Правовое положение физических лиц по римскому праву

Таганрогский Институт Управления и Экономики
РЕФЕРАТ
По римскому праву
Натему: «Правовое положение физических лиц по римскомуправу»
 
 Выполнил:студент 2-го курсагруппы Ю-21Лямцев А. Л.
                                                                                   Проверил:
                                                                                                  преподаватель
                                                                                               Клочкова Ю. А.

 
 
Таганрог, 2003г.
План
Введение. 3
Понятие“лица”. Правоспособность. 4
Элементы правоспособности. 4
Правовоеположение римских граждан. 5
Дееспособность.Ограничения дееспособности. 5
Правовоеположение латинов . 7
Правовоеположение  перегринов. 8
Правовоеположение рабов. 8
Правовоеположение вольноотпущенников. 10
Правовоеположение колонов. 10
Заключение. 12
Списоклитературы… 14/>/>/>/>/>/>/>Введение
К физическим лицам причисляется всякий индивид,которому право разрешает осуществление предоставленных ему публичных ичастноправовых интересов, как равно и неуклонное исполнение возложенных на негопубличных  или частноправовых обязательств. В более широком смысле физическимлицом является всякий правоспособный, всякий кому закон разрешал обладатьсобственностью, вступать в договорные отношения  с другими лицами, с тем, чтобыприобретать права и за то обязываться к известным действиям. Таким образом, конструируется  понятие    субъекта права, существующее и в нашевремя.
Субъекты права  выступают в правовом общении какабстрактные лица (persona). Совокупность правовых качеств, выражающих включенность субъекта в ту или иную сферу социальной жизни, регулируемую нормами права, определяетстатус лица (status). Чем вышестатус, тем полнее правоспособность –  возможность быть субъектомправ и обязанностей. Право лиц включает в себя критерии классификации лиц,устанавливает соответствие между статусом и правоспособностью, а так жеопределяет действительную способность лица   совершать юридические акты — дееспособность.
Эти вопросы имеют фундаментальное значение  длясуществования и функционирования правовой системы. Право лиц принадлежитисключительно сфере ius civile. Это ограничение указываетна гражданскую общину квиритов как точку отсчёта при определении статуса лица.
Если по естественному праву (ius naturale) все люди формально равны, то в плане исторически определённых национальныхправовых систем (ius gentium) наблюдаются ограничения: по отношению к рабам ичужеземцам  право гражданской общины  (ius civile) выступает привилегией.  С этой точки зрения полноправными лицами являютсятолько члены civitas – civis.
Основной целью работы является — подробное рассмотрение правового положения всехкатегорий лиц  в древнем Риме  (рабы, латины, перегрины, колоны, вольноотпущенники)
В соответствии с этой целью в работе решаютсяследующие задачи:
1.   Уточняются  определения такихпонятий  как «лицо», «правоспособность» и «дееспособность»
2.   Определены   способы получения ипрекращения  римского гражданства
3.    Чётко обозначены права иобязанности всех категорий физических лиц.
/>/>/>/>/>/>/>Понятие “лица”. Правоспособность/>/>/>/>/>/>/>Элементы  правоспособности
 
       Рабовладельческое общество признавало лицом, т.е. существом, способнымиметь права, не каждого человека. Это общество было особенно нагляднымсвидетельством того, что правоспособность (способность быть субъектом,носителем прав) не есть прирожденное свойство человека, а представляет, как исамо государство, и право, надстроечное явление на базисе экономическихотношений общества. Другими словами, правоспособность коренится всоциально-экономическом строе данного общества в данный период его развития.
       В Риме существовалмногочисленный класс людей — рабы, которые были не субъектами, а объектамиправ. Варрон (I в. до н.э.) делит орудия на немые (например, повозки); издающиенечленораздельные звуки (скот) и одаренные речью (рабы). Раб называетсяinstrumentum vocale, говорящим орудием.
       Тому, что теперь называется правоспособностью, в Риме соответствовал терминcaput. Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов илисостояний (status):
      1) status libertatis  — состояние свободы,
      2) status civitatis    — состояние гражданства, 
      3) status familiae    — семейное состояние.
       С точки зрения status libertatis, различались свободные и рабы; с точки зренияstatus civitatis, — римские граждане и другие свободные лица (латины,перегрины); с точки зрения status familiae, — самостоятельные (sui iuris) отцысемейств (patres familias) и подвластные какого-либо paterfamilias (лица alieniiuris, “чужого права”). Таким образом, полная противоположность предполагала:свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье.
      Изменение в каком-либо из статусов носило название capitis deminutio. Изменениев status libertatis называлось сapitis deminutio maxima (наивысшее, наиболеесущественное); изменение status cfivitatis называлось capitis familiaeобозначалось как capitis deminutio minima (наименьшее).
      Разумеется, регламентация правоспособности не была одинаковой во все периодыримской истории. Вместе с развитием экономических отношений шло развитие и правоспособностисвободных  людей. По мере превращения Рима из небольшой сельскохозяйственнойобщины в огромное государство с развитой внешней торговлей пестрые различияправоспособности отдельных групп свободного населения (римских граждан, латинов,перегринов) стали сглаживаться, пропасть между свободным и рабом по-прежнемуоставалась. В конце концов был достигнут крупный для того времени результат — формальное равенство свободных людей в области частного права.
        Обладание тем или иным статусом могло быть предметом спора. На этой почве появилисьспециальные средства защиты правоспособности — так называемые статутные иски(например, иск о признании лица вольноотпущенником, предъявляемый против того,кто задерживает этого человека как раба, и т.п.)./>/>/>/> />/>/>Правовоеположение римских граждан
      Римское гражданство приобреталось, преждевсего, путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем — путемотпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римскогогражданства иностранцу.
      Прекращалось римское гражданство или смертью, или в результате capitis deminutiomaxima. Эта последняя (после различных исторических изменений) в эпохуЮстиниана наступала в случае присуждения к наиболее тяжелым уголовнымнаказаниям и пр., в случаях захвата римского гражданина во власть врагов или покрайней мере недружественного народа (впрочем, в случае последующеговозвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах;это называлось ius postliminii).
           Правоспособность римского гражданства в области частного права слагалась издвух основных элементов: ius conubii, т.е. права вступать в законный брак, прикотором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала властьнад детьми, и ius commercii — по определению Ульпиана emendi vendendiqueinvicem ius, т.е. право торговать, совершать сделки, а следовательно,приобретать и отчуждать имущество.
      Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных ивольноотпущенников (libertini); последние не только находились в зависимости отсвоих патронов (т.е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировалисьими.
      В III в н.э. формально было провозглашено равенство в правоспособности. Вдействительности полного уравнения не произошло. В
частности,неравенство вызывалось образованием в период империи сословий, котороесопровождалось прикреплением к профессиям. Различались следующие сословия:сенаторы, всадники, военное сословие, городские декурионы или куриалы,торговцы, ремесленники, крестьяне.
      Сословные и иные социальные различия особенно сильно давали о себе знать в областиналогового обложения и вообще в публичном праве; но они сказывались и в областичастного права, например на допускался брак между сенатором и вольноотпущенницейи пр.
     В современном праве различают правоспособность и дееспособность (т.е. способностьсовершать действия с соответствующими юридическими последствиями). Римскоеправо не знало соответствующих категорий, однако в Риме не за каждым лицомпризнавалась способность совершать действия с юридическими последствиями./>/>/>/>/>/>/>Дееспособность.Ограничения дееспособности
Дееспособностьчеловека всегда и везде, прежде всего зависит от возраста, так как пониманиесмысла совершаемых действий и способность владеть собой и трезво принимать тоили  иное решение приходит лишь с годами. В Римском праве различались: infantes(до 7 лет) — вполне недееспособные; impuberes (мальчики от 7 до 14 лет, девочкиот 7 до 12 лет).
      Impuberes признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которыеведут к одному лишь приобретению для несовершеноолетнего (без каких-либо потерьили установления обязанностей). Для совершения действий, которые могут привестик прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанности,требовалось разрешение опекуна (auctorias tutoris), которое должно былодаваться непременно при самом совершении сделки (не раньше и не позже).Опекуном был обычно ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего,сделанному в его завещании, или по назначению магистра. Опекун обязан былзаботиться о личности и имуществе несовершеннолетнего. Отчуждать имуществонесовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда этобыло безусловно необходимо.
      Если несовершеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, она юридическиобязывала его только  в пределах полученного обогащения.
      Следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до 25 лет. Вэтом возрасте лицо было дееспособно. Но по просьбе таких лиц претор (впоследние годы республики) стал давать им возможность отказаться от заключеннойсделки и восстановить то имущественное положение, какое было до совершениясделки (так называемая
реституция,restitutio in integrum) со II в. н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, сталипризнавать право испросить себе куратора (попечителя).
Источники римскогоправа дают материал для того, чтобы определить, чем попечительство отличалосьот опеки. Исторически эти два института сложились так, что опека назначаласьнад несовершеннолетними, а также (вплоть до классического периода) над женщинаминезависимо от возраста; попечительство же устанавливалось в отношении совершеннолетних,не достигших 25 лет, а также в отношении душевнобольных.
      Если совершеннолетний, не достигший 25 лет, испрашивал назначения попечителя,он становился ограниченным в своей дееспособности в том смысле, что длядейственности совершаемых им сделок, с которыми связано уменьшение имущества,требовалось согласие (consensus) попечителя, которое могло быть дано в любоевремя (заранее или при совершении сделки, или в виде последующего одобрения).Молодые люди в возрасте 14 (12) — 25 лет могли без согласия попечителя совершатьзавещание, а также вступать в брак.
       На дееспособность физического лица влияли также всякого рода душевные болезни.Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными и находились под попечительством.Телесные недостатки влияли только в соответствующей сфере деятельности;например, так как договор стипуляции совершался в форме устного вопроса и ответа,то его не могли совершать ни немые, ни глухие и т.п.
      Ограничивались в дееспособности также расточители, т.е. лица слабовольные, неспособные соблюдать необходимую меру в расходовании имущества и потому так расточающиеего, что создавалась угроза полного разорения. Расточителю назначали попечителя,после чего расточитель мог самостоятельно совершать только такие сделки,которые направлены лишь на приобретение; кроме того, расточитель признавалсяответственным за деликты (правонарушения). Сделки, связанные с уменьшением имуществаили установлением обязательства, расточитель мог совершить только с согласияпопечителя. Составлять завещание расточитель не мог.
     В течение ряда веков существовали серьезные ограничения правоспособности и дееспособностидля женщин.  В республиканском римском праве женщины находились под вечнойопекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника. В конце классического периодабыло признано, что взрослая женщина, ни состоящая под властью, ни отца, ни мужа,самостоятельна в управлении и распоряжении своим имуществом, но не вправе приниматьна себя в той или иной форме ответственность по чужим долгам. В праве Юстиниановскойэпохи ограничения правоспособности и дееспособности женщины были ослаблены, норавноправия полов все-таки не было и тогда.
             В качестве обстоятельства, отражавшегося на правовом положенииримского гражданина, следует упомянуть еще умаление чести. Одной из самыхсерьезных форм умаления чести была infamia, бесчестье. Infamia наступала:
  а) как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо порочащее частноеправонарушение, в результате присуждения по искам из таких отношений, гдепредполагается особая честность (например, из договора поручения, товарищества,хранения), из отношений по поводу опеки и т.п.;
    б)непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака(считалась infamis вдова, вступившая в новый брак до истечения года послесмерти первого мужа), или ввиду занятий позорной профессией (например,сводничеством и т.п.).
      В классическом праве ограничения, связанные с infamia, были довольно значительны.Personae infames не могли представлять других в процессе, а также назначитьпроцессуального представителя себе; таким лицам не разрешалось вступать взаконный брак с лицом свободнорожденным, они были ограничены в областинаследственного права.
      От personae infames отличались personae turpes — это лица, которые признавалисьобщественным мнением бесчестными по общему характеру своего поведения. Наиболеесущественным ограничением perso-nae turpes было ограничение в области наследования.
       Имела немаловажноезначение и такая форма бесчестья, как intesta-bilitas. Еще в законах XII таблицбыло постановление, что лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля иотказавшееся потом дать на суде показания по поводу этой сделки, признаетсяintestabilis, т.е. неспособным так или иначе участвовать (ни в качествестороны, ни в качестве свидетеля) в совершении сделок, требующих участиясвидетелей (например, не способно составить завещание).   />/>/>/>/>/>/>Правовое положение латинов 
Наибольшейблизостью к римским гражданам  отличались  latini prisci (древниелатины)  — граждане городов  в Лации.
Латины получили латинскоегражданство до середины III в. до н.э… Затем также стали называть членовколоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом назавоеванных территориях (latini coloniarii). После союзнической войны (90-89гг. до н.э.) ius latini право латинского гражданства стали понимать кактехнический термин, обозначавший определенную категорию правоспособности. Такаяпоследовательность предоставлялась отдельным лицам и целым областям.
      Правовое положение latini veteres не отличалось (в области имущественногоправа)  от положения римских граждан; ius conubii они имели только в техслучаях, когда это право было специально предоставлено. С 268 г. до н.э. правалатинского гражданства в этом виде уже не предоставлялись. Latini coloniarii неимели ius conubii; ius commercii, а также способность вести гражданский процесс(ius legisactionis) эта категория латинов в большинстве случаев имела, носоставлять завещание latini coloniarii не имели права.
      Латинам была открыта возможность легко приобретать права римского гражданства.Первоначально для этого было достаточно переселиться в Рим. Но так как подобныепереселения сильно сокращали население латинских городов, то с начала II в. дон.э. было установлено требование, чтобы при такого рода переселении латиноставлял в родном городе мужское потомство. После союзнической войны в I в. дон.э. все латины, жившие в Италии, получили права римского гражданства.
      Latini coloniarii получали права римского гражданства различными способами; вчастности, римское гражданство получали также латины, исполнявшие обязанностидекуриона (члена муниципального сената).
 
 
 
 
 />/>Правовое положение  перегринов
Национальнаязамкнутость ius civile предопределяла особый статус неграждан (hostes,peregrini), допустимость правильных сделок, с которыми -commercium –специально устанавливалась законом
      Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие в подданствеРима, так и римские подданные, не получившие ни римской, ни латинскойправоспособности. Такие “чужаки” в древнейшую эпоху считались бесправными. Этов основном население, завоёванных Римом «провинций», среди которых Греция,Египет, Галлия (ныне Франция), Иберия (ныне Испания) и т.д.  С развитиемхозяйственной жизни это бесправие стало нетерпимым и перегрины были признаныправоспособными по системе ius gentium.
      В начале III в. Каракалла предоставил права римского гражданства подданным  Римскогогосударства. Рим оставался столицей, носителем и источником власти, но с привилегиямисобственно «римского народа» было покончено./>/>/>/>/>/>/>Правовое положение рабов
Пекулий. Установление и прекращение рабства
      С самых древних времен, к которым относятся наши сведения о Римском государстве,и вплоть до конца его существования римское общество было рабовладельческим.
      Социальное положение рабов было неодинаковым на разных этапах римской истории.В древнейшую эпоху рабы в каждой отдельной семье были немногочисленны; они жилии работали совместно со своим хозяином и его подвластными и по бытовым условиямне очень резко отличались от них. По мере завоеваний число рабов сильно увеличилосьи рабство оставалось основой всего производства. Они стали жить отдельно отсвоих господ: не только исчезла прошлая патриархальность отношений, ноосуществлялась беспощадная эксплуатация рабов.
     Правовое положение рабов определялось тем, что раб — не субъект права; он — одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, так называемых resmancipi, наряду со скотом или как привесок к земле.
      Власть рабовладельца над рабом беспредельна; она является полным произволом; господинможет раба продать, даже убить. Раб не может вступить в брак, признаваемый законом;союз раба и рабыни (contubernium) — отношение чисто фактическое.
    Пекулий. Если, тем не менее, кое-какие проблески признанияличности раба имели место, то это происходило в интересах самого рабовладельца,имело целью расширить и углубить эксплуатацию рабов.
      На этой почве сложился институт рабского пекулия. Термином “пекулий”, происходящим,вероятно, от слова pecus, скот, называлось имущество, выделяемое из общего имуществарабовладельца  в управление раба (этот институт практиковался и в отношении подвластныхдетей).
      Управлять имуществом невозможно без совершения различных сделок (купли-продажи,найма и др.). Поэтому, не признавая раба правоспособным лицом, признали,однако, юридическую силу за совершаемыми им сделками, разумеется, в такихпределах, какие  соответствовали положению пекулия как формы эксплуатации.Именно рабы, имеющие пекулий, признавались способными обязываться, ноприобретать для себя права не могли; все их приобретения автоматическипоступали в имущество господина. Впрочем, раб мог приобрести право требования,но без права на иск, “натурально”. Реализация такого права была возможна тольков случае отпущения раба на свободу: si manumisso solvam, liberor, т.е., если яуплачу рабу после его освобождения, это законный платеж.
      Таким образом, предоставление рабу пекулия и признание в известной мере юридическойсилы за действиями раба позволяли рабовладельцу шире эксплуатировать раба нетолько для выполнения различных физических работ, но и для совершения через егопосредство юридических действий, а это было важно для рабовладельцев по мереразвития рабовладельческого способа производства и роста товарно-денежныхотношений.
      Разумеется, такое примитивное построение — по сделкам раба права приобретаютсягосподином, а обязанности ложатся на раба (у которого ввиду егонеправоспособности получить нельзя) — не могло сохраниться с развитием торговлии с усложнением хозяйственной жизни. Желающих вступать в сделки с рабами приполной безответственности по этим  сделкам самого рабовладельца нашлось бынемного. Правильно понятый интерес рабовладельца требовал, чтобы третьи лица, скоторыми вступал в деловые отношения раб, могли рассчитывать на возможностьосуществления своих прав по сделкам с рабами. Поэтому претор ввел ряд исков,которые давались как дополнительные (к не снабженному иском обязательствусамого раба), против рабовладельца.
      Факты выделения имущества в самостоятельное управление раба стали с развитием хозяйственнойжизни расценивать как согласие домовладыки нести в пределах пекулияответственность по обязательствам, которые принимались рабом в связи спекулием. Таким образом, если сделка совершена рабом на почве управлениявыделенным ему пекулием, рабовладелец отвечал перед контрагентом раба actio depeculio, в пределах пекулия (если раб, имея пекулий в сумме 500, купил что-тона 700, к его господину продавец мог предъявить иск только в сумме 500).Впрочем, если господин получил по сделке раба увеличение имущества, такназываемое обогащение, в большей сумме, он отвечал в пределах обогащения (ноуже по другому иску: actio de in rem verso, буквально — иск о поступившем вимущество).
      Если господин назначил раба приказчиком (institor) в своем торговом предприятииили вообще приставил его к такому делу, с которым неизбежно связано совершениесделок, рабовладелец отвечает по сделкам, относящимся согласно общепринятымвзглядам к кругу деятельности данного приказчика и т.п. Например, еслираб-приказчик закупил товар для предприятия и не расплатился за него, господиннесет ответственность по actio institoria в размере стоимости товара; на еслираб по просьбе покупателя принял от него вещи на хранение, господин по этойсделке, как не относящейся к сфере полномочий приказчика, не отвечает (если раббыл поставлен шкипером на корабле, иск назывался actio exercitoria).
      Наконец, если господин просто уполномочил раба на совершение той или иной сделки(т.е. дал распоряжение, iussu), контрагент раба получал против господина actioquod iussu. Если раб совершит правонарушение (например, уничтожит или повредитчужие вещи), к рабовладельцу потерпевший мог предъявить actio noxalis (noxa — вред). В этом случае рабовладелец был обязан или возместить причиненный вред,или выдать виновного раба потерпевшему для отработки суммы причиненного вреда.
      Рабство устанавливалось следующими способами:
1)  рождением от матери-рабыни (хотя бы отцом ребенка было сводное лицо; наоборот,если отец — раб, а мать — свободная, ребенок признавался свободным);
2)  взятием в плен или просто захватом лица, не принадлежащего к государству,связанного с Римом договором;
3)  продажей в рабство (в древнюю эпоху);
4)  лишением свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках(присужденный к смертной казни рассматривался как раб).
      Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу).
      В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обратно в состояниерабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношениилица, отпустившего его на свободу)./>/>/>/>/>/>/>Правовое положение вольноотпущенников
      Уже с древнейших времён в Риме, как и в других рабовладельческих государствах,существовало право предоставления рабу свободы, отпущение на волю. Причин дляэтого было много.  В классическом римском праве правовое положениевольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпустившего навалю:например, раб, отпущенный на свободу квиритским собственником, приобретал праваримского гражданина, а отпущенный на свободу лицом, право собственности,которого опиралось не на цивильное лицо, а на преторский эдикт, приобреталтолько латинское гражданство. При Юстиниане эти различия были сглажены: еслиманумиссия выполнена в соответствии с законом, вольноотпущенник становилсяримским гражданином.
      Однако, даже приобретая римское гражданство, вольноотпущенник (или либертин) посвоему правовому положению не вполне приравнивался к свободнорожденному(ingenuus).
      В области частного права существовали, во-первых, некоторые специальныеограничения правоспособности вольноотпущенника; например, до Августавольноотпущеннику запрещалось вступать в брак с лицом свободнорожденным;запрещение брака  вольноотпущенника с лицом сенаторского звания сохранялосьвплоть до Юстиниана. Во-вторых, либертин находился в зависимости от своегобывшего господина (именовавшегося его патроном).
      Так, патрон имел право:
а)  на obsequim, почтительность либертина в отношении патрона; это имело, например,практическое значение в том отношении, что вольноотпущенник не мог вызвать патронана суд и, следовательно, был беззащитен против произвола патрона;
б)  на operae, выполнение услуг для патрона (по существу моральная обязанность, но онаобыкновенно подкреплялась договором и превращалась в юридическую). Обязанностьлибертина выполнять operae приводила к такой эксплуатации, что претор былвынужден все-таки выступать с некоторыми ограничительными мерами;
в)  на bona, т.е. патрону в известной мере принадлежало право на наследование послевольноотпущенника, а также право на алименты со стороны вольноотпущенника.Такое право принадлежало в случае нужды не только самому патрону, но и егодетям и родителям./>/>/>/>/>/>/>Правовое положение колонов
      В условиях экономического кризиса IIIв. получает развитие особая категория зависимого населения – прикрепленные кземле крестьяне (coloni ) Под именем колона в классическую эпоху подразумевалиарендатора земли (мелкого фермера), формально свободного, хотя экономическизависимого от землевладельца. Распространение мелкой земельной аренды быловызвано экономическим положением Римского государства. С прекращениемзавоевательных войн, дававших Риму огромные массы рабов, прилив рабской силы приостановился,а невыносимые условия, в которых содержались рабы, приводили к тому, что ихсмертность значительно превышала рождаемость. Рабской силы перестало хвататьдля обработки земли. Процветавшее в последние годы республики плантаторскоехозяйство с рабским трудом перестало быть выгодным; римские землевладельцыстали предпочитать сдавать землю в аренду мелкими участками, нередко даже не заденежное вознаграждение, а за известную долю урожая (арендаторы-дольщики,coloni partiarii) и с возложением на арендатора также обязанности обрабатыватьи землю собственника. Эти мелкие арендаторы по  маломощности своих хозяйств вбольшинстве случаев были вынуждены прибегать к займам у своих хозяев иоказывались в долговой от них зависимости. В период абсолютной монархииположение колонов осложнилось еще в связи с налоговой политикой императоров.Колоны были обложены натуральной податью, причем в налоговых документах ониприписывались к соответствующим земельным участкам.
      Эти обстоятельства приводили к тому, что, с одной стороны, землевладелец зоркоследил за тем, чтобы его неоплатный должник-арендатор на уходил с участка, а, сдругой стороны, и государство было озабочено тем, чтобы земли не оставались безобработки и чтобы налоги с земли и подати с самого колона поступали исправно.На этой почве фактическое бесправие колонов стало превращаться в юридическоепутем издания соответствующих постановлений. В IV в. н. э. закон запретилсвободным арендаторам, сидящим на чужих землях, оставлять арендуемые участки, аземлевладельцам было запрещено отчуждать свои земли отдельно от колонов,сидящих на них. В результате колоны из свободных (хотя бы формально-юридически)людей превращаются в крепостных, в “рабов земли”. Колонат в этом смысле былзародышем феодализма.
      На положение крепостных переводились иногда покоренные народы, переселявшиесяна римскую территорию. В некоторых провинциях (например в Египте) подобногорода отношения были  известны еще до завоевания этих провинций Римом. В колонатперерастало иногда также и пользование пекулием со стороны рабов, которыеприкреплялись в этих случаях к земельным участкам. Последнее обстоятельство ещеболее стирало различия между рабом и крепостным колоном. Колон становится лицомхотя и свободным, но очень близким по социальному и юридическому положению крабу. Колон становится связанным с землей, которую он сам по своей воле неможет оставить и от которой не может быть оторван против своей воли. Колонимеет право вступить в брак, иметь собственное имущество. Но он прикреплен кземле, притом не только лично: дети его также становятся колонами. Подобнорабам колоны могли в отдельных случаях отпускаться на свободу, но этоосвобождение означало для них и “освобождение” от земельного участка, которымони кормились.
     
 
/>/>/>/>/>/>/>Заключение
Таким образом,подведём краткие итоги:
Вримском праве различалось несколько категорий лиц – personae.
Persona– это токачество, в котором отдельный индивид предстоит перед законом или находится вотношении с другими лицами. Лицо – это всегда ипостась конкретного человека.Римское право не знало юридических лиц в современном понимании этого термина.
По природе всеравны, говорят римские юристы, однако по праву народов все люди являются либосвободными, либо рабами.
1.Servi – рабы – фактически не могли представлять собою лицо с точкизрения права. Это скорее вещь, которая участвует в обороте. Эта вещь не можетбыть ничейной. Рабом человек мог родиться (если его родители, или хотя бы однамать, были рабами), мог стать (в результате захвата в плен, продажи в рабствоили осуждения на смерть или каторжные работы). Раб был беззащитен передзаконом, и решения по поводу правонарушений, совершенных рабом, были в рамкахimperium магистрата или potestas господина. Господин имел полную власть надрабом, которая, впрочем, была ограничена рядом императорских рескриптов. Рабмог совершать сделки от имени господина, при условии, что они не ухудшаютположение последнего. В целях развития хозяйства рабу часто выдавалось в управлениенекоторое имущество – peculium.
Освобождение раба осуществлялось посредствомфиктивного процесса manumissio vindicta. Раб мог также быть освобожденпо завещанию или внесением в списки ценза. Однако вопрос римского или дажелатинского гражданства раба носил характер общественный и не зависел от волигосподина, поэтому отпущенный на свободу не становился автоматическигражданином. Права на гражданство давала только iusta manumissio, проводимая поопределенным правилам. На такого типа manumissio налагались законные ограничения.Например, manumissio не могла быть совершена во вред неоплатным кредиторам, господинне мог отпустить более половины (и в целом более 100) рабов и т.д.
2. Liberti – вольноотпущенники – отличались отсвободнорожденных римских граждан по объему личных прав. В частности, онинаходились в определенной зависимости от бывшего господина и его семьи. Либертне мог обвинять патрона или его детей в публичных преступлениях, должен былоказывать им определенные – фиксированные заранее – услуги. Невыполнение этихусловий могло привести к вторичному закабалению либерта. Однако дети либертабыли уже свободными.
3. Peregrini – иностранцы – не имели равныхправ с гражданами, но уже в Законах предусматривалась возможностьзаключения правильных сделок с иностранцами. Иностранцы делятся на несколькокатегорий. История формирования этого института довольна сложна и требует болееподробного рассмотрения (см. темы эссе и выступлений на семинарах). Peregriniделились на Latini prisci (древние латины, состоящие в давней дружбе с Римом),Latini coloniarii (жители римских колоний) и все остальные hostes и peregrini.Только после эдикта Каракаллы 212 г. латинское гражданство было предоставленовсему населению Империи.
Personaeмогут быть или самостоятельными или же находиться под властью других.
Среди подвластных лиц римские юристы также выделялинесколько категорий. In potestate находятся рабы, домочадцы и дети. In manuнаходится законная супруга. In mancipio пребывает подвластный, переданныйдругому домовладыке (подробнее – см. тему «Семейно-правовые отношения»).Все эти категории лиц находятся в чужой власти – in alieni iuris.
Persona sui iuris – это лицо, которое никому не подвластно. Практически в древнейшую эпохутаковым являлся только господин большой патриархальной семьи. Persona suiiuris обладает полным объемом гражданских прав, которые состоят из трехстатусов — status libertatis, status civitatis, status familiae. Лишениеодного из этих статусов приводит к умалению правоспособности (capitisdeminutio), соответственно, maxima (утрата свободы), media (утратагражданства), minima (смена или утрата статуса внутри familia). />/>/>/>/>/>/>Списоклитературы:
 1.Дождев Д.В. римское частное право. М., 1997.
 2. Новицкий.   И.Б.  Основы римского гражданского права. Учебник
    М.: Зерцало, 2000.
3.Римское частное право: / Под ред. проф. И.Б.Новицкого и проф. И.С.Перетерского,-                                                                                  М.: Юристъ, 1996.
4.Черниловский З. М..   Лекции по римскому частному праву. – М.: Юрид. лит. 1991.