постановление кассационной инстанции вступает в законную силус момента его принятия.
При отклонении кассационной жалобы (протеста) кассационнаяинстанция хозяйственного суда должна в своем постановлении указать мотивы, покоторым доводы жалобы (протеста) признаны неправильными или не являютсяоснованием к отмене решения.
Установив, что допущенные хозяйственным судом первойинстанции нарушения норм права не являются основанием к отмене решения,кассационная инстанция хозяйственного суда должна указать на них в кассационномпостановлении или в специально вынесенном частном определении.
Вступившие в законную силу судебные акты всех хозяйственныхсудов Республики Беларусь могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестудолжностных лиц, перечисленных ниже, за исключением постановлений ПленумаВысшего хозяйственного суда Республики Беларусь. Протесты в порядке надзора вправеприносить:
— Председатель Высшего хозяйственного суда РеспубликиБеларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь — на судебные акты любогохозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений ПленумаВысшего хозяйственного суда Республики Беларусь;
— заместителиПредседателя Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь и заместителиГенерального прокурора Республики Беларусь — на судебные акты любогохозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений ПрезидиумаВысшего хозяйственного суда Республики Беларусь и постановлений Пленума Высшегохозяйственного суда Республики Беларусь;
— председателихозяйственных судов областей и приравненных к ним судов, прокуроры областей иприравненные к ним прокуроры — на постановления кассационной инстанциихозяйственного суда области и приравненного к нему суда;
— прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, а такжеих заместители — на не обжалованные в кассационном порядке и вступившие взаконную силу судебные акты хозяйственных судов областей и приравненных к нимсудов.
С жалобой в порядке надзора вправе обратиться стороны и иныелица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и охраняемые законом интересынарушены вынесенным по делу судебным актом.
Жалоба в порядке надзора может быть подана в течение года содня вступления в законную силу судебного акта.
Председатель хозяйственного суда или его заместитель,правомочные рассматривать заявление или протест по существу, могут восстановитьсрок на подачу заявления или протеста, если признают, что он пропущен поуважительной причине.
Хозяйственные суды обеспечивают исполнение решений,определений, постановлений, приказов хозяйственных судов, а в случаях,предусмотренных законодательством, актов иных органов и должностных лиц, которыеявляются исполнительными документами. Хозяйственные суды восстанавливают срокидля предъявления приказа к исполнению, осуществляют поворот исполнения,разрешают заявления сторон, представления судебного исполнителя или судебногопристава по вопросам материального и (или) процессуального права, возникающим висполнительном производстве, в том числе об изменении способа и порядкаисполнения, жалобы сторон на действия судебного исполнителя или судебногопристава, а также иные вопросы, предусмотренные другими актамизаконодательства.
Исполнению в порядке, определенном ХПК РБ, подлежат:
— судебные акты хозяйственных судов;
— решения третейских судов Республики Беларусь похозяйственным
(экономическим) спорам;
— решения иностранных судов по хозяйственным (экономическим)спорам;
— решения международных арбитражных (третейских) судов похозяйственным (экономическим) спорам;
— оформленные в установленном порядке требования органов,осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкойбанка или иной кредитно-финансовой организации о полном или частичномисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств,достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством неустановлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;
— иные документы, исполнение которых в соответствии сзаконодательными актами отнесено к компетенции хозяйственных судов.
Исполнительными документами являются:
— приказы хозяйственных судов, выдаваемые на основаниирешений,
определений, постановлений;
— определения о судебном приказе;
— постановления судебных исполнителей и судебных приставов;
— решения третейских судов Республики Беларусь;
— решения иностранных и международных арбитражных(третейских) судов;
— исполнительные надписи нотариальных учреждений;
— постановления государственных органов и должностных лиц вчасти имущественных (экономических, финансовых) взысканий;
— другие акты, если в силу законодательных актов они являютсяисполнительными документами и подлежат исполнению хозяйственными судами.
Исполнение решения, постановления, определения хозяйственногосуда производится на основании приказа, выдаваемого хозяйственным судом,принявшим это решение, постановление, определение.
Приказ на основании судебного акта выдается хозяйственнымсудом взыскателю после вступления судебного акта в законную силу, кроме случаевнемедленного исполнения, когда приказ выдается немедленно по вынесении решения.
При выдаче приказа наосновании других актов судья хозяйственного суда обязан проверить ихзаконность, в пределах своей компетенции проверить правомерность исполнения натерритории Республики Беларусь решений иностранных, в том числе международныхарбитражных (третейских) судов, и вынести мотивированное определение о выдачеили об отказе в выдаче приказа.
Определение о выдаче или об отказе в выдаче приказа можетбыть обжаловано в установленном законодательными актами порядке.
Приказ на взыскание денежных средств взыскатель направляетбанку, обслуживающему должника, а в остальных случаях — судебному исполнителю,если иное не установлено законодательством.
Приказ хозяйственного суда, а также определение о судебномприказе могут быть предъявлены к исполнению не позднее шести месяцев со днявступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленногопри отсрочке либо рассрочке его исполнения, или вынесения определения овосстановлении пропущенного срока для предъявления приказа к исполнению.
В случае, если исполнение судебного акта было приостановлено,время, на которое оно приостанавливалось, не засчитывается в шестимесячный срокдля предъявления приказа к исполнению.
По решениям о взыскании периодических платежей срок дляпредъявления приказа к исполнению действует для каждого платежа в отдельности итечение его начинается со дня наступления срока каждого платежа.
Исполнительное производство не может быть возбуждено поисполнительным документам, в отношении которых истек срок давности дляпредъявления приказа к исполнению.
За неисполнение судебного акта хозяйственного суда овзыскании денежных средств банком, обслуживающим должника, которому направленприказ, на него налагается хозяйственным судом штраф в размере до 50 процентовсуммы, подлежащей взысканию, и выносится частное определение, которое направляетсяв банк, обслуживающий должника, и Национальный банк Республики Беларусь.
Неоднократное (более двух раз) неисполнение судебных актовхозяйственных судов банками или иными кредитно-финансовыми организациямиявляется основанием для отзыва лицензии на осуществление банковскойдеятельности.
Если должник после вынесения судебного акта умышленно приметмеры к сокрытию имеющихся у него денежных средств и имущества, хозяйственныйсуд, принявший судебный акт, может наложить на должника штраф в размере до 50процентов суммы, подлежащей взысканию.
За неисполнение лицомдействий, не носящих имущественного характера, совершение которых возложено нанего приказом, на это лицо налагается штраф в размере до двухсот минимальныхзаработных плат. Наложенные штрафы взыскиваются в республиканский бюджет.Уплата штрафа не освобождает от обязанности исполнить судебный акт и неявляется препятствием для привлечения должностных лиц к гражданской и инойответственности.
Списокиспользованных источников
1. Конституция РеспубликиБеларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), принята на республиканскомреферендуме 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года // Консультант ПлюсБеларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации РеспубликиБеларусь – Минск, 2006.
2. Гражданский кодекс РеспубликиБеларусь от 7 декабря 1998 года с внесенными изменениями и дополнениями посостоянию на 23 марта 2006 года // Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр»,Национальный центр правовой информации Республики Беларусь – Минск, 2006.
3. Уголовный кодекс РеспубликиБеларусь от 9 июля 1999 года с внесенными изменениями и дополнениями посостоянию на 21 февраля 2006 года // Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр»,Национальный центр правовой информации Республики Беларусь – Минск, 2006.
4. Хозяйственный процессуальныйкодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 года свнесенными изменениями и дополнениями по состоянию на 15 марта 2006 года //Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовойинформации Республики Беларусь – Минск, 2006.
5. Закон Республики Беларусь от 28мая 1991 г. «О предпринимательстве в Республике Беларусь» //Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовойинформации Республики Беларусь – Минск, 2006.
6. Указ Президента РеспубликиБеларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства» от19 июля 1996 г. N 260 // Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальныйцентр правовой информации Республики Беларусь – Минск, 2006.
7. Постановление Пленума ВерховногоСуда Республики Беларусь «О практике рассмотрения судами гражданских дел озащите чести, достоинства и деловой репутации» от 23 декабря 1999 г. N 15 // Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информацииРеспублики Беларусь – Минск, 2006.
8. Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь «Об упорядочении трудовой и предпринимательскойдеятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих натерритории Республики Беларусь» от 16 сентября 2002 г. N 1258 // Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информацииРеспублики Беларусь – Минск, 2006.
9. Жилинский С.Э. Предпринимательскоеправо (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебн. для вузов. 3-еизд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2002. — С. 76.
10. Паращенко В.Н. Хозяйственноеправо. – 2 ч. Ч. 1. Общие положения. – Минск: Веды, 1998. – 152 с.
11. Паращенко В.Н. Хозяйственное (предпринимательское)право Республики Беларусь. Особенная часть. Практ. пособ. – Минск: «МНО», 2001.– 318 с.
12. Правовое регулированиехозяйственной деятельности предприятия / М.Г. Пронина, В.А. Витушко, Л.М.Орлова и др.; Под общ. ред. М.Г. Прониной. – Минск: Выш. Шк., 2000. – 327 с.