Правовое государство: понятие, принципы, признаки. Особенности процесса формирования правового государства в современной России

На тему: «Правовоегосударство: понятие, принципы, признаки. Особенности процесса формированияправового государства в современной России»
 
Дисциплина:Правоведение

Содержание:
 
Введение
1.        Мыслителипрошлого о правовом государстве
1.1   Концепцияправового государства И. Канта
1.2   Государственно-правовыевоззрения Ш. Монтескье
2.        Что такое правовоегосударство?
2.1   Принципы ипризнаки правового государства
2.2   Три ветви власти
3.        Особенностипроцесса формирования правового государства в современной России
Заключение
Список литературы

Введение
Концепция правовогогосударства имеет глубокие исторические корни. Так, идея господства права,верховенство народа высказывалась ещё в Древней Греции. Платон говорил: «Я вижублизкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится подчьей-то властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, ярассматриваю спасение государства и все его блага, какие могут дароватьгосударствам Боги». Эти же идеи позднее развили Локк, Монтескье, Руссо идругими либералами, которые феодальному произволу противопоставлялинепререкаемость закона.
В наиболее развитомбуржуазно-демократическом виде концепция правового государства являетсясоциальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих иклассовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежатьправовая экономика, а не командно-казарменная, обречённая на деградацию из-заотсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строяслужит развитое гражданское общество. Гражданское общество – системаэкономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и другихотношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы,корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей иинтересов. Оно строиться на принципе самоуправляемости, защищено традициями,обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство –лишь форма гражданского общества.
Правовое государство –это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовойэкономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оноподконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемыхблаг, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения,ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность,ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.
Правовое государство –это демократическое государство, где обеспечивается господство права,верховенство закона, равенство всех перед законом и независимые судом, гдепризнаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организациигосударственной власти положен принцип разделения законодательной,исполнительной и судебной властей.

1. Мыслители прошлого оправовом государстве
Прежде всего, необходимоотметить, что длительное время государство отожествлялось с самим обществом.Античные философы рассматривали государство как общение свободных людей,стремящихся к благой жизни.
Представители договорнойтеории определяли государство как союз людей, Различают правовую и организационнуюформы осуществления функций государства.
В России принципгосподства права развивался в трудах учёных юристов либеральных направлений:Чичерина, Новгородцева, Коркунова, Ильина.
В основе современныхконцепций правового государства лежат идеи немецкого философа И. Канта(1724-1804), французского просветителя и правоведа Ш. Монтескье (1689-1755) идругих европейских просветителей XVIIIи XIX в.в., таких как Г. Гроцкий, Б.Спиноза, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти учёные полагали, что на сменуполицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийтиправовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности,обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности игосударственной власти в условиях правового государства принципиально иные,нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерноограничение государственной власти, связанность её правом и законом.
Концепция правовогогосударства у И. Канта сводится к следующим тезисам: источником нравственных иправовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей;человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своейответственности перед человечеством в целом.

Концепция правовогогосударства И. Канта.
Философское осмысление проблемаправового государства получила в трудах немецкого мыслителя Иммануила Канта.Суть её:
1.         Государство –это объединение множества людей, подчинённых правовым законам.
2.        Законодательдолжен руководствоваться требованиям, что народ не может решить относительносамого себя, того и законодатель не может решить, относительно народа.
3.        Каждое лицоявляется абсолютной ценностью, и никто не может рассматриваться в качествесредства для выполнения хотя бы из самых благородных планов.
4.        Существует некийзакон «доопытный» и «внеопытный», «доисторический» и «внеисторический», «априорный»и «абсолютный», которые Кант называет категорическим императивом: «Действуйтак, чтобы правила твоих действий могло быть общим правилом для всех».
5.        Всё то, чтоограничивает произвол одного по отношению к другому и есть право.
6.        Государство,будучи реальной силой, придаёт праву общеобязательный принудительный характер.
7.        Кант отстаивалидею народного суверенитета, утверждая, что народу принадлежит законодательнаявласть.
В своём поведенииличность должна руководствоваться требованиями категорического императива,который сводится к следующему: «Поступай так, чтобы ты всегда относился кчеловечеству и в своём лице, и в лице всякого так же, как к цели, и никогда неотносился бы к нему только как к средству» «Поступай так, чтобы максима твоегопоступка могла стать всеобщим законом». Правом, основанным на нравственномзаконе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободноеволеизъявление одного лица не противоречило свободе других. Право призванообеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми;государство – это соединение множества людей, подчинённых правовым законам. Или«государство в идее, такое, каким оно должно быть» обязано сообразовываться «счистыми принципами права»; государство призвано гарантировать правопорядок истроиться на началах суверенитета.
Государственно-правовыевоззрения Ш. Монтескье
Государственно-правовыевоззрения Ш. Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формыгосударственного устройства определяют собой дух законов и содержаниезаконодательства; основываются на том, что принцип демократии – этодобродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к «правильной» формегосударства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всеймассе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов,посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельностинародного собрания; проповедуют любовь к отечеству, уважение к закону,поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охранусемейного достояния.
Для того чтобы понятьглубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных,но всё же внешних характеристик (связанность государства правом, разделениевластей, наличие конституции), определённой системой принципов, институтов инорм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилиизаконодательных актов, — и то и другое есть признаки не правового, аполицейского государства. Суть государства правового – именно в характерезаконов, их соответствии правовой природе вещей.

2. Что такое правовоегосударство?
Правовым называется такоегосударство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву,функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовуюзащищённость своих граждан.
Предпосылками создания ифункционирования правового государства являются:
1.        производственныеотношения, основанные на многообразии форм собственности, свободепредпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельностьиндивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправнымпартнёром государства в политико-правовой сфере;
2.        режим демократии,конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращениепопыток узурпации власти;
3.        высокий уровеньполитического и правового сознания людей, политической культуры личности иобщества, понимание необходимости сознательного участия в управлениигосударственными и общественными делами;
4.        юридическойпредпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системызаконодательства, которая только и может обеспечить действительное уважениезакона;
5.        важнейшейпредпосылкой правового государства является гражданское общество, т.е. системаотношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав иинтересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное»общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства(что и создаёт основу для нарушения последним закона) решать встающие перед нимпроблемы, может быть социальной базой правового государства.

Принципы и признакиправового государства
В отличие от обычногогосударства правовое связано правом, исходит из верховенства закона, действуетстрого в определённых границах, установленных обществом, подчиняется обществу,ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённостьграждан.
Признаки правовогогосударства является:
1.        Суверенитетнарода и конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета.
2.        Верховенствозакона во всех сферах жизни общества («связанность» государства законом – всегосударственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане всвоей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередьзаконы в таком государстве должны быть правовыми, т.е. максимальносоответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентнымиорганами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законноустановленной процедурой; соответствовать определённой иерархии, непротиворечить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые актыдолжны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничиваяих).
3.        Деятельностьорганов правового государства базируется на принципе разделения властей назаконодательную, исполнительную и судебную( создание системы «сдержек ипротивовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвейвласти).
4.        Взаимнаяответственность личности и государства (за нарушение закона должна обязательнопоследовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом наличность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд).
5.        Реальность прав исвобод гражданина, их правовая и социальная защищённость (государство должно нетолько провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепитьфундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реальнозащищать на практике).
6.        Политический иидеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различныхпартий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различныхидеологических концепций, течений, взглядов.
7.        Стабильностьзаконности и правопорядка в обществе.
8.        Преодолениеправового нигилизма в массовом сознании.
9.        Выработка высокойполитико-правовой грамотности.
10.     Появлениедейственной способности противостоять произволу.
10.Разграничениепартийных и государственных функций.
11.Установлениепарламентской системы управления государством.
12.Торжествополитико-правового плюрализма.
13.Выработка новогоправового мышления и правовых традиций, в
том числе:
а. Преодоление узконормативноговосприятия правовой действительности, трактовка права как продуктавластно-принудительного нормотворчества.
б. Отказ отдогматического комментирования и апологии сложившегося законодательства.
в. Преодолениедекоративности и декларированности юридических норм.
г. Выход юридическойнауки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.
Формально-юридические признакиправа, как: системность и упорядоченность; нормативность; императивный, чащегосударственно-волевой, властный характер; общеобязательность иобщедоступность; формальная определённость; проявление в качестве всеобщегомасштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам; обладание регулятивнымхарактером; всесторонняя (с помощью государственных и негосударственныхинститутов) обеспеченность и гарантированность.
Наряду с основнымипризнаками права важное значение для его идентификации имеют принципы права.Они представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие началапроцесса его формирования, развития и функционирования. Отражаясь, прежде всегов нормах права, отражают его внутреннее строение, статику, но и процесс егоприменения, его динамику.
В целях более глубокогоизучения и более эффективного применения принципов права используется рядкритериев классификации принципов права и соответственно разделения их наразличные группы.
Общие принципы правовогогосударства – это социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законностьв процессе создания и реализации норм права, единство юридических прав иобязанностей, демократизм.
Межотраслевые правовыепринципы охватывают 2 или более отрасли права, преимущественно смежных(конституционное и административное, уголовно-процессуальное игражданско-процессуальное и другое).
Отраслевые принципыраспространяются лишь на конкретные отрасли права – конституционное,гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основесоздаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.
Три ветви власти
Принцип разделениявластей – это разделение власти между законодательными, исполнительными исудебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному изгосударственных органов не принадлежит вся государственная власть в полномобъёме. Каждый из нас осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеетправа подменять деятельность другого. Такое разграничение направлено на то,чтобы удержать от возможных злоупотреблений.
Вместе с тем если ни однаиз 3-х ветвей (отраслей) государственной власти не выйдет на первое место, тогосударственный механизм будет поражён постоянной борьбой между ними зафактическое верховенство и превратится в силу не движения, развития, аторможения. Какая же из ветвей занимает верховное положение в правовомгосударстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно онаоблекает в закон основные направления внутренней и внешней политики,обеспечивает верховенство закона в обществе.
Во всех правовыхгосударствах законодательная власть принадлежит парламенту, представительномувыборному органу. Слово «парламент» произошло от французского «говорить» (parler). Парламент занят созданием законов.Именно эта власть должна заботиться о том, чтобы в стране обеспечивалось господствоправового закона, были призваны, гарантированы и защищены права человека. Законодательнаявласть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять егоинтересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Наш парламентназывается Федеральным Собранием и состоит из 2-х палат – Совета Федерации иГосударственной Думы.
Исполнительная власть неизбирается, а чаще всего назначается. Её главная задача – проводить в жизнь,т.е. исполнять, принятые парламентом, решения.
Исполнительная властьобязана действовать только на основе принятых представительной властью законови опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительнаявласть законов не создаёт.
Судебная власть. Суд –это орган защиты права. Его задача в правовом государстве не только осудить, нои рассудить, выяснить, кто прав из спорящих сторон, кто нарушил право, а ктонет. В России судебная власть состоит из 3-х ветвей – конституционных судов(Конституционный суд РФ; Конституционные суды республик с составе РФ); судовобщей юрисдикции (Верховный суд РФ; общие суды среднего и основного звена; мировыесудьи; сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший арбитражный судРФ; арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации).

3. Особенностиформирования правового государства в
современной России
В постперестроечный периодрасширены политические права и свободы российских граждан, упраздненаполитическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, невсегда приятных для властей придержавших тем. Во вновь принятой КонституцииРоссийской Федерации 1993 года были зафиксированы такие ассоциирующиеся стеорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма вполитической жизни и идеологии, верховенство закона, распределения иотносительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебнойвластей и другое.
Наконец, нельзя неупомянуть о том, что в Конституции 1993 года впервые в российской истории былозакреплено положение, согласно которому российское государство представляетсяне иначе как социальное, правовое государство.
Разумеется, такоепредставление о российском государственном пространстве, где нынешним цветомрасцветает криминал и мздоимство, сочетающееся с обнищанием исоциально-экономическим бесправием трудовых масс, выглядит явнымпреувеличением. Для Конституции России 1993 года, «правовое государство», неявляющее под собой реальной основы, это такой же политико-идеологический штамп,как никогда не существовавшее «государство диктатуры пролетариата» — дляКонституции СССР 1936 года, или «общенародное государство» — для КонституцииРСФСР 1978 года.
Современное правовоегосударство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права исвободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно через народ).Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитоегражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность врамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, чтонаходит своё выражение, в частности, в формировании и функционированииполитических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, всвободе прессы и т.п.

Заключение
Значительными вехами напути к правовому государству стали конституция США 1787 г. и конституцияФранции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовойгосподственности. Решающими факторами создания правового государства сталиуспехи формирования гражданского общества и общее достаточно высокое социальноеи культурное развитие общества.
В основе концепцииправового государства лежит либералистская идеология, признающая приоритет правчастного лица перед интересами общества и государства.
Правовое государство –это государство, ограниченное в своих действиях правом. В своей деятельностиправовое государство руководствуется 2 принципами: 1) Наиболее полноеобеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режимаправового стимулирования. 2) Наиболее последовательное связывание с помощьюправа государственной власти.
Правовое государство –это путь к возрождению естественно — исторических прав и свобод, приоритетагражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве,самоценности человека. Понятие «правовое государство» — это фундаментальнаяобщечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека,политические и экономические свободы, либерализм и др.
Суть идеи правогогосударства – в господстве права в общественной и политической жизни, наличиисуверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуети функционирует правовым способом, эта мера, масштаб демократизацииполитической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ кучастию в политической жизни всем направлениям и движениям.
Для того чтобы понятьглубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя иважных, но всё же внешних характеристик (связанность государства правом,разделение властей, наличие конституции), определённой системой принципов,институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно каки не в обилии законодательных актов, — и то и другое есть признаки неправового, а полицейского государства. Суть государства правового – именно вхарактере законов, их соответствии правовой природе вещей.
В Конституции РоссийскойФедерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, говорится,что Россия является демократическим федеративным правовым государством среспубликанской формой правления.

Список литературы
1.        Основы права.Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-н/Д: «Феникс», 2002. – 288 с.
2.        КонституцияРоссийской Федерации. 12.12.1993 г.
3.        Правоведение:Учебное пособие для высших учебных заведений. / Отв. ред. Власов В.И., УлезькоС.И. – Ростов – на Дону: «Феникс», 2001 г.
4.        Основыроссийского права: Учебное пособие/ Под ред. Е.Н. Гордиенко. Ростов – на –Дону, «Феникс», 2005 г.
5.        Марченко М.Н.,Дерябина Е.М. Правоведение. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд. «Проспект», 2004 г.
6.        Власова Г.Б.,Власов В.И. Теория государства и права. Ростов н/Д. Изд. «Сигма». – 2005 г.
7.        Правоведение.Учебник для вузов/ Под ред. д.ю.н., проф. С.Н. Бабурина. – М.: Изд. «НОРМА»,2004 г.
8.        Кашанина Т.В.,Кашанин А.В. Основы российского права. – М.: «ИНФРА-НОРМА». 2003г.