Правовая подготовка

Тема 1 Право.Определение, признаки, виды. Правовое положение
личности в России
Понятие, сущность изначение Конституции РФ. Сущность и назначение права. Основные направлениястроительства правового государства в России.
Основные отраслироссийского законодательства.
Российское гражданство.Основные права, свободы и обязанности граждан РФ.
Правовое положениеиностранных граждан и лиц без гражданства в России.
КонституцияРоссийской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющийвысшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территорииРоссийской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредилосновные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственнойвласти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права,свободы и обязанности человека и гражданина.
Право какодин из видов регуляторов общественных отношений представляет собой особуюкатегорию, в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, чтоуниверсальное определение права не может быть дано и всегда зависит отконкретной правовой системы.Правовая система Российской Федерации
Источникамиправа в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры исоглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры,акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.
В системефедеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеетвысшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционныезаконы и федеральные законы, законами также являются законы о поправках кКонституции РФ (не принимались).Частное право и Публичное право
Частное праворегулирует отношения, возникающие на началах равенства сторон, а Публичноеправо регулирует властные отношения на началах подчинения./>Материальное и процессуальное право
В системеправа различают материальные и процессуальные отрасли права./>Гражданское право
Гражданскоеправо — термин, использование которого очень разнилось и разнится в разныхправовых системах.
Для Россииактуально значение «гражданского права» как отрасли права, которая регулируетимущественные и связанные с ними неимущественные отношения. При этом другиечастно-правовые отрасли, такие как трудовое право и семейное право (в первуюочередь те, у которых имеются свои кодификации, отдельные от ГК РФ) как правило,не считают частью гражданского права, однако, пока что эта терминология неустоялась так как долгое время термин «частное право» в России вообще неиспользовался. Использование термина «гражданское право» в советской наукевместо «частного права» было обусловлено в первую очередь позициеймарксистско-ленинской науки, отрицавшей всё «частное» в сфере хозяйства./>Конституционное право
Конституционноеправо регулирует базовые отношения в сфере статуса личности, организациипубличной власти и институтов гражданского общества./>Уголовное право
Уголовноеправо — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанныес совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных меруголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовнойответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Права свободы иобязанности гражданина РФ
Основныеправа и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения./> Осуществлениеправ и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы другихлиц./> Все равны перед законом и судом: />государство гарантирует равенствоправ и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности,языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств./> Мужчина и женщина имеют равные праваи свободы и равные возможности для их реализации./> Каждый имеет право на жизнь./> Достоинстволичности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для егоумаления./> Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность./> Каждыйимеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,защиту своей чести и доброго имени./> Каждый имеет право на тайнупереписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Жилище неприкосновенно. Никто невправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как вслучаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.Каждый, кто законно находится на территории РоссийскойФедерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания ижительства.Каждому гарантируется свобода мысли и слова.Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия,проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.Граждане Российской Федерации имеют право участвовать вуправлении делами государства как непосредственно, так и через своихпредставителей.Граждане Российской Федерации имеютправо избирать и быть избранными в органы государственной власти и органыместного самоуправления, а также участвовать в референдуме.Каждый имеет право на свободное использование своихспособностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной закономэкономической деятельности.Материнство и детство, семьянаходятся под защитой государства. Каждому гарантируетсясоциальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потерикормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.Медицинская помощь в государственных и муниципальных учрежденияхздравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средствсоответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Каждыйимеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о еесостоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическимправонарушением.Каждый имеет право на образование.Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.Каждый обвиняемый в совершении преступления считаетсяневиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральнымзаконом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Правапотерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом.Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсациюпричиненного ущерба. Каждый обязан платить законно установленные налоги исборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положениеналогоплательщиков, обратной силы не имеют. Каждый обязан сохранять природу иокружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Правовоеположение иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
Защита Отечества являетсядолгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
ГражданинРоссийской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойноегражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договоромРоссийской Федерации./> Наличие у гражданина Российской Федерации гражданстваиностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает отобязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотренофедеральным законом или международным договором Российской Федерации./>Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерацииправами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кромеслучаев, установленных федеральным законом или международным договоромРоссийской Федерации./> Российская Федерация предоставляет политическое убежищеиностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанныминормами международного права./> В Российской Федерации недопускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политическиеубеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РоссийскойФедерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, атакже передача осужденных для отбывания наказания в других государствахосуществляются на основе федерального закона или международного договораРоссийской Федерации.
Тема 2. Гарантиизаконности и обеспечение прав граждан в
деятельности милиции
Понятие и принципызаконности. Международно-правовые акты о свободах и правах человека.
Деятельность милиции пособлюдению прав, свобод и обязанностей граждан РФ
Виды и формы контроля,осуществляемого за деятельностью милиции.
Надзор за законностьюдеятельности милиции.
Право обжалованиянеправомерных действий сотрудников милиции.
Ответственностьсотрудников милиции за нарушение законности.
Ответственностьсотрудников милиции за совершение противоправных деяний: дисциплинарная,административная, гражданско-правовая, уголовная ответственность.
Законность(лат. aequitas) — один из основных правовыхпризнаков и принципов правового государства, выражающий режим реальногодействия права в государстве, то есть, буквально понимая, когда все действиясовершаются согласно нормативно-правовому акту, то есть закону или подзаконномуправовому акту.
Иногдазаконность отождествляют с признаком верховенства закона, согласно которомугосударственные органы и должностные лица, а также граждане должнынеукоснительно исполнять закон, другие правовые акты и судебные решения.
Такимобразом, законность выступает в трёх значениях:
1.        как метод государственнойвласти;
2.        как принципправа;
3.        какобщественно-политический режим. />Формы законности
·          Воплощение взаконодательстве лучших правовых идей, приоритета прав и свобод человека,справедливость Конституции и законов, их соответствие реальным общественнымотношениям.
·          Верховенствоосновного закона — иерархия законов (подчинение всех подзаконных актов законам,а законов конституции).
·          Неукоснительноесоблюдение нормативно-правовых актов всеми членами общества и государственнымиорганами и должностными лицами, обязанными воплощать право в жизнь.
·          Эффективнаягосударственная и общественная защита действия конституции и законов
Дляприменения принципа законности на практике должна быть обеспечена возможностьэффективного судебного обжалования гражданами Функции милиции
В «Законе омилиции» указаны следующие функции милиции: обеспечение безопасности личности,предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений,выявление и раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечениеобщественной безопасности, защита частной, государственной, муниципальной ииных форм собственности, оказание помощи физическим и юридическим лицам взащите их прав и законных интересов.
Деятельностьмилиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека игражданина, законности, гуманизма, гласности. Милиции запрещается прибегать кпыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинствообращению; применение оружия, физической силы и спецсредств допускается тольков особых случаях, указанных в законе. Также в законе «О милиции» говорится оравных правах человека независимо от пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, атакже других обстоятельств.Преступность среди сотрудников милиции
Российскаямилиция, как и большинство силовых ведомств России, не обходится без фактовпроизвола над личностью и организациями и случаев коррупции.Пытки
Пытки вРоссии запрещены законом (Статья 21 Конституции Российской Федерации, ст. 117УК РФ). Однако по данным на 1999 год, избиения и пытки, совершаемыесотрудниками милиции имели массовый характер (по разным оценкам, до 50 % —80 % подозреваемых)./>Взяточничество
Мнение овзяточничестве в органах милиции широко распространено среди граждан России.Источником слухов о сильной коррумпированности органов милиции являютсянебольшое количество судебных процессов по факту злоупотребления сотрудникамимилиции своими полномочиями на фоне высокого уровня коррупции на постсоветскомпространстве в целом.
Контрольза деятельностью милиции
Контроль за деятельностьюмилиции в пределах полномочий, определяемых законодательством РоссийскойФедерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание,Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной)и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При осуществленииконтрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться впроцессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство поделам об административных правонарушениях.
Надзорза законностью деятельности милиции
Надзор за законностьюдеятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации иподчиненные ему прокуроры.
Правообжалования неправомерных действий сотрудников милиции
Гражданин, считающий, чтодействие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав,свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействиевышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.
Ответственностьсотрудников милиции
За противоправныедействия или бездействие сотрудники милиции несут установленную закономответственность.
Вред, причиненныйгражданам и (или) организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению впорядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Тема 3.Административное правонарушение. Понятие, признаки,
состав
Понятие административногоправонарушения, его признаки, отличие от преступления.
Состав административногоправонарушения, объективные и субъективные признаки.
Виды составов. Иххарактеристика.
Административноеправонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) лица(физического или юридического), за которое законодательством обадминистративных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объектамипосягательства при административных правонарушениях могут являтьсясобственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественныйпорядок, экология и т. д./>Отличия от иных видов правонарушений
Административныепреступления отличаются от преступлений тем, что их совершение не наноситсущественного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасностив том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством.Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могутпризнаваться как правонарушением, так и преступлением, в зависимости от степенипричинённого вреда или других обстоятельств./>Состав административного правонарушения
Как и составпреступления, состав административного правонарушения образуют четыре элемента:
·          Объектправонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.
·          Объективнаясторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможныепоследствия, причинная связь между деянием и последствиями.
·          Субъектправонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающеепризнаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего)возраста или юридическое лицо.
·          Субъективнаясторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности />Ответственность за административное правонарушение
Совершениеадминистративного правонарушения служит основанием для применения особых мерответственности: административного наказания. Основной формой такого наказанияявляется штраф, но могут предусматриваться и иные меры: предупреждение, лишениеспециальных прав (например, права управления транспортным средством),приостановление деятельности организации, административный арест и другие.
Тема 4.Административное наказание. Понятие, виды и порядок
Административнаяответственность. Ее признаки.
Административноенаказание. Виды административного наказания.
Круг должностных лиц,уполномоченных налагать административные наказания.
Административнаяответственность представляет собой один из двух видов административногопринуждения и в то же время один из видов юридической ответственности наряду сдисциплинарной, уголовной, гражданской т.д. В этом своем качествеадминистративная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятияюридической ответственности: государственное осуждение поведенияправонарушителя, выражающее в наступлении для него отрицательных последствий ввиде санкций, штрафов, конфискаций.
За совершениеадминистративных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующиеадминистративные наказания:
·          1)предупреждение;
·          2)административный штраф;
·          3) возмездноеизъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
·          4) конфискацияорудия совершения или предмета административного правонарушения;
·          5) лишениеспециального права, предоставленного физическому лицу;
·          6)административный арест;
·          7)административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранногогражданина или лица без гражданства;
·          8) дисквалификация;
·          9)административное приостановление деятельности.
Должностныелица, уполномоченных налагать административные наказания: органов внутреннихдел (милиции), органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; органовведомственной охраны; органов, осуществляющих государственную регистрациюобщественных и религиозных объединений и контроль за их деятельностью;налоговых органов; органов, специально уполномоченных на решение задач вобласти гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера; органов, осуществляющихгосударственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимоеимущество и сделок с ним; федерального органа исполнительной власти,осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организацийарбитражных управляющих; органов, осуществляющих функции по контролю и надзорув финансово-бюджетной сфере; таможенных органов; должностные лица органовэкспортного контроля; пограничных органов; органов, уполномоченных наосуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; федеральнойинспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда; органовсоциальной защиты; органов, уполномоченных в области здравоохранения; должностныелица органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологическийнадзор; должностные лица органов, осуществляющих государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологическогоблагополучия на объектах специального назначения; должностные лица органов,осуществляющих государственный ветеринарный надзор; должностные лица органов,осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль; должностныелица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в области защитырастений; должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль захимизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве; должностныелица органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за качеством ибезопасностью зерна и продуктов его переработки; должностные лица государственныхсеменных инспекции; органов, осуществляющих государственный экологическийконтроль, должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения,радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания; органов,уполномоченных в области финансовых рынков; федерального антимонопольногооргана и его территориальных органов; органов государственной инспекции поторговле, качеству товаров и защите прав потребителей; органов, осуществляющихгосударственный контроль за производством и оборотом этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции; органов, осуществляющихгосударственный контроль за соблюдением порядка ценообразования; органовгосударственного статистического учета; органов и учреждений, осуществляющихфедеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством,извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранениемдрагоценных металлов и драгоценных камней; органов государственной жилищнойинспекции; полномоченных на осуществление государственного строительногонадзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации; органов, уполномоченных в областиприватизации и управления государственным имуществом; органов, осуществляющихгосударственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектовкультурного наследия; органов, осуществляющих государственный геодезическийнадзор, а также государственный контроль в области наименований географическихобъектов; органов, уполномоченных в области правовой защиты результатовинтеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения; полномоченныхв области регулирования и защиты патентных прав; органов управления дорожнымхозяйством; судебные приставы; подразделения воинской части, органа управлениявнутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;осуществляющие контртеррористическую операцию; органов и агентов валютногоконтроля; Банка России; органов, осуществляющих контроль за исполнениемзаконодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученныхпреступным путем, и финансированию терроризма; органов по контролю за оборотомнаркотических средств и психотропных веществ; органов, регулирующих отношения вобласти организации и проведения лотерей; органов, осуществляющихгосударственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств; федерального органа исполнительной власти, ведающеговопросами занятости населения; органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочияРоссийской Федерации в области содействия занятости населения; федеральногооргана исполнительной власти, уполномоченного на выполнение функций по контролюза осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации; органовисполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительногонадзора и др.
/>
Тема 5. Преступление.Понятие, признаки, состав
Преступление:определение, признаки, их характеристика. Категории преступлений.
Состав преступления. Егоэлементы, объект, объективная сторона, субъективная сторона. Виды, состав, иххарактеристика.
Отличие преступления отадминистративного правонарушения.
Преступле́ние всамом общем понимании — это правонарушение, совершение которого влечётприменение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделятьсяиз общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них уголовногонаказания, запрещённость уголовным законом), а также по материальному признаку(высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых иминарушений правопорядка).
Признаки преступления
Преступное деяние
Преступление есть деяние.Деяние в уголовном праве понимается как акт поведения человека, который можетбыть выражен как в активной (действие), так и в пассивной форме (бездействие),способный причинить различного рода вредные, опасные для общества последствия:физический, моральный и материальный ущерб личности, нарушение нормальногофункционирования экономических институтов, вред окружающей среде и т.д.
Следует отметить, чтоневозможность признания преступными мыслей и убеждений человека не означаетневозможности признания преступным акта их внешнего выражения (устного илиписьменного), адресованного другим лицам: законодательством многих государствпризнаются преступными, например, оскорбительные и клеветнические высказывания,призывы к насилию, в том числе направленному на ниспровержение существующихинститутов государственной власти. Криминализация таких деяний в целом непротиворечит принципу свободы слова ввиду их объективной вредоносности.
Также не можетпризнаваться преступлением физическое или психическое состояние человека,социальный статус и иные свойства личности как внутреннего (характер, привычки),так и внешнего (раса, национальность) характера; применение мер уголовнойрепрессии на основе представлений об «опасном состоянии» личности в современномуголовном праве считается недопустимым.
Кроме того, посколькудеяние представляет собой акт поведения, преступными могут быть признаны лишьтакие действия или бездействие, которые образуют поведение в том смысле,который вкладывается в это понятие психологией. Поведение характеризуетсяпризнаками мотивированности (наличием побуждений, вызвавших деяние) и целенаправленностью,которая выражается в осознании человеком возможных результатов его поступков;если хотя бы один из данных признаков отсутствует, то нет поведения, а значит,не может быть и преступления.
Например, не являютсяпреступными рефлекторные действия: если один человек пытается схватиться задругого, чтобы избежать падения, и в результате причиняет последнему вредздоровью, эти действия не могут быть признаны преступными. Аналогично делообстоит в случаях, когда деяние совершается в бессознательном состоянии иливследствие действия непреодолимой силы (стихийного бедствия или созданнойдругими людьми нештатной ситуации). Во всех этих случаях нельзя говорить о свободеволи человека: у него отсутствует выбор между правомерным и неправомерным,преступным и непреступным поведением. Законодательство многих стран содержитспециальные положения, устанавливающие непреступность таких деяний.
Отсутствие у лица свободывыбора также может быть вызвано применением в отношении его физическогопринуждения. В этом случае деяние также не может быть признано преступным.
Преступное деяние можетбыть совершено как в форме действия, так и в форме бездействия; эти формыявляются полностью равнозначными, хотя основной (наиболее часто встречающейся)является всё же активная форма.
Общественная опасностькак признак преступления
Материальным(содержательным) признаком преступления является его общественная опасность.Уголовное право запрещает и объявляет преступными лишь те деяния, которыепричиняют вред интересам личности, общества и государства или создают угрозупричинения такого вреда; если формально запрещённое деяние вследствиемалозначительности не может причинить такого вреда, оно не может быть признанопреступным. Общественная опасность есть объективное свойство деяния, присущееему независимо от законодательной оценки, которое служит основанием егокриминализации.
Вред, причиняемыйпреступлением, не всегда конкретизируется в уголовном законе. Более того, внекоторых случаях совершения преступления практически невозможно назвать, комуименно, каким индивидуально определённым интересам и благам причинён ущерб.Однако это не означает, что такие деяния являются безвредными: общественнаяопасность может заключаться в дезорганизации существующего порядка общественныхотношений, нарушении стабильности общества в целом.
Признак общественнойопасности может находить различное выражение в законодательстве. Однизаконодательные акты прямо устанавливают, что преступным является лишьобщественно опасное деяние. Другие законодательные акты могут достигать той жецели перечислением возможных объектов посягательства, обязательным требованиемвредоносности деяния, либо сочетанием этих способов.
Именно общественнаяопасность выступает в роли признака, позволяющего отграничить преступления отиных правонарушений: административные правонарушения, гражданско-правовыеделикты являются вредными для общества или конкретного лица, асоциальными, ноне общественно опасными
Общественная опасностьвключает в себя как объективные признаки причинённого вреда (его размер,характер и т.д.), так и субъективные признаки: форму и вид вины, мотивысовершения преступного деяния, цели, которых хотел достичь виновный и т.д.Общественная опасность причинения смерти по неосторожности ниже, чемумышленного причинения смерти (убийства) из ревности; в свою очередь,общественная опасность убийства из ревности меньше, чем убийства из хулиганскихпобуждений и т.д.
Хотя мотивы и цели лицаиграют важную роль при оценке общественной опасности совершённого деяния, этогонельзя сказать о личности преступника: одинаково опасными, вредными дляобщества являются деяния, совершённые злостным хулиганом и лицом, котороепрежде вело себя законопослушно, несовершеннолетним и пожилым субъектом;характеристики личности преступника влияют на назначенное ему наказание, но нена оценку общественной опасности содеянного им. Однако следует отметить, чтосуществуют деяния, которые признаются общественно опасными, только если онисовершены лицом, обладающим определёнными признаками.
Для того чтобыдифференцировать, разграничить общественную опасность различных преступлений,используются такие показатели, как характер и степень общественной опасностидеяния. Характер общественной опасности определяется сочетанием признаков объектапосягательства (категории нарушенных преступлением общественных отношений),преступных последствий (физических, экономических, организационных и др.),формой вины (умышленной или неосторожной) и способа совершения преступления (насильственногоили ненасильственного, «гуманного» или особо жестокого и т.д.).
Степень общественнойопасности — это количественная характеристика общественной опасности. Оназависит от размера причинённого или потенциального ущерба, степени выраженностивины лица, моральной оценки его мотивов и целей, более высокой или более низкойопасности конкретного способа посягательства. Степень общественной опасностиопределяет суровость назначаемого наказания, находит отражение в санкцииуголовно-правовой нормы. Соответствующие мысли можно увидеть ещё в работахсредневековых правоведов.
В санкции статьиуголовного закона закрепляется лишь типовая (характерная для всех преступныхдеяний определённого вида) оценка общественной опасности; эта оценка подлежитконкретизации судом применительно к обстоятельствам единичного реальносовершённого деяния.
/>Виновность как признак преступления
В соответствии спринципом субъективного вменения, преступным признаётся деяние, совершённоеумышленно (т. е. осознанно, при наличии понимания вредного характерапричиняемых деянием последствий), либо вследствие преступной неосторожности, тоесть виновно. Если вред причинён без вины, содеянное представляет собойуголовно-правовой казус, за который уголовная ответственность не наступает.
Вина представляет собойопределённое внутреннее психическое отношение лица к тому деянию, которое оносовершило, и к его реальным или возможным последствиям. В уголовном праве такжеиспользуется равнозначное термину «вина» понятие «виновность». В другихотраслях права этот термин может иметь иное значение: в частности, в уголовно-процессуальномправе под виновностью понимается «преступность» лица, наличие в его деянии всехнеобходимых для наступления уголовной ответственности признаков.Соответственно, вердикт присяжных «виновен» имеет более широкий смысл: онозначает, что обвиняемый действительно совершил то преступление, в котором онобвиняется, а не просто действовал умышленно либо неосторожно.
Виновность как признакпреступления также означает, что к ответственности не может быть привлечено невменяемоеили не достигшее возраста уголовной ответственности лицо, так как такие лицапризнаются неспособными осознавать вредность совершаемых ими действий, либоконтролировать своё поведение.
Уголовнаяпротивоправность как признак преступления
Формальным признакомпреступления является его уголовная противоправность. Она включает в себя двекомпоненты: запрещение совершения деяния и угрозу применения наказания, еслидеяние всё же будет совершено. Уголовная противоправность производна отобщественной опасности: не являющееся общественно опасным деяние не можетпризнаваться противоправным. Признание противоправным деяния, котороеобъективно не является общественно опасным, является ошибкой законодателя.
В большинстве современныхгосударств уголовно-правовой запрет может содержаться лишь в актах уголовногозаконодательства (как правило, кодифицированных).
Заложенная вуголовно-правовой запрет угроза наказания далеко не всегда реализуется: многиепреступления остаются нераскрытыми, кроме того законодательством предусматриваютсяусловия, при которых лицо, совершившее преступление, может быть освобождено отнаказания или от уголовной ответственности в целом. Признаком преступления являетсяименно сама по себе потенциальная угроза наказания, фактически назначенноепреступнику наказание лежит за пределами совершённого преступления.
Категории преступлений
Преступления могутделиться на группы по различным основаниям. Такие классификации могут носить нормативный(законодательный) или доктринальный (научный) характер. Наиболее частовстречаются классификация преступлений по характеру и степени общественнойопасности и по родовому объекту. Другие критерии классификации включают в себяхарактеристику способа совершения преступления, степень его оконченности,признаки субъекта и субъективной стороны и т.д.
Классификацияпреступлений по характеру и степени общественной опасности
Основанием группировкипреступлений могут служить характер и степень их общественной опасности. Законодательствомбольшинства государств мира по данному основанию преступления делятся на 2—3категории, причём достаточно часто наименее опасные преступления получаютназвание уголовных проступков. За уголовные проступки назначаются минимальныесроки наказаний, часто они не влекут иных последствий, связанных с уголовнойответственностью (например, судимости).
В большинстве уголовныхкодексов стран мира характер и степень общественной опасности определяются взависимости от формы вины и максимального размера наказания, предусмотренногосанкцией.
В тех странах, гдекатегории преступлений в явном виде не перечисляются в общей части уголовногозаконодательства, нередко категоризация преступлений присутствует в особеннойчасти, где отдельные преступления обозначаются как тяжкие или незначительные.
Категоризацияпреступлений позволяет дифференцировано подходить к наложению уголовнойответственности: для преступлений небольшой и высокой степени тяжести можетбыть предусмотрен разный правовой режим.
Классификацияпреступлений по родовому объекту посягательства
Преступления могутклассифицироваться по родам объектов, на которые они посягают. Например,различные родовые объекты имеют убийство (жизнь), кража (собственность) и геноцид(мир и безопасность человечества).
В современных уголовныхкодексах преступления, как правило, группируются по родовым объектам.
/>Простые и сложные преступления
В теории уголовного правапреступления делятся на простые и сложные. Выделяется три вида сложныхпреступлений: составные, продолжаемые и длящиеся.
Составным преступлениемявляется деяние, которое фактически представляет собой совокупность несколькихэлементарных деяний, каждое из которых в отдельности является преступным.
Преступное деяние такжеможет быть продолжаемым и длящимся. Продолжаемое деяние состоит из рядатождественных поступков, направленных на достижение общей цели.
Длящееся преступлениесостоит из акта преступного бездействия, продолжающегося длительным невыполнениемвозложенных на лицо обязанностей (например, по уплате алиментов или прохождениювоенной службы)
Отграничение преступленийот других категорий правонарушений и от аморальных поступков
Преступления необходимоотграничивать от других видов правонарушений, ответственность за которыепредусмотрена нормами административного, трудового, налогового и других отраслейправа.
Такое отграничениепроизводится по материальным и формальным основаниям. Материальным основаниемотграничения выступает наличие у преступлений общественной опасности,отсутствующей у правонарушений: хотя правонарушения также причиняют вредобществу, являются антисоциальными, этот вред по своему характеру и степениявляется намного менее опасным, чем вред, причиняемый преступлениями Достаточночасто характеризующие общественную опасность признаки, позволяющие отграничитьпреступление от правонарушения, закрепляются в соответствующей норме уголовногозакона. Данные признаки могут носить, как формально определённый, так иоценочный характер. Это может быть определённый размер причинённого ущерба(материального или физического), обстановка, время, место совершенияпреступления, форма вины, низменность мотивов и целей совершённого деяния и т.д. Кроме того, признаком, разграничивающим преступление и правонарушение, можетбыть систематичность совершения: однократное совершение некого деяния являетсяправонарушением, многократное же совершение — преступлением.
Формальным основаниемотграничения является характер противоправности. Ответственность запреступления предусматривается уголовным законодательством и включает в себямеры уголовного наказания, а также специфическую уголовно-правовое последствиеналожения ответственности: судимость. Ответственность за остальныеправонарушения устанавливается актами других отраслей права и включает в себяспецифические для данных отраслей негативные последствия, которые, как правило,являются менее тяжкими, чем уголовное наказание; кроме того, в этих отрасляхправа не предусматривается каких-либо аналогов судимости как состояния лица,связанного с отбытием наказания.
Если в деянии лицаодновременно присутствуют признаки, как преступления, так и менее тяжкого административногоправонарушения, к нему применяется только наиболее строгий вид ответственности:уголовная; негативные последствия совершения другого правонарушения (заисключением гражданского-правового деликта, материальная ответственность закоторый не исключается) поглощаются негативными последствиями совершённогопреступления. Неоднозначно решается вопрос выбора применимого права при прямойконкуренции уголовно-правовых и иных норм (в ситуациях, когда вследствиенарушения законодательной техники одно и то же деяние может быть в зависимостиот усмотрения суда расценено как преступление либо как правонарушение). Одниучёные и практики говорят, что предпочтение должно отдаваться болееблагоприятной для субъекта норме о правонарушении, другие — что предпочтениедолжно отдаваться более строгой уголовно-правовой норме
Преступления такженеобходимо отграничивать от аморальных, безнравственных проступков. При этомаморальными могут признаваться не только деяния лица, но и его мысли,убеждения. Спорным является вопрос об аморальности преступления: одни учёныеговорят, что все преступления являются аморальными, другие же указывают, чтонекоторые преступления нейтральны с моральной точки зрения (например, никакойнравственной оценки не связывается с таким преступлением, как нарушение правилмеждународных полётов), а отдельные даже вызывают одобрение общества (например,убийства из сострадания к потерпевшему или с превышением пределов необходимойобороны)
Как и в случае справонарушениями, основаниями отграничения являются отсутствие у аморальныхпроступков общественной опасности (материальное основание) и противоправности(формальное основание). По первому основанию аморальные проступки отличаются отпреступлений и правонарушений тем, что не причиняют физического илиматериального вреда: аморальное поведение, как правило, наносит чистопсихологический ущерб — самолюбию личности, межличностным отношениям и т.д. Повторому основанию отграничение становится возможным благодаря тому, чтоаморальные проступки вообще не являются противоправными: их совершение незапрещено нормами никакой правовой отрасли (хотя нормы морали и могут быть письменными,сводиться в специальные моральные кодексы).
Аморальное деяние можетобрести статус преступления, если его совершение обладает общественнойопасностью и законодатель сочтёт нужным создать соответствующуюуголовно-правовую норму.

Тема 6. Общая характеристикагражданского, семейного и
трудовогозаконодательства
Основные положениягражданского права.
Основы положениясемейного права.
Основы положениятрудового права.
Место и роль органоввнутренних дел в реализации норм гражданского, семейного и трудового права.
Гражда́нскоепра́во — отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с нимиличные неимущественные отношения участников гражданского оборота: граждан междусобой, граждан и организаций и организаций между собой.
В России — отрасль права,регулирующая имущественные, а также личные неимущественные общественныеотношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственностии свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольноговмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственногоосуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, ихсудебной защиты; гражданское право является ядром частного права.
Гражданское право —термин, использование которого очень разнилось и разнится в разных правовыхсистемах.
Правоотношения,регулируемые гражданским правом
К общественнымотношениям, регулируемым гражданским правом, относятся, прежде всего, товарно-денежные(купля-продажа, поставка, перевозка, имущественный наём, аренда и пр.) и иныеимущественные отношения в связи с переходом прав на имущество (дарение, безвозмездноепользование и пр.), отношения в области интеллектуальной собственности, личныенеимущественные отношения (например, отношения, возникающие по поводу такихнематериальных благ как имя, честь, достоинство, деловая репутация).
Не регулируютсягражданским правом иные неимущественные отношения (например, регулируемые семейными трудовым правом), а также отношения, основанные на властном подчинении однойстороны другой (регулируются административным, уголовным и финансовым, в томчисле налоговым и бюджетным, правом и др.).
Действие гражданскогоправа распространяется и на такие общественные отношения, в которых гражданевообще не принимают участия. Так, нормами гражданского права регулируютсяотношения между организациями (юридическими лицами), возникающие в процессереализации произведенной продукции, перевозки ее на железнодорожном, морском,речном или воздушном транспорте, страхования этого груза, осуществлениярасчетов за поставленную продукцию и так далее. Гражданским правом регулируютсяотношения с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации имуниципальных образований, например, в случае завещания гражданином своегоимущества государству./>Семейное право
Семейноеправо — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественныеотношения в сфере брачно-семейных отношений. Важно отметить, что вопрос осамостоятельности семейного права как отрасли является дискуссионным в наукегражданского права.Особенности правового регулированиябрачно-семейных отношений
Семейно-правовойметод является императивно-дозволительным: дозволительность проявляется в том,что в семейном праве преобладают управомочивающие нормы, наделяющие участниковправоотношений определёнными правами, однако содержание этих прав определяетсяимперативно, то есть однозначно.
/>/>Трудово́е пра́во — отрасль права,предметом которой является регулирование трудовых отношений между работником и работодателеми других, связанных с трудовыми отношениями.
В Россииосновным актом трудового права в настоящее время является Трудовой кодексРоссийской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (с последующимиизменениями и дополнениями), пришедший на смену Кодексу законов о трудеРоссийской Федерации.
Из трудовогоправа в последнее время выделяются публично-правовые блоки, такие, как правосоциального обеспечения (применительно к публичным внебюджетным «социальнымфондам») или особенности найма труда для исполнения исключительно-публичных(государственных и муниципальных) служебных функций./>Цели и задачи трудового законодательства/>Цели:
·          Установлениегосударственных гарантий трудовых прав и свобод граждан
·          Созданиеблагоприятных условий труда
·          Защита прав изаконных интересов работников и работодателей />Задачи:
·          Созданиенеобходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересовсторон трудовых отношений, интересов государства
·          Регулированиетрудовых и иных связанных с ними отношений />Основы положения трудового права
Принципырегулирования трудовых отношений закреплены в статье 2 трудового кодексаРоссийской Федерации:
·          Свобода труда(свобода выбора труда и свобода соглашения на определённый труд, свобода выборапрофессии и рода деятельности)
·          Запрещениепринудительного труда и дискриминация в сфере труда (данные принципыраскрываются в статьях 3 и 4 трудового кодекса)
·          Защита отбезработицы и содействие в трудоустройстве
·          Обеспечение правакаждого работника на справедливые условия труда (соответствие условий трудатребованиям безопасности и гигиены, право на отдых, на выходные и нерабочиепраздничные дни, на ежегодный оплачиваемый отпуск)
·          Равенство прав ивозможностей работников
·          Обеспечение правакаждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливойзаработной платы не ниже установленного федеральным законом минимальногоразмера оплаты труда
·          Обеспечениеравенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение поработе (учитывается производительность труда, квалификация и стаж работы поспециальности) и переподготовку и повышение квалификации
·          Обеспечение праваработников и работодателей на объединение для защиты своих прав и законныхинтересов
·          Обеспечение праваработников на участие в управлении организацией в предусмотренных закономформах
·          Сочетаниегосударственного и договорного регулирования трудовых отношений и иныхсвязанных с ними отношений
·          Социальноепартнёрство
·          Обязательностьвозмещения вреда, причинённого работнику в связи с исполнением им трудовыхобязанностей
·          Установлениегосударственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей,осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением
·          Обеспечение правакаждого работника на защиту государством его трудовых прав и свобод
·          Обеспечение правана разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, права назабастовку
·          Обязанностьсторон трудового договора соблюдать условия заключённого трудового договора
·          Обеспечение правапредставителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль засоблюдением трудового законодательства
·          Обеспечение праваработников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности
·          Обеспечениеправа на обязательное социальное страхование работников
/>/>Органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела обадминистративных правонарушениях, связанных с нарушением прав и свободгражданина РФ, указанных в Конституции РФ